✒… наука претендует на то, чтобы дать общую истину человеческого знания, и для неё 2+2 всегда составляет только 4… нет, здесь мы говорим об опыте, а не об эксперименте… есть нечто, что всегда находится за пределами, что изначально записано в психике и ДНК, но что движется во взаимозависимости с внешним миром…
к сожалению, сегодня стерильная „аудиторная“ психология следует линии, в которой она ставит себя в зависимость от научной проверки, чтобы подтвердить то, что человек всегда „знал“, то тринитарное движение, которое невозможно выразить словами и которое не нуждается в формах, процедурах, таблицах, это жизненный опыт…
всё способствует всему, „недисциплинированность дисциплин“ - вот истинное гуманистическое знание, которое не может подчинить себя научной истине иначе, как ценой убийственных ампутаций, и которое снова хотело бы подтвердить „cogito ergo sum“, вместо „sum ergo cogito“, или, ещё лучше, мы есть и поэтому мы думаем, чувствуем, любим…
именно вопросов нам не хватает сегодня, жадные до немедленных ответов, мы утратили все спасительные добродетели, необходимое время терпения, влажную почву смирения, песню воздержания и надежду, которая имеет свой дом в невидимом… „дом как сосредоточение интимных энергий, привязанностей, мечтаний и память об утраченной целостности, всегда возвращая нас к самому сердцу, к нашей способности исцелять непоправимое, лечить неизлечимое, нести свет в глубины нашей тьмы…короче говоря, быть смелым и упорным, скромным, всегда готовым удивляться, невежественным мудрым, поражённым неизвестным, способным держать вместе „puer и senex“, всегда готовым влюбиться снова …
puer, это латинское слово, означающее „ребёнок“…наше употребление этого слова передаёт предположение, что взрослые люди не должны вести себя как дети…
но „puer“ не является полностью негативным…пока мы молоды, он является ключевым архетипом, а его целевая активность - игра - это то, как мы познаём мир…даже, когда мы стареем, puer может многое нам предложить… например, связь с нашим внутренним puer может сохранить молодость и веселье…это поможет нам сохранять оптимизм и энтузиазм по отношению к жизни, а также воображение и любопытство по отношению к миру…puer способствует нашему творчеству и причудливости в своей спонтанной открытости всему, что появляется в течение дня…когда буддисты говорят о развитии „ума новичка“, они имеют в виду свежий, наивный взгляд на реальность, который способен увидеть чудо в обыденности и реагировать на него с благоговением и невинным восторгом…для большинства взрослых вернуть себе этот „ум новичка“ - сложный процесс…
как „senex“ может быть несбалансированным, так и „puer“ может быть несбалансированным…взрослый, живущий слишком много на puer, может проявляться как расточительный транжира, не умеющий управлять своими финансами или живущий в долгах по уши... беспредельный, слабовольный, не желающий брать на себя обязательства (особенно в том, что связано со скучной рутиной или требует упорства и настойчивости), экстремальный puer стремится к ограничениям, неосмотрительно рискует и с трудом откладывает удовлетворение…что он хочет, то хочет немедленно - отсюда безответственное отношение к деньгам, импульсивные траты и вероятность больших долгов…
два типа игры …
впервые я осознала разительную разницу между игрой senex и игрой puer в беседах с моими студентами, изучающими сны…когда в серии сновидений казалось, что психика предлагает сновидцу поиграть, я упоминала об этом, и часто получала интересную реакцию от senex... либо он/она не понимал/а, что я имею в виду, либо сновидец уверял меня, что у него/неё нет времени играть…учитывая мою собственную ориентацию - я больше senex, чем puer, я начала наблюдать за собой и за тем, что для меня значит „играть“…
я обнаружила, что, когда я отрывалась от работы, чтобы „поиграть“, я не проводила своё игровое время в спорте, на вечеринках, в кино или телевидении…скорее, я понимала „игру“ как смену темпа, занятие нерабочей деятельностью, приносящее ощутимый результат... было бы чем похвастаться за время, проведённое вне работы…
я наблюдала за взрослыми в своём кругу, которые по типу больше склонялись к puer, и увидела, что они играют совершенно по-разному…puer чаще занимается спортом или смотрит спортивные соревнования; общается с другими людьми, ужинает, наслаждается пресловутым „счастливым часом“, наслаждается игрой в гольф… в конце дня у puer остаются тёплые воспоминания, возможно, больные мышцы, полный желудок, возможно, но никакого осязаемого продукта, подтверждающего потраченное время…
похоже, что тип senex, возможно, в силу своей бережливости и трезвости, чувствует необходимость быть продуктивным и заниматься тем, что полезно, в то время как тип puer, возможно, в силу своего энтузиазма, хочет извлечь максимум удовольствия из каждого свободного от работы момента…у меня нет объяснения разницы в том, как играют эти два типа, но, похоже, это реальность…теперь я никогда не предлагаю своим студентам сенситивного типа „пойти поиграть“, не объясняя, что я имею в виду под словом „поиграть“...
так может быть и с другими из нас, senex-типов: если мы можем позволить себе время и свободу вернуться к детским увлечениям, мы можем пережить наши собственные „поворотные моменты“ и обнаружить мифы, которыми мы живём…я, конечно, обнаружила, что, если я позволяю себе отвлечься от рабочего стола, чтобы воссоздать себя среди тканей или кухонной утвари, я могу вернуться к своей писательской работе или подготовке к курсам с гораздо большим творческим потенциалом, энтузиазмом и чувством обновления…
я не уверена, что этот процесс работает так же и для puer... мне кажется, что puer гораздо труднее выполнять задачи сенешаля, потому что сенешаль ощущается как работа - то, чего puer предпочёл бы избежать… „должен“, „обязан", которые сопровождают многие виды деятельности в senex, обычно гасят энтузиазм puer... если это не весело, зачем это делать?
к какой бы стороне мы ни склонялись, к puer или сенешалю, нам полезно стремиться к их балансу, и, делая это, мы способствуем нашему росту и большему сознанию…