О самореализации и наполнении личности |
Хочу сегодня попытаться осветить свой взгляд на тему формирования человеческой личности, а именно той ее части, которая отвечает за пути нахождения для самореализации и нахождению своего места в жизни. Постараюсь затронуть, по крайней мере, самые основные моменты поверхностно, не углубляясь в глубоко уходящие корни этого явления.
Первый и самый ранний этап формирования - раннее детство. Я не буду касаться его во всех подробностях, ибо, как бы это ни казалось странным, но этот этап, на мой взгляд, не является самым важным касаемо темы нашего разговора; кроме того, представления об этом этапе являются общеизвестными. На этом этапе формируются первоначальные представления об окружающем мире, копится опыт, который служит фундаментом для ориентации и адаптации в нем своих физиологических особенностей и гармоничного взаимодействия с окружающей средой. Родители, с которыми ребенок в этот период наиболее часто взаимодействует, помогают ему в этом, направляя его в нужное русло для такого развития, а также оказывают влияние на его психологические и невротические особенности, которые на то, как он будет проявлять самого себя в окружающий мир и что будет входить в его интересы, влияют очень мало. Это скорее подготовительный этап, в котором заключается развитие самых основ личности.
Самый важный этап следующий - это подростковый период, в котором фундамент личности окончательно сформирован и уже на его основании можно сооружать здание самореализации личности во внешнем мире. Этот этап может растягиваться вплоть до конца жизни человека, так и не завершившись, но самый решающий его момент начинается именно в подростковом возрасте. Перед человеком на данном этапе предстает весь мир во всем его многообразии - имеется в виду та часть мира, в которой сконцентрировано все поле человеческой деятельности. Безусловно, у человека на данном этапе уже есть некие начальные представления об разных ее областях, но для того, чтобы найти себя в них ему необходимо эти представления согласовать с реальностью, прочувствовав на самом себе все их особенности, и на основании этого направить энергию на то, что откликается он сам. И чем больше областей этого мира будет охвачено реальными представлениями, тем проще будет найти свой путь в этой жизни. Желательно, конечно, чтобы было охвачено абсолютно все.
Помимо своих представлений определяющую роль оказывает также и влияние родителей. Дело в том, что ребенок осознает то, что они несут ответственность за его дальнейшую жизнь и то, что родители уже умудренные жизнью и опытом и что он может многое от них получить для того, чтобы самому твердо встать на почву. Именно они в первую очередь оказывают влияние на формирование тех самых реальных представлений. Наблюдая за своими родителями, он сопоставляет их представления со своими, наблюдает за их самореализацией и областями, в которых они реализуются, направляет на них свое внимание и анализирует дает ли эта самореализация отклик в нем самом или нет либо ищет другие способы самореализации в этой области, и если ни один из этих способов свой отклик не находит, то внимание уходит на другие области. Естественно, что такую роль играют не только родители, но и его ближайшее окружение. Так, расширяя постепенно круг своих представлений, у ребенка формируется свой способ самореализации. При этом, помимо того, что он найдет именно свою самореализацию в каких-либо областях, на каждую область у него уже будет свое собственное суждение, отталкивающееся от реального положения дел, которые будут представлять собой его собственное проявление личности во внешний мир. Это собственное проявление играет решающую роль для полноты личности, являющейся фундаментом для межличностных взаимодействий.
Конечно же, формирование самореализации личности, а также ее наполнение может иметь определенные трудности. Первая и самая важная трудность, с которой можно столкнуться - это особенности самореализации и полнота личности родителей. Скудность самореализации и вследствие этого скудность полноты личности родителей может определенным образом сказаться на наполнении личности ребенка. Эта скудность может быть причиной малой заинтересованности в жизни и пассивному пребыванию в ней. Мы помним, что ребенок в большей степени ориентируется на собственных родителей. Таким образом, имея таких родителей, ребенок может перенять их малую заинтересованность и как следствие затормозить собственное развитие личности и ее наполнение. У такого ребенка может отсутствовать мотивация к взаимодействию с внешним миром, а значит, пропадет энергия на то, чтобы сопоставлять свое представление о нем с реальностью и охватывать этим представлением другие области мира. В виду того, что личность ребенка наполнена очень скудно, он может встретить препятствие при межличностном взаимодействии со своими ровесниками, у которых личность наполнена больше. Выходом из такой ситуации может послужить то, что подросток найдет кого-то другого - того, у которого личностное наполнение находит отклик в нем самом и тем самым, сопоставив его представления со своими, пойдет по этому пути самореализации. Но такого может и не произойти. Здесь как раз открывается нам вторая трудность на пути к формированию личности. Не находя отклика от личностного наполнения окружающих, подросток отстраняется от внешнего мира и у него теряется интерес к нему. Таким образом, его энергия направляется на более пассивное пребывание в нем. Это пребывание не оказывает никакого воздействия на развитие личности, а скорее приводит к ее регрессии. При наличии первой трудности с родителями, ситуация усугубляется еще больше. Такая ситуация может обернуться серьезными психологическими проблемами. Третья трудность связана с отсутствием доступа к ресурсам, из которых можно почерпнуть информацию о разных областях и перенять оттуда реальное представление о них. Это может быть связано с низким материальным положением семьи, в которой находится подросток. Четвертая трудность, с которой можно столкнуться на этом пути, - это наличие несоответствия собственных представлений с реальными при выборе дальнейшего жизненного пути, в частности - профессиональной реализации. Да, может случиться и такое, что к этому этапу собственные представления могут отличаться от реальных. Тогда может произойти так, что отклик может пойти как раз таки от этих ложных представлений и на основании их будет сделан дальнейший выбор. Рано или поздно человек поймет это, и тогда уже от этих сформированных и завладевших им реальных представлений об этой области у него может пойти отторжение. Но эта трудность не настолько сильно представляет опасность, как первые три, скорее напротив - у нее есть предпосылки для дальнейшего развития личности. Ведь сформировав верное представление об этой области, не нашедшее отклика от личности, у человека появляется энергия на переключение на другие области и нахождение отклика уже в них. Эта трудность разве что растягивает период формирования и наполнения личности, в остальном же она может являться выходом из первых двух трудностей. Выбирая области в качестве самореализации, исходя из отклика от собственного представления о них, картина мира становится все более полной, а значит увеличивается шанс на нахождение своего пути самореализации и как следствие происходит более полное наполнение личности и наличие более гармоничных межличностных взаимодействий. Но ведь может случиться и так, что разочаровавшись в выбранной области, энергия может переключиться не на другие области, а еще большую отстраненность от мира и привести тем самым к сильной депрессии. В этом случае уже необходима помощь профессионального психолога.
На этом я пожалуй закончу. Это все лишь моя точка зрения на данную проблему; если вы не согласны, предлагайте что-то свое. Я очень рад, если вы нашли свою самореализацию, можете гармонично взаимодействовать с окружающими людьми и получать радость и удовольствие от жизни, миновав те трудности, о которых я упомянул выше. Но если вы все же с ними столкнулись, то надеюсь, что моя статья поможет вам понять ситуацию, в которой вы находитесь, и найти из нее выход.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |