-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в willynat

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.04.2012
Записей: 4740
Комментариев: 928
Написано: 7917


"Веселая царица была Елисавет"... часть 2

Среда, 23 Сентября 2015 г. 18:41 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова " Веселая царица была Елисавет".Часть2

 

                                                                             

                         

Как уже говорилось, Елизавета была очень приятна в общении, остроумна, весела, изящна, и окружавшим императрицу невольно приходилось следовать ее примеру, чтобы оставаться в фаворе. Само по себе это способствовало развитию высшего русского общества, вступившего на путь европейской утонченности. Разумеется, что до парижского эталона было пока далеко, однако, по сравнению с аннинским двором, прогресс был заметным и впечатляющим.

                                                        

Арест правительницы Анны Леопольдовны цесаревной Елизаветой Петровной. Середина XVIII в. Гелиогравюра с гравюры середины XVIII в. Государственный исторический музей.

                          

«Восшествие на престол Елизаветы Петровны»

Правда, и платить за него приходилось немалую цену. Известно, что Елизавета имела слабости, которые недешево обходились государственной казне. Страсть к нарядам и к уходу за своей красотой у императрицы граничила с манией. Долгое время вынужденная стеснять себя в этом смысле по экономическим соображениям, она со дня восшествия своего на престол неодела двух раз одного платья.

                             

И.О.Ридингер. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. 1740-е годы.Бумага, резец, пунктир

Танцуя до упаду и подвергаясь сильной испарине вследствие преждевременной полноты, императрица иногда по три раза меняла платье во время одного бала. В 1753 году во время пожара в одном из ее московских дворцов сгорело 4000 платьев, однако после ее смерти в ее гардеробах их осталось еще 15 000, а кроме того, два сундука шелковых чулок, тысяча пар туфель и более сотни кусков французских материй.

                            

Выезд Елизаветы Петровны.Бенуа

Елизавета поджидала прибытия французских кораблей в Санкт-Петербургский порт и приказывала немедленно покупать новинки, привозимые ими, прежде, чем другие их увидели. Она любила белые или светлые материи с затканными золотыми или серебряными цветами. Гардероб императрицы вмещал и коллекции мужских костюмов.

Цесаревна Елизавета у Преображенских казарм 25 ноября 1741г. Лансере Евгений Евгеньевич

Она унаследовала от отца любовь к переодеваниям. За три месяца после своего прибытия в Москву на коронацию она успела, по свидетельству Ботта, надеть костюмы всех стран мира. Впоследствии при дворе два раза в неделю происходили маскарады, и Елизавета появлялась на них переодетой в мужские костюмы - то французским мушкетером, то казацким гетманом, то голландским матросом. У нее были красивые ноги, по крайней мере, ее в этом уверяли. Полагая, что мужской костюм не выгоден ее соперницам, она затеяла маскированные балы, на которые все дамы должны были являться во фраках французского покроя, а мужчины - в юбках с панье.

«Цесаревна Елизавета Петровна в кордегардии Зимнего дворца»

Императрица строго следила за тем, чтобы никто не смел носить платья и прически нового фасона, пока они ей не надоедали. Однажды Лопухина вздумала явиться во дворец с розой в волосах, тогда как государыня имела такую же розу в прическе. В разгар бала Елизавета заставила виновную встать на колени, велела подать ножницы, срезала преступную розу вместе с прядью волос и, закатив виновнице две добрые пощечины, продолжала танцевать.

Знак офицерский императрицы Елизаветы Петровны, 18 век. Серебро, золото, бархат. Государственный музей-заповедник "Кремль".

Елизавета вообще была женщиной гневливой, капризной и, несмотря на свою лень, энергичной. Своих горничных и прислугу она била по щекам и бранилась при этом самым непристойным образом. Раз ей понадобилось обрить свои белокурые волосы, которые она красила в черный цвет. Сейчас же был отдан приказ всем придворным дамам обрить свои головы. Всем им пришлось заменить свои прически безобразными черными париками.

Платье женское. Шелк - Франция, 18 век, кружево - Франция, Алансон. 2-я пол. 18 века. Золотные пряденые нити, бить, канитель, блестки, плашки, вышивка. Реконструкция. ГИМ После смерти императрицы Елизаветы Петровны ее гардероб из 15 тыс. платьев был передан на изготовление церковных облачений и театральных костюмов. Настоящее платье является реконструкцией, выполненной из подобного церковного облачения - распоротого стихар, поступившего в музей 1937 г. В фондах музея "Новый Иерусалим" хранится 6 церковных предметов из той же ткани.

Все это сочеталось в ней с чрезвычайной религиозностью. Елизавета проводила в церкви многие часы, стоя коленопреклоненной, так что даже иногда падала в обморок. Но и здесь прирожденная лень давала себя знать во многих забавных мелочах. Совершая пешком паломничество в Троицу, Елизавета употребляла недели, а иногда и месяцы на то, чтобы пройти 60 верст, отделявшие Москву от монастыря.

Жалованная грамота Троице-Сергиевой лавре на вотчины в разных уездах

Она охотно уезжала с бала к заутрене, бросала охоту для богомолья; но во время этих богомолий говенье не мешало ей предаваться мирским и весьма суетным развлечениям. Она умела превращать эти благочестивые путешествия в увеселительные поездки. Совершая путешествие пешком, она употребляла недели, а иногда и месяцы на то, чтобы пройти шестьдесят верст, отделяющие знаменитую обитель от Москвы. Случалось, что, утомившись, она не могла дойти пешком за три, четыре версты до остановки, где приказывала строить дома и где отдыхала по несколько дней. Она доезжала тогда до дома в экипаже, но на следующий день карета отвозила её к тому месту, где она прервала свое пешее хождение. В 1748 году богомолье заняло почти все лето.
— Валишевский К. Дщерь Петра Великого

Случалось, что, утомившись, она не могла дойти пешком три-четыре версты до остановки, где она приказывала строить дома и где отдыхала по несколько дней. Она доезжала тогда до дома в экипаже, но на следующий день карета отвозила ее к тому месту, где она прервала свое пешее хождение. В 1748 году богомолье заняло почти все лето. Елизавета строго соблюдала посты, однако не любила рыбы и в постные дни питалась вареньем и красом, чем сильно вредила своему здоровью

Бартоломео Карло Растрелли. Императрица Елизавета Петровна. Олово, 1740-е. Музеи Московского Кремля

Но было и иное. Несмотря на своё нерасположение к труду, сделала она, тем не менее, немало. Елизавета восстановила Сенат. Отменила действие внутренних таможен, существовавших в ряде российских губерний, что способствовало объединению страны в единое целое.

Веселая царица
Была Елисавет:
Поет и веселится,
Порядка только нет.(А.Толстой)

Е. Лансере. «Елизавета Петровна в Царском Селе» (1905).

Как видим, далеко не всегда для русского человека «порядок» стоит на первом месте. Порядка при Елизавете Петровне действительно было мало, зато жилось спокойно. И тон этому спокойствию задавала сама императрица — правитель не очень трудолюбивый, нередко по-женски капризный, зато лёгкий и жизнерадостный,но сделавшая немало,уже упоминалось в первой части

Начало здесь часть 1

Не оставалась без внимания и духовная пища. Уже во время своей коронации Елизавета велела выстроить в Москве оперный театр. Оперные представления чередовались с аллегорическими балетами и комедиями. Впрочем, иноземные наблюдатели, а в особенности французы, отмечая эти новшества, жаловались на то, что изобилие роскоши не покрывает недостаток вкуса и изящества.

Предметы из Собственного сервиза императрицы Елизаветы Петровны. Санкт-Петербург. Императорский фарфоровый завод. 1756-62. Первый русский столовый и десертный сервиз. 1) Горчичница с крышкой и ложкой, солонка. (Кусково) 2) Тарелка мелкая, ложка (ГИМ) 3) Шандалы парные. (ГИМ). Императорский фарфоровый завод, начало 1760-х.

В общественных собраниях по-прежнему царила скука, мало было живости и остроумия, которые одни и могли придать раутам прелесть. Любя веселье, Елизавета хотела, чтобы окружающие развлекали ее веселым говором, но беда была обмолвиться при ней хотя бы одним словом о болезнях, покойниках, о прусском короле, о Вольтере, о красивых женщинах, о науках, и все большею частью осторожно молчали. Собственно, и роскошь по европейским меркам во многом оставалась мишурной.

Указ Сената Московскому университету об учреждении в Санкт-Петербурге Академии художеств. 10 ноября 1757. Российский государственный архив древних актов.

Настоящих дворцов, удобных для проживания, еще не было. Несмотря на свою позолоту, они скорее напоминали палатки Золотой Орды. В них не жили, а, по выражению Дугласа, скорее стояли на биваках. Строили их с изумительной быстротой, буквально за считанные недели, но при этом забывали о комфорте. Лестницы были темными и узкими, комнаты - маленькими и сырыми. Залы не отапливались. Угнетали шум грязь и теснота.

Преннер, Георг Каспар фон Портрет императрицы Елизаветы Петровны Германия, 1750-е гг. ГЭ. холст, масло 160х128 см

В будничном обиходе царили неряшливость и каприз; ни порядок придворной жизни, ни комнаты, ни выходы дворца не были устроены толково и уютно; случалось навстречу иноземному послу, являвшемуся во дворец на аудиенцию, выносили всякий сор из внутренних покоев. Да и нравы старого московского двора не совсем еще отошли в прошлое. Государыня любила посиделки, подблюдные песни, святочные игры. На масленицу она съедала по две дюжины блинов. Разумовский приохотил Елизавету к жирной украинской кухне - щам, буженине, кулебяке и гречневой каше.

Неизвестный скульптор с оригинала Б.К. Растрелли 1741-3 годов. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Барельеф, гипс крашеный. ГИМ. Середина 18 века (?). В 1741-3 гг. Растрелли выполнил парадные медальоны с погрудными портретами императора Петра I и его дочери - императрицы Елизаветы Петровны. Первоначально их отлили в олове, но в дальнейшем часто тиражировали в бронзе, чугуне и раскрашенном папье-маше.

Этим он нанес определенный ущерб красоте своей подруги. Елизавета расплылась. Впрочем, дородность в то время не считалась в России недостатком. Гораздо более, чем тонкостью талии, дорожили цветом лица. Другие излишества также расстраивали здоровье императрицы. Она редко ложилась спать до рассвета и засыпала с большим трудом, лишь после того, как начинали чесать пятки. Пробуждалась она около полудня.

       

Автор неизвестен

И когда только все успевала многих удивляло

При Елизавете учреждены коммерческий и дворянский банки, что стимулировало развитие российской экономики. Бесспорную похвалу заслужила бы от отца Елизавета за тот прогресс, что удалось достичь в области образования. Среди прочего, в 1755 году был основан Московский университет.

Придворный живописец, немецкий художник Г.Х. Гроот прославился в России как мастер небольших по формату, камерных императорских портретов. Он портретировал императрицу Елизавету Петровну (1709–1762) то на коне, то, как в этом портрете, в виде дамы в черном, держащей в руке маску. Коричневато-красный пышный занавес, на фоне которого изображена Елизавета Петровна, придает портрету парадность и торжественность. Этот портрет – типичное произведение мастера рококо, где художник концентрирует внимание на игровом моменте, преображая, видоизменяя свою героиню посредством переодевания, маскарада. Образ императрицы, повелительницы отступает перед пленительным, изящным, загадочным обликом прекрасной незнакомки в черном. Рококо впервые в отечественном искусстве открывает в образе царствующей государыни черты камерности, даже интимности, обращаясь уже не к официальной, а к частной стороне ее жизни. Справа внизу подпись: G. C. Grooth pinx. 1748. Поступила в 1931 г. из Государственного Эрмитажа. Повторение картины находится в Государственном Русском музее. Произведение записано в инвентарной книге Государственной Третьяковской галереи под номером 15170.

Приток специалистов из-за рубежа продолжался, но его поставили под строгий контроль. Ни один зарубежный врач и ни один педагог не могли заниматься частной практикой, не пройдя соответствующего экзамена и не получив разрешения. В 1746 году пришло и первое международное признание российской науки.

Жалованная грамота императрицы Елизаветы Петровны Алексею Григорьевичу Разумовскому на графское достоинство Российской империи достоинство и герб. 1 марта 1751 года. Санкт-Петербург. Рукопись 18 века. ГИМ

Сам Вольтер выразил желание поступить в члены Российской академии наук и буквально выпросил себе поручение написать историю Петра Великого.

                      

Корона Елизаветы


Елизавета многое начала, но не достроила, как и Зимний дворец. В этом она оказалась похожа на отца. Просто у каждого были свои увлечения. Пётр завёл верфи и металлургические заводы, но и любовь Елизаветы к костюмированным балам кое-что дала России. Брюссельская уроженка Тереза учредила в Москве первую фабрику нитяных кружев, национальные производители стали выделывать бархат и тафту, появились фабрики по производству шёлка и бумажных тканей, шпалер и шляп, тогда же начали в России производить краски.

Третьяковская галерея. Зал искусства 18 века.

Даже знаменитый Ломоносов занимался в ту пору не только наукой: он получил привилегию на основание фабрики разноцветных стёкол и столь любезных Елизавете бисера и стекляруса. Ломоносов основал целый завод, причём получил на это от государства и солидный кредит, и 200 крепостных душ в пользование.

А.В.Маковский «Посещение императрицей Елизаветой Петровной мастерской Ломоносова»

Елизаветинская эпоха включила в себя много противоречивого. В ту пору русские успешно воевали и именно тогда впервые взяли Берлин. Славу приобрели, а вот выгод — никаких. Вообще, в ту пору внешняя политика опиралась не на продуманный государственный курс, а являлась отражением придворных интриг.

                          

Elizabeth of Russia (Lomonosov's mosaic), 1758-1760

Лесток и Шетарди склоняли Елизавету к союзу с Францией и Пруссией, а канцлер Алексей Бестужев стоял за связи с Австрией и Англией. При этом действия всех игроков по большей части определялись взятками.

Georg Caspar Prenner 

Иностранцы изо всех сил старались перекупить друг у друга окружение Елизаветы Петровны. Вся эта мышиная возня около трона во времена Петра, учитывая его характер, была невозможна, хотя бы в силу её бессмысленности. Меншиков, конечно, с удовольствием взял бы взятку от любого, но политический курс определял только Пётр. А вот за влияние на слабохарактерную Елизавету шла постоянная борьба.

                            

Елизавета Петровна.Автор неизвестен


И последнее. Елизавета пришла к власти на волне патриотической борьбы с немцами, но вот парадокс — оставила своим преемником Петра-Ульриха, будущего императора Петра III, люто ненавидевшего всё русское и боготворившего всё прусское. Правда, та же Елизавета сумела выбрать своему преемнику в жёны такую немку, которая искренне захотела и смогла стать русской. Екатерина Великая — это тоже наследство Елизаветы.

Ге Н.Н. Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы. 1874. ГТГ

С 1757 года Елизавету стали преследовать тяжелые истерические припадки. Она то и дело лишалась чувств, а после очень тяжело приходила в себя и в течение нескольких дней чувствовала себя такой слабой, что не могла внятно говорить. В довершение несчастья на ногах у нее открылись незаживающие раны и кровотечения.

                          

Drawing of Elizabeth of Russia by G.F.Schmidt (1744, Albertina)

За зиму 1760-1761 года Елизавета только раз была на большом выходе. Всегда непоседливая и общительная, она теперь большую часть времени проводила, запершись в своей спальне. Красота ее быстро разрушалась, и это более всего удручало больную. От скуки Елизавета пристрастилась к крепкой наливке. 12 декабря 1761 года у нее явился упорный кашель и кровохарканье. Через десять дней, после нового сильного кровотечения врачи объявили, что положение императрицы безнадежно. Она исповедовалась и причастилась. Но мучительная агония продолжалась еще несколько дней. Смерть наступила 25 декабря

   

Elizabeth of Russia by painter from Toque circle(18th c, Khmelita)

Empress Elizabeth of Russia by anonymous after L.Caravaque (1750s, Taganrog)

Елизавета была последней представительницей династии Романовых по прямой женской линии; мужская линия пресеклась со смертью Петра II в 1730 году. Официальным наследником престола 7 (18) ноября 1742 года Елизавета назначила своего племянника (сына старшей сестры Анны Петровны) — герцога Карла-Петера Ульриха Голштинского. По прибытии в Россию он был переименован на русский манер в Петра Фёдоровича, причём в официальный титул были включены слова «внук Петра Великого». Столь же серьезное внимание было обращено на продолжение династии, на выбор жены Петра Фёдоровича (будущая Екатерина II) и на их сына (будущий император Павел Петрович), начальным воспитанием которого заведовала сама бабка. После смерти Елизаветы на российский престол вступает голштейн-готторпская линия (потомки по прямой мужской линии датского короля Фредерика I).

До сих пор вызывает вопрос история Княжны Таракановой

К. Д. Флавицкий. «Княжна Тараканова», 1864, Государственная Третьяковская галерея

Княжна Тараканова (именовала себя княгиней Елизаветой Владимирской, ; между 1745 и 1753 — 4 [15] декабря 1775, Санкт-Петербург, Российская империя) — неизвестная, выдававшая себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского.

                                                             

Самозваная принцесса Володимирская. Мраморный барельеф, предполагаемый прижизненный портрет

В 1774 году заявила о своих притязаниях на российский престол и на некоторое время нашла поддержку у сторонников Барской конфедерации. Похищена по приказу Екатерины II в Ливорно Алексеем Орловым и привезена в Петербург. На следствии не признала вины и не раскрыла своего происхождения. Умерла в заключении в Петропавловской крепости.

Надгробие инокини Досифеи (Августы Таракановой) в церкви Романа Сладкопевца Новоспасского монастыря - усыпальнице бояр Романовых

5 копеек 1762 года с вензелем Елизаветы.

После смерти Елизаветы Петровны и воцарения Петра III на Екатеринбургском монетном дворе некоторое время продолжали чеканиться монеты с императорским вензелем императрицы Елизаветы — впоследствии этот факт объяснялся тем, что вести о смерти императрицы слишком долго шли до Екатеринбурга. В дальнейшем большинство монет 1762 года с вензелем Елизаветы Петровны были перечеканены, но небольшое количество этих монет всё же сохранилось и по сей день.

                                            Памяти Елизаветы

Несмотря на кровавые баталии Семилетней войны, которые не принесли России ощутимых политических дивидендов, Елизавета оставила по себе хорошую память. «С правления царевны Софьи никогда на Руси не жилось так легко, и ни одно царствование до 1762 г. не оставляло по себе такого приятного воспоминания», — констатировал В. О. Ключевский



После того, как по итогам Второй мировой войны к России была присоединена часть Восточной Пруссии, стал пробуждаться интерес к тем страницам елизаветинского царствования, которые связаны с оккупацией этих земель русской армией.

 
Крепость Святой Елисаветы дала начало городу Елисаветград (современное название — Кировоград).
село Елизавет (ранее Елизаветино, Цесаревны Верхне-Уктусский железоделательный завод) — ныне в черте г. Екатеринбурга
станица Елизаветинская в устье Дона, в непосредственной близости от Ростова-на-Дону и Азова.

В «прекрасную эпоху» начала XX века «галантный век» Елизаветы Петровны и свойственная ему эстетика рококо с её лёгкой игривостью и необязательностью, а также привкусом утончённого гедонизма влекли художников объединения «Мир искусства» (А. Бенуа, Е. Лансере, К. Сомов). Многие из них создавали на бумаге акварелью и гуашью воображаемые сцены из жизни елизаветинского двора.


На территории Российской империи стоял всего лишь один памятник Елизавете Петровне. Он представлял собой бюст императрицы на круглом гранитном постаменте и был открыт в 1895 году в Санкт-Петербурге во дворе Императорского фарфорового завода перед Преображенской церковью.

                                                                                  

                          

Императорский фарфоровый завод

В XVIII веке в России отмечался высокий интерес к фарфору. 1 февраля 1744 года камергер императрицы Елизаветы Петровны, барон Николай Корф, находившийся с дипломатическим поручением в Стокгольме, заключил по поручению императрицы договор с Христофором Гунгером, который обязался организовать в Санкт-Петербурге производство фарфора. Организация будущей Порцелиновой мануфактуры и надзор за ней были поручены управляющему кабинета Её Императорского Величества барону Ивану Черкасову.

«Кобальтовая сетка» — фирменный стиль 

Изготовленный из бисквита — фарфора не покрытого глазурью скульптором А. Шписом, он через некоторое время был заменён бронзовой копией, отлитой на заводе Морана. В советское время памятник был уничтожен

Предметы из Собственного сервиза Императрицы Елизаветы Петровны. 1750-60-е. Императорский фарфоровой завод. СПб, Россия. Фарфор. Усадьба Кусково

В 2004 году в городе Балтийск Калининградской области на территории историко-культурного комплекса «Елизаветинский форт» был открыт конный бронзовый памятник императрице Елизавете Петровне. Скульптор — Георгий Франгулян.

В Покровском сквере Ростова-на-Дону (города, возникшего в 1749 году на основании грамоты Елизаветы Петровны) 27 июня 2007 года был открыт памятник основательнице города, представляющий собой бронзовую статую императрицы Елизаветы на гранитном постаменте. Скульптор — Сергей Олешня.

                                          

30 ноября 2011 года памятник императрице Елизавете был открыт в Йошкар-Оле, перед зданием Национальной президентской школы-интерната для одаренных детей на набережной Брюгге. Скульптор — Андрей Ковальчук.

                                                   В литературе 

 
Елизавета Петровна выведена во множестве исторических романов о событиях середины XVIII века, включая «Слово и дело» и «Пером и шпагой» В. Пикуля. Непосредственно Елизавете посвящён роман П. Н. Краснова «Цесаревна» (1932).

                                                   В кинематографе


«Распутная императрица» («The Scarlet Empress», 1934, США; режиссёр — Джозеф фон Штернберг), в роли Елизаветы — Луиза Дрессер.


«Давид Гурамишвили» (1946, СССР; режиссёр — Николай Санишвили), в роли Елизаветы — Татьяна Окуневская.


«Секрет шевалье д'Эона» (1959, Франция, Италия; режиссёр — Жаклин Одри), в роли Елизаветы — Иза Миранда.


«Михайло Ломоносов» (1986, СССР; режиссёр — Александр Прошкин), в роли Елизаветы — Наталья Сайко.


«Гардемарины, вперёд!» (1987, СССР; режиссёр — Светлана Дружинина), в роли Елизаветы — Елена Цыплакова.


«Молодая Екатерина» («Young Catherine», 1991, США; режиссёр — Майкл Андерсон), в роли Елизаветы — Ванесса Редгрейв.

         
«Виват, гардемарины!» (1991, СССР; режиссёр — Светлана Дружинина), в роли Елизаветы — Наталья Гундарева.


«Гардемарины — III» (1992, Россия, Германия; режиссёр — Светлана Дружинина), в роли Елизаветы — Наталья Гундарева.


«Екатерина Великая» («Catherine the Great», 1995, США, Австрия, Германия; режиссёры — Марвин Джей Чомски, Джон Голдсмит ), в роли Елизаветы — Жанна Моро.


«Тайны дворцовых переворотов» (2000—2013, Россия; режиссёр — Светлана Дружинина), в роли Елизаветы — Екатерина Никитина.


«Фаворит» (2005, Россия; режиссёр — Алексей Карелин), в роли Елизаветы — Мария Кузнецова.


«Пером и шпагой» (2008, Россия; режиссёр — Евгений Иванов), в роли Елизаветы — Ольга Самошина.


«Романовы» (фильм № 4 «Пётр II, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна») (2013, Россия, «Первый канал»; режиссёр — Максим Беспалый), в роли Елизаветы — Ирина Агейкина


«Екатерина» (2014, Россия; режиссёры — Александр Баранов, Рамиль Сабитов), в роли Елизаветы — Юлия Ауг.

                        

 

В Екатерининском дворце 22 декабря 2009 года открылась выставка «Vivat, Елисавет», организованная Государственным музеем-заповедником «Царское Село» совместно с Государственным музеем керамики и приуроченная к 300-летнему юбилею императрицы Елизаветы Петровны. В числе прочего была представлена скульптура из бумаги, изображающая парадный наряд императрицы Елизаветы Петровны. Она была изготовлена специально для выставки по заказу музея бельгийской художницей Изабель де Боршграв

                           Литература:

                                                                     

Сухарева О.В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I, Москва, 2005

Вейдемейер А. Царствование Елисаветы Петровны. Сочинение А. Вейдемейера, служащее продолжением Обзора главнейших происшествий в России, с кончины Петра Великаго… — Ч. 1. — СПб.: типогр. Департ. внешн. торговли, 1834. — 143 с.; Ч. 2. — СПб.: типогр. Хинца, 1834. — 143 с.
Гельбиг Г. фон. Русские избранники / Пер. В. А. Бильбасова. — М.: Военная книга, 1999. — 310 с.
Гочковский И. Е. Взятие Берлина русскими войсками. 1760. Из записок Гочковского // Русский архив / Сообщ. П. И. Бартенев. — 1894. — Кн. 3. — Вып. 9. — С. 13—20.
Елизавета I. Бумаги Елисаветы Петровны (Прошение Цесаревны Елисаветы Петровны к Императрице Анне; Письма Елисаветы Петровны к графу М. И. Воронцову) // Архив князя Воронцова. — Кн. 1. — М., 1870. — С. 4—12.
Елизавета I. Именные указы императрицы Елисаветы Петровны. Из бумаг М. Д. Хмырова // Исторический вестник, 1880. — Т. 1. — № 3. — С. 444., Т. 2. — № 7. — С. 555—556, Т. 3. — № 10. — С. 410—411
Елизавета I. Инструкция обергофмейстеру при его императорском высочестве государе великом князе Павле Петровиче, господину генералу поручику, камергеру и кавалеру Никите Ивановичу Панину. 1761 / Сообщ. Л. Н. Трефолев // Русский архив, 1881. — Кн. 1. — Вып. 1. — С. 17—21.
Елизавета I. Письма императрицы Елисаветы Петровны к генерал-майору Вишневскому // Русский архив, 1870. — Изд. 2-е. — М., 1871. — Стб. 273—280.
Журнал дежурных генерал-адъютантов. Царствование императрицы Елисаветы Петровны. / Сообщ. Л. В. Евдокимов. — СПб., 1897. — 306 с.
Зотов В. Р. Сказания иноземцев о России XVIII столетия. Кавалер д Эон и его пребывание в Петербурге // Русская старина, 1874. — Т. 10. — № 8. — С. 743—771; Т. 11. — № 12. — С. 740—745.
Иоанна-Елизавета Ангальт-Цербстская. Известия, писанные княгиней Иоанной-Елизаветой Ангальт-Цербстской, матерью императрицы Екатерины, о прибытии её с дочерью в Россию и о торжествах по случаю присоединения к православию и бракосочетания последней. 1744—1745 годы // Сборник Российского исторического общества, 1871. — Т. 7. — С. 7—67.
К истории воцарения императрицы Елизаветы Петровны. / Сообщ. П. Ильинский // Русская старина, 1893. — Т. 78. — № 4. — С. 213—215.
Мессельер де ла. Записки г. де ла Мессельера о пребывании его в России с мая 1757 по март 1759 года (С предисловием, примечаниями и послесловием переводчика) // Русский архив, 1874. — Кн. 1. — Вып. 4. — Стб. 952—1031.
Фавье Ж.-Л. Русский двор в 1761 году. Перевод с французской рукописи Лафермиера… // Русская старина, 1878. — Т. 23. — № 10. — С. 187—206.
Эце Ф.-Х. Императрица Елизавета Петровна в Ревеле в 1746 г. Отрывки / Сообщ. А. А. Чумиков. // Русская старина, 1885. — Т. 46. — № 5. — С. 417—420; в другом варианте: Русский архив, 1895. — Кн. 3. — Вып. 9. — С. 5—12

Серия сообщений "женщины в истории":
женщины в истории
Часть 1 - Поистине, коса - всему миру краса!!!
Часть 2 - Незабываемая Има Сумак
...
Часть 19 - Мать Мария - Маргарита Михайловна Тучкова
Часть 20 - Агата Кристи
Часть 21 - "Веселая царица была Елисавет"... часть 2
Часть 22 - "Веселая царица была Елисавет..."
Часть 23 - Великая Екатерина - путь к престолу
...
Часть 48 - Танец, вошедший в классику разведки, или тайная жизнь детской писательницы Зои Воскресенской
Часть 49 - Дискредитация образа матери в современной масс-культуре
Часть 50 - Невероятная история Розмари Браун

Рубрики:  Мир искусства/живопись
живопись
Мир искусства/скульптура
скульптура
Мир искусства/ювелирное искусство
драгоценные камни, скань, украшения, утварь
исторические портреты
исторические портреты
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку