по телефону: Хотелось получить ответ на такой вопрос: целенаправленно ли происходит американизация нашего телевидения, а также засилье, допустим 100-серийных, а то и более, мыльных опер, уже российских; и третий вопрос - целенаправленно ли хорошие передачи (что на канале Культура, что по Российскому телевидению) всегда вот, знаете, которые служат на пользу душе, показывают...
Михаил Веллер: Ночью. Под утро.
по телефону: ...до того поздно, что нормальному здоровому человеку уже, понимаете, как говорится, здраво нельзя воспринять всю информацию?..
Михаил Веллер: Я вам могу ответить, как телезритель телезрителю; и с этим связан один из вопросов, которые я как раз и хотел упомянуть в наших разговорах.
Раз вы телезритель (и слушают нас, наверное, в основном всё телезрители - куда же без телевидения?), то смотрели и последнюю церемонию награждения премией ТЭФИ. Ну, и разнообразные накладки, элементы несогласия - ну естественно, без этого не бывает. Я не знаю (потому что сам я не смотрел), показывали ли по телевидению, как, когда объявляли ТЭФИ за лучшую еженедельную политическую аналитическую новостную программу и т.д., объявили победителя, встал - спокойно, негромко - и вышел из зала - прямой, 192 сантиметра роста, прекрасная узнаваемость, безупречная репутация - гранд и джентльтен нашего телевидения Владимир Молчанов. Поскольку (ну, судя по мнению многих и по моему глубоко частному мнению также) лучшая еженедельная программа - это программа Марианны Максимовской на Рен-ТВ, и она туда номинировалась; она не получила, а получила вовсе другая, о которой знатоки отзывались, что она ничего не стоит - то всё это... Ну, была такая ерунда, такая подстава, такое фуфло, что глубоко порядочный человек Молчанов просто встал и вышел, не стал дальше при этом присутствовать. За что его уважаю ещё больше, о чём ему и сказал вчера по телефону в частной беседе.
Вы знаете, я думаю (насколько мне известно), никакой сознательной американизации (а хоть бы и германизации, японизации, китаизации - вообще ничего сознательного) на нашем телевидении не происходит. А происходит погоня за деньгами. То есть вопрос первый, это - вложив как можно меньше, получить как можно больше, обернув деньги как можно быстрее. Это задача первая. То есть сугубо коммерческая - максимум прибыли.
Задача при этом вторая, двуединая - разумеентся, никого при этом не разгневать, чтобы тебе не высказали неудовольствия, не обсекли денежные потоки - ну, чёрт его знает, откуда могут последовать неприятности? Ну, понимаете, то такой мастер, как Леонид Парфёнов издаёт журнал, который, в сущности, никто не видит, то было такое популярное ток-шоу Савика Шустера - говорят, он сейчас где-то на Украине его ведёт (я не знаю, я с Шустером не знаком, ток-шоу его не видел), то было вполне знаменитое, очень высокорейтинговое ток-шоу Светланы Сорокиной - но тоже что-то нету; ну и, короче, много чего нету. Вот никто не хочет, чтобы его не было.
Американцы делают высококачественное, высокопрофессиональное, накатанное кино. Старые американские фильмы можно на заранее оговоренное число показов получать сравнительно не за так дорого, и получать много денег за рекламу, которая туда вставляется, потому что передача рейтинговая - то есть, короче, много телезрителей. Чем больше телезрителей, тем, значит, выше рейтинг, тем дороже стоит реклама.
Вот вам и вся американизация. Нафига вообще ломать себя через колено, делая хорошее своё кино, которое у нас было так примерно года до 90-го; последний шедевр нашего кино, который видел я - это "Собачье сердце". На этом шедевры нашего кино, видимо, кончились, а их было немало, и они были по самому высокому классу мирового телевидения. В те времена, когда Рязанов делал "Берегись автомобиля", в те времена, когда у нас Панфилов делал "В огне брода нет", когда мы смотрели "Служили два товарища" и "Белое солнце пустыни", когда Никита Михалков сделал непревосходимый шедевр вкуса и стиля "Механическое пианино" - мы никому и никак не уступали в те времена. Это время прошло.
Так вот теперь делать такое кино - без учёта времени, на немерянные деньги с колоссальными трудами, с негарантированной материальной отдачей или с гарантированными убытками - никто не делает и даже не собирается. А у американцев денег куры не клюют; только наши сотни миллиардов нефтедолларов, которые вложены в их ценные бумаги, греют их экономику. Можно сказать, что голливудское кино отчасти снимается на наши с вами деньги, которые нам вот вредили, а вот им что-то не вредят; им ничего не вредит, только нам. Вот поэтому мы покупаем продукцию у американцев. Вот, понимаете, в двух словах, такая история.
Теперь что касается сериалов. Я лично сериалы смотреть не в состоянии. Я не смотрел даже рабыню Изауру. Это было выше моих сил; ну так не для меня она, в конце концов, и страдала. Я не смотрел сериал "Просто Мария"; я видел случайно пол-серии (по-моему, последней) и проникся страшной симпатией к героине, когда она, уже немолодая, наконец-цо выходит, выйдя замуж, по ступеням какого-то собора, он в белом, она в белом, колокола звонят, а тут какая-то женщина-вамп вылезает из Роллс-Ройса, достаёт из сумочки огромный никелированный Кольтовский пистолет, целится аккуратно и стреляет нашей просто Марии прямо в левый лацкан, и та умирает прямо на ступенях. Вот это мне понравилось. Если бы в первой серии - было бы вообще классно. Но это был тоже сериал не для меня.
Поэтому я был в состоянии у нас смотреть только первых "Ментов", ну и вещи типа, например, "Империя под ударом". А так - вот как-то очень редко. Хотя сейчас, скажем, есть, на мой взгляд, интересные вещи в сериале по роману Константинова "Журналист", то есть в "Русском переводе", хотя смотреть его подряд у меня просто по времени не получается.
Почему их покупают. Потому же, почему раньше покупали индийские мелодрамы. Эстеты воротили носы, а бОльшая часть населения, особенно женского, по стране огромной, бескрайней, смотрело и слёзы пускало в тёмном кинозале - над страданиями, которые были совершенно всем понятны. Вот так смотрят и сериалы - потому что они дают рейтинг. Вот я не знаю, может быть, лично вы презираете, например, передачу, например, "Аншлаг" (на ней уже только, понимаете, ленивый не выспался и ноги не вытер), а народ, однако, смотрит. Вот, может быть, я не смотрю "Аншлага" и "Кривого зеркала" (хотя, по-моему, есть у нас замечательнейший эстрадный артист Владимир Моисеенко - вот просто он отдельно, он сам по себе, он совершенно блестящ; вот если кто не помнит - да, тот самый, который такой худой, стройный, длинный, под два метра, который необыкновенно пластичен, изящен, тактичен, техничен и совершенно замечателен), но народ смотрит "Кривое зеркало" и "Аншлаг" просто огромными толпами. Так что если... Я сейчас забыл уже фамилию, кто написал из совейских поэтов (над этим потом много издевались, и знаменитый пародист Александр Иванов издевался) "вышли мы все из народа, как нам веруться в него"... Вот если вы вышли из народа и забыли вернуться, то вам, конечно, эти бесконечные аргентинские-бразильские сериалы смотреть труднее. Выключите телевизор. Как правило, он имеет или кнопку выключателя, или розетку, которая выдёргивается из сети.
И последнее - почему их показывают ночью. Воля ваша, это одна из загадок природы. На этот вопрос никто не хочет отвечать. Над решением этой загадки бились многие светлые умы. Предположить можно только то, что прочие передачи, они где-то в сетках, за них кто-то заплатил, с ними что-то надо делать, их нельзя ночью, потому что не будут смотреть, а поскольку ночью всё равно эфир пустой, то мы туда ставим ударные фильмы - ну, чтобы хоть кто-то хоть что-то смотрел ночью; и тоже хоть какая-то реклама, хоть какая-то наполняемость.
В общем и целом, я думаю, ни для кого не секрет, что наше телевидение давно нуждается в серьёзной реформе. И эта реформа идёт постоянно, хотя нерешительно, но неуклонно и не в ту сторону, которая нам желается. Ну, понимаете, жизнь, она вообще идёт в ту сторону, которая неправильно кончается; я бы лично, конечно, телевидение развернул в другую сторону, но до сих пор это не в моей власти - вот ничего не могу сказать.
LI 5.09.15