Праздник Воздвижения Креста Господня празднуется 27 сентября ( 14 сентября по старому стилю )
Праздник Воздвижения посвящен Кресту Христову. Изображения Креста появились в Церкви очень рано, уже во втором веке христиане стали осенять себя крестным знамением. Изображения Распятия Иисуса Христа на кресте появились около VI века. Крест, бывший в дохристианскую эпоху символом поругания и страшной смерти, стал для верующих во Христа знаком победы над смертью, диаволом и всей силой его.
Особенное почитание Креста Господня установилось в IV веке при равноапостольном императоре Константине Великом и его матери Елене. Крест Господень являлся ему трижды в жизни. Первый раз он видел знамение Креста во время войны с нечестивым Максентием, правителем Рима, который проливал много человеческой крови для совершения волхований, приносил в жертву бесам множество детей, девушек и беременных женщин, чтобы угодить своим ложным богам. Максентий вел развращенную и гнусную жизнь и был ненавистен всему Риму.
Когда Константин выступил против Максентия, надежда его была только на Бога. Войск у Константина было всего 25 тысяч, а у Максентия около 200 тысяч. Зная, что Максентию помогает бесовская сила, Константин начал молиться Единому Богу, Который правит на небе и на земле, Которого почитают все христиане. Он умолял Господа дать ему знак, что война против нечестивого Максентия будет победоносной. И вот, пока он усердно молился, в полдень явилось на небе состоящее из звезд знамение Креста Господня, которое сияло ярче солнца. Вместе с Крестом на небе была надпись: “Сим побеждай”, то есть “Побеждай Крестом”. Это чудесное явление видели все воины. Все были сильно удивлены и испуганы. Многие воины были язычниками, а для язычников Крест — это знак несчастий и смерти, так как на Кресте в то время умирали злодеи и разбойники. Воины боялись, что явление Креста предвещает несчастье. Сам Константин был очень смущен. Ночью ему явился Сам Христос и снова, показав ему Крест, сказал: “Сделай такой Крест и прикажи нести его перед своими воинами, и тогда победишь не только Максентия, но и всех своих врагов.”
Император рассказал приближенным об этом сне и приказал мастерам золотых дел изготовить Крест таким, как он явился пред всеми на небе. Крест был сделан из золота и украшен жемчугом и драгоценными камнями. А всем воинам Константин приказал начертить такой крест на оружии, шлемах и щитах.
Максентий был побежден, несмотря на перевес в силах. Войдя в Рим, Константин возблагодарил Бога за данную ему победу и приказал в память о ней поставить Крест посреди города на высоком каменном столбе. На самом людном месте города Константину воздвигли статую с крестом в правой руке. Константин повелел сделать на ней надпись на латинском языке: “Этим спасительным знамением, истинным доказательством мужества, я спас и освободил ваш город от ига тирана и по освобождении его возвратил римскому сенату и народу прежний блеск и знаменитость.”
Второй раз Константин видел Крест на небе при осаде маленького городка Византии, будущего Константинополя, а в третий раз — когда сражался со скифами. Все эти великие и победоносные явления убедили Константина креститься вместе с матерью императрицей Еленой.
Благочестивая императрица Елена решила тогда же отправиться в Иерусалим с большими деньгами, чтобы так или иначе найти там Крест Господень. По дороге Елена обошла многие святые места, очистила их от осквернения идолами и открыла мощи многих святых для поклонения. Бывший в то время в Иерусалиме патриарх Макарий встретил императрицу с подобающими почестями. Блаженная Елена, желая отыскать святой Крест, призвала к себе иудеев и стала упрашивать их, чтобы они рассказали, где скрывается Крест Господень. Все стали отказываться, говоря, что не знают этого. Наконец, ей показали одного старца, по имени Иуда, сына уважаемого пророка, говоря, что он должен знать, где находится Крест. Иуда также долго отказывался показать место, но, наконец, решился на это и привел всех к большому холму из земли и камней, на котором римский император Адриан уже построил к тому времени храм богини Венеры. Иуда показал, что именно под этим храмом и находится Крест.
Елена тут же приказала разрушить храм, разбросать камни и раскопать землю. Патриарх Макарий совершил на этом месте молитву — и в воздухе разлилось благоухание. Тут же, немного восточнее бывшего храма, были найдены гроб Христов и лобное место — Голгофа, возле которого были три креста, а потом и гвозди. Все были в растерянности, так как не могли понять, какой из трех — Крест Христов. Случилось, что в то время мимо проносили покойника для погребения. Патриарх Макарий приказал носильщикам остановиться, и кресты по очереди были положены на мертвеца. Когда был возложен на него Крест Христов, покойник ожил и встал живым силой Божественного Креста. Императрица Елена с радостью приняла честной Крест, целуя его и поклоняясь ему. То же сделали и все военачальники и вельможи, военные и гражданские. Но так как вокруг было много народу, который тоже желал увидеть Крест Господень, императрица Елена приказала показать его всем. Патриарх Иерусалимский Макарий встал на самом высоком месте и, поднимая (воздвигая) Крест, показывал его всем.
Все же собравшиеся при этом восклицали: “Господи, помилуй!”
С того времени — 14 сентября 335 года — и начали отмечать праздник Воздвижения Креста.
Елена сохранила у себя часть Креста Господня и гвозди, а сам Крест положила в серебряный ковчег и отдала патриарху Макарию, чтобы он сохранил его для будущих поколений.
Иуда, который указал императрице Елене место Креста Господня, вместе со множеством евреев уверовал в Христа, крестился и был назван в крещении Кириаком, то есть Господним. Впоследствии Кириак стал Иерусалимским Патриархом и мученически скончался в царствование Юлиана Отступника.
Святая Елена приказала строить в Иерусалиме на святых местах церкви. Прежде других была построена церковь Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, там, где были найдены гроб Христов и Его честной Крест. Она приказала также построить храм в Гефсимании, где находился гроб Пресвятой Богородицы. Храм был освящен во имя Ее успения. После этого благочестивая Елена построила еще восемнадцать храмов, украсила их драгоценностями, одарила всем необходимым для богослужений и только тогда собралась обратно в Византию. С собой она взяла часть Креста и гвозди, которыми были прибиты руки и ноги Господа.
Надо вспомнить также и о том, как древо Креста Господня было похищено персами в начале VII века, а потом снова возвращено в Иерусалим к радости верующих.
В Персии царствовал в то время Хозрой. Он был очень воинственным и ему везло в битвах. Хозрой покорил Египет, Африку, Палестину и взял Иерусалим, причем убил множество христиан. Воины Хозроя разграбили Иерусалим, похитили церковные сокровища и утварь. Был унесен и ковчег с Крестом Христовым. Византийские императоры пытались победить Хозроя, но сами были им неоднократно побеждены. Император Ираклий просил мира у Хозроя, тот же ему надменно отказывал. Сильно опечалившись и скорбя, Ираклий стал искать защиты у Бога. Он повелел всем верующим молиться, поститься и бодрствовать, чтобы Господь избавил их от врага, который гордо похвалялся уничтожить всех христиан, хулил имя Господне. Все молились, чтобы язычники поняли, что есть только один истинный Бог, и не могли сказать: “Мы сильны и боги наши”. Язычники должны были узнать, что силе Бога нашего никто не может противостоять.
Сам император Ираклий также со слезами молился и постился. Потом он собрал всех воинов и с надеждой на помощь Божию пошел на персов войной. Ираклий победил Хозроя, обратил его в бегство и семь лет одерживал победы над многочисленными остатками его войска, продолжавшего сопротивляться. Вскоре Хозроя убил его собственный сын, мечтавший сам стать правителем, и тут же отослал посольство к Ираклию с просьбой о мире. Мир был заключен, император Ираклий возвратился победителем и привез с собой части Креста Христова, похищенные когда-то персами. Крест находился у них около четырнадцати лет. Император Ираклий радовался и прославлял Бога за помощь.
Добравшись до Иерусалима, он поднял части Креста на плечи, чтобы отнести их на прежнее место, и нес их, будучи одет в пышные одежды, в порфиру, украшенную золотом и драгоценными камнями. На голове у него был царский венец. Когда процессия дошла до ворот, через которые выходили на лобное место — Голгофу, то, к своему удивлению, Ираклий почувствовал, что не может ступить ни шагу. Между тем вместе с императором шел и патриарх Иерусалимский Захария. Он вместе с жителями города вышел навстречу процессии с ветвями финиковых пальм и теперь присоединился ко всем. Патриарх увидел внезапно ангела Господня, который стоял в воротах и не давал императору пройти.
Ангел сказал патриарху:
— Не так нес сюда Крест Творец наш, как вы несете его.
Услышав это, патриарх был сильно испуган и сказал, обращаясь к Ираклию:
— Знай, что невозможно тому, кто богато одет и украшен царскими украшениями, нести этот святой Крест, который нес Христос, обнищавший ради нас и униженный. Если хочешь нести Крест, подражай нищете Спасителя.
Благочестивый император снял с себя царское облачение и одел простую бедную одежду, и тогда уже беспрепятственно прошел с Крестом в ворота, внес его в храм, откуда он был похищен персами, и поставил на прежнее место.
На всенощном бдении, в праздник Воздвижения, Крест выносится из алтаря на середину храма для поклонения, так же как и в Неделю Крестопоклонную (см. “Великий пост”). В отличие от Крестопоклонной аналой, где лежит крест, богато украшается цветами, нередко бывает украшен цветами и сам крест.
В соборных храмах, там, где служат епископы, совершается “Чин Воздвижения Креста”. Он совершается на середине храма, после выноса креста из алтаря. Под многократное пение “Господи, помилуй”, епископ или настоятель опускают и поднимают крест, изображая его воздвижение из земли. Два диакона в это время поливают на крест розовую воду, которая стекает в большой поднос с лепестками цветов. Такое воздвижение совершается четырежды — на все стороны света, и каждый раз, подняв крест, настоятель благославляет им народ. Затем крест кладется на аналой, и все трижды поклоняются ему под пение “Кресту Твоему ...” (см. “Неделя Крестопоклонная”).
Несмотря на торжественность праздника, в этот день, 27 сентября, установлен строгий пост, в память крестных страданий Спасителя.
Облачение и украшение храмов — красные.
Тропарь праздника:
Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы православным христианам на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя крестом Твоим жительство.
Кондак:
Вознесыйся на крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на супостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу.