-Цитатник

Николай Дронников - (3)

Божественная акварель художника Николая Дронникова Художник Николай Игоревич Дронников роди...

Юлий Юльевич Клевер - (0)

Художник Юлий Юльевич Клевер Живописец-пейзажист. Родился в в Дерпте (Тарту) в 1850 г. Полу...

Cayetano De Arquer-Buigas - (1)

Художник Cayetano De Arquer-Buigas Cayetano De Arquer-Buigas, современный испанский художник,...

Евгений Бойко - (0)

Евгений Бойко (часть I) Евгений Бойко родился в 1967 году в городе Альметьевске. В настоящее ...

Tomasz Rut - (0)

Художник Tomasz Rut http://xmages.net/out.php/i426154_01.jpg http://xmages.net/out.php/i...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Virtall

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.03.2009
Записей: 157
Комментариев: 23
Написано: 222


Jan Aloiziy Mateyko

Пятница, 14 Августа 2009 г. 22:59 + в цитатник
Цитата сообщения Ta_which Neoclassicism. Jan Aloiziy Mateyko



Ян Алоизий Матейко - Jan Matejko.
(1838-1893)
Самый знаменитый польский исторический художник.



Автопортрет


«Станьчик»

«Зигмунт Август и Барбара Радзивилл» (1867).

«Вернихора» (1883-84).

«Ослепший Вит Ствош с внучкой» (1865).

Колокол Зигмунта. 1874

Проповедь Скарги. 1869

Падение Польши. 1866

«Торжественная выдача Жолкевским братьев Шуйских на сейме в 1611 г.» (1853).

Битва под Грюнвальдом

«Баторий под Псковом» (1871).

Bitwa pod Racławicami

Chrzest Litwy R.P. 1387

Dymitr z Goraja wstrzymujący Jadwigę od wyłamania drzwi na zamku królewskim w Krakowie

Astronom Kopernik, czyli rozmowa z Bogiem

Otrucie królowej Bony

Alchemik Sędziwój

Unia Lubelska

Założenie Szkoły Głównej przeniesieniem do Krakowa ugruntowane. R. P. 1361-1399-1400

Ян Алоизий Матейко родился 23 июня 1838 года в Кракове в доме №41 по улице Флорианьской. Был девятым ребёнком в семье, в которой всего было одиннадцать детей. Его отец, Франтишек Матейко (ополячившийся чех, учитель музыки), с большим уважением относился к прошлому польского народа и всеми силами стремился привить это уважение своим детям.
Маленький Ян очень рано стал интересоваться историей, и это его увлечение поддерживал старший брат Франтишек, историк, доктор права (благодаря ему в доме всегда было множество книг). Он же, заметив, что Ян с большой неохотой посещает занятия в гимназии Св. Анны, убедил отца отдать его в Школу изящных искусств. И Франтишек оказался прав: здесь, в Школе изящных искусств, Ян стал учиться с завидным усердием. Более всего его увлекало изучение архитектурных памятников Кракова. Надо сказать, что страсть зарисовывать исторические сооружения осталась у Матейко на всю жизнь, а свои альбомы, испещренные этими зарисовками, он любовно называл «скарбчиком».
В 1853 году Матейко втайне от учителей написал небольшую картину «Торжественная выдача Жолкевским братьев Шуйских на сейме в 1611 г.». Первое произведение художника еще очень далеко отстояло от совершенства — отсутствовал динамизм композиции, образы персонажей не были прорисованы достаточно четко. И все же картина нашла своего покупателя — антиквар Тафет купил ее за 30 гульденов. Матейко в это время не исполнилось и пятнадцати лет.
По окончании Школы в 1858 году Ян Матейко получил государственную стипендию, которая позволила ему продолжить обучение в Мюнхене, а затем в Вене. Немецкого языка Матейко не знал и потому большую часть времени проводил в Пинакотеке. Он очень тяжело переживал разлуку с Польшей. Любовь к Кракову, к его улочкам и домам, где каждая стена, каждый двор были до боли знакомыми, милыми сердцу, вспыхнула на чужбине с новой силой. Кроме того, в Кракове оставались люди, близкие Матейко своим умонастроением, — скульптор Парис Филипини, писатель Михал Балуцкий, рисовальщик Артур Гроттгер, историк Йозеф Шуйский.
В 1862 году Матейко создал первое из своих знаменитых полотен — «Станьчика». Эту картину считают выражением «идейного кредо» художника. На ней Матейко изобразил королевского шута, сидящего в тишине роскошных палат и размышляющего о будущем страны — в одиночестве, вдали от шумного веселья придворных. Отождествляя себя со Станьчиком, в котором поляки в то время видели символ патриотизма, художник придал ему портретное сходство с самим собой. Образ Станьчика появляется и в последующих работах Матейко — «Колоколе Зигмунта» и «Прусской дани».
Январь 1863 года возродил среди поляков надежды на получение желанной независимости. На польских землях, входивших в состав Российской Империи, вспыхнуло восстание. Известно, что Ян Матейко хотел примкнуть к повстанцам, но почему-то не сделал этого. Достоверные свидетельства есть лишь о том, что он оказывал материальную помощь восставшим и поставлял оружие в лагерь Лангевича.
Восстание закончилось полным поражением поляков. Под влиянием этих драматических событий Матейко изменил свой прежний замысел, согласно которому он хотел посвятить все свои картины славным и наиболее памятным датам истории Речи Посполитой. В письме своему другу Исидору Яблоньскому художник писал: «Я начну с ран». К концу апреля Матейко закончил «Проповедь Скарги». Эта тема появлялась у Матейко еще в ранних эскизах. В образе Петра Скарги, придворного казначея короля Сигизмунда III Вазы, и в его знаменитых проповедях Матейко видел пример страстного патриотизма, столь близкого ему самому.
Работая над «Проповедью Скарги», Матейко отошел от того шаблона, которому обычно следовали живописцы XIX века, работавшие в историческом жанре. Художник стремился в одном отдельно взятом моменте показать развитие множества сюжетов, составивших данное историческое событие. Следуя своей идее, он поместил на огромный холст (224 х 397 см) исторических деятелей, которые в действительности никак не могли встретиться в это время в этом месте. Представленная на выставке в Париже в 1865 году «Проповедь Скарги» вызвала восторг публики и похвальные отзывы критиков, а ее автор удостоился золотой медали.
После «Проповеди Скарги» все с нетерпением ждали от мастера нового произведения «в том же духе». И Матейко не замедлил оправдать ожидания общественности. Он обратился к еще одной печальной странице польской истории, написав картину «Падение Польши. 1866 ». Здесь он изобразил участников заговора — виновников раздела страны и потери независимости. На выставке картина пользовалась невероятным успехом, но пресса встретила ее потоком критики. Знать почувствовала себя оскорбленной: в «Падение Польши. 1866 » Матейко показал многих аристократов изменниками, предателями. Художника обвиняли в исторических неточностях, высмеивали его натуралистическую манеру, говорили о нелепости, негармоничности его палитры. Члены жюри Всемирной Парижской выставки 1867 года этих недостатков, однако, не заметили и вновь присудили Матейко золотую медаль. А саму картину за 50 тысяч франков приобрел для своей коллекции император Франц Иосиф I.
В 1864 году Ян Матейко женился на восемнадцатилетней Теодоре Гебултовской, с семьей которой он уже давно был дружен. Дора была девушкой очаровательной, но, как выяснилось вскоре, страдала психическими расстройствами. Ее болезненная мнительность, ревность, гневливый нрав доставили Матейко немало горьких минут.
Самое печальное, что со временем припадки ревнивого бешенства стали случаться с Дорой все чаще. Однажды, не помня себя, она уничтожила свой портрет в подвенечном платье. В такую ярость ее повергло то, что Матейко без ее ведома написал портрет молодой и красивой племянницы -- Стаей Сера-финьской. В 1882 году художник даже был вынужден поместить жену на некоторое время в закрытую лечебницу. Семейные дела отнимали очень много сил. Денег не хватало, приходилось все время думать о заработке, так как, несмотря на неурядицы, семья постоянно разрасталась. В 1865 году появился на свет первый сын, Тадеуш, вслед за ним — две дочери, Хелена (1867) и Беата (1869), а в 1873 году — второй сын, Ежи.
В 1869 году Матейко создал «Люблинскую унию», а в 1871 году — знаменитого «Батория под Псковом». В 1873 году в честь четырехсотлетия со дня рождения Николая Коперника художник написал картину под названием «Астроном Коперник, или Разговор с Богом». Годом позже он закончил работу над полотном «Колокол Зигмунта».
В 1873 году Яну Матейко 35 лет, он находится на вершине славы. Из Праги ему пришло предложение возглавить местную Академию художеств, и тогда же, наперебой этому предложению, Школа изящных искусств Кракова тоже стала просить Матейко занять пост директора. Он принял последнее предложение.
В 1875 году художник начал писать «Битву под Грюнвальдом». Работа над этой колоссальной картиной заняла три года. Варшавский банкир Давид Розенб-люм купил ее еще до того, как она была завершена, за 45 тысяч злотых.
В последующие годы Матейко создал целый ряд картин, в том числе «Прусскую дань» и «Яна Собеского под Веной» (картина была передана Ватикану в качестве дара польского народа). Умер Матейко 1 ноября 1893 года от преследовавшей его долгое время язвенной болезни желудка. Попрощаться с живописцем пришел весь Краков, проводив его в последний путь к месту погребения на Раковицком кладбище. В его честь прозвучали пушечные залпы и несколько ударов столь дорогого художнику Колокола Зигмунта.

© Jan Matejko.
© Bio


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку