-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в want_to_know

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) Фото_храмов Божья_любовь uucyc

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.08.2006
Записей: 306
Комментариев: 14
Написано: 310

want to know


Благотворительный фонд помощи детям-сиротам 'Большая семья'

Пятница - 8 - сентября - 2006 г.

Пятница, 08 Сентября 2006 г. 07:44 + в цитатник
По старому стилю 26 августа

* Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году).
* Мученики Адриан и Наталия (305-311 гг.).
* Преподобный Адриан Ондрусовский (1549 г.).
* Священномученик Петр (Иовлев) пресвитер (1918 г.).
* Святой Георгий (Коссов) исповедник, пресвитер (1928 г.).
* Священномученик Виктор (Элланский) пресвитер, мученики Димитрий (Морозов), Петр (Бордан) и святой Роман (Медведь), исповедник, пресвитер (1937 г.).
* Псково-Печерская икона Божией Матери, именуемая «Умиление» (1524 г.).

Подробнее

http://kazan.eparhia.ru/mesyceslov/?date=08.09.2006&show=True

Фото

Пятница, 08 Сентября 2006 г. 07:16 + в цитатник

РОДИТЕЛЬСКИЕ,ИЛИ ДНИ ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ

Четверг, 07 Сентября 2006 г. 13:45 + в цитатник
Церковь имеет особую, материнскую, заботу об усопших своих чадах, при этом в равной степени о давно умерших и скончавшихся недавно, о простых мирянах и о царях с патриархами. Эта забота согласуется с учением о бессмертии души, Страшном суде и Царствии Небесном. Повлиять на свою участь душа усопшего уже не в состоянии, только мы, живущие на земле, можем им помочь. Наши молитвы, частные и церковные, милостыня, добрые дела, совершаемые ради того или иного умершего, приносят его душе упокоение и радость в загробном мире.

Для общих церковных молитв установлены особые дни: Мясопустная родительская суббота; 2-я, 3 и 4-я субботы Великого поста; Радоница; Троицкая родительская суббота; Дмитриевская родительская суббота. Кроме Радоницы, которая бывает во вторник, все эти дни — субботние.

Для церковного поминовения прихожане готовят записки с поминовением усопших. Кроме того, готовятся пожертвования. Как правило, это продукты, приносимые в храм на канун (см. “Устройство храма”). На канун принято приносить хлеб, блины, фрукты, конфеты и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор на литургию, свечи и масло для лампад. Вечером накануне родительских суббот служится парастас — это заупокойная утреня. Все тропари, стихиры, пение и чтение парастаса посвящены молитве за умерших.

Утром в родительские субботы обязательно служится заупокойная литургия, во время которой поминаются все усопшие христиане. После такой литургии бывают еще общие панихиды.

Радоница — это пасхальный день поминовения усопших. Радоница всегда совершается на десятый день Пасхи, во вторник второй пасхальной недели. Накануне вечером служится парастас, а утром — литургия и панихида. К обычным, заупокойным, молитвам на Радоницу прибавляются еще и пасхальные песнопения. В этот день принято посещать могилы родных и близких. Не нужно делать это на Пасху.

Кроме перечисленных, есть еще особые дни. На Усекновение главы Иоанна Предтечи 11 сентября поминаются особо воины, погибшие на войне и умершие от ран. В день Победы, 9 мая, также поминаются погибшие воины, умершие в госпиталях, лагерях и без вести пропавшие во дни Великой войны.

Все молитвы об усопших совершаются о душах православных христиан, то есть крещеных людях, которые не самонасильственным образом ушли в мир иной. Самоубийцы не поминаются в Церкви, кроме особых случаев, о которых можно узнать только у священника.

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ

Четверг, 07 Сентября 2006 г. 13:45 + в цитатник
Он начинается за сорок дней до Рождества Христова и поэтому, как и Великий пост, иногда называется Четыредесятницей. Его называют также Филипповским, потому что в день его начала, 28 ноября, празднуется память апостола Филиппа.

Этот пост не такой строгий, как Великий, разрешена рыба. Но за несколько дней до Рождества Христова воздержание усиливается, и, наконец, в Сочельник, последний день перед Рождеством, ничего не едят до вечерней звезды, в память о звезде, явившейся над Вифлеемом при Рождестве Спасителя.

О Рождественском посте в церковных книгах упоминается с IV века, в современном виде он принят Церковью с ХII века.

УСПЕНСКИЙ ПОСТ

Четверг, 07 Сентября 2006 г. 13:45 + в цитатник
Пост в честь Пресвятой Богородицы продолжается две недели — с 14 по 28 августа, до праздника Успения. Этот пост по строгости напоминает Великий, но ослабляется по воскресным дням, а также в праздник Преображения Господня 19 августа.

В древней Церкви он назывался осенним. Были разногласия по поводу его продолжительности, некоторые разрешали себе уже на Преображение употреблять в пищу мясо. Но действующие с ХII века церковные правила не позволяют этого.

ПЕТРОВСКИЙ ПОСТ

Четверг, 07 Сентября 2006 г. 13:44 + в цитатник
Иначе называется апостольским. Начало этого поста зависит от времени празднования Пасхи, и поэтому он бывает то короче, то длиннее. Пост начинается через неделю после Троицы и заканчивается праздником первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля. Самая большая возможная продолжительность Петровского поста — шесть недель, самая малая — восемь дней. Его начало идет из глубокой древности, он заповедовался еще в апостольских постановлениях, но особенно часто упоминается с IV века.

ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Четверг, 07 Сентября 2006 г. 13:44 + в цитатник
Великий пост состоит из 40 дней (Четыредесятница); двух праздничных дней, Лазаревой субботы и Вербного воскресения, а также Страстной седмицы. Всего 48 дней. Его называют Великим не только из-за продолжительности (он длиннее всех остальных), но и по причине великого значения этого поста в церковной жизни христианина.

Кроме семи недель самого поста, уставом предписываются еще три подготовительные недели к нему. Начинаются они с недели Мытаря и Фарисея. С начала третьей седмицы и до ее конца мяса на трапезе уже не бывает, оно появится только на разговенье во время пасхальной трапезы. Вся третья седмица называется также сырной, или масляной, в просторечии масленицей, потому что основной пищей во время нее являются молочные продукты, рыба, яйца, сыр.

За три недели до Великого поста, в воскресенье, когда читается на литургии евангельский текст притчи о Мытаре и Фарисее, в богослужении начинают пользоваться Постной Триодью — книгой богослужебных текстов. Именно эта книга определяет особенности богослужения во время Великого поста.

Накануне воскресенья, которое получило название “Неделя о Мытаре и Фарисее”, на всенощном бдении поют особую покаянную молитву “Покаяния отверзи ми двери...”. Это начало подготовки к посту. Это пение продолжается на всех воскресных всенощных по 5-ю Неделю поста включительно. На седмице мытаря и фарисея нет поста в среду и пятницу, дабы мы не уподобились фарисею, который хвалился своим благочестием.

“Неделя о блудном сыне” — вторая подготовительная неделя. В воскресенье за литургией читается Евангелие с притчей о блудном сыне. Накануне на всенощной звучит новое покаянное песнопение “На реках Вавилонских...”.

“Неделя о Страшном суде” — третья подготовительная неделя. В воскресенье читается Евангелие о Страшном суде. Это воскресенье называется еще мясопустным, ибо это последний день мясоеда. С понедельника до Пасхи мясо есть уже нельзя.

Накануне мясопустного воскресенья поминаются все усопшие. Об этом читайте в разделе “Родительские”.

Следующая за этим воскресеньем седмица называется масленицей.

“Неделя об Адамовом изгнании” — прощеное воскресенье. В этот воскресный день читается Евангельский отрывок о прощении обид и о посте. Адамово изгнание вспоминается во многих богослужебных текстах. Вечером все собираются в храм на чин прощения. Служба уже постовая, облачение черное, поклоны и пение покаянное. В конце службы читаются проповедь о прощении обид, о посте и молитва с благословением на Великий пост. Священнослужители, начиная со старшего, испрашивают у народа и друг у друга прощение.

Затем все подходят к священникам по очереди, кланяются, просят простить и сами прощают им все грехи и обиды, при этом целуют крест и Евангелие, в знак икренности произносимого. Так же прихожане просят прощения и друг у друга. Такое прощение взаимных обид является непременным условием очищения сердца и успешного проведения Великого поста.

Великий пост отличается от остального года особыми богослужениями.

Во-первых, в понедельник, вторник и четверг не служится Божественная литургия (кроме нескольких праздников); а в среду и пятницу совершается литургия Преждеосвященных Даров, а по воскресеньям литургия Василия Великого.

Во-вторых, в богослужении увеличивается объем текстов, читаемых по Псалтири, пения становится гораздо меньше.

В-третьих, читается молитва святого Ефрема Сирина с 16 поклонами, поясными и земными. К богослужению добавляются особые молитвы с поклонами и коленопреклоненным стоянием.

Все эти отличия определяют особую духовную атмосферу поста, не свойственную всему году. Православные чаще, чем всегда, посещают храм, чтобы не пропустить особых служб. Основные из них следующие.

Первая седмица. Чтение покаянного канона Андрея Критского в понедельник, вторник, среду и четверг на вечернем богослужении. В среду утром первая литургия Преждеосвященных Даров. В пятницу утром, после литургии, молебен с освящением колива (в воспоминание чуда великомученика Феодора Тирона). Коливо — это вареное зерно с сухофруктами, чаще всего рис с изюмом. Освященное коливо раздается присутствующим и употребляется натощак в тот же день. Первая седмица заканчивается Неделей первой, то есть первым воскресеньем поста. В это воскресенье празднуется Торжество Православия — восстановление иконопочитания на VII Вселенском Соборе.

Вторая седмица. В субботу поминовение усопших. В воскресенье вечером во многих храмах служится первая Пассия — поклонение страданиям Спасителя. Это служба с акафистом Страстям Христовым. Остальные три Пассии служатся в последующие воскресенья. Хотя Пассия не является уставным богослужением, она уже вошла в благочестивую традицию.

Третья седмица. В субботу поминовение усопших. Седмица заканчивается Неделей третьей, Крестопоклонной.Накануне, на воскресной всенощной, на середину храма выносится Крест Господень для поклонения. Такое поклонение совершается под пение “Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое поем и славим”. Крест остается в центре храма всю неделю.

Четвертая седмица, Крестопоклонная. Эта седмица более строгого поста, чем 2-я и 3-я. В среду — преполовение Великого поста, то есть его середина. Во все дни седмицы совершается поклонение Кресту. В пятницу на вечерне Крест уносится в алтарь. В субботу поминовение усопших. Заканчивается седмица Неделей четвертой, посвященной памяти преподобного Иоанна Лествичника, игумена и строгого аскета.
Пятая седмица. В среду вечером “Мариино стояние”. Служба посвящена преподобной Марии Египетской. На этой службе полностью читается канон Андрея Критского. Ради этого литургия Преждеосвященных Даров совершается в четверг. Суббота пятой седмицы называется Субботой Акафиста или Похвалой Пресвятой Богородицы. Накануне за вечерним богослужением читается Акафист Богородице с особыми праздничными песнопениями. Но пост в этот день не ослабляется.

Шестая седмица. В пятницу этой недели заканчивается Четыредесятница. В субботу память праведного Лазаря, воскрешенного Иисусом Христом на четвертый день после его смерти, — Лазарева суббота. Заканчивается эта седмица Вербным воскресением (см. “Вход Господень в Иерусалим”).

Страстная седмица. Строгий пост. Богослужения все особенные.

В первые три дня поются особые песнопения: “Се Жених грядет в полунощи...” и “Чертог Твой ...”. Это напоминание о предстоящей нам встрече со Христом, небесным Женихом душ наших, в Его Царствии — прекрасном Чертоге. В эти дни служится литургия Преждеосвященных Даров.

В среду вечером исповедь для всех желающих облегчить свою душу перед Пасхой. В Великий Четверг воспоминается Тайная вечеря, на которой Господь установил Таинство Причащения — Евхаристию. В этот день все, кто может, причащаются Святых Христовых Таин.

Вечером служба Страстям Христовым. На ней читаются двенадцать избранных евангельских отрывков, повествующих о всех страданиях и смерти Иисуса Христа. Эти “12 евангелий” и составляют главную особенность службы. Во время чтения все стоят со свечами. Свечу, горевшую во время чтений “12 евангелий”, называют “Четверговой” и непотушенной уносят домой, чтобы затеплить лампаду, прочертить пламенем крест над косяком двери.

В Великую Пятницу литургия не служится. Утром совершаются Царские часы. В середине дня совершается вынос Плащаницы — вышитой иконы Спасителя, снятого с Креста и приготовленного к погребению. Плащаница ставится посредине храма в окружении цветов. Все кланяются ей и прикладываются. Вечером того же дня совершается погребение Плащаницы. В конце службы, плащаница с крестным ходом обносится вокруг храма.

В Великую Субботу утром совершаются: часы, вечерня и литургия Василия Великого. На вечерне читаются 15 Паримий, то есть чтений Ветхого Завета, в которых собраны пророчества о Христе и о Его Воскресении. В начале литургии все облачения меняются с черных на белые.

В этот день с утра начинается освящение пасхальных яств — куличей, пасок, яиц, мясов. Освящение может быть продолжено на Пасху.

На этом заканчивается богослужения Постной Триоди, таким образом, заканчивается и сам Великий пост.

ПОСТЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Четверг, 07 Сентября 2006 г. 13:42 + в цитатник
Посты делятся на однодневные и многодневные.

К многодневным относятся: Великий пост, или Святая Четыредесятница; Петровский пост; Успенский пост; Рождественский пост.

К однодневным постам относятся: еженедельные посты в среду и пятницу в память предательства и в память страданий и смерти Спасителя.

Однако в среды и пятницы некоторых недель поста нет. Это: пасхальная неделя, которая почитается как бы за один светлый день; неделя после Троицы; так называемые Святки, то есть время от Рождества до Крещения (кроме последнего перед Крещением дня — крещенского сочельника); неделя Мытаря и Фарисея перед Великим постом; масленица, хотя во время нее действует запрет на мясо.

Однодневные посты это также: праздник Воздвижения Креста Господня 27 сентября; пост в день усекновения главы Иоанна Предтечи 11 сентября; крещенский сочельник, то есть день накануне Крещения, 18 января.

ПОСТЫ

Четверг, 07 Сентября 2006 г. 13:42 + в цитатник
Посты установлены Церковью как особенное, выделенное из будничного, время, когда христианин усиленно работает над очищением своей души и тела, молясь, исповедуя свои грехи, приобщаясь Святых Христовых Таин. Постом воздерживаются от скоромной пищи — мяса, молока, яиц, иногда рыбы.

История постов. Пост существовал во времена Ветхого Завета, христиане же стали поститься с самого основания Церкви, следуя в этом примеру Самого Господа и апостолов. Древнейшие из церковных писателей утверждают, что апостолы установили первый сорокодневный пост в подражание пророку Моисею и Спасителю, которые постились сорок дней в пустыне. Отсюда появилось название Великого поста — Четыредесятница.

Некоторые церковные ученые думают, что пост поначалу состоял из сорока часов. Древние христианские книги II и III веков рассказывают нам об обычае поститься в продолжение двух суток. Пост пред Пасхой тянулся шесть дней, как рассказывает об этом Дионисий Александрийский.

Таким образом, Святая Четыредесятница, или Великий пост, в том виде, в котором он сегодня существует, сложился постепенно. Церковные историки считают, что он окончательно оформился, когда вошло в обычай крестить новообращенных на Пасху и готовить их к принятию Таинства продолжительным постом. Из чувства братства и любви вместе с ними в этом посте стали принимать участие и все верующие.

Уже в IV веке Великий пост существовал в Церкви повсеместно, но начинался не везде в одно время и не везде продолжался сорок дней. Пост был очень строгим. Древний христианский писатель Тертуллиан рассказывает, что разрешались только хлеб, сушеные овощи и фрукты, и то не раньше вечера. Это называлось сухоядением. В течение дня не пили даже воду. На Востоке сухоядение держалось до ХII века, потом постными стали считаться не только овощи, но и рыба, и даже некоторые птицы.

Любая радость и веселье считались нарушением поста. Общее правило заключалось в воздержании от возбуждающей пищи и умеренном употреблении даже разрешенных продуктов.

В последующие времена появились ереси, одни из которых считали пост главной обязанностью христианина, другие, наоборот, совершенно отрицали его значение. Церковные же правила, обобщившие опыт первых веков, предают анафеме не только всякого, кто без необходимости для здоровья нарушает установленный пост, но и тех, кто утверждает, что есть мясо — грех даже в праздники, и осуждает употребление мясной пищи в дозволенное время.

В дни Великого поста в христианских странах запрещались всякие зрелища, закрывались бани, лавки, торговля мясом и другими скором

ными продуктами, продавались только предметы первой необходимости. Прекращались даже заседания в судах. Христиане занимались благотворительностью. В эти дни рабы часто отпускались на волю или освобождались от работы.

ПРАЗДНИКИ СВЯТЫХ

Четверг, 07 Сентября 2006 г. 13:41 + в цитатник
Каждый день Церковь чтит святых. Сонм святых настолько велик, что нет возможности торжественно отмечать память всех. Поэтому есть разные степени торжественности богослужений.

Обязательными особенностями богослужения святому являются: икона святого, лежащая на аналое посередине храма, всенощная или вечерня с утреней, литургия, на которой поются и читаются тропари и другие посвященные святому стихи и гимны. Это особенно важно для именинников. Именины — это день святого, чье имя мы носим. В этот день православные, по возможности, причащаются Святых Христовых Таин. Этого святого называют святым покровителем имени. Именины — это день Ангела (под ангелом подразумевается святой), но это не совсем верно, потому что у человека есть еще и ангел-хранитель, то есть служебный дух, поставленный Господом Вседержителем помогать нам и охранять нас.

Слава святых, по учению Церкви, разная. Из этого учения в Церкви сложилась иерархия святых — Небесная иерархия.

Превыше всех Царица Небесная Пресвятая Богородица и Приснодева Мария и Креститель Господень, Предтеча Спасов, Иоанн;
далее — святые апостолы, пророки;
святители и учители Церкви;
мученики и мученицы;
преподобные отцы и матери;
праведные и бессребреники;
блаженные и Христа ради юродивые и все святые.

Есть в Церкви и общие дни святых. Это день Всех святых — в воскресенье, через неделю после Троицы, и день Всех Русских святых — в воскресенье, через две недели после Троицы.

ПРАЗДНИКИ ЧТИМЫХ ИКОН БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

Четверг, 07 Сентября 2006 г. 13:41 + в цитатник
Среди праздников, связанных с воспоминанием о Божией Матери, лишь несколько входят в число двунадесятых (Рождество Христово, Сретение, Рождество Богородицы, Введение во храм). Однако в течение всего года почти каждую неделю есть множество праздников ради чтимых и чудотворных икон Божией Матери. Чудотворных и чтимых икон Божией Матери несколько сотен. Поэтому праздников в году так много.

Торжественными богослужениями отмечены несколько десятков икон. Это — Владимирская, Казанская, Иверская, Боголюбская, Толгская, Взыскание погибших, Нечаянная радость и некоторые другие. Многие из праздников связаны не только с явлением иконы, с чудом от Божией Матери, но и с историей России, Москвы, других городов и сел.

Цвет облачений — голубой.

Следует отметить, что широкое иконопочитание Богородицы стало особенностью Русского Православия. Это сложилось исторически.

С праздниками икон Божией Матери связаны крестные ходы. Например, известный крестный ход совершался в день празднования иконы “Знамения” Курская-коренная, от одноименной обители до города Курска. Другой известный крестный ход совершался в Москве из Кремля в Сретенский монастырь.

Часто в дни праздников чудотворные иконы приносились в дома тяжелобольных. Многие чтимые образы Божией Матери исполнялись в миниатюрах и носились на груди. Эта традиция широко распространена и ныне.

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Четверг, 07 Сентября 2006 г. 13:40 + в цитатник
Этот праздник совершается 4 декабря ( 21 ноября по старому стилю )
Особенностью этого праздника является пение рождественских ирмосов. Начиная со всенощного бдения праздника Введения, эти радостные ирмосы “Христос раждается...” поются на катавасиях праздничных канонов.

О Введении во храм Пресвятой Богородицы известно из Священного Предания.

Когда Пречистой Отроковице Марии исполнилось три года, Ее праведные родители Иоаким и Анна решились выполнить обет, который они дали Богу, — отдать свою Дочь в храм Ему на служение. Святые родители собрали в Назарет, где они жили, своих родственников, так как оба они были из непростых родов: Иоаким из царского, а Анна из архиерейского. Они приготовили много свечей, позвали хор девиц и окружили Пресвятую Деву царской красотой, как пишут об этом святые отцы.

Устроив все, как полагалось, для Ее введения во храм, они отправились в путь. Дорога из Назарета в Иерусалим занимала целых три дня.

Наконец они дошли до Иерусалима. Навстречу Отроковице из храма вышли с пением священники.

При входе в Иерусалимский храм было устроено пятнадцать ступенек, по числу степенных псалмов. На каждой из этих ступеней священники и левиты, шедшие на богослужение в храм, пели один из этих псалмов.

Святые родители поставили Пресвятую Деву на первую ступень лестницы, и Она пошла вверх, хотя Ее никто не вел и не поддерживал. Все удивились, как быстро и бесстрашно трехлетняя Отроковица Мария поднялась на последнюю ступень, а особенно был удивлен великий первосвященник Захария, потому что по внушению Святого Духа предвидел тайну Ее великого будущего.

Взяв Отроковицу Марию за руку, Захария ввел Ее не только внутрь храма, но и во Святая Святых, за вторую завесу, где помещался ковчег завета, обложенный со всех сторон золотом, и стояли херувимы славы с распростертыми крыльями. Туда нельзя было входить не только женщинам, но и священникам, и только один первосвященник входил туда раз в год. Так внушил Захарии Святой Дух. Пречистая Дева с радостью, как во дворец, шла с первосвященником в Дом Господень, потому что хотя была еще младенцем по возрасту, но совершенна по благодати Божией.

Так Пречистая Дева Мария была введена в храм. Удивительнее всего, что во Святая Святых первосвященник Захария отвел Пресвятой Деве место для молитвы. Другие девы, живущие при храме, должны были молиться между алтарем и церковью, то есть в притворе для священников, где приносились жертвы, и по бокам располагались жилые комнаты для посвященных Богу. Но никому из них нельзя было даже подходить к алтарю, а Дева Мария входила туда свободно и там молилась. Это было сделано Захарией вопреки закону, опять по особому внушению Святого Духа.

Так Она проводила время в храме — в посте и молитве, питаемая ангелами, а Господь готовил Ее к рождению Спасителя мира.

Святые праведные Иоаким и Анна, вручив свою Дочь воле Небесного Отца, принесли дары и жертвы Богу. Получив благословение от священников, они возвратились со своими родственниками домой и устроили там пир, веселясь и благодаря Бога.

Цвет облачений духовенства — голубой.

Тропарь, глас 4-й:
Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

Кондак, глас 4-й:
Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии; Сия есть селение небесное.

Катавасия — песнь, исполняемая двумя хорами

ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Четверг, 07 Сентября 2006 г. 13:39 + в цитатник
Этот праздник всегда отмечается 14 октября ( 1 октября по старому стилю )

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы установлен в честь Ее явления, виденного блаженным Андреем во Влахернском храме в Царьграде (Константинополе), в середине Х века. В житии святого Андрея так говорится об этом видении.

Некогда во время воскресного всенощного бдения во Влахернский храм, где хранилась риза Богоматери с омофором (большим головным покрывалом), пришел блаженный Андрей, Христа ради юродивый. Был там и Епифаний — знатный юноша, ученик святого Андрея (по мнению некоторых, впоследствии Константинопольский патриарх).
В четвертый час ночи блаженный увидел своими глазами величественную Жену, идущую от Царских Врат со славной свитой. Честный Предтеча Господень Иоанн и апостол Иоанн Богослов поддерживали Ее своими руками, многие святые в белых одеждах шли впереди Нее, а некоторые шли сзади с пением гимнов и духовных песен.

Когда Она приблизилась к амвону, преподобный подошел к Епифанию и спросил:
— Видишь ли Госпожу и Царицу мира?
— Вижу, отец мой духовный, — отвечал тот.

И пока они смотрели, Она, преклонив свои колена, молилась долгое время, обливаясь слезами. Окончив молитву, Богородица подошла к престолу и просила Господа за предстоящий народ. Наконец, Она сняла с Себя покрывало, которое носила на голове Своей, и держа его с великою торжественностью, Своими Пречистыми руками распростерла его над всем стоящим народом.

Эти чудные мужи — Андрей и Епифаний — довольно долго смотрели на распростертое над головами покрывало и блиставшую наподобие молнии славу Господню. И пока была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало.

В день этого праздника мы не только вспоминаем событие, которое произошло с блаженным Андреем, но прославляем Божию Матерь за то, что Ее Покров, Ее молитва за нас простираются над всею Церковью. Мы веруем в то, что Пресвятая Богородица покрывает нашу землю. Такой покров — это защита от нападений злых духов, от невзгод, помощь в благочестивых делах и христианской жизни. Поэтому так широко по всей Руси отмечается праздник Покрова Пресвятыя Богородицы.

На следующий день празднуется память блаженного Андрея Христа ради юродивого.

В этот день облачение бывает всегда голубое, как во всякий Богородичный праздник.

Тропарь:
Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего Христа Бога нашего, спасти души наша.

Кондак:
Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу: Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ

Четверг, 07 Сентября 2006 г. 13:38 + в цитатник
Праздник Воздвижения Креста Господня празднуется 27 сентября ( 14 сентября по старому стилю )

Праздник Воздвижения посвящен Кресту Христову. Изображения Креста появились в Церкви очень рано, уже во втором веке христиане стали осенять себя крестным знамением. Изображения Распятия Иисуса Христа на кресте появились около VI века. Крест, бывший в дохристианскую эпоху символом поругания и страшной смерти, стал для верующих во Христа знаком победы над смертью, диаволом и всей силой его.

Особенное почитание Креста Господня установилось в IV веке при равноапостольном императоре Константине Великом и его матери Елене. Крест Господень являлся ему трижды в жизни. Первый раз он видел знамение Креста во время войны с нечестивым Максентием, правителем Рима, который проливал много человеческой крови для совершения волхований, приносил в жертву бесам множество детей, девушек и беременных женщин, чтобы угодить своим ложным богам. Максентий вел развращенную и гнусную жизнь и был ненавистен всему Риму.

Когда Константин выступил против Максентия, надежда его была только на Бога. Войск у Константина было всего 25 тысяч, а у Максентия около 200 тысяч. Зная, что Максентию помогает бесовская сила, Константин начал молиться Единому Богу, Который правит на небе и на земле, Которого почитают все христиане. Он умолял Господа дать ему знак, что война против нечестивого Максентия будет победоносной. И вот, пока он усердно молился, в полдень явилось на небе состоящее из звезд знамение Креста Господня, которое сияло ярче солнца. Вместе с Крестом на небе была надпись: “Сим побеждай”, то есть “Побеждай Крестом”. Это чудесное явление видели все воины. Все были сильно удивлены и испуганы. Многие воины были язычниками, а для язычников Крест — это знак несчастий и смерти, так как на Кресте в то время умирали злодеи и разбойники. Воины боялись, что явление Креста предвещает несчастье. Сам Константин был очень смущен. Ночью ему явился Сам Христос и снова, показав ему Крест, сказал: “Сделай такой Крест и прикажи нести его перед своими воинами, и тогда победишь не только Максентия, но и всех своих врагов.”

Император рассказал приближенным об этом сне и приказал мастерам золотых дел изготовить Крест таким, как он явился пред всеми на небе. Крест был сделан из золота и украшен жемчугом и драгоценными камнями. А всем воинам Константин приказал начертить такой крест на оружии, шлемах и щитах.

Максентий был побежден, несмотря на перевес в силах. Войдя в Рим, Константин возблагодарил Бога за данную ему победу и приказал в память о ней поставить Крест посреди города на высоком каменном столбе. На самом людном месте города Константину воздвигли статую с крестом в правой руке. Константин повелел сделать на ней надпись на латинском языке: “Этим спасительным знамением, истинным доказательством мужества, я спас и освободил ваш город от ига тирана и по освобождении его возвратил римскому сенату и народу прежний блеск и знаменитость.”

Второй раз Константин видел Крест на небе при осаде маленького городка Византии, будущего Константинополя, а в третий раз — когда сражался со скифами. Все эти великие и победоносные явления убедили Константина креститься вместе с матерью императрицей Еленой.

Благочестивая императрица Елена решила тогда же отправиться в Иерусалим с большими деньгами, чтобы так или иначе найти там Крест Господень. По дороге Елена обошла многие святые места, очистила их от осквернения идолами и открыла мощи многих святых для поклонения. Бывший в то время в Иерусалиме патриарх Макарий встретил императрицу с подобающими почестями. Блаженная Елена, желая отыскать святой Крест, призвала к себе иудеев и стала упрашивать их, чтобы они рассказали, где скрывается Крест Господень. Все стали отказываться, говоря, что не знают этого. Наконец, ей показали одного старца, по имени Иуда, сына уважаемого пророка, говоря, что он должен знать, где находится Крест. Иуда также долго отказывался показать место, но, наконец, решился на это и привел всех к большому холму из земли и камней, на котором римский император Адриан уже построил к тому времени храм богини Венеры. Иуда показал, что именно под этим храмом и находится Крест.

Елена тут же приказала разрушить храм, разбросать камни и раскопать землю. Патриарх Макарий совершил на этом месте молитву — и в воздухе разлилось благоухание. Тут же, немного восточнее бывшего храма, были найдены гроб Христов и лобное место — Голгофа, возле которого были три креста, а потом и гвозди. Все были в растерянности, так как не могли понять, какой из трех — Крест Христов. Случилось, что в то время мимо проносили покойника для погребения. Патриарх Макарий приказал носильщикам остановиться, и кресты по очереди были положены на мертвеца. Когда был возложен на него Крест Христов, покойник ожил и встал живым силой Божественного Креста. Императрица Елена с радостью приняла честной Крест, целуя его и поклоняясь ему. То же сделали и все военачальники и вельможи, военные и гражданские. Но так как вокруг было много народу, который тоже желал увидеть Крест Господень, императрица Елена приказала показать его всем. Патриарх Иерусалимский Макарий встал на самом высоком месте и, поднимая (воздвигая) Крест, показывал его всем.

Все же собравшиеся при этом восклицали: “Господи, помилуй!”

С того времени — 14 сентября 335 года — и начали отмечать праздник Воздвижения Креста.

Елена сохранила у себя часть Креста Господня и гвозди, а сам Крест положила в серебряный ковчег и отдала патриарху Макарию, чтобы он сохранил его для будущих поколений.

Иуда, который указал императрице Елене место Креста Господня, вместе со множеством евреев уверовал в Христа, крестился и был назван в крещении Кириаком, то есть Господним. Впоследствии Кириак стал Иерусалимским Патриархом и мученически скончался в царствование Юлиана Отступника.

Святая Елена приказала строить в Иерусалиме на святых местах церкви. Прежде других была построена церковь Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, там, где были найдены гроб Христов и Его честной Крест. Она приказала также построить храм в Гефсимании, где находился гроб Пресвятой Богородицы. Храм был освящен во имя Ее успения. После этого благочестивая Елена построила еще восемнадцать храмов, украсила их драгоценностями, одарила всем необходимым для богослужений и только тогда собралась обратно в Византию. С собой она взяла часть Креста и гвозди, которыми были прибиты руки и ноги Господа.

Надо вспомнить также и о том, как древо Креста Господня было похищено персами в начале VII века, а потом снова возвращено в Иерусалим к радости верующих.

В Персии царствовал в то время Хозрой. Он был очень воинственным и ему везло в битвах. Хозрой покорил Египет, Африку, Палестину и взял Иерусалим, причем убил множество христиан. Воины Хозроя разграбили Иерусалим, похитили церковные сокровища и утварь. Был унесен и ковчег с Крестом Христовым. Византийские императоры пытались победить Хозроя, но сами были им неоднократно побеждены. Император Ираклий просил мира у Хозроя, тот же ему надменно отказывал. Сильно опечалившись и скорбя, Ираклий стал искать защиты у Бога. Он повелел всем верующим молиться, поститься и бодрствовать, чтобы Господь избавил их от врага, который гордо похвалялся уничтожить всех христиан, хулил имя Господне. Все молились, чтобы язычники поняли, что есть только один истинный Бог, и не могли сказать: “Мы сильны и боги наши”. Язычники должны были узнать, что силе Бога нашего никто не может противостоять.

Сам император Ираклий также со слезами молился и постился. Потом он собрал всех воинов и с надеждой на помощь Божию пошел на персов войной. Ираклий победил Хозроя, обратил его в бегство и семь лет одерживал победы над многочисленными остатками его войска, продолжавшего сопротивляться. Вскоре Хозроя убил его собственный сын, мечтавший сам стать правителем, и тут же отослал посольство к Ираклию с просьбой о мире. Мир был заключен, император Ираклий возвратился победителем и привез с собой части Креста Христова, похищенные когда-то персами. Крест находился у них около четырнадцати лет. Император Ираклий радовался и прославлял Бога за помощь.

Добравшись до Иерусалима, он поднял части Креста на плечи, чтобы отнести их на прежнее место, и нес их, будучи одет в пышные одежды, в порфиру, украшенную золотом и драгоценными камнями. На голове у него был царский венец. Когда процессия дошла до ворот, через которые выходили на лобное место — Голгофу, то, к своему удивлению, Ираклий почувствовал, что не может ступить ни шагу. Между тем вместе с императором шел и патриарх Иерусалимский Захария. Он вместе с жителями города вышел навстречу процессии с ветвями финиковых пальм и теперь присоединился ко всем. Патриарх увидел внезапно ангела Господня, который стоял в воротах и не давал императору пройти.

Ангел сказал патриарху:
— Не так нес сюда Крест Творец наш, как вы несете его.

Услышав это, патриарх был сильно испуган и сказал, обращаясь к Ираклию:
— Знай, что невозможно тому, кто богато одет и украшен царскими украшениями, нести этот святой Крест, который нес Христос, обнищавший ради нас и униженный. Если хочешь нести Крест, подражай нищете Спасителя.

Благочестивый император снял с себя царское облачение и одел простую бедную одежду, и тогда уже беспрепятственно прошел с Крестом в ворота, внес его в храм, откуда он был похищен персами, и поставил на прежнее место.

На всенощном бдении, в праздник Воздвижения, Крест выносится из алтаря на середину храма для поклонения, так же как и в Неделю Крестопоклонную (см. “Великий пост”). В отличие от Крестопоклонной аналой, где лежит крест, богато украшается цветами, нередко бывает украшен цветами и сам крест.

В соборных храмах, там, где служат епископы, совершается “Чин Воздвижения Креста”. Он совершается на середине храма, после выноса креста из алтаря. Под многократное пение “Господи, помилуй”, епископ или настоятель опускают и поднимают крест, изображая его воздвижение из земли. Два диакона в это время поливают на крест розовую воду, которая стекает в большой поднос с лепестками цветов. Такое воздвижение совершается четырежды — на все стороны света, и каждый раз, подняв крест, настоятель благославляет им народ. Затем крест кладется на аналой, и все трижды поклоняются ему под пение “Кресту Твоему ...” (см. “Неделя Крестопоклонная”).

Несмотря на торжественность праздника, в этот день, 27 сентября, установлен строгий пост, в память крестных страданий Спасителя.

Облачение и украшение храмов — красные.

Тропарь праздника:
Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы православным христианам на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя крестом Твоим жительство.

Кондак:
Вознесыйся на крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на супостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу.

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Четверг, 07 Сентября 2006 г. 13:37 + в цитатник
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы совершается 21 сентября ( 8 сентября по старому стилю )

За девять месяцев до этого события, а именно 22 декабря (9 — соответственно) Святая Церковь празднует зачатие Девы Марии Анною. Это зачатие совершилось путем человеческого соединения, но Иоаким и Анна получили по молитвам своим Божественное благословение, которое избавило от долголетнего бесплодия эту благочестивую чету. На второй день праздника Церковь совершает память святых праведных Иоакима и Анны.

Праздник Рождества Богородицы установлен Церковью в IV веке. Обстоятельства этого события сохранило нам Предание. Это первый двунадесятый праздник церковного года, ибо церковный год начинается 1 сентября (по старому стилю).

В небольшом галилейском городе Назарете жила престарелая супружеская пара. Мужа звали Иоаким, жену — Анна. Иоаким происходил из дома царя Давида, а Анна — из рода первосвященника Аарона. Оба супруга поучались в законе Господнем и были праведны пред Богом. Они жили в достатке, но, имея богатство материальное, имели богатство и духовное. Супруги вели добродетельную жизнь, соблюдая заповеди Закона Божиего. В каждый праздник они выделяли из своего имущества некоторую долю и делали вклад в Церковь, а также раздавали щедрую милостыню нищим.

Своей праведной жизнью Иоаким и Анна стали угодны Богу, и Он сподобил их стать родителями Пресвятой Девы, Матери Господа нашего.

Так как Сам Бог должен был воплотиться от Пресвятой и Пречистой Матери, то и она Сама должна была родиться от святых и чистых родителей.

Святые супруги Иоаким и Анна долгое время были бездетны. Бог сделал так для того, чтобы уже при рождении Девы Марии показать силу Своей благодати, а также величие Рожденной и честь и достоинство родителей.

Иоаким и Анна долго плакали о том, что у них нет детей. Однажды Иоаким в большой праздник принес в Иерусалимский храм дары Господу Богу. Вместе с Иоакимом и все израильтяне приносили свои дары. Но священник по имени Иссихар не захотел принять даров Иоакима, потому что он был бездетен и стар, прожив в супружестве пятьдесят лет.

Эти слова очень опечалили Иоакима. Он ушел из храма посрамленным и униженным. Праздник превратился для него в день печали, радость, с которой он шел к храму, сменилась глубокой скорбью.

Тем временем жена его, бывшая дома, тоже услышала, что первосвященник в храме отказался принять их дары из-за бездетности. Она узнала также, что муж ее, скорбя и плача, ушел в пустыню, и сама заплакала.

По прошествии некоторого времени печальная Анна пошла в свой сад, села под лавровым деревом, вздохнула из глубины сердца и, взглянув на небо глазами полными слез, заметила вверху, на дереве, гнездо, в котором пищали маленькие птенцы. От этого зрелища скорбь ее еще усилилась, и она стала опять плакать.

И вдруг ей явился ангел Господень. Он сказал: “Ты зачнешь и родишь Дочь, благословенную, превыше всех. Через Нее получат благословение Божие и все земные народы. Через Нее будет дано всем людям Спасение. Имя Ей будет Мария”.

В то же самое время ангел явился в пустыне и Иоакиму. Он сказал: “Иоаким! Бог услышал твою молитву, и Он благоволит даровать тебе Свою благодать. Твоя жена Анна зачнет и родит тебе Дочь, которая будет радостью для всего мира. Вот тебе знак, что я говорю тебе правду: иди к храму в Иерусалим, и там, у Золотых ворот, найдешь свою супругу Анну, которой я сказал то же самое”.

Удивленный Иоаким, благодаря всем сердцем Бога, с радостью поспешно отправился в Иерусалим, к храму. Там, как сказал ему ангел, он увидел Анну, молящуюся Богу у Золотых ворот, и рассказал ей об ангеле. Она также рассказала мужу обо всем, что видела и слышала о рождении Дочери. Помолившись Господу и поклонившись Ему в храме, супруги вернулись домой.

Через девять месяцев у Анны родилась Дочь, чистейшая и благословеннейшая. Выше всего, что было когда-нибудь создано, начало нашего спасения, наша заступница пред Богом. О рождестве Ее радовались небо и земля. По случаю Ее рождения Иоаким принес Богу большие дары и жертвы, получил благословение первосвященника, священников и всех людей за то, что удостоился благословения Божия. Потом он устроил в своем доме большой пир, и все веселились и славили Бога.

Через несколько лет, когда Мария уже была введена своими родителями в храм для служения Богу, Иоаким умер. Ему было в то время восемьдесят лет. Святая Анна, оставшись вдовой, покинула Назарет и пришла в Иерусалим, где оставалась около своей Дочери, почти все время находясь в храме. Через два года и она отошла ко Господу в возрасте 79 лет.

Святая Церковь справедливо называет Иоакима и Анну богоотцами, потому что от Пресвятой их Дочери, как мы знаем, родился Сам Бог.

Цвет облачений — голубой или синий.

Тропарь этого праздника:
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенной: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш и, разрушив клятву, даде благословение и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Кондак этого праздника:
Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, вcегда звати Ти: неплоды рождает Богородицу и Питательницу жизни нашея.

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Четверг, 07 Сентября 2006 г. 13:36 + в цитатник
Успение празднуется всегда 28 августа ( 15 августа по старому стилю )
Перед этим праздником установлен двухнедельный пост — Успенский.
События, составляющие основу праздника, переданы в Священном Предании.

После того как Господь вознесся на небо, Пречистая Дева Мария, Матерь Божия и заступница всех христиан пред Богом, еще долго жила среди апостолов и их последователей. Она радовалась, видя распространение Христовой Церкви по всему миру, сердце Ее ликовало от того, что слава Ее Сына доходила до пределов самых далеких стран, и всюду, где прославляли имя Христово, вспоминали и о Той, Которая родила Его и заботилась о Нем в дни Его земной жизни. Все ублажали Пречистую Матерь Божию, еще жившую среди людей на земле.

Но Она Сама знала, хотя годы Ее жизни были продолжительны, что настанет момент, которого Она так ждет, — Она отойдет от тела и пойдет к Богу. Точно нам неизвестно, сколько лет прожила Пресвятая Дева: одни говорят — 57, другие — 63, третьи называют число 72, но ясно, что Она была уже в престарелом возрасте. Душа Богородицы всегда была исполнена одного желания — наконец вновь увидеть лицо Сына Своего, на небесах во славе. Она с плачем молилась Господу, чтобы Он взял Ее из этого мира печали туда, где вместе с Ним радуются все святые.

Пречистая Дева жила в доме святого апостола Иоанна Богослова на Сионе-горе к юго-западу от Иерусалима, на которой возвышалась Иерусалимская крепость. Отсюда она часто ходила на Елеонскую гору, на место Вознесения Своего Сына на Небо. Здесь в одиночестве Она усердно молилась.

И вот однажды во время одинокой молитвы Богоматери на горе Елеонской о том, чтобы Господь скорее послал Ей кончину и взял к Себе на Небо, перед Ней явился архангел Гавриил, служивший Богородице с первых дней Ее детства: он носил Ей пищу в Святая Святых, он сказал Ей о рождении от Нее Сына Божия, он всегда охранял Ее во время жизни на земле. Светлый и радостный архангел Гавриил передал Богородице долгожданную для Нее весть, что через три дня Она отойдет ко Христу Богу. Архангел говорил, чтобы Она не смущалась, с радостью приняла его слова, потому что это будет не смерть, а переход в бессмертную жизнь к вечному Царю Славы.

Матерь Божия была полна невыразимой радости и духовного восторга от слов архангела, потому что самое радостное и приятное для Нее было — жить на Небе со Своим Сыном и Богом, в блаженной близости с Ним, видя Его всегда перед Своими глазами.

Перед Своим Успением Пречистая Владычица хотела еще раз увидеть святых апостолов, которые разошлись для проповеди Евангелия по всей земле. Она просила Господа и о том, чтобы в час Своей кончины Ей не видеть князя тьмы — сатану — и его ужасных слуг и чтобы Господь Сам, исполняя Свое обещание, пришел и принял Ее душу в Свои святые руки.

После молитвы Пресвятая Богородица возвратилась домой и тут же все сотряслось, потому что с Ней невидимо вошла в дом слава и сила Божия, окружавшая Богоматерь. Лицо Ее сияло славой Божией сильнее, чем когда-то лицо пророка Моисея, сошедшего с Синайской горы и только что видевшего и говорившего с Богом.

Преблагословенная Владычица стала готовиться к Своей кончине. Сначала Она рассказала обо всем усыновленному Ею любимому ученику Христа, Иоанну. Потом Богородица рассказала о Своей кончине и всем остальным.

Святой Иоанн Богослов тотчас послал людей к святому Иакову, апостолу и епископу Иерусалимскому, а также ко всем родственникам и знакомым и сообщил им время кончины Богородицы, указав ее день.

Святой Иаков поспешил сообщить об этом всем христианам, жившим не только в Иерусалиме, но и в его окрестностях и даже в других городах. Так что вместе с Иерусалимским епископом к Богородице собралось множество людей, родственников и верующих христиан, как мужчин, так и женщин.

Пречистая Владычица завещала Свои одежды двум бедным вдовам, которые служили Ей при жизни и просила похоронить Свое тело в Гефсиманском саду, под Елеонской горой, неподалеку от Иерусалима. Там находилась гробница Иоакима и Анны, Ее родителей, а также Иосифа, с которым Она была обручена. Эти гробницы находились на краю Иосафатовой долины, лежавшей между Иерусалимом и Елеонской горой. В этой долине обычно хоронили бедных горожан.

Пока Богородица делала эти распоряжения, внезапно послышался шум, по силе напоминавший раскаты грома, и облака окружили дом Иоанна Богослова. По повелению Божию ангелы взяли апостолов из разных стран, куда они разошлись для проповеди Евангелия, и перенесли их в Иерусалим к дому Богоматери. Апостолы, увидев друг друга, радовались и недоумевали — для чего Господь собрал их вместе. Святой Иоанн Богослов поведал апостолам, что Божией Матери настало время отойти к Господу.

На третий день, в третий час дня, Божественный Свет наполнил горницу, в которой ожидала Своего исхода Богородица. В этом Свете Сам Господь Иисус Христос сошел с множеством ангелов и архангелов. В легком сне Пресвятая Дева предала Свою душу в руки Своего Сына.

Оплакав разлуку с Материю Божией на земле, апостолы приступили к погребению Ее пречистого тела. Торжественное погребальное шествие протянулось от Сиона через весь Иерусалим в Гефсиманию. По пути туда произошло одно событие. Иудейский священник Аффония из зависти и ненависти к Матери Божией хотел опрокинуть носилки, где лежало тело Пресвятой Девы, но Ангел Божий невидимо отсек ему руки.

Видя такое чудо, Аффония раскаялся и получил прощение своего греха и исцеление. Это событие часто изображают иконописцы на образах Успения Богородицы.

Апостол Фома, не участвовавший в погребении, прибыл в Иерусалим на третий день по Успении Божией Матери. Когда вместе с учениками он пришел к гробу в Гефсиманию, оказалось, что тела Пречистой Девы там нет. Пресвятая Дева была вознесена на Небо Своим Сыном и Богом вместе с телом Своим.

Праздник Успения Богородицы завершается на 2-й или на 3-й день особым шествием. Оно называется “Чином погребения плащаницы Богородицы”. После всенощного бдения, во время которого плащаница Богородицы лежит на середине храма, ее обносят крестным ходом вокруг храма и вносят в алтарь. Этот обряд совершается аналогично тому, который бывает в Иерусалиме, в Гефсимании на гробе Богородицы.

Цвет облачений — голубой. Особая традиция праздника — множество цветов.

Тропарь праздника, глас 1-й:
В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к Животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души нашя.

Кондак, глас 2-й:
В молитвах неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь, к Животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Четверг, 07 Сентября 2006 г. 13:35 + в цитатник
Праздник Преображения Господня всегда празднуется 19 августа (6 августа по старому стилю )

В это время всегда бывает Успенский пост, и Преображение приходится почти на его середину. Событие, которое воспоминается в этот день, описано у трех евангелистов.

В то время, когда Иисус со Своими учениками находился в Кесарии Филипповой, Он взял трех из них — Петра, Иакова и Иоанна и вместе с ними поднялся на гору. Затем оставив их, Он взошел чуть выше с тем, чтобы уединенно помолиться. Стояла ночь, а ночью, по обыкновению, Иисус любил молиться.

Во время молитвы Он преобразился. Произошло то, что никак не укладывалось в земной, человеческий облик Учителя: в Нем просияла Его Божественная природа. Когда ученики очнулись от сна, то они вдруг увидели своего Учителя Иисуса Христа во славе, одежда Его сделалась белой, как снег блистающей, и лицо Его преобразилось. Он беседовал с двумя пророками — Моисеем и Илиею. Первый давно умер, а другой смерти еще не познал, будучи живым взят на небо. Первый был величайшим пророком, которому Бог дал первые заповеди Своего Закона, а другой, еще не завершив свой земной путь, должен придти перед Вторым пришествием Христовым и изобличить Антихриста.

Беседа продолжалась на глазах учеников, вероятно, не очень долго, но то, что с ними произошло, было благодатным озарением. И когда Моисей и Илия стали отходить от Спасителя, самый горячий Христов ученик Петр сказал Господу: “Как хорошо нам быть здесь”, как хорошо ощущать эту благодать. Давай поставим здесь три шалаша: один для Тебя, другой — для Моисея, третий — для Илии. Апостол не знал, что просит невозможного.

Внезапно тень от необычного облака упала на них, и они испугались, когда вошли в это облако. “Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте”, — прозвучал Голос. И когда Он кончил говорить, все пропало, и Иисус остался с учениками один в Своем обычном виде.

Это евангельское событие лежит в основе праздника. Преображение Господне — это торжество Его Божественной славы. Господь дает людям истинное Боговедение, в котором предстает как благодатный свет, дающий человеку ощущение великой радости.

В этот праздник облачение духовенства и облачение всего храма бывает белым в воспоминание о цвете одежд преображенного Спасителя.

Так как Преображение произошло на горе Фавор, потому и свет, который видели ученики, именуется Фаворским светом. Это нетварный свет Самого Бога. В XIII веке святитель Григорий Палама писал, что этот нетварный свет воспринимаем человеком, доступен ему. Возможность познания Бога в этом свете являются для нас откровением и великой радостью этого праздника.

Тропарь праздника:
Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху; да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

Кондак праздника:
На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша; да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

В этом кондаке прославляется вольное принятие Иисусом Христом страданий и смерти. После того как ученики видели Его Божественную природу, Его Божественную славу, могло ли у них быть сомнение, что Сей Иисус может, если захочет, победить с Небесным воинством и Небесной славой все напасти мира, всех врагов Своих? Но вольно избранные Им страдания и смерть ради спасения мира явились главной целью Его пришествия на землю.

Праздник Преображения Господня в народе еще зовется яблочным Спасом. В этот праздник, по церковному уставу, предписывается освящение первого виноградного урожая, из которого будет изготавливаться литургическое вино. В России вместо винограда освящаются яблоки, сливы, груши — то что созревает к этому времени. Часто прихожане приносят их в красивой посуде, украшенной вышитыми полотенцами или салфетками. Часть плодов оставляют в церкви как пожертвование: одну долю передают духовенству, другая же доля определяется для раздачи бедным, заключенным, инвалидам, детям-сиротам в интернатах и детских домах. Освящение плодов является характерной чертой праздника Преображения — яблочного Спаса. Люди, которые живут согласно с церковной традицией, не вкушают яблок до этого праздника.

СОБОР ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА

Четверг, 07 Сентября 2006 г. 13:34 + в цитатник
Праздник святых апостолов Петра и Павла празднуется Церковью 12 июля ( 29 июня по старому стилю )

Этот праздник является таким же почитаемым в Церкви, как и господские праздники, хотя он не вписан в двунадесятые праздники.

Святые первоверховные апостолы Петр и Павел, праздником памяти которых завершается Петровский пост, трудились вместе на одной ниве Христовой, но насколько разными они были! Петр был женат, Павел — нет. Петр шел со Христом от начала, Павел Его даже не видел. Петр проповедовал среди иудеев, Павел пошел к язычникам. В составе Нового Завета мы видим всего два послания Петра, Павловых же насчитывается четырнадцать.

Объединяет этих двух великих людей мученическая смерть за Христа, подтвердившая с высшей несомненностью их любовь к Спасителю.

Павел (до обращения в христианство — Савл), как известно, считал себя меньшим среди всех апостолов, неким извергом, недостойным быть причисленным к их лику. Он был призван и поставлен Господом лично в то время, когда шел в Дамаск гнать христиан. Но кто потрудился на ниве Христовой больше, чем он? Его усилиями Церковь распространилась до пределов цивилизованного мира, и даже дальше, к варварам. Его труды и страдания невозможно перечислить. Послания апостола Павла занимают значительную часть Нового Завета и составляют важнейшую для христиан часть Священного Писания.

Апостол Петр является представителем учеников Христовых, ходивших с Ним во время Его земной жизни, впитывая Его божественное учение, слушая Его святые слова, полные любви к человечеству и скорби о его грехах. Именно Он от лица всех свидетельствовал: “Ты Христос, Сын Бога живого”, за что Господь назвал его блаженным. Мы помним три отречения от Христа, которых он не мог себе простить и о которых плакал до конца своей жизни, но помним и троекратное исповедание любви ко Спасителю. Мы знаем, что именно его взял Господь на Фавор, и именно он с Иаковом и Иоанном видел нетварный свет (Свет Преображения) Его божественной славы, но не забываем и о том, как он уснул, когда Господь молился до кровавого пота в Гефсиманском саду. Более противоречивой личности не встречается на страницах Евангелия, но все-таки именно Петр назван Церковью первоверховным, как и Павел.

Цвет облачений духовенства — золотой (желтый).

Тропарь, глас 4-й:
Апостолов первопрестольницы, и вселенныя учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати, и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 2-й:
Твердыя и Боговещанныя проповедатели, верх апостолов Твоих, Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и покой; болезни бо онех и смерть приял еси, паче всякого всеплодия, Едине сведый сердечная.

ПРАЗДНИК СВЯТОЙ ТРОИЦЫ, ПЯТИДЕСЯТНИЦА

Четверг, 07 Сентября 2006 г. 13:34 + в цитатник
Сошествие Святого Духа на Апостолов

Праздник Святой Троицы празднуется через семь недель после Пасхи,
в воскресенье

Второй день праздника Троицы именуется Днем Святого Духа. Это всегда понедельник. Именно этот день является пятидесятым по счету от Пасхи, поэтому и второе название праздника — Пятидесятница. До Рождества Христова этот праздник имел другое значение.

День Пятидесятницы праздновался Ветхозаветной Церковью со времени пророка Божия Моисея. Он наступал через семь недель (седмиц) после иудейской пасхи, и поэтому назывался праздником седмиц. Торжество это, со множеством обрядов, было установлено в память о получении Моисеем Десяти заповедей, которые ему дал Бог на Синайской горе. Произошло это на пятидесятый день после того, как народ Божий покинул Египет, потому праздник и был назван Пятидесятницей.

Но у христиан с праздником Пятидесятницы связаны другие воспоминания. События, описанные далее, изложены евангелистом Лукой не в Евангелии, а в Деяниях святых апостолов.

Перед Своими страданиями и смертью Господь обещал апостолам послать им от Господа Утешителя, Духа Истины. Перед Вознесением Он снова повторил это обетование.

После Вознесения Господа ученики Его и апостолы вернулись в Иерусалим и вошли, как говорит предание, в тот самый дом в Сионе, где была Тайная вечеря. Там же была Матерь Божия и некоторые женщины. Они чувствовали себя как один человек и молились все вместе, ожидая исполнения слов Господа и сошествия на них Святого Духа, готовясь принять Его благодатные дары.

И вот в десятый день после Вознесения Господа, как раз в день, когда все праздновали Пятидесятницу, а народ, заполняя улицы и площади города, шел к храму, в девять часов утра (третий час дня по евангельскому времяисчислению) внезапно в воздухе послышался шум, какой бывает во время бури от порыва сильного ветра. Шум этот доносился сверху, с неба, но постепенно проник в дом, где собрались апостолы, и наполнил все своим чистым звучанием. Это не был ветер, а только звук, похожий на него. В тот же миг посреди дома появились языки огня, разделяясь и останавливаясь над головой каждого из апостолов. Звук бури, наполнивший дом, готовил учеников к пришествию Святого Духа, а языки огня показывали, что Он пришел. “Сын Божий явился на земле видимо, и Святому Духу нужно было явиться видимо”, — говорит святитель Григорий Богослов. И раньше, когда Святой Дух сходил на Христа во время крещения в Иордане, Он принял образ голубя, а не остался незаметным.

Это было первое чудо, но за ним произошло второе, еще более удивительное. Апостолы и все, кто собрался в доме, когда сошел на них Святой Дух, вдруг начали говорить на всех известных языках. Таков был один из даров Святого Духа. На всех языках апостолы прославляли величие Бога, Его чудесные дела, которым они были свидетелями и смысл которых они только теперь наконец поняли во всей полноте.

Иерусалим в тот день был полон народа. По закону Моисееву, в дни Пасхи, Пятидесятницы и на праздник Кущей иудеи должны были собираться сюда в храм, который был один для всего народа. Но многие иудеи жили не только в Израиле, но и в других странах, поэтому им было очень тяжело исполнять этот закон — слишком долгим и трудным был путь. Исполнять его решались только самые благочестивые. Итак, придя сюда из разных стран и пораженные странным шумом, многие из них направились к его источнику — Сионскому дому. Когда же они подошли ближе, то услышали, что апостолы свободно говорили с каждым на их языке: с людьми, пришедшими из Персии и Мидии, с жителями Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Фригии, Египта и Ливии, с теми, кто пришел из Рима, и обращенными из язычников, с поселившимися на острове Крит и в песках Аравии. Со всеми апостолы говорили на знакомом им языке, проповедуя величие Божие и Его чудесные дела.
Собравшийся народ удивлялся еще и тому, что слышал славословия Богу на разных языках, а это было не положено: молитвы совершались только на священном еврейском языке; но больше всего их захватило то, о чем рассказывали апостолы. Все было просто, но одновременно так величественно и дышало неземной святостью, что привлекало внимание поневоле. А самое интересное было то, что каждый слышал тот язык, к которому привык за годы жизни на чужбине — в Риме, Греции, в Африке или в Индии. Но ведь говорившие с ними были простыми людьми, галилеянами, которые никогда не учили чужих языков и изъяснялись только на своем собственном. Одни удивлялись, другие приходили в ужас.

Все видели необыкновенное чудо, но никто не мог понять, как это произошло. Изумляясь и недоумевая, все спрашивали друг друга: “Что это значит?”. Скоро нашлись люди, которые захотели все объяснить, хотя сами ничего не понимали. Насмехаясь над апостолами, эти люди говорили: “Они напились сладкого вина!”.

Услышав это, апостол Петр и другие апостолы встали, и Петр, стараясь перекрыть шум толпы, громко стал говорить: “Они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня”. Третий час дня, как мы помним, у нас соответствовал бы девяти утра, это был первый молитвенный час и время утренней жертвы в храме. До этого времени даже в будни никто не позволял себе в то время съесть хотя бы крошку, тем более это правило исполнялось в великий праздник Пятидесятницы.

И потом Петр сказал собравшимся, что происходящее здесь было предсказано еще пророком Иоилем, жившим за много веков до этого дня: Бог послал Духа Своего Святого на апостолов, и вот теперь они пророчествуют. “Всякий, кто призовет имя Господне, спасется”, — так закончил апостол Петр свою речь.

И затем апостол Петр рассказал собравшимся о Христе, о Его проповеди, смерти, воскресении и вознесении на небо.

Первая после схождения Святого Духа проповедь апостолов сильно подействовала на слушателей. Кроме того, все видели чудесные знамения, слышали разноязычную речь простых галилеян, получивших дары Святого Духа.

Поэтому многие подходили к ним и спрашивали: “Что нам делать?”. Тогда апостол Петр велел каждому покаяться в своих грехах, принять крещение и обещал, что каждый получит дар Святого Духа, чудесные действия которого все сегодня видели.

Многие охотно слушали его, просили крещения, и в тот же день к Церкви присоединилось около трех тысяч человек, до того не веровавших в Иисуса Христа.

Так окончился день Пятидесятницы, ставший днем рождения христианской Церкви.

Православные христиане в этот день украшают дома и храмы зелеными веточками, цветами. Обычай этот идет еще от Ветхозаветной Церкви, когда дома и синагоги украшались зеленью в Пятидесятницу в память того, как при Синайской горе все цвело и зеленело в день, когда Моисей получал скрижали закона. Сионская горница, где на апостолов сошел Святой Дух, в то время, по общему обычаю, тоже была украшена ветвями деревьев и цветами.

В праздник Троицы вспоминают и явление Аврааму Троицы в Мамврийской дубраве, поэтому украшенный зеленью храм напоминает и ту дубраву.

А еще цветущие ветви напоминают нам о том, что под действием благодати Божией человеческие души расцветают плодами добродетелей.

Облачения духовенства и алтаря зеленые. В этот день служба имеет следующую особенность.

После Божественной литургии сразу начинается Великая вечерня, на которой после входа и Великого прокимна духовенство попеременно читает особые молитвы. Эти молитвы читаются только в этот день. Поэтому все православные стремятся в этот день обязательно быть на службе.

Все священные действия духовенство совершает с букетами березовых веток и цветов. Все букеты и ветви освящаются святой водой.

Тропарь, глас 8-й:
Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе.

Кондак, глас 8-й:
Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа.

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Четверг, 07 Сентября 2006 г. 13:32 + в цитатник
Этот праздник празднуется всегда в 40-й день после Пасхи, в четверг 6-й недели по Пасхе

Название праздника отражает суть события — это Вознесение на Небо Господа Иисуса Христа, то есть окончание Его земного служения. Одновременно это Его прощание с учениками.
После Своего воскресения из мертвых Господь наш Иисус Христос принадлежал уже более Небу, чем земле. Он говорил в прощальной беседе Своим ученикам: опять оставляю мир и иду ко Отцу , еще до своих спасительных страданий и крестной смерти, но и потом, когда поборол ад и смерть воскресением, повторял Марии Магдалине: восхожу ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему. Понятно, что земной подвиг Сына Божия окончился, Он уже совершил дело, которое поручил Ему исполнить Небесный Отец. И теперь Он должен был войти в Свою славу, которую Он имел, когда мир еще не был создан.

Господь уже в первом Своем явлении после Воскресения сказал Марии Магдалине, а через нее и всем Своим последователям, что Он скоро вознесется на небо.
Однако попечение Христа о Своих учениках, которых Он бесконечно любил, еще удерживала Его на земле. Поэтому Господь не сразу вознесся на Небо, но и не жил со Своими учениками постоянно, не проводил с ними дни и ночи, время отдыха и трапезы, как это было раньше. Он появлялся среди них неожиданно — то во время совместной беседы, когда двери дома были заперты из страха перед злобой иудеев, то на дороге из одного города в другой, то во время, когда ученики ловили с лодки рыбу.

Во время Своих явлений Господь продолжал учить их истинам Евангелия, рассказывал им о Царстве Божием. Господь сделал их способными по-настоящему понимать Священное Писание, говорил им о Своей власти на Небе и на земле, о том, что они избраны проповедовать Евангелие всем народам, крестить их и учить всему, что Он заповедал. Господь обещал быть со своей Церковью до тех пор, пока не настанет конец Этого мира.

Так Он готовил их к великому делу — апостольскому служению. Прошло сорок дней.

Число сорок не было случайным. Во всей Священной истории это было время окончания великих подвигов. В сороковой день по закону, данному Богом Моисею, младенцы должны были приноситься родителями в храм, к Господу. И теперь, в сороковой день после Воскресения, как бы после нового рождения, Иисус Христос должен был войти в небесный храм Своего Отца как Спаситель человечества.

В одно из своих явлений Господь велел им собраться к этому дню в Иерусалиме. Святой город был полон врагов Иисуса Христа, но нашлись люди, у которых ученики смогли остановиться и даже собраться вместе. Вполне возможно, что одним из таких мест была горница, в которой совершена была Тайная вечеря перед распятием Спасителя и в которой потом находились ученики, когда через несколько дней после вознесения на них сошел Святой Дух.

Когда ученики собрались вместе, им внезапно и таинственно, как и всегда в эти сорок дней, явился Господь. Он еще раз сказал, почему необходимо было Ему пострадать и умереть за людей, чтобы великая весть о Спасении дошла до самых далеких стран на земле и до всех народов, ее населяющих. На проповедь Он призвал и своих учеников, доверяя им завершение Своего дела.

Беседуя с учениками, Господь вывел их из города и пошел по направлению к Вифании.

Так беседуя, они дошли до вершины Елеонской горы, находившейся от Иерусалима на расстоянии около километра. Здесь Господь остановился. Он взглянул на учеников, поднял Свои руки и благословил их. Благословение это было не только на них, но и на всех христианах, когда и где бы они не жили. На глазах пораженных учеников Он стал подниматься на Небо, отдаляясь от них. Вознесение было продолжительно, так что ученики могли насладиться этим величественным зрелищем. И только, когда Господь был так высоко, что глаз уже с трудом что-то различал, появилось светлое облако и скрыло Его.

Благоговейно смотрели апостолы на последнее чудо Господа на земле. Они напряженно вглядывались в небо, как вдруг внезапно перед ними появились два светлых ангела, которые сказали им: “Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели восходящим Его на небо”. Господь придет так же внезапно и неожиданно и так же явно и торжественно, как уходил. Так же явится Он на облаке и в Своем человеческом облике.

После ангельских слов апостолы поняли, что им больше нечего ждать на Елеоне. Они с благоговением поклонились вознесшемуся Господу и возвратились в Иерусалим, но не печальными от разлуки а, как пишет евангелист Лука, с великой радостью. Они радовались славе Своего Учителя. Во время Его вознесения апостолы окончательно убедились, что Он в самом деле Бог, Владыка неба и земли. Они радовались также, что и сами призваны на великое дело, радовались явлению ангелов и тому, что они сказали: их Господь не оставил их насовсем.

Свидетелем вознесения была и Матерь Божия. Об этом говорят церковные песнопения. Она больше всех страдала, видя мучения Господа на Кресте, но теперь она больше всех и радовалась, видя Его славу.

Так совершилось вознесение Господа на Небо.

Вместе с Господом взошла на Небо и человеческая природа. Человек стал причастен божественной жизни, поэтому Господь пошлет нам все, что мы у Него просим, сделает для нас все, чтобы мы спаслись.

Но мы должны помнить, что со времени вознесения Христова настоящая наша жизнь — на Небе. Мы должны стремиться ко Христу, туда, где Он по правую сторону Бога Отца. Там наш вечный дом.

Цвет облачений духовенства во время праздничной службы — золотой или белый.

Тропарь, глас 4-й:
Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением: яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак, глас 6-й:
Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.


Поиск сообщений в want_to_know
Страницы: 14 ... 9 8 [7] 6 5 ..
.. 1 Календарь