Постановка проблемы. В настоящее время первоочередной задачей является повышение качества, надежности, долговечности и экономичности машин и механизмов. В приводах современных машин, используемых в легкой и пищевой промышленности, широкое распространение получили зубчатые передачи, значительное место среди которых занимают червячные благодаря относительно малым габаритам в сравнении с другими зубчатыми передачами при одинаковых передаточных числах. Однако существенным недостатком их является относительно низкий коэффициент полезного действия (КПД), что приводит к снижению долговечности этих передач и, в особенности при больших передаваемых мощностях, существенным потерям энергии. Поэтому усовершенствование червячных передач, которое неразрывно связано с проблемой многокритериального синтеза машиностроительных конструкций [1], является важным научно-техническим заданием. Эти вопросы неразрывно связаны с вопросом усовершенствования геометрии рабочих поверхностей червячной передачи [2, 3].
Анализ последних исследований и публикаций. Одним из перспективных видов червячных передач, исследуемых в последнее время, являются червячные передачи, которые содержат червяк с выпукло-вогнутой боковой поверхностью витков. Вопрос выбора параметров червячной передачи с выпукло-вогнутым профилем витков червяка рассматривали немало авторов, например С.В. Шевченко, В.И. Подройко [4, 5, 6]. Основным недостатком этих работ можно считать то, что недостаточно внимания авторами уделяется вопросу изготовления таких передач. В.П. Шишов и Е.А. Мазнев предложили для изготовления таких передач использовать шлифовальный круг с выпукло-вогнутым профилем осевого сечения [7]. Однако не в полной мере рассмотрены вопросы, связанные с влиянием смещения на критерии работоспособности таких передач.
Цель статьи. Рассмотреть характер значений суммарной скорости червячных передач с выпукло-вогнутым профилем витков червяка, изготовляемого шлифованием; сравнить значения суммарной скорости для выпукло-вогнутых передач изготавливаемых без смещения и со смещением.-
бесплатные диссертации
Материалы и результаты исследования. Одним из путей решения задачи повышения работоспособности червячных передач является синтез червячных передач с новой, более рациональной геометрией рабочих поверхностей, и в том числе передач с выпукло-согнутыми профилями витков червяка. Для изготовления таких передач автором было предложено использовать шлифовальный круг, осевое сечение которого состоит из двух дуг окружностей, соединенных переходным участком [7].