Прочитал тут книжку Founders at Work, точнее, прочитал уже давно, но заметки свои разобрал только на днях.
По итогам этих заметок я взял и написал основные характеристики успешных технологичесих стартапов. Вот:
1) Чаще всего, как мне показалось, упоминается, что из-за ограничений по деньгам, времени или количеству человек в команде
а) компания тратила очень мало денег (на всякую фигню типа крутого офиса и маркетинга),
б) продукт старались сделать максимально простым, с минимальным набором необходимы фич.
Также часто упоминается:
2) Что в оригинале продукт писали для своих нужд - обычно один человек, но иногда допустим веб консалтанты для управления проектами (BaseCamp)
3) Продукт пытались сделать максимально простым для пользователя, скрыть всю внутреннюю сложность, сделать продукт человечным, а не компьютерным (особенно пример TiVo)
4) Многие стартапы начинали делать что-то, а потом в разной степени меняли свою бизнес-модель, иногда весьма кардинально (PayPal наиболее яркий пример). Некоторые также безо всякой идеи делали стартап, просто потому что несколько хороших людей хотели его сделать, а идея типа сама придумается.
5) Важность найма хороших людей, которые и умные, и мотивированы работать в стартапе, и т.п... Также, кстати, встречались упоминания, что быстрый найм кучи народу/рост - это плохо.
6) В противоположность 1 (но реже), упоминается, что главное - это взять реально сложную проблему и решить её хорошо, и компания перед выпуском продукта очень долго (годы) его ваяет, в некоторых случая делает ресёрч в институтах, etc; но это обычно с большим финансированием.
Чуть менее часто, но тоже встречается:
7) Не надо имплементировать фичи, которые просят пользователи, надо понять, что им реально надо и сделать это; а иногда даже что если пользователи просят какую-то фигню, но она по вашему мнению не согласуется с видением продукта (см. п. 1б), то и не надо её делать.
8) Стартап, направленный на концумеров, должен таргетить сначала более активную часть народа, и в целом формировать коммюнити и получать от неё фидбек.
9) Упоминается, что очень важно, чтобы был кофаундрер, также преданный новой компании/идее.
Ну и более редко, но тоже заметно, упоминается:
10) Придумывая идею, надо смотреть не на сейчас, а на то, что будет с рынком в будущем, какие будут проблемы и решения (очень характерный пример RIM)
11) Важно быть честным, иметь моральные принципы etc.
12) Важно внимание к деталям, желание сделать всё идеально отлично, и чёткое видение всего продукта с техзнической точки зрения в голове (особенно заметно Стив Возняк об этом говорит)
13) Не-критичную фигню, от комп. графики до бухгалтерии, надо аутсорсить
14) Стороннее финансирование - это зло (в случае Ars Digita - с летальным исходом для компании, когда инвесторы захватили достаточно успешную компанию у основателей, всё поменяли к худшему и она обанкротилась вскоре); ещё Джоэл Спольски это везде любит упоминать)
15) Надо забить на хитрый маркетинг и тупо усовершенствовать продукт, и всё будет здорово =)