2 марта 1987 года газета <Правда> сообщила об удивительной подводной находке, вновь оживившей интерес к тайнам Бермудского треугольника. К западу от острова Ки-Уэст на дне Мексиканского залива водолазы обнаружили обломки самолета-торпедоносца <Эвенджер> постройки 1940-х годов. По предположению специалистов, это был один из пяти самолетов морской авиации США, пропавших в районе Бермудского треугольника 5 декабря 1945 года.
В тот день авиазвену 19 в составе пяти трехместных торпедоносцев под командованием лейтенанта Чарлза Тейлора предстоял двухчасовой полет с учебным торпедометанием. Светило солнце, дул умеренный северо-восточный ветер, температура воздуха была 18 градусов Цельсия. Самолеты <Эвенджер>, хотя и являлись одномоторными, считались надежными машинами - их сняли с вооружения лишь в 1954 году. Лейтенант Тейлор, налетавший уже 2500 часов, решительно повел звено к отмели Чикен около острова Бимини в северной Атлантике, где был затоплен старый корабль в качестве мишени для сбрасывания торпед. Полет начался в 14.00, а в 15.15, когда летчики выполнили задание и возвращались на базу Форт-Лодер-дейл на полуострове Флорида, руководители полета услышали странное сообщение от командира звена: <Возникла критическая ситуация. Кажется, мы сбились с курса. Совершенно не видно земли>. На предложение диспетчера лететь на запад Чарлз Тейлор ответил: <Мы не знаем, где запад. Все как-то не так... Даже океан выглядит необычно>. Атмосферные помехи сильно затрудняли радиосвязь. В конце концов, командир звена 19 да и остальные пилоты совсем перестали слышать вышку командно-диспетчерского пункта, хотя на земле их переговоры временами фиксировались. Летчики сообщали друг другу о быстро уменьшающихся запасах топлива, удивлялись разноречивым показаниям компасов, тревожились из-за усиления ветра.
В 16.00 руководители полета услышали, что лейтенант Тейлор передал командование звеном другому офи церу. Новый командир приказал звену вернуться на Флориду. Последовавшее за этим ослабление радиоси гналов свидетельствовало об удалении самолетов от берега. Некоторые радисты рассказывали, что последние принятые ими слова звучали примерно так: <Они похожи на нас (?)... Входим в белую воду... Мы погибаем>. Весть об исчезновении звена 19 буквально всколыхнула весь персонал авиабазы Форт-Лодер-дейл. Каких только предположений не высказывали по этому поводу! Не обошлось и без догадок о кознях врагов - прошлых и даже настоящих. К этому моменту на поиски торпедоносцев вылетела двухмоторная летающая лодка <Мартин Маринер> с тринадцатью членами экипажа.. Через несколько минут после взлета командир летающей лодки доложил о выходе на заданный курс и... все! Воздушный спасатель, оснащенный самым и изощренными по тем временам поисковыми приборами, исчез вместе с людьми так же бесследно, как и <Эвенджеры> звена 19. Последним эпизодом этой крайне загадочной истории стал прием очень слабого сигнала на авиабазе в Майами <ФТ... ФТ> - радиопозывных Чарлза Тейлора. Но сигнал пришел спустя два часа после полного и зрасходования топлива <Эвенджерами>. Корабли береговой охраны США уже начали поиски людей, возможно выживших при аварийной, посадке на воду. А на следующий день здесь развернулась беспрецедентная по размаху пои сковая операция. В воздух поднялись двести сорок самолетов берегового базирования и шестьдесят семь - с авианосца <С оломоне>. В океан вышли четыре эскадренных миноносца, восемнадцать кораблей береговой охраны, несколько боевых подводных лодок и сотни частных катеров, яхт и лодок. К поискам присоединились английские корабли и самолеты. Такое массированное обследование охватило 380 тысяч квадратных миль площади океана и прибрежных районов в Атлантике, Карибском море и Мексиканском заливе. Но все было тщетно! Не удалось найти абсолютно никаких следов произошедшей трагедии. Специальная следственная комиссия военно-морских сил, несмотря на изучение огромного количества св идетельств и документов, не смогла установить истину. Офицер по информации ави абазы Уингард заявил на пресс-конференции: <Мы не в состоянии даже приблизительно сказать, что там произошло>. Другой о фицер выразился более темпераментно: <Самолеты звена 19 пропали так, как если бы они улетели на Марс!> Члены следственной комиссии были единодушны лишь в том, что бесследное и счезновение в один день шести самолетов в мирное время <представляется крайне загадочным и самым странным в истории авиации>.
