-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Viknews

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.07.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 29





Мозаика украинской души

Среда, 22 Декабря 2010 г. 00:15 + в цитатник

 

Мозаика украинской души  

    Жемчужины самобытного ожерелья   
Оседлость    Хозяйственность    Консерватизм    Универсальность     Миролюбие     Смелость     Свободолюбие     Демократичность     Духовность     Одарённость     Образность восприятия     Сентиментальность     Мистицизм     Сердечность     Открытость     Барокковое мышление     Смекалка, хитрость, лукавство     Своеволие     Оптимизм     Жизнерадостность     Развитое чувство юмора     Женопоклонничество     Семейность     Эротичность

  Между Востоком и Западом     Интровертивность     Умеренность     Прагматизм бескорыстие     Осторожность инертность     Безволие инициативность     Трудолюбие лень     Аккуратность неприхотливость     Индивидуализм коллективизм     Эмоциональность флегматичность     Общительность замкнутость     Доброта недоброжелательность     Патриотизм толерантность     Вежливость прямолинейность     "Отсталость" высокий интеллект     Стремление "не высовываться" харизматичность    

     Отголоски забытых недугов     Провинциальность     Заниженная самооценка     "Совковость"     Наивность, инфантильность     Небрежность     Замкнутость в своей группе     Отсутствие целеустремлённости     Прижимистость, жадность     Неуважение к себе и к окружающим     Анархичность     Непоследовательность, двуличность     Слабая любознательность     Беспечность     Амурный авантюризм    



Понравилось: 22 пользователям

''Сказка о царевиче Хлоре''

Пятница, 27 Августа 2010 г. 21:24 + в цитатник

 

ывф
До времен Кия, князя киевского, жил да был в России царь добрый человек, который любил правду и желал всем людям добра: он часто объезжал свои области, чтоб видеть, каково жить людям, и везде наведывался, делают ли правду.

У царя была царица. Царь и царица жили согласно; царица езжала с царем и не любила быть с ним в разлуке.

Приехал царь с царицею в один город, построенный на высокой горе посреди леса. Тут родился царю сын дивной красоты, ему дали имя Хлор; но посреди сей радости и три-дневного празднества царь получил неприятное известие, что соседи его неспокойно жи-вут, въезжают в его земли и разные обиды творят пограничным жителям. Царь взял вой-ска, кои в близости в лагере стояли, и пошел с полками для защиты границы. Царица по-ехала с царем. Царевич остался в том городе и доме, где родился. Царь приставил к нему семерых нянь разумных и в детском воспитании искусных. Город же царь укрепить велел стеною из дикого камня, по углам с башнями по старинному обычаю; на башнях пушек не поставили, тогда еще нигде не имели пушек. Дом, в котором жить остался царевич Хлор, хотя и не построен был из сибирского мрамора и порфира, но весьма хорош и покойно расположен был; позади палат насажены были сады с плодовитыми деревьями, возле которых выкопаны пруды с рыбами украшали местоположение; беседки же разных народов вкуса, откуда вид далеко простирался в округ лежащих полях и долинах, придавали приятство тому обитанию.

Как царевич стал вырастать, кормилица и няни начали примечать, что сколь был кра-сив, столь же был умен и жив, и повсюду слух носился о красоте, уме и хороших дарованиях царевича. Услышал о том какой-то хан киргизской, на дикой степи кочующий с кибитками, полюбопытствовал видеть толь дивное дитя, и увидев, пожелал дитя увезти с собою в степь, зачал просить нянь, чтоб поехали с царевичем к нему в степь; няни сказали со всякою учтивостию, что им того без дозволения царя делать нельзя, что они не имеют чести знать господина хана, и с царевичем не ездят к незнакомым людям в гости. Хан не был доволен тем учтивым ответом, пристал пуще прежнего, подобно как неевший к тесту, одно просил, чтоб няни поехали к нему с дитятею в степь; но, получив твердый отказ, наконец понял, что просьбами не успеет в своем намерении, прислал к ним подарок; они, поблагодаря, отослали дары обратно и велели сказать, что они ни в чем нужды не имеют. Хан упрям был, пребывая в своем намерении, думал, как быть? Пришло ему на ум, нарядился в изодранную одежду и сел у ворот сада, будто человек старый и больной, просил милостыни у мимоходящих. Царевич прогуливался в тот день по саду, увидел, что у ворот сидит какой-то старик, послал спросит, что за старик. Побежали, спросили, что за человек. Возвратились с ответом, что больной нищий. Хлор, как любопытное дитя, просился посмотреть больного нищего; няни унимали Хлора, сказали, что смотреть нечего, и чтоб послал к нему милостыню. Хлор захотел сам отдать деньги, побежал вперед, няни побежали за ним; но чем няни скорее побежали, то младенец шибче пустился бежать, побежал за ворота, и подбежав к мнимому нищему, зацепился ножкою за камешек и упал на личико; нищий вскочил, поднял дитя под руки и спустился с ним под гору. Тут стояли вызолоченные роспуски, бархатом обитые, сел на роспуски и ускакал с царевичем в степь; няни, как добежали до ворот, не нашли уже ни нищего, ни дитяти, ни следа их не видали да и дороги тут не было, где хан с горы спустился, сидя держал царевича перед собою одною рукою, как будто курочку за крылышко, другою же рукою махнул шапкою чрез голову, и кричал три раза "ура". На сей голос няни прибежали к косогору, но поздно, догнать не могли. Хан благополучно Хлора довез до своего кочевья и вошел с ним в кибитку, где встретили хана его вельможи. Хан приставил к царевичу старшину лучшего; сей взял Хлора на руки и отнес его в богато украшенную кибитку, устланную китайскою красною камкою и персидскими коврами, дитя же посадил на парчевую подушку и начал тешить его; но Хлор очень плакал и жалел, что от нянь шибко побежал вперед, и непрестанно спрашивал, куда его везут, зачем, на что, и где он? Старшина и с ним находящиеся кир-гизцы насказали ему много басней; иной говорил, будто по течению звезд так определено, иной сказывал, будто тут лучше жить, нежели дома, всего насказали, кроме правды, но увидя, что ничто не унимало слез Хлора, вздумали его стращать небывальщиною, сказали: "перестань плакать, или оборотим тебя летучею мышью или коршуном, а там волк, или лягушка тебя съест". Царевич небоязлив был, посреди слез расхохотался такой нелепости. Старшина, увидя, что дитя перестал плакать, приказал накрыть стол; стол накрыли и кушанье принесли, царевич покушал, потом подали варенья в сахаре и разные плоды, какие имели; после ужина раздели его и положили спать.

На другой день рано, до света, хан собрал своих вельмож к сказал им следующее: "из-вестно вам да будет, что я вчерашний день привез с собою царевича Хлора, дитя редкой красоты и ума. Хотелось мне заподлинно узнать, правда ли слышанное об нем; для узна-ния же его дарований употребить я намерен разные способы". Вельможи, услыша слова ханские, поклонились в пояс; из них ласкатели похвалили ханский поступок, что чужое, и то еще соседнего царя, дитя увез; трусы потакали, говоря: "так, надёжа государь хан, как инако быть, как тебе на сердце прийдет"? Несколько из них, кои прямо любили хана, те кивали головою, и когда хан у них спрашивал, для чего не говорят, сказали чистосердеч-но: "дурно ты сотворил, что у соседнего царя увез сына, и беды нам не миновать, буде не поправишь своего поступка". Хан же сказал: "вот так, всегда вы ропщете противу меня", и пошел мимо их, и как царевич проснулся, приказал принести его к себе; дитя, увидя, что нести его хотят, сказал: "не трудитесь, я ходить умею, я сам пойду", и вошед в ханскую кибитку, всем поклонился, во-первых хану, потом около стоящим направо и налево, после чего стал пред ханом с почтительным, учтивым и благопристойным таким видом, что всех киргизцов и самого хана в удивление привел. Хан однако, опомнясь, рек тако: "царевич Хлор! про тебя сказывают, что ты дитя разумное; сыщи мне, пожалуй, цветок розу без шипов, что не колется; дядька тебе покажет обширное поле, сроку же даю тебе трои сутки". Дитя паки поклонился хану, сказал: "слышу", и вышел из кибитки, пошел к себе.

Дорогою попалась ему на встречу дочь ханская, которая была замужем за Брюзгой сул-таном. Сей никогда не смеялся и серживался на других за улыбку, ханша же была нрава веселого и весьма любезна; увидя Хлора сказала: "здравствуй, царевич, здорово ли жи-вешь? куда изволишь идти?" Царевич сказал, что, по приказанию хана батюшки ее, идет искать розу без шипов, которая не колется. Ханша Фелица, так ее звали, дивилась, что ди-тя посылают искать таковой трудной вещи, и возлюбя младенца в сердце своем, сказала: "царевич, подожди маленько, я с тобою пойду искать розу без шипов, которая не колется, буде батюшка хан позволит". Хлор пошел в свою кибитку обедать, ибо час был обеда, ханша к хану, просить позволения идти с царевичем искать розу без шипов, которая не колется. Хан не токмо не позволил, но и запретил ей накрепко, чтоб не шла с дитятею ис-кать розу без шипов, которая не колется.

Фелица, вышедши от хана, мужа своего Брюзгу султана уговорила остаться при отце ее хане, сама же пошла к царевичу; он обрадовался, как увидел ее, просил, чтоб села возле него, на что она согласилась, и сказала ему: "Хан мне не велит идти с тобою, царевич, ис-кать розу без шипов, которая не колется; но я тебе дам совет добрый, пожалуй не забудь; слышишь ли, дитя, не забудь, что тебе скажу". Царевич обещал вспомнить. "Отселе, в не-котором расстоянии", продолжала она, "как пойдешь искать розу без шипов, которая не колется, встретишься с людьми весьма приятного обхождения, кои стараться будут тебя уговорить идти с ними, наскажут тебе веселий множество и что они то провождают время в бессчетных забавах; не верь им, лгут, веселия их мнимые и сопряжены со множеством скук. За сим придут другие, кои о том же еще сильнее тебя просить будут; откажи им с твердостию: отстанут. Потом войдешь в лес, тут найдешь льстивых людей, кои всячески стараться будут приятными разговорами отвести тебя от истинного пути; но ты не забудь, что тебе единой цветок, розу без шипов и которая не колется, искать надлежит. Я тебя люблю и для того я к тебе вышлю на встречу сына моего, и он поможет тебе найти розу без шипов, что не колется". Хлор, выслушав речь Фелицы, сказал: "разве так трудно сыскать розу без шипов, что не колется?" "Нет;" ответствовала ханша: "не так чрезвычайно трудно, буде кто прямодушен и твердо пребывает в добром намерении". Хлор спросил, нашел ли уже кто тот цветок? -- "Я видела", сказала Фелица, "мещан и крестьян, кои в том успевали не хуже вельмож и царей и цариц". Сказав сие, ханша простилась с царевичем, старшина же дядька отвел дитя искать розу без шипов, которая не колется, и для того пустил его сквозь калитку в превеликий зверинец. Тут увидел Хлор перед собою множество дорог: иные прямо лежащие, иные с кривизнами, иные перепутанные. Дитя не знал сначала, по которой идти; но, увидя юношу, идущего ему на встречу, поспешил к нему спросить, кто он таков. Юноша ответствовал: "я Рассудок, сын Фелицын; меня мать моя прислала идти с тобою искать розу без шипов, которая не колется". Царевич, благодаря Фелице сердцем и устами, взяв его за руку, наведывался, по которой дороге идти. Рассудок с веселым и бодрым видом сказал ему: "не бойся, царевич, пойдем по прямой дороге, по которой не все ходят, хотя она пригожее других". "Для чего же по ней не ходят"? спросил царевич. "Для того", сказал юноша, "что на других дорогах останавливаются или сбиваются". Идучи юноша показал Хлору прекрасную дорожку, говоря: "посмотри, царевич, дорога сия называется благорасположенных душ младенчества, она хороша, да кратка".

Пошли сквозь лес к приятной долине, в которой увидели речку прозрачной воды, подле которой нашли несколько молодых людей; иные из них сидели, иные лежали по траве и под деревьями. Как увидели царевича, встали и подошли к нему; один из них со всякою учтивостию и приветливостию сказал: "позвольте, сударь, спросить: куда вы идете? нечаянно ли вы сюда зашли? и не можем ли мы иметь удовольствие чем-нибудь вам услужить? Взгляд ваш наполняет нас уже почтением и дружбою к вам и мы вне себя от радости видеть толь многие блистающие ваши качества". Царевич, вспомня слова Фелицы, улыбнулся и сказал: "я не имею чести вас знать, ни вы меня не знаете, и так ваши слова приписываю единой обыкновенной светской учтивости, а не моим достоинствам; иду же искать розу без шипов, которая не колется". Другой из тамо находящихся вступил в речь и сказал: "намерение ваше показывает великие ваши дарования; но сделайте милость, одолжите нас, останьтеся с нами хотя несколько дней и берите участие в нашем бесподобном веселии". Хлор сказал, что ему срок поставлен и остановиться недосуг; опасается ханского гнева. Они же старались его уверить, что ему отдохновение нужно для здоровья, и что лучше и способнее места не найдет, ни людей усерднее их, и невесть как просили и уговаривали остаться за ними. Наконец, мужчины и женщины, взяв друг друга за руки, сделали около Хлора и его проводника круг, начали плясать и скакать, и не пускать их далее; но пока вкруг вертелись, Хлора под руку ухватил Рассудок, и выбежали из круга так скоро, что в кругу вертевшиеся не могли их удержать. Отошед подалее, нашли Леньтяг-мурзу, главного надзирателя того места, который про-гуливался с своими домашними. Увидя Хлора с провожатым, принял их с ласкою и про-сил зайти в его избу; они, устав маленько, пошли к нему. Вошед в его горницу он посадил их на диван, сам же лег возле них посреди пуховых подушек, покрытых старинною парчею; его же домашние сели около стены. Потом Леньтяг-мурза приказал принести трубки курительные и кофе. Услыша же от них, что табаку не курят кофе не пьют, благовонными духами опрыскивать ковры велел после чего спросил Хлора о причине его прихода в зверинец. Царевич ответствовал, что по приказанию хана он ищет розу без шипов, которая не колется. Леньтяг-мурза дивился, что в таких молодых летах предпринял таковой труд, говоря, "что и старее тебя едва ли станет; отдохните, не ходите далее, у меня здесь есть люди, кои находить старались, но, устав, покинули". Один из тут сидящих встал с места и сказал: "я сам неоднократно хотел дойти, но скучил, а вместо того я остался жить у моего благодетеля Леньтяг-мурзы, который меня поит и кормит". Между сих разговоров Леньтяг-мурза уткнул голову в подушку и заснул. Как около стены сидящие услышали, что Леньтяг-мурза храпит, то они полегоньку встали, иные пошли убираться и украшаться, иные легли спать, иные начали всякие празднословия говорить, иные ухватились за карты и кости, и при всех сих упражнениях иные сердились, иные радовались, и на лицах всех разные их внутренние движения оказывались. Как Леньтяг-мурза проснулся, все паки собрались около него, и внесли в горницу, стол со фруктами. Леньтяг-мурза остался посреди пуховых подушек и оттудова потчевал царевича, который весьма прилежно примечал все, что тамо ни делалось. Хлор лишь принялся было отведать предлагаемое им от Леньтяг-мурзы, как его проводник Рассудок его за рукав дернул полегоньку; кисть прекрасного винограда, которую царевич в руках держал, по полу рассыпалась, он же, опомнясь, тотчас встал, и оба вышли из хором Леньтяг-мурзы.

Не в дальнем расстоянии увидели дом крестьянский и несколько десятин весьма удоб-ренной земли, на которой всякий хлеб, как-то: рожь, овес, ячмень, гречиха и проч. засеян был; иной поспевал, иной лишь вышел из земли. Подалее увидели луга, на которых пас-лись овцы, коровы и лошади. Хозяина они нашли с лейкою в руках: обливает рассажен-ные женою его огурцы и капусту; дети же упражнены были в другом месте, щипали траву негодную из овощей. Рассудок сказал: "Бог помочь, добрые люди"; они ответствовали: "спасибо, баричи"; кланялись же царевичу незнакомо, но Разсудок приязненно просили, говоря: "посети, пожалуй, наше жилище, и матушка твоя ханша нас жалует, посещает и не оставляет". Рассудок согласился к ним войти; пошли с Хлором на двор. Посреди двора стоял ветхий и высокий дуб, а под ним широкая, чисто выскобленная лавка, а перед лавкою стол; гости сели на лавку, хозяйка с невесткою разостлали по столу скатерть и поставили на столе чашу с простоквашею, другую с яичницею, блюдо блинов горячих и яиц всмятку, а посредине ветчину добрую, положили на столе ситный хлеб да поставили возле каждого крынку молока, а после вместо закусок принесли соты и огурцы свежие да клюкву с медом. Хозяин просил: "покушайте, пожалуй". Путешественники, которые проголодались, ничем не гнушались, и меж тем разговаривали с хозяином и хозяйкою, кои им рассказывали, как они живут здорово, весело и спокойно и во всяком удовольствии по их состоянию, провождая век в крестьянской заботе и преодолевая трудолюбием всякую нужду и недостаток. После ужина на той же лавке разослали войлочки; Хлор и Рассудок на них положили свои епанчи, хозяйка каждому принесла подушку с белою наволочкою, легли спать и заснули крепко, для того что устали.

Поутру встали на рассвете, поблагодарили хозяина, который за ночлег ничего с них взять не захотел, и пошли в путь. Отшед с полверсты, услышали издали, что играют на волынке. Хлор вздумал подойти поближе, но Рассудок молвил, что волынкою отведут их от пути. Любопытство Хлора принудило его; подошел к волынке, но, увидя шалости пья-ношатающихся в безобразии около волынишника, испугался и кинулся Рассудку на руки. Сей его отнес паки на прямую дорогу, где вскоре, прошед рощу, увидели возвышение крутое. Рассудок сказал царевичу, что тут растет роза без шипов, которая не колется. Здесь Хлор почувствовал зной солнечный и устал; начал скучать, говорил, что конца нет той дороге, долго ли это будет, нельзя ли идти по иной дороге? Рассудок отвечал, что он ведет его ближним путем, и что терпением одним преодолевается труд. Царевич с неудо-вольствием сказал: "авось либо сам сыщу дорогу", и, махнув рукою, удвоил шаг, удалился от провожатого.

Рассудок остался позади, и пошел за ним молча тихим шагом. Дитя забрел в местечко, где мало кто бы на него поглядел, ибо торговый день был и все люди заняты были торгом и меною на рынке. Царевич, ходя между телегами и посреди торгового шума, заплакал. Один человек, который его не знал, пошел мимо его и, увидя, что дитя плачет, сказал ему: "перестань, щенок, кричать, и без тебя здесь шума довольно". Рассудок дошел до него в самое то время; царевич жаловался на того человека, что щенком его называл. Рассудок, ни слова не говоря, вывел его оттуда; когда же Хлор спросил, для чего он не говорит по-прежнему с ним, Рассудок на то сказал: "ты моих советов не спрашиваешь, сам же забрел в непристойное место, так не прогневайся, буде нашел людей или речи не по твоим мыслям". Рассудок продолжать хотел речь, но встретили они человека не молодого, но приятного вида, который окружен был множеством юношей. Хлор, всегда любопытствуя о всем, отозвал одного из них, спросил, кто таков? Юноша сказал, что "сей человек есть учитель наш; мы отучились, идем гулять; а вы куда идете?" На что царевич ответствовал: "мы ищем розу без шипов, которая не колется". "Слыхал я", сказал юноша, "толкование розы без шипов, которая не колется, от нашего учителя; сей цветок не что иное значит, как добродетель; иные думают достигнуть косыми дорогами, но никто не достигнет окроме прямою дорогою; счастлив же тот, который чистосердечною твердостию преодолевает все трудности того пути. Вот гора у вас в виду, на которой растет роза без шипов, которая не колется, но дорога крута и камениста". Сказав это, простился с ними, пошел за своим учителем.

Хлор с провожатым пошли прямо к горе и нашли узкую и каменистую тропинку, по которой шли с трудом. Тут попались им на встречу старик и старуха в белом платье, равно почтенного вида; они им протянули посохи свои, сказали: "упирайтеся на них, не спотыкнетеся". Здесь находящиеся сказывали, что имя первого Честность, а другой Правда.

 

Дошед, упираючись на тех посохах, до подошвы горы, принуждены нашлись взлезть с тропинки на ветвь, да с ветви на ветвь, добрались до вершины горы, где нашли розу без шипов, которая не колется. Лишь успели снять ее с куста, как в тамо находящемся храме заиграли на трубах и на литаврах, и разнесся повсюду слух, что царевич Хлор сыскал в таких молодых летах розу без шипов, которая не колется. Он поспешил к хану с цветком, хан же Хлора и со цветком отослал к царю. Сей обрадовался столько приезду царевича и его успехам, что позабыл всю тоску и печаль. Царевича царь и царица и все люди любили час от часу более, для того что час от часу укреплялся в добродетели. Здесь сказка кончится, а кто больше знает, тот другую скажет.




ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СКАЗКОТЕРАПИЯ ЕКАТЕРИНЫ.

Пятница, 27 Августа 2010 г. 21:20 + в цитатник


Педагогическая программа императрицы, известная по ее переписке и «Наставлению», которым она снабдила избранных ею воспитателей, носила явственный отпечаток прогрессивных идей выдающихся просветителей. Эта программа призвана была воплотить в жизнь руссоистский идеал «естественного человека» - всесторонне развитой, свободной от предрассудков гуманной личности; в известной мере она предвосхищала педагогический опыт Царскосельского Лицея. В некоторых отношениях воспитательная программа Екатерины шла даже дальше лицейской: великих князей Александра и Константина учили ремеслам – по убеждению Ж.-Ж. Руссо, они являлись. лучшей школой достоинства и независимости. «Если бы вы видели, - писала Екатерина французскому писателю Ф.-М. Гримму летом 1783 г., - как господин Александр копает землю, сеет горох, сажает капусту, пашет сохой, плугом, боронит, потом весь в поту идет мыться в ручье, после чего берет свою сеть и с помощью сударя Константина принимается за ловлю рыбы». Весной следующего года Екатерина сообщала Гримму, что Александр и Константин «занимаются изучением столярного мастерства под руководством г. Майера, столяра-немца, и большую часть дня пилят, стругают». В другом письме летом 1785 г. она извещает Гримма о том, что Александр и Константин «белят снаружи дом в Царском Селе, под руководством двух шотландских штукатуров, и Бог знает, какими мастерствами они уже занимались». В 1806 г. император Александр приказал выплатить упоминавшемуся выше Христиану Майеру 500 рублей за двухлетнее обучение «за показывание мне столярного рукоделия во время младенчества моего».

Бабушкина сказка

В 1781 г. Екатерина Великая сочинила для внука нравоучительную «Сказку о царевиче Хлоре». Героем ее она сделала юношу, похищенного киргизским ханом-кочевником. Посланный ханом (для «узнания его дарований») на поиски «Розы без шипов» - символа добродетели, царевич Хлор должен был преодолеть тьму препятствий и устоять перед множеством соблазнов. Последним испытанием стало для него восхождение на крутую и кремнистую гору, увенчанную «Храмом Розы без шипов». Благодаря Честности, Правде и Рассудку (сыну Фелицы, дочери киргизского хана) Хлор исполнил повеление хана; великодушный хан отпустил царевича к его отцу... Эта сказка вдохновила Г. Р. Державина на его знаменитую оду «Фелица» (1782), в которой Екатерина Великая была воспета под именем «царевны Киргиз-Кайсацкия орды»:


«ВО ВСЕМ БЛЕСКЕ СВОЕГО БЕЗУМИЯ»

Четверг, 26 Августа 2010 г. 20:15 + в цитатник

В дореволюционной России каждое из сословий имело достаточно высокую степень организации, свою этику, свои неписаные нормы поведения. Отличительной чертой дворянства было то, что самоопределение сословия происходило не путем постепенно складывающихся традиций, идеологического оформления реально уже существующих обычаев; но путем прямо противоположным: настойчивым внедрением в быт и сознание людей неких умозрительных идеалов.

Во второй половине XVIII в. идеологи дворянства провозглашают его культурной элитой общества и соответственно этой роли определяют политические, этические и бытовые нормы, обязательные для достойного представителя своего сословия. Образ идеального дворянина формировался на основе рациональной схемы иерархии социальных и моральных ценностей, т. е. убеждения, что высокому положению человека в обществе должны соответствовать его высокие нравственные качества. Таким образом, почитающиеся общечеловеческими добродетели — храбрость, честность, образованность — объявлялись обязательными качествами дворянина. Идеальный образ обычно проецировался на прошлое

. Постулат о нравственной высоте дворянина постепенно трансформировался в чисто этическое требование: «Кому много дано, с того много и спросится». Но «спрашивали» с дворян по-прежнему настойчиво. Дворянская культурная элита, своими усилиями и своим примером неустанно утверждавшая правило: la noblesse oblige [положение обязывает (фр)], осуществляла своеобразный социальный эксперимент, добиваясь от соотечественников соответствия прекрасным, но умозрительным по своему генезису идеалам. Нормативное воспитание, которое применялось к дворянским детям (т. е. воспитание, ориентированное не столько на индивидуальность ребенка, сколько на желаемый образец), в этой ситуации выглядит не только логичным, но и единственно возможным. Дневники, мемуары, художественная литература представляют нам обширный материал, демонстрирующий, как целой системой требований и правил воспитывались, вырабатывались в дворянском ребенке необходимые качества.


Решающая установка в воспитании дворянского ребенка состояла в том, что его ориентировали не на успех, а на идеал. Быть храбрым, честным, образованным ему следовало не для того, чтобы достичь чего бы то ни было (славы, богатства, высокого чина), а потому что он — дворянин, потому что ему много дано, потому что он должен быть именно таким. (Резкая критика дворянства дворянскими же писателями — Фонвизиным, Пушкиным и др. — обычно направлена на тех дворян, которые не соответствуют этому идеалу, не выполняют своего предназначения.)

Едва ли не главной сословной добродетелью считалась дворянская честь, point d'honneur. В идеале, честь являлась основным законом поведения дворянина, безусловно и безоговорочно преобладающим над любыми другими соображениями, будь это выгода, успех, безопасность или просто рассудительность. Граница между честью и бесчестием порой была чисто условной, доказательством тому являются дуэли, поводом к которым служили лишь светские предрассудки. Но постоянная угроза смертельного поединка накладывала свой отпечаток на весь стиль поведения. Человек должен был привыкнуть отвечать за свои слова; «оскорблять и не драться» (по выражению Пушкина) — являлось пределом низости. Публичное оскорбление неизбежно влекло за собой дуэль, но публичное же извинение делало конфликт исчерпанным. В особенности повышалась цена «честного слова». Нарушить данное слово — значило раз и навсегда погубить свою репутацию, потому поручительство под честное слово было абсолютно надежным. Известны случаи, когда человек, признавая свою непоправимую вину, давал честное слово застрелиться — и выполнял обещание. В этой обстановке повышенной требовательности и — одновременно — подчеркнутого доверия воспитывались и дворянские дети. Ек. Мещерская в своих воспоминаниях рассказывает выразительный в этом отношении случай, когда честного слова ребенка оказалось достаточно, чтобы взрослые мужчины, уже готовые к дуэли, совершенно успокоились»

Если честь являлась основным стимулом, естественно, что ориентиром в поведении человека становились не результаты, а принципы. Сергей Львович Толстой утверждал, что девизом его отца была французская поговорка: «Fais ce que das, advienne que pourra» [«Делай что должно — и будь что будет» (фр.)] . Как известно, Лев Толстой вкладывал в понятие долга свой, подчас неожиданный для общества смысл. Но самая установка: думать об этическом значении поступка, а не о его практических последствиях — традиционна для дворянского кодекса чести. Воспитание, построенное на таких принципах, кажется совершенно безрассудным: оно не только не вооружает человека качествами, необходимыми для преуспевания, но объявляет эти качества постыдными. В самом деле, верность кодексу дворянской чести никак не благоприятствовала успешной карьере ни во времена апофеоза самодержавного бюрократического государства 1830—1840 гг., ни во времена демократических реформ 1860—1870 гг. Следование нормам дворянской этики неизменно приходило в противоречие с государственными установлениями и влекло за собой всякого рода неприятности. Дворянский ребенок, которому в семье внушались традиционные этические нормы, испытывал потрясение, сталкиваясь с невозможностью следовать им в условиях государственного учебного заведения, где он обычно получал первый опыт самостоятельной жизни. Истинный дворянин чувствовал себя между двух огней: законами своего сословия — с одной стороны, и государства — с другой. Яркий пример — та же дуэль, которая была официально запрещена и уголовно наказуема. Согласно известному парадоксу, офицер мог быть изгнан из полка «за дуэль или за отказ». В первом случае он попадал под суд и нес наказание, во втором — офицеры полка предлагали ему подать в отставку.


1.Педагогическое мастерство специалиста культура

Суббота, 21 Августа 2010 г. 09:07 + в цитатник

Вопрос довольно интересный, поскольку однозначного ответа на него дать практически невозможно.

Сразу возникает вопрос причём педагогическое мастерство к специалисту культуры, но если посмотреть немного глубже, то всё становится ясно.

Культура - это инструмент для самообучаемости, самореализации педагога. Культура - это социальный феномен человечества, который пока не разгадан учёными, но в тоже время он обладает огромным потенциалом творчества, благодаря которому педагог становится настоящим волшебником.

Вспомниет себя в детстве, разве не возникало у вас желания быть волшебником?

Естественно, возникало.Только не хватало волшебной палочки, скажите вы.

А я вам отвечу волшебной палочкой является культура, которая, если правильно к ней применить заклинание станет настоящим средством к самореализации.

С точки зрения образования мы можем поставить знак равенства между специалистом культуры и педагогом,. Эта два понятия представляют собой одну цельную структуру, благодаря которой педагого имеет возможность развиваться и обучаться как Человек с большой буквы П.


2.Принципы воспитания

Суббота, 21 Августа 2010 г. 08:52 + в цитатник

Выше был рассмотрен педагогический процесс как таковой и мы уже знаем, что воспитание являются частью процесса педагогического.

Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существует и существовало много систем воспитания. И естественно, характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными.

Современное общество находится в процессе вхождения в информационное общество и закономерно, что нельзя говорить о идентичности принципов воспитания 19 и 21 века.

Предлагаю рассмотреть таблицу.


 

Принцип

Значение

Принцип социальной активности

Целью воспитания является не пассивное усвоение тех или иных норм и ценностей, которые могут быть совершенно «правильными», социально значимыми, но которые для ребенка — пустой звук, голая абстракция, а способность к социальному действию, социальному поступку

Социальное творчество

Действие, которое совершает ребенок, поступок, который он совершает, может быть вынужденным, не осознанным, а может и должен быть актом его свободного выбора, свободного творчества. На этом принципе педагог уже может анализировать личностные качества ребёнка путём наблюдения.

Взаимодействия личности и коллектива

Только коллектив способен проявитть неоходимость свободного волеизъявления, в данном случае коллектив является причиной проя вления творчества ребёнка.

Проблемность

Воспитание начинается с обнаружения ребёнком наличия проблемы и поиска ее решения.

Индивидуализация

Обратная связь в воспитании должна идти от конкретной личности, а не от внешних признаков поведения. Ребенок должен «вписываться» не в наше обобщенное и усредненное, а следовательно объединенное, «эталонное» представление о том, каким он должен быть, а в наше представление о том, каким этот конкретный ребенок как личность мог бы стать.


 


Сущность педагогического процесса

Суббота, 21 Августа 2010 г. 08:50 + в цитатник

Давайте рассматривать этот вопрос с того, что пед процесс как сущность является состоянием Настоящего  человека в течение всей его жизни.Личность, которая находится в состоянии обучения, находися в состоянии педагогического процесса.
Само слово «процессс» в переводе с лат. означает движение вперёд, необходимо сделать акцент, что именно вперёд, не просто находится в процессе, а  именно двигаться вперёд.
Это существенная особеннностьи отличие  педагогического процесса от любого другого.
Также основным свойством, которое отличает его от другиз — является социальная активность участников пед. Процесса и его прогнозируемость.

Социальная составляющая пед процессса  представляет собой взаимодействие участников на уровне социуа, в результате чего полученный соц. опыт становится составляющей качества личности (напрмер  - памяти, внимания , воображения или мышления).разварачивание пед процесса базируется на соц. Основе, поскольку сама суть и реализуемость лежит в плоскосмти общества.

Прогнозирование или целепологание пед процесса — один из важных факторов, который определяет педагогический процесс как научный, поскольку в самом  «движении» нельзя допускать стихийности, она приводит к хаосу.  Если возникновение хаоса в пед процессе не предполагается заранее, тогда этот процесс называется «Адаптация». Например , в школе компьютерного мастерства, которая также является активным участником педагогического процесса и динамической системой, был случай возникновения Хаоса- зима 2009 года - объявление карантина в связи с гриппом. В этот момент все учебные заведения находились  в состоянии адаптации, а не прогнозируемого педагогического действия.
Прогнзирование является свойством процессе педагогического на научном высоком уровне. Поскольку способность к прогнозированию возможна после сформированногго исторического и научного мышления.  Применяя научное прогнозирование, мы можем узнать о том, чего еще нет, заранее теоретически взвесить и рассчитать параметры процесса. Прогнозирование осуществляется по довольно сложным методикам, но затраты на получение прогнозов окупаются, поскольку в этом случае педагоги получают возможность активно вмешиваться в проектирование и ход педагогического процесса, не дожидаясь, пока он окажется малоэффективным или приведет к нежелательным последствиям.


Рассмотрим педагогический процесс как систему. Педагогический процесс - это главная, объединяющая все система. В ней воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания.
Естественно, поскольку пед процесс = это динамическая система, то следует выделить в ней опредённые этапы.
Итак, педагогический процесс состоит из 3 этапов, исходя из оснеовных свойств его, описанных выше:
1.Подготовительный этап
2.Основной
3.Заключительный этап.


Подготовительный этап проявляет свойство целепологания процесса. На этом этапе происходит закладывание осоновных качеств личности, которые будут формироваться, развиваться и воспитываться в ходе всего действия.
Кроме того, педагого или личность уже знает как будут изменены те качества личности, на которые были поставлены цели.
На этом же этапе производится анализ и выбор форм, методов грубо говоря инструментария, с посощью которого будет производится пед процесс.

Основной этап  - этап реализации поставленных целей. Проявляется активно свойство пед. Процесса — социальная активность. На этомй ступеньке участник пед процесса (обратите внимание, как педагог так и ученик, если рассматривать классическим способом) получает колоссальный соц. Опыт, который  благодаря сформированным правильно инструментам переходит в качества личности.
Заключительный этап — этап, на котором необходимо ещё раз  внимательно проанализировать ход и результаты педагогического процесса после его завершения, чтобы в будущем не повторить ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо организованном, процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего. Анализируя - обучаемся. Растет тот педагог, который извлекает пользу из допущенных ошибок.

Итак, мы пришли к выводу, что весь процесс педагогический представляет собой замкнутый круг, который настолько гармонично создан природной способностью человека к обучению, что сам этот процесс не имеет ни начала ни конца  и меет путь, длинною в жизнь, а может и больше...

 


Подготовка учителя к уроку

Среда, 18 Августа 2010 г. 08:38 + в цитатник
Подготовка учителя к уроку складывается из двух органически связанных между собой этапов:
планирование системы уроков по теме и
конкретизации этого планирования применительно к каждому уроку, продумывание и составление планов отдельных уроков.

Тематическое планирование предназначено для определения оптимальных путей реализации образовательной, развивающей и воспитательной функций учебно-воспитательного процесса в системе уроков и внеурочных занятий по данной теме или разделу учебной программы. В эту систему, в зависимости от основной дидактической цели, могут войти как уроки различного типа и вида, так и другие формы организации внеклассной и внеурочной работы учащихся. Успех тематического планирования зависит главным образом от того, насколько четко учитель представляет себе, что должны учащиеся твердо усвоить, с чем познакомиться, что уметь, что знать и т.д. Поэтому тематическое планирование начинается с тщательного изучения учителем учебной программы по предмету, образовательных стандартов, выделения основных воспитательных целей и целей развития учащихся в рамках изучения предмета в целом и в ракурсе решения дидактических задач по данной теме. "Поскольку результаты воспитания и развития учащихся проявляются не сразу после проведения того или иного урока, планировать эти задачи надо на более длительный период, т.е. по курсу в целом (что определено программой), и по целой теме или разделу (что намечает сам учитель, исходя из знания им особенностей учащихся того или иного класса".
План урока — это начало творческого поиска, средство эффективности урока, реализация замысла учителя, фундамент вдохновения и талантливой импровизации. В нем отражается тема урока и класс, в котором он проводится, цель урока с конкретизацией его дидактических задач, краткое содержание материала, изучаемого на уроке, определяются форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся, методы, средства обучения, система заданий и задач, в ходе вы полнения которых успешно будет осуществляться актуализация ранее усвоенных опорных знаний и способов деятельности, формирование новых научных понятий и способов деятельности и их применение в различных ситуациях обучения, контроль и коррекция учебной деятельности учащихся- и их поступательное движение от незнания к знанию, от неумения к умению совершать на этом пути необходимые и достаточные познавательные и практические действия при решении запланированных на уроке учебно-познавательных и практических задач. В плане урока уточняется его структура, определяется примерная дозировка времени на различные виды работы, предусматриваются приемы проверки успешности учения школьников, конкретизируются их фамилии, кого планируется опросить, проверить и т.п.


Дидактика

Среда, 18 Августа 2010 г. 08:30 + в цитатник
Задачи дидактики состоят в том, чтобы:

— описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации;

— разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, новые технологии обучения.

Эти задачи, как уже отмечалось, учитываются в определении предмета дидактики: перед нею обучение выступает как объект изучения и объект конструирования. Обучение выступает для исследователя как объект изучения, когда он осуществляет научно-теоретическую функцию педагогики. В результате исследования он получает знания о том, как протекает процесс обучения, уже реализованный или реализуемый в действительности, каковы его закономерности и в чем состоит его сущность. Иными словами, такие знания отражают педагогическую действительность в том виде, как она есть. Пользуясь философской терминологией, можно сказать, что это знания о сущем: о педагогических фактах (явлениях), о сущности и закономерностях педагогического процесса.
В понятиях, которыми пользуется каждая наука, отражаются накопленные человеческим обществом знания. Все научные понятия делятся на две основные группы: философские и частнонаучные, т.е. специфические для данной науки. Кроме того, появилась необходимость выделения особой группы понятий — общенаучных. Дидактика пользуется понятиями, принадлежащими всем этим группам.
Философские категории, отражающие наиболее общие черты и связи, стороны и свойства действительности, помогают понять и отобразить закономерности и тенденции развития самой дидактики и той части действительности, которую она изучает. Нельзя, например, рассуждать о теории обучения, не пользуясь словами "сущность" и "явление". Как и во всех частных науках, их применение в исследовательской работе реализует методологическую функцию философии. К числу таких категорий относятся: "связь", "общее и единичное", "противоречие", "причина и следствие", "возможность и действительность", "качество и количество", "бытие", "сознание", "практика" и др.

Дидактика как одна из педагогических научных дисциплин пользуется общими понятиями педагогики: "педагогика", "воспитание", "педагогическая деятельность", "педагогическая действительность" и т.д.

Кроме того, имеется группа специфических понятий дидактики. К ним относятся: "преподавание и учение", "учебный предмет", "учебный материал", "учебная ситуация", "метод обучения", "прием обучения", "учитель", "ученик", "урок" и др. Все эти понятия находятся во взаимосвязи, они подвижны и гибки, как те явления действительности, которые в них отражаются. Их содержание обогащается по мере развития науки.

Известно, что в современной науке наряду с дифференциацией наук усилились и интеграционные процессы. Процесс сближения наук, применение комплексного подхода вызвали появление понятий, общих для многих частных наук, но отличающихся от философских категорий. Широко применяются такие понятия и в дидактике, одной из функций которой является объединение усилий разных научных дисциплин в научном обосновании обучения. Вряд ли можно в наше время, проводя фундаментальное дидактическое исследование, обойтись без таких общенаучных понятий, как "система", структура", "функция", "элемент", "оптимальность", "состояние", "организация", "формализация" и др.

Наконец, в дидактических исследованиях можно выделить и понятия, заимствованные у смежных наук: психологии ("восприятие", "усвоение", "умственное развитие", "запоминание", "умения", "навыки"), кибернетики ("обратная связь", "динамическая система").

Тип мышления

Четверг, 05 Августа 2010 г. 13:57 + в цитатник
Интересным результатом закончился тест на тип мышления.
ну, можно и так сказать, филологическое образование даёт о себе знать.
Результаты:
Тип мышления Подходит
Предметно-действенное 37.5 %
Абстрактно-символическое 12.5 %
Словесно-логическое 100 %
Наглядно-образное 100 %
Креативность (творческое) 25 %

Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. вербалис - словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.

Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет - художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.

Опять же тест всё-таки имеет идеалисический характер, тоесть какую-то общую картину он показывает, но я советую, не доверять однозначно тесту, каждый человек внутренне чувствует насколько цифры соответствуют реальности.

приведу на своём примере:
Я знаю, что я не обладаю наглядно-образным мышлением 100%, поскольку наглядно-образное мышление должно иметь какое-то проявление, , у меня нет проявление в области графики, хотя с другой стороны, может оно действительно есть, только необходимо работать над его проявлением.

Ми з вами живемо в справжній державі, давайте будемо пишатимося нею!!!!

Среда, 04 Августа 2010 г. 22:02 + в цитатник
Ніколи вас не турбувала думка, що все, чим ми володіємо, це природа...



Сегодня нашла интересную ссылку очень интересно узнать, что такое понятие как внешняя речь - это действительно феномен...

Среда, 04 Августа 2010 г. 17:24 + в цитатник
Человек, который владеет искусством речи - по своей природе гений, потогму что если вы прочитаете вот это http://www.psylib.ukrweb.net/books/vekkl01/txt21.htm, тогда вы всё поймёте и согласитесь со мной

Метки:  

Дневник Viknews

Вторник, 27 Июля 2010 г. 10:35 + в цитатник
Попробую открыть для себя что-то новое и в себе для других...


Поиск сообщений в Viknews
Страницы: [1] Календарь