-Рубрики

 -Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в TheLenka

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.01.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 265


Экономика

Четверг, 11 Июня 2009 г. 06:08 + в цитатник

1)Натуральное хозяйство - тип хозяйства, при котором производство направлено на удовлетворение собственных потребностей производителя (не на продажу). Для Н. х. характерны замкнутость, ограниченность, традиционность и разобщённость производства, рутинная техника и медленные темпы развития. С углублением общественного разделения труда Н. х. постепенно вытесняется товарным производством.
Согласно общепринятому определению, Товарное производство, форма общественного производства, при которой продукты производятся не для собственного потребления, а для обмена; возникает на основе общественного разделения труда, ведётся экономически обособленными производителями. Товарное хозяйство, в отличие от натурального, предполагает связь производителей и потребителей продуктов через рынок, через куплю-продажу товаров. Простое Т. п. основано на личном труде товаропроизводителя, а капиталистическое - на эксплуатации чужого труда; простое Т. п. представляет собой индивидуальное производство ремесленников и крестьян для удовлетворения личных потребностей, на капиталистическом предприятии совместный труд многих. Товар – продукт труда, произведенный для продажи на рынке, для обмена. . Марксистская трактовка товарного производства включает определение таких свойств товара, как потребительная стоимость и стоимость. Под потребительной стоимостью понимается способность товара удовлетворять человеческие потребности.
Стоимость – это овеществлённый в товаре труд. Формой проявления стоимости является меновая стоимость или способность товара обмениваться на другой товар в определённом соотношении. Стоимость проявляется в часах изготовления товара. В рамках маржиналистского подхода выделяют такие свойства товара, как полезность и ценность. При этом ценность преимущественно связывается с полезностью, а полезность понимается как способность удовлетворять потребностям.
2) Деньги – это всеобщий эквивалент в товарном мире. Они обладают наибольшей ликвидностью. По марксистской теории выделены 5 функций денег: 1) Деньги выполняю функцию меры стоимости, т.е. денежная единица используется в качестве масштаба для измерения стоимостей различных товаров и услуг. 2) Деньги выступают как средство обращения, как посредник в обмене товарами и услугами. 3) Деньги являются средством сбережения, накопления. Они могут быть изъяты из обращения и выступать в качестве формы сохранения богатства. 4) Деньги рассматриваются как средство платежа, если получение денег за товар отделено по времени от получения товара, т.е. в кредитных. 5) Функция мировых денег т.е. выполнение вышеуказанных функций в международных отношениях.Современные экономисты выделяют преимущественно 3 основные функции денег. 1)Средства обращения 2) Меры стоимости или единицы измерений. 3) Средства сбережения, накопления. Использование денег в качестве меры стоимости означает что стоимость любого товара и ресурса можно выразить через денежную единицу в виде цены. Цена является элементом рыночного механизма наряду со спросом и предложением. Цена уравновешивает спрос и предложение. Цена – экономическая категория, означающая количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара.
3) Рынок представляет собой сферу товарно-денежного обмена – это совокупность товарно-денежных отношений. Между продавцами и покупателями в сделках купли и продажи Необходимость существования рынка вызвана 1) общественным разделением труда 2) Многообразием форм собственности 3) Экономическим обособлением производителей Рынок в экономике выполняет следующие функции: 1) Обеспечивает доведение произведённой продукции работ и услуг от производителя потребителю.2) Рынок позволяет реализовать издержки на производство товара производителю, а потребителю удовлетворить потребность в чём-либо.3) Рынок обеспечивает непрерывность процесса воспроизводства.4) Рынок выявляет полезность созданного продукта. 5) Рынок выполняет санирующую функцию, т.е. освобождает общественное производство от нежизнеспособных предприятий. Рынок способствует интеграции национальных экономик различных стран мира. Чтобы рынок мог успешно выполнять свои функции: 1) независимость и правомочность экономических субъектов 2)Возможность для продавцов и покупателей выбора контрагентов(конкуренция) 3) достоверная информация о состоянии на рынке 4) свобода ценообразования 5)Открытость экономики
4) Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.1)рынки тех или иных товарных групп или рынки отдельных товаров 2)Территориальный признак (местные, локальные, мировой) 3)по степени зрелости рын.отношений (развитый, формирующийся, конкурентный и др) 4)С точки зрения соответствия законодательству (легальный, теневой) 5) Основной структурообразующий фактор (назначение объектов рыночных отношений (1.товарный{а.потребит-товарный, б.средств производства}, 2.Финансовый{а. капиталов инвестиций б. кредитный в. ценных бумаг} 3. Рынок труда 4. рынок страховых услуг 5. рынок нт разработок 6.Валютный рынок) Различают 4ре несхожие рыночных ситуации (чист конкур, монополия, олигополия монополист конкуренция)
5)
Характерные чертыМодель рынка
Чистая конкуренцияМонополистическая конкуренцияОлигополияЧистая монополия
1.Число фирмОчень большое (5000, 10000)Много (50, 60, 70)Несколько (до 20)Одна
2.Тип продуктаСтандартизированныйДифференцированныйСтандартизированный и дифференцированныйУникальный, не имеющий аналогов
3. Контроль над ценойОтсутствуетНекоторый, но в узких рамкахОграничивающийся взаимной зависимостьюЗначительный
4. Условия вступления фирм в отраслиОчень легкие, нет препятствийСравнительно легкиеНаличие существенных препятствийБлокировано
5. Неценовая конкуренцияОтсутствуетГлавный акцент на рекламу, товарные маркиОчень типичнаГлавным образом реклама
ПримерыСельское хозяйствоРозничная торговля, предприятия легкой промышленностиПроизводство черных и цветных металлов, машиностроениеМестные предприятия общественного пользования (банк)

6) Спрос – это потребность обеспечения деньгами или платежеспособная потребность. Спрос можно представить в виде таблицы и в виде графика.
Существует обратная связь между ценой и величиной спроса. (при всех прочих равных условиях снижение цены приведет у росту спроса) Эта связь называется законом спроса. Помимо цены на DD оказывают влияние неценовые детерминанты, под которыми понимаются все другие факторы кроме цены.
К основным неценовым детерминантам относятся:
1.Вкусы и предпочтения потребителей.
2.Число потребителей на рынке.
3.Денежные доходы потребителей.
4.Цены на сопряженные товары.
Изменение цены приводит к понижению или повышению спроса на рассматриваемы товар, т.е. речь идет о заменителе нашего товара или сопутствующем нашему товару.
Имеются товары, которые выступают как взаимозаменяемы товары – кот. Называются комплементарными.
Кроме того, имеют место независимые или самостоятельные товары – индифферентные.
5.Ожидания потребителей относительно будущих цен и доходов, которые тоже могут изменить спрос.
Если изменяется основная детерминанта цен, то речь идет об изменении величины спроса. Если меняется любая неценовая детерминанта, то речь идет об изменении спроса.
7) Предложение – это количество товаров, которое находится на рынке или в любой момент может быть доставлено на него. С повышением цен возрастает величина предложения, со снижением цен сокращается величина предложения. Эта связь, положительная или прямая называется законом предложения. На положительную кривую SS влияют неценовые детерминанты:
1.Цены на ресурсы.
2.Технология производства.
3.Налоги и дотации. Налоги рассматриваются как издержки, следовательно, их повышение увеличивает издержки и сокращение предложения.
4.Цены на другие товары. Изменение цен на другие товары способны сместить кривую предложения продукта.
5.Ожидание изменения цен.
6.Число продавцов.
Если изменяется цена, то речь идет об изменении цены предложения. Если меняется любая неценовая детерминанта, то речь идет об изменении величины предложения.
8) Чтобы установить, как определяется конкурентная рыночная цена, надо объединить анализ спроса и предложения. Единственной уравновешенной ценой является такая цена, при которой предложение = спросу. Равновесной является цена, при которой спрос на данный товар равняется его предложению в данный период времени. Графически такая цена определяется с помощью точки пересечения кривых спроса и предложения, именуемой точкой рыночного равновесия. Равновесное количество - совпадающие величины спроса и предложения при равновесной цене в условиях конкурентного рынка. Дефицит – недостаток, нехватка чего-либо необходимого; превышение расходов над доходами, задолженности над активами. Излишек - 1. То, что остается сверх необходимого, положенного; избыток. 2. Чрезмерное количество чего-либо.
9) Эластичность спроса – это показатель выражающий колебания совокупного спроса, вызванный изменением цен на товары и услуги.
Выделяют 3 альтернативных варианта. 1.Уменьшение цен на определенные % вызывает такое существенное увеличение спроса на товары и услуги, что общая выручка растет – это эластичный спрос или ED>1. (E – эластичный) График пологий 2. Процентная величина снижения цен дает такой же % увеличения объема спроса и общая выручка не меняются – это единичный спрос или ED=1. (Равноценный график) 3. Процент роста количества спрашиваемых товаров меньше, чем % снижения цен – это не эластичный спрос или ED<1. График крутой.
Мерой эластичности спроса служит коэффициент эластичности:
; ; ;
Факторы ценовой эластичности спроса: 1.Заменяемость – чем больше хороших заменителей данного продукта, тем эластичнее спрос на него.2.Удельный вес в доходе потребителя, чем больше место занимает продукт в бюджете потребителей, тем выше эластичность спроса на него.3.Предметы роскоши и предметы необходимости. Спрос на предметы необходимости неэластичный, а спрос на предметы роскоши обычно эластичен. 4.Спрос на продукт тем эластичнее, чем продолжительнее период времени для принятия решения. Многие потребности – людские привычки. Если цена на 1 продукт повышается, то надо время, чтобы пойти и апробировать другие продукты, пока потребитель утверждается в их приемлемости.
Помимо ценовой эластичности спроса имеют место 2 концепции:
- перекрестная эластичность спроса по цене
- эластичность спроса по доходу
Перекрестная эластичность спроса по цене позволяет измерить насколько чувствителен потребительский спрос на один предмет х и изменение цены другого продукта у:

Если Exy>0, товары х и у взаимозаменяемы. Если Exy <0, товары взаимодополняемы. Если Exy =0, товары независимы друг от друга (индифферентные).
Эластичность спроса по доходу позволяет измерить изменение количества спрашиваемого товара, обуславливается тем или иным процентным изменением дохода потребителя

10) Ценовая эластичность предложения - это показатель, выражающий %-ое изменение объема предлагаемого товара на рынке, происходящее в связи с %-ым ростом цен.
3 альтернативных варианта:
1. Если %-ое увеличение объема предлагаемых товаров превосходит %-ый рост цен, то такое предложение характеризуется как эластичное. Es >1
2 Если %-ый прирост объема предложения = %-ному приросту цен, то предложение называется единичным эластичным. Es =1.
3 Если %-ый прирост предложения меньше %-ого прироста цен, то формируется неэластичное предложение. Es < 1.
Мерой эластичности предложения служит коэффициент эластичности. Es = (формула как в эластичности спроса)
Основным фактором, который воздействует на эластичность предложения является время. Проводят различие между кратчайшим рыночным периодом, краткосрочным, долговременным периодами. Кратчайший временный период настолько мал, что производители не успевают отреагировать на изменение спроса и предложения.
Краткосрочный в пределах этого периода производственные мощности отдельных производителей и всей отрасли остаются неизменными. Однако в распоряжении предприятия имеется достаточно времени, чтобы использовать имеющиеся мощности более или менее интенсивно.
Долговременный. Достаточно продолжителен, чтобы фирмы успели принять все желательные меры по приспособлению своих ресурсов к требованиям изменяющейся ситуации. Отдельные фирмы могут расширить часть имеющихся мощностей, могут поставить на консервацию, новые фирмы могут войти в состав отраслей, а имеющиеся в ней могут расформироваться и покинуть отрасль
11) Максимизация полезности явл-ся руководящим психологическим принципом поведения людей в их стремлении избежать страданий и увеличить удовольствие и счастье.
Количественный подход к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения полезности различных благ в гипотетических единицах полезности ютилах.
Общая полезность данного товарного набора Tv =f(Qa, Qb,…, Qz), где Qa, Qb,…, Qz -объем потребления товаров в единицу времени.
Общая полезность определяется в зависимости от объема потребления товара. Более 100 лет назад экономисты провозгласили закон убывающей предельной полезности. Предельная полезность понимается как добавочная полезность, прибавляемая каждой последующей единицей потребляемого товара. Закон гласит, что по мере увеличения количества потребляемого товара его предыдущая полезность(добавочная полезность, приносимая последней порцией) имеет тенденцию к сокращению. Предельная полезность есть частное производное общей полезности товарного набора по объему потребления i товара. (график грустная галочка)
Порядковый подход к анализу полезности явл-ся более современным и основан на менее жестких предположениях, от потребителя не требуется умение измерять полезность того или иного блага в каких-то искусственных единицах измерения. Достаточно лишь, чтобы потребитель был способен упорядочить все товарные наборы по их предпочтительности. При таком подходе используются кривые безразличия и карты кривых безразличия
12) Кривая без различия – это множество точек, каждая из которых представляет собой такой набор из 2 товаров, что потребителю безразлично какой из этих наборов выбрать.
Св-ва:
1. Кривая без различия лежащая выше и правее другой кривой представляет собой более предпочтительные для данное потребителя наборы товаров.
2. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон.
3. Кривые безразличия никогда не пересекаются.
4. Кривые безразличия выпуклы относительно начала координат.
Основным понятием порядковой теории полезности является предельная норма замещения.
Предельной нормой замещения благом x блага y - называют количество блага y, которое должно быть сокращено в обмен на увеличение количества блага x на единицу, с тем чтобы уровень удволетворения потребителя остался неизменным.
Предельная норма замещения может принимать различные значения, она может быть равна нулю, может быть неизменной или меняться при движении вдоль кривой безразличия.
Предположим, что наш потребитель может тратить в день 6$. Твёрдые цены на товары и услуги $1.5 за единицу пищи и $1 за единицу одежды. 1,5х+1y=6 Он может купить 4 и 0; 3 и 1,5; 2 и 3;1 и 4,5; 0 и 6.
MN – бюджетная линия
Чтобы определить равновесное положение потребителя необходимо на бюджетную линию наложить карту безразличия
M’N’ – бюджетная линия, при изменении доходов потребителя
M N’ – при изменении цен на товары
13) Чтобы описать поведение фирмы, необходимо знать, какое количество продукта она может произвести, используя факторы в тех или иных объемах в условиях конкретной технологии. Производственная функция (см справочник).
Причины, оказывающие влияние на выпуск продукции:
1.изменение количественных и качественных характеристик используемых факторов производства
2.изменение соотношения применяемых факторов, обусловленное технологией производства
В теории производства используется двухфакторная производственная функция, в которой объем производства (Q) – функция использованных труда( L) и капитала (K): Q= f(L,K).
Производственные функции различны для разных видов производства, но обладают общими свойствами:
1)Существует предел увеличения объёма производства, который может быть достигнут за счёт роста затрат, одного фактора при неизменном количестве другого (предел увеличения объема производства при привлечении дополнительных рабочих на одних и тех же площадях и оборудовании).
2)Возможно определённая взаимодополняемость, а так же взаимозаменяемость факторов производства (большее число рабочих может быть заменено машиной).
Изокванта Карта изоквант. (см справочник). Каждая изокванта показывает другую технологию производства.
Изокванты для процесса производства означают тоже самое, что и кривые безразличия для процесса потребления. Они обладают аналогичными свойствами.
Проблема выбора оптимального сочетания ресурсов может быть решена лишь в пределах нормы технологического замещения. Увеличение затрат труда компенсирует уменьшение затрат капитала. Угловой коэффициент изокванты показывает характер взаимосвязи труда и капитала между собой, т.е. каким образом происходит замещение одного фактора другим при сохранении постоянного объема продукта.
Изокоста – это бюджетное ограничение производителя. Касание изокванты с изокостой определяет равновесное положение производителя, поскольку позволяет достичь максимального объёма производства при имеющихся ограниченных средствах, которые можно потратить на покупку ресурсов.
В производстве ресурсы будут перераспределяться до тех пор, пока взвешенные предельные производительности в денежном выражении не будут равны друг другу.
Правило наименьших издержек: MRP1 /P1 = MRP2 /P2 =…= MRPi /Pi
Издержки минимизируются в том случае, когда последний рубль-доллар затраченный на каждый ресурс даёт одинаковую отдачу, одинаковый предельный продукт (одинаковую предельную производительность). Когда отдача всех факторов одинакова, задача их перераспределения отпадает, т.к. уже нет факторов, которые приносят больший доход по сравнению с другими.
Правило максимизации прибыли является дальнейшим развитием правила минимизации издержек. Правило максимизации прибыли утверждает, что соотношение, характеризующее правило наименьших издержек, равно 1:
MRP1 /P1 = MRP2 /P2 =…= MRPi /Pi =1 или MRPi =Pi , для любого i
Правило максимизации прибыли означает, что предельные продукты в стоимостном выражении всех факторов производства равны их ценам или каждый ресурс используется до тех пор, пока его предельный продукт в денежном выражении равен его цене. На каждый фактор производства приходится тот доход, который он создаёт.
14) Одна из проблем функционирования рынка – проблема транзакционных издержек. Транзакционные издержки связаны не с производством как таковым, а с сопутствующими ему затратами.
Транзакционные издержки – это издержки установления и функционирования институтов (соблюдение и обеспечение соблюдения правил и норм), а так же подготовки и осуществления процесса их изменения.
Транзакционные издержки связаны с действиями подготовки заключения и реализации сделок.
Транзакционные издержки связывают:
– с поиском информации. Неполнота информации порождает дополнительные расходы, обусловленные покупкой товаров и услуг по ценам выше равновесных или продажей по ценам ниже равновесных, а так же с потерями, возникающими вследствие покупки товаров-субститутов.
– ведением переговоров и заключением контрактов, юридическим оформлением сделки, что влечет за собой затраты времени и ресурсов.
– измерением атрибутов блага и с ошибками возникающими в этом процессе.
– спецификацией и защитой прав собственности, с функционированием судебных и государственных органов, находящихся на страже правопорядка.
– оппортунистическим поведением контрагентов. Экономические субъекты после заключения контракта могут выполнять его условия по минимуму или даже уклоняться от их выполнения, если не предусмотрены санкции. Оппортунистическим называется поведение субъекта, уклоняющегося от выполнения условий договора с целью получения прибыли за счёт партнёров.
Следовательно транзакционные издержки возникают до процесса обмена, в процессе обмена и после обмена.
Материальные объекты вовлекаются в экономический оборот, приобретая ,помимо натуральных социальные характеристики. Издержки экономического оборота, обусловленные натуральными характеристиками блага называют трансформационными. Парной им категорией являются транзакционные издержки – издержки экономического оборота, обусловленные социальной природой блага.
Транзакционные издержки классифицируются по следующим признакам:
1.Эффективные и реальные транзакционные издержки. Эффективными называются издержки, обусловленный наиболее целесообразной сетью сделок при осуществлении определенного вида деятельности в данной системе общественных институтов. Реальные формируются фактической сетью сделок. Величина отклонения реальных от эффективных показывает, насколько рационально общество использует установленные институты.
2.Явные и неявные. Явные принимают форму денежных платежей поставщикам транзакционных ресурсов, необходимых для ведения переговоров, заключения сделок и тд. Они отражаются на бухгалтерских счетах хозяйствующих субъектов. Неявные издержки экономический субъект явно не оплачивает и поэтому учесть их весьма сложно.
3.Совокупные и средние. Средние рассчитываются путем деления совокупных издержек на количество сделок. Однако их число должно быть оптимальным с данным продуктом.
4.Издержки соблюдения и изменения формализованных правил и неформализованных норм. Издержки соблюдения формализованных правил включают издержки по заключению и реализации контрактов, а также принудительному исполнению правил. Решение об изменении формализованных правил может быть принято либо по обоюдному согласию сторон, заключивших сделку, либо соответствующим властным органом. Издержки соблюдения неформализованных норм – это издержки внутренних психологических переживаний и неисполнения каких-то этических форм, хотя правовое наказание за это не педусматривается. Издержки изменения неформализованных норм необходимы для того, чтобы изменились взгляды большинства из тех, кто придерживается той или иной нормы.
5.Внешние и внутренние. Целесообразность такого деления сопряжена с негативными внешними эффектами при производстве. Внутренние издержки несет субъект, производящий благо формирующий его цену. Внешние издержки вменяются лицам, не обладающим ни одним из слагаемых прав собственности на это благо.
15) Экономические издержки фирмы – это выплаты, которые она должна делать владельцам ресурсов, чтобы привлечь эти ресурсы для определённого производственного процесса и отвлечь их тем самым от альтернативных вариантов применения. В экономические издержки входит стоимость услуг всех факторов производства, независимо от того, покупаются они на рынке или являются собственностью фирмы.
С точки зрения поступления средств альтернативные издержки делятся на внутренние (неявные) и внешние (явные). Внешние издержки принимают форму денежных платежей поставщикам ресурсов, самостоятельным по отношению к данной фирме, не принадлежащим к числу ее владельцев. Предприятие, не входящее в состав этой фирмы получило название «аутсайдера». К внешним издержкам относят затраты на сырьё, оборудование, топливо, отражаемые в бухгалтерской отчётности. Некоторые явные издержки не учитываются при принятии экономических решений. Это невозвратные издержки – одноразовые издержки, которые не возвращаются даже при закрытии предприятия. Они не имеют альтернативной стоимости и не включаются в экономические издержки. Например, затраты на изготовление вывески с названием фирмы.
В процессе производства фирма может использовать ресурсы, принадлежащие ей самой. В этом случае она несёт внутренние издержки. Они не предусмотрены контрактами, не обязательны для внешних платежей и потому не принимают денежную форму. Однако с точки зрения фирмы они равны денежным платежам, которые могли бы быть получнены за собственный ресурс при наилучшем из альтернативных способов применения. Например, если фирма использует принадлежащие ей здания, то она не имеет внешних издержек в виде арендной платы. Однако внутренние издержки есть, поскольку фирма жертвует возможность получения денег за сдачу здания в аренду кому-нибудь другому.
Внутренние издержки должны учитываются как упускаемые возможности лучшего использования собственных ресурсов производителя (хотя они обычно не отражаются в бухгалтерской отчётности. Потеря этих платежей означает, что фирма несёт издержки.
Элементом внутренних издержек выступает нормальная прибыль предпринимателя – это вознаграждение, которое он должен получить за выполняемые функции. Или иначе, нормальной прибылью называется минимальная плата, необходимая для сохранения интереса предпринимателя к данной отрасли, удержания предпринимателя и его капитала на данной фирме. Нормальная прибыль включает в себя процент на собственный капитал, арендную плату, которую можно было бы получить, сдавая в наем собственное здание, доход от продажи собственных услуг труда и т.п.
16)Постоянные издержки (TFC) – издержки, величина которых не меняется в зависимости от объема выпуска продукции. Они связаны с самим существованием фирмы и должны быть оплачены даже если фирма ничего не производит (аренда) Переменные издержки (TVC) – издержки, меняющие свою величину по мере изменения объема производства. (транспорт, сырье). Общие или валовые издержки (TC) – сумма постоянных и переменных издержек. Средние издержки – издержки деленные на объем выпускаемой продукции (ATC=TC/Q). АТС имеет в - образную форму. Предельные издержки (МС) – это добавочные издержки, обуславливаемые производством добавочной единицей продукции МС=дельтаТС/дельтаQ
МС и AVC – зеркальное отражение МР (криая предельной производительности) и АР (средней производительности).
1)ели цена равна АТС, то экономическая прибыль равна 0. 2)если Р меньше АТС, то фирма несет убытки, 3) если Р больше, то фирма имеет прибыль = Р-АТС.
17) Закон убывающей отдачи: Сначала средние общие издержки высоки, с увеличением объема производства постоянные издержки падают, по мере дальнейшего роста объема производства влияние на ТС начинают оказывать переменные издержки. 1.Кривая МС не зависит от АФС (ТФС) 2.Если МС меньше АТС, имеет отрицательный наклон 3.АТС=МС отсюда АТС – минимально 4. если МС больше АТС, то кривая АТС идет вверх. 6. Кривая МС пересекает АВС и АТС в точках их минимального значения.
Кривые МС и АВС – зеркальное отражение кривых предельной производительности и средней производительности АР и предельной производительности МР
18) ТR – совокупный доход, TR=Р*Q, АR- средний доход, AR=TR/Q. Предельный доход MR=дельтаTR/дельтаQ. Генератором в рыночной экономике выступает прибыль фирмы.
П=ТR-ТС в общем виде прибыть разность между совокупным доходом и общими издержками. Стремление получать экономическую прибыль постоянный мотив предпринисмательской деятельности.
Выручка от реализации продукции
1.Внешние издержки; 2. Бухгалтерская прибыль: 2.1 Экономическая прибыль; 2.2 Внутренние издержки: 2.2.1 Издержки на ресурсы, принадлежащие фирме; 2.2.2 Нормальная прибыль.
Если из совокупного дохода вычесть внешние издержки то получим бухгалтерскую прибыль. Если из совокупного дохода вычесть внешние и внутренние издержки, включая нармальную прибыть, то получим экономическую прибыль. Функции экономической прибыли: 1)Учетная (оценочная) 2)распределительная 3)стимулирующая. Причины возникновения прибыли: 1)риск, связанный с неопределенностью, связанной с развитием рыночной экономики. 2)Внедрение инноваций 3) Владение монопольной властью 4)повышение качества факторов производства и выпускаемой продукции..
19) В течение длительного времени фирма может внести изменения во все ресурсы своего производства. Новые фирмы могут пойти в отрасли, а действующие расформироваться и покинуть его. Следовательно в долгосрочном периоде все ресурсы и соответственно издержки являются переменными.
Сначала расширение производственных мощностей ведёт к снижению АТС, однако нарастающий ход мощностей с определённого момента вызовет повышение средних издержек. Дело в том, что за длительное время фирма может построить несколько различных по размеры предприятий и для каждого периода может быть рассчитана кривая краткосрочных средних общих издержек. Анализируя изменения в издержках и объёмах производства на каждом этапе роста фирмы можно построить долгосрочную кривую средних издержек – плановую кривую. Она проходит по касательной ко всем возможным кривым краткосрочных средних издержек.
Точки пересечения краткосрочных АТЦ показывают объёмы производства, при которых фирме следует изменить свой размер, чтобы обеспечить более низкие издержки производства единицы продукции. Динамику кривой долгосрочных издержек АТЦ можно объяснить эффектом масштаба. Положительный эффект масштаба характеризуется нисходящей частью кривой средних издержек в долгосрочный период. Положительный эффект формируется под влиянием ряда факторов:
1)Специализация труда рабочих и управленческого персонала.
2)Эффективное использование современного оборудования и передовых технологий.
3)Производство побочной продукции.
Однако с увеличением масштабов фирма сталкивается с отрицательным эффектом. Отрицательный эффект изображается восходящим отрезком кривой долгосрочных АТЦ. Основная причина такой ситуации – сложность управления массовым производством. Оптимальным считается такой масштаб, при котором достигается глобальный минимум при объёме Q3. В этом случае любая попытка фирмы расширить объём производства при сокращении средних издержек будет безуспешна.
Положительный и отрицательный эффекты масштаба производства являются важнейшими факторами, определяющими структуру отрасли. Положительный эффект масштаба исчерпывается быстро, а отрицательный не вступает в силу до достижения значительных объемов производства. Производство мебели, упаковка продуктов питания и т.д.
Положительный эффект масштаба относительно продолжительный, а отрицательный – отдалённый. Плановая кривая будет понижаться до тех пор, пока не будут обеспечены колоссальные объёмы производства (чёрная и цветная металлургия).
Положительный эффект масштаба быстро исчерпывается и незамедлительно сменяется отрицательным эффектом. Минимальные издержки достигаются при относительно малом объёме производства (розничная торговля).
Выделяют два типа экономии в зависимости от производства: Внутренняя и внешняя. Внутренняя связана с уменьшением производства благодаря расширению деятельности фирмы. Снижая до минимума долгосрочные издержки, фирма оптимизирует масштабы производства, дальнейшие расширение не желательно. Внешняя экономия обусловлена размещением ресурсов в экономике в целом, источником которой выступает комплексное экономическое развитие. Этот тип экономии так же выражается в снижении средних издержек фирмы в результате – уменьшение расходов на наём и подготовку рабочей силы. Транспорт – получение информации за счёт региональной концентрации ресурсов. Внешняя экономия от масштабов производства служит основой оптимизации размеров центров деловой активности.
20) Кривая спроса отдельной конкурентной фирмы совершенно эластична. Отдельная фирма не может повлиять на рыночную цену. Однако все фирмы действуя независимо друг от друга, но одновременно могут повлиять на общий объём предложения, а значит на рыночную цену. Кривая спроса на продукцию фирмы является в то же время кривой предельного дохода. Цена за единицу продукции для покупателя является доходом от продажи в единицы продукции для продавца и одновременно является средним доходом. Цена и средний доход в условиях чистой конкуренции это одно и тоже, но рассмотренное с разных точек зрения.
Спрос и доход отдельной фирмы в условиях чистой конкуренции.
Цена товара PПродано продукции QВаловой доход TRПредельный доход MR
13100
1311131131
1312262131
1313393131
Поскольку фирма может продать дополнительные единицы продукции по постоянной цене «131» кривая предельного дохода MR в условиях чистой конкуренции совпадает с кривой совершенно эластичного спроса DD. Кривая валового дохода фирмы TR имеет вид прямой восходящей линии. Валовой доход определяется путём умножения цены на соответствующее количество продукции. Предельный доход MR есть добавочный доход являющийся результатом продажи ещё одной единицы продукции. P=AR=MR=D
21) Существуют два подхода к определению дохода производства, при котором конкурентная фирма будет получать максимальные прибыли или минимальные убытки.
1)Первый подход валового дохода TR и TC
2) MR и MC
При фиксированной рыночной среде перед конкурентным производителем стоят 3 вопроса:
1)Следует ли производить
Фирме следует производить продукцию если она может получить либо экономическую прибыль, либо убыток, который меньше, чем её постоянные издержки.
2)Если да, то какое количество
В краткосрочном периоде фирме следует производить такой объём продукции при котором она получает максимум прибыли или минимум убытков.
3)Какая прибыль или убыток будут при этом получены
Необходимо рассчитать прибыль или убыток фирмы, что было получено.
Любую единицу продукции, где предельный доход MR превышает предельные издержки MC следует производить, т.к. предприятие получает больше дохода от продажи этой единицы продукции, чем прибавляет издержек производя эту единицу. Это будет продолжаться до тех пор, пока MR не будет равно MC. Если такое случится, то фирме следует произвести последнюю единицу продукции у которой MR равно MC. Правило MR=MC является ориентиром максимизации прибыли для всех фирм и не ограничивается особым случаем чистой конкуренции.
В условиях чистой конкуренции и только при ней предельный доход можно заменить ценой
Правило P=MC является частным случаем правила MR=MC.
22) Долговременный период. Будем считать, что единственным долгосрочным приспособлением является вступление фирм в отрасль или их массовый отток из отрасли.
Поскольку в отрасли функционирует множество фирм будем считать что все фирмы имеют одинаковые кривые издержек. Речь идёт о средней или типичной фирме.
Рассматриваемая отрасль является отраслью с постоянными издержками. Это означает что вступление новых фирм или массовый их отток из отрасли не будет влиять на цены ресурсов. Такая ситуация складывается если отраслевой спрос на ресурсы не велик по сравнению с общим объёмом спроса на данные ресурсы. В долговременном периоде экономические прибыли нулевые, значит отрасль находится в состоянии равновесия или состоянии покоя. У фирм отсутствует стремление покинуть данную отрасль, а так же отсутствует стремление вступить в данную отрасль новым фирмам.
Вступление новых фирм в отрасль
Благоприятный сдвиг в спросе с D1 D1 до D2 D2 нарушил первоначальное равновесие и приведёт к образованию экономической прибыли. Прибыль заставит новые фирмы войти в отрасль, увеличивая предложение с S1 S1 до S2 S2 и понижает цены до тех пор, пока экономические прибыли снова не станут нулевыми. Неблагоприятное изменении спроса с D1 до D3 нарушит первоначальное равновесие и вызовет убытки. Убытки заставят часть фирм покинуть отрасль, уменьшая предложение с S1 до S3 и увеличивая цену до тех пор, пока все убытки не исчезнут.
Однако большинство отраслей являются отраслями с возрастающими издержками и при этом кривые средних издержек ATC сдвигаются вверх по мере того, как отрасль расширяется и смещается вниз по мере того как отрасль сужает свои размеры.
23) Монопольная власть является обратной величиной эластичности спроса на продукцию фирмы.Индекс лернера(справочник). В условиях совершенной конкуренции МС(предельные издержки) равны цене. Если : M>0 фирма обладает монопольной властью, чем больше этот показатель тем больше монопольная власть. Для характеристики монопольной власти используют индекс Герфендаля-Гиршмана(см. справочник). При его расчете используется удельный вес продукции фирмы отрасли. Если в отрасли одна фирма тооооооооооооооооо индекс герфиндаля-гиршмана 100%. Если 100 фирм и удельный вес каждой 1%, то индекс равен 100%.
24)Так как чистый монополист является отраслью, то кривая спроса представляет кривую отраслевого спроса. Она не является совершенно эластичной и представляет собой низходяю линию. Пока валовой доход увеличивается предельный доход >0. Когда валовой доход(ТР) достигается максимума предельный доход =0, когда ТР уменьшается предельный доход <0. Ценовая дискриминация имеет место когда данный продукт продается больше чем по одной цене. И эти ценовые различия не оправдывыаются в издержках. Три условия:1.продовец монополист может контролировать производство и ценообразоавание 2. Продавец должен разграничить покупателей на группы. Первоночальный покупатель не может продать дороже.
25) Формы неценовой конкуренции: 1.Качество продукта (дизайн, материалы, качество работы ).2. Услуги, связанные с продажей ; 3. Размещение; 5.Реклама и упаковка.
Фирма будет максимизировать свои прибыли или уменьшать свои убытки в краткосрочном периоде, производя объем продукции, обозначенный пересечением кривой предельных издержек и предельного дохода. В долговременном период существует тенденция квозникновению нормальной прибыли или к возникновению безубыточности.
26)1.ценообразование не основанное на тайном сговоре. 2. ценообразование обусловленное тайным соглашением 3. лидерство в ценах 4. по принцыпу «издержки плюс».
Предположим что отрасль состоит из фирм А, Б и В каждая 1-треть всего рынка,
1)фирмы не занимаются тайными соглашениями, тогда существует 2 верных варианта относительно действий конкурентной фирмы. 1.Фирмы А и Б будут выравн ивать цены в соответствии с В. 2. А и Б будут игнорировать изменение цены А.
2) тайный сговор имеет место когда фирма достигает согласия о том чтобы зафиксировать цены, разделить или перераспределить рынок, или оградить конкуренцию ме-у собой. Формы тайного соглашения:картель
3) лидерство в ценах является средством с помощью которого олигополисты могут координировать свое нововедениев обоасти цен(наиболее эффективная фирма меняет цену а др. более менее автоматически следуют этому изменению.
4) олигополист использует методики для определения издержек на единицу продукции и к издержкам добавляется накидка.
27)Заработная плата – цена уплачиваемая а использование труда. Для работодателя – заработная плата – значительная составляющая издержек и он стремиться ее минимизировать, для работника заработная плата – доход и он стремиться ее увеличить. Номинальная заработная плата – сумма денег, получаемая за час, день, год и т. д, Реальная заработная плата – количество товаров и услуг, которое можно приобрести на реальную заработную плату (т.е. покупательная способность номинальной зарплаты).Функции зарплаты: 1) воспроизводственная 2) Статусная функция 3) Стимулирующая 4)Регулирующая 5) Производственная.
Выделяют две формы зарплаты: 1. Повременная – сумма денежных средств, выплачиваемых за определенный промежуток времени 2. Сдельная – сумма денежных средств за единицу товара заданного качества. Каждая форма зарплаты имеет свои системы: 1.1простая повременная 1.2.Премиально – повременная . 2.1 Прямая сдельная 2.2 Сдельно – премиальная 2.3 Сдельно – прогрессивная 2.4 Аккордную 2.5 Косвенно сдельную.
Тарифная система включает тарифно-квалификационные справочники, тарифные ставки, тарифные ставки, сетки, районные коэффициенты
Тарифные справочники включают характеристики отдельных профессий и видам труда с указанием требованиям к знаниям и навыкам исполняемой работы. Рабочие делятся на рабочих высокой, средней и низкой квалификации. Совокупность тарифных ставок образует тарифную сетку, которая показывает соотношение в оплате труда работников заданной квалификации.
Инвестиции в человеческий капитал – любые действия, которые повышают производительность труда работника. 1) Расходы на образование 2) Расходы на здравоохранение 3) Расходы на мобильность и др.
28) Ставка ссудного процента – цена, уплачиваемая за использование денег, то есть количество денег, которое требуется уплатить за использование одного рубля, евро или доллара итд.
Различают номинальную и реальную процентную ставку.
Номинальная ставка процента — ставка процента, исчисляемая без учета инфляции.
Реальная ставка процента — процентная ставка, очищенная от инфляционных факторов. Рассчитывается как разница между номинальной ставкой процента и уровнем инфляции. Имеет место в двух видах: 1 ) предполагаемая до наступления периода инфляции, которую ожидают заемщики и кредиторы в момент выдачи ссуд; 2)фактическая.
Взаимосвязь реальной, номинальной ставки и инфляции в общем случае описывается следующей (приближённой) формулой:
ir = in − π
Легко видеть, что при небольших значениях уровня инфляции π результаты мало отличаются, но если инфляция велика, то следует применять формулу Фишера.
Согласно Фишеру, реальная процентная ставка численно должна быть равна предельной производительности капитала.
Факторы,влияющие на величину процентной ставки:
риск – чем больше шанс что заемщик не выплатит ссуду,тем больше процент будет взимать кредитор чтобы компенсировать риск
срочность – при прочих равных условиях долгосрочная ссуда выдается по ставкам процента более высоким, чем краткосрочный. Это объясняется тем, что кредиторы долгосрочной ссуды могут понести финансовый ущерб от альтернативного использования своих денег в течении длительного периода времени.
Для двух ссуд равной срочности и риска ставка ссудного процента обычно более высокая на меньшую из них, это происходит потому что административные расходы крупной и мелкой ссуды одни и те же.
На ставку ссудного процента может оказать воздействие система налогообложения, а также ограничение условий конкуренции на рынке.
29) Экономическая рента – цена, уплачиваемая за использование земли и других природных ресурсов количество которых ограниченно. Предложение земли и других природных ресурсов фиксировано, и это отличает ренту от других видов дохода. Фиксированная характеристика предложения земли означает, что спрос – единственный действующий фактор, а предложение пассивно. Различные участки земли различаются по своей производительности, эта разница заключается в значительной степени из-за различия плодородности и тд. Кроме того, важное значение имеет место расположения участка земли: при прочих равных условиях арендаторы будут платить больше за те участки, которые лучше для него стратегически расположены к покупателям, трудовым ресурсам и тд. Это является причиной образования дифференциальной ренты 1го рода. Причиной образования дифференциальной ренты второго родя является последовательное вложения средств в одни и те же участки земли
30) Система национальных счетов (СНС) сформировалась в 40-50-х годах в промышленно развитых странах в ответ на потребность органов государственного управления для разработки экономической политики, программ и мер по регулированию развития рыночного хозяйства в соответствии с концепциями Дж.М. Кейнса и его последователей. Необходимость в такой информация стала очевидной после «великой» экономической депрессии 1929-1933 гг
Современная СНС - это всеобъемлющая система взаимосогласованных показателей, которая охватывает и упорядочивает данные, описывающие абсолютно все аспекты и фазы экономического процесса, все экономические операции всех хозяйствующих субъектов, все активы и пассивы.
СНС позволяет:
1)измерять объем производства в конкретный период времени в экономике в целом и рассматривать причины, но которым производство находится именно па этом уровне:
2)проследить долговременную тенденцию, определяющую характер развития экономики: рост, стабильность, застой или спад:
3)формировать и проводить в жизнь государственную политику, направленную на улучшение функционирования экономики.
При составлении счетов в системе используется принцип равенства потоков доходов и расходов. Существуют два подхода к измерению валового внутреннего продукта. Первый подход предполагает формирование показателя как суммы расходов на покупку всего объема производства. При втором подходе валовой внутренний продукт определяется как денежный доход, полученный в процессе производства. То. что потрачено на производство продукта, является доходом для тех, кто вложил свои человеческие и материальные ресурсы в изготовление данного продукта и его реализацию на рынке. Данное тождество справедливо как для экономики в целом, так и для всей системы показателей СНС. Исходя из принципа равенства потоков доходов и расходов, СНС представляет собой совокупность счетов, построенных по типу бухгалтерских балансов (каждая запись фигурирует в расходной и доходной статьях.
В национальной статистике зарубежных стран за основной макроэкономический показатель был принят либо ВВП, либо ВНП. ВВП являлся главным макроэкономическим показателем в статистике ряда развитых и развивающихся стран, а также международных организаций, ВНП использовался в качестве основного показателя в американской и японской статистике. При этом различие между обоими показателями в количественном отношении невелико: для развитых стран, как правило, не более 1%. ВВП и ВНП - это стоимостные показатели.
ВВП представляет собой валовую стоимость всех товаров и услуг за вычетом стоимости их промежуточного потребления (рыночная стоимость конечных продуктов в экономике), созданных резидентами данной страны на ее экономической территории за тот или иной период времени (например, за год, квартал). Иначе говоря, ВВП является суммой добавленной стоимости всех производителей-резидентов. ЧВП, НД, текущие трансферты в денежной форме, располагаемый доход, текущие соц.трансферты в нат форме,
Количественная взаимосвязь между важнейшими показателями СНС -ВВП, валовым национальным доходом (ВНД) и валовым располагаемым национальным доходом (ВРПД) представлена ниже:
А. ВВП.
К. Первичные доходы, полученные резидентами данной страны из-за границы (доходы от собственности, оплата труда, налоги на производство).
В. Первичные доходы, выплаченные за границу.
Г. ВНД(А + Б-В).
Д. Сальдо текущих трансфертов, полученных резидентами данной страны из-за границы (гуманитарная помощь, подарки родственников и т.д.).
Е.ВРНД(Г + Д).
31) Для того чтобы правильно определить размеры ВВП. кроме повторного счета необходимо исключить непроизводительные сделки в течение года. Они бывают двух типов: чисто финансовые сделки и продажи подержанных вещей Чтобы рассчитать ВВП, необходимо все товары и услуги, произведенные в данном году, учесть один раз. НО большинство из них проходят несколько стадий переработки, прежде чем попадают на рынок. Для избежания повторного счета при определении показателя учитывают только рыночную стоимость конечных продуктов и исключают стоимость промежуточных продуктов. Конечные продукты - это товары и услуги, которые покупаются для конечного пользования, а не для перепродажи или дальнейшей обработки. переработки. Промежуточные продукты — что товары и услуги для дальнейшей обработки, переработки или перепродажи. Учет промежуточных продуктов означал бы повторный счет и завышенную оценку Добавленная стоимость - это рыночная цена объема производства продуктов, изготовленных фирмой, за вычетом стоимости потребленных сырья, материалов, топлива, приобретенных ею у поставщиков.
Подсчет ВВП по сумме расходов на приобретение товаров и услуг: 1.Конечные потребительские расходы домохозяйств 2.Конечные расходы органов госуправления 3.Валовое накопление 4. Расходы на чистый экспорт. .Подсчет ВВП по сумме доходов, полученных в процессе производства: 1.Зарплата наемных работников 2.Прибыль 3.Рентные платежи 4.% на ссудный капитал 5.Налог на производство и импорт 6. Амортизационные отчисления.
32) Номинальный ВВП – объем всех конечных продуктов, произведенных в течение года и исчисленный в текущих рыночных ценах. Реальный ВВП – это фактический объем выпуска конечных продуктов, рассчитанный в ценах базового года, то есть скорректированный с учето инфляции и дефляцииДля корректировки текущего или номинального ВВВ используют ИНДЕКС ЦЕН (дефлятор). НомВВП=дефлятор*реальВВП ..Индекс цен - процентное отношение средневзвешенных цен одного периода к средневзвешенным ценам базового периода. При этом индекс цен базового периода равен 100%. Обычно индекс цен приводится в повседневных сообщениях.. Индекс цен Ласпейреса, Индекс Паше (см справочник).
33) Макроэкономика в отличии от микро экономики изучает не отдельные объекты а их совокупности – агрегаты. Цель анализа – нахождение условий при которых наступает макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос (см справочник). Совокупный спрос в отличии от рыночного спроса более сложна я категория и в масштабе общества складывается из: АД=С+I+G+x ; С- совокупный спрос домохозяйства I – инвестиционный спрос фирм G- спрос на товары и услуги со стороны государства, х – чистый экспорт. Кривая АД иллюстрирует изменение совокупного уровня расходов домохозяйств, бизнеса правительства, зарубежных покупателей в зависимости от изменения уровня цен. Зависимость между уровнем цен и реальным обьемом национального производства является обратный. АД=М*У/Р. М – количество денег в обороте, У – *** оборота денег. АЖ имеет тоже расположение что и ДД. Однако причиной положения АД нельзя объяснить эффектами доходами и замещения. Отрицательный наклон вызван:
1. эффект процентной ставки
2. эффект богатства или реальных кассовых остатков
3. эффект импортных закупок
Число не ценовых факторов:
1. изменения в потребительских расходах
2. изменение инвестиционных доходов (изменение %ставки, ожидание прибыли, налоги, технологии – избыт мощности)
3. изменение государственных расходов
4. изменение расходов на чистый объем чистого экспорта.
34) Совокупное предложение(см. справочник)
Более высокий уровень цен создает стимулы для производства дополнительного количества товара и услуги и предложения их для продажи.
Зависимость между уровнем цен и объемом нац производства прямая. Кривая совокупного предложения состоит из 3х отрезков:
1. Горизонтальный – кейнсианский. Характеризуется тем, что экономика находиться в состоянии глубокого спада все факторы производства используются не полностью, в том числе имеет место не полная занятость. На этом участке уровень цен стабилен.
2. Восходящий или промежуточный: соответствует постепенному вовлечению в производство свободных факторов до определенной границы
3. Вертикальный или классический. Свидетельствует о том, что экономика работает на полную мощность, цены на товары и ресурсы могут увеличиваться, но реальный объем нац производства остается неизменным при полной занятости.
На совокупное предложение влияют ценовые и неценовые факторы. Если ценовые факторы показывают движение по кривой АS, то неценовые смещают кривую вправо или влево.
К неценовым факторам относиться:
1. изменения цены на ресурсы (отечественные: земля, труд, капитал, предприним способность; Импортные ; государство на рынке)
2.Изменения в производительности;
3.Изменения правовых норм( налоги и государственное регулирование)
Увеличение предложения земельных участков благодаря открытию полезных ископаемых приводит к увеличению затрат на землю и снижению издержек, следовательно кривая AS вправо.
35) Макроэкономическое равновесие – центральная проблема общественного воспроизводства. Это ключевая категория экономической теории характеризуется сбалансированностью макроэкономических процессов. Равновесие все экономической системы называется МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИМ и проявляется в виде пропорциональности:
1. между производством продукции и ее потреблением
2. между вовлечением в оборот ресурсов и использованием
3. Между предложением товаров и их спросом.
4. Между материально вещественными и финансовыми платежами.
Равновесие в на национальном рынке наступает когда совокупный спрос =совокупному предложению. Пересечение AS и AD помогает определить равновесный уровень цен и равновесный объем реального национального производства. Однако в жизни равновесие часто нарушаеться:
1. AD>AS чтобы выйти на равновесие надо либо не изменяя объемы производства повысить уровень цен, либо расширить выпуск продукции
2. AD безработица, так как стимулирование увеличения производства за счет повышения совокупного спроса вызывает с одной стороны понижению безработицы, с другой способствует развитию инфляционных процессов.
3) Полное государственное регулирование вместо рынка. Эта модель вопложена в системе планово – централизованной экономики. Недостатки:
Жесткость плана, которая не позволяет своевременно реагировать на изменения спроса и предложения.
Отсутствие гибкости в инвестиционной деятельности, если план уже утвержден
Инертность производства, которая затрудняла использование научно- технического прогресса до включения в план.
Ориентация на выполнение пана любой ценой.
4)Оптимальное сочетание государственного и рыночного регулирования направленное на предотвращение как инфляции, так и безработицы.
Концптуальный: четкое определение целей государства и социально-экономической политики.
Прогнозный блок, где дается в соответствии с разработанной концепцией анализ ресурсного обеспечения, выявляются тенденции развития НТП, выявляются тенденции развития мировой экономики и внешнеэкономической деятельности. Прогнозный блок имеет ряд вариантов, которые учитывают различные сочетания внутренних и внешних факторов и их влияние на развитие экономики. Наличие вариантов дает возможность выбора.
Практический блок должен включать в себя государственные, целевые, комплексные программы социально – экономического развития по различным направлениям и систему экономических регуляторов, обеспечивающих выполнение программ.
38) Функция государственного регулирования экономики – виды властных целепологающих и регулирующих воздействий государства на общественные процессы. 1. создание и регулировании е правовой основы 2. Антимонопольное регулирование. Современная антимонополия имеет два направл.:контроль за ценами и слияниями. 3. проведение политики макро экономической стабилизации – деятельность направленная на обеспечение э.роста, полной занятости и стаьильности ур. Цен 4. воздействие наразмещение ресурсовнаряду с макроэкономическими обьектами 5. Деятельность в сфере распределения расходов:деятельность которая обеспечивает сот защиту неимущим и малоимущим 6. деятелньость государства как субьекта имущественных отношений(нац. Достояния, природные ресурксы, инфроструктуры)
39) Деньги являются особым товаром, специфическим свойством которого является способность обмениваться на любой другой товар – ЛИКВИДНОСТЬ, она наиболее присуща деньгам, что придает деньгам свойство всеобщего эквивалента. Хотя деньги – наиболее ликвидный товар, ликвидность отдельных компонентов денежной массы различноВыделяют следующие агрегаты:
М1 – различные деньги в обращении
М1 = М0 + депозиты населения в Сбербанках + депозиты до востребования в коммерческих банках + средства населения и предприятий на текущих и расчетных счетах.
М2 = М1 + срочные вклады в Сбербанках
М3 = М2 +депозитные сертификаты банка + облигации государственных займов.
Наличные деньги обладают важным свойством: они обеспечивают анонимность их владельца.. Основу всей денежной массы страны составляют банкноты и монеты. Банкноты поступают в обращение двумя путями :
Центральный банк располагает ими при покупке у населения и государства золота, валюты и ценных бумаг
Центральный банк предоставляет кредиты банкнотами.
Существует две основные причины, которые обуславливают спрос на деньги :
1.Люди нуждаются в деньгах как средстве обращения, то есть удобном способе обращения. Домашние хозяйства должны иметь достаточное количество денег, чтобы купить промышленные и продовольственные товары, оплатить услуги. Также нужны деньги на покупку сырья. Необходимость для указанных целей денег называется СПРОСОМ НА ДЕНЬГИ. Спрос на деньги изменяется пропорционально номинальному ВВП. Спрос не зависит от процентной ставки, но зависит от номинального ВВП.
2.Вторая причина, по которой люди держат деньги, вытекает из их функции денег как средств сбережения. Население держит свои финансовые активы в таих формах как акции и облигации (деньги М1). Спрос на деньги со стороны активов измеряется со обратно пропорционально ставке процента. Общий спрос на деньги можно определить путем смещения по горизонтальной оси прямой спроса на деньги со стороны активов на величину, равную спросу на деньги.
Чтобы описать денежный рынок и определить равновесную ставку процента необходимо соединить спрос и предложение денег.
Общее правило: понижение цен на облигации увеличивает процентную ставку.
Следствие: повышение цен на облигации понижает процентную ставку.
Цены на облигации и процентная ставка находиться в обратной зависимости. Понижение предложения денег создает временную нехватку денег на денежном рынке. Население и предприятия пытаются получить больше денег путем продажи облигаций. Поэтому предложение облигаций повышается, что понижает цену на облигации и увеличивает процентную ставку. При большем увеличении процентной ставки количество денег, которое население захочет иметь на руках понизиться, таким образом количество предложения и спроса на деньги снова равновесно при более высокой процентной ставке.
Увеличения предложения денег вызовет временный избыток и как результат увеличивается спрос на облигации. Процентная ставка падает и в результате устанавливается равновесие.
40) Кредит-движение денежного капитала на условиях срочности, возвратности и платности. Основными источниками свободных средств являются временно свободные денежные средства предприятий (амортизационные отчисления, средства на выплату з/п, прибыль накапливаемая на расширение производства).
На рынке кредит выступает в различных формах: 1) коммерческий кредит- кредит предоставляемый одним предприятием другому предприятию в виде продаж товаров с отсрочкой платежа. Как правило такой кредит оформляется векселями. 2) Банковский кредит, он предоставляется банками и др. кредитно-финансовыми учреждениями хозяйственным субъектам (фирме, населению) в виде ден. ссуды. Разновидностью банковского кредита явл. межбанковский кредит- кредит предоставляемый одним банком другому банку. Межхозяйственный кредит- кредит, когда средства предоставляются хозяйствующими субъектами друг другу, путём выпуска акций, облигаций и др. 3) Потребительский кредит- предоставляется коммерческими банками и др. кредитно-финансовыми институтами для приобретения населению товаров длительного пользования с отсрочкой платежа. Потребительский кредит может предоставляться в денежной форме и товарной форме (товар приобретается в кредит в розничной торговле). 4) Ипотечный кредит выдаётся частным лицам на приобретения и строительства жилья или его покупку под залог недвижимости. 5) особой формой кредита являеться государственный кредит- кредит при котором заёмщиком выступает государство или местные органы власти, заимствование денежных средств путём выпуска облигации государственного займа. 6) международный кредит, который отражает движение и функционирование судебного капитала меж странами. В зависимости от срочности кредитования различают краткосрочные ссуды срок возврата не выходит за пределы 1-ого года, долгосрочные ссуды от 20-40 лет.
41) Современная кредитная система состоит из:
Центральный эмиссионный банк
Банковский сектор (коммерческие, инвестиционные, сберегательные банки)
Специализированные небанковские кредитно – финансовые учреждения (страховые и финансовые компании и тд)
Ядром кредитной системы является банковская система.
Банковская система – вся совокупность банков в национальной экономике. С помощью банковской системы осуществляется мобилизация и перераспределение денежных капиталов, регулирование денежных расчетов и т.д. Английский экономист Кейнс сравнивал банковскую систему с кровеносной системой организма, а капитал с кровью, которая питает его части.
В настоящее время практически во всех странах банковская система имеет два уровня:
1.ЦБ с его отделениями на местах.
2.Коммерческие банки
В РФ на основе законодательства закреплены следующие принципы организации банковской системы:
1.Двухуровневая структура банковской система реализуется путем четкого разделения функций ЦБ и всех остальных банков
2.Универсальность, означающая, что все действующие банки имеют универсальные функциональные возможности, то есть все имеют право осуществлять все краткосрочные и долгосрочные операции, законодательство не предусматривает различение банков по видам операций.
Центральный банк – банк, стоящий во главе кредитной системы, осуществляющий эмиссию банкнот и выступающим проводником официальной денежно-кредитной политики государства.
Функции ЦБ:
1.Эмиссионный центр страны
2.Банкир правительства.
3.Банк банков.
4.ЦБ является проводником официальной денежной – кредитной политики..
Основные задачи ЦБ – обеспечение стабильности национальной валюты, регулирование количества денег в стране, создать условия для безинфляционного развития экономики.
Подобно тому, как коммерческие банки взыскивают процентные платежи по своим ссудам, ЦБ РФ взыскивает процентные платежи по ссудам, предоставляемым коммерческим банкам. Такая ставка процента называется УЧЕТНОЙ СТАВКОЙ.
Коммерческие банки – организация, являющаяся юридическим лицом, которая в целях получения прибыли привлекает денежные средства и другие ценности юридических и физических лиц и размещает их от своего имени на условии возвратности, срочности, платности, а также осуществляет расчетные и другие банковские операции.
Принципы деятельности коммерческих банков:
1.Работа в пределах реально привлеченных ресурсов
2.Регулирование деятельности банка. Регулирование осуществляется косвенными экономическими методами, для корректировки деятельности банка на рынке регулирующие органы не имеют прямую возможность диктовать, а могут лишь давать рекомендации.
3.Рыночные отношения с клиентами. Выбирая клиентов и обслуживая их банки руководствуются такими критериями как прибыль, риск, ликвидность.
Функции коммерческих банков
1.Аккумуляция и мобилизация денежного капитала
2.Кредитование предприятий государства и населения
3.Создание кредитных денег (чеки, карточки, электронные переводы)
4.Осуществление расчетов в народном хозяйстве.
5.Организация выпуска и размещения ценных бумаг.
6.Оказание консультативных услуг.
Денежный мультипликатор – часть избыточных резервов, которую система коммерческих банков может использовать для увеличения массы денег в обращении и суммы бессрочных вкладов путем предоставления новых займов (или скупке ценных бумаг); равен 1 деленной на норму обязательного резерва.
42) Финансы - отношения по поводу формирования и использования фондов и доходов, обеспечивающие выполнение государством возложенных функций. Система финансов – совокупность различных сфер финансовых отношений, объединенных принципом единства в рамках экономической, но характер. Своими специфическими особенностями формирования и использования денежных фондов, различной роли в общественном воспроизводстве. Финансовая система – совокупность конкретных финансовых органов и институтов, призванных осуществлять финансовую политику гос-ва.
Финансовая система любой страны состоит из 3 подсистем:
1.Гос. Финансы – денежные фонды находящиеся в руках гос-ва
2.Финансы предприятий – денежные фонды обеспечивающие процесс производства и воспроизводства в стране
3.Финансы на

Рубрики: 

Понравилось: 1 пользователю

smotrina   обратиться по имени Четверг, 11 Июня 2009 г. 17:59 (ссылка)
Буааа, убери под кат этот ужас ))))
[more*] без зведочки )))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 12 Июня 2009 г. 11:25ссылка
Да впринципе мне больше эта шняга и ненужна) Она свое дело сделала!Экономика на отлично!
my-blog   обратиться по имени Пятница, 16 Мая 2014 г. 18:09 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку