-Метки

Деметра Зодиак агатодемон алконост амат амон анджети анубис апис аполлон артемида афина ахелой баал баст бес большая медведица бык велес венок оправдания геката гелиакический восход сириуса гемма гений георгий геракл германубис гермес герои гор горгона греция двуглавый орёл дельфиний дионис египет жертвоприношение загрей зевс змеевики иакх изида истера иштар кирхер корбинианус лабранды лабрис латона лев лето магический квадрат мелькарт менады метемпсихоз мистерии митра мозаика наос невунс нумерология нумизматика обрезание оргии орфей орфики осирис офоис пасха персей персефона полидевк посейдон поэтика псеглавцы птах ра рим русалки сатир серапис сет сикомора сирены сирин сириус скипетр сотис средневековая астрономия титаны уннефер упуаут хапи хатхор хеб-сед хорс эгида эридан этимология этруски юпитер

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в vissarion

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.03.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 745


АПИС

Вторник, 25 Сентября 2012 г. 18:05 + в цитатник

АПИС (др.-егип. Ḥрj, греч. Ἆπις, лат. Apis, Нарis), одно из написаний — Ḥрj-ˁnḫ («Живой усопший» или Осирис, воплотившийся в священного Быка), египетскийClip (418x700, 40Kb) бог плодородия в образе тельца. Почитание Аписа возникло в глубокой древности (1 династия), центром его культа был Мемфис. Аписа считали Ба (душой) бога Мемфиса Птаха, а также бога солнца Ра. Позднее — душа Ка Птаха, Ка Осириса и Ка Ра. В иероглифическом написании, слова «ка» и «бык» — идентичны.

Кроме того, имя Аписа (Ḥрj) весьма схоже с древнеегипетским названием Нила (Ḥˁрj), истоки которого находятся между горами Му-Хапи и Хер-Хапи. Геродот упоминает эти горы в искаженном грецизированном варианте: соответственно, Мофи (Μῶφι) и Крофи (Κρῶφι).

…«есть две горы с остроконечной вершиной, возвышающиеся между городами Сиеной в Фиванской области и Элефантиной. Названия этих гор — Крофи и Мофи. Между этими-то горами и выходят на поверхность бездонные источники Нила, причем половина их вод течет на север, в Египет, а другая половина на юг, в Эфиопию».
(Геродот «История. Евтерпа»)

В разных частях Египта существовала традиция антропоморфного изображения бога, олицетворяющего Нил, в образе полноватого мужчины с синей или зеленой (как у Осириса) кожей и большим животом, в набедренной повязке; его отличительной чертой была свисающая (как у женщины) Hapi (239x335, 25Kb)грудь. Лотосы, грудь и большой живот, в представлении египтян, символизировали плодородие Нила.

Одно из самых ранних изображений Хапи встречается на рельефах из припирамидных комплексов царей V династии Ниусерра и Сахура в Абусире. Тяжелый силуэт божества хорошо узнаваем, он весь заполнен знаками воды; над ухом выписано имя wȝḏ wr (Уадж ур — «великая зелень»), в более поздние эпохи обозначавшее Средиземное море, в это время обозначавшее гигантские водные просторы Судана, скрытые у берегов двухметровыми зарослями папируса, заросшие лотосами и другими водными растениями — необъятные источники воды, которая, в отличие от соленой морской глади была пригодна для возлияний богам.

Эпохой правления XXV династии датируется первый источник, подтверждающий то, что египтяне знали о далеких африканских истоках Нила, который приходил паводком в Египет вследствие дождей, обрушивавшихся на «горы Нубии». Египтяне сравнивали Нил с необъятным змеем Пехерхером, «змеем, качающим головой», призывающим паводок, охватывающий всю страну от Элефантины до Хер-Аха — Дельты.

Антропоморфный образ Хапи был широко распространен в Верхнем Египте, особенно в Элефантине. Считалось, что Хапи жил в пещере в одном из источников Нила, неподалеку от Асуана. Бог Хапи был образом Нила, и почитался как «высокий Нил, который дает жизнь всей стране своим питанием», как «повелительClip (218x219, 11Kb) вод и податель наводнений», как бог плодородия и урожая.

Ты создал Нил в преисподней и вывел его на землю по желанию своему, чтобы продлить жизнь людей, подобно тому, как ты даровал им жизнь, сотворив их.
О, творец света, приходящий из темноты, вскармливающий стада. Могущественный образ всего, никто не может жить без него. Люди одеты в одежды изо льна, что произрастает на его полях. Ты облагораживаешь все земли и насыщаешь их непрестанно, спустившись с небес.
(из Гимна, в честь ежегодного разлива Нила)

Несмотря на то, что египтологи антропоморфного Хапи и быка Аписа не отождествляют, оба они олицетворяют воды Нила, дарующие своими ежегодными разливами богатые урожаи и изобилие.

Ḥˁpj — Хапи (бог реки Нил); р. Нил;
Ḥpj — Апис;
ḥˁpj — разлив, половодье.

Иногда Аписа отождествляли с Атумом (Апис-Атум). В некоторых районах Египта считалось, что Апис в образе небесного быка ежедневно оплодотворял Небесную Корову, богиню неба Нут. От него она рождала золотого теленка — солнечный диск.

Согласно Манефону, культ Аписа был установлен при второй египетской династии царем Кайехом,Apis (158x352, 7Kb) одновременно с культом быка Мневиса в Гелиополе. Вторая династия, как и первая, имела резиденцию в Мемфисе, но родом была из верхнеегипетского Тиниса близ Абидоса, где главным культом был культ Осириса, которому и посвящен Апис. У Элиана встречается такое написание имени священного быка как Онуфис (De Nat Anim XII , 11). Судя по всему, Онуфис — это составное имя «Он-Апис», где Он (wn в переводе с др.-егип. «солнечный свет») — одно из имён (эпитет) Осириса. Имя Wn, в свою очередь, созвучно другому эпитету Осириса Wnn-nfr (Уннефер, греч. Ονούφρης, Онуфрис). Дословный перевод имени Wnn-nfr означает «пребывающий в вечной молодости». Это созвучие нередко обыгрывается в текстах посвященных Осирису.

«О бог Он, вернись в свой дом — у тебя нет врагов. О прекрасный юноша, приди в свой дом, чтобы увидеть меня. Я возлюбленная сестра твоя, ты навеки неотделим от меня. Прекрасный юноша, вернись в свой дом… Я не вижу тебя, но сердце мое томится по тебе и глаза мои желают тебя. Приди к возлюбленной своей, приди, Уннефер, приди!» (поминальный плач Изиды и Нефтиды)

Плутарх писал, что Апис есть одухотворенное изображение Осириса, для народа же он был по словам Страбона самим богом, тоже самое, что Осирис. Точно также, как и Осирис, Апис был в самом близком соотношении с Нилом. Из многочисленных примет, которые должен был иметь священный бык, находящийся при храме и олицетворявший Аписа, одно обязательное условие — пребывание воды в Ниле, во время нахождения этого быка.

При нахождении быка, удовлетворяющего всем необходимым условиям, он посвящался Апису, и становился образом божества, более того, считалось что Апис пребывал в теле этого быка. По свидетельству Геродота, главный храм Аписа — Апейон (греч. Ἀπείον, Ἀπίων), находился вАпис (239x331, 15Kb) Мемфисе, где содержался не только священный бык, но и корова, породившая его.

Признаком его божественного происхождения был черный цвет, на лбу — белое пятно в форме квадрата. Другое белое пятно должно было быть на правом боку «в форме полумесяца». По другим описаниям, «на спине у него изображение орла, под языком — жука». Либо — «двадцать девять священных символов-пятен». Когда бык умирал, выбирали другого, подходящего по отметинам.

По нахождении нового Аписа его отводили в Никополь, где и откармливали в течение 40 дней. Ежегодное празднество Аписа относилось к подъему воды в Ниле. Апису не полагалось жить более 25 лет, и по прошествии этого времени его с известного места низвергали в Нил. Нахождение нового быка Аписа праздновалось во всей стране. Египтяне верили, что ритуальный бег Аписа по полям приносит плодородие и достаток.

По Плутарху, Апис был произведен на свет лучом месяца; между его приметами есть изображение нового месяца, новолуния, да и само число 29 указывает на число дней месяца; при восходе луны жрецы направлялись к Апису. Умершие быки в греческих папирусах называются Озормневис (Осирис-Мневис) и Озорапис (Осирис-Апис), а 25 лет жизни Аписа указывают на лунный период в египетском солнечном календаре, период, в котором через каждые 25 лет известные фазы луны падали на одни и те же дни.¹
________________________
[1] В XIX веке французский египтолог Олюст Мариетт натолкнулся на некрополь Аписов — Серапеум (лат. Serapeum, др.-греч. Σεραπείον). Предпринятые позже раскопки на средства французского правительства привели к открытию всего Серапеума — здесь были обнаружены погребения 64 быков, множество стел и разного рода памятников.

Мемфисский Серапеум представляет собой грандиозное подземное сооружение с огромными каменными саркофагами для мумий быков. На специальных стелах указаны даты: рождения, «вступления в должность» Аписа и смерти — с точностью до одного дня царствования того или иного фараона. Следует подчеркнуть, что предание о том, будто срок жизни Аписа — 25 лет (затем его топили), не подтверждается памятниками — в Серапеуме имеются погребения Аписов, проживших более этого срока.


В период эллинизма культ Осириса-Аписа претерпевает серьезные изменения. Серапис, Осирис-Апис (егип. Wsir-ḥpj) обретает антропоморфный образ, с традиционной для греческих богов внешностью. ХарактернойSerapis (419x700, 204Kb) особенностью иконографии Сераписа была корзина для меры зерна модиус (μόδιος), стоящая у него на голове: она появляется на всех изображениях Сераписа от Лондона до Баграма и символизировала, разумеется, баснословное плодородие Египта. «Апис, — писал Плутарх, — должен пониматься нами как прекрасный и красивейший образ души Осириса». Апис — это символ материального мира, в котором есть духовный стержень — Осирис.

Сохранилось множество изображений — бронзовых статуэток Аписа с солнечным диском между рогами. Культ Аписа признавался персидскими царями и даже римскими императорами.

Кроме Аписа поклонялись и другим быкам: Бату, брату Анубиса (центр культа которых находился в Кинополе), Мневису (греч. Μνεῦις, егип. Mr-wr) — черному быку, воплощению бога Ра на земле. Известен также священный бык Бухис (егип. Bḥs, «теленок»; греч. Βούχις), почитавшийся в Гермонте, где был найден некрополь быков — Бухеум. Бык Бухис изображался и черно-белым, и красно-коричневым. Культ Бухиса процветал во времена XXX династии и при Лагидах, достиг наивысшего расцвета при Птолемеях, когда в Египте был взлет хозяйственного развития.

Поклонение быку фиксируется повсеместно в древнем мире. В Индии — это священный бык Шивы — Нанди, олицетворяющий половую энергетику. Обожествление быков имело место у ассирийцев, финикийцев, халдеев, греков.

Греки отождествляли Аписа с Эпафом (греч. Ἔπαφος — «Дитя прикосновения»), сыном Зевса и Ио. Название египетского города Мемфиса в нижнем течении Нила произвели от имени Мемфиды, дочери Нила, на которой женился воцарившийся над египтянами Эпаф.

«Ныне тебя я зову,²
Предок, о нас поборай
За морем, Эпаф, сын божий,
_____Божий телец,
Нашей праматерью пасшийся древле
На цветочных лугах, от наития
Зевсова дивно зачатый,
Плод таинственный,
_____Горних касаний!
Днесь именую тебя,
Луг попирая ногой,
Где паслась Ио, праматерь,
_____Страсти её
Древние вспомнив!»

(Эсхил. Просительницы, 40-50)
_________________________
[2] Мольбы к Эпафу (греч. Ἔπαφος, егип. Апис) и его матери Ио звучат от Даная и его дочерей, ищущих спасение от Эгипта (брата Даная).
Δαναός ὁ Данай (сын Бела, брат Эгипта, бежавший со своими 50 дочерьми в Пелопоннес, где основал Аргос) Pind., Her., Eur., Plut.
Ἔπαφος (-ου) ὁ Эпаф
1) сын Зевса и Ио, впоследствии царь Египта, основатель Мемфиса, отец Ливии Pind., Aesch.
2) греч. название быка Аписа Her.
Ἰώ, gen. Ἰοῦς ἡ Ио (дочь аргосского царя Инаха, возлюбленная Зевса, превращенная Герой в белую телицу; спасаясь от посланного той же Герой жалящего овода, Ио бежала из страны в страну, пока не достигла Египта, где вновь приняла человеческий образ и родила сына Эпафа) Aesch., Her.

В быке синтезировались черты солнечного и лунного знака. По хурритской мифологии солнечный бык Хурри символизировал утро, лунный бык Сери — вечер. Лунный серп зачастую вызывал ассоциации с бычьими рогами. Шумеры называли Луну «бородатым быком». Будучи солнечным знаком, бык, как и лев, — символ власти. Во многих культурах и богов, и царей изображали с бычьими рогами.

Образ бога быка уходит корнями в эпоху Тельца, когда солнце во время весеннего равноденствия восходило в этом созвездии. По древнему календарю бык символизировал начало аграрного года.


Элиан Клавдий
О ПРИРОДЕ ЖИВОТНЫХ
(Перевод с древнегреческого выполнен А.Г. Алексаняном по изданию «Claudii Aeliani de natura animalium libri XVIII, varia historia, epistolae, fragmenta». Vol. 1. Ed. R. Hercher. Leipzig: Teubner, 1864.)

XI. 10 (…) Апис у египтян является виднейшим богом. Рождается он от коровы, ниспав в кою, семя небесного сияния становится его (Аписа) причиною. Греки называют его Эпафом и рассказывают родословие его матери, аргивянки Ио, дочери Инаха; египтяне же отвергают эту историю как лживую, а в качестве свидетеля приводят время. Ибо, говорят они, Эпаф родился недавно и на земле, появление же Аписа среди людей предсказано было за многие тысячи лет.

О приметах и отличительных его чертах рассказывают и Геродот, и Аристагор, но египтяне с ними не согласны: этих знаков, говорят они, двадцать девять, и соответствуют они именно этому быку. О том, каковы они каким образом рассеяны по телу животного, словно расшитому цветами, вы узнаете из другого места; тому же, что каждый знак символически означает сущность звезд, египтяне приводят достаточные доказательства. Ибо они говорят, что [одни] знаки символизируют поднятие Нила и образ мира; но также, по их словам, имеется явный символ, означающий, что тьма старше света, и другой символ, означающий для понимающего серп луны, и иные, кроме того, намеки, недоступные глазам непосвященных и не сведущих в божественной истории.

Когда же распространится слух о том, что родился египетский бог, то те из храмовых писцов, коим знание передано отцами, тщательно исследуют приведенные приметы, приходят туда, где родился теленок у боголюбезной телицы, и под руководством Гермеса воздвигают, глядящий на восход солнца, дом, в котором первое время будет обитать [теленок]; дом этот достаточно большой для того, чтобы снабжать тельца пищею. Когда же он достаточно подрастет, то, при восходе молодой луны, храмовые писцы и пророки дают ответ и устрояют в течение года в этом месте оному божеству священный корабль, на котором везут его в Мемфис, где [находятся] любезные ему стойла, приятные наслаждения, развлечения, песчаные площадки [для прогулок], и дорожки, и места для упражнений, и стойла с красивыми телицами, и колодец, и ключ с питьевою водой: ибо служители и жрецы не позволяют все время пить воду из Нила, поскольку она способствует утучнению плоти.

Clip (700x440, 60Kb)

Долго описывать же все те шествия и священнодействия, кои устраивают в честь теофании нового божества египтяне, и те пляски, и те всенародные празднества, что у них с радостью справляет и каждый город, и каждое селение. Тот же, из чьего стада происходит это божественное животное, считается, да и является счастливым, и египтяне полагают его весьма достойным удивления. Хорошим прорицателем был Апис; не сажал, клянусь Зевсом, девиц или старух на некие треножники, ни поил священным питием, но когда кто-либо обращался к этому божеству, то игравшие снаружи дети, прыгавшие по двору, преисполнившись пророческого духа, складно предсказывали все по очереди; и оказывалось сие правдивее, чем то, что говорят о происшедшем на реке Сагра. Египтяне сравнивают его с Гором, только Апис по их представлениям является в еще большей степени причиною хорошего урожая и вообще всяческого благоденствия. Потому-то они и рассуждают о его пестроте, ибо сие символически намекает на разнообразие плодов. Некое, не всем известное пророчество гласит, что Менес (Μῆνις), царь египтян, решал, какое бы из одушевленных живых существ почитать, и затем выбрал быка, поскольку, говорят, Менес поверил, что он прекраснее прочих [животных], и последовал решению Гомера. Ибо в Илиаде Гомера сказано:

Словно как бык среди стада стоит, перед всеми отличный,
Гордый телец, возвышается он меж телиц превосходный.

Все то, что египтяне, написавшие о животных, превратили в побасенки об этом животном, мне не представляется приятным.

XI. 11 Теперь же, клянусь Зевсом, не «о коне деревянном», как гласит поэма, и не о людях, что в нем, «спой нам»,³ но о Мневии-быке. Он, говорят египтяне, посвящен Солнцу, как об Аписе они говорят,mr-ur (630x700, 77Kb) что он есть приношение Луне. Ибо, говорят египтяне, и у него есть свой особый знак того, что он не ложный или поддельный, но поистине угоден божеству Солнца. Обо всем этом пусть расскажет кто-нибудь другой, я же хочу поведать тот египетский рассказ, услышанный мною, о том, как проверили, лучше ли у этого быка семя, или нет. Египетский царь Бокхорид, стяжавший ложную славу, в своих решениях представлялся справедливым и весьма набожным; в действительности все было наоборот. Не буду вдаваться в подробности: он стал умышлять на Мневия, желая досадить египтянам. Враги приводят дикого быка. Мневий, конечно же, мычит, мычит в ответ и пришлец. Затем чужак в ярости мчится, чтобы напасть на этого угодного богам быка, но падает, а упав, вонзается рогом в основание дерева-персеи; а Мневий убил его, ранив в бок. Устыдился Бокхорид, а египтяне его возненавидели. И если кто-нибудь полагает, что отвернувшись от естественнонаучных историй обратиться к басням — дело постыднейшее, то это глупость. Я рассказываю то, что свершалось, да и свершается поныне с этими самыми быками, со слов самих египтян. Стало быть, все это правда, ибо ложь для них весьма ненавистна.
________________________
[3] Обыгрывается цитата из Одиссеи: «Теперь о коне деревянном (…) спой нам».



_______________________________
Метки:  

Процитировано 1 раз

vissarion   обратиться по имени Среда, 01 Октября 2014 г. 15:42 (ссылка)
______________________________
Clip (700x349, 59Kb)
Гордиан III (238-244). Эфес, Иония. Æ 22mm (5.84g).
Av: бюст Гордиана в лавровом венке; AYT K M ANT ГOPΔIANO
Rv: Апис с полумесяцем на боку и солнечным диском между рогами; ΕΦΕCΙΩΝ ΑΛΕΞΑΝΔΡΕΩΝ

______________________________
Clip (700x340, 50Kb)
Каракалла (198-217). Германикополь, Пафлагония. Æ 28mm (14.09g).
Av: бюст Каракаллы в лавровом венке; AYT K M AYP ANTΩNЄINOC
Rv: Апис идущий вправо, за ним два штандарта, увенчанные головами быков; APXЄOT ПAФΛ ГЄPMANIKOПOΛЄΩC / ЄCTIAC / ГANГ (Гангра – другое название Германикополя).

______________________________
Clip (391x192, 24Kb)
Домициан (81-96). Александрия, Египет. Диобол (Æ 7.61g), 88/9г.
Av: бюст Домициана в лавровом венке; KAIΣAP ΔOMITIANOΣ ΣEBAΣT
Rv: Апис с полумесяцем на боку и солнечным диском между рогами; L ENATOY (ἔνατος, девятый год правления).

______________________________
Clip (400x207, 20Kb)
Домициан (81-96). Александрия, Египет. Гемидрахма (Æ 24mm, 10.78g), 90/1г.
Av: бюст Домициана в лавровом венке; AYT KAICAP ΔOMIT CЄB ГЄPM
Rv: Апис с солнечным диском между рогами; L IA (Year 11).

______________________________
Clip (391x220, 26Kb)
Адриан (117-138). Александрия, Египет. Гемиобол (Æ 1.93g), 118/9г. (Year 2).
Av: Бенну (в образе цапли) стоит на пальмовой ветви;
Rv: Апис с солнечным диском между рогами; L B

______________________________
Clip (400x195, 21Kb)
Адриан (117-138). Александрия, Египет. Диобол (Æ 23mm, 8.56g), 133/4г.
Av: бюст Адриана в лавровом венке; AYT KAIC TPAIAN AΔPIANOC CЄB
Rv: Апис с полумесяцем на боку; L IH (Year 18).

______________________________
Clip (389x197, 24Kb)
Адриан (117-138). Александрия, Египет. Диобол (Æ 23mm, 7.55g), 133/4г.
Av: бюст Адриана в лавровом венке; AYT KAIC TPAIAN AΔPIANOC CЄB
Rv: Апис с полумесяцем на боку; L IH (Year 18).

______________________________
Clip (400x197, 22Kb)
Адриан (117-138). Александрия, Египет. Драхма (Æ 22.78g), 134/5г.
Av: бюст Адриана в лавровом венке; AYT KAIC TPAIAN AΔPIANOC
Rv: Апис с полумесяцем на боку и солнечным диском между рогами. L ЄNNЄA K Δ (ἐννεα-καί-δεκα, девятнадцатый [год правления]).

______________________________
Clip (472x222, 32Kb)
Адриан (117-138). Адрианотера, Мизия. Медальон (Æ 9.79g).
Av: бюст Антиноя, фаворита Адриана; OCTIΛЄOC [MAPKЄΛΛOC O IЄPEYC TOY ANTINOOY]
Rv: бык Апис с полумесяцем на боку.

______________________________
Clip (400x199, 18Kb)
Марк Аврелий (161-180). Александрия, Египет. Диобол (Æ 24mm), 175/6г.
Av: бюст Марка Аврелия в лавровом венке; M AYPHΛIOC ANTѠNINOC CЄ
Rv: бык Апис перед алтарем; L IϚ (Year 16).

______________________________
Clip (400x201, 18Kb)
Коммод (180-192). Александрия, Египет. Æ 6.78g, 178/9г.
Av: бюст Коммода в лавровом венке; Λ AYPHΛIOC KOMMOΔOC CЄB YПAT B
Rv: Апис с полумесяцем на боку и солнечным диском между рогами; L IΘ (19-й год правления Марка Аврелия).

______________________________
Clip (394x188, 17Kb)
Септимий Север (193- 211). Адрианополис, Фракия. Æ 16 mm (2.49g).
Av: Септимий Север в лавровом венке; AY K Λ CЄП CЄYHPOC П
Rv: Апис с полумесяцем на боку и солнечным диском между рогами; AΔPIANOПOΛЄITΩN

______________________________
Clip (400x190, 18Kb)
Антонин Пий (138-161). Александрия, Мемфисский ном, Египет.
Драхма (Æ 34mm, 22.41g), 144/5г.
Av: бюст Антонина Пия в лавровом венке; AYT K T AIΛ AΔP ANTΩNЄINOC CЄB ЄYC
Rv: Исида со скипетром в правой руке, и уреем в левой, позади Исиды – бык Апис с солнечным диском между рогами; MЄNФЄITΩC / L H (Year 8).

______________________________
Clip (400x200, 23Kb)
Гордиан III (238-244). Эфес Ионийский. Медальон (Æ 49mm, 54.30g, 7h) в честь гомонои (ὁμόνοια, содружество) Эфеса с Александрией.
Av: бюст Гордиана; AYT K M ANTΩ ГOPΔIANOC CEB
Rv: на постаменте Артемида Эфесская и Серапис с поднятой рукой и модиусом на голове; слева от подиума – Тюхе, справа – Исида; ниже – Каистр (Kaystros, бог одноименной реки в Эфесе) и Нил (справа), между ними бык Апис с солнечным диском между рогами; ЄФЄCIΩN KAI AΛЄΞANΔPЄΩN OMONOIA

______________________________
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку