-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в vlad_falco

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 4) Live_Memory —ообщество_“ворческих_Ћюдей Frondam JAM_Music_Journal
„итатель сообществ (¬сего в списке: 4) ћегј-јр“ eau_de_source pravoslavie ќ_—амом_»нтересном

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 18.10.2010
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 7117


¬итгенштейн в ———–

¬оскресенье, 22 ƒекабр€ 2013 г. 00:19 + в цитатник

Ћюдвиг Витгенштейн в ———–:

где же его "∆Єлта€ тетрадь"?

 

В декабре сего года отмечаетс€ 60-летие выхода в свет книги Ћ.Витгенштейна "‘илософские исследовани€".

  

Ёто первый повод дл€ данной публикации.

 

Второй повод - годовщина со дн€ рождени€ ».В.—талина, чьЄ правление имеет отношение к пребыванию австрийско-британского философа в ———– и таинственной судьбе его пропавшей рукописи, которую € здесь называю "∆Єлта€ тетрадь".

Впервые об этой рукописи сообщаетс€ в статье  Ћ.«.√орнштейн "Ћюдвиг Витгенштейн в Ћенинграде" ("ќбщественные науки и современность", 2001, є 2). В ней Ћюдмила «иновьевна, психолог из —анкт-ѕетербурга, излагает содержание рассказа своей матери “ать€ны Ќиколаевны √орнштейн о некоторых эпизодах пребывании Витгенштейна в ———– и о рукописи, переданной ей философом и утраченной в результате ареста еЄ обладательницы.

»з этой и статьи и других публикаций, вышедших в последние годы, отечественный читатель узнаЄт некоторые факты о пребывании Витгенштейна в нашей стране.

 ак пишет Вадим –уднев в послесловии "Ѕожественный Ћюдвиг" к переведенным им "»збранным работам" Витгенштейна (ћ., 2005), философ в 1934 г. прин€л решение уехать на посто€нное жительство в ———–:

 

"ѕолитически Витгенштейн был настроен достаточно левым образом. ќн одобр€л коммунистический режим, хвалил —талина за то, что тот "дал люд€м работу". Вполне позитивно отзывалс€ и о Ћенине, говор€, что, несмотр€ на то, что философские сочинени€ Ћенина - бред, "он все же хотел что-то сделать". ...ќн прибыл в Ћенинград 12 сент€бр€ [1935 г.]. «десь он посетил »нститут народов —евера, а также отдал визит университетскому профессору философии “ать€не √орштейн".


“.Ќ.√орштейн вспоминала об их встречах и судьбе тетради, подаренной ей гостем:


"я тогда работала директором университета культуры дл€ партактива, назначил мен€ сам  иров, хот€ € никогда не была членом партии, как и мой учитель В.јсмус. ...я пользовалась полной свободой приглашать с лекци€ми и выступлени€ми, кого считала нужным, и самые известные и €ркие люди того времени участвовали в работе этого университета, а многие даже останавливались в моем доме. Впоследствии все это назвали цениром контрреволюционной троцкистской де€тельности. ѕосле ареста один из сочувственно относ€щихс€ ко мне следователей (из бывших слушателей этого университета) заметил: "–азве можно в наше врем€ жить таким открытым домом". ќчевидно, нельз€ было приглашать в дом и Витгенштейна, но€ это сделала".


 "Ѕольшой спорщик, он зате€л со мной пылкую дискуссию на близкие мне в науке темы. ...«ашел разговор о его текстах, которые записывались им в отдельные тетради. я сказала, что мне очень интересно познакомитьс€ хот€ бы с одной из этих тетрадей. Ќеожиданно дл€ мен€ он предложил выслать мне одну из них. », действительно, вскоре после его отъезда € ее получила, к сожалению, не помню какую, кажетс€, желтую (они различались по цвету и соответственно назывались: "син€€", "желта€" и т.д.). “етрадь пришла незадолго до ареста и чудом не попала в изъ€тые при обыске рукописи, сохранившись у родственников".


Ёто было в 1936 г. Витгенштейн, как известно, вернулс€ в јнглию, отказавшись от кафедры в  азанском университете и давно задуманной им экспедиции к народам —евера.


"ѕосле возвращени€ в јнглию Витгенштейн ни с кем не обсуждал свою поездку в –оссию", - пишет В. –уднев.


ј  “.Ќ. √орштейн, вернувшись из заключени€ в 1946 г., нашла тетрадь и успела сделать более половины перевода текста. Ќо в 1949 г. ее неожиданно вторично арестовали и отправили в ссылку в  расно€рский край, где она пробыла до смерти —талина. «а считанные минуты до ареста “ать€на Ќиколаевна успела спр€тать тетрадь в медицинском архиве Владимирской больницы, где она тогда работала.

 

"Вернувшись из ссылки и поселившись в ћоскве (вернее, под ћосквой, так как еще не было ни ’’ съезда, ни реабилитации), € смогла устроитьс€ на работу в »нститут истории естествознани€ и техники (нелегально, под чужим именем).   Витгенштейну в это врем€ про€вл€ли большой интерес, и мой рассказ о встрече с ним , а особенно спр€танной тетради, поражал воображение, поскольку нашлось уже 4 тетради, а известно, что всего их было п€ть. ѕ€та€ оказалась похороненной в медицинском архиве...".

 

    Ќесколько экспедиций во Владимир, организованных энтузиастами, закончились безрезультатно.

Ћ.«.√орнштейн вспоминает ещЄ один эпизод, св€занный с пребыванием Ћ.Витгенштейна в Ћенинграде:

 

" ак-то к маме обратилс€ философ ќлег ƒробницкий с письмом, текст которого сохранилс€. я привожу его полностью:

  –Я–Є—Б—М–Љ–Њ –Ф—А–Њ–±–љ–Є—Ж–Ї–Њ–≥–Њ –Ї –У–Њ—А–љ—И—В–µ–є–љ (632x700, 254Kb)

ћама в то врем€ болела, но ƒробницкому ответила (никаких "особых соображений" не было), и € под диктовку печатала ее письмо".

 

(ѕомещенный здесь скан документа получен мною от ныне покойной Ћады Ќиколаевны Ћюбинской, работавшей на кафедре философии ћосковского инженерно-физического института. ќна  была знакома с Ћ.«.√орнштейн и слышала еЄ рассказы, нашедшие отражение в статье).

–Ы—О–±–Є–љ—Б–Ї–∞—П (474x700, 258Kb) 

Ћ.Ќ. Ћюбинска€

 

  ƒумаю, что английский философ ћорис  орнфорт, запросивший информацию о пребывании Витгенштейна в ———–, получил в 1969 г. ответ от ƒробницкого, содержавший рассказ “.Ќ.√орнштейн, много раз слышанный еЄ учениками и дочерью и, видимо, изложенный в письме, написанном под диктовку.  аждый раз этот рассказ предвар€лс€ словами: "ќднажды € встречалась с гением".

»нтересно, что в том же 1969 г. была опубликована работа Витгенштейна "ќ достоверности". Возникает соблазн предположить, что это и есть та сама€ "∆Єлта€ тетрадь". Ќо, полагаю, что, скорее всего это не так, иначе “.Ќ.√орштейн об этом была бы, наверное, извещена.

ќ чЄм же писал божественный Ћюдвиг в необнародованной книге? В рассказе матери, записанной Ћюдмилой «иновьевной, об этом не говоритс€.

ћожно, на мой взгл€д, предположить, что это была одна из подготовительных работ к книге "‘илософские исследовани€". »звестно, что в 30-е годы Витгенштейн отходит от логического атомизма, с позиций которого написан его "Ћогико-философский трактат" (1921), и закладывает основани€ лингвистического позитивизма, наиболее полно и глубоко изложенного в его главной посмертно опубликованной в 1953 г. работе.

»менно с 1937 г., после возвращени€ из ———–, он перешЄл к рассмотрению €зыка как оруди€ общени€ между людьми. Ќе исключаю, что изучение русского €зыка ещЄ до поездки в нашу страну, живое погружение в среду росси€н, русскую культуру, основанной на общении, утвердило его в этих новых убеждени€х, формировавшихс€ ещЄ в кембриджский период, и повли€ло на развитие им новой парадигмы:


"√оворю, следовательно, существую".

 

Ќаконец, о роли сталинского режима в судьбе несосто€вшегос€ "русского проекта" британского философа и исчезнувшей бесценной рукописи гени€.

»з цитируемого выше рассказа €вствует, что после убийства  ирова, при котором была возможна свобода мысли и общени€ в северной столице, последовали репрессии, уничтожившие эту относительную свободу и €вившиес€ непосредственной причиной нанесени€ серьЄзного ущерба мировой и отечественной философии.

Ѕожественный Ћюдвиг был не только верующим человеком, но и мистически мысл€щим философом ещЄ в ранний период, а в поздний - мысл€щий ещЄ и диалогически. ќчевидно, что он разочаровалс€ не только в неопозитивистском проекте, но и той реальности, с которой он столкнулс€ в ———–, вопреки его ожидани€м и впечатлени€м от встреч с насто€щими философами.

 

@vlad_falco  

© В.». ‘алько, 2013

 




 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку