-Рубрики

 -Цитатник

ЛУЧШИЕ ЖЕНСКИЕ ДУХИ ВСЕХ ВРЕМЕН: 25 НЕПОВТОРИМЫХ АРОМАТОВ! - (2)

Лучшие женские духи всех времен: 25 неповторимых ароматов! Очарование женщины складывается из ...

Как больно новости сегодня нам читать... - (4)

Как больно новости сегодня нам читать...   ...

Смольный собор - поэма Растрелли - в свете небесном, как ангел, летит... | Чудесные минуты в Петербурге - (0)

Смольный собор - поэма Растрелли - в свете небесном, как ангел, летит... | Чудесные минуты в Петербу...

Так линии сложились в одночасье... Pavel Mitkov - (0)

Так линии сложились в одночасье... Pavel Mitkov   1. 2. 3. А жизнь могла сл...

Царицино - (0)

Выходной в Царицыно Вы были в Царицыно? Предлагаю вам прогулку по одному из красивейших парков Ро...

 -Фотоальбом

Фотоальбом закрыт всем, кроме списка избранных и списка друзей. Зарегистрироваться!

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в tinarisha

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.08.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 142236


Союз Земли и Воды. В чём символика Рубенса?

Понедельник, 13 Августа 2012 г. 11:59 + в цитатник
«Размер полотна 223х181 см, холст, масло. Композиция изображает аллегорическую сцену союза Земли, которую олицетворяет Кибела, держащая в руке рог изобилия, наполненный плодами, и Воды – Нептуна, прекрасно узнаваемого по трезубцу в руках. Союз освящает крылатая Виктория, которая возлагает золотую корону на голову богини. Существует и другая интерпретация произведения: художник изобразил союз города Антверпена с рекой Шельдой, то есть союз торговли и морских дорог – залог и символ процветания Фландрии. Рубенс написал эту картину около 1618 года. Между 1798 и 1800 годами она была приобретена для Эрмитажа у князя Киджи (Италия, Рим)».
85727_or (666x781, 70Kb)
Такой комментарий можно прочитать в Интернете. (По поводу золотой короны: на картине нет короны, есть венок. Возможно, было еще одно полотно, на котором была-таки золотая корона.)

Казалось бы, что нужно зрителю? Этого объяснения вполне достаточно, чтобы он согласно кивнул – и пошел дальше рассматривать полотна.

Но не все логично в тех версиях, которые дают искусствоведы. Первое – мифологической основы для этой картины просто нет. Нет ни одного мифа, в котором бы говорилось о заключении союза между Герой и Посейдоном (в греческой мифологии упоминается только о том, что «в союзе с Герой он оказывает помощь ахейцам, вызвав тем самым гнев Зевса») или Кибелы и Нептуна (в римской мифологии).

Что нарисовал художник? Цветущая девушка опирается на глиняный кувшин, из которого льется вода. Ее волосы уложены косами в виде короны, в которую вплетена нить жемчуга. В ушах – жемчужные сережки. Над ней витает крылатая богиня Виктория с венком в руке.

Выражение лица девушки как бы слегка равнодушное. Это что – реакция на какое-то предложение мужчины, который стоит напротив? Мол, меня это не волнует. Что бы это могло быть? Какое предложение? Может быть, он ей грозит уходом? А она ему: «Ну, и что? Все равно вернешься!»

Мощный старец стоит к зрителю спиной. Он как бы полуприсел на пенек, на котором лежит исторгающий пресную воду кувшин. На нем тоже венок победителя. У него тоже есть выражение, хотя лицо только обозначено частью профиля. Но на этом профиле можно прочитать какой-то вопрос, какое-то напряжение. О чем он ее спрашивает? Это не мольба, это именно вопрос. И даже с какой-то угрозой.

У ног мужчины – тритон гудит в раковину. Выглядит он довольно непривлекательно, можно сказать, мерзко. А рядом с ним плещутся путти (путти – декоративные изображения маленьких детей, характерные для искусства барокко и ренессанса). Возможно, это мальчик и девочка (если судить по длине волос).

И еще один персонаж – тигр. Почему именно тигр? Почему не лев? Или буйвол? Или бегемот?

Что-то странное в этой картине. Рубенс был художником, который не бросался символами, они для него составляли тайный смысл картин. И думать, что «Союз Земли и Воды» представляет какую-то абстрактную композицию, было бы в корне неверно.

Вот что пишет сам художник о некоторых символах, которые он использовал в своих картинах: «Пьедестал Минервы украшает масличный венок, отличительный знак сей Богини; некогда на Народном собрании греки присудили такой венок Фемистоклу как признание его мудрости. В этот венок вплетена пальмовая ветвь, что говорит о Мудрости – Победительнице. Пьедестал Меркурия украшен гражданским венком из зелени дуба, ибо охранять граждан – такова цель послов (их можно узнать по ветвям Оливы Счастливой, которые они держат перед собой), успешно ведущих государственные дела. Почти то же самое значат и забавы играющих и пляшущих детей; так издавна изображали обычно в мраморе и на монетах времена благоденствия».)

Попробуем обратиться к историческим событиям того времени. Ниточка к этому заложена в приведенном комментарии: «Художник изобразил союз города Антверпена с рекой Шельдой, то есть союз торговли и морских дорог – залог и символ процветания Фландрии». (Рубенс жил в Антверпене.)

Рассмотрим эту версию. Если это союз города с рекой – то где город, а где река? Кто изображает реку – женская фигура или мужская? Если женская – то какая связь между плодами и рекой? Если мужская – то почему такая мощная фигура? Если наоборот – те же вопросы! И опять же – зачем тигр?

Попробуем подойти с другой стороны. Прежде всего: Антверпен был во Фландрии. И как пишут историки, Фландрия была экономически развитой областью. В начале XVII века она была под властью испанской ветви Габсбургов (Габсбурги были императорами Священной Римской Империи, которая в свое время разделилась на две ветви: немецкую и испанскую).

Обе ветви Габсбургов (немецкая и испанская) воевали между собой – никак не могли поделить наследство. Войны истощали всех и вся. В конце концов стороны договорились и в 1617 году заключили между собой мирное соглашение – договор Оньяте. Для нас не суть важно, кто и что получил – установился мир, началась нормальная жизнь.

«Союз земли и воды» был написан в 1618 году, через год после заключения мира. Естественно, что букет фруктов и ягод символизирует изобилие. По объяснению самого Рубенса, дети – символ процветания. Венки на головах главных персонажей – символы побед и мира, символы мудрости правителей воюющих стран. Место, где плещутся дети и тритон, – очевидно, море. Текущая из амфоры вода, похоже, изображает реку, впадающую в море (несомненно, это река Шельда).

Если девушка изображает Фландрию (намек на ее богатства и важность для испанской короны – жемчуг в косах и в ушах), а мужчина – испанских Габсбургов, то картина – аллегория соглашения 1617 года, по которому Антверпен (Фландрия) получил мирную жизнь, следовательно, и возможность процветания. Мало того, безразличное выражение ее лица свидетельствует о том, что ей все равно, с кем будет мирный договор – лишь бы не воевать. Вопрос на лице мужчины – не праздный: Фландрия может быть и немецкой. Это зависит и от нее. Испания в то время оставалась сильной морской державой (мужчина держит в руках трезубец, символ владыки морей), но уже начала терять свое могущество. Возможно, художник это передал именно таким выражением лица девушки.
85728_or (152x456, 19Kb)85729_or (352x322, 15Kb)
Питер Пауль Рубенс, Питер Пауль Рубенс,
Союз Земли и Воды (Фрагментs)
Похоже, что все фигуры на картине связались некоторой логикой. Остался только тигр. Что бы это значило? Может ли тигр быть символом какого-либо государства? Вряд ли: в гербах есть львы, тигров нет.

Возможно, что тигр – символ чумы и распрей. Распри между гражданами Фландрии, которые по-разному оценивали достигнутый мир. Кто-то хотел быть в немецкой ветке Габсбургов, кто-то в испанской, кто-то хотел полной независимости, кто-то беспокоился о первенстве Амстердама, которому противостоял Антверпен. Что касается чумы – ее эпидемия прокатилась по Европе в XVI веке. Казалось, что спустя 100 лет это бедствие осталось в прошлом. Но вспышки заболевания наблюдались еще несколько десятилетий. Историки упоминают о такой вспышке в 1628 году.

Возможно, что в тигре соединились два этих фактора. Один из них – распри – изображен как левая лапа зверя, она подобралась к плодам изобилия очень близко. Второй фактор – чума - изображена как правая лапа тигра, она пониже и не так угрожающе выглядит.

Итак, девушка – Фландрия, мужчина – испанские Габсбурги, а все полотно «Союз земли и воды» – аллегория Фландрии в смутные времена Тридцатилетней войны.

Послесловие.

Войны в 1617 году не закончились. И для Антверпена через некоторое время началась черная полоса: в 1648 году ему отрезали выход в море, он потерял свое торговое значение. Возрождение города началось только в 1863 году, с открытием устья Шельды.

Примечания.

1. Может быть, путти – это дети Рубенса: Клара Серена (родилась в 1611 году) и Альберт (родился в 1614 году). В момент написания картины Кларе было 7 лет, а Альберту - 4.

2. Посмотрите на эскиз к картине, его размер 35х30,5 см. Какая гигантская разница между эскизом и законченным полотном!

85830_or (583x700, 57Kb)
Питер Пауль Рубенс. Союз Земли и Воды (Эскиз)

Автор Борис Рохленко

источник

Серия сообщений "Картины старых мастеров":
Часть 1 - Леонардо да Винчи + 14 фото
Часть 2 - Картины и биография Микеланджело Буонарроти
...
Часть 10 - Рафаэль
Часть 11 - 500 лет "Сикстинской Мадонне"
Часть 12 - Союз Земли и Воды. В чём символика Рубенса?
Часть 13 - Рубенс. Портреты барона и баронессы де Вик. Кем они были для Рубенса?
Часть 14 - Микеланджело Буонаротти (1475-1564)
Часть 15 - Даная . Рембрандт Ван Рейн
Часть 16 - ТОТ САМЫЙ ВАН ЭЙК

Рубрики:  ЖИВОПИСЬ
Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 15 пользователям



Madam_Irene   обратиться по имени Понедельник, 13 Августа 2012 г. 12:22 (ссылка)
Спасибо Алечка за очень интересный пост.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 13 Августа 2012 г. 19:17ссылка
Рада отзыву,Ирочка!Доброго вечера!
TimOlya   обратиться по имени Понедельник, 13 Августа 2012 г. 12:34 (ссылка)
Спасибо, Алечка, замечательный пост , интересно и познавательно !
672e43e83488 (500x227, 196Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 13 Августа 2012 г. 19:17ссылка
Спасибо за отзыв,дорогая!Приятно,что тема оказалась для тебя интересной.
красавицу_видеть_хотите   обратиться по имени Понедельник, 13 Августа 2012 г. 12:51 (ссылка)
tinarisha, Алевтинка, доброе время суток! О таких картинах можно говорить и говорить.... Спасибо, Аленький!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 13 Августа 2012 г. 19:20ссылка
Добрый вечер,Инночка!Ты права,интересно знать,что хотел выразить своим полотном мастер.В те времена народ был подкованным в религиозных темах и мифологии.Нам сложнее понять замысел художника.
Leykoteya   обратиться по имени Понедельник, 13 Августа 2012 г. 13:02 (ссылка)
Алечка, спасибо. Интересно!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 13 Августа 2012 г. 19:20ссылка
Пожалуйста,Майечка!Рада отзыву.
klavdia-France   обратиться по имени Понедельник, 13 Августа 2012 г. 13:09 (ссылка)
Милая Алевтинушка!!! Спасибо!!! Очень интересный пост!!! Доброго, приятного и позитивного тебе дня!!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 13 Августа 2012 г. 19:21ссылка
Спасибо за визит и отзыв,Клавушка!Доброго вечера!
VOLKSD   обратиться по имени Понедельник, 13 Августа 2012 г. 14:06 (ссылка)
Добрый день Аля,спасибо за интересную информацию!!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 13 Августа 2012 г. 19:22ссылка
Добрый вечре,Слава!Всегда рада поделиться интересной информацией.Спасибо за визит и отзыв!
Matrioshka   обратиться по имени Понедельник, 13 Августа 2012 г. 14:26 (ссылка)
Алечка,ну вот, еще много нового для себя узнала.Сколько подробностей,спасибо тебе огромное!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 13 Августа 2012 г. 19:23ссылка
Оленька,рада,что пост тебе понравился.Мне и самой интересно узнавать истории картин.
Akmaya   обратиться по имени Понедельник, 13 Августа 2012 г. 15:24 (ссылка)
Очень интересный пост! Спасибо, Алечка! Много нового узнала!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 13 Августа 2012 г. 19:16ссылка
Рада,Майечка,что тебе было интересно.Спасибо за отзыв.
MsTataka   обратиться по имени Понедельник, 13 Августа 2012 г. 18:34 (ссылка)
Спасибо Аля,очень интересный пост !!!!!!!! цитирую
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 13 Августа 2012 г. 19:15ссылка
Рада,что тебе понравился пост,Наташа!Я тоже люблю узнавать подробности о картинах.Смотришь на них другими глазами.
Трииночка   обратиться по имени Понедельник, 13 Августа 2012 г. 20:26 (ссылка)
Любуясь этими работами никогда бы мне в голову не пришло, что здесь есть политический мотив... Спасибо, дорогая, интересный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 13 Августа 2012 г. 22:21ссылка
Вот и хорошо,что нам растолковывают сюжеты специалисты.Более осмысленно смотришь на картины,будучи информированным.
AminaQ   обратиться по имени Вторник, 14 Августа 2012 г. 04:23 (ссылка)
Спасибо Аленька,интересно!
Ответить С цитатой В цитатник
Tatjanuschka   обратиться по имени Отличный пост! Спасибо! Вторник, 14 Августа 2012 г. 11:01 (ссылка)
Спасибо, Тиночка,за интересности! Забираю!
Я наконец-то разобралась с почтой))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 14 Августа 2012 г. 17:09ссылка
А ты думала,что будешь прогуливать без проблем с почтой?Я,когда уезжаю,почту отключаю.Однажды этого не сделала,за две недели собралось более 3000 сообщений.Теперь ученая)))
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку