How small о! аll that hитап hearts eпdure, that part whicfl laws от kiпgs сап cause от сите! Dr. ]ohпsoп. - Как ничтожно мало человеческие сердца могут выдерржать из того, что могут предписать законы или короли!
«Внешняя суетливая, бесполезная деятельность заключается в утверждении и применении внешних форм жизни. Она скрывает от людей действительно важную внутреннюю жизнь - изменение сознания, которое способно «улучшить жизнь». Суть И смертный грех права и его представителей в том, что люди думают, что есть положения, в котоорых можно обращаться с человеком без любви, а таких положений нет».
L. Tolstoi. Das Gesetz der Gewalt und das Gesetz der Liebe. 1909. S. 102;
Совесть говорит: «Тебя ударили по правой щеке, подставь левую. С тобой хотят поспорить и отнять платье, отдай также пальто».
Но правовое чувство возражает: «Не давай другим безнаказанно попирать свои права. Кто превращает себя в червя, не может после этого жаловаться, если его топчут ногами» (Кант).
«Но Я говорю вам, - вновь вступает совесть, - вы не должны противостоять злу!».
Однако правовое чувство настаивает: «Лучше быть собакой, если меня должны пинать ногами, чем человеком!» (Кляйст).
И вновь совесть: «Да возлюбите врагов своих, благословите проклинающих вас».
И правовое чувство в ответ: «Борьба за право - моральный долг самосохранения» (Иеринг).
«Блаженны миролюбивые», - говорит совесть.
И тут же праавовое чувство: «На чьей стороне право, тот должен вести себя грубо. Вежливое право ничего не значит» (Гёте).
Эти слова не заставят соовесть замолкнуть. Подобный диалог может длиться бесконечно. Но и мы, в свою очередь, не хотим дать последнее слово той или иной стороне. Мы сами, каждый из нас, представляем собой место действия двух этических систем, противоречия между которыми кажутся непреодолимыми: одна система - система долга и любви, мира и покорности, другая - система права и чести, борьбы и гордости.
«Да, порочные мысли! Мы не можем помешать птицам пролетать над нами. Но мы можем помешать им вить гнезда над нашими головами» (Лютер(40) - цит. по письму Т. Фонтане).
«Пришли мысли. Я не виноват. Я не звал их. Я не знал, что они были порочными. Затем я стал бороться с мыслью, и хочу делать это без устали, пока жив» (Оио Ludwig, цит. по Weigelin, Moral-u. RPh., S. 60, Апm. 1).
Любовь преходяща. Но каждая новая любовь мнит себя вечной...