Издание «Пермский обозреватель» рассказало о скандале вокруг собственности «Российских железных дорог». Как отмечает издание, в уставный капитал этой компании включен жилищный фонд - общежития. Этот факт является незаконным, по мнению адвокатов Фонда содействия ТСЖ, так как у жилищного фонда есть особый режим приватизации, и он не может быть включен в уставной капитал. Несмотря на это, ОАО РЖД по сей день владеет огромным количеством общежитий по всей стране, только в Перми их 22 (по улицам Энгельса, Барамзиной, Детской, Локомотивной, Хабаровской, Лепешинской, Машинистов, Кочегаров, Транспортной, Ветлужской, Генерала Наумова, Заречной, Рельсовой и Островского и два общежития на станции "Пермь-сортировочная").
Единственным акционером РЖД является государство, но, как отмечает "Пермский обозреватель", в этом случае именно права государства и нарушаются, так как общежития, по сути, ему не принадлежат. Также нарушены права жителей общаг: с ними не заключены договоры бессрочного найма, у них нет прав на приватизацию жилья.
Пермь - первый город, который решил положить конец подобному самоуправству. В мае этого года Пермский фонд содействия ТСЖ вместе с жителями общежитий (по улицам Островского, 9 и Хабаровской, 173) подали иск в суд Дзержинского района. Цель иска: признать действия ОАО "Российские железные дороги" незаконными и передать общежития в собственность муниципалитету.
4 августа в суде состоялось очередное слушание. Со стороны ответчика, кроме представителя пермского отделения Свердловского филиала ОАО РЖД, явился еще один человек - представитель территориального управления (хотя в деле числится четыре ответчика: ОАО "Российские железные дороги", Правительство Российской Федерации, территориальное управление федерального агентства по управлению федеральным имуществом).
Свою позицию ОАО РЖД озвучивало на предыдущих совещаниях - они опираются на следующие факты. Кроме уставного капитала, существует передаточный акт (именно в этом акте идет речь о передаче общежитий в собственность РЖД). Этот акт подписан тремя представительными органами: Министерством путей сообщения, Министерством имущественных отношений и Федеральной энергетической комиссией. А уж их решение, по мнению ОАО "Российские железные дороги", неверным, а тем более незаконным быть не может.
Пермский суд отклонил ходатайство на передачу дела в Москву, дальнейшее рассмотрение будет проводиться в этом же суде. Следующее заседание назначено на 4 сентября. То, что дело будет рассматриваться не в Москве, существенно повышает шансы противников железнодорожной монополии на успех.
Как пишет «Пермский обозреватель», на жителей, которые принимают активное участие в этом деле, даже оказывается давление. Один из руководителей инициативной группы, через три недели после подачи иска, 25 мая, получил письменное уведомление, в котором его попросили выселиться из однокомнатной квартиры, в которой Блинов прожил 20 лет. Обосновано извещение было тем, что Александр Блинов уже не работает на заводе. Но на выселение нет никакого основания. Блинов работал на заводе и был уволен по состоянию здоровья ввиду сильной потери зрения (тяжелые условия работы). Представители инициативной группы заявили «Пермскому обозревателю», что не желают «быть собственностью РЖД».