На купели устанавливаются и зажигаются три свечи, священник в белом облачении выходит к крещаемым и начинает молитвы на наречение имени. В первой молитве впервые произносится имя, которое дается младенцу.
В молитве он просит, чтобы свет лица Господня знаменовался на младенце (здесь называется имя). Затем священник благословляет младенца и просит Господа, чтобы крест, которым крещаемый “знаменуется”, был и в сердце, и в мыслях его, чтобы он уходил от мирской суеты и следовал повелениям Господним.
Надо сказать, что в Православной Церкви установился обычай давать имена не любые, а в честь святых. Список этих имен печатается в православном календаре каждый год. Поэтому, даже если родители выбрали и записали в свидетельстве о рождении неправославное имя (например, Эдуард, Руслан и т.п.), надо выбрать другое, православное. Некоторые имена нельзя найти в святцах, потому что это искаженные имена святых.
Взрослые приходят к началу Крещения, уже раздевшись и накрывшись длинной простыней или покрывалом.
Первое священнодействие Крещения — это возложение руки в знак защиты и благословения. Рука священника здесь — это рука Самого Господа, который с этих пор берет под Свою особую защиту и покровительство пришедшего к нему человека.
В чине оглашения три молитвы, в которых Церковь в лице священника запрещает великим и страшным Божиим именем дьяволу и нечистым духам строить козни крещаемому и гонит его прочь.
После того, как нечистый дух изгнан и заклят именем Божиим, настает время человеку самому отказаться от него. Священник поворачивает и крестных, и их крестника лицом на запад, то есть символически — ко тьме, в которой живут злые духи, чтобы встретиться с ними напрямую, но уже находясь под церковной защитой.
Следующие вопросы надо знать и крестным, и крестнику, потому что на них нужно сознательно отвечать.
Священник:
— Отрекаешься ли ты от сатаны, и от всех дел его, и от всякого служения ему, и от всякой гордыни его?
Крестник или крестный (за ребенка):
— Отрицаюсь.
Эти вопрос и ответ повторяются трижды.
Тогда священник говорит:
— Дунь и плюнь на него.
Плевок — это знак крайнего презрения. Сатана побежден силой Божией, христианину нечего его бояться и для того, чтобы показать, что он не боится мести сатаны, крестник или его крестный дует и плюет (слегка, потому что это все-таки символ, и презрение не зависит от количества слюны) на сатану.
Священник велит повернуться после этого лицом на восток, к Господу, и спрашивает:
— Сочетаешься ли Христу?
Ответ:
— Сочетаюсь.
Вопрос и ответ повторяются трижды.
После исповедания верности Христу крестник или крестный читает Символ веры: “Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя..”.
Всем присутствующим раздаются зажженные свечи и священник произносит возглас, которым начинается Божественная литургия: “Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа..”.