Последствия для Молдовы создания зоны свободной торговли с ЕС |
http://edingagauz.com/content/view/5966/1/
Создание зоны свободной торговли в целом будет содействовать увеличению объемов внешней торговли между Республикой Молдова и странами Европейского союза. Однако наибольшие выгоды будут получать страны ЕС, а не Молдова, которая может столкнуться с определенными рисками.
Во-первых, под полное действие режима свободной торговли (без всяких ограничений) попадет 70% всего импорта из ЕС в Молдову и только 45% импорта из Молдовы в ЕС. В стоимостном выражении (если исходить из данных 2013 года) соотношение беспошлинного импорта из стран ЕС и беспошлинного экспорта из Молдовы в ЕС может составить 3:1 в пользу стран ЕС. То есть на 1 доллар беспошлинного молдавского экспорта в ЕС будет приходиться по 3 доллара беспошлинного импорта из стран ЕС. Это будет способствовать более быстрому увеличению импорта из стран ЕС, чем экспорта из Молдовы в ЕС и ухудшению торгового баланса Молдовы.
Во-вторых, у производителей-экспортеров Молдовы сохранятся высокие нетарифные барьеры, связанные с европейскими стандартами качества, санитарными, и фитосанитарными нормами, системой сертификации и высокими затратами по «входу» на европейский рынок (маркетинг, реклама, логистика и пр.). Они могут препятствовать увеличению экспорта молдавской продукции на европейский рынок, в то время как у европейских производителей-экспортеров подобных препятствий на молдавском рынке или не будет, или они будут несопоставимо меньшими.
В-третьих, беспошлинный импорт агропродовольственных европейских товаров в Молдову может усиливать конкуренцию (цена-качество) на внутреннем рынке. Существует большой разрыв в технико-технологическом уровне развития многих видов производств, в масштабах государственного субсидирования сельского хозяйства (в Молдове субсидии составляют только 2% от стоимости продукции сельского хозяйства, в странах ЕС - 40-45%). Из-за неподготовленности многих молдавских производителей к такой конкуренции могут возникнуть потери, что может вызывать сокращение объемов производства ряда агропромышленной продукции (мяса домашней птицы, вина, макаронных и мучных изделий, молочной продукции и др.).
В-четвертых, использование странами Таможенного союза защитных и ограничительных мер в отношении молдавских товаров может приводить к постепенной утрате Молдовой своих позиций на восточных рынках. С 1 сентября 2014 года Российская Федерация уже ввела ввозные пошлины на ряд молдавских товаров (мясо, овощи, фрукты, зерновые, семена подсолнечника, сахар, овощные консервы, виноградное вино и др.). Потеря рынков стран Таможенного союза не может компенсироваться в полной мере увеличением экспорта в страны ЕС или в другие страны. Можно ожидать географической переориентации молдавского экспорта, которая будет сопровождаться снижением его общего объема.
Ограничения в торговле со странами ЕС, установленные в соглашении об ассоциации, сложности освоения рынков других стран, необходимость осуществления больших затрат для продвижения продукции на осваиваемых внешних рынках, наличие тарифных и нетарифных барьеров в торговле, защитные меры стран Таможенного союза - все это в целом может препятствовать росту молдавского экспорта.
Одновременно с зоной свободной торговли со странами ЕС Молдова должна создать зону свободной торговли с Турцией, поскольку ЕС и Турция еще в 1996 году сформировали таможенный союз и должны проводить единую внешнеторговую политику по отношению к другим странам.
Республика Молдова завершила переговоры с Турцией по соглашению о зоне свободной торговли, проект которого уже подготовлен, но не опубликован.
Ведение режима свободной торговли с Турцией имеет те же риски для Молдовы, что и внедрение такого же режима со странами ЕС.
В последние годы наблюдалась активизация торговли между Молдовой и Турцией, которая стала важным торговым и партнером республики, занимая среди всех торговых партнеров 5-ое место по объему экспорта Молдовы (5,2% всего экспорта) и 6-ое место по объему импорта в Молдову (6,9%). Торговый баланс с Турцией у Молдовы хронически отрицательный. Несмотря на то, что в последние годы темпы роста молдавского экспорта в Турцию были выше, чем темпы роста турецкого импорта в Молдову, дефицит баланса в торговле с Турцией возрос. В 2013 году объемы импорта из Турции были в 3 раза больше, чем объемы экспорта молдавских товаров в эту страну.
До внедрения соглашений о зонах свободной торговли со странами ЕС и Турцией практически невозможно точно количественно оценить их влияние на будущие результаты торговли Молдовы с этими странами.
Однако не вызывает сомнений, что быстро справиться с новыми внешнеторговыми рисками Молдова не сможет, поскольку не учитывала их и не принимала соответствующих мер при подготовке данных соглашений.
Авторы: Елена Горелова, Владимир Головатюк, Юлиана Агаркова, Михаил Пойсик
(Глава из доклада «Экономические эффекты присоединения Республики Молдова к Таможенному союзу Единому экономическому пространству»)
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |