-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в vissarion

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 15.03.2012
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 693



ѕ–»“я∆≈Ќ»≈ ¬≈Ћ» ќ… ћј“≈–»

—уббота, 06 ƒекабр€ 2014 г. 23:47 + в цитатник
¬.¬. —олкин
—“ќЋѕџ Ќ≈Ѕ≈—. —ќ –ќ¬≈ЌЌџ… ≈√»ѕ≈“



ќбраз »сиды, ставший краеугольным дл€ истории египетской цивилизации, в особенности на заключительном этапе ее существовани€, впитал в себ€ всю образность и многопластовую символичность египетского мировоззрени€. ƒревн€€ богин€-мать, изображавша€с€ еще в додинастическую эпоху в облике танцующей женщины с птичьим лицом и подн€тыми вверх руками, словно имитирующими форму рогов св€щенной коровы, ипостась и дополнение ’атхор, она Ђобретаетї свое им€ в письменных источниках лишь при V династии в “екстах пирамид, где вместе с ќсирисом она становитс€ гарантом вечной и нескончаемой жизни дл€ умершего.

ѕозже, при VI династии мы встречаем им€ ее жреца, Ќеферка по прозвищу ѕепианх, жившего в районе среднеегипетского города  уса, в титулатуре которого им€ »сиды теологически св€зывалось с именем ’атхор, богини, чье им€ известно нам с глубочайшей древности. ¬плоть до Ќового царства ее изображени€, если не считать росписи на саркофагах XI-XII династий, нам не известны, и тем не менее только в “екстах пирамид она упоминаетс€ более семидес€ти раз, а в “екстах саркофагов еще чаще, что свидетельствует о ее значимости.

—имвол богини, составл€ющий ее им€ Ч это престол, символ царской власти, на котором восседает фараон, опуска€сь, тем самым, на колени своей ѕредвечной матери, подобно тому, как сидел на колен€х »сиды ее сын ’ор, воплощением которого €вл€лс€ каждый царь. Ётот трон Ч магическа€ сила, дающа€ фараону царственность и магическую защиту, это то, что делает его фараоном. ¬ египетском €зыке им€ »сиды было св€зано с корнем, означающим Ђиметь властьї, что позвол€ет интерпретировать и им€ ќсириса, в которое, как известно, также входил иероглиф трона.

≈ще одно важное значение имени богини Ч Ђместої, которое в случае с миром божественным может также интерпретироватьс€ как Ђместо почитани€ї божества, место, в котором происходит воссоединение мира земного и мира небесного в момент культового действи€, место, где возможен переход из существующей реальности в запредельные области, известные лишь богам, и наоборот. »сида, богин€ всеегипетска€, происходила из ƒельты из города, считавшегос€ одним из крупнейших мест ее культа, и называвшегос€ египт€нами ’ебет, греками Ч »сейоном, а римл€нами Ч »сеумом. —егодн€ развалины храма богини, возведенного Ќектанебом II в Ѕехбейт эль-’агар, как это место было названо арабами, все еще представл€ют собой величественное зрелище, и ждет своего исследовател€.

¬рем€ правлени€ XXX династии стало эпохой особенного почитани€ богини. ’рамы »сеума и обитель »сиды на острове ‘иле превзошли все остальные ее культовые центры. “ем не менее, хорошо известны другие места ее почитани€: храм »сиды Ђвладычицы пирамидыї в √изе, у подножи€ пирамиды царицы ’енутсен, супруги ’уфу; св€тилище в грандиозном храме —ети I в јбидосе; небольшой храм Ёвергета I и Ѕереники, посв€щенный богине в пригороде јсуана; храм јвгуста, сооруженный в ƒендере на месте, где, согласно легенде, Ќут родила »сиду и, наконец, обитель богини в ƒейр эль-Ўелуит, к югу от ћединет јбу в ‘ивах.

»сида воплощала в себе египетскую мечту об идеале женственности и материнства. ¬ерна€ и люб€ща€ супруга, жертвенна€ ради своего супруга, скитающа€с€ по всему ≈гипту и иноземным страна в поисках тела своего гор€чо любимого мужа, убитого братом, всесильна€ волшебница, зачинающа€ от мертвого тела мужа (оживленного лишь на мгновение) свое дит€ и, наконец, мать, вырастивша€ в болотах јх-бит (ȝḫ-bjt) сына ’ора, обеспечивша€ ему жизнь и защиту, воскур€юща€ перед ним, согласно “екстам пирамид, благовони€, дабы Ђон мог идти по земле в белых сандали€х своих и увидеть отца своего, ќсирисаї, богин€ одновременно поистине человеческим и сверхчеловеческим подвигом, незадолго до новой эры превзошла всех других египетских богинь и стала символом ≈гипта, который, как известно, также воспринималс€ древними как существо женского пола, законна€ супруга фараона. »сида, вместивша€ в себ€ сем€ ќсириса, тем самым беременна Ђбудущимї, наследником царства, который, одновременно, и есть ее супруг, перерождающийс€ в облике своего сына:

ЂЅьетс€ плам€, в страхе боги, ибо зачала »сида от семени брата своего ќсириса. √оворит она: Ђќ вы, боги! ¬от Ч € »сида, сестра ќсириса, рыдавша€ по отцу боговЕ —ем€ его в утробе моей, создала € облик бога в €йце как сына моего, того, кто во главе Ённеады. Ѕудет он править страной этой, наследством отца своего √ебаЕ ѕридите же, о вы, боги, защитите его в утробе моей дл€ того, кого знаете вы в сердцах ваших. ќн Ч господин ваш, бог, тот, кто в €йце своем, лазуритоволосый обликом, властитель боговЕ я Ч »сида, более божественна€ и св€щенна€, чем все боги, ибо бог в этой утробе моей и он Ч сем€ ќсирисаї.

»стори€ человечной богини, котора€ тем самым давала простому египт€нину надежду на обретение бессмерти€, неверо€тно жизненна и, в то же врем€, мистична. ќблаченна€ в траурные оде€ни€ плакальщица джерит (ḏrjt Ч Ђсоколицаї), всесильна€ чарами царица-колдунь€, способна€ оживить мертвого и бо€ща€с€ за сына мать, Ђсвивша€ї дл€ своего ребенка Ђгнездої из тростников, »сида Ч непревзойденна€ высота египетской веры в женственность, истинна€ Ђматерь богаї на прот€жении тыс€челетий существовани€ египетской культуры, котора€, в отличие от христианского понимани€ образа богоматери была не земной женщиной, получившей божественный дух, но богиней, снизошедшей до человека в своей милости.

— небесной сферой »сиду св€зывают представлени€ о ней как о богине горизонта, котора€ вместе с сестрой, Ќефтидой, перекладывает солнечного бога с дневной ладьи на ночную, сто€ у великих врат «апада, т.е. загробного мира.  ак —епедет или —ириус, €рчайша€ звезда небосвода, провозглашающа€ нильское половодье во врем€ своего гелиакического восхода, невидима€ до этого в течение 70 дней Ч дней траура по ќсирису, »сида изображаетс€ в золотой короне из перьев, сто€щей в ладье позади ладьи ќсириса-—ах (sȝḥ Ч созвездие ќриона, которое египт€не понимали как ипостась ќсириса).

»сида-—епедет (spdt) Ч еще и властительница судеб, именуема€ в поздних текстах Ђ√одї, так как в день по€влени€ на небосклоне —ириуса, считавшийс€ днем рождени€ »сиды, предсказывались судьбы гр€дущего года, причем не только судьбы живых людей и цар€, но и, возможно, судьба самого ≈гипта.

»сида Ч это и образ страдани€, богин€, которой сам –а перебивает ноги, которой собственный сын ’ор в €рости отрезает голову, котора€ от него же, овладевшего собственной матерью, рождает четырех сыновей Ч духов »мсети, ’епи, ƒуамутефа и  ебехсенуфа, защитников внутренностей умерших; все тот же ’ор в другом мифе отрезает ей руку, заменив ее потом на конечность коровы.

ћноголикость и всепро€вленность богини, свойственна€ крупнейшим божествам египетской религии, позвол€ет увидеть ее почти в каждом женском божестве. ¬  оптосе »сида становитс€ матерью ћина, отождествленного с ’ором и, одновременно, его супругой; в јссиуте она предстает как мать ”пуата, родивша€ его от ќсириса. Ѕолее того, как Ђвелика€ мать богаї, т.е. ’ора, она отождествл€етс€ с ’атхор, станов€сь в греко-римскую эпоху ее вторым лицом и принима€ от нее еще в Ќовом царстве типичную иконографию: коровьи рога и солнечный диск промеж них, установленных на голове, в знак того, что богин€ Ч велика€ корова, плотью которой стало небо, сто€ща€ над земным миром.

¬прочем, сколько не была бы богатой иконографи€ и символизм богини, главный аспект образа »сиды заключен именно в цикле осирических преданий. »менно в действи€х »сиды, ее словах и ее заклинани€х заключена тайна возрождени€ и победы над смертью, тайна св€щенного молока, которым она кормит умершего цар€ в “екстах пирамид, и которым она совершает возли€ни€ каждые дес€ть дней на запретном острове Ѕиге, почитавшемс€ в качестве главной гробницы ќсириса.

—аркофаг, в который заключено тело убитого ќсириса, также отождествл€етс€ не только с телом Ќут, матери бога, но и с »сидой, котора€, склон€€сь в облике птицы над мумией супруга, окутывает его своими божественными крыль€ми, дающими исцеление и защиту.

 ак Ўентаит (šntȝjt Ч Ђткуща€ бесконечностьї) »сида предстает едва ли не главной фигурой церемониала возрождени€ ќсириса в мес€ц ’ой€к, великой подательницей жизни, древней богиней заупокойного культа, участие в котором навсегда останетс€ одной из ее неотъемлемых функций. »м€ богини-посредницы, св€занной с загробным миром, не входит в ƒревнем царстве ни в одно из теофорных имен, как, впрочем, и имена других божеств, тесно св€занных с заупокойным культом. ¬месте с развитием представлений об отождествлении с ќсирисом каждого умершего и демократизацией царского погребального ритуала, отдельные элементы которого станов€тс€ общедоступными, образ »сиды приобретает поистине грандиозный размах. ‘игура богини по€вл€етс€ на изножь€х саркофагов, в то врем€ как изображение ее сестры Ќефтиды Ч на изголовь€х; богин€ вместе с другими великими защитницами Ч Ќейт, Ќефтидой и —елкет охран€ет внутренности умершего и его канопы, вместе с самой Ќут еще с эпохи “екстов пирамид дает ему возрождение:

Ђ»сида обратитс€ к тебе и Ќефтида будет говорить с тобой. ƒухи правогласные придут к тебе, склоненные, и будут целовать землю у стоп твоих, в трепете перед тобойЕ » выйдешь ты к небесной матери своей Ќут; возьмет она руку твою и поведет теб€ дорогой к горизонту, к месту, где пребывает –а. ƒвойные двери небес будут открыты дл€ теб€їЕ

 ак богин€ защитница мертвых »сида отождествл€лась с »ментет (jmntt), богиней ѕрекрасного «апада, ипостасью ’атхор, часто изображавшейс€ на дне саркофагов частных лиц и персонифицировавшей пески западной пустыни, пространство, где умирает солнце, где погребают умерших и где в то же врем€, начинаетс€ путь божества и человека к возрождению. ќт имени »сиды, распростершей руки в жесте защиты у ковчега с канопами “утанхамона, найденными в его гробнице, царю даетс€ то покровительство богини, каким был наделен ќсирис:

Ђя пришла. я укрою сына в объ€ть€х своих, ¬ладыку ќбеих земель Ќебхепрура, правогласного. я буду его защитой в вечности, таковой, кака€ € дл€ ќсирисаї...

»сида и Ќефтида, богини горизонтов, приобщают умершего цар€ к странствию солнца на ладь€х, отголоском представлений о которых были гигантские корабли из кедрового дерева, обнаруженные в тайниках у подножи€ пирамиды ’уфу:

ЂЅудешь ты выходить и будешь ты опускатьс€, опуска€сь с Ќефтидой, и станешь ты темным с ладьей солнца ночной. Ѕудешь ты выходить и будешь ты опускатьс€, выход€ с »сидой, восход€ с утренней ладьей солнцаї.

»менно пограничные владени€, то, что она родила земного сына от отца, пребывающего в загробном мире и стала Ђпутемї, сквозь который произошло снисхождение в мир божества, а также могущество в царстве живых и в пространстве мертвых сделали позже »сиду объектом мистериального культа, величественного и проникновенного, ставшего одним из интереснейших €влений религиозной ойкумены греко-римского времени.

 ак залог жизни и ее продолжени€ »сида доходит в египетском мировоззрении и, в частности, в ритуалах храма в Ѕехбейт эль-’агар до степени андрогинного бога-творца, всетвор€щей сущности, котора€ провозглашает неделимость своего состо€ни€ словами:

Ђя, ставша€ мужчиной, пребывающа€ женщинойї.

Ђѕтицаї, свивша€ свое Ђгнездої в болотах ƒельты, »сида выступает как Ђженщина, знающа€ магические словаї, котора€, несмотр€ на то, что Ђсердце ее отвернулось от миллионов людей и обратилось к миллионам боговї, именно дл€ людей находит спасение от €да змей и скорпионов, колдовства и порчи, пройд€ сквозь все эти испытани€ с младенцем ’ором на руках. Ѕогин€ здесь не просто благосклонна к прос€щему, но и прозорлива и всеведуща, наиболее близка к образу простой женщины, несущей мудрость. «аклинани€, призывающие на помощь »сиду в случае опасности, использовались и ранними христианами, которым уничтожение лика богини в древних св€тилищ не мешало, тем не менее, пользоватьс€ св€щенным знанием предков.

Ѕогин€, предстающа€ как в облике женщины Ђпрекрасноликой, совершенной очамиї, так и как птица, корова, зме€ или самка гиппопотама, милостива как к люд€м, так и к богам: в шестой час ночи она вместе с ’ека, богом магии, тащит волоком ладью —олнечного бога сквозь полное опасностей пространство ƒуата.

Ѕогин€, изображавша€с€ с младенцем на колен€х, с руками-крыль€ми, защищающими супруга или же коленопреклоненной с подн€той к лицу в жесте плача рукой, была дл€ ≈гипта, а позже и дл€ всего —редиземноморь€, подлинным воплощением надежды на спасение и помощи смертным в трудност€х их земного существовани€. ¬прочем, зачастую мы лишь догадываемс€ о функци€х »сиды и сложность и многообразие ее облика Ђлишь доказывает тот факт, что древние божества не должны восприниматьс€ как непосредственное отражение каких-либо функций или пон€тий, облада€ порой всем богатством противоречий и многообрази€, присущего живым и преисполненным этой жизнью существамї. »менно в силу этой непреход€щей жизненности »сида пережила и сам ≈гипет, стала богиней иной цивилизации, наполнив новые образы силой своей легенды о защитнице любимого супруга, владычице Ђслов властиї:

Ђ—естра его дала ему защиту свою,
”вела прочь противников его,
ќстановивша€ дела супостата силой уст своих,
ѕрекрасна€ речью, чьи слова никогда не будут повергнуты,
ƒейственна€ приказани€ми,
»сида блага€, защитивша€ своего брата,
»скавша€ его неустанно,
ќбошедша€ эту землю с плачем,
Ќе знавша€ отдыха до находки его,
—отворивша€ тень перь€ми своими,
—оздавша€ ветер северный крыль€ми своими,
Ћикующа€, возродивша€ брата своего,
ѕодн€вша€ усталость утомленного,
ѕрин€вша€ сем€ его, наследника давша€,
¬ тайне дит€ грудью вскормивша€,
¬ месте, где был он, никому не ведомыйїЕ

________________________________
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку