Наверное, у каждого из вас в детстве были эти книжки - тоненькие, гаденькие, с картинками зверушек и природы.
Внутри этих "произведений" содержались Рассказы О Животных. Из авторов в голову лезет только Бианки. Внутри - что-то вроде этого (Произносится с интонацией Дроздова): "Как хорошо пройтись по весеннему лесу после дождя! Природа радуется лучикам солнца, Паучки плетут паутинку.. Чу! Что же это за звук? Это поёт, притаившись в ветвях, маленькая птичка - щур."
Наткнувшись во время генеральной уборки на одну такую книжку, птичка Щур настолько запала в наши с мамой сердца, что вскре имя это стало нарицательным.
Сначала книги: выбрасывалось всё нещадно. В две кучи: щур - налево, не-щур - направо. Карманный атлас Москвы времён молодости бабушки? Щур. Собрание сочинений Толстого? Не Щур. Морально устаревшие учебники, путеводители, сомнительные книги сомнительных авторов - Щур, Щур, и ещё раз Щур. Таким образом отфильтровывались достойные книги. Что характерно, груда со щурами была раза в два больше того, что осталось.
В дальнейшем понятие "Щур" пробралось и в повседневную жизнь, применимое не только к книгам, но и к вещам из серии "никому никуда не упёрлось, а выбросить жалко - вдруг пригодится".
О, эти три волшебные буквы!! Стоило только сказать: "Зачем нам это? Натуральный Щур!" и вещь с позором отчаливала на помойку/в библиотеку/в детский дом/к соседям-барахольщикам.
Самая моя заветная мечта на сегодняшний день - ввести в семье Религию Щура. Потому что и ходить далеко не надо: залежи журналов- Щур, ковёр на стене - Щур, книжка "породы собак - 1992", как и "воспитание ежиков в домашних условиях", "Виталий Пупкин: Избранные произведения", "Ямало-Ненецкий Автономный Округ в современной жизни(1979год)"и "Мемуары Ильича" - это всё Щур. И щурятся они самым что ни на есть Щурским прищуром со всех полок, из ящиков, с антресолей, и посмеиваются тихонько. Потому что некому дать отпор этой ни в чём не повинной маленькой птичке поющей, затаившись в ветвях, после дождя.
Оглянитесь вокруг. Щур вокруг вас. Ещё немного, и вы сами станете Щуром. Так ведь?

П.С. На самом деле, про Щура писал Чарушин, и выглядело это всё повеселее, чем унылые расказы о весеннем дожде в лесу, но суть от этого не меняется.