-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в UZNIK_SOV

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.08.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 914


Урбанисты и футорологи пророчат города-сады

Четверг, 11 Августа 2016 г. 13:14 + в цитатник
134534584637gorod_0012 (700x378, 65Kb)

50 оттенков будущего. Урбанисты и футорологи пророчат города-сады

Утопии и антиутопии, небесные города и водные колонии — футурология, наверное, лучшая из наук. Кажется, весь необходимый научный инструментарий — фантазия. Выдумываешь какую-нибудь концепцию и дополняпешь всякими вкусными деталями вроде умных домов и вечных двигателей. Но почему-то иногда концепции футурологов реализуются с пугающей точностью. Вот лишь несколько возможных сценариев, которые могут реализоваться в ближайшем будущем.

Есть такая международная конференция TED, на которой учёные общественные деятели, бизнесмены рассказывают, над чем они работают, чего ждут и чего хотят добиться. Все они в той или иной степени футурологи, потому что то, что делают эти люди напрямую меняют будущее. В своё время на одной из таких конференций выступали создатели интернета, идеологи Википедии и другие причастные к цифровой революции.

Немало внимания уделяют на выступлениях городам, потому что население их постоянно растёт, и существует вероятность, что к середине 21 века уже 80% населения нашей планеты будет горожанами. По крайней мере так считает выступивший на одной из последних конференций TED эколог, писатель и футуролог Стюард Брэнд, по данным которого «еженедельно 1,3 миллиона человек в поисках перспектив переселяются в города — и так уже десятки лет, из года в год».

Что интересно и необычно для подобных рассуждений, Брэнд не считает такое положение дел плохим. Вкратце идея футуролога и его взгляд на будущее городов такой: больше половины населения Земли живут в городах. Но это неплохо, потому что они уезжают из деревень и перестают там гадить. Большая часть горожан живут в трущобах, но это неплохо, потому что в трущобах кипит жизнь, и люди там готовы развиваться.

«Сначала они крадут для себя инфраструктуру. Кабельное телевидение, водоснабжение, весь спектр услуг — все крадется. Но со временем уровень жизни повышается. Трущобы отнюдь не препятствуют благосостоянию, они постепенно создают его. В таком городе, как Мумбаи, который наполовину состоит из трущоб, производится 1/6 часть ВВП Индии», — рассказывает Брэнд.

Концепция футуролога — необратимое расширение городов: люди будут всё прибывать и прибывать. Оставшиеся в деревнях будут снабжать их продуктами. Поэтому, если наладить логистику между городом и деревней, всем будет хорошо.

Диснеевская утопия

У господина Бренда очень современный подход к футурологии, пусть это и звучит, как тавтология. Потому что в отличие от футурологов-урбанистов недавнего прошлого, да и настоящего, он не пытается начать всё сначала, построить идеальный город где-нибудь в в океане или пустыне, а работает с тем, что есть — реальными перенаселёнными населёнными пунктами в развивающихся и не очень странах.

А ведь каких-то полвека назад великий мультипликатор Уолт Дисней купил 112 кв. километров болотистой местности во Флориде, чтобы построить идеальный город под названием ЭПКОТ (EPCOT).

«Это будет город, который угождает людям, обслуживает их», – говорил Дисней о своем проекте.

ЭПКОТ - это аббревиатура, которой расшифровывается как «Экспериментальный прототип сообщества будущего» (Experimental Prototype Community of Tomorrow). В ЭПКОТе должен был быть общий над всем городом купол, зелёные пешеходные улицы, поверх которых ходил бы монорельсовый общественный транспорт, и подземные автомобильные магистрали. В центре был бы огромный отель, магазины, театры, рестораны, клубы, дальше на расходящихся, как лучи, улицах, разместились бы предприятия, а дальше — пригородные жилые секторы, где жили бы их работники.

Рассчитанный на 20 тысяч жителей ЭПКОТ был ответом на неустроенный Лос-Анджелис 1950-ых, у которого были большие проблемы с транспортной доступностью и чистым воздухом. Но его так и не удалось построить, потому что после смерти Диснея в 1966 году компания Walt Disney решила отказаться от проекта. В итоге EPCOT стал просто одним из тематических парков «Всемирного центра отдыха Уолта Диснея».

Макет диснеевского города

Подобные проекты идеальных изолированных обществ на 20-30-100 тысяч человек встречаются сплошь и рядом до сих пор. Мало кто хочет работать с тем, что есть. Всем хочется начинать сначала. встречаются города-небоскрёбы, плавучие города, города в пустыне без выбросов углеродов и даже города, напечатанные на 3D-принтере.

Есть среди проектов и вполне, наверное, жизнеспособные, например тот же водный город. В 1960-е годы американский инженер-изобретатель Бакминстер Фуллер предложил построить Тритон-сити — город на воде в форме четырехгранника, где могли бы постоянно жить 6 тысяч человек. Проектом заинтересовался бизнесмен из Японии, которого волновала проблема перенаселённости Токио, но бизнесмен скоропостижно скончался. Потом на проект обратили внимание соотечественники Фуллера из города Балтимора, но пролоббировать проект в местных органах власти не смогли, потому что на его реализацию нужно было 670 миллионов долларов.

Тритон-сити Бакминстера Фуллера

Кроме неподъёмной по тем временам суммы был у проекта Фуллера ещё один недостаток. Он не был необходимым. Да, в Токио дорогая жилплощадь, но пока как-то город выживает, чего не скажешь, например, о Гаити. Островное государство, разоренное бедностью и стихийными бедствиями, среди которых регулярные ураганы и землетрясения, сравняли большую часть столицы государства, Порт-о-Пренса, с землей.

Водный город Гаити Э. Кевина Шопфера

И не так давно архитектор Э. Кевин Шопфер предложил помочь миллионам оставшихся без крова гаитян, построив в непосредственной близости от берега плавучий город на 30 тысяч жителей. Это не оторванный от берега заколдованный остров, а непосредственно связанный с ним жилой массив, где, к тому же, можно заниматься сельским хозяйством — опыт израильских кибуц тому подтверждение. Дома в новом городе предполагается соединить каналами, благодаря чему он будет устойчив, как к наводнениям, так и к тайфунам.

В таком переосмыслении и приближении к реальности нуждается чуть ли не каждый первый проект города будущего, кои плодят урбанисты и архитекторы пачками. Вот какую, например, острую проблему решает проект «города из камешков», предложенный бельгийским архитектором Винсентом Каллебо?

«Город из камешков» Винсента Каллебо

Он, черпая свои идеи из природных форм, предложил каждое здание в китайском городе Шэнчьжене построить в виде пирамидки из морских камешков, поставленных друг на друга. Архитектор подчеркивает, что такой дизайн наполнит город позитивной энергетикой и позволит оборудовать сады и огороды, а также ветрогенераторы и солнечные панели непосредственно в жилых башнях.

Пожалуй, единстванная не оторванная от реальности задача, которую пытался решить Каллебо — загруженность дорог. Да и то каким-то порочным путём — благодаря плотности застройки «камешков» в городе не снизится роль транспорта — всюду можно будет дойти пешком.

На тему жизни в огромных зданиях как раз недавно высказался Голливуд, экранизировав роман Джей Дж. Балларда «Высотка». Чем кончилась такая соседская жизнь все смотревшие, думаю, помнят.

Кибергорода

Другой вектор развития городов, который также затрагивают спикеры на TED и который не имеет отношения к визуальным упражнениям архитекторов, — уход всей инфраструктуры в виртуальную реальность.

Исследователь киберкультуры, один из создателей и главный редактор журнала Wired Кевин Келли недавно прочёл лекцию о том, как деградировали компьютеры с проникновением интернета во все сферы, и как это повлияло на городскую среду.

«Мы создали единый, глобальный механизм, а наши маленькие устройства представляют собой окошки, порталы в эту большую машину», — говорит Келли, возвращая развитие технологий к давней идее единого, централизованного компьютера. Больше не нужны навороченные гаджеты, ведь вся информация, все программы, регулирующие разные сферы городской жизни, находятся в «облаке». И горожанину достаточно «окошка», чтобы подключиться к этому облаку.

«Все так или иначе окажется в вебе: каждая вещь, каждый произведенный нами артефакт будет встроен в него, так что наша среда обитания полностью сосредоточится в интернете. Все будет подключено», — предрекает исследователь. Да, он ни слова не говорит о том, как будут выглядеть города вне веба. Но смотреть на них без технологической призмы, может быть, скоро будет и некому. Потому что веб станет частью всего: «Мы будем думать о ботинке как о чипе со шнурками, а об автомобиле — как о чипе с колесами. БÓльшая часть себестоимости машины — встроенная электроника и интеллект, а не материалы».

«Многие люди думают о новой экономике как о чем-то нематериальном, существующем в альтернативной реальности, полагая, что рядом с виртуальной экономикой остается старая экономика из атомов. На самом деле новая экономика будет союзом этих двух подходов, когда мы соединим цифровую природу вещей с материальным миром. Вот что нас ожидает — союз материального и цифрового, проникновение их друг в друга», — таков довольно радикальный прогноз футуролога. Звучит он, несмотря на точность формулировок, несколько отвлечённо. В конце концов, что новая экономика для обывателя. Вот чип со шнурками — это понятнее. А экономика?

Абстрактные понятия приближает к жизни другой, на этот раз отечественный футуролог. Обычно он выступает в качестве политического комментатора, но иногда заглядывает и за горизонт событий. О том, как цифровое будущее вернёт не только гаджеты в эпоху общего компьютера, но и наше, в первую очередь городское, общество в эпоху феодализма, пишет

«Пройдёт ещё лет 5-10, и живые водители массово начнут терять работу. Судите сами: дальнобойщику надо платить, скажем, 50 тысяч рублей в месяц, плюс налоги, плюс зарплата руководителю, плюс зарплата кадровой службе и так далее. Итого на круг вряд ли получится меньше миллиона рублей в год.

За эти деньги дальнобойщик работает примерно 160 часов в месяц — а остальные 560 часов дальнобойщик отдыхает, спит, кушает и, вообще, занимается ненужными владельцу компании делами. Если мы заменяем живого водителя на робота, мы ожидаем, что робот будет работать все 720 часов в месяц — в 4,5 раза интенсивнее, чем живой человек.

Итого за один только год роботизированный водитель даёт нам экономию в 4,5 млн рублей: это без учёта экономии на фуре, которая при таких раскладах также начинает работать по 24 часа в сутки.

Как полагаете, когда эти технологии реально доберутся до наших дорог, долго ли будут колебаться владельцы транспортных компаний? Я полагаю, что недолго, уж очень экономия весома.

Идём дальше. Роботы заменяют рабочих, водителей, продавцов, охранников, садовников, уборщиков и ещё кучу специальностей. Если у бывшего водителя нет работы, значит, у него нет денег. Если у него нет денег, значит... он не может потратить эти деньги на посиделки в кафе, на туристическую поездку, на новый автомобиль, в конце концов.

Таким образом отмирают целые сегменты бизнеса — даже те, в которых, казалось бы, роботы человека заменить пока что не могут, такие как парикмахерские, например. Ведь парикмахеру надо платить деньги, а денег у безработных нет. Интересно, что без работы останется и наш «креативный класс» — ведь креативный класс обслуживает массовую аудиторию, а массовая аудитория быстро станет неплатежеспособной.

Если события пойдут по такому сценарию, вся экономика довольно быстро разделится на два неравных, отделённых друг от друга контура.

Мы увидим контур новой аристократии — владельцев заводов, газет, параходов — и узкую прослойку обслуживающих этот контур мастеров. Вместо тысячи слесарей, которые чинят сейчас "лады" и "рено", останутся при работе и деньгах только три слесаря, но чинить они будут только "бентли" и "роллс-ройсы", так как у владельцев недорогих автомобилей не будет денег ни на бензин, ни на обслуживание в автомастерских.

Также мы увидим огромный контур безработных — которые больше не будут нужны аристократам. И положение их, с поправкой на технологии, вряд ли будет отличаться от положения крестьян средневековой Европы, когда «Жак-простак» был настолько малозначим и бесправен, что даже циничные обычно англичане находили в себе к нему некоторое сочувствие».

Есть только мин между слишком рано и слишком поздно

Если посмотреть на эти футурологические прогнозы в целом, выходит, что мы с вами живём в удивительное время. Жители городов развиваются, улучшают свою жизнь благодаря технологиям, которые они обслуживают на многочисленных заводах и производствах. Но гуманитарный рост будет продолжаться до определённого момента, пока технологии не заменят собой этих самых жителей городов и не начнут обслуживать себя сами. Подняв людей из трущоб, технологии вернут их туда же, но уже без каких-либо надежд.

Рубрики:  интересное
Архитектура
Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку