Декоративная каллиграфия Ренессанса |
Ренессанс: "белая лоза"
Термином "Ренессанс" называют 200-летний период с середины XIV до середины XVI в. Его ввели в обиход итальянские ученые-гуманисты, в частности Франческо Петрарка (1304-1374), Поджо Браккиолини (1380-1459) и Никколо Никколи (1364-1437), работавшие во Флоренции и Риме.
Ренессанс означал возрождение классического искусства, разительно отличавшегося от искусства предшествовавшего ему готического периода. В этот период происходит реформирование оформления книг, а также шрифтов.
Ученые-гуманисты изучали классические тексты, переписанные в каролингский период. По сравнению с элегантностью и простотой, свойственной этим манускриптам, готические шрифты казались неудобочитаемыми.
Данс Скотус: "Рассуждения о словах Петра Ломбардского" (Италия, Неаполь, ок. 1480-1485)
В сложный бордюр из белых лоз вписаны геральдические эмблемы первого владельца манускрипта, а также изображения различных животных и путти. На большой миниатюре изображен монах-писец за работой. Разноцветные медальоны, окруженные узором, расположены несимметрично, однако страница выглядит визуально сбалансированной.
Ученые начали разрабатывать легкий для чтения округлый рукописный шрифт, с заглавными буквами, украшенными рисунками в стиле "белой лозы" и такими же бордюрами, подражая более ранним манускриптам.
Истоки этого стиля, с переплетенными узорами из виноградных лоз, следует искать в манускриптах оттоновского периода, хотя между ними есть значительные различия. Виноградные стебли в узорах "белая лоза" не выходят из буквы, а самостоятельно образуют узор, обвиваясь вокруг массивных буквиц в романском стиле. Часто их оставляли незакрашенными, чтобы виден был пергамент, и украшали группами из точек, расположенных по три на интенсивном цветном фоне. Иногда эти точки выполняли золотой краской, отполированной до блеска.
De Bello Gallico (Италия, Флоренция, ок. 1460-1470)
Переплетающиеся стебли винограда окружают текст только с трех сторон, открытое пространство делает страницу более воздушной по сравнению с предыдущей иллюстрацией. Характерные для этого стиля животные, путти и геральдические символы вписаны в сложный узор, который компенсирует простоту шрифта. Позолоченная буквица украшена иллюстрацией, изображающей цезаря на коне.
Узоры были двухмерными и не всегда симметричными; стебли вырастали и разветвлялись из одного или двух оснований, цветовое решение уравновешивало дизайн. Участки, раскрашенные золотой краской, контрастировали с ярким блеском отполированных позолоченных букв.
Стиль флорентийских гуманистов широко распространился по всей Италии и Европе, отчасти это произошло благодаря активной деятельности торговцев книгами и коллекционеров. Многие выдающиеся писцы того периода были не профессионалами, как того следовало ожидать, а священнослужителями или нотариусами.
Толкование псалмов Давида: Августин Гиппонский (Италия, Неаполь, ок. 1478)
Это толкование псалмов, переписанное Родольфо Бранкалупо, - отличный пример шрифта гуманистов, основанного на шрифтах каролингских манускриптов XII в., которые ученые Ренессанса принимали за античные. Высота строчных букв достаточно велика относительно ширины пера, поэтому текст удобен для чтения. Буквы заголовков квадратные, с элементами унциального шрифта.
По материалам книги Маргарет Морган "Буквицы. Энциклопедия"
Рубрики: | Книги |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |