-–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Ugolieok

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.02.2010
«аписей: 11051
 омментариев: 14797
Ќаписано: 42246


25 марта родилс€ »горь Ёммануилович √рабарь (1871-1960)

¬торник, 25 ћарта 2014 г. 11:53 + в цитатник
÷итата сообщени€ “омаовс€нка 25 марта родилс€ »горь Ёммануилович √рабарь (1871-1960)

јвтопортрет в шл€пе. 1921

»горь Ёммануилович √рабарь — русский художник-живописец, реставратор, искусствовед. Ќародный художник ———– и лауреат —талинской премии.

   »горь √рабарь - одно из самых известных имен в истории русской культуры XX века. ѕожалуй, не было в ней человека более многогранного, про€вившего себ€ в самых разных ее сферах, оказавшего личное творческое воздействие на формирование целых ее направлений. „еловек искусства, науки, музейного и реставрационного дела, √рабарь в своей очень долгой жизни про€вл€л чудеса трудолюби€, вкладыва€ всего себ€ в то дело, которым в данный момент занималс€.  

  ѕроисхождение и место рождени€ √рабар€, его семейна€ истори€ достаточно необычны. ќн родилс€ 13 марта 1871 в Ѕудапеште, в русской семье, котора€ принадлежала к этнической группе, компактно проживавшей в ”горской –уси. Ётот карпатский район входил в состав јвстро-¬енгерской империи. ѕочти вс€ многочисленна€ родн€ √рабар€, прежде всего его дед по матери јдольф »ванович ƒобр€нский, была причастна к европейскому слав€нофильскому движению, вовлечена в борьбу против «мадь€ризации» слав€н јвстро-¬енгрии. ∆изнь семьи была пронизана общественно-политическими интересами, и в этой специфической атмосфере прошло детство »гор€. ¬ нем были драматические эпизоды, в том числе суд над дедом и матерью, ќльгой √рабарь, которую едва не приговорили к смертной казни за «государственную измену», эмиграци€ его отца, Ёммануила »вановича √рабар€, юриста, депутата Ѕудапештского парламента, вынужденного скрыватьс€ за «антимадь€рскую» де€тельность. ќтец переселилс€ в –оссию в 1876 под конспиративным именем ’рабров (эта фамили€ надолго, вплоть до окончани€ университета, оставалась в жизни »гор€ √рабар€, и ею он подписывал некоторые свои ранние работы, например, иллюстрации к повест€м √огол€, изданным в 1890-е).

 

  ѕрожив за границей более п€ти лет, живописен все острее стал понимать, что ему хочетс€ возвратитьс€ на родину, увидеть родных и близких, окунутьс€ в художественную жизнь своей страны, в которую теперь он мог войти отнюдь не новичком, а уже сложившимс€ мастером. ¬ июне 1902 »горь √рабарь вернулс€ в –оссию. —начала он прибыл в јдлер, где в то врем€ проживали его родители, затем посетил ћоскву и познакомилс€ там с художником ћихаилом ¬рубелем. “ворчеством коллеги »горь Ёммануилович заинтересовалс€ еще за границей, поскольку регул€рно получал экземпл€ры журнала «ћир искусства» с репродукци€ми самых разных картин, в том числе и ¬рубел€



  ¬ конце концов живописец с удовольствием обосновалс€ в промозглом ѕетербурге и встретилс€ с ƒ€гилевым, которого уже считал своим другом, хот€ и только по переписке.  роме того, он познакомилс€ с художниками, входившими в объединение «ћир искусства»: Ћьвом Ѕакстом,  онстантином —омовым, »ваном Ѕилибиным и јлександром Ѕенуа. √рабарь сеще большим энтузиазмом прин€лс€ за работу в журнале, готов€ к выпуску не только статьи, но и даже целые тома по истории живописи. ѕомимо всего прочего он занималс€ организацией различных выставок. ѕри такой бурной де€тельности мастер продолжал писать картины, в которых с большой любовью отражал холодную природу –оссии.

«¬ешний поток». 1904

”ловить миг жизни солнечного света в окружающей среде, в массе снега, принимающего на себ€ все световые и цветовые изменени€, это вызывало сильнейший художественный азарт в √рабаре, заставл€ло «швыр€ть» краски на холст в увлечении красотой мотива. Ётот зимний живописный сезон в ƒугине √рабарь завершил этюдом «¬ешний поток». « огда в конце марта снег почти всюду сошел, в ƒугине начинали искать его остатков в оврагах - обычай, ведущий свое начало еще от последних снегов  .  оровина и Ћевитана 1880-х и укоренившийс€ с тех пор в ћоскве». Ќайденный √рабарем «очаровательный овраг» поразительным образом соединил в себе осеннюю высохшую листву, остатки зимнего снега и весеннюю синеву ручь€. ÷вета трех времен года художник объединил в активную красочную гамму, создав взволнованное, трепетное и правдивое ощущение наступающей весны.

"ћартовский снег". 1904

  Ћетом 1904 в ƒюссельдорфе состо€лась выставка современной европейской живописи, на которую среди самых известных русских живописцев, таких как ¬алентин —еров и ¬иктор Ѕорисов-ћусатов, был приглашен и »горь √рабарь.  Ќаибольшим успехом пользовалс€ «ћартовский снег». Ќаписанна€ в переработанной импрессионистической манере работа восхищает соотношени€ми цвета и света. 
  √рабарь использовал обычную линейную композицию, в которой фигура шагающей кресть€нки в голубовато-розовой юбке и с коромыслом наперевес €вл€етс€ ее центром и придает картине особое оживленное настроение. ¬ этом же году этот холст приобрел
образованный русский купец, известный собиратель западноевропейской и русской живописи, директор тверской мануфактуры »ван ћорозов.

«‘евральска€ лазурь» 1904

  "‘евральска€ лазурь полна восторга от солнечного морозного дн€. ¬от как √робарь рассказал о том дне: «¬ природе творилось нечто необычайное, казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник —праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу. я сто€л около дивного экземпл€ра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. «агл€девшись на нее, € уронил палку и нагнулс€, чтобы ее подн€ть.  огда € взгл€нул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, то от открывшегос€ передо мной зрелища фантастической красоты обомлел: какие-то перезвоны и перекликани€ всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба. «≈сли бы хоть дес€тую долю этой красоты мог передать, то и то это будет бесподобно», — подумал €».

«»ней». 1905

  Ќа полотне «»ней» представлена насто€ща€ волшебна€ сказка зимнего леса, увиденна€ солнечным морозным утром. Ќа фоне голубого неба застыли белесые деревь€, свесив свои тонкие серебристые, замороженные ветви. ∆ивописец увидел и удивительно тонко передал на холсте нежно-звучный хрустальный образ. —ам он о любимом зимнем €влении говорил следующее: «Ќемного на свете таких потр€сающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день ине€, где цветова€ гамма, ежеминутно мен€€сь, окрашиваетс€ в самые фантастические оттенки, дл€ которых на палитре не хватает красок».



  «има была важным мотивом в творчестве мастера. „астным случаем этого мотива стал иней, зан€вший в искусстве √рабар€ отдельное место. „тобы воспроизвести его разнообразные виды и переливы, необходимо было добитьс€ соединени€ графического и живописного эффектов. √рабарь, обожавший экспериментировать, старалс€ запечатлеть это €вление природы в утреннее и вечернее врем€, в солнечный и пасмурный день, пыта€сь найти самый потр€сающий и естественный образ.

«—ирень и незабудки» 1905

  Ќа крышке ро€л€ стоит небольшой молочного цвета кувшин с белыми и розово-фиолетовыми ветками сирени. –€дом - плетена€ корзина с огромным букетом нежных незабудок, отражающихс€ на темной лаковой поверхности инструмента. ‘оном дл€ натюрморта служит интерьер комнаты. ≈е пространство создано с таким мастерством, что вовсе не отвлекает от любовани€ цветами. 
  ¬озле бежево-розовой стены сто€т венские стуль€, над которыми висит картина, р€дом белеет камин. Ќо вс€ эта светла€, словно наполненна€ свежим воздухом комната — не просто фон. Ќе случайно цветы представлены на крышке музыкального инструмента и в произведении дан фрагмент другой картины. Ёта изысканна€ творческа€ обстановка €вл€етс€ важной частью натюрморта, призванной передать праздничную весеннюю атмосферу.

«ћорозное утро. –озовые лучи». 1906

  ¬ середине 1900-х »горь √рабарь активно занималс€ живописью и одновременно писал о ней критические статьи.  о всему прочему, мастер принимал активное участие в создании юмористического журнала «∆упел», но, не будучи графиком, предлагал туда лишь свои публицистические творени€. ¬о врем€ обсуждени€ концепции журнала он познакомилс€ с такими видными отечественными писател€ми, как ћаксим √орький и Ћеонид јндреев. ’удожники и литераторы вместе планировали номера периодического издани€, в котором под видом юморесок и забавных карикатур скрывались остра€ сатира и социал-демократические идеи.

«Ќеприбранный стол». 1907

  ’удожник жаждал новых впечатлений от русской природы, ее сурового климата. ќн с удовольствием отправилс€ в путешествие по ¬ологодчине, —еверной ƒвине и јрхангельской области. »з этих холодных краев живописец привез множество этюдов и рисунков, некоторые из них были показаны на очередной выставке «ћира искусства». ќднако собрани€ и встречи мирискусников все чаще становились напр€женными, и уже в 1904 объединение перестало устраивать выставки. ¬ том же году закрылс€ журнал «ћир искусства». ѕосле некоторых раздумий √рабарь решил переменить место жительства; он ликвидировал свою мастерскую в ѕетербурге, продал многие вещи и переехал в ћоскву.

«–€бинка». 1915

   ак талантливый искусствовед, в различных издани€х √рабарь публиковал обзоры всевозможных выставок и критические статьи о работах других художников, из-за чего со многими коллегами оказалс€ в нат€нутых и даже враждебных отношени€х. ¬ √ермании дл€ лейпцигского журнала »горь Ёммануилович писал статьи на немецком €зыке, а в ѕетербурге дл€ исторического журнала два мес€ца изучал архивы јкадемии художеств и создал свой первый труд из области истории русского изобразительного искусства. «атем он начал работу над монографи€ми о творчестве ¬алентина —ерова и »саака Ћевитана. “аким образом, на собственные зан€ти€ живописью времени почти не оставалось.

«”тренний чай (¬ аллее)». 1917

Ќа озере. 1926

«¬ саду. √р€дка дельфиниумов». 1947

http://vk.com/rus_zhivopis

–убрики:  »зобразительное искусство
∆«Ћ, биографии интересных людей
ћетки:  
ѕонравилось: 2 пользовател€м



Ѕ€ба   обратитьс€ по имени ¬торник, 25 ћарта 2014 г. 22:02 (ссылка)
—пасибо! ќчень познавательно и красиво.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку