"Воскресный вечер с Владимиром Соловьёвым", 17 июня, воскресенье, 22.00
Владимир Соловьёв: Британский телеканал "Channel 4" показал документальный фильм "Диана. Свидетели в туннеле". Зрители увидели ужасающие кадры гибели принцессы, снятые папарацци, которые преследовали на мотоциклах машину леди Ди в трагическую ночь 31 августа 97-го года. В Великобритании разгорелся скандал вокруг того, насколько этично показывать такие фотографии, задевающие чувства родственников.
У нас это сплошь и рядом. Судиться с изданиями, влезающими в частную жизнь и печатающими ложную информацию -- только делать им рекламу. Именно поэтому журналисты сами провоцируют публичных людей.
Где грань между наглостью и профессиональной хваткой? И почему некоторые звёзды сами заказывают скандалы?
Об этом мы поговорим с
- Людмилой Нарусовой -- председателем комиссии Совета Федерации по информационной политике и телеведущей,
- Владимиром Матецким -- композитором, продюсером, и
- Лолитой Милявской -- певицей, актрисой и телеведущей.
Людмила Борисовна, где та грань, за которую журналистам уже нельзя заходить?
Людмила Нарусова: Мне меньше всего хотелось бы выступать в роли этакого душителя свободы слова, но хочу сказать, что свобода слова -- это прежде всего ответственность за сказанное слово. Вот конституция Российской Федерации,
статья 23-я: "каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени".
Статья 24-я: "Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается". Основной закон нашей страны.
Но если бы эти статьи выполнялись теми людьми, которые называют себя журналистами (я не хочу это действительно высокое звание, профессию распространять на всех, кто
подглядывает через замочную скважину, читает чужие письма, подслушивают телефонные разговоры и выдают это за информацию и крупными буквами на первых полосах газет печатают "А правда ли, что..." с вопросительным знаком -- это как бы снимает от них всю ответственность)... Так вот есть личная жизнь, частная жизнь...
Владимир Соловьёв: Которая защищена конституцией.
Людмила Нарусова: ...которая защищена конституцией.
Владимир Соловьёв: Лолита, Вам часто приходится страдать от излишнего внимания к себе?
Лолита Милявская: Нет, честно, не часто. Я вспоминаю
момент несамодостаточности собственной и творческой несамодостаточности -- вот тогда я болезненно реагировала на всё. Когда у тебя появляется вот эта самая самодостаточность, ты знаешь, что тебя кормит профессия, и потом себе отдаёшь отчёт, что журналисты тобой тоже питаются и зарабатывают денежку. Поэтому как-то ты... плевать хотел.
Владимир Соловьёв: То есть пираньи жрут?
Лолита Милявская: Честно, вот как-то плевать хотелось. Я счастливый человек, объясню почему. Мне удалось договориться с журналистами. Если меня ловили в момент стресса и я говорила всё, что я говорила, выходило -- после этого было смешно махать кулаками; а потом, если в моей жизни что-то случалось и я попадалась, я вам честно скажу -- я подходила, говорила: "Ребят, поймите меня, у меня сейчас такая ситуация... Не пишите." И не писали.
Людмила Нарусова: Ну, это от уважения может быть, Лолита, к...
Лолита Милявская:(?) Ну, к творчеству.
Людмила Нарусова: ...наверное; но есть ряд людей, которые не могут подойти и сказать "не пишите".
Лолита Милявская: Зависит от человека.
Если ты выпил и позволяешь себе топтать камеру, топтать мобильный телефон и избивать человека и потом говорить, что это не делал -- это недостойно артиста.
Людмила Нарусова: Никто об этом не спорит.
Лолита Милявская: И я говорю, что -- да, всегда есть что-то, что надо подразделять скорее всего. А так... А что делать?
Ну, не веди себя, как скотина.
Владимир Соловьёв: Хотя здесь сложный вопрос, потому что ты понимаешь, что над тобой издеваются, тебе в лицо вот этим щёлкают, щёлкают...
Людмила Нарусова: Провоцируют...
Владимир Соловьёв: ...тебя провоцируют, с радостью, а потом говорят "ну, ударь меня, ударь меня!.. Не можешь меня ударить?"
Людмила Нарусова: "Мужик ты или не мужик?"
Владимир Соловьёв: Да -- "Мужик ты? Вот видишь -- не мужик! Мужик ты или не мужик?" Мужик!..
Лолита Милявская: Дело в том, что я вот могу сказать конкретно о человеке, которого избили, вот я говорю только конкретно об одном факте, просто я сама лично знаю Марата, и знаю много лет, потому что я была на выставке, где его фотографии непапарацционные. Я после его фотографий начала любить футбол и интервью и репортажи из горячих точек... Я знаю этого человека. Это один из тех людей, к кому я подходила и говорила -- я попалась. Был момент в моей жизни -- я попалась; будучи замужем, я попалась с любовником. Я подошла к нему и попросила не печатать фотографию. Он при мне всё стёр. Я говорю это совершенно честно, потому что...
Владимир Соловьёв: А здесь, когда к нему подошли и сказали -- сотри, он сказал -- да идите вы, и получил.
Лолита Милявская: Нет.
Владимир Соловьёв: То есть... к вам он всем предвзя... здесь нет... Но почему вообще вопрос так стоит?
Почему я вообще должен к кому-то подходить, который меня снимает на улице? Почему он меня снимает?
Людмила Нарусова: Нет, это не его работа. Не его работа писать о том, кто с кем спит, кто с кем в каком ресторане...
Его работа -- давать достоверную информацию об общественно значимых явлениях. Если человек хочет, чтоб о его разводах, о его любовниках писали -- ради бога, это его право. Голливудские звёзды идут в супермаркет, если их уже подзабыли, воруют там какой-то товар -- только для того, чтобы строчку в газетах о ней написали ...
Лолита Милявская: Ну, наши тоже придумывают. Наши тоже придумывают скандал...
Людмила Нарусова: И наши так уже теперь делают. Потому что любое упоминание в прессе кроме некролога -- это реклама. И очень многие этого хотят. Но если человек не хочет, чтобы его личная жизнь, чтобы его бельё вообще вывешивалось на всеобщее обозрение -- это его право.
Владимир Соловьёв: Да чтобы просто его фотографию вне его профессии. Кто имеет право меня фотографировать на улице?
Лолита Милявская: Есть другая штука.
Если ты человек медийно известный, то не веди себя как скотина и как свинья. Не напивайся на "Кинотавре" и, простите, не трахайся под каждыми кустами. То, что происходит на "Кинотавре" -- страшнее всего. И поэтому не ведите себя так -- вас не будут снимать. Простите, но это же действительно так.
Владимир Соловьёв: Ну что ж, если речь пошла о Кинотавре и о мужских забавах... Владимир Леонардович, как Вы считаете?
Владимир Матецкий: Только что с Кинотавра.
/смех в зале/
Владимир Матецкий: Шутка.
Ну, на самом деле так как мы по оси средней,
/на передаче Матецкий стоял напротив Соловьёва/ то конечно где-то вот такая есть компромиссная, наверно, позиция. Мне нравится то, что говорит Лолита -- очень нравится. Ведь действительно, те артисты и политические деятели, которые не хотят попадаться -- они не попадаются. Если человек не хочет, чтобы его сфотографировали -- его не фотографируют. А
если человек хочет, чтобы он пиарился всё время, ничего при этом не делая, не являясь никем -- да, он актёр, но он нигде не снимается, но ему нужен пиар, потому что этот пиар позволяет ему деньги зарабатывать. И он хочет, чтобы этот пиар был дозирован (только хорошо пиарился) -- это не получается.
Лолита Милявская: Не получается ни у кого.
Владимир Матецкий: То же самое с политическими деятелями. Но любой политический деятель должен понимать, что идя в политику, он находится не под увеличительным стеклом, а под микроскопом.
Людмила Нарусова: В стеклянном доме -- об этом... это фраза Черчиля знаменитая.
Владимир Матецкий: Да, конечно же. И человек должен быть готов к тому, что всё то, что он сам написал, подвергается тщательному досмотру и проверке. И обратите внимание, сколько недостоверных историй про политиков -- когда всплывают фальшивые дипломы, несуществующие браки (или наоборот существующие), тюремные всякие истории и всё такое прочее...
Людмила Нарусова: ...скрытые счета.
Владимир Матецкий: Скрытые счета... Человек должен быть к этому готов!
Людмила Нарусова: Безусловно -- если это имеет общественное значение. Но согласитесь -- когда в предвыборную компанию какого-нибудь там губернатора (когда раньше были выборы) вдруг всплывают несуществующие истории о том, что оказывается у него там есть где-то брошенная девушка с ребёнком или, там, он был когда-то,
как говорят в своей родной деревне, там,
занимался зоофилией...
Владимир Соловьёв: О боже!..
Людмила Нарусова: ...то вы понимаете?..
Самые чудовищные слухи, самые нелепые домыслы становятся аргументами...
Владимир Соловьёв: И коза до сих пор скучает?
/смех в зале/
Лолита Милявская: /смеётся/
Людмила Нарусова: ...становятся аргументами в политической борьбе.
Владимир Соловьёв: Вы очень точно сказали, что если человек хочет, чтобы его фотографировали, то его фотографируют. Если не хочет, то нет. Это возможно, когда работает элементарный термин "аккредитация". Например, если тот же самый журналист хотел сфотографировать того же самого господина Абдулова -- ничто не мешало ему подойти и сказать: "Господин Абдулов! Я такой-то такой-то, работаю там-то там-то. Разрешите, я Вас сфотографирую? Разрешите, я буду работать, там, на мероприятии? Фотографии пойдут туда-то туда-то." Правильно? И ты понимаешь, о чём идёт речь.
Но мы живём в неспокойное время. Попробуйте на улице человека подойти и сфотографировать. Какая у него будет первая мысль в голове? "О -- я понадобился каким-то бандитам." Точно так же, когда меня кто-то где-то фотографирует -- откуда я знаю, кто этот человек и
для чего будут использованы эти снимки?
Людмила Нарусова: И с кем это будет смонтировано? Вы понимаете -- какой-нибудь браток (извините, я всё о своём, о девичьем; политик есть политик) пойдёт на выборы (я вам уже прогнозирую ситуацию) и покажет -- да я с самим Владимиром Соловьёвым знаком, мы с ним кореши, вообще, он меня там... в одном классе мы с ним учились... И используя авторитет известного человека с таким вот несанкционированным снимком, он вполне возможно и завоюет симпатию.
Лолита Милявская: Вы знаете, дело в том, что проблема в мозгах избирателей. Я иногда вообще не понимаю, как они ходят на выборы, потому что...
Владимир Соловьёв: Это хороша формулировка.
Людмила Нарусова: Мы сейчас говорим всё-таки о журналистике, а не об избирателях.
Лолита Милявская: ...нормальный избиратель -- ему плевать, с кем ты... хоть с Клинтоном, хоть с Черчилем, хоть с ныне действующим президентом -- он судит по делам.
Так, как у нас ходят на выборы -- вот так у нас беспредельно будет существовать Госдума, где папарацци нашли огромные следы кокаина в туалетах. Да? это ведь Госдума нюхает, я так поняла?.. Да, судя по прессе?
Владимир Соловьёв: Может, папарацци сначала пронюхали, а потом у себя же и нашли?
Лолита Милявская: Получается, что если люди бы как бы шевелили мозгами, то они бы как бы сопоставляли -- ну, сфотографировался, классно. Мог на улице подойти, сказать -- можно? я автограф у Вас возьму, там, для жены; "моя жена Вас любит" обычно говорят... Понимаете, здесь вся проблема в мозгах избирателей.
Людмила Нарусова: Не только.
Лолита Милявская: ... надо сначала говорить об этом.
Людмила Нарусова: Вы понимаете, но
функция средств массовой информации всё-таки
не опускать избирателей до вот такого низменного уровня...
Владимир Соловьёв: Как? Как -- нет?..
Людмила Нарусова: ...что подглядывать и подслушивать -- это хорошо,
а наоборот поднимать.
Лолита Милявская: Люди должны сами развиваться.
Владимир Соловьёв: Подождите, Людмила Борисовна, Вы о чём?.. Как нет? Откройте любую газету. Если вы читаете о Кинотавре -- вы не прочитаете ничего о фильмах.
Людмила Нарусова: Так вот я и говорю, что в настоящее время получается так, что народ держат за какое-то стадо, которое...
Владимир Соловьёв: У нас нет критики фильмов. У нас нет критики телевидения, у нас нет критики музыкальной...
Лолита Милявская: Частично есть, ...
Владимир Соловьёв: ...у нас нет критики театральной. У нас есть -- кто с кем спит, кто куда пошёл, кто где нюхнул, кто был на светской тусовке, и "ой, вы знаете, этому дали в морду".
Людмила Нарусова: Вот Вы сказали, Владимир, про критику -- Владимир Матецкий наверняка сможет привести собственные примеры, но вот недавно я прочитала одну статью про прекрасный концерт Владимира Спивакова. Казалось бы, хотелось услышать, как звучит его новый оркестр и так далее и так далее. В ходе программы поменял он некоторые вещи, но журналист, который писал рецензию, не был на концерте.
Лолита Милявская: Ему напели.
Людмила Нарусова: Он потом пришёл на фуршет. Вот туда он явился.
Владимир Соловьёв: И это было самым важным.
Людмила Нарусова: А было написано, причём не о концерте, а вот "Сати Спивакова была в таком-то платье", и так далее и так далее. То есть... функция в данном случае того, для чего человек берётся за перо, абсолютно никого не интересовала. Гламур заполнил всё. И светская тусовка стала главным потребителем информации, если это вообще можно назвать информацией.
Владимир Соловьёв: Торжество низкого жанра.
Лолита Милявская: Так беда в том, что если бы людям опять объяснили, что образование является необъемлемой частью нормального развития...
Людмила Нарусова: А кто это должен объяснять? Как раз журналисты-то и должны объяснять!
Лолита Милявская: Нет, журналистам объяснили, что они денежку должны на жареном...
Людмила Нарусова: Вот! Вот это и главное!
Лолита Милявская: Чем больше дерьма, тем больше продажа газет. Какие папарацци? О чём мы говорим? Вот людей этим зомбируют, Вы же политик, Вы же знаете. Удобно такими людьми управлять. Чем ниже развитие людей, тем больше стадность позволяет управлять обществом.
Людмила Нарусова: Безусловно! Ну так мы об этом и говорим! Это и есть самое страшное, что есть сейчас в нашем обществе!
Владимир Матецкий: Но тогда получается, что начинать надо с самых таких больших медийных, сильных и мускулистых структур -- то бишь с телевидения.
Лолита Милявская: Телевидению невыгодно только по одной простой причине -- если бы сверху сказали, что слово "рейтинг" надо отменить, или тогда люди знали, что какую-то часть времени работают на развитие общества (если людям это интересно)... Значит, это не нужно сверху.
Людмила Нарусова: Лолит, Вы говорите страшные вещи. "Если бы журналистам сверху сказали". А где же свобода?
Владимир Соловьёв: Я поддержу Лолиту. И объясню, почему. В советское время (вы вспомните) актёры тоже пили, дрались, изменяли жёнам...
Людмила Нарусова: Да, и большие начальники ...
Владимир Соловьёв: ...но людей почему-то волновало, какой продукт этот артист может предъявить обществу. И любили артистов...
Лолита Милявская: И было критики много.
Владимир Соловьёв: Да, и было много профессиональной мощной критики. Государство ушло с идеологической поляны, оставив её мутному и дурно пахнущему ...
Владимир Матецкий: Да, но есть ещё одна -- Володь, извиняй, перебиваю -- очень важный момент. Таблоидная культура -- это не наше изобретение, она пришла с Запада. Журналы-таблоиды в Англии, тиражи у них -- 2-4 миллиона экземпляров -- вот с этими фотографиями бесконечными и так далее. Есть серьёзная критика, но это для узкого слоя людей...
Владимир Соловьёв: Но она есть!
Владимир Матецкий: Но она есть. Здесь же происходит...
Владимир Соловьёв: И есть государственное телевидение!
Людмила Нарусова: Кто читает "Музыкальную жизнь", или там... театральные журналы какие-то...
Владимир Матецкий: Ну, у нас всегда была своя специфика. Это бесконечный разговор, мы приходим к точке -- "где мы?", "кто мы?" Мы азиаты? Мы западные люди? Мы хотим жить так или мы хотим жить так? Нам ближе сдержанность, которая свойственна православию и т.д., либо у нас западный, полностью отвязанный образ мыслей и жизни и соответственно журналы, и соответственно культура гламурная?.. И никогда и никак мы не можем определиться. Это большая проблема!
Людмила Нарусова: Вы знаете, здесь я не могу с Вами согласиться вот в чём. Не надо противопоставлять нас и Запад, потому что
на Западе, если человек даёт недостоверную информацию, судебные иски могут исчисляться очень многими нулями. У нас они ничтожны. И огромными буквами на первой странице пишут... извини, приведу пример, там... "Лолита Милявская родила чёрного ребёнка и закопала его в саду под скамейкой"...
Лолита Милявская: /плюёт через левое плечо/
Владимир Соловьёв: Под белой скамейкой. О, ужас!
Людмила Нарусова: А потом... я просто привожу конкретный пример; тираж раскуплен будет в течении пяти минут.
Лолита Милявская: А извинение будет вот такое.
Людмила Нарусова: А извинение будет на последней странице месяца через четыре в лучшем случае по решению суда мелким шрифтом на последней странице где-нибудь около выходных данных.
Владимир Соловьёв: Ещё издевательский текст.
Людмила Нарусова: Вот о чём речь. Это не то, что вот плохой Запад нам навязал эти стандарты жизни. Мы чему-чему -- хорошему учимся плохо, а вот плохое берём с лёкгостью и очень быстро.
Владимир Соловьёв: Время такое пришло. Популярно всё то, что простенько. Потому что вот
все эти псевдокритики, все эти псевдопапарацци, хроникёры светской жизни, вот если посмотреть -- они же абсолютные упыри!
Лолита Милявская: Да нет, не все, есть же люди развитые, и есть просто люди, которые...
Владимир Соловьёв: Есть?! Неужели?
Лолита Милявская: Есть.
Людмила Нарусова: ... или ... или о лжи, которые требуют большие деньги, чтобы писать о ком-то хорошо. А ежели ты не заплатишь -- то смешают с грязью.
Владимир Соловьёв: Надо уметь дружить! Ну что Вы! Каналы, которые хотят получить телевизионную критику, должен уметь выстраивать отношения с телевизионными критиками.
Лолита Милявская: Есть такая штука, которую я проверила на себе и я прошла тот период, когда и редакцию могла позвонить и сказать "ах вы!..", и говорила "что ж вы... написали... и всё это не так..." Но... знаете, я потом пришла к выводу (с развитием в профессии), что когда ты человеку говоришь "мне скучно, я не буду вам давать интервью, вы примитивны. Будьте добры -- вот подготовьтесь" -- раз; а с другой стороны я дала себе зарок, что никаких интервью на тему непрофессиональных не будет. И поэтому... Мне сказали -- это нереально нашей стране. Я могу сказать, что у меня...
Владимир Соловьёв: Реально. Вполне реально.
Лолита Милявская: Реально, потому что если ты не позволяешь себе опускаться, точно так же люди начинают готовиться, и им становится страшно.
Людмила Нарусова: Я вам приведу пример. Жена одного очень известного актёра, сама актриса, рожает. Понимаете, в родильном доме. Под видом студента медицинского института журналист (якобы) проникает в родовое отделение, ему хочется снять незабываемый момент появления ребёнка на свет. Хорошо, акушерка это заметила и... такая крепкая русская женщина, которая его...
Владимир Соловьёв: Неужели она побила папарацци? Боже мой! Какой ужас!..
Людмила Нарусова: Нет, она сделала так, что он этого не сделал. Но вы понимаете -- другого способа производить детей на свет человечество не придумало, и снимать женщину в этот момент -- Лолита, согласись...
Лолита Милявская: Без её согласия ...
Людмила Нарусова: ...это за пределами добра и зла вообще. Но если человек, именуемый себя журналистом, на это идёт, значит никакие увещевания, никакие призывы к совести уже не пойдут. Значит,
нужно строго наказывать. И главное -- не его самого, а редактора, который... Вот придёт он и скажет "вот, у меня жареное, вообще такой факт, такая клубничка", а редактор берёт и публикует.
Лолита Милявская: Наказать невозможно.
Владимир Соловьёв: Наказать невозможно.
Людмила Нарусова: Вот это важно.
Лолита Милявская: Невозможно. Тираж большой, любой штраф не соответствует наказанию. Вы знаете, что есть такая штука...
Людмила Нарусова: Но тираж будет такой раскупленный, что это покроет все штрафы. Вот в чём проблема.
Лолита Милявская: ...мне одна замечательная психолог (извините, перебила), Лиакадия Галактионова, сказала... Она говорит -- не обращай внимания, любая сплетня живёт не больше недели. Вот когда ты не реагируешь, вокруг тебя энергетическое поле не пропускает... вот всё, что дурно пахнет. Ты не слышишь слухов, сплетен...
Людмила Нарусова: Ну, можно, конечно, по-обывательски говорить "не тронь и не пахнет" (извините, пожалуйста), но...
Лолита Милявская: Не то, что не тронь -- не обращай внимания, оно...
Людмила Нарусова: ...но это не выход.
Лолита Милявская: ...не корми. Не хочешь кормить -- не корми.
Владимир Матецкий: Это, кстати, ещё одна такая черта изменившегося мира. В принципе никого ничего не интересует. Поэтому всё будет круче и круче. Остановить это законодательно мне кажется очень маловероятно.
Лолита Милявская: Это совесть должна играть в первую очередь роль...
Владимир Матецкий: А как она может играть совесть, когда...
Людмила Нарусова: У этого журналиста...
Владимир Соловьёв: Здесь я могу вас примирить -- совесть должна играть, но, к счастью, её нет. Поэтому здесь на этом, я думаю, вас примирим.
А сейчас мы уходим на рекламу, после которой поговорим о том, нужно ли в России, как в некоторых западных странах, применять химическую кастрацию насильников и педофилов.
Лолита Милявская: Нужно!!!
ладимир Матецкий[/b]: композитор, продюсер
LI 5.09.15