Фингарантии-2009 «подвисли» в Думе |
Рассмотрение варианта законопроекта, устанавливающего трехступенчатую шкалу финансовых гарантий туроператоров, отложено. В Комитет по экономической политике и предпринимательству Госдумы этот документ, утвержденный и согласованный Правительством, поступил 2 июня. Ожидалось, что депутаты обсудят его на следующий день. Однако ни в среду, ни в четверг этого не произошло, хотя вопрос был внесен в план работы комитета. Об этом корреспонденту «БАНКО» рассказал Юрий Барзыкин, вице-президент РСТ.
Ситуация, таким образом, возникла занятная. С одной стороны, есть законопроект, уже утвержденный депутатами во втором чтении на пленарном заседании ГД 8 мая. Он предусматривает двухступенчатую шкалу фингарантий: для ТО с годовым оборотом до 100 млн руб. или применяющих УСН – 20 млн руб.; для тех, у кого выручка выше – 100 млн руб. Именно на этом заседании, кстати, произошел казус, в результате которого нижнюю планку фингарантий чуть было не подняли до 30 млн .
Окончательное, третье чтение вышеописанного проекта собирались провести осенью. Но с другой стороны (со стороны правительства) появился альтернативный вариант. Он предусматривает трехступенчатую шкалу. Туроператоры с годовым доходом до 100 млн руб. должны будут обслуживать фингарантии в размере 20 млн руб.; от 100 до 300 млн – 60; свыше 300 миллионов – 100. Для краткости его уже окрестили вариантом «20-60-100».
Какая из двух версий в итоге пройдет третье чтение в Думе и превратится из законопроекта в закон – неясно. По информации Юрия Барзыкина, к этой актуальной для участников рынка теме депутаты, скорее всего, вернутся на следующей неделе.
Эксперт, пожелавший остаться неназванным, высказал свое мнение о причине проволочек: «…Видимо, никто не хочет брать на себя ответственность за окончательный вариант. Возможно, пауза понадобилась и для того, чтобы заняться другими законопроектами, в частности, связанными с Олимпиадой в Сочи. Так что ждем дальше».
|
Отголоски пермской трагедии |
4 июня Федеральное агентство воздушного транспорта объявило итоги расследования МАК по катастрофе Боинга-737 а/к «Аэрофлот-Норд» под Пермью 14 сентября 2008 года. Росавиацией внесен ряд ограничений в сертификат эксплуатанта. Главная неожиданность – запрет на выполнение «Аэрофлот-Нордом» c 15 июня 2009 года международных чартерных авиаперевозок.
Турфирмы в Архангельске, где базируется авиакомпания, пребывают в полной растерянности. Гендиректор «А-Турс» Андрей Горбунов рассказал, что собственных туроператоров-«международников» в регионе практически не осталось. Туры за границу с перелетом на «Аэрофлот-Норд», как правило, продаются через компанию «Визит», представляющую интересы Coral Travel. В «Визите» новость восприняли как шоковую. Ее представитель, пожелавший остаться неназванным, рассказал, что продажи идут вовсю, причем с глубиной вплоть до осени. «Если ваша информация подтвердится, – сообщил корреспонденту «БАНКО» эксперт, – то останется единственный вариант: перебросить туристов на ORENAIR, чьим основным консолидатором выступает «Пегас Туристик». Но из «Пегаса» для архангельских турфирм пришли необнадеживающие новости. Гендиректор компании Анна Подгорная сообщила, что хотя пока никто из туроператоров за помощью с вылетами из Архангельска к ним не обращался, шансы выкупить билеты в ту же Анталью невелики. «Все последние вылеты продаются «в ноль». Билетов нет до 25 июня», – проинформировала г-жа Подгорная.
Что касается московских туроператоров, то им легче, благо альтернативной перевозки сегодня предостаточно. Впрочем, по мнению исполнительного директора компании «Авиачартер» Александра Морозова, некоторые неприятности не исключены. «С одной стороны, «Аэрофлот-Норд» не широко представлен на чартерном рынке; с другой, любые неожиданные изменения, особенно связанные с запретом полетов, ощутимы для выездного туризма. Правда, есть надежда, что Росавиация все-таки позволит авиакомпании выполнить уже проданные рейсы», – предположил эксперт.
Получить комментарий от представителей «Аэрофлот-Норда» в четверг, 4 июня, не удалось.
|
ЮВА продается даже в жару |
Начало июня ознаменовалось большим количеством спецпредложений по продаже авиабилетов на о. Бали (Денпасар) и турпакетов в Таиланд. Как выяснилось в ходе опроса экспертов, никакой тенденции за этим не стоит. Более того, оба направления пользуются спросом даже в летний сезон. Директор департамента Юго-Восточной Азии КАПИТАЛ ТУР Любовь Гулидова рассказала, что компания рискнула продавать в это время года Пхукет и не прогадала: реализация идет активно. Это подтверждают и в компании ЮЖНЫЙ КРЕСТ. Ведущий менеджер по Таиланду Екатерина Морозова сообщила, что заявки на туры принимаются уже на начало июля, а предложения, размещенные как SPO (например, такое: Паттайя, 13 дней, отель 5*, $764), расценивает как очевидно демпинговое. «Реальная цена такому варианту – $1700», – считает эксперт. Впрочем, с ней не согласен президент «Компании ПАКС» Максим Лобанов: «Тайские отельеры вполне осознали необходимость промоушен-акций, поэтому, действительно, встречаются очень интересные предложения. В целом же продажи стабильно идут в фарватере отложенного спроса».
Что касается SPO по билетам в Денпасар: по оценкам участников рынка, еженедельный рейс «Трансаэро» грузится практически полностью. Исключением была одна дата – 2 июня: перелет на этот день предлагался по цене чуть ли не в два раза ниже себестоимости (за $500–550). Ирина Николаева, коммерческий директор «Трансаэро Турс Центр», предположила, что «провал» мог быть связан с изменением расписания полетов: с этого числа борт стал летать по вторникам, а не по пятницам, как раньше. «Остаток получился мизерный – 1-2 билета, не более», – сообщила она. А вот начальник отдела блок-чартерных перевозок «Инна тур» Татьяна Шведова считает «феномен 2 июня» необъяснимым: «Периодически случаются такие «провалы», причем абсолютно ни с чем не связанные. О том, явилась ли причиной билетного остатка смена расписания, можно будет судить, когда отлетаем несколько вторников».
|
Гонконг отменил визы |
Стала известна дата вступления в силу соглашения о безвизовом режиме между Россией и Гонконгом – 1 июля 2009 года. Министр финансов Гонконга г-н Джон Цанг, находящийся с официальным визитом в РФ, обнародовал информацию в среду 3 июня.
Отмена виз – радостное для туристов событие: 10 дней назад многие из них, уверенные, что соглашение о безвизовых поездках уже вступило в силу , начали обращаться к туроператорам. Однако тогда СМИ опередили события, а сейчас безвизовый режим подтвержден официально.
Туроператоры также положительно оценили новость. Максим Приставко, заместитель генерального директора компании «Джет Тревел», назвал это событие интересным, поскольку любое ослабление визового режима расширяет возможности ТО. В частности, игроки рынка надеются на повышение туристической привлекательности Гонконга, в который россияне ездили по большей части с деловыми целями. При этом опрошенные «БАНКО» эксперты указывают на то, что кризис понизил корпоративную активность, и количество деловых туристов в целом пошло на спад. Вдобавок, после отмены виз многие бизнесмены будут пытаться ездить в Гонконг самостоятельно, минуя офисы турфирм. Конечно, в этой ситуации туроператоры надеются компенсировать потери за счет классических туристов. «Отмена виз поможет осуществить нашу давнюю мечту: существенно увеличить количество групповых туров в Гонконг, набор которых ранее был затруднен», – поделился с корреспондентом «БАНКО» Игорь Козлов, генеральный директор компании «Асент Трэвел». Максим Приставко добавил, что можно будет рекомендовать остановку на пару дней в Гонконге тем туристам, которые летят в страны Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона.
При этом эксперты уверены, что в сравнении с отменой виз более эффективный способ повышать турпоток в Гонконг – это рекламные кампании, которые Офис по туризму Гонконга проводит совместно с российскими ТО.
|
Италия думает о визах, ОАЭ о паспортах |
Радиостанция «Эхо Москвы» сообщила, что Италия намерена приостановить действие Шенгенского соглашения с 18 июня по 15 июля в связи с проведением в Аквиле саммита G8. На форуме «Курилка» сайта TourDom.ru эту информацию всерьез не восприняли, решив, что речь идет о тщательных досмотрах в пограничной зоне, как уже не раз случалось. Однако не все так просто. По неофициальной информации от туроператоров по Италии, в этой стране действительно рассматривается вопрос, чтобы на период саммита выдавались не шенгенские, а национальные итальянские визы, чего в практике действия соглашения еще ни разу не случалось. Пристальное внимание туристам будет уделяться не на этапе прохождения пограничного контроля, а много раньше, при выдаче этих самых национальных виз – с тщательной «пробивкой» по базам, перепроверкой паспортов и т. п. В остальном визы будут выдаваться в обычном режиме. Впрочем, никакого официального решения еще не принято и, вполне возможно, все останется как есть. До консульства Италии 2 июня дозвониться не удалось: там в разгаре празднование Дня провозглашения Республики.
Другая «новость с границ» касается въезда в Объединенные Арабские Эмираты. В этой стране изменили требования к документам туристов. До сих пор срок действия паспортов должен составлять не менее трех месяцев со дня окончания поездки. Теперь он увеличен до шести. Как сообщает сайт Travel.ru, «официально это правило еще не опубликовано, однако уже начало применяться на практике».
В российском представительстве департамента туризма правительства Дубая причиной изменения назвали «унификацию» требований к документам. Дело в том, что к паспортам шенгенской зоны давно применяется «шестимесячное» условие. Заместитель генерального директора компании «Русский Экспресс» Андрей Зорин не видит в событии ничего, что может как-то повлиять на динамику туристических поездок в страну: «Может быть, поначалу и возникнут недоразумения с невнимательными туристами. Но к новшеству все привыкнут скоро».
|
Как один офис всех турагентов подставил |
Получила продолжение история с оскандалившимся турагентством, работавшим под маркой «Магазин Горящих Путевок» на Юго-Западной. В службу «БАНКО» обратилась одна из его клиенток, пенсионерка, которой пришлось повторно оплатить туроператору свой отдых в Арабских Эмиратах из-за того, что турагентство не перевело ему деньги за поездку – 21 000 рублей. Офис ТА, в котором она рассталось с этой суммой, закрыт, куда обращаться – неясно.
Для тех, кто не в курсе ситуации, напомним: свои обязательства агентство прекратило выполнять 13 мая, бросив туристов на произвол судьбы . Днем позже генеральный директор управляющей компании МГП Сергей Агафонов сообщил, что договор с точкой продаж на Юго-Западной расторгнут, а символика МГП используется незаконно.
«Сейчас к нам тоже звонят пострадавшие туристы. Мы разъясняем им ситуацию и рекомендуем обращаться в правоохранительные органы, так как случившееся напоминает мошенничество», – рассказал корреспонденту «БАНКО» г-н Агафонов 2 июня. По его словам, вывеска МГП на том офисе висит до сих пор, управляющая компания добивается ее снятия.
Георгий Мохов, директор ЮА «Персона Грата», согласен, что идти надо в милицию, так как в суде туристы, скорее всего, не смогут вернуть свои деньги (на расчетном счету наверняка ноль). «Если есть признаки мошенничества, то директора объявят в розыск. Когда найдут – взыщут всю сумму убытков, либо обяжут выплачивать до полного погашения. Пострадавшим туристам нужно будет заявить гражданский иск в рамках уголовного дела и подать заявление о возврате средств», – рассказал он.
К сожалению, иного алгоритма возврата денег неудачливым путешественникам в ситуации, когда неплатежеспособным оказалось турагентство, законодательством не предусмотрено. Если ответственность туроператоров хоть как-то подкреплена финансовыми гарантиями, то ответственность турагентов не застрахована. И даже в добровольном порядке им это сделать пока нельзя. «В законе об основах туристской деятельности такого положения нет. Обязанность страховать свою ответственность есть только у турагентов, продающих продукт иностранных туроператоров», – пояснила Елена Скуратова, управляющий директор по комплексному страхованию в туризме компании «Ренессанс Страхование».
Как быть туристам, которые не хотят рисковать? Та самая пенсионерка, позвонившая в «БАНКО», уже сделала для себя вывод на будущее: «Получается, что надежнее обращаться к туроператору, а не к турагенту». А г-жа Скуратова рекомендует туристам как минимум при заключении договора смотреть, от чьего имени действует агент. «Я понимаю желание сохранить самостоятельность, но с точки зрения клиента предпочтительнее вариант, когда агентство действует не от своего имени, а от имени туроператора. В этом случае риски туриста защищены надежнее», – считает Елена Скуратова.
|
Без комментариев |
Крупная авиакатастрофа произошла утром 1 июня в воздухе над Атлантикой в 300 км от побережья Бразилии. Разбился самолет A-330-200 авиакомпаниии Air France, следовавший из Рио-де-Жанейро в Париж. Погибли 228 пассажиров (в основном граждане Франции и Италии) и членов экипажа. В 12.30 представители аэропорта Шарль-де-Голль сообщили: никакой надежды на лучший исход не осталось. На состоявшейся пресс-конференции руководители Air France рассказали, что экипаж лайнера успел сообщить о коротком замыкании, возникшем на борту из-за попадания в зону турбулентности. По одной из версий, причиной могла стать попавшая в «аэробус» молния.
В этот же день информагентства мира сообщили о двух инцидентах, произошедших на воде. Так, на борту круизного лайнера Pacific Dawn, принадлежащего компании Carnival Cruise Line, обнаружен «свиной» грипп. По некоторым данным, он выявлен у 20 пассажиров и членов команды. Всего в круизе находилось 2000 человек. Судно в экстренном порядке ошвартовано в одном из австралийских портов.
И еще одно ЧП. На морском пароме, следовавшем из Неаполя в Палермо, произошел пожар. Настолько серьезный, что всех пассажиров (около 600) пришлось эвакуировать с борта на спасательных плавсредствах. К счастью, в этом происшествии никто не пострадал.
Такие вот новости в первый день лета.
|
Лето началось с задержки |
Первый день туристического лета ознаменовался первым крупным скандалом. Туристы числом 208 человек, которые должны были вылететь из Внуково в Анталью рейсом Red Wings еще ранним воскресным утром 31 мая, отправились на отдых только 1 июня в 12:33. Как рассказал гендиректор турагентства «Рио Стар» Кирилл Крадин (в числе «застрявших» оказались и его клиенты), туристы выдвигали самые разнообразные причины инцидента, в том числе и невероятные. То ли консолидаторы не добрали народу и решили совместить два чартера; то ли рейс вообще отсутствовал в воскресном плане полетов; то ли представители а/к объявили, что сломалось колесо и «запаску» везут с завода…
Ситуацию прояснил Арсений Енес-Ермосилья, руководитель отдела авиаперевозки туроператора «Полар», консолидатора злополучного рейса 9703: «Вылет самолета Ту-204-100 в Анталью задерживается вот уже более чем на сутки. Причина, действительно, называется техническая – поломка воздушного судна. По моим данным все началось еще в прошлое воскресенье, когда Ту-204 Red Wings (а а/к эксплуатирует на чартерных рейсах данный тип самолетов) совершил вынужденную посадку в аэропорту Краснодара и тоже по техническим причинам. В связи с происшествием пошла «цепная реакция». В частности, в субботу, 30 мая, наши туристы просидели во Внуково 10 часов. В итоге мы снимаем ближайшие рейсы Red Wings и пересаживаем наших клиентов на других авиаперевозчиков». По поводу нынешних туристов Арсений Енес-Ермосилья рассказал, что авиакомпания предоставила иногородним номера в гостиницах, но оплачивать их придется «Полару». Кроме того, на туроператора ложатся издержки, как минимум, связанные с продлением туров или соответственной денежной компенсации туристам, потерявшим ночь отдыха. В компании не исключают также других материальных претензий, которые целиком лягут на плечи туроператора.
Оперативно связаться с представителями Red Wings службе «БАНКО» не удалось, однако в интервью порталу «Авиа.ру» гендиректор а/к Константин Тетерин признал технические проблемы в парке и возложил вину на пермских моторостроителей. (По неофициальной информации, из 7 или 8 Ту-204 Red Wings сейчас не летают 4). Примечательно, что г-н Тетерин в своем интервью партнером 1 назвал компанию Coral Travel. По его словам, один из самолетов а/к перекрашивается в цвета этого туроператора. Не удивительно, рейсы Red Wings с туристами Coral в эти дни вылетали без сбоев.
|
Долги Avatour передают с рук на руки |
31 мая заканчивается действие договора страхования ответственности проблемного туроператора Avatour со страховой компанией «Ренессанс Страхование». С 1 июня вступает в силу аналогичное соглашение с «МСК-Стандарт». Те туристы, перед которыми Avatour не сумел выполнить свои обязательства весной, ожидают возмещения потерь.
Как рассказала корреспонденту «БАНКО» директор по комплексному страхованию в туризме СК «Ренессанс Страхование» Елена Скуратова, по состоянию на пятницу 29 мая на рассмотрении находились порядка 340 заявлений. Отказов в приеме не было, однако почти все пакеты документов оказались либо неполными, либо с ошибками в оформлении. «Мы обзвонили каждого клиента и указали на недоработки, после чего разослали соответствующие письма, – рассказала Елена Скуратова. – Кроме того, не хватает кое-каких бумаг от Avatour. Его директор Эльхан Эюбов конструктивно реагирует на наши просьбы и, думаю, проблем не возникнет. По предварительным расчетам, суммы финобеспечения в 10 млн руб. должно хватить. Хотя вполне возможен небольшой «перебор». Ирина Галенко, директор турагентства «Армина Травел» (г. Калининград), чьи клиенты пострадали от неисполнения Avatour своих обязательств в мае на общую сумму 200 тыс. руб., сообщила, что их документы «Ренессанс Страхование» приняло без проволочек, и теперь туристы ожидают выплат.
В гораздо более щекотливом положении оказались те, чьи оплаченные, но так и не осуществленные туры пришлись на лето. Руководитель ТА «Бизнес-океан» Ирина Захариди сообщила: «Тур был запланирован на 1 июня. Наши клиенты сдали документы в «МСК-Стандарт», но там их честно предупредили: мол, готовьтесь к тому, что денег для вас не хватит (цена вопроса – около 100 тыс. руб.). Ждем, волнуемся…».
Зам. генерального директора СК «МСК-Стандарт» Вадим Повтарев рассказал, что от клиентов Avatour уже поступило 252 требования по выплатам на общую сумму 26 млн 300 тыс. рублей. То есть 10-миллионный лимит ответственности превышен более чем в 2,5 раза. Неудивительно, ведь туры выкупались на «горячий» сезон, а самая поздняя дата оплаченного заезда – аж 12 сентября. Отказов в приеме документов в этой страховой компании тоже не было.
|
Фингарантии дробятся |
Вопреки предыдущему решению Госдумы отложить рассмотрение вопроса о поправках в закон «Об основах турдеятельности» на осень, с большой долей вероятности повторное второе чтение все-таки состоится в ближайшие дни. Самая реальная дата – 3 июня. Поправки будут касаться только вопроса о размерах финансового обеспечения для туроператоров, работающих «на выезд».
Такая срочность вызвана инициативой правительства, которое выступило с предложением «аннулировать» спор о 20 или 30 млн руб. фингарантий в качестве минимального порога и выдвинуло собственное предложение о более дифференцированной шкале. На рассмотрение ГД будет вынесен вариант, утвержденный на днях в Правовом управлении правительства: туроператоры с годовым доходом до 100 млн руб. будут обслуживать фингарантии в размере 20 млн руб.; от 100 до 300 млн – 60; свыше 300 миллионов – 100.
Участник рабочей группы по разработке проекта Георгий Мохов рассказал, что слабым звеном в предложении остается вопрос о включении в «нижний порог» (20 млн руб.) тех ТО, которые работают по упрощенной системе налогообложения (УСН). Тем более что с 1 января 2010 года предусмотрено понижение планки годового оборота, позволяющей применять УСН, со 100 до 60 млн руб. «Есть риск, что туроператоры попытаются уйти от реальной ответственности, постаравшись стать «упрощенцами». Словом, вопрос остается предметом обсуждения», – рассказал эксперт.
Надо заметить, что предложенный правительством вариант (а шансы у него пройти думские чтения велики: все-таки правительство!) не до конца устраивает обоих традиционных оппонентов – Ассоциацию туроператоров России и Российский союз туриндустрии. Первый вице-президент АТОР Владимир Канторович в интервью «Интерфаксу» предрек череду банкротств из-за «заниженного порога фингарантий», а вице-президент РСТ Сергей Шпилько продолжает отстаивать идею «поименного» страхования каждого договора.
|
Овда ввинчивает лампочки |
Противоречивые сведения поступали 28 мая о режиме работы израильского аэропорта Овда, который находится в окрестностях курорта Эйлат. Кто-то передавал, что он закрыт, кто-то утверждал обратное. Беспокойство усугублялось тем, что Овда известен как пункт назначения для чартеров «Аэрофлота» из Москвы.
Как рассказала менеджер направления компании «Чароит тревел» Ольга Степина, аэропорт планировалось закрыть на реконструкцию еще в середине апреля. Руководитель отдела Израиля «Солвекс-Трэвэл» Наталья Алпатова сообщила, что Овда работает в обычном режиме.
Истина, как всегда, оказалась где-то посредине. Директору «русского отдела» израильской компании-туроператора ОФАКИМ Алине Ярославцевой по просьбе корреспондента Службы «БАНКО» удалось выяснить, что в районе взлетно-посадочной полосы в настоящее время ведутся работы по ремонту осветительной техники, и сколько они продлятся, неизвестно. Без проблем принимаются и отправляются все рейсы.
Что касается «Аэрофлота», то ситуация следующая. По расписанию программа возобновится 7 июня. Из Овды самолет должен вылетать вечером, в 18.20, но сейчас по соображениям безопасности полеты в этот период запрещены – ремонтируется освещение. Крайнее время вылетов пока определено на 17.10. Если к 7 июня работы в Овде не прекратятся, то отправление чартера «Аэрофлота» придется перенести на более ранний час. Сейчас авиакомпания совместно с израильской стороной обсуждает этот вопрос.
|
Турбизнесу выделили «Территорию» |
Федеральное агентство по делам молодежи запустило новый проект – «Территория». Его цель – формирование нового поколения «туристической элиты», ориентированного на развитие внутреннего и въездного туризма в России. Среди участников как студенты профильных вузов и факультетов, так и все те, кто занимается или всерьез планирует работать в сфере туризма.
По словам федерального руководителя «Территории» Валерия Гоголадзе через сайт проекта уже подано больше 10 тысяч заявок. Все они выполнены в виде бизнес-планов – это одно из обязательных условий участия. Разработки касаются открытия новых туристических маршрутов в России, развития инфраструктуры туризма, усовершенствования экипировки для путешественников и т. п. Причем возрастной диапазон «территориалов» – от 14 до 35 лет. «Программа рассчитана не на один год, – рассказал Валерий Гоголадзе. – А первые итоги будут подведены на Всероссийском образовательном форуме «Селигер-2009», который пройдет с 3 по 11 августа». По задумке организаторов, приглашенные эксперты в области туризма рассмотрят бизнес-планы, представленные участниками проекта. Впоследствии лучшие идеи будут отмечены грантами. Их суммы и источники финансирования сейчас уточняются.
Корреспондент «БАНКО» предложил прокомментировать инициативу властей практикам из Сети «ТБГ. Туристические бренды». Андрей Уманский, президент туроператора «РВБ-Алеан» (поставщик ТБГ) назвал идею занять молодежь туризмом хорошей, но предложил посмотреть, что в итоге получится. Представители дилерских компаний ТБГ надеются, что такие проекты, как «Территория», помогут правильно сориентировать молодых людей в выборе профессии и развеять некоторые стереотипы. «К нам приходят с заблуждением, что туризм – это глянец разноцветных каталогов, поездки за рубеж и большая зарплата – не менее 30 тысяч, – констатирует директор ТА «Кариатида» Виктория Репина. – Но работа с людьми, для которых необходимо подобрать тур как для себя, – это адское напряжение. Выдержать его дано не каждому. Еще поражает полное отсутствие знаний. Не только базовых систем автоматизации, но элементарной географии. Желательно, чтобы «Территория» учла и этот аспект». Аналогичный комментарий дала руководитель «Альт Вояж» Елена Мерсье.
Со своей стороны отметим, что наметившийся интерес государства к проблемам туризма, включая и проект «Территория», и недавнюю встречу руководителя Ростуризма Анатолия Ярочкина с премьером Владимиром Путиным , говорит о возрастающей роли этого сегмента экономики.
|
Азия и Европа в одном «Мардане» |
В 18 км от Антальи, в местечке Кунду открылся отель, претендующий на звание одного из самых фешенебельных на Средиземноморье. Его владелец, российский предприниматель Тельман Исмаилов, назвал детище по имени отца и сына – Mardan Palace Hotel. Тюркское и персидское слово «мардан» можно перевести как «крепкий, настойчивый человек». Настойчивости г-ну Исмаилову не занимать: по слухам, стройка обошлась в $800 млн. Вполне вероятно, если учесть, что в списке продуктов к ужину на открытии отеля, состоявшемся в минувшую субботу, было заявлено 45 кг белужьей икры, 950 шт. атлантических устриц, 5 кг итальянских трюфелей и 1 т мяса. Все это было съедено гостями, в частности Шарон Стоун, Ричардом Гиром, Моникой Беллуччи и другими звездами.
Посетивший Mardan Palace Hotel директор по развитию GTI Travel Али Ганиев рассказал корреспонденту «БАНКО», что конструктивно и стилистически отель разделен на две части – азиатскую и европейскую. В первой элементы интерьера отделаны золотом (даже в санузлах применены сплавы с его присутствием); во второй доминантой является серебро. Люстры и бра инкрустированы стразами Swarovski. «Несмотря на роскошь, цены не ошарашивают, – сообщил г-н Ганиев. – Так, «стандарт» для двоих на неделю, скажем, на 20 июня стоит $2637. Для сравнения: подобный вариант в Rixos Sungate обойдется в $3549. Правда, в Mardan только завтраки, зато рестораны отличают умеренные цены и разнообразная кухня». Еще Али Ганиев рассказал о десятке обезьян, живущих за стеклом, фламинго, 80-метровом аквариуме с экзотическими рыбками и впечатляющем ночном клубе с полом-экраном, как на московском «Евровидении».
Генеральный директор «Анекс Тур» Этем Алтынель сообщил, что компания в перспективе также собирается работать с Mardan Palace Hotel и в ближайшее время проведет «рекогносцировку местности» с оценкой перспектив такого сотрудничества. «Что касается относительно низких цен, то это обычная политика новых гостиниц: на первый сезон выделяется специальный бюджет на раскрутку объекта, затем расценки будут приведены в соответствие с классом отеля», – уверен г-н Алтынель.
|
Билетов нет почти |
Перевозку из Москвы на острова Греции в этом сезоне туроператоры оптимизировали так, что на рынке вдруг случилось почти невозможное: июньские туры на Родос и Крит не горят. Более того – возник дефицит перевозки. Это отметил Анатолий Гаркушин, коммерческий директор компании «Пантеон»: «Закрываемся без SPO и по хорошим ценам». Андрей Кузнецов, президент компании ЮЖНЫЙ КРЕСТ, также назвал продажи этих направлений на июнь хорошими. Коллегам вторит Алексей Сергеечев, вице-президент компании «ИнтАэр»: «Крит почти весь продан до 20 июня, и мы несколько раз добирали места по всему рынку. На Родос у нас все продано до 11 июня, далее продажи достаточное ровные». По словам г-на Кузнецова, причина недостатка перевозки в том, что туроператоры проявили здоровую осторожность и не взяли избыточных объемов. «Некоторые игроки готовились к 30–40-процентному падению спроса, однако пессимистические ожидания не оправдались. Мы сохранили перевозку на Крит на уровне прошлого года, а на Родос – вдвое увеличили, и не просчитались», – отметил он.
В ситуации дефицита «воздуха» некоторые ТО намерены повысить число рейсов на острова Греции. «При необходимости мы ставим дополнительные емкости, например, активно расширяем программу на Кос и Корфу, уже расширили на Крит. В частности, объем перевозки в Ираклион и на Родос в июне вырос процентов на 12–15 по Москве», – поделился Андрей Кузнецов. «Пантеон» рассматривает вариант введения допрейса на Родос, куда сейчас из Москвы летают а/к «Аэрофлот», «Трансаэро» и Sky Express (каждая дважды в неделю). «Места нужны, и мы готовы взять дополнительный блок на Родос, а если такого не найдется, то с конца июня либо середины июля не исключаем возможности поставить и рейс. Что касается Корфу, то допрейс планируется с конца июля – договор уже на стадии подписания», – сказал «БАНКО» Анатолий Гаркушин.
Однако стоит отметить, что не все эксперты разделяют точку зрения о необходимости наращивать перевозку, апеллируя к тому, что второй месяц лета традиционно провальный. Так, у Юлии Копыловой, начальника отдела Греции и Индии компании «Русский Экспресс», есть опасение, что уже к началу июля придется договариваться об объединении бортов, так как в это время направление «подгорает» .
|
Не взорвется ли Тревизо? |
26 мая на презентации в офисе национального управления по туризму Италии компания «Асент Трэвел» представила свою летнюю чартерную программу на базе рейсов «Аэрофлота» в итальянские аэропорты Тревизо, Генуи и Кальяри. Полеты будут осуществляться по субботам на лайнерах А-320.
Если на рейсах в Кальяри и Геную туроператор выступает в партнерстве с другими игроками итальянского рынка, то перелеты в Тревизо «Асент» консолидирует самостоятельно. Таким образом, на этом направлении в сезоне 2009 года заявлено три рейса – еще две программы организуют PAC Group (на Боинге-757 «ВИМ-авиа») и «Натали Турс» (на Боинге-737 «Трансаэро»).
Удастся ли Тревизо «переварить» столько перевозки? Этот вопрос вызвал довольно оживленную дискуссию среди экспертов. Так, Мария Малышева, замгендиректора PAC по связям с общественностью, высказала сомнение в том, что конкурентам ее компании по Тревизо удастся успешно загружать свои борта. «Мы, в свою очередь, пользуемся поддержкой блочников, кроме того, на большом лайнере, как у PAC, проще предложить рынку более низкую стоимость кресла», – пояснила она. По оценке Михаила Лапшина, коммерческого директора «Натали Турс» заполнение самолетов на Тревизо уже сейчас идет не столь хорошо, как хотелось бы: «Может возникнуть избыток перевозки».
Впрочем, в самом «Асенте» пессимизма оппонентов не разделяют. Как заверил гендиректор компании Борис Бурыкин, полученные компанией от «Аэрофлота» цены равны, а то и ниже стоимости кресел у других держателей полетных программ на направлении. Кроме того, только на бортах «Аэрофлота» имеются всегда востребованные места бизнес-класса. «Продажи первых двух вылетов (13 и 20 июня) идут хорошо», – говорит г-н Бурыкин. И не без юмора добавляет: «Что же касается избытка перевозки, то мы уверены, что сможем успешно загружать свои емкости. Если у кого-то из конкурентов нет такой же уверенности по поводу своих программ, что ж – еще не поздно поменять самолет на меньший».
|
Заграница ждет туристов |
26 мая в «Интерфаксе» Ассоциация туроператоров провела пресс-конференцию «Лето-2009. Сколько будет стоить отдых в России и за рубежом». Ответ можно обобщить: зарубежный отдых в основном недорого – почти на уровне прошлого года, в рублевом эквиваленте. Нижнюю планку цен обозначил гендиректор TEZ TOUR Владимир Каганер: «Турция и Египет будут стоить от $250, пляжная Европа, в частности Греция и Испания, – от 300 евро. Причем ни о каком дальнейшем снижении цены путевок говорить не приходится: наземное обслуживание и авиаперевозка достигли своего минимума». О состоянии дел по европейской «экскурсионке» рассказала зам. директора московского филиала «Невы» Светлана Дроздова: «Классический недельный тур во Францию с авиаперелетом в июне обойдется примерно в 26 тыс. руб., в июле-августе – 28 тыс. Радует ценовая политика отельеров Чехии, которые, похоже, сдались. В июне тур оценивается в 16 тыс. руб., позже – в 18 тыс. Примечательно, что в январе, в разгар кризиса, наблюдался 10-процентный рост турпотока в Европу. А потом наступил обвал – процентов на 30 по сравнению с прошлым годом. Связан он, в частности, с тем, что часть туристов «пересела» на автобусы: доля таких увеличилась на 15%. Очень бюджетно: классический тур по трем странам стоит 12 тыс. руб.». В целом участники пресс-конференции оценили падение спроса на зарубежные туры в 20–25%, что вполне укладывается в прогнозы. А еще туроператоров ободряет глубина продаж, которая сегодня достигает трех – трех с половиной недель.
С въездным туризмом ситуация иная. Во-первых, цены выросли на 10–15%, что отпугивает иностранцев, привыкших к удорожанию, эквивалентному инфляции (3–5%). Во-вторых, инфраструктура и сервис по-прежнему не соответствуют требуемому уровню, особенно в регионах. Об этом рассказала директор по туризму компании «ВодоходЪ» Светлана Козак: «Повышение стоимости путевок произошло из-за действий музеев. Все они, кроме Эрмитажа, взвинтили цены с лозунгом «Мимо нас все равно не пройдут!». Вообще, на российском туррынке в части приема назрела необходимость перемен. Гости, как следует из анкет, уже объелись штатными церквами и монастырями и требуют продукт, приближенный к реалиям российской жизни».
Что касается туризма внутреннего, то его обсуждение в отсутствие профильных экспертов ограничилось констатацией факта: уровень обслуживания и инфраструктуры черноморских курортов ниже, чем на массовых зарубежных, а цены выше – хоть в рублях считай, хоть в долларах.
Со слов выступавших на пресс-конференции следует, что в отличном состоянии пребывает лишь детский отдых. «Он остался на прошлогоднем уровне», – сообщила Светлана Дроздова («Нева» отправляет детей в Болгарию) и почему-то добавила: «К сожалению, лидерами являются российские лагеря».
|
Направо пойдешь налево попадешь? |
На форуме «Курилка» профессионального сайта TourDom.ru разгорелась дискуссия, имеющая подоплекой далеко не частный случай, а тенденции, намечающиеся в отношениях между ТА и ТО. Представитель самарского турагентства «Пангея» сообщил, что «Пегас Туристик» заблокировал их пароли к онлайн-бронированию по причине привлечения к продажам субагента. «Какое отношение имеют операторы к тому, как мы распоряжаемся своей комиссией?!» – негодуют в ТА. А комиссия между тем привилегированная – 13%. Позвонив в офис турагентства, корреспондент «БАНКО» выяснил, что на самом деле отключения не было. Это подтвердила и гендиректор «Пегаса» Анна Подгорная: «К тому, как ТА распоряжаются предоставляемой нами комиссией, мы имеем прямое отношение, так как договор не предусматривает участие в ней субагента. В случае с «Пангеей» нам пришлось «наказать» ее снижением размера комиссионного вознаграждения. Только так мы можем реагировать на жалобы самих же ТА по поводу действий конкурентов, разрушающих рынок или путем привлечения третьих фирм, или скидками, доходящими чуть ли не до размеров собственно комиссии. А так, по моим наблюдениям, поступает каждое второе ТА».
Любопытно, что влияние туроператоров на дилеров приобретает разнообразные черты. Определяется как минимум три варианта: работа в обход ТА по схеме b2c (ТО – клиент) с помощью допуска последнего к базе интернет-бронирования; создание сети офисов, занимающихся реализацией исключительно туров определенного ТО, и, наконец, собственная сеть плюс сотрудничество ТО с «вольными» дилерами при поощрении лучших и наказании провинившихся (как в случае с «Пангеей»).
Турагентства, конечно же, ратуют за третий путь развития событий. Гендиректор компании «Орко-тур» Юрий Григорьев считает так: «Очень неплохие результаты дает работа с собственной сетью плюс привлечение независимых дистрибьюторов. Правда, нужны значительные средства на поддержание узнаваемости бренда. Иначе в call-центре звонков не дождаться».
Однако в скором будущем классическим ТА, возможно, придется ощутить на себе последствия действия первых двух схем, в которых нет места обычным дилерам. Вот, в частности, как видит ситуацию Владимир Воробьев, президент «Натали Турс» ( см. онлайн-эфир от 19 мая ): «Я не исключаю, и пример европейского туристического рынка тоже об этом говорит, что ТА, работающие под своей маркой, будут вынуждены уйти в течение нескольких лет. Особенно эта ситуация обострится после того, как более активную роль будут играть прямые интернет-продажи. Вот тогда у тех, кто не «брендирован», не останется вообще никаких аргументов».
|
Родные шефа смогут спать спокойно? |
Ассоциация туроператоров России (АТОР) сообщила, что с 5 июня вступают в силу очередные поправки в закон «О банкротстве (несостоятельности)». Эксперты АТОР оценили обновленный документ как рычаг воздействия недобросовестных руководителей турфирм, «которые «оставляли» одну фирму с долгами и тут же открывали другую». Замруководителя Ростуризма Евгений Писаревский обратил внимание, что теперь ответственность будет распространяться на супруга(у) директора, родственников по восходящей и нисходящей линии, сестер, братьев и их родственников по тем же линиям…
В то же время гендиректор юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов уверен, что для руководителей юрлиц принципиально ничего не меняется. «Поправки в закон касаются в основном частных лиц – должников. Появился и особый термин: «гражданин – должник». Сферы туризма изменения, можно сказать, не коснулись (разве что в отношении индивидуальных предпринимателей), так как практика цивилизованного банкротства практически отсутствует. За все время существования закона в туризме зафиксировано всего два случая официального банкротства, да и то не имеющих отношения к неисполнению обязательств перед туристами. Кроме того, ничтожность активов туристических фирм чаще всего не позволяет удовлетворить требования кредиторов, поэтому процедура возбуждения конкурсного производства в рамках банкротства не имеет смысла в отрасли. Пока, во всяком случае», – разъяснил эксперт.
И все же исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе уверена, что поправки напрямую коснутся руководителей компаний, в том числе и туристических. «Вводится понятие «заинтересованные лица», в отношении которых может наступить субсидиарная ответственность, в том числе и с привлечением родственников», – уверена г-жа Ломидзе.
Начальник правового управления Ростуризма Изо Арахамия однозначного ответа не дала, но обещала, что разъяснения будут представлены на пресс-конференции в Интерфаксе, которая запланирована на 26 мая. «БАНКО» будет следить за развитием событий.
|
Владивосток «наехал» на S7 |
Транспортная прокуратура Приморского края вынесла аэропорту «Владивосток» предупреждение о недопустимости нарушения «порядка разрешения споров между хозяйствующими субъектами». Речь идет об инциденте 21 мая, когда аэропорт неожиданно пригрозил авиакомпании S7 отказом в наземном обслуживании по причине систематических неплатежей. Сайт перевозчика «огрызнулся» сообщением, что «Авиакомпания… регулярно осуществляет платежи, а так называемые «долги» (по некоторым сведениям, 1,2 млн руб. – мизерная для а/к сумма) образовались из-за непредоставления аэропортом вовремя счетов-фактур. Напомним: до этого, в феврале, S7 допустила технический дефолт , но тогда вопрос был урегулирован.
Казалось бы, какое отношение происшествие на краю страны имеет к туристическому рынку России? Эксперт, близкий к теме авиации, высказывает, по его словам, общее беспокойство: не повторится ли алгоритм развала AirUnion? Ведь и тогда первые «звоночки» о долгах стали поступать из регионов. «Демарш аэропорта «Владивосток» я расцениваю как попытку спровоцировать панику. Схема ясна: иски к S7 (на маленькие или большие суммы – в данном случае не важно) могут посыпаться со всех сторон, благо прецедент создан. Шумиха вынудит кредиторов принимать меры защиты от финансовых рисков. Ну а дальше все по шаблону с AirUnion. Кому это нужно? Желающих поглотить перевозчика предостаточно», – сообщил собеседник, пожелавший остаться неназванным. Примечательно, что совладелец S7 Владислав Филев не скрывает, что его компания имеет текущие долги перед аэропортами, которые составляют порядка 2 млрд руб., пишет портал «Авиапорт» со ссылкой на газету «Гудок».
Начальник отдела авиаперевозки компании «Нева» Сергей Бураков считает аналогию с AirUnion не совсем корректной. «В случае действительно чьего-то преднамеренного умысла, увести с рынка S7, второго по объемам авиаперевозчика России, будет очень непросто. В отличие от AirUnion компания имеет намного более совершенный парк самолетов («боинги» и «аэробусы»), а также хорошо продуманную в плане рентабельности маршрутную сеть. Впрочем, при настоятельной указке сверху обанкротить можно кого угодно», – заметил он.
Высказывается и такое предположение: «наезды» на S7 прекратятся после того, как та подпишет соглашение о развозе пассажиров других а/к в случае чрезвычайных обстоятельств. Предложение Минтранса авиакомпания принципиально игнорирует.
Тем временем авиакомпания «Якутия» напомнила S7 про должок по код-шеринговому соглашению в размере 40 млн руб.
|
Шри-Ланка: туристы не встретятся с «тиграми» |
19 мая президент Шри-Ланки Махинда Раджапакса официально объявил о полном уничтожении террористической организации «Тигры освобождения Тамил Илама» (ТОТИ) и окончании гражданской войны, длившейся по одним данным с 1983 года, по другим – с 1977-го. В числе доказательств общественности были представлены фотографии тела руководителя ТОТИ Вилупиллаи Прабхакарана, предположительно совершившего самоубийство. 20 мая объявлен в стране национальным праздником.
На туристическом рынке Шри-Ланки уже наблюдается оживление. Коммерческий директор компании «Мальдивиана» Дхармадаса Викрамаге рассказал, что северо-восток страны еще в 70-е годы прошлого века считался туристической Меккой, включая сезоны, неблагоприятные для ставших привычными россиянам юга и юго-запада Цейлона. Дело в том, что в дождливые для юга страны весенне-летние месяцы муссоны не доходят до севера острова, и там очень комфортно отдыхать. «К северу от центральной части Шри-Ланки территория полностью свободна. Четыре великолепных заповедника, закрытых для туристов в течение многих лет, – с их культурными памятниками, «слоновьими тропами», богатой природой – уже стали доступны для посещения. Настолько, что в ближайшее время мы подготовим рекламный тур в места, куда десятилетиями не ступала нога путешественника. Началась реконструкция некогда популярных курортных областей Тринкомале и Нилавели Бич, славящихся белоснежными песчаными пляжами. Многие отели уже открыты», – рассказал г-н Викрамаге.
Генеральный директор компании «Пантеон» Наталья Шоркова помимо метеорологической привлекательности отмечает еще один плюс северного побережья: там отличные условия для подводного плавания. «Я думаю, в ближайшее время внутренние перелеты на Шри-Ланке возобновятся, и туристы получат еще один «рай на земле». Ведь местность, в том числе и в заповедниках, не испорчена самими туристами. Полагаю, что к реконструкции инфраструктуры власти Шри-Ланки приступят очень скоро», – считает эксперт.
|
КАПИТАЛ ТУР застраховал свою жизнь |
19 мая в отеле Ritz-Carlton КАПИТАЛ ТУР и страховая компания «Инногарант» презентовали инновационную услугу – комплексное 100-процентное персональное страхование клиента от невыезда. Среди прочего оно предполагает возврат потребителю стоимости тура, если поездка не состоялась из-за финансовых проблем туроператора. Иными словами, КАПИТАЛ собирается страховать всех своих туристов на случай собственного банкротства.
Как сообщила на конференции гендиректор компании Инна Бельтюкова, с 1 июня новый полис станет неотъемлемой частью каждого турпакета и позволит розничным фирмам с полной уверенностью рекомендовать продукт КАПИТАЛ ТУР клиентам. Тем более что на конечной стоимости поездки расширение страховки отразится несущественно.
Инновация вызвала среди турагентств неподдельный интерес, ведь «финансовое самочувствие» поставщиков – самый актуальный для них вопрос в период кризиса. Так, представитель розничной сети «Глобал-Тревел» высказал мнение, что добровольное страхование финансовых рисков туроператора получит широкое распространение на рынке, и эту практику следует распространить также на ТА.
Говоря об актуальности данного ноу-хау, заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Евгений Писаревский привел следующие цифры. С 1 июня 2007 года, когда были узаконены финансовые гарантии туроператорской деятельности, общая сумма компенсаций, потребованных клиентами от банков-гарантов и страховщиков, составила 98 млн руб. А выплачено лишь 42 млн, то есть большая часть претензий осталась неудовлетворенной, в том числе из-за нехватки финобеспечения. И проблема в ближайшее время не решится. На этой неделе Госдума планировала в третьем чтении рассматривать проект поправок к туристическому законодательству , предполагающих увеличение ставок по страхованию профессиональной ответственности туроператоров. Однако, по информации г-на Писаревского, вопрос снят с повестки дня и отложен на неопределенное время.
То есть фингарантии остаются весьма условной защитой для потребителя. Предпринимателям остается лишь добровольно страховать «жизнь» своих компаний – в пользу клиентов.
|
В Новосибирске распустился демпинг |
Любопытная ситуация складывается на туристическом рынке Новосибирска. В этом году количество рейсов на Анталью уже достигло десяти в неделю. И это при том, что в прошлом, «докризисном» году даже общее число вылетов за рубеж было меньше. Соответственно, произошел обвал цен на турпакеты этого направления. Местные операторы связывают ситуацию с закреплением на туристическом рынке Новосибирска компании «Пегас Туристик», которая продекларировала четыре рейса в неделю а/к ORENAIR именно в Анталью. Плюс TEZ TOUR не отказывается от своего прямого рейса S7. Плюс выход на направление Coral Travel с двумя рейсами в неделю. Плюс S7 Tour… Причем по другим направлениям (Испания, Болгария) программы сокращаются, а по некоторым (летние Тунис и Египет, другие, кроме анталийского, турецкие регионы) и вовсе сворачиваются.
Управляющий директор новосибирской компании «Акрис» Владимир Коуров назвал экспансию московских ТО подрывающей местный туррынок. «Если три года назад в городе насчитывалось 25 туроператоров, работающих на блоках, то сегодня таких осталось пять, – рассказывает г-н Коуров. Демпинг приобретает просто извращенные формы. Дошло до того, что турпакеты продаются по цене, гораздо меньшей, чем стоимость перелета. Так, были случаи, когда турпакет на 12 дней в отель 3*, «все включено», продавался за $430, тогда как только авиабилет стоит $500–550. В туристических кругах утвердилось мнение, что у «пришельцев» запланированы «бюджеты войны» – деньги, которые могут быть потеряны на освоении Новосибирска. В таких условиях нам приходится на ходу подстраиваться под политику туроператоров-«китов».
С такой позицией категорически не согласна гендиректор «Пегас Туристик» Анна Подгорная: «В нынешних условиях никто не может позволить себе продавать продукт ниже себестоимости. Наши цены вполне реальны. А ниже других они потому, что мы держим огромные блоки мест в отелях, давно с ними работаем, наши турпотоки значительны. Отсюда и цена соответствующая. Кроме того, в регионах мы ведем, я считаю, предельно корректную политику и не позволяем нашим офисам работать с клиентом напрямую».
В турагентствах Новосибирска с любопытством наблюдают за происходящим. В одном из них, под названием «Эдвенси», сообщили, что пока, действительно, переизбыток перевозки на фоне сокращения турпотока очевиден, но рассчитывают, что в сезон борта начнут загружаться. Кроме того, появление «пегасовской» цепочки позволит варьировать сроки поездки на анталийские курорты.
|
H1N1 не ощутил языкового барьера |
Очередную неожиданность преподнес глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. Посредством радио «Маяк» он донес до общественности, что в списке стран, не рекомендованных для посещения россиянами, к Мексике, США и Канаде добавилась Испания. Причина – все тот же «свиной» грипп, новости о распространении которого недавно привели к опустению отелей Канкуна . Директор департамента Испании, Андорры и Португалии КАПИТАЛ ТУР Татьяна Захарова рассказала, что на сообщение г-на Онищенко клиенты откликнулись звонками в офис с просьбами прояснить ситуацию. «Что скрывать, были и аннуляции туров. Однако пока они носят единичный характер», – призналась эксперт. Почему объектом угрозы была объявлена Испания – неясно. С Мексикой ее объединяет разве что общий язык. А через него, как известно, зараза не передается.
Испанская сторона не преминула отреагировать на заявление российского чиновника. Туристические компании и журналисты получили официальное сообщение из Главного управления по туризму правительства Каталонии. В нем говорится, что H1N1 был завезен туристами, вернувшимися из поездки в Мексику с вирусом в инкубационном периоде. По состоянию на 18 мая все они выздоровели и выписаны из больниц. «В настоящее время никакой угрозы заражения «свиным» гриппом во время путешествий и перемещений по территории автономного сообщества не существует», – говорится в документе.
Напомним, г-на Онищенко нередко посещают неординарные идеи по улучшению самочувствия соотечественников. В разное время он боролся с «птичьим» гриппом путем запрета на открытие сезона охоты, а также с вином, пивом и табаком, предлагая, в частности, полностью запретить производство, продажу и употребление последнего.
|
Сицилия по сходной цене |
На днях компания PAC Group обнародовала SPO с 7-дневными турами на Сицилию за 299 евро, а двумя неделями раньше «Асент Трэвел» известил об акции, позволяющей провести неделю в апартаментах за 295 евро. Как говорят сами игроки, столь низкие цены не стоит считать сигналом SOS. «В частности наше SPO действовало совсем недолго и стимулировало продажи на конкретную дату – 22 мая, – говорит директор департамента Италии PAC Group Марина Никитенко. – Это традиционная ситуация для второй половины месяца». В свою очередь Екатерина Суворова, руководитель летних программ по Италии «Асента», объяснила: «Мы взяли за основу предложение наших итальянских партнеров, которые заинтересованы в привлечении российских клиентов. Возможно, в докризисное время таких цен не появилось бы, но экстраординарными они и сейчас не являются: проживание в апартаментах без питания всегда стоило недорого».
По словам экспертов, пока продажи туров в Сицилию идут очень даже ничего. Перевозка здесь подешевела на 15–18% относительно прошлого года. Некоторые отели цен не поднимали, остальные увеличили их в пределах 2–3%. Поэтому в среднем стоимость пакетов в евро уменьшились на 8–10% по сравнению с тем же периодом. «Это одно из самых благополучных направлений в Италии, с неплохой глубиной продаж, – говорит Марина Никитенко. – На июнь мы продали здесь уже более 50% авиакресел, а, например, на Тревизо реализовали пока около 40%». По информации экспертов, сейчас из Москвы еженедельно летают по одному борту «ВИМ-авиа» в Катанью и Палермо и регулярный рейс WindJet в Катанью. Из Санкт-Петербурга 24 мая стартует еженедельная программа той же WindJet, а с 29-го раз в две недели будет вылетать ГТК «Россия». Это заметно меньше прошлогодних объемов: 560 кресел в неделю против 850 из Москвы и 140 против 230 из Северной столицы. «Такое сокращение продиктовано взвешенной политикой туроператоров и перевозчиков в нынешних экономических условиях, – комментирует Татьяна Коршунова, вице-президент по продвижению продукта Ланта-тур вояж. – В настоящий момент объем «воздуха» на направлении близок к оптимальному». Однако с 7 июня оператор «Натали Турс» поднимет в содружестве с «Аэрофлотом» еще один рейс в Катанью, и мнения экспертов относительно последствий этой инициативы неоднозначны. «В этом году спрос упал на 20–30%, так что перевозки и сейчас могло бы быть и поменьше. А с появлением нового рейса кресел будет явно в избытке», – говорит, в частности, Екатерина Суворова. Придется ли операторам по Сицилии снова пустить в ход сверхнизкие цены, покажет время.
|
И вновь о фингарантиях |
15 мая Ассоциация туроператоров России (АТОР) распространила пресс-релиз, в котором решение о новом размере фингарантий для небольших ТО, работающих «на выезд», составит не 20, а 30 млн руб., преподносится как свершившийся факт. В виде доказательства приводится результат голосования на последнем заседании Комитета по экономической политике и предпринимательству. Там «после долгих дебатов единогласно было принято предложение об увеличении минимальной финансовой гарантии». Первый вице-президент АТОР Владимир Канторович объясняет решение падением курса рубля, из-за которого реальные потери от последних крахов туроператоров оказались гораздо выше объявленных (примерно на 35%), а также тем, что ФИГ в 20 млн руб. «подталкивает бизнес к работе по «черным» схемам». Имеется в виду, что компаниям выгодно будет регистрировать не одно юрлицо с оборотом свыше 100 млн руб., а три с меньшим оборотом.
Между тем вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Юрий Барзыкин считает, что еще ничего не решено, пока не проголосовали депутаты. Более того, эксперт оценивает шансы утвердить цифру 20 млн как неплохие. Это вытекает из логики думских слушаний: в первом чтении поправок (декабрь 2008 г.) приняли 30 млн, во втором (8 мая) проголосовали за 20; и было бы странно отменять высшему законодательному органу страны собственное решение. По поводу апеллирования к девальвации рубля г-н Барзыкин заметил, что и страховые премии тоже выплачивались по новому курсу. Что касается «черных схем», то одного ТО-«стомиллионника» можно «разбросать» и по трем «тридцатимиллионникам» – все равно будет выгодно. Ну а в числе аргументов за 20-миллионный размер фингарантий эксперт среди прочих назвал мировой опыт. Если руководствоваться им, то надо ориентироваться на 1–14% от годового оборота турфирмы. Таким образом, высшую шкалу в 100% можно расценивать как чисто российский нонсенс. И даже низшая планка в 20 млн руб. критикуется региональными ТО: по данным Росстата средний годовой оборот там составляет 18 млн руб. «По большому счету дискуссия о 20-30 миллионах непродуктивна ни для АТОР, ни для РСТ, ни для потребителя. В идеале объем фингарантий должен быть пропорционален объемам ответственности и реализации ТО. Пока же система обеспечения ФИГ выглядит как дань страховому рынку», – подчеркнул эксперт.
Пленарное заседание Госдумы рассмотрит соответствующие поправки в закон, возможно, на следующей неделе.
|
Репутация ТО стоила дороже $3579 |
14 мая рисковали не вылететь на отдых туристы, оплатившие две путевки в Эйлат в турагентстве «МГП на Юго-Западе». Туроператору «Турбазар» сумма в размере $3579 так и не поступила. В результате в компании приняли решение оплатить турпакеты самим и успели передать документы туристам в аэропорту Шереметьево, терминал С. Тому предшествовали события, произошедшие накануне, 13 числа. Поскольку близился вечер, а денег все не было, в «МГП на Юго-Западе» направился его куратор от «Турбазара» Дмитрий Шевченко. По его рассказу, офис на проспекте Вернадского, 86, строение 2 был опечатан. В администрации делового центра, расположенного по этому адресу, рассказали, что процедура была произведена из-за систематической неоплаты аренды помещения. Позже посланец от туроператора смог наблюдать, как в офис агентства заходили представители правоохранительных органов…
За разъяснениями в Управляющую компанию МГП обратилась руководитель департамента дилерской сети «Турбазара» Светлана Сладкова. По ее словам, руководитель отдела франчайзинга УК МГП Лана Ильина сообщила, что они расторгают договор с офисом «МГП на Юго-Западе» и делают рассылку по партнерам с предложением прекратить сотрудничество с этим агентством. «С ним мы работали разово и часто наблюдали задержки оплаты туров (например, в новогодние праздники деньги приходилось буквально выбивать), поэтому относились настороженно. Впрочем, проплаты хоть со скрипом, но проходили. Вот и на этот раз курьер занес около $800. Шансы на получение остального оцениваю процентов в 30», – рассказала Светлана Сладкова.
Надо заметить, что настороженно к турагентству относились не только в «Турбазаре». Например, «Пегас Туристик» вообще разорвал с ним отношения. «Мы как чувствовали, что в итоге деятельность офиса «МГП на Юго-Западе» закончится опечатыванием. Еще накануне Нового года стало понятно, что обязательств они исполнить не смогут. Поэтому и расторгли договор», – сообщила гендиректор компании Анна Подгорная.
Генеральный директор Управляющей компании МГП Сергей Агафонов тоже отметил, что первые сигналы о проблемах с офисом на Юго-Западной начали поступать несколько месяцев назад, и в итоге работу с ним пришлось прервать. «Наши юристы сейчас добиваются, чтобы это агентство прекратило использование символики МГП, ставшее незаконным. К сожалению, от недобросовестных партнеров никто не застрахован».
|
ООО нужен миллион? |
Как стало известно «БАНКО», к 1 июня Президенту РФ должна быть представлена «Концепция развития законодательства о юридических лицах». Проект документа, разработанного Советом по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при Президенте РФ, уже опубликован для общественного обсуждения.
Для ООО – едва ли не самой популярной среди туристических агентств (да и туроператоров) организационно-правовой формы – предполагается ввести минимальный размер уставного капитала в размере 1 млн руб. против нынешних 10 тыс., причем «весь УК должен оплачиваться в денежной форме», – говорится в проекте. Открытым акционерным обществам придется отвечать по своим обязательствам как минимум двумя миллионами рублей. Предприятия в форме ЗАО не предусматриваются в новой версии законодательства.
Как считает Георгий Мохов, гендиректор ЮА «Персона Грата», концепция будет вынесена уже на осеннюю сессию Государственной Думы, а к следующему лету новые правила станут обязательными. По его мнению, ее принятие – лишь вопрос времени, так как идея родилась в администрации Президента. «Скорее всего, уже действующие предприятия также заставят привести свою деятельность в соответствие с новыми требованиями. На это им, вероятно, дадут один год, так что к лету-2011 всем ООО придется иметь как минимум миллионную сумму в виде уставного капитала», – делится прогнозом эксперт.
Как считает Юрий Григорьев, гендиректор «Орко-тур» (Москва), для добросовестных турфирм это, скорее, благо. По его убеждению, давно действующей турфирме найти 1 млн для внесения в уставный капитал – не проблема, тем более что эти деньги не требуется «замораживать» на расчетном счете. «Компаниям, работающим вбелую, сейчас зачастую приходится конкурировать с фирмами-однодневками, переманивающими клиентов за счет демпинга. Теперь же зарегистрировать такое юрлицо станет дорогим удовольствием», – добавляет эксперт. Если новые нормы будут приняты, от них явно выиграет и потребитель, которому теперь будет что взыскать через суд в спорах с юридическими лицами.
|
Mövenpick не успел к июлю |
Отель Mövenpick Sea Pearl Resort 5*, открытие которого в Сусе (Тунис) было запланировано на 1 июля этого года, намерен принять первых гостей лишь месяц спустя, 1 августа. Перенос сроков наблюдатели объясняют тем, что отельеры попросту «не успевают подготовиться к сезону».
Туроператоры огорчены этой новостью. По их словам, в Тунисе всегда не хватало отелей, способных удовлетворить требовательных россиян, а Mövenpick мог бы частично решить эту проблему. Он расположен в Сусе – самом популярном среди наших соотечественников курорте страны, планирует работать по системе ultra all inclusive и предлагает детям до 12 лет бесплатное размещение. К тому же цены на июль в нем были заявлены не выше, чем в других объектах высокой категории: получалось примерно 1800 евро за недельный пакет с перелетом. «Уже поступило много заявок на Mövenpick, сейчас приходится переориентировать клиентов на другие гостиницы или же, если кому-то принципиально важно остановиться именно в Mövenpick, предлагаем перебронировать тур на август», – поделилась Наталья Марголина, руководитель отдела Туниса ICS Travel Group.
Впрочем, эксперты отмечают, что и июль не совсем удачный месяц для запуска нового отеля, ведь сезон уже в самом разгаре; а про август и говорить не приходится. «Если бы он открылся перед летом, то продажи его комнат шли бы на ура, – считают в компании Grand (она входит в один холдинг с тунисской инкаминговой фирмой Express Tours, которая, по неофициальным данным, является держателем эксклюзивного контракта с Mövenpick). – Как пойдет дело в августе, предугадать сложно». К слову, участники рынка сильно сомневаются в том, что гостиница, готовясь к сезону такими темпами, откроет двери даже в последний месяц лета.
|