-ћузыка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Traveler_in_Time

 -—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 1) „Єрный_кузнец

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 13.10.2006
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 3839


“елеграфный пост 2-й версты ћосковско-Ќижегородской железной дороги

„етверг, 08 ћарта 2018 г. 22:28 + в цитатник
ћалоизвестна€ постройка, относивша€с€ сразу к двум железным дорогам: ћосковско-Ќижегородской и ћосковской ќкружной. —ейчас это небольшое здание видно разве что из окна пригородного поезда на участке между платформами —ерп и ћолот и  арачарово √орьковского направлени€, причЄм только в то врем€, когда на деревь€х нет листвы, а когда-то отсюда велось управление движением поездов сразу к нескольким крупным станци€м. »з многих телеграфных постов ћосковского узла сохранились единицы, и лишь пост Ќижегородской железной дороги осталс€ без изменений.

IMG_6208 (700x525, 263Kb)

„то же такое "телеграфный пост"?
≈щЄ в XIX веке дл€ удобства перевода стрелок стрелками и изменени€ показаний сигналов, ускорени€ подготовки маршрутов дл€ приЄма и отправлени€ поездов была предложена система централизации - управлени€ всеми этими устройствами из одной точки - поста централизации или, как они ещЄ назывались, "поста центрального управлени€ стрелками и сигналами". —начала эти системы привозились из-за рубежа, но уже в 1880-е годы аналогичные устройства разработал наш инженер яков √ордеенко.
ѕринцип работы этих систем очень простой - дл€ переключени€ стрелок и сигналов используютс€ стальные тросы (здесь € несколько упрощаю ситуацию), одним концом закреплЄнные на управл€емых устройствах, а другим - заведЄнные в специальные блок-аппараты, наход€щиес€ в рабочем помещении поста централизации. ≈сли бы мы говорили о станционных постах, то они св€зывались с помещением дежурного по станции электрической блокировкой, по которой задавались маршруты дл€ движени€ поездов и соответствующие им положени€ стрелок и показани€ сигналов.

IMG_6210 (700x525, 293Kb)

«десь же мы имеем дело с постом, наход€щимс€ на перегоне, вдали от станций, а кроме того, отправл€ющим поезда сразу по нескольким направлени€м: от московской станции Ќижегородской железной дороги (расположение и истори€ этой станции достойны отдельного рассказа) можно было проехать пр€мо - на станцию  усково и дальше вплоть до ¬ладимира и Ќижнего Ќовгорода, а можно было уйти на соединительную ветвь є14 ћосковской ќкружной железной дороги (от этой ветви сейчас остались лишь фрагменты насыпи и путепровод над Ќижегородской улицей) и по ней приехать на станцию ”грешска€ ќкружной ж.д. и далее на любую другую станцию кольца. ѕоэтому этот пост св€зывалс€ со всеми станци€ми, откуда мог быть отправлен поезд или куда он мог быть прин€т. Ёта св€зь осуществл€лась по телеграфу, отсюда и название - "телеграфный пост", а чтобы различить несколько одинаковых постов, к ним добавл€лись названи€ вЄрст, а позже - километров железнодорожной линии, на которых они сто€ли.

ѕост 2-й версты (700x289, 209Kb)

 онструктивно эти посты представл€ли собой двухэтажные здани€ с балконами, на втором этаже которых находилс€ дежурный по посту было сосредоточено управление примыканием - сто€ли те самые блокировочные аппараты. ѕервый этаж носил вспомогательный характер. ѕочему именно так?

ƒва этажа - чтобы видеть всю поездную ситуацию независимо от того, зан€т или свободен ближайший к зданию поста путь. ≈сли перед постом будут сто€ть вагоны, а сам пост будет одноэтажным - никто ничего из него не увидит. Ѕалкон - дл€ подачи сигналов приближающемус€ поезду при помощи цветных флагов днЄм и таких же цветных огней сигнального фонар€ ночью: путь свободен, можно следовать с установленной скоростью или уменьшенной, а может быть требуетс€ остановка поезда. јналогичные по смыслу посты централизации, правда, станционные, сохранились и на ћосковской ќкружной железной дороге.

ћеталлическое ограждение балкона
IMG_6215 (700x525, 334Kb)

Ќесмотр€ на чисто технический характер постройки, здание интересно и с архитектурной точки зрени€: здесь и наличники, и фигурное ограждение балкона, и "игра" красного кирпича с белыми декоративными детал€ми - последнее, правда, осталось лишь на фасаде, обращЄнном к городу и не видном с путей. ∆елезные дороги €вл€лись делом государственной важности, строились на века, поэтому внешний вид их построек был очень важным вопросом, дл€ решени€ которого приглашались ведущие архитекторы своего времени.
  сожалению, парадный фасад поста сильно разрисован и общее впечатление тер€етс€, хот€ само по себе здание до сих пор обитаемо, перед входом и на территории почищен снег, все окна целы. —овременный адрес здани€ - Ќижегородска€ улица дом 27ј стр. 2.

ќбратный железной дороге фасад здани€
IMG_6203 (700x525, 411Kb)

≈сли мы посмотрим на более поздние снимки этого здани€ - в глаза броситс€ табличка с его названием и €вна€ нестыковка первоначального и современного расположени€ поста - 2-€ верста вдруг превратилась в 4-й километр. ƒа, верста и километр - это не одно и то же, но рассто€ние не могло изменитьс€ вдвое, в чЄм же дело, ведь пост не переносили? ј дело в том, что переехала начальна€ точка железной дороги. —тарый Ќижегородский вокзал раньше находилс€ совсем в другом месте - в районе, ограниченном Ќижегородской и Ќоворогожской улицами и –огожским валом, и объединилс€ с  урским лишь в 1896 году - это прекрасно видно на старых картах. —о временем к  урскому вокзалу переместилась и начальна€ точка дороги, поэтому пост, остава€сь на своЄм месте, оказалс€ вдруг в конце 4-го километра.

‘ото 1953 года
ѕост 4-й км 1953 г. (700x450, 140Kb)

ѕримерно так мы видим этот пост из окна электрички
IMG_6219 (700x525, 153Kb)
ћетки:  
ѕонравилось: 1 пользователю



happyz0r   обратитьс€ по имени „етверг, 12 јпрел€ 2018 г. 17:43 (ссылка)
+
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
olegsega   обратитьс€ по имени —реда, 16 ћа€ 2018 г. 22:02 (ссылка)
+
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку