-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Viatcheslav-v

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.05.2010
Записей: 3
Комментариев: 1
Написано: 24


Моя Казань

Четверг, 26 Декабря 2013 г. 14:22 + в цитатник

 

   


      Выйдя на пенсию, я занялся своей генеалогией. Собственно, я знал, что дед родился в Казани, и его родителями были Ванновский Андрей Иванович, Лютеранского вероисповедания, и Мария Федоровна, Православного вероисповедания. На мои запросы, Национальный архив республики Татарстан (НАРТ) по прадеду послал меня в Курляндию, а по прабабушке пригласил в Казань, в большую и известную семью старожилов Казани, потомственных почетных граждан, Котеловых. 
     Сам я коренной Петербуржец, по роду своей работы объездил десятки городов Советского Союза, но в Казани не был. Собрав доступные на расстоянии сведения о Казани и Котеловых, для более полного восприятия истоков рода, я приехал в Казань. Три дня я провел в НАРТ, и три дня гулял по городу.
     Котеловы появились в окрестностях Казани, Ягодной поляне, сразу после завоевания ее Иваном Грозным. Были они сначала монастырскими крестьянами Зилантова монастыря, потом пошли по кожевенному делу, завели свои производства и стали купцами и заводчиками. Котеловы много занимались благотворительностью и поэтому все члены этой семьи в 1833 г., одними из первых в Казани, стали почетными потомственными гражданами. Об этом роде написано в книгах Н.Агафонова, Казань и казанцы. 1906-1907 г.г. и новой книге Л. Девятых, Из истории Казанского купечества.
     Первое, что я сделал, это отыскал дом Котеловых на ул. Гладилова (б. Архангельской). Он построен в 1833 по проекту архитектора П.Г. Пятницкого, является памятником истории и архитектуры, объектом культурного наследия федерального значения.
Первый этаж дома сложен из кирпича, два верхних этажа - деревянные.
     Основные габариты здания в плане: 28 х 29,5 м.
     Дом представляет собой хороший образец провинциальной архитектуры периода позднего классицизма.
     Дом находился на территории кожевенного завода, между заводскими корпусами. В 1860 г., после смерти Ивана Николаевича Котелова, завод был продан Ивану Алафузову, а Котеловы постепенно отошли от заводского производства.

      

 


Снаружи дом выглядит весьма печально, но внутри довольно сносно. Я был только на втором этаже. Представить прежнее состояние сложно, т.к. там заводоуправление, кабинеты.. Полы – паркет. Потолки нормальные. Больших комнат только 2, одна из них – актовый зал.



Поразила старинная дверь в кабинете директора.



      Следующий объект – Свято-Введенский Кизический монастырь. Там, в Некрополе, был похоронен мой прямой предок, Иван Николаевич Котелов. По данным НАРТ он с 1818 г. по 1821 г. служил бургомистром, с 1833 г. по 1836 г. был общественным депутатом, с 1839 г. по 1849 г. – депутатом торговли, с 1850 г. по 1851 г.- 2-й гильдии заседателем в гражданской палате
      В ряду других захоронений многих известных особ имелась могила : 
37. Котелов Иван Николаевич (1789 - 7 января 1860), купец I-й гильдии, владелец кожевенного завода в Ягодной слободе. Благодетель монастыря.
      Кизический Введенский монастырь – действующий мужской монастырь на территории Казани. Он существует с 1688г. и создан в честь девяти святых мучеников из города Кизика, имеющих дар исцелять от трясавичной болезни.
     Таким монастырь был

       В 1918 году обитель была закрыта, монахи изгнаны. Монастырь подвергся разорению. В 1930 году были разрушены основные постройки монастыря, а оставшиеся помещения переданы в ведение Красной армии. Позднее в них расположился военный комиссариат района, складские помещения, гаражи.
      Возрождение духовной жизни Кизического монастыря началось в 2001 году. В 2006 году сохранившиеся строения были полностью освобождены и возвращены Казанской епархии. В монастыре проводятся реконструкционно-востановительные работы. 
Сейчас идет восстановление 
 
 

 

        Трапезная


        Некрополь был полностью разрушен, часть его оказалась за территорией монастыря. Удалось сохранить только могилу казанского губернатора графа Толстого.
       В монастыре я встретился с игуменом Мефодием и известным исследователем монастырей Анатолием Михайловичем Елдашевым, автором труда о Некрополе Свято-Введенского Кизического монастыря. Разговор шел о постепенном восстановлении надгробий с участием потомков, чьи предки здесь похоронены. Здесь были похоронены многие известные люди города – градоначальники, ученые, просветители, духовенство, офицеры, купцы, врачи, всего три тысячи человек. Думаю, что при правильной организации, немало потомков могло бы принять участие в восстановлении памяти своих предков.
      После беседы меня угостили в трапезной постным монастырским обедом. На первое суп из крапивы, на второе тюря из картофельного пюре с добавкой овощей, и на третье великолепный кисель, который я пил только в детстве и в армии. Ничего, все съел и нормально насытился.
      Дальше я пошел по местам, откуда начинались Котеловы – через Ягодную слободу к Зилантову монастырю. Название «Ягодная слобода» сегодня условно, у меня не было поводырей, поэтому просто побродил по окрестным улочкам. Но нигде не увидел ни могучих дубов и вязов, ни ягод и орехов. Все серо и буднично. И на всем пути – ни одной скамейки.
      Монастырь на Зилантовой горе основан в Казани в 1552 году. Первоначально он находился около братской могилы русских воинов, павших при взятии Казани. Но это место почти каждый год в половодье заливалось водой и в 1559 году монастырь перенесли на Зилантову гору. 
     Соборный Успенский храм построен в 1625 г. А на месте братской могилы построили деревянную часовню, простоявшую до создания каменной церкви Спаса Нерукотворного в 1823 г. Ежегодно 15 октября от Зилантова монастыря проходил крестный ход к храму. 
     В 1918 году десять монахов Зилантова монастыря во главе с архимандритом были расстреляны без суда и следствия по неясному обвинению в обстреле красногвардейцев. Некоторое время монастырь был бездействующим, но вскоре на его основе была образована православная община. Община просуществовала до 1928 года, а затем была ликвидирована. Кладбище монастыря, имевшее погребения именитых граждан, уничтожено в 30-е годы.
     Ансамбль на самой Зилантовой горе был почти стерт с лица земли (кроме Всехсвятской церкви — 1681 г., перестроена и приобрела современный вид в 1890-е гг., и Настоятельского корпуса — 1808). 
     В 1929 г. монастырь был закрыт. В 1956 г. из-за строительства Куйбышевского водохранилища церковь Спаса Нерукотворного оказалась на острове. 
Монастырь возрождается с 1998 г. В 2003 году к храму проложена дамба.
     Сейчас Монастырь полностью восстановлен и возрожден как женский. В настоящее время в обители 9 насельниц.

  

      Безусловной достопримечательностью Казани является памятник воинам, павшим при взятии Казани. Его осматривали почти все императоры, посещавшие Казань. Попечение над памятником обеспечивали купцы Котелов и Крупенников. Я тоже прошел до памятника, но он был закрыт, и, судя по всему, давно.


       Александр 1 любовался от памятника видом на Кремль. Вид и сейчас прекрасен. А вот купола Зилантова монастыря видны только сквозь высоковольтную опору.
      Далее дорога привела меня в Кремль. Здесь все уже описано и сказано, добавить нечего. В отличие от других моноконфесионных Кремлей, здесь симбиоз двух религий. И даже трех, если смотреть с ул. Карла Маркса, видно одновременно православный крест, мусульманский полумесяц и атеистическую звезду, отрицающую наличие самого предмета поклонения для всех религий.
      Прогулялся в 2-х часовой экскурсии по Казани. Сама экскурсия интересна, вопрос в том, почему их так мало в таком старинном, насыщенном историей, городе. 2 в субботу и 2 в воскресенье. И не автобус, а микроавтобус, в котором на призыв экскурсовода посмотреть направо и налево видишь только головы соседей справа и слева. Может, турагентства пытаются сэкономить, но получается недобор. В Москве и Питере на главных улицах и вокзалах стоят зазывалы с мегафонами и предлагают экскурсии прямо с этого места и возвратом сюда же. Во все дни недели с утра до вечера. У многих, приехавших по делам, остается свободное время и они охотно проведут его, сидя в автобусе и впитывая культуру города. А город, в свою очередь, будет впитывать их денежки. Тем более что в Казани скамейки отсутствуют везде, кроме ул. Баумана и парков.
      Пошел по ул. К. Маркса (Покровской). На ней проживала семья сына Ивана Николаевича, Федора Ивановича Котелова, в том числе дочь, Мария Федоровна, моя прабабушка.  

      У дома 26 начинаю решать 2-ю задачу моего приезда в Казань- поиск сведений о прадеде, Ванновском Генрихе (Андрее) Ивановиче.
       Он родился в 1846 г. в Курляндии (Латвии), был сыном хозяина хутора, учился в реальном училище в Митаве (Елгаве), получил специальность телеграфиста и дальше работал по телеграфному ведомству. 
Начал с Динабурского (Даугавпилс) отделения первой в России телеграфной линии Варшава-Санкт-Петербург, затем был переведен телеграфным ведомством сначала на стажировку в Пруссию, а 31 декабря 1871 г. в Казань. В Казани он работал на телеграфной станции, и часто выезжал в длительные командировки (от нескольких месяцев до 1-2 лет) на Екатеринбургскую, Центральную Московскую, Одесскую, Уфимскую телеграфные станции. Цель командировок – «усиление личного состава».
       Он проработал на телеграфе 50 лет, из них в Казани почти 45 лет, до 1915 г. Вырос в должности до помощника начальника Казанской телеграфной станции (с 1906 по 1915 г.), коллежского советника. Награжден орденами: Св. Станислава 3 и 2 степени, Св. Анны 3 и 2 степени, Св. Владимира 4 ст., бронзовой медалью на Александровской ленте в память священного коронования в мае 1883 г. и серебряной медалью для ношения на груди на ленте Св. Александра Невского в память царствования Александра 3
      Генрих был лютеранином и жил на территории Евангелической Лютеранской церкви Св. Екатерины на Покровской ул., ходил на работу на телеграф (ул. Кремлевская), так что, не удивительно, что Генрих встретился с Марией. 
     Бракосочетались они в Варваринской церкви, расположенной в самом конце ул. Покровской, в 1878 г.
     Первая Лютеранская церковь (Кирха) появляется в Казани при Петре I. В 1863 году по проекту архитектора Л. К. Хрщоновича в стиле эклектики на улице Покровской, было выстроено каменное здание лютеранской церкви Святой Екатерины, сохранившееся до наших дней. К церкви прилегал двор с садом и тремя каменными домами, в одном из которых находилась квартира пастора. Общине принадлежало также лютеранское кладбище на Арском поле с часовней и сторожкой.
      В 1929 году постановлением ТатЦИКа церковь была закрыта.
      Новым хозяином церковных помещений стал НКВД ТАССР, затем МГБ, МВД и т. д. Собственно, хозяин оставался один и тот же, менялись лишь названия органов внутренних дел в ходе их реорганизации. Бывший молельный зал (Kirchenschiff) был превращён со временем в спортивный зал общества «Динамо». Все строения вокруг основного церковного здания были снесены либо стали частью пристроенных к зданию помещений клуба (культурного центра) МВД ТАССР (с декабря 1991 года – Республики Татарстан). Клубные помещения органов внутренних дел республики слились со старинным зданием кирхи в единый архитектурный ансамбль, охватив его плотным полукольцом.
      11 декабря 1996 года, наряду с увековечением памяти знаменитого культуртрегера, врача, этнографа, учёного-естествоиспытателя, профессора и одного из первых ректоров Казанского университета Карла Фукса, состоялась торжественная церемония вручения мэром Казани Камилем Исхаковым символического ключа от старинного здания лютеранской кирхи Епископу Евангелическо-лютеранской церкви Европейской части России Зигфриду Шпрингеру.
Общая площадь переданных лютеранской общине в бессрочное безвозмездное пользование помещений составила 872,6 кв. метра. К 1996 году – после долгих лет эксплуатации – здание кирхи приобрело очень неприглядный вид и находилось в полуразрушенном расстоянии. Объём уже начатых работ по реставрации и ремонту церковных помещений огромен. Часть внутренних помещений в здании к настоящему времени уже восстановлена, к 1000-летию Казани отреставрированы крыша и фасад здания. 

   

      Я впервые в жизни посетил службу в Лютеранской церкви. Молельный зал находился на реставрации, поэтому служба проходила в небольшом помещении. В отличие от православных соборов, поражающих богатством и пышностью, все было очень скромно: пианино, кафедра для проповедника и стол, на котором установлен крест с распятием и 2 свечи. На стульях лежат программы службы и библии с закладками нужных страниц. Прихожане не просто слушают проповедника, но и участвуют вместе с ним, распевая отмеченный текст на русском и немецком языках.
      Как и в православных храмах в России, никакой информации о прихожанах за дореволюционный период в Лютеранской кирхе не сохранилось.
Кстати, этим Россия очень отличается от Прибалтийских государств. Там церковные книги не только сохранены, но и оцифрованы, и их можно пролистать не выходя из дома, через Интернет.
       Дальше по Покровской улице Варваринская Церковь.
      Точная дата постройки Варваринской церкви не известна. Храм был возведен в конце 18 века, в то время, когда вся Казань отстраивалась после пугачевского разорения. По преданию она была перестроена в 1779-80 гг. из загородного дома казанского вице-губернатора Кудрявцева. В 1880-х гг. в ней в церковном хоре пел Федор Иванович Шаляпин. Как она выглядела в то время, я не знаю.
     В 1901-07 гг. по проекту казанского епархиального архитектора Федора Николаевича Малиновского на средства собранные прихожанами был построен новый храм в русском стиле, включавший отдельные фрагменты старого храма 18 века, в частности нижние ярусы колокольни.
      В 1929 году в газете «Красная Татария» появилась статья «Очаг мракобесия в районе трех вузов», с призывом к скорейшему закрытию храма, расположенному рядом с Пединститутом и Сельхозакадемией. 
Старинную храмовую икону св. Варвары, и образ Жен Мироносиц из одноименного придела верующим удалось сохранить.
В советское время в храме размещались клуб рабочих трамвайного парка, кинематограф, протезная мастерская, лаборатория Казанского технологического института, корпус которого расположен неподалеку. В 1994 году храм вернули Церкви. Тяжелое оборудование лаборатории было вмонтировано так, что после его выноса пришлось капитально ремонтировать пол и часть фундамента. Были восстановлены купола и кресты, обустроен интерьер храма.
  

      У Генриха и Марии родились дочь Мария и сын Виктор, мой дед. 
     Крестили Виктора в Воскресенском соборе, который находился на месте нынешнего химфака КГУ.
      Виктор учился во 2-й гимназии, затем 2 года на медицинском факультете Императорского Казанского университета. А потом перевелся в Санкт-Петербург, в Императорскую Военно-Медицинскую Академию. Будучи студентом, он участвовал в обороне Порт-Артура в 1904 г. http://community.livejournal.com/history_and_geo/
 
      Если присовокупить родственников, связанных узами брака с детьми Ивана Николаевича Котелова, то можно расширить перечень объектов "моей Казани"
      Так, один из сыновей  Ивана Николаевича Котелова,  Алексей Иванович(1835) был женат на Анне Яковлевне Парамоновой, дочери купца и кожевенного заводчика в Подлужной.
Нынешние городские власти составили список первых домов, которые нужно отреставрировать до 2013 года. В него попал и дом Парамонова на улице Пушкина, где когда-то была публичная библиотека, которую посещал Ленин, еще будучи Ульяновым.

 

Одна из дочерей, Прасковья Ивановна (1823 – 1864), была замужем за Казанским купцом Иваном Герасимовичем Докучаевым. 
Дом купца Докучаева построен в 1851 г. архитектором И.Бессоновым, в 1902 г. реконструирован архитектором К.Олешкевичем. Помимо магазина самого Докучаева, в здании находились кондитерский магазин Триантофилиди и магазин Тутурова, вывеску которого мы видим на фотографии.
Вид на Проломную со стороны Рыбнорядской площади. Справа дом купца Докучаева.

  ] 

    Помимо жилого дома на Проломной было у Докучаева три флигеля и различные вспомогательные службы. Один из флигелей из красного кирпича сохранился до наших дней - на улице Профсоюзной. А двухэтажный жилой дом, где в советское время был размещен и долгие годы находился магазин "Спорттовары", не дожил всего лишь год до своего 150-летия. Теперь на этом месте воздвигнуто современное трехэтажное здание магазина "ГУМ".
       Другая дочь, Ольга Ивановна, (Умерла в 1907 г.) была замужем за известным казанским купцом Василием Николаевичем Унжениным. 
      Двухэтажный каменный дом Унжениных, построеннй прямо напротив Церкви на Воздвиженской улице, перестроенный архитектором Петонди, расположен ныне по адресу К. Маркса, 13.

                                               

Род Унжениных, представители которого сменяли один другого на должности старосты Петропавловского собора, благоукрашал и, когда необходимо, реставрировал собор на протяжении почти всего XIX века. Так, на их средства собор был отреставрирован после пожара 1824 г.
Внучка Ивана Николаевича, родная сестра моей прабабушки, Вера Федоровна, вышла замуж за Казанского купца, сына бывшего городского головы и козлового заводчика в Адмиралтейской слободе Константина Павловича Прибыткова.
Дом его брата, Михаила Павловича Прибыткова является памятником истории и архитектуры, объектом культурного наследия местного значения.
Поставлен на охрану постановлением Кабинета Министров РТ № 384 от 10.06.2009 г. 
Но его адреса я не знаю и фото не нашел.
Благотворительностью отличался их отец, Павел Александрович Прибытков.
Храм положения Ризы Господней (с. Тихий Плес) построен в основном на средства казанского купца Павла Александровича Прибыткова (ум. 1883), откликнувшегося на просьбу прихожан, не имевших средств даже на ремонт ветхой деревянной церкви, построенной в 1779 г. Прибытков был и заказчиком проекта, и организатором строительства. Кирпич для храма пожертвовал свияжский купец Федор Тихонович Каменев.
Крупный двусветный храм с высокой четырехъярусной колокольней. В эклектичной, но очень впечатляющей отделке присутствуют элементы древнерусского зодчества, барокко, позднего классицизма. 
 Уменьшено до 90%
Прикрепленное изображение
1000 x 656 (55,9 килобайт)

Перед поездкой я нашел телефоны Котеловых, проживающих в Казани, всего 13. Дозвонился до пятерых. Никто из них не знал о предках, да и не интересовался. А ведь именно память о прошлом позволяет продолжить неразрывную связь с будущим.


Сам город, особенно его центральная часть, очень красив и своеобразен. Уникальное сочетание двух мирно существующих религий.
Впечатления о Казани остались самые приятные. 

   


   


   

Вид из окна гостиницы «Булак» на озеро Нижний Кабан

 

Везде встречавшиеся люди проявляли доброжелательность и отзывчивость. Даже на Льнокомбинате, который переживает сложные времена, руководство пошло мне навстречу и позволило побывать в доме Котелова. 
Очень квалифицированно отнеслись к моим вопросам в НАРТ и оперативно предоставили запрашиваемую информацию. Особая благодарность Ляле Заудатовне Хасаншиной. Эта хрупкая на вид женщина ежедневно приносила полупудовые фолианты. Супер профессионал. 
Как Петербуржец, выросший из Казанских корней, хочу сказать спасибо и передать наилучшие пожелания все Казанцам.

 

В. В.
--------------------

 
 
 

 


Метки:  

Прогулка от Смольного к Таврическому

Воскресенье, 10 Февраля 2013 г. 18:14 + в цитатник

Здравствуйте.

Приглашаю Вас на пешеходную прогулку по Петербургу от Смольного к Таврическому дворцу. Поговорим о его прошлом и настоящем.

Начало экскурсии - Смольный монастырь
[url]http://www.youtube.com/watch?v=owOSjoZnD9I[/url

   

 

Внутри собора

http://www.youtube.com/watch?v=pGPNbaNLY98

Значок видео

Вид с колокольни
http://www.youtube.com/watch?v=z4O264YEqC4

 


Александровский институт

http://www.youtube.com/watch?v=lUowDTOhlaQ

Площадь Пролетарской диктатуры
http://www.youtube.com/watch?v=9mR0_qjvp8A


Смольный институт
http://www.youtube.com/watch?v=uMcqKpWYUqw


Суворовский - Одесская, музей фонарей
http://www.youtube.com/watch?v=h5OjXmGzNus


Очаковская - подворье иониток
http://www.youtube.com/watch?v=d0ChQ2Ya4PM


Кавалергадская - Тверская, Древлеправославная поморская церковь
http://www.youtube.com/watch?v=eR1JZy3M49E


Тверская - Таврическая, Ивановская башня
http://www.youtube.com/watch?v=JlclQtSGVRY


Таврический дворец - Водоканал
http://www.youtube.com/watch?v=4_f8KEmB1O4


Шпалерная - Брусилов и Дзержинский
http://www.youtube.com/watch?v=S9E4nvRyb9Q


Кикины палаты, финиш
http://www.youtube.com/watch?v=oDlnV-HuVw8


Метки:  


Процитировано 1 раз

История государства Российского через призму моей фамилии

Пятница, 03 Декабря 2010 г. 22:28 + в цитатник

                                              ВАННОВСКИЕ.

        

        Моя фамилия – Ванновский – очень редкая. Когда я попытался в справочном бюро найти однофамильцев, то оказалось, что в Ленинграде их нет. Т.к.  в 60е годы не было не только Интернета, но и практически доступа в архивы, о своих однофамильцах я узнавал случайно..

        Основой поиска, печкой, от которой я отталкивался, была метрика моего деда, Ванновского Виктора Андреевича.

        Впервые свою фамилию я увидел в Третьяковской галерее -

П.Федотов, портрет штабс-капитана Ванновского.




 

            Затем в Русском музее я увидел картину И.Е.Репина: Заседание Государственного Совета и в перечне членов Совета -  П.С.Ванновского.


 

 

 


 

Это был Петр.Семенович Ванновский, военный министр при Александре111 и министр просвещения при Николае11. Он проводил самую суровую дисциплину в армии, был реакционером и защитником самодержавия. 

          П.С. Ванновский происходил из шляхетского рода Минской губернии, был сыном учителя Французского языка в 1-й Киевской гимназии, Семена Ивановича Ванновского.

          Сведения о нем и его реформах в армии, в высшей и средней школе  есть в Интернете.

http://www.rulex.ru/01030039.htm

У него было трое детей: сыновья Борис и Сергей и дочь Анна.

Борис Петрович - генерал от кавалерии, командир 4-й кавалерийской  дивизии. Погиб в 1917 г.

Сергей Петрович - генерал-майор, командир 3-й кавалерийской бригады, погиб в 1914 г. в бою под Львовом.

 


 

            Позже, когда я был в командировке в Минске, в 6-м часу вечера, ожидая поезда, я набрел на домик на берегу реки Свислочь, в котором оказался музей 1-го съезда РСДРП. И, неожиданно, среди делегатов съезда увидел А.А. Ванновского


 

           

Делегаты I съезда РСДРП

С.И. Радченко, Б.Л. Эйдельман, А.А. Ванновский,

П.Л Тучапский, Н.А. Вигдорчик, К.А. Петрусевич,

А. Мутник, А.И. Кремер, Ш. Кац

 

Сотрудников и экскурсоводов уже не было, а служительница в зале сказала, что его зовут Александр,а отчества она не знает. На вопрос, был ли у Александра брат Виктор, она ответила утвердительно.

www.pseudology.org/Menshevik/RSDRP.htm

            Как оказалось, Ванновский Александр Алексеевич родился в 1874 в семье военного (майора). окончил 3-й Московский кадетский корпус и Киевское юнкерское пехотное училище. В 1897 г. оставил военную службу и поступил в Московское техническое училище. где включился в работу Московского Союза за освобождение рабочего класса, возглавляемого его братом Виктором.

        В 1897—98, будучи членом комитета Московского "Союза борьбы", вел пропаганду среди рабочих. Являлся делегатом "Союза " на I -м организационном съезде РСДРП (1898)  от Москвы. 

             В том же году был арестован и, просидев в тюрьме больше года, выслан под особый надзор полиции в Воронеж (1899), а в 1900 сослан в Вологодскую губ. на 3 года. В Вологде Александр Алексеевич познакомился с Н.А.Бердяевым, отбывавшим там ссылку. 

           В 1903, живя в Пскове под именем "И. И. Лузина", работал над изданием нелегальной литературы, потом продолжал ту же работу в Ярославле, где был арестован и привлечен по делу "Северного комитета РСДРП" и его типографии. Поэтому же делу проходила и его жена Вера Владимировна. 

       В 1905, будучи офицером, работал в московской и киевской боевых с.-д. организациях, входил в боевую группу при ЦК РСДРП(б). Принимал активное участие в военном восстании в Киеве, после которого бежал. Написал брошюру "Тактика уличного боя". 

        В 1912 г. А.А. Ванновский вышел из партии и занялся углубленным изучением проблем христианства, в частности истории земной жизни Иисуса Христа. Он бывал в доме Бердяева и Л.И. Бердяева называла его "Паладином Христа". В 1918 г. он уехал в Японию, где занимался преподавательской деятельностью и был даже ректором 2-х университетов.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Ванновский,_Александр_Алексеевич

        Но главным в революционном движении был его старший брат Виктор. В 1897—98 он являлся главным инициатором и руководителем московского "Союза борьбы". В 1898 его арестовали, и поэтому он поручил поездку на организационный съезд социал-демократических организаций в Минске своему брату Александру, снабдив его подробными инструкциями. 

        В 1900 Виктора выслали в Акмолинскую обл. на 6 лет; оттуда он скрылся (1902).

             В 1904 работал, будучи нелегальным, в с.-д. организациях Екатеринослава и Ярославля; дважды был арестован. В 1905—06 работал в Екатеринославском комитете РСДРП, в 1907 — в Нижн. Новгороде. До 1914 находился в сибирской ссылке (Ялуторовск). Остался по окончании срока ссылки в Сибири, где занимался адвокатской деятельностью.

          У них была сестра Ольга Алексеевна Ванновская (1875-1923). В 1900 г. она из Подмосковья отправилась в Сибирь к политическому ссыльному – своему брату Виктору ,  чтобы морально и материально поддерживать брата, отбывавшего срок ссылки в Омске. О.А. Ванновская, имевшая музыкальное образование, работала в газете "Степной край" г. Омска и была компетентным музыкальным критиком.

        Между прочим ее брат Виктор печатал из Омска свои корреспонденции в Ленинской “Искре” в Женеве. А когда Виктор Ванновский из Омска бежал за границу из ссылки, “Искра” напечатала об этом статью.

        Вот что меня здесь удивляет. Я был уже взрослым человеком, учился в техникуме и институте, дважды изучал краткий курс истории ВКП(б), но очень мало знал об этом 1-м съезде и ничего не знал о его делегатах. Вся история начиналась со 2-го съезда, участие в котором принимал Ленин.

        Ладно, история дама податливая, особенно под сильными кавалерами, которые её многократно переписывают. Но как быть с математикой? Ведь любой счет начинается с единицы, а любая дорога с ПЕРВАГА шага.

        Еще одной замечательной личностью является Ванновский Глеб Максимилианович (5.3.1862 -17.10.1943).  С 17.4.1900 военный агент в Японии, оставался на этом посту до начала рус.-японской войны 1904-05. Участник Китайской кампании 1900-01 и рус.-японской войны 1904-05, за боевые отличия награжден золотым оружием (1907).. При мобилизации 19.7.1914 назначен командующим 5-й Донской казачьей дивизией, во главе которой провел почти всю войну.

        Поддержал выступление ген. Л.Г. Корнилова, за что был арестован и некоторое время содержался в Быховской тюрьме.


 

1.Л.Г.Корнилов    2.А.И.Деникин   3.Г.М.Ванновский  

 

После революции уехал в эмиграцию. Похоронен во Франции в Каннах. В фильме «Бег» эпизоды с генералом Чернота в Париже списаны с Глеба Максимилиановича.

        Все эти фигуры очень характерны для своего времени. Но ни один из этих Ванновских не является моим родственником.Однако, думаю, Вы со мной согласитесь, что все они, слева и справа, внесли весомый вклад в историю Государства Российского. 

Серия сообщений "История государства Российского через призму семьи":
Часть 1 - История государства Российского через призму моей фамилии


Метки:  

Поиск сообщений в Viatcheslav-v
Страницы: [1] Календарь