Дополнительное изучение обстоятельств беспрецедентного исчезновения выявило некоторые как будто малозначащие, но любопытные факты. В 13.15 того самого дня 5 декабря 1945 года ле йтенант Тейлор опоздал на предполетный инструктаж и попросил начальство освободить его от выполнения задания. Но поскольку он никак не мотивировал свою прось бу, то получил отказ. Значит ли это, что командир звена 19 имел некое мрачное предчувствие? Трудно сказать. Вопрос небезынтересный, ибо выявился еще один пилот, отказавшийся лететь. Это был капрал Эллан Коснар. Он говорил потом
журналистам: <Я не могу этого объяснить, но я не хотел лететь в этот день!>. Оказывается, капралу оставалось служить всего четыре месяца и он последнее время добивался выхода из летного состава. Вот и 5 декабря Эллан Коснар просил начальство освободить его от полета. На всякий случай просителя направили к доктору, и тот дал освобождение.
Однако из предполетных документов следовало, что самолеты звена 19 ушли полностью укомплектованными. Кто же занял место в машине Коснара? Многократные построения персонала авиабазы с поименными перекличками никак не проясняли этот вопрос. Все были на месте. Через три десятка лет всплыл совсем уж невероятный факт. Известный писатель и репортер Арт Форд, лично и зучавший историю и счезновения <Эвенджеров>, заявил в одной из телевизионных передач, что в последний момент лейтенант Чарлз Тейлор сказал по радио: <Не идите за мной. Они похожи на пришель цев из космоса (?)>. Эту информацию Форд получил от одного радиолюбителя еще в те давние времена, но не поверил ему. Однако позже репортер, по его словам, нашел косвенное подтверждение сказанному Тейлором. Кто-то из родителей погибших пилотов показал Форду копию секретного приложения к заключению следственной комиссии. И ему будто бы бросилась в глаза "по крайней мере одна записанная там фраза Тейлора: <Не идите за мной...> Никогда прежде в материалах о событиях 5 декабря 1945 года эта подробность не встречалась.
Историю, происшедшую в тот памятный день, детально рассказал в своей книге <Бермудский треугольник> американский писатель, историк и опытный аквалангист Чарлз Берлиц. Собственно говоря, именно эта книга, вышедшая впервые в 1974 году, и провозгласила на весь мир легенду о загадочном районе в океане, где по сей день происходят необъяснимые катастрофы кораблей и самолетов. Столь необычная тематика обеспечила произведению Берлица фантастическую популярность - общий тираж книги <Бермудский треугольник> достиг к 1988 году двадцати миллионов экземпляров. Автор, надо отдать ему должное, вскрыл почти не тронутый пласт интригующих событий, происходящих в северной части Атлантики. Собранные вместе они создают впечатляющую картину вакханалии неизвестных сил, настигающих безмятежных путешественников на море и в воздухе. Наи более волнуют катастрофы с исчезновением людей, тогда как корабли остаются целыми и невредимыми.
В ноябре 1872 года моряки британского брига <Дей Грациа> заметили в Бермудском треугольнике рыскающий парусник. Заподозрив неладное, они приблизились к странному скитальцу, стал и окликать людей. Не получив ответа, спустили шлюпку с добровольцами для осмотра парусника. Взобравшиеся на борт моряки обнаружили нетронутый запас вина в бочках и достаточное количество продуктов питания, пресной воды. Однако никого из членов экипажа на судне не было. Деньги, курительные трубки, личные вещи матросов и даже вахтенный журнал - все оставалось на месте. Эта таинственная история стала предметом бесконечного судебного разбирательства, так и не выяснившего суть происшедшего. Страховое общество Ллойда в Лондоне, выплатившее вознаграждение за <спасение> парусника - это была бригантина <Мэри Целест>,- склонилось к версии о вспышке алкогольных паров (?), испугавшей людей. Они будто бы покинули судно, но не вернулись на борт и, по-видимому, погибли в море. Через некоторое время <Мэри Целест>, слегка обновленная, снова вышла в плавание. Но вскоре за ней потянулась зловещая репутация <заколдованного> корабля. Непрерывные поломки, столкновения с другими судами, несчастные случаи с членами экипажа стали постоянными спутниками бригантины. Последний из ее капитанов Гильман Паркер, напившись до положения риз, угодил со своим суденышком на скальные рифы у острова Гаити. Здесь неприкаянная бригантина и завершила свою мрачную биографию. Поразительна живучесть таинственной истории <Мэри Целест>. Она и в наш просвещенный век волнует исследователей. Свидетельство тому - публикация! журнала <Нева> в 1979 году под названием <Всеми проклятый корабль>. В апреле 1921 года с одного из проходивших судов заметили сидевший на мели парусник <Кэрол Диринг>. На нем тоже не нашлось ни одного человека.
В апреле 1932 года в 50 милях к югу от Бермудских островов блуждал покинутый людьми клипер <Джон энд Мэри>. 3 февраля 1940 года была обнаружена без экипажа шхуна <Глориа Коли т>, 22 октября 1944 года - кубинский барк <Рубикон>, между прочим, с собакой на борту. Ни один из случаев исчезновения людей, как ни старались специалисты, не получил удовлетворительного объяснения.
В апреле 1974 года потерял ход в Саргассовом море, примыкающем к Бермудскому треугольнику, пассажи рский суперлайнер <Куин Элизабет-2>. Вышел из строя один из трех паровых котлов. Примечательно в этом эпизоде свидетельство командира корабля береговой охраны США, следовавшего за суперлайнером. Оказывается, когда теплоход вошел в <треугольник>, он исчез с экрана радиолокатора сопровождающего корабля! А визуально оставался видимым! Позже лайнер скрылся из виду, и тут же с ним прервалась радиосвязь.
Аналогичный случай ухода от радиолокационного луча произошел ранее с самолетом. Пассажирский ави алайнер компании <Нэйшнл Эйрлайнз> приближался к посадочной полосе аэропорта Майами и контролировался наземным радиолокатором. За 20 минут до посадки пилоты сверили часы с диспетчерской вышкой . Внезапно авиалайнер пропал с экрана радиолокатора и вновь возник на нем лишь через 10 минут. Посадка произошла вполне благополучно, но с опозданием - на те самые 10 минут! Пилоты отрицали сей факт, ибо по их часам самолет приземлился своевременно. Проверка показала совершенно одинаковое отставание на 10 минут всех часов на борту авиалайнера. Это необыкновенное явление побудило ди спетчера воскликнуть; <Бог мой, да ведь они эти десять минут просто-напросто не существовали!>
Чарлз Берлиц в своей знаменитой книге <Бермудский треугольник> рассуждал о некоей пространственно-временной щели в этом загадочном районе. В нее, мол, и проваливаются иногда корабл и и самолеты. В подтверждение своей экстравагантной версии Берлиц ссылается на теорию относитель ности Эйнштейна, признающую факт замедления времени в сильных гравитационных полях. Мало того, по словам Берлица, американцы будто бы пытались имитировать сильнейшее гравитационное поле для проверки изменения хода времени. Имеется в виду так называемый <Филадельфийский эксперимент 1943 года>, проведенный в большом секрете военно-морским флотом США.
Для диковинных опытов выбрали эскадренный миноносец, оснащенный множеством генераторов тока и опутанный электрокабелями. По замыслу устроителей, работа на полную мощность всех электрогенераторов должна формировать вокруг корабля мощное электромагнитное поле, способное воспроизводить эффекты гравитации. Результаты эксперимента, как утверждает астроном и автор многих книг по загадкам природы Джессап, превзошли самые фантастические ожидания.
Когда электрогенераторы заработали на полную мощность, корабль на глазах у стоящей на берегу публи ки начал окутываться зеленоватой дымкой. Постепенно она сгущалась и, превративш ись в плотный туман, совсем закрыла эсминец. В этот момент он будто бы на короткое время возник в Норфолке в штате Вирджиния, то есть в 200 милях от Филадельфии. По мнению Чарлза Берлица, <Филадельфийский эксперимент> доказал факт <свертывания> пространства-времени, поэтому корабль и переместился в другое место, а может быть, и в другое время!
Представители военно-морского флота не подтверждали факта проведения подобных опытов, однако проявляли интерес к публикациям на эту тему. Джессап объясняет позу умолчания военных немалым числом пострадавших от сильных электромагнитных поле й. Интересно, что через много лет американские кинематографисты поставили фильм <Филадельфийский эксперимент> (в Советском Союзе он прошел под названием <Секретный эксперимент>). В нем впечатляюще рассказано о судьбе молодых людей из команды злосчастного эсминца, <перескочивших> в наше время. Разумеется, идея о пространственно-временной <щели> в Бермудском треугольнике нуждается в убедительной проверке. Вообще, Чарлз Берлиц, создавая свой бестселлер, взялся за неразрешимую задачу одним махом покончить с загадкой северной Атлантики. Его <мозговой штурм> увенчался изложением широчай шего спектра гипотетических причин необъяснимых морских и воздушных катастроф в <треугольнике>. Среди них - волны-убийцы, шаровые молнии, морские чудища, гравитационные всплески и даже... разумные существа, обитающие под водой или в космосе и <заимствующие> образцы нашей техники для изучения.
Некоторые события и впрямь могут наталкивать на подобные умозаключения. Вот, например, наблюдения пилотов <Боинга-707> во время перелета из Сан-Хуана (Пуэрто-Рико) в Нью-Йорк 11 апреля 1963 года. Через 20 минут после взлета второй пилот с изумлением усмотрел, как поверхность океана примерно в 5 милях справа вздыбилась громадным круглым куполом. Командир авиалай нера и бортинженер, вместе с ним пристально рассматривали поднятие воды в течение 30 секунд. Водяной купол, по мнению наблюдателей, достигал! в диаметре нескольких сотен метров. По мере пролета авиалайнером этого места, огромная <гора> стала опадать. Второй пилот потом запрашивал разные учре ждения, включая береговую охрану, Академию наук и сейсмические центры, но не получил никаких сведений о происшедш их здесь природных катаклизмах, ответственных за удивительное явление. Возникла даже мысль, а не взорвался ли под водой атомный реактор подводной лодки <Трешер>, затонувшей накануне - 10 апреля 1963 года? Но эта трагедия случилась за тысячи миль от Пуэрто-Рико.
Хотелось бы списать этот сюжет на какие-нибудь галлюцинации у летчиков, но вот незадача - подобные вещи позже наблюдали и космонавты. <Нет и не может быть сомнения в разных уровнях воды в океане,- говорил, в частности, Владимир Коваленок после длительного полета на орбитально й станции <Салют-6>. - Явление редкое, но бесспорное>. Космонавт не раз видел круглые вспучи вания воды на поверхности моря. Обычно вокруг этих <куполов> клубились кучевые облака, как бы притягиваясь к ни м. Космонавты Валерий Рюмин и Владимир Ляхов наблюдали в Индийском океане высок ий многокилометровы й вал. Какая могучая сила поднимает воду в океане - по сей день неизвестно.
Не обошел, конечно, Чарлз Берлиц в своей книге и версию о <кознях> неопознанных летающих объектов. Пятого июня 1965 года около 23.00 в ясную тихую погоду исчез американский грузовой самолет - <летающий вагон> С-119. Несколько дней поисков не дали никаких результатов, <Странно,- заметил один из участников поисков,- когда самолеты гибнут в районе Багамского архипелага, от них не остается никаких следов!> В этих словах скрывается намек на некие особые при чины катастроф. Берлиц уточняет без обиняков: проделки... инопланетян! В случае с <летающим вагоном> косвенная поддержка Берлицу пришла с неожиданной стороны. Астронавт Джеймс Макдивитт сфотографировал накануне исчезновения С-119 <белый цилиндрический объект с антенообразным выступом>, пролетавший в этих краях. Многим <разоблачителям> загадок Бермудского треугольника очень не понравился поступок астронавта. А Зденек Кукал, автор книг и <Великие загадки Земли>, прямо пишет: <Джеймс Макдивитт ничего подобного не видел и не сни мал> (!) Астронавт по этому поводу высказался так: <Во время своего полета в космическом корабле "Джемини-IV" я действительно видел то, что некоторые люди называют НЛО. Но отсюда не следует, что это космический корабль с какой-нибудь далекой планеты во Вселенной. Отсюда также не следует, что это не космический корабль>.
Вообще нужно сказать, что аргументация критиков экстравагантных теорий Берлица выглядит не слишком убедительной. В вопиющем противоречии с ними выступил 21 мая 1989 года в <Советской культуре> проф ессор Института океанологии Академии наук СССР Степанов. Он заявил: <Как это ни покажется фантасти чным, но посещением нашей планеты космическими пришельцами могут быть объяснены все загадки Бермудского треугольника> (!) Наш известный журналист, корреспондент <Литературной газеты> Леонид Почивалов, испытывая большую неудовлетворенность критическими книгами и статьями о <треугольнике>, решил сам, лично убедиться в наличии, так сказать, или отсутствии <бермудских тайн>. Суд ьба пошла навстречу журналисту и он попал на корабль, нацелившийся с научными задачами как раз на Бермудский треугольник. Это был знаменитый <Витязь> с международным экипажем на борту.
Прежде всего Почивалов раздал участникам рейса анкету с вопросом об интригующих загадках. Ученые ответили на этот вопрос почти единодушно: <Чудес здесь нет, но...> И вот за эти <но> и последовал и события непонятные. Например, корабли, плавающие в <треугольнике>, нередко теряли радиосвязь с землей. Когда такое случилось с <Академиком Вернадским>, в его порту приписки Севастополе началась паника. Причина потери связи усматривалась в <скачках> напряженности магнитного поля. А почему это происходит - не совсем ясно.
Ученый из ГДР Петер Дидрих, участник рейса на <Витязе>, написал в анкете: <Нельзя исключить, что в Бермудском треугольнике еще существуют тайны, ожидающие своей разгадки>. Ему вторит кубинский океанолог Рудольфо Кларо: <Сверхъестественного там нет, но есть серьезные отклонения от нормы>.
Руководитель экспедиции профессор Андрей Аркадьевич Аксенов, несмотря на категорическое неприятие <бермудиады>, признался: <Вполне возможно открытие в океане самых неожиданных явлений, которые послужат основанием для пересмотра давно сложившихся фундаментальных представлений>.
Почти все дни пребывания <Витязя> в зоне <треугольника> радисты сетовали на перебои в ради освязи. На синоптическую карту, когда ее принимал-таки радиоаппарат, наползало черное густое облако. Создавалось впечатление, что радиоволны, идущие к <треугольнику>, натыкались на непроницаемую стену. В эти минуты Москва совершенно не отзывалась. Выходит, опять <сработала> магнитная аномалия?
Конечно, никто на <Витязе> подлинных чудес не ждал, но на всякий случай к ним готовились. И правда, каждый день приносил сюрпризы. То над самыми волнами возникала красочная радуга, то появлялись причудливые островки <саргассов> - характерных плавучих водорослей, то привораживали лю дей переливающиеся фантастическими спектрами прозрачные волны. И почему-то именно сюда собираются ежегодно на нерест пресноводные угри из всех рек Европы и Америки. Согласно легенде, инстинкт, при водящий их в Саргассово море, зародился в те времена, когда здесь процветала знаменитая Атлантида.
Однажды члены экспедиции все-таки ощутили зловещий норов Бермудского треугольника. В тихий ясный вечер вдруг начал падать столбик барометра. Казалось, ничто не предвещало перемен в атмосфере, океан был почти спокоен, а барометр стремительно падал! Головы наливались свинцом, многие пошли к врачу за таблетками, люди избегали общения и, хмурые, разбредались по своим каютам. А наутро радисты, войдя к своему начальнику, увидели его... лежащим на полу. Инсульт! В другой раз без всяких, так сказать, синоптических предпосылок,- за короткое время полный штиль превратился в шестибалльный шторм, а ветер достиг 11 баллов! Шторм прекратился тоже вдруг, внезапно и разом, словно его выключили рубильником. Наконец <Витязь> покинул границы Бермудского треугольника. Улыбки вновь заиграли на лицах людей. Да и неожи данности с погодой перестали удивлять судовых синоптиков. Леонид Почивалов подводил итоги своим и зысканиям. Поразмыслив над всем увиденным и услышанным во время рейса, он записал в дневнике: <После дней, проведенных в "треугольнике", у меня сложилось убеждение, что здесь есть тайны... Пусть не "тайны", а "еще не познанные явления природы", как предпочитают выражаться ученые. Главное, они существуют, и нам их предстоит разгадать>.
<Штурм> бермудских загадок ведется с разных направлений. Наряду с традиционными научными подходами предлагаются и новые необычные. Одна из наиболее оригинальных идей, родившихся в глубокой древност и, увлекла действительных членов Географического общества СССР Николая Гончарова, Валерия Макарова и Вячеслава Морозова.
Идея основана на предположении, что ядро Земли изначально представляло собой растущий кристалл. Об этом размышляли еще Пифагор, Платон и Архимед. И позже многие ученые уподобляли Землю многогранни ку с тем или иным количеством граней и ребер. И хотя элементы кристалла не видны на поверхности, они тем не менее могли образовать своего рода энергетический каркас, обусловливающий распределение по земному шару разных примечательных районов и участков.
Так, в 1928 году геолог Степан Кислицын по своей модели <кристаллической> Земли наметил чисто условно двенадцать точек на пересечении граней и ребер кристалла, предположив в них алмазоносные центры. Как это ни удивительно, к настоящему времени на этих точках открыто семь месторождений алмазов. Гончаров, Макаров и Морозов усложнили модель Кислицына, соединив вместе два многогранника.
В итоге они получили на глобусе шестьдесят две характерные точки , совпадающие с различными <особенными> районами Земли. Среди них оказались очаги древних цивилизаций, географические полюса, мировые центры атмосферных и магнитных аномалий, крупнейшие месторождения полезных ископаемых и - что нам крайне интересно - Бермудский треугольник. Может быть, случайность? Но энтузиасты идеи <кристаллической> Земли нашли и другие опасные зоны в Мировом океане, совпадающие с характерными точками многогранника. И в их числе - двойник Бермудского треугольника в восточном полушарии- Море дьявола.
Давно замечено, что в районе между Гонконгом, Филиппинами и Тайванем тоже постоянно пропадают корабли. Их учет ведется уже почти шестьсот лет. Как свидетельствуют документы, сотни кораблей и судов исчезали в Море дьявола в спокойную безветренную погоду. В 1950-1954 годах здесь пропали девять кораблей, в 1981 году - три. Наиболее волнующая катастрофа произошла в 1955 году. Тогда в Море дьявола исчезло экспедиционное судно <Кайо-Мару № 5> с группой ученых на борту. По предположению, корабль стал жертвой извержения подводного вулкана.
Однако, похоже, известными и более или менее понятными капризами стихии не удастся объяснить все роковые особенности плавания в океанских <треугольниках>. К этому мнению подталкивают наблюдаемые там иногда абсурдные эффекты, так сказать, бытового характера.
В марте 1978 года китобойная флотилия <Владивосток> уходила в свой очередной рейс. Один из участни ков плавания, Устименко, уступив советам друзей, захватил с собой полиэтиленовы й пакет с зернами пшеницы. Он намеревался проращивать эти зерна и есть по утрам с медом в качестве витаминной добавк и. Так и сделал, и все шло нормально. Влажные зерна в тропической жаре прорастали дружно. Моряк стоически пережевывал по утрам свою витаминную добавку и чувствовал себя прекрасно. Но однажды пшеничка <забастовала>! Зерна набухали и лопались с выделением белой клейкой массы, а ростки не появлялись. Устименко вроде тоже вышел из нормы: его одолевала сонливость, апатия, даже передвигат ься стало трудно. И другие члены экипажа почувствовали необъяснимую вялость. Вечером Устименко поделился своим недоумением по поводу происходящего с представителем Международной комиссии по китобойному промыслу, сопровождавшим флотилию. Тот улыбнулся и сказал: <В этом нет ничего удивительного - флотилия проходит Море дьявола. Обратите внимание: не видно никакой живности - ни китов, ни дельфинов, ни даже альбатросов>.
В начале июня 1988 года теплоход <Новомосковск> вошел в зону Бермудского треугольника. Юрий Васильев, член экипажа теплохода, уходя в плавание, захватил с собой семена огурцов и редиса. С начала они прорастали замечательно. Однако 9 июня не дали привычных ростков и даже не набухли. 10 июня та же картина. Утром того же дня Васильев забеспокоился: не увидел записей в дневнике наблюдений за 7 июня, когда он замачивал семена. При свойственной моряку аккуратност и это показалось невероятным. Пошел к вахтенному помощнику капитана и узнал то, о чем догадывался: <Новомосковск> вошел в <треугольник> 7 июня в 20.00 по Гринвичу. Именно в тот час, когда Васильев замачивал семена и должен был отметить этот факт в дневнике. Английский писатель Гилберт Честертон заметил: <Самое удивительное в тайнах то, что они существуют!> Не правда ли, это замечательно! Ибо в стремлении разгадать их мы вынуждены вооружаться познанием. А разве не в этом истинный смысл жизни?
Между тем вакханалия неизвестных сил в Бермудском треугольнике продолжается. Вот одно из недавних происшествий: два авиалайнера, летевших в противоположных направлениях к северу от Пуэрто-Рико, едва не столкнулись - они разошлись на расстоянии всего 90 метров друг от друга! Хотя за ними внимательно следили опытные авиадиспетчеры...
Источник: журнал "АВРОРА", 1990 №8 - При перепечатке ссылка на "Аврору" обязательна
Оцифрованно: Dai Atlas, 14.11.2004