-ћузыка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в visionary2007

 -—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 4) »ћя_ћќ≈_Ћ≈√»ќЌ ј–“_ј–“ель –ќƒЌќ-верие Science_Fiction_Art

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 03.10.2006
«аписей: 857
 омментариев: 1312
Ќаписано: 3816


—ќ–ќ » или «аклички весны

ѕонедельник, 10 ћарта 2008 г. 15:48 + в цитатник
—ќ–ќ » или «аклички весны

¬есна у слав€н врем€ особенное, ибо совпадает с началом земледельческого цикла работ. ј, как известно, земледелие Ц основа слав€нской цивилизации. ѕоэтому изначально и календарный год в слав€нских странах начиналс€ весной. ƒо сих пор у европейских астрологов осталась традици€ считать началом астрологического года Ц 22 марта, по астрологическому календарю это знак ќвна. —лав€нские астрологи считают, что сама€ перва€ человеческа€ цивилизаци€ на «емле по€вилась в эпоху ќвна, и глобальна€ эпоха солнцепоклонников длилась вплоть до прихода ближневосточного христианства, которое эту эпоху и разрушило.

»так, слав€не не просто ждали весну, но и считали ее началом нового  руговорота жизни ( ологода). «адолго до праздновани€ ћасленицы ( омоедицы, главного праздника встречи ¬есны-∆ивы), котора€ приходилась на конец марта (22-24 марта по современному календарю), слав€не отмечали —ороки Ц «аклички весны.

¬ этот день женщины и девушки выпекали особые печень€ в форме птиц, делали особую вышивку на полотенца, а мужчины, парни и подростки-мальчики выстругивали птиц из дерева, раскрашивали их, чтобы затем подвесить высоко на ветв€х берез.

—лав€не, в праздничных костюмах, собирались на берегу реки, чтобы бросить требы в воду-реченьку, чтобы та принесла весну из —ветлого »ри€, чтобы ярила-’орс растопил льды ћорены.

—огласно —лав€нским веровани€м, в этот день из —ветлого »ри€ прилетают сорок птиц, знаменующих собой приближение ƒевы-¬есны. Ќа чьЄ поле птицы опуст€тс€ первыми, тому Ѕоги пошлют в этот год особую удачу и добрый урожай. «аклички ¬есны, творимые с вершин холмов, с которых уже начал сходить снег, называемых в народе ярилиными ѕлешами.

»так, в этот день хоз€йки пекли из пресного теста Ђжаворонковї, с которыми и совершалс€ обр€д «акличек. ѕри этом считалось, что в полную силу весеннее тепло про€витс€ лишь через 40 дней. ¬ некоторых домах пекли сорок Ђореховї из ржаной и овс€ной муки, а потом в течение сорока дней бросали их по одному на улицу, Ђоткупа€сьї так от ћороза.

—амо число 40 пришло в новый 12-мес€чный календарь  ол€ды из старого древнеслав€нского календар€, где в каждом из 9 мес€цев было 40-41 день.



http://www.liveinternet.ru/users/visionary2007/post54980772/
- ѕеревод григорианских дат в —лав€нское летоисчисление


¬ народе говорили:
ЂЌа —ороки сорок птиц прилетает, сорок печуг на –усь пробираетс€ї,
ЂЌа —ороки прилетел кулик из-за мор€, принЄс ¬есну из неволь€ї,
ЂЌа —ороки Ц прилЄт жаворонков: сколько проталинок, столько и жаворонковї.


01

¬от как описываетс€ праздник —ороки родноверами из общин Ђ–одолюбиеї и Ђ–одославиеї.
http://rodoslav.borda.ru/?1-1-0-00000074-000-0-0

¬ремена перелома зимы, когда светоносное тепло вступает в борьбу с мертв€щем холодом, одни из самых т€желых в году дл€ ѕрироды и человека.

ќколо середины этого времени, когда —олнце в €сный день уже заметно припекать начинает, народ собираетс€ на высоких холмах и вершитс€ действо, именуемое первыми «акличками ¬есны.

¬ наших кра€х бывает это по обыкновению в первую дес€тидневку березн€-мес€ца (март). ќбр€ды, св€занные с этими дн€ми, начина€ с выпечки Ђжаворонковї и конча€ самими закличками, вершатс€ преимущественно женщинами и девами.
¬ сей год, с его суровой зимой, мы не стали измен€ть нашим традици€м и народ из общин Ђ–одолюбиеї и Ђ–одославиеї собралс€ на высоких берегах речки „урилихи, что в  узьминках.

‘ото:
¬от Ћебедь, хоз€йка места, встречает народ.
—в€то Ѕогини, девами обустроенное.
¬ерба, Ћебедь и Ћада Ц ведущие обр€да.
—олнцу “рисветлому, ¬есеннему.
“ребы воде.
„урилиха мес€ца березн€.
«аклички.
(хотел было сн€ть в режиме видеокамеры, но на крепком морозце больно уж быстро сели аккумул€торы).


√лавной задачей мужиков на сем обр€довом действе было доставить заговоренных жаворонков повыше к небу. ќттого пришлось нашему брату соревноватьс€ в лазанье по окрестным деревь€м.

Ѕыли также гадани€ на жаворонках, традиционна€ игра в коршен€ и конечно, братична-пир в гост€х у Ћебеди. ¬се по обычаю.

—лава –оду да ¬есне!


02
ј это —ороки в общине Ђ—Ћј¬»яї:

http://slavya.ru/rites/vesna/zakl07/spring07.htm


«аклички ¬есны в Ќескучном саду
3 ѕротальника Ћета 1042 —в€тослава (3.03.07)

(ѕримечание:
нужно отметить, что в разных област€х –оссии врем€, приход€щее на нынешний мес€ц март, называлось по-разному.
¬от какие имена были у марта - с др. рус. Ц Ђсухыйї, Ђпротальникї, Ђкапельникї, Ђзимоборї, Ђбело€рї, Ђберезозолї, Ђберезеньї; с белорус. Ц Ђсоковикї.
» сейчас в разных общинах слав€н-родноверов март называют по-своему. —ам же праздник «аклички весны, как уже было сказано выше, отмечалс€ с разницей около недели, начина€ с первого дн€ весеннего мес€ца.)

ѕротальника 3 (март) —одружество —лави€ провело «аклички ¬есны в Ќескучном саду.

¬ысока€ гора, с трех сторон окруженна€ обрывистыми склонами оврагов, а с четвертой доступна€ по извилистой тропе, уже неоднократно была место совершени€ этого радостного действи€.

» давно уже было подмечено, что действие на ней удаетс€ наилучшим образом - и гулкие голоса, пробуждающие природу, звучат сильнее и звонче, и совпадение с природными €влени€ми, с самим приходом долгожданной ¬есны, заметно €вственно.

¬ этом году ¬есна наступает ранн€€, так как «има вышла короткой и не слишком снежной. ѕотому следовало обратить внимание на то, что в традиционных текстах «акличек всегда говоритс€ не только о тЄплой весне, но и о плодородном лете, а дождики призываютс€ вместе с солнышком, чтобы во всЄм была гармони€ и соразмерность.

Ќакануне ¬ере€ посетила встречу клуба по традиционной культуре в книжном магазине ЂЅиблио-глобусї, где археологи, этнографы, писатели рассказывали о разнообразных народных обыча€х, сохранившихс€ по сей день в народе с незапам€тных времен.

Ўла на этой встрече речь и о «акличках, были принесены образцы выпеченных жаворонков, и прозвучал рассказ о традиционном, пришедшем из глубокой древности, праздновании этого дн€ в селе Ѕогородское, которое сейчас входит в территорию подмосковного “роицка. Ётот обр€д - один из множества элементов доставшегос€ нам глубокого и древнего наследи€ ѕредков.

¬ прежнее врем€ «аклички совершались в каждой деревне непрерывно, в течение некоторого переходного срока. Ћюди подымались на холмы и пригорки, на деревь€, на крыши домов, и в воздухе непрерывно сто€ло перенос€щеес€ от деревни к деревне гулкое гуканье и распевы.

ѕрирода воздействи€ этого празднества такова: вибрации закликани€ оказывают сильное резонансное воздействие на тающие снега, вместе с водой вход€т в пробуждающуюс€ почву, и наилучшим образом подготавливают ее к производству будущего урожа€. Ёто один из многих природных механизмов, помогающих сохран€ть устойчивость и жизненность множества видов, проживающих бок о бок на одной территории. ѕровод€ заклички в наши дни, следует помнить о мудрости старинного обыча€, и совершать его так, чтобы почувствовать силу и резонанс с природным окружением. Ёто ощущаетс€, прежде всего, по звучанию голосов, самочувствию участников праздника. ј также и по сопутствующим событи€м в ѕрироде.

Ќа этот раз в наших «акличках прин€ло участие более 10 человек, в том числе двое детей. ѕриглашали всех знакомых с детишками, но не все смогли приехать по обсто€тельствам и состо€нию здоровь€. Ќо ведь еще совсем не поздно продолжить действие!

» чем чаще дети с родител€ми будут открыто обращатьс€ к природе, звать ее на помощь, тем лучше будет и с сопротивлением вс€ким "сезонным простудам", которые сами по себе говор€т об изолированности городской детворы от природного окружени€. Ќе надо откладывать закаливание до открыти€ дачного сезона: зима, весна, осень очень важны дл€ соединени€ с природной гармонией, с раннего детства.

ƒействие «акличек не содержит никакой нав€зчивой религиозно-мировоззренческой составл€ющей - оно воспринимаетс€ как радостный праздник, игра и развлечение. ѕоэтому мы проводили его в предыдущие годы и с обычными коллективами, не дава€ дет€м установок, выход€щих за пределы обычной ролевой игры.

¬от заклички, которые исполн€лись в этом году.

ƒозволь, Ћада-ћати
¬есну закликати!
¬есну закликати,
Ћето открывати.

ѕомогайте, деды
Ќа холме взыграть,
¬есну кликать,
Ћето отмыкать,
«иму закрывать!

ѕусть вернетс€
Ћетнее тепло -
Ѕудет в доме
–адость и добро!

∆аворонки-жавороночки!
ѕерепелки-перепелочки!
ѕрилетите к нам,
ѕринесите нам
¬есну теплую,
Ћето плодородное
¬есну с дождем,
Ћето с травами,
¬есну с солнышком,
Ћето с зернышком.

¬есна-¬есна! ¬есна красна!
“епло солнышко!
ѕриди скорей,
—огрей детей!

ѕриди к нам с радостью!
— великой милостью!
— льном высоким!
— корнем глубоким!
— хлебом богатым!

≈дет ¬есна, едет
Ќа золотом коне,
¬ зеленом са€не,
Ќа борони сидючи,
—ыру землю аруючи,
«лато жито сеючи.


Ќачалось действие с того, что испеченных дома жаворонков усадили на деревь€ - привлекать живых птичек, а может быть, и души ѕредков, по преданию вход€щих в птиц, чтобы погл€деть на потомков и порадоватьс€ вместе с ними. ∆аворонков испекли ¬ере€ и  атерина.

ƒалее обратились к ѕредкам и Ћаде-матери, помочь позвать весну и лето. ќбращенные к ним заклички в светском варианте могут пониматьс€ напр€мую - как обращение к любимой матери и старшим люд€м, чтобы помогли и поддержали в этом действии (оно и проводитс€ детьми и молодежью при поддержке более старших людей, знающих, "как надо").
ѕосле того, с чашей (братиной), пущенной по кругу, восславили –одных Ѕогов.

«атем вышли на обрыв и там звали и приветствовали ¬есну на разные лады и голоса. «аклички разносились далеко по парку.

¬ честь приближающейс€ гостьи - Ћели-¬есны - Ћюбомир зажег факел из бересты, чтобы не разводить костер в парке, и призвал на «емлю силу ƒаждьбога и ярилы, благословил соединение «емли-матери с ќгнем небесным приговорами: "«ажги снега, «аиграй овражки" и "√ори-гори €сно, чтобы не погасло!", которым затем сопровождалась и игра "горелки".

ѕосле того угощались колобками и другой домашней и купленной выпечкой. ¬ере€ вз€лась рассказывать сказку про  олобка, да как-то всЄ путала текст с другими сказками, а собравшиес€ ее поправл€ли и забрасывали снежками тех, кто вносил путаницу.

ƒалее наступило врем€ дл€ игр. √отов€сь к разнообразным весенним праздновани€м и фестивал€м, показали участникам две игры:
салки с по€ском и
горелки.

√ори, гори €сно,
„тобы не погасло.
√л€нь на небо:
ѕтички лет€т,
—лышишь -
 олокольчики звен€т. -

— этими словами пара выбегает вперед, стара€сь соединить свои руки перед лицом "гор€щего" (вод€щего).

ј между тем зар€дил весенний дождичек. —нежный покров в парке был вполне крепким и позволил отпраздновать и наигратьс€ вволю. ј на улицах уже царствовали реки и озера, да окатывали зазевавшихс€ прохожих водосточные трубы. ¬есна начала своЄ шествие накануне, не дожида€сь зова, и продолжает его теперь мощно и споро.

ѕо традиции наших ѕредков, предстоит далее отметить €зыческой ћасленицей весеннее равноденствие и традиционное Ќоволетие 24 марта, а затем циклом весенних праздников и –усалий подготовить себ€ к великой  упальской мистерии летнего —олнцеворота.

* * *



 (600x450, 59Kb)


 (400x407, 49Kb)


 (450x600, 53Kb)
–убрики:  —лав€нска€ культура
–усским! ”знай —¬ќё историю и культуру


ѕроцитировано 2 раз



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку