Пробуждение сознания или электронно-цифровой концлагерь? Нет ничего сильнее идеи, время кот...
Цигун: Комплекс «Синг шен джуан» (Xing shen zhuan) — упражнения для суставов - (0)Цигун: Комплекс «Синг шен джуан» (Xing shen zhuan) — упражнения для суставов Как часто при бо...
Картины-обереги Александра Угланова - (0)Картины-обереги Александра Угланова ...
Баба ЙОГА и её уРОКи - (0)Баба ЙОГА и её уРОКи Баба Йога (Йогиня-Матушка) - Вечнопрекрасная, Любящая, Добросердечная Б...
Русская магическая техника - (0)Русская магическая техника Русское магическое искусство является самым древним на Земле. Создат...
Закрой глаза и помечтай...
О чём-то добром и прекрасном,страницы жизни полистай, всех дней...и пасмурных и ясных.
Как чёрно-белое кино, откликнется и отзовётся,и почему-то всё равно тебе немножечко взгрустнётся.
Ты вспомнишь белоснежный сад,который расцветал весной,и чей-то добрый,чистый взгляд,стихи и песни под луной.
Потом опять придёт весна! И сладко вновь согреет душу...
А в сердце зазвенит струна,и песня для тебя!
Послушай...
PEROOO
Урок обучения грамоте "Разделительные ь и ъ" |
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Наш урок начнём со стихотворения, его прочитает …..
Сколько правил,
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь внимательным и только,
Будь старательным и только,
Всё запомнишь, всё поймёшь!Загляните в школу к нам
И услышите вы там:
Грохот, гомон, крики, визг,
гвалт и гам, и шум, и писк.
Вы ответьте, я права -
Это школьные слова?
- Как бы вы ответили автору стихотворения?
Ученики должны быть прилежными в учении.
- Что такое прилежание?
ПРИЛЕЖАНИЕ – старательность, усердие в труде, учёбе.
-Кому из литературных героев не хватало прилежания? Незнайка будет учиться у нас внимательности, старательности. В конце урока мы узнаем о прилежании другого героя.
( Н.Носов “Незнайка …”, А.Толстой “Золотой ключик”)
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ЗНАНИЙ.
-Сегодня продолжим раскрывать секреты звука [Й’] - на доску. Перед вами карточки со звуками. (Свои повесить заранее.)
(У детей и учителя карточки [М],[А],[А],[Й’],[К]. Индивидуальная работа за партами.)
-Назовите звуки.
Возьмите [Й’],[М],[А], положите в таком порядке, чтобы получилось слово.
[МАЙ’] Докажите, что это слово. Имеет значение.
МАЙ – название весеннего месяца.
Обозначим звуки буквами.
(Работа у доски, по – порядку.)
-Где находиться звук [Й’]? На конце слова. СХЕМА 1. -Какая буква нужна?
Возьмите оставшиеся карточки, составьте слово из пяти звуков.
[МАЙ’КА] Летняя, трик. рубаш. без рукавов и воротника. СХЕМА 2.
[МАЙ’АК] Башня с сигнальными огнями на берегу моря, указ. путь кораблям.
СХЕМА 4.
[КАЙ’МА] Полоса, обшивка по краю. СХЕМА 2.
[Й’АМКА] Маленькое углубление в земле. СХЕМА 3.
(Работа ведётся аналогично. Позиция звука отражается в схеме. Постепенно составляется таблица “Способы обозначения на письме звука [й’].
На какой вопрос отвечает таблица?
Есть ещё способ. О нём мы узнаем сегодня на уроке.
3.ПОИСК НОВОГО СПОСОБА.
(Работа в парах на нелинованных листах.)
-Незнайка просит нас помочь разгадать ребус 7Я. СЕМЬЯ
-Составим звуковую схему этого слова. Сам. раб. Проверка.
Д.
-Обозначим звуки буквами. Сам. раб. Проверка.
[С’] – С
[И] – Е ? СЕМЬИ, Е – показатель мягкости.
[М’] – М
[Й’А] - Я или ЙА ?
Д.
С Е М Я
С Е М Й А ? (Не знаем схемы.)
-Прочитайте. Исказилось значение слова. Что делать?
-Как показать, что после [м’] слышится [й’] перед [а] ?
-В русском языке давно договорились использовать разделительные Ь и Ъ.
В данном слове понадобиться разделит. Ь. Он укажет на появление звука [Й’].
Читаем: СЕМЬЯ
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
-Незнайка составил предложение, пока нёс, растерял все слова. Осталось слово ЕЛ.
-Из какого предложения выпало это слово? Дети придумывают предложения.
Построим схему. Обозначим звуки буквами. (Фронтальная работа.)
-Чем СЪЕЛ отличается от ЕЛ ?
(Добавить согласный звук.) Обозначим его буквой.
Д.
Прочитаем, что получилось. (Два варианта.) Работа буквы Е? Какой звук выпадает? Как показать, что после…………… ?
В этом слове нам понадобится Ъ.
СХЕМА
5. O/O[Й’]O
Ь, Ъ + Е,Ё,Ю,Я
Работа у знаков одинаковая, а называются они по-разному. Почему? Какой знак писать в слове Ь или Ъ узнаем на следующем уроке.
СХЕМА O/O[Й’]O
Ь ? Ъ
4.РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. ( АЗБУКА. Н. В. Нечаева, К. С. Белорусец стр. 106.)
1) Письмо бордюра. (Тренировка в различении знаков.)
2) Чтение текста. (Время на подготовку. Читает один ученик.) Работа по содержанию. Нахождение слов с Ь.
- Почему тюленье прилежанье не пример для подражанья?
3) Работа со словами.
- Как меняется звучание? Значение?
Лексическое значение остаётся, меняется категория рода.
5.ИТОГ.
- Кто из ребят был лучшим помощником учителя и вас? Что вам понравилось в работе этого ученика?
Метки: обучение грамоте... |
Буква ы, обозначающая гласный звук [ ы] |
Цели:
1. Образовательные:
позиционной сменой согласных звуков: твёрдые мягкие согласные; повторить понятия гласных и согласных звуков;
2. Развивающие:
3. Воспитательные:
Оборудование:
Авторский медиапродукт: мультимедийная презентация.
Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, экран.
Ход урока
.
-Что вы можете сказать по схеме предложения?
- Почему лиса и журавль перестали ходить друг к другу в гости?
- Как им нужно было поступить, чтобы остаться друзьями?
- А может, пусть будет так: чтобы им дружить, пусть журавль научится есть из тарелки, а лиса из кувшина?
- Значит, если хочешь кому-то сделать приятное, нужно выбирать не то, что любишь сам, а то, что любит этот человек. Не нужно переделывать другого, чтобы он стал таким, как ты, а нужно принимать его таким, какой он есть.
1. Повторение изученного материала.
- Что нам помогает общаться? (Речь.)
-Из чего состоит наша речь? (Из предложений.)
- Из чего состоят предложения? ( Из слов.)
- Из чего состоят слова? (Из звуков.)
2.Работа по таблице «Звуки речи» ( Лента букв)
- Расскажите по опорной схеме о звуках речи.
- Чем отличаются согласные от гласных?
- Чем отличаются ударные гласные от безударных?
- При помощи чего на письме обозначаются звуки? (При помощи букв)
3. Повторение по ленте букв изученных букв.(Слайд 6)
Учить читать:
ао но на
оа ан он
- Представьте, что это имена инопланетян. Как их нужно написать? (с большой буквы)
4.Развитие памяти и наблюдательности
- Продолжим урок упражнением на развитие памяти и наблюдательности. Посмотрите на экран и постарайтесь запомнить все, что увидите.
(Учитель в течение 5-7 секунд показывает детям слайд)
5. Логические упражнения (понимание значения предлогов места)
Учитель: Посмотрите на ряд иллюстраций. Как можно назвать одним словом эти предметы? (Животные)
Слайд 7.
-Знаете ли вы, что слово «животное» заимствовано из старославянского языка (языка наших предков). Животное – от слова живот, что значит жизнь. На какие группы можно разделить этих животных? (Дикие и домашние. Дикие – заяц, волк, медведь; домашние – корова, собака.)
- Кто нарисован перед волком? (Перед волком нарисован заяц.)
- А после коровы? (После коровы медведь.)
- Кто находится между зайцем и коровой? (Между зайцем и коровой находится волк.)
Игра «Внимание!»
-Запомните расположение животных, закройте глаза.
Слайд 8.
Что изменилось?(Медведь и собака поменялись местами. Нет зайца. Волк оказался первым.)
6. Звуковой анализ слов
- Отгадайте загадку.
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)
- Это лиса
- По каким признакам догадались, что речь идет о лисе? (Ответы детей)
-Произнесите слово, выделяя голосом второй звук. (Ли-и-иса)
-Назовите второй звук. [и].
- Какой это звук и почему? (Гласный, потому что он поется, тянется, и во рту нет преграды)
- Какие еще гласные звуки вы уже знаете? ([о], [у], [и].)
7. Речевая разминка
1) Гимнастика для губ и языка «Жил – был язычок…»
Жил – был язычок. Однажды утром он встал и выглянул в окошко. Посмотрел: есть ли на небе солнышко, а на земле лужи. Язычок попил чай с вкусным вареньем и побежал на улицу гулять. Язычок покатался на качелях. А когда наступил вечер, он зашёл домой и лёг спать.
2) Упражнение на дыхание (вдох-выдох с задержкой дыхания)
3) Работа над скороговоркой (слайд 10)
Мама мыла Милу мылом.
- Произнести скороговорку, выделяя звуки [м],[м,].
- Произнести скороговорку тихо, а затем громко.
- Произнести скороговорку с разной интонацией:
- спокойно;
- сердито;
- весело, бодро
-Выделите Слово, которое является ответом на вопрос:
-Что делала мама?
Метки: обучение грамоте... |
«Согласный звук [ч’]. Буква Ч». |
Цель:
-познакомить учащихся с мягким согласным звуком [ч’], буквой Ч, ч;
- учить читать слоги. Слова и предложения с новой буквой;
- расширить кругозор чтения, знакомить с героями русских народных сказок; формировать нравственные понятия о добром деле, дружбе, помощи;
-развивать фонематический слух, речь, внимание, логическое мышление, наблюдательность, память;
Задачи:
-учить выделять, дифференцировать и характеризовать звук [ч’] в словах;
-способствовать формированию правильного, сознательного, выразительного чтения;
-работать над межпредметными связями.
Конспект урока обучения грамоте, проведённого в 1 «в» классе
|
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
Орг. момент |
Прозвенел звонок на наш урок. Пусть это утро несет нам радость общения. Наполнит наши сердца светлыми, добрыми чувствами. |
Показывают готовность к уроку, умение сидеть за партой. |
|
Постановка учебной задачи |
-Ребята, вспомните, как чикают ножницы? Как чирикает воробей? -Что заметили? На что обратили внимание? -Почему я задала этот вопрос? Что вы услышали?
Послушайте, внимательно, слова: чемодан, часы, чайка. Что заметили, на что обратили внимание?
Какой это звук?
А кто знает слова со звуком [ч’]?
Я недавно встретила одну черепаху. Которая куда-то спешила. А почему я говорю про черепаху? А вы хотите узнать куда? Тогда посмотрите мультфильм про черепаху.
Смотрите внимательно, в этом мультфильме спрятались слова со звуком [ч’] , найдите их и назовите. (Мультфильм из серии «Уроки тетушки Совы») К чижу на день рождения Спешила черепаха. Хотела подарить ему Штанишки и рубаху. Ужасно торопилась И день, и ночь бежала, Но все равно бедняжка На месяц опоздала.
Давайте составим звуковую модель слова ЧЕРЕПАХА
Проверка выполненного задания.
|
Чик-чик-чик Чик-чирик Дети произносят звук [ч’] Вывод: это новый звук, с которым мы сегодня будем знакомиться
Во всех словах есть звук [ч’]. Согласный, глухой, мягкий. Дети называют слова.
В слове черепаха есть звук [ч’].
Дети называют слова со звуком [ч’].
дети выполняют задание самостоятельно в рабочих тетрадях; объясняют свое решение.
|
|
Знакомство с буквой Ч. |
Мы составили звуковую модель слова. Кто знает, какой буквой обозначается звук [ч’]? Кто из вас может напечатать слово ЧЕРЕПАХА? Правильно! Звук [ч’] обозначается согласной буквой Ч. Посмотрите, внимательно, на что похожа буква Ч?
Ч с четверкой спутал чижик и прочел: четыре ижик. |
Читающий ребенок печатает это слово на доске.
Дети говорят, на что похожа буква Ч.
|
|
Решение учебной задачи. |
Красиво напечатайте в тетрадях букву Ч, а рядом букву И. Что получилось? ЧИ Напечатайте букву Ч, а рядом букву У. Что получилось? ЧУ Какой звук обозначает буква ч в слоге ЧИ? А в слоге ЧУ? Почему? Чтение слогов и слов с мультимедийного проектора: ЧА ЧО ЧУ ЧИ ЧЕ ча-сы
Какие же часы бывают?
|
Метки: обучение грамоте... |
«Буква Ь – обозначение мягкости согласных» |
Цели урока:
1)формирование навыка чтения,
2) развитие интереса к чтению и желания читать,
3) ознакомление с новой буквой, новым языковым явлением.
Ход урока:
- Сегодня у нас праздник новой буквы. Сейчас отправимся в сказочную страну Азбуковедения.
- Посмотрите и ответьте: почему в этой стране домики красные и синие? Кто в них живет? Назовите гласные, обозначающие твердость согласных. Назовите гласные, обозначающие мягкость согласных. Какие из этих звуков особенные? Почему?
На какие 2 группы можно разделить согласные? Назовите звонкие! Назовите глухие! Чем интересны звуки ж и ш? Чем отличен звук ч? Какие парные согласные вы знаете?
2.Открытие новых знаний.
- Посмотрите и скажите: какие ещё домики есть в сказочной стране? Как вы думаете, почему они отличны от других -белые? Давайте сочиним сказку о ь.
-Жили-были в стране Азбуковедения буквы, разные- гласные, согласные. Ходили друг к другу в гости.
Вот как-то раз С пошла в гости к Я. Получился слог ..(ся), Л к Е..(ле), Д к И..(ди). Какими эти согласные стали? Почему?
- Буквы жили -не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку буквы Ы.
-Сейчас на ваших глазах появится эта буква . Возьмите в руки букву ы, перегните листок по вертикали пополам и получилась буква..(ы) Давайте присмотримся к букве и подумаем- на что она похожа?
а) Буква Р перевернулась-
Мягким знаком обернулась.
б) Мягкий знак живет беспечно,
Он без кепки ходит вечно.
в) Нарисуем Ь
Нежно, капелькой
Вот так:
Букву капелька смягчит,
Словно мягко прозвучит..
- Кто произнесет звук этой буквы?
- С этой буквой никто не дружил, не разговаривал. Буквам не нравилось то, что она не обозначает звука. Она не умела говорить, молчала и поэтому у неё не было друзей. Жилось Ь очень одиноко.
-Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. Послушаем, что это были за слова. А эти слова-названия животных, которые могут прийти на праздник Ь.
Трав копытами косаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.(Лось)
-Стали буквы составлять слово ЛОСЬ..Но получается ЛОС..
- Что-то у нас не получается, - говорили буквы. Звук С в слове ЛОСЬ мягкий, а у нас твердый.
- Ребята, помогите буквам, назовите какие из них нужно поставить, чтобы С стал мягким? (И,Е,Ё,Я) Стали буквы составлять слово..Но получалось…ЛОСИ,ЛОСЕ, ЛОСЁ,ЛОСЯ..
-У нас опять ничего не получается..
-Что же делать? Ребята, подскажите!
-Иди к нам, Ь!- позвали буквы. Он с радостью согласился и стал быстро в конец слова. Что получилось?
-Развеселились буквы, подружились с Ь .И решили провести праздник буквы Ь.
-Лось пришел на праздник, а кто ещё может прийти? отгадайте!
В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется..(медведь)
-Подумайте- кто ещё может прийти из зверей , в названиях которых один звук обозначается двумя буквами?(Львица, рысь, обезьяна)
3.Закрепление. Работа с текстом. -Молодцы! А теперь прочтем слова с Ь в букваре. В каких из них букв больше, чем звуков? Почему?
-А теперь прочтем рассказ « Лось». В этом рассказе встретятся трудные слова. Прочтем.
-Чем питается лось? Зачем мальчики сыпали соль на камень и пень?
Рассмотрите картинку под текстом. Что вы видите? Выберите предложение из текста, которое соответствует картинке. Что ещё интересного узнали о лосе?
4. Итог урока.
-Что нового узнали? Какая буква не обозначает звука? Зачем тогда она нужна?
Мягкий знак, мягкий знак
Без него нельзя никак,
Без него не написать 30,20, 10, 5..
Вместо шесть- получим шест,
Вместо есть – напишем ест,
Станут пенками пеньки,
Уголками- угольки.
Банька в банку превратится-
Вот что может получится,
Если будем забывать
Ь в словах писать!
Метки: обучение грамоте... |
урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Обозначение буквой Ё гласного звука О после мягкихсогласных в слиянии" |
Тема: Обозначение буквой Ё гласного звука О после мягких согласных в слиянии.
Цели:
а) коррекционно- образовательные:
дать понятие о букве Ё как показателе мягкости согласных; формировать умение отличать эту букву от других, продолжить работу над формированием навыка чтения, над развитием фонематического слуха.
б) коррекционно- воспитательные:
воспитывать у учащихся интерес к чтению, воспитывать познавательный интерес к природе, воспитывать у учащихся умение готовить рабочее место, формировать сознательное отношение к учебе.
в) коррекционно- развивающие:
формировать у учащихся умение выделять главное, классифицировать,
продолжить работу над развитием произвольного внимания,
развивать воображение, продолжить работу над развитием речи и дикции у детей.
Оборудование:
карточки – слоги, карточки – слова с названиями животных и их именами, картинки с изображением домашних и диких животных , слоговые (звуковые) карточки- схемы, касса букв, аудиозаписи.
Ход урока:
1.Оргмомент.
Здравствуйте, дети! Садитесь. У нас урок обучения грамоте. Кто готов приступить к работе, сядьте ровно и красиво.
2.Этап всесторонней проверки знаний.
На доске у нас прикреплены два домика. В одном домике живут гласные, в другом – согласные. Была хорошая погода, буквы вышли погулять и заблудились. Вот они, на лужайке между домами
(прикреплены почти все изученные буквы). Ребята, помогите расселить буквы по домам.
- К доске выходят два ученика и расставляют буквы. Остальные учащиеся следят за их работой и проверяют ее хлопками (если она выполнена без ошибок).
- Хорошо, ребята. Однако, в наших домах два этажа. Надо расселить гласные верхнего и нижнего ряда, а согласные звонкие – на второй этаж, а глухие – на первый этаж.
К доске выходят другие два ученика и расставляют буквы. Проверка работы хлопками.
- Молодцы! Но мы знаем, что есть группа согласных, которые не могут друг без друга.
-Какие это согласные? (парные)
-Помогите найти эти пары – соседей по дому.
-С какой буквой мы вчера познакомились.
-В чем ее особенность?
-Какие звуки она обозначает?
-Где ее место на ленте букв?
Учитель снимает домики, под ними на доске написаны слова.
ёж ёлка
ёжик ёлочка
-Прочитайте слова.
- В чем разница между словами верхнего и нижнего ряда?
- Что общего у всех этих слов?
- Вчера мы читали загадку про ёжика. Кто ее запомнил и сможет рассказать?
3.Этап подготовки учащихся к усвоению новых знаний.
Сейчас я загадаю вам другую загадку.
Длинная шея, красные лапки,
Щиплет за пятки, беги без оглядки. (гусь)
-Что помогло вам отгадать загадку?
-Откройте кассы букв.
-Выложите схему слова « гусь».
- Сколько звуков? Какой последний?
-Напечатайте это слово. Как вы показали, что [с '] мягкий?
-Как называют детеныша гуся?
-Выложим эту схему вместе.
-Найдем второе слияние.
Какое оно?
Как покажем, что[с '] – мягкий звук?
Какая буква нам поможет? ( ё)
-Что нового мы узнали об этой букве?
Учитель показывает несколько слогов ( нё, зё, дё).
Какой звук обозначает ё? Когда? Что показывает буква ё? Закройте кассы. Отдохнем.
4.Физминутка.
Звучит мелодия из мультфильма « Голубой вагон».
Паровозик, паровозик,
Покатай немножко нас.
Мы немного поиграем
И опять вернемся в класс.
Дети выстраиваются в паровозик и двигаются по классу. На «остановках» дети читают слоги, которые показывает учитель:
но-нё ро-рё мо-мё и т.д.
5.Этап усвоения новых знаний.
Ребята, откроем наши «Азбуки» .
-Нашли рамочку с Ё. Что мы знаем про нее?
-Прочитаем слоги в верхнем ряду, в нижнем ряду.
-Что общего?
-Работаем с текстом с доски.
-Прочитаем название «Большие и маленькие»
-Почему так назвали?
Рассмотрим картинки.
-Чтение текста по предложению.
- Повторное (выборочное) чтение:
Сейчас я буду загадывать загадки. А вы прочитайте то предложение, в котором будут отгадки.
Загадки:
1. Пестрая крякушка, ловит лягушек,
Ходит вразвалочку, спотыкалочкой. (утка)
2. Не ясно, зверь он или птица,
Есть перья, а летать боится. (страус)
3. По горам, по долам
Ходит шуба и кафтан. (баран, овца)
4. Эй, не стойте слишком близко.
Я усатый, полосатый,
Только все же я не киска. (тигр)
-Как же зовут малышей? Назовите.
-Какие слияния с Ё вы слышите?
Посмотрите на картинки. Назовите их.
-Прочитайте название: «Малыши заблудились».
Самостоятельная работа.
-Как вы думаете, как это случилось?
-Прочитаем слова – мамы, слова – детеныши.
Возьмите карандаш, соедините линиями мам и детей.
Проверим работу.
На доске написаны слова - детеныши.
утёнок лосёнок
тигрёнок львёнок
слонёнок гусёнок
Слова – мамы написаны на магнитных карточках. Ученики по одному ставят карточки с названием взрослых. Проверка хлопками.
Ребята, как мама различает детей, если их несколько? (дают имена)
На столе у учителя лежат карточки. Подберите для детенышей имена. (Кряк, Силен, Полосатик, Ушастик, Быстроног, Мурлыка).
-Как называют ребенка, если он потерялся?
В народе такую маму говорят, что она ворона, и дитя свое она проворонила.
Достаньте зеркальце. Произнесите звук (р-р-р).
Послушайте скороговорку.
ПРОВОРОНИЛА ВОРОНА ВОРОНЕНКА.
Работа над скороговоркой (произнесение медленно, глядя в зеркало, ускоряя темп, громче или тише).
-Как зовут детеныша вороны?
-Какое слияние с Ё вы слышите?
6.Этап проверки понимания нового материала.
-Откройте кассы букв.
Достаньте буку Ё.
-Что мы знали о ней вчера?
Что узнали нового сегодня?
Метки: обучение грамоте... |
ОБОЗНАЧЕНИЕ ДВУХ ЗВУКОВ [й’], [у] ОДНОЙ БУКВОЙ Ю |
Цели: создать условия для знакомства с функцией буквы «ю» обозначать два звука [й’], [у] в определенных позициях: в начале слова и после гласных в слове; упражнять в чтении слов с буквой «ю»; закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; воспитывать уважение друг к другу.
Планируемые результаты:
Предметные: знать и объяснять функцию буквы "ю" обозначать два звука в начале слова и после гласных; выполнять слоговое и орфоэпическое чтение звуковой и буквенной схем слова.
Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определённых познавательных потребностей и учебных мотивов.
Регулятивные УУД: различать способ и результат действия; принятие практической задачи.
Познавательные УУД: использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями, слушать партнёра по коммуникации и учителя.
Ход урока
I. Организационный момент.
Психологический настрой на работу "Улыбка"
II. АОЗ
Выстраивание цепочки речь - предложение - слово - звук
Игра "Слоги по местам"
На доске 2 цветка, в серединке которых модели структуры слогов: СГ ГС
На столе карточки слогов указанной структуры.
- Слоги собрались играть, поможем им разделиться на две команды. В 1 команде будут слоги ГС, а во 2 СГ.
Ученик выходит, берёт карточку, читает слог и помещает на лепесток цветка.
Затем весь класс прочитывает все слоги.
III. Сообщение темы урока.
– Отгадайте загадку.
Одноногий Ивашка –
Расписная рубашка.
Петь-плясать мастак,
А стоять – никак. (Юла.)
– Какую букву пишем в начале этого слова?
– Кто догадался, какая тема нашего урока? (буква ю)
IV. Буква Юю
- Откроем учебник на с.41. рассмотрите букву "ю".
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась буква Ю!
А. Шибаев
- Откроем алфавит и найдём букву «ю».
Какая буква правее буквы ю, левее буквы Ю?
Физкультминутка
IV. Звуковой анализ слов на основе двухуровневых моделей
(с. 41).
Ребята в левом углу рассмотрите модели. Что мы можем по ним сказать?
Буква Ю выполняет две работы.
- Определим цели урока. ( Узнать какую работу выполняет буква ю, какие звуки обозначает, научиться читать слова с буквой ю)
– Рассмотрите иллюстрации в учебнике.
– Что здесь изображено? Как зовут мальчика, если его имя начинается с буквы «Ю»? (Юра.)
– Что делает Юра? (Моет машину.)
- Найдите справа модель слова "Юра".
- Прочитайте слово по звуковой модели.
– Прочитайте слово «Юра» по буквенной модели.
– На каком месте в слове стоит буква «ю»?
– Сколько в слове звуков?
– Сколько в слове букв?
– Какая буква обозначает два звука? (Буква «ю» обозначает два звука – [й’у].)
– Когда буква «Ю» обозначает два звука? (В начале слова.)
-Найдите модель слова ниже. Прочитайте по звуковой схеме.
– Прочитайте слово «мою» по буквенной схеме.
– На каком месте в слове стоит буква «ю»? После какой буквы стоит буква «ю»? (После другой гласной.)
– Сколько звуков обозначает буква "ю"?
– Когда буква «ю» обозначает два звука? (После другой гласной буквы.)
Вывод: гласная буква «ю» обозначает два звука [й’у] в начале слова и после другой гласной буквы.
Физкультминутка
V. Упражнение в чтении слов, предложений (с. 41).
Чтение слов по строчкам: хором, индивидуально.
- Определите, что называет это слово: предмет, признак или действие.
Чтение слов по цепочке.
- Рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображён? - Что делает девочка?
Прочитаем первое предложение.
- О ком говорится в предложении? Что мы узнали о Юле?
Чтение предложений.
VI. Итог урока.
– С какой буквой познакомились на уроке?
– Какие звуки обозначает буква «ю»?
– Когда буква «ю» обозначает два звука?
- Назовите гласные буквы, которые могут обозначать два звука.
- Когда буквы «я, ё, ю» обозначают два звука?
Рефлексия «Лесенка успеха»
Метки: обучение грамоте... |
Дифференциация звуков [с] — [ш] |
Задачи
Образовательные:
— учить дифференцировать звуки [с] — [ш] на слух и в произношении, читать слоги и слова с буквами, обозначающими данные звуки;
— учить интонировать двусложные слова с ориентацией на схему, дополнять предложения словами по картинкам, понижать голос в конце предложения перед точкой.
Коррекционно-развивающие:
— корригировать фонематический слух и произносительные навыки школьников;
— развивать связную устную речь за счет составления предложений по серии картинок;
— корригировать мыслительную деятельность учащихся за счет установления причинно-следственных связей.
Воспитательные:
— воспитывать внимание к чтению одноклассников, к их ответам, преодолевать речевую замкнутость отдельных детей.
Оборудование: индивидуальные зеркала, большие карточки с буквами с и ш, предметные картинки.
Ход урока
1. Организация начала урока
Настрой учащихся на работу, проверка готовности к уроку.
2. Подготовка учащихся к усвоению нового материала
• Работа с загадками
Учитель показывает картинки, просит назвать их, далее предупреждает, что он будет загадывать загадку, а дети должны выбрать картинку-отгадку и объяснить, как они догадались.
Загадки: «Гладишь — ласкается, дразнишь — кусается»; «Легкий и воздушный, ветерку послушный». Дети выбирают картинки-отгадки, с помощью учителя пытаются объяснить, как они догадались. Учащиеся под картинками схематически (прямой линией) обозначают слова и квадратиками — первый звук в каждом слове. По заданию учителя определяют, с какими звуками они будут сегодня работать. Звуки характеризуются: гласные они или согласные (наблюдение в зеркале за тем, как образуется преграда). Поочередное произнесение звуков с прикладыванием ладошки к ушам. Формулирование вывода: звуки глухие, без звоночка. Повторение вывода другими учениками. Выбор букв си ш из цветной буквенной кассы, из «Городка букв». Чтение их.
• Игра «Раз-два-три — без ошибок повтори»
Учитель называет слоги с оппозиционными согласными, учащиеся по одному или хором повторяют их. За правильный повтор награда фишкой. Примерный речевой материал: са — ша, шо — со, шу — су, аш — ас, ос — ош и др.
• Физминутка
|
Саша шел — шел — шел (дети шагают на месте), Белый гриб нашел (срезают гриб). Раз — грибок, два — грибок (срезают еще грибы), Положил их в кузовок (кладут их в воображаемый кузовок). |
3. Изучение нового материала
• Работа с букварной страницей
Рассматривание картинки с изображением Володи. Определение, что предлагает выполнить Володя. Чтение слоговых структур сначала в вертикальном столбике, отдельно с ш и с, затем по горизонтали, с дифференцированием слогов с этими звуками. Можно организовать чтение как соревнование по рядам (один ряд читает один столбик, другой ряд — второй столбик, оказывается помощь слабо читающим ученикам). Награждение фишками.
Чтение слов. Объяснение их значения с помощью картинок. Звуко-буквенный анализ каждого слова по схеме. Самостоятельное составление слов из букв разрезной азбуки по памяти.
Рассматривание серии картинок. Определение по каждой картинке, что делает девочка. Чтение предложений учителем, потом учащимися (по одному предложению). Повторное чтение. Анализ содержания предложений по вопросам:
— У кого на носу оса?
— Девочка испугалась за щенка? Почему? (Послушайте, как я прочитаю это предложение.)
— Что она сделала? Давайте еще раз все вместе прочитаем это предложение.
— Не забудьте, когда будем читать, что девочка испугалась за своего щенка. Посмотрим на вторую картинку и прочитаем подпись к ней. Как зовут девочку? Покажите мне, где написано ее имя. Почему она решила мыть щенка?
— Как вы думаете, щенок любит мыться? Читаем два предложения еще раз. (Если класс сильный, учащиеся рассматривают следующие картинки и читают текст под каждой из них.)
• Физминутка «Минутка тишины»
4. Закрепление изученного материала
Рассматривание героя рубрики 3. Что он хочет, чтобы мы отгадали? Попробуем догадаться, какие слова он нам написал. (Дети называют пропущенные буквы, читают слова.)
— Как вы думаете, Володя доволен нами?
5. Подведение итогов урока
Эмоциональная оценка работы детей. Выявление их интереса к отдельным этапам урока.
Метки: обучение грамоте... |
Звук и буква Н |
Задачи
Образовательные:
— закрепить характеристику звука, умение читать слоги, слова и предложения с буквой Н;
— учить понимать юмористический смысл картинок и подписей к ним, дифференцировать звуки [м] и [н] в слогах;
— учить следить за чтением товарищей, правильно отвечать на вопросы, интонировать звуки в соответствии со схемой; четко артикулировать звуки, подражать выразительной речи учителя.
Коррекционно-развивающие:
— тренировать школьников в четкости произношения звуков;
— корригировать и развивать выразительную речь учащихся.
Воспитательные:
— воспитывать взаимопомощь, правильное отношение к учащимся, испытывающим трудности при выполнении заданий.
Оборудование: индивидуальные зеркала, цветные кассы букв, «Городок букв», предметные картинки, слоговые карточки.
Ход урока
1. Организация начала урока
Проверка готовности к уроку, настрой учащихся на работу.
2. Актуализация знаний учащихся
Вопросы учителя:
— Какой звук изучали на прошлом уроке?
— Найдите букву н в классной кассе, в «Городке букв».
— Какого цвета буква н?
— Какой звук она обозначает, гласный или согласный? Проверим.
— Произнесите звук [н] и посмотрите в зеркальце. Есть ли преграда звуку?
— Что мешает ему? Посмотрите внимательно (язык и зубы). Значит, какой это звук? Давайте вместе ответим полным ответом: [н] — звук согласный, потому что есть преграда.
• Артикуляционная гимнастика с использованием индивидуальных зеркал
Выполнение упражнений прошлого урока. Показ картинок: зубная щетка (почистим язычком, как зубной щеткой, нижние и верхние зубки), молоток (постучим в верхние зубки, как молоточек, и будем произносить звук [н]), петушок в окошке (выглянул в окошко, увидел лису и спрятался за верхние зубки). Произнесение чистоговорки вместе с учителем (иллюстрация со слоном):
|
Дин-дон! Дин-дон! В зоопарке ходит слон. Старый, серый, сонный слон. Дин-дон! Дин-дон! |
3. Закрепление знаний
• Игра «Слоговое лото»
У каждого ученика — по одной слоговой карточке. У учителя такие же слоговые карточки. Учитель показывает детям слог, ученики, у которых такой же слог, должны прочитать его. Чтобы учащиеся не отвлекались, учитель может повторить показ одного и того же слога. Речевой материал: ан, он, ун, на, но, ну. Включение слабых учащихся в повторное чтение слогов.
• Физкультминутка с речевым сопровождением
• Работа с букварной страницей
Рассматривание героя рубрики 1, называние того, что он просит нас делать. Чтение букв на карточках, которые он держит. Чтение слоговой цепочки учителем, затем учащимися, анализ того, чем отличаются прочитанные слоги. Изолированное произнесение звуков [м] — [н]. Чтение слогов, напечатанных в клеточках. Использование различных заданий: чтение по заданию учителя, по цепочке или любой другой прием. Чтение обратных слогов слабо читающими детьми. Рассматривание картинок. Чтение слов под ними. Выход учащихся к доске. Указывание одним из учеников на мальчика и девочку, правильное употребление личного местоимения третьего лица. Неоднократное повторение местоимения несколькими детьми при указывании друг на друга за партой. Нахождение в классе предметов, про которые можно сказать «оно». Помощь учителя (окно, стекло и др.).
• Физминутка «Минутка тишины»
4. Обобщение и систематизация полученных знаний
• Продолжение работы с букварной страницей
Рассматривание картинок, чтение подписей под ними. Добавление недостающего слова с опорой на картинку. Ответы на вопросы:
— Как зовут девочку?
— Кто дает ей книгу?
— Почему мы можем сказать, что Анна умна?
Повторное чтение предложений. Наблюдение за умением учащихся следить за чтением товарища.
• Продолжение работы при подготовленном составе класса. Перенос работы на следующий урок в случае затруднений.
Рассматривание серии картинок. Установление последовательности действий. Чтение подписей под картинками сначала учителем, затем учащимися с повторением интонации учителя. Драматизация действий (желательно с реквизитом в виде шапочки осла). Воспроизведение междометных предложений с соответствующей интонацией.
5. Подведение итогов урока
Эмоциональная оценка работы класса в целом и отдельных учащихся. Повторение, с каким звуком и буквой работали. Какие задания понравились больше всего?
|
Звук и буква А |
Тема: Звук и буква А (с. 5)
Задачи
Образовательные:
— познакомить учащихся со звуком [a], строчной и прописной буквами Аа;
— учить выделять звук [а] в начале слова, соотносить звук и букву, подбирать слова с данным звуком в начале слова.
Коррекционно-развивающие:
— корригировать фонематический слух и зрительное восприятие учащихся;
— развивать целенаправленное произвольное внимание школьников.
Воспитательные:
— формировать интерес к учебным занятиям, ответственность в работе, бережное отношение к учебным принадлежностям.
Оборудование: наборное полотно, касса букв, «Городок букв», предметные картинки, паровоз с красными вагончиками, индивидуальные зеркала, фишки для поощрения правильных ответов.
Ход урока
1. Организация начала урока
Проверка готовности к уроку, настрой учащихся на работу.
2. Подготовка учащихся к усвоению нового материала
• Артикуляционная гимнастика
Ситуация: мы пришли к доктору, у нас болит горло (рассматриваем картинку в «Букваре»). Устанавливаем, какой звук нас просит произнести доктор. Все широко открывают рот и произносят звук [а].
— Теперь возьмем зеркало и посмотрим, какое у нас горлышко.
(Снова устанавливаем, какой звук при этом мы произносим. Наблюдаем, где лежит язык, мешает ли он нам произносить звук.)
— Мы можем этот звук спеть. Все вместе поем песенку звука [a] и укачиваем малыша. (На доске появляется картинка с изображением мамы с ребенком на руках.) Поем колыбельную песенку со звуком [a].
Учитель сообщает, что это звук гласный, так как можно голосом спеть песенку и голосу во рту ничто не мешает: ни язык, ни зубы.
— Посмотрите в зеркальце и произнесите еще раз этот звук. Как мы его назвали?
Термин повторяется хором и индивидуально.
• Коррекция фонематического слуха. Игра «Поехали- поехали»
Учащиеся изображают руками движение поезда. Учитель показывает картинки и называет их. Примерный набор картинок: автобус, нос, альбом, гриб, арбуз, дом. Если в слове учащиеся слышат звук [а], они кладут руки на парту и говорят «приехали». Учитель помогает им в этой игре и в случае неверного движения некоторых школьников возвращается к произнесению слова, акцентируя звук [а]. Если в слове нет заданного звука, школьники продолжают движение поезда. Игру можно выполнять стоя у парты. Те, кто правильно выполнял задание, награждаются игровой фишкой. Фишкой могут награждаться и слабо успевающие дети, для которых помощь учителя оказывается действенной.
3. Изучение нового материала
• Знакомство с буквой
Учитель сообщает учащимся, что звук можно записать буквой. Учитель пишет на доске большую и маленькую буквы: Аа. Затем показывает разборную большую букву, раскладывает ее на элементы и устанавливает их правильное расположение. Учащиеся выходят к доске (4—5 учеников) и под руководством учителя пишут буквы на доске. Далее дети получают конверты с разборной прописной и строчной буквами и выкладывают у себя на парте большую и маленькую буквы.
• Физкультминутка с речевым сопровождением
|
— Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. |
Аист отвечает:
|
— Топай правою ногой, Топай левою ногой. Снова правою ногой, Снова левою ногой. Вот тогда придешь домой. |
(Дети повторяют движения аиста, поочередно топая левой и правой ногой.)
4. Закрепление изученного материала
• Работа с букварной страницей
Рассматривание в квадрате напечатанных букв. Чтение их. Разбор картинки «Девочка на приеме у врача» по вопросам учителя. Выяснение, какой звук произносит девочка, чтобы врач лучше сумел посмотреть ей горлышко.
— Как вы думаете, почему врач всегда просит произнести этот звук?
Учитель подсказывает, мешает ли язык, зубы видеть горлышко.
— Давайте еще раз посмотрим в зеркало и произнесем звук [a]. Где лежит язык? Преграды никакой нет. Язык не мешает свободно проходить голосу. Вспомните: как мы назвали такой звук?
Если дети не вспомнят, учитель напоминает. Учащиеся несколько раз повторяют термин «гласный». Учитель обращает внимание на цвет буквы. Школьники называют цвет. Учитель сообщает, что гласные буквы в «Букваре» всегда будут обозначены красным цветом.
Чтение буквы А под картинкой.
— Кто произносит этот звук?
— Для чего она это делает?
— Дадим девочке такое имя, чтобы оно начиналось со звука [а].
— Что говорит Аня?
— Повторите мне все предложение. Посчитайте, сколько в нем слов.
— Какое последнее слово?
Поощрение первоклассников игровыми фишками. Пение песенки со звуком [а] по мере движения указки учителя и детей от одной буквы до другой (сначала по прямой линии, потом по волнистой).
Работа по развитию звукового анализа. Рассматривание картинок. Называние каждого предмета, нарисованного на картинке, соотнесение его с обобщающим названием («Аист — это птица»), показ, где «написано» слово и где нарисован предмет. Выделение первого звука в слове по схеме. Объяснение, какой это звук.
— Какого цвета дан квадратик для буквы а?
— Какие еще слова вы помните, которые начинаются со звука [а]?
Учитель помогает вспомнить имя девочки, картинки в «Букваре» и др. Награждение игровыми фишками.
• Физминутка «Минутка тишины»
Учащиеся проговаривают вместе с учителем текст:
|
Мы читали, мы читали, На уроке все устали, А теперь мы отдохнем, Сладко, сладко все уснем. |
Школьники кладут голову на руки на парту и замирают, дожидаясь команды: «Все проснулись, потянулись, друг на друга оглянулись и к работе все вернулись».
• Рассматривание картинки с изображением мальчика, восстановление в памяти его имени (Володя). Рассматривание картинки, продолжение работы по выделению первого звука в слове, установление сходства изображенного на второй картинке предмета с буквенным знаком.
• Нахождение буквы в классной кассе, ее демонстрация классу. Произнесение соответствующего звука. Знакомство с «Городком букв». Размещение в красном домике на первой улице буквы а.
5. Подведение итогов
Вопросы учителя:
— Какой звук мы сегодня изучали, а какую букву?
— Какая работа понравилась?
— Посчитайте, сколько у каждого фишек.
Эмоциональная оценка работы детей.
Метки: обучение грамоте... |
Урок обучения грамоте. 1 класс. Тема: Буквы Ц, ц, звук ц. |
Тема: Буквы Ц, ц, звук ц.
Цели: познакомить с новым согласным звуком и буквами Ц, ц;
учить читать слва с новой буквой; формировать навык
чтения; продолжить работу по развитию артикуляционного
аппарата и фонематического слуха; наблюдать за особен-
ностями написания букв И, Ы после Ц; обобщить знания о
твердых непарных и мягких непарных согласных звуках;
развивать воображение, память, связную речь, уточнять и
обогащать словарный запас, расширять кругозор ;
воспитывать доброе отношение к животным, любознатель-
ность.
Оборудование: «Русская азбука» В. Г. Горецкого; рисунки Бонифация, клоуна; детские рисунки на тему «Цирк», карточки – билеты с буквами, карточки с буквами Б, О, Н, И, Ф, А, Ц, И, Й;
рисунки воздушных шаров со словами, слова на тему «Артисты цирка», таблицы написания И,Ы после Ц.
Ход урока.
1. Оргмомент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Психологическая поддержка: учитель и дети становятся в круг и берутся за руки.
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы – отлично учимся!
Всё у нас получится!
2. Актуализация опорных знаний.
1) Сюрприз – загадка.
- Любите ли вы сюрпризы, ребята? Сегодня я приготовила для вас большой сюрприз! Хотите узнать какой?
Сегодня урок у вас проведу не я одна, у меня будет помощник.
Угадайте, кто мой помощник?
Когда он в клетке – не опасен,
Он – царь зверей, и тем прекрасен.
Он хищный зверь, хотя немножко,
Как рысь и тигр, похож на кошку.
- Это ЛЕВ! Как зовут льва?
2) Игра «Буквы рассыпались»
- Чтобы узнать имя льва, соберите рассыпанные буквы.
(Дети собирают из букв имя льва – Бонифаций)
72
- Ветерок перемешал и другие буквы.
3) Игра «Найди лишнее»
Л М Н Р У
Ж Ш Ч
А О У Ы И Ю
- Какая буква лишняя в каждом ряду? Почему?
4) Чтение любимых стихотворений.
- Бонифаций приглашает вас в гости. А знаете, где живет Бонифаций? Чтобы попасть к нему, вспомните и расскажите любимое стихотворение.
(Дети рассказывают стихи и получают за это билет с буквой)
- Соберите слово из ваших букв. Что у вас получилось? ЦИРК!
3. Сообщение темы и цели урока. Формирование представлений о звуке ц .
1) Выделение звука.
- Как хозяйка зовет цыплят? (Цып – цып –цып…)
- Произнесите слово «цирк», какой звук слышим первым?
2) Артикуляция.
- Поучимся произносить звук ц , посмотрим на соседа, как он произносит этот звук:
а) губы в улыбке, зубы видны;
б) верхние и нижние зубы совсем близко, но не соединяются;
в) широкий кончик языка упирается в нижние зубы;
г) по середине языка идет сильная короткая воздушная струя.
Потренируйтесь в произношении.
3)Характеристика звука.
- Расскажите о звуке ц.
Вывод: согласный, глухой, непарный, всегда – твердый.
4) Выделение звука ц из потока речи.
- Запомните все слова с буквой Ц.
Букв немало мы узнали,
Добрались до буквы Ц.
Есть слова, где Ц – в начале,
Есть слова, где Ц – в конце.
Цепь, цветок и цифра тут,
Ц в начале все прочтут.
А в словах отец, боец
Ц мы слышим под конец.
Цапля ходит по болоту,
Ждут в гнезде ее птенцы .
Цирк откроется в субботу,
Уж приехали борцы.
73
В цех явились на работу
Молодые кузнецы.
В каждом слове буква Ц
Словно камушек в кольце.
И на каждой есть странице,
На границе и в столице,
И в цыплятах на крыльце
Тоже есть по букве Ц.
3.Формирование представлений о буквах Ц и ц.
2) Знакомство с буквой Ц.
Вот какая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок – царапка,
Как кошачья лапка.
2) Определение места буквы Ц в алфавите.
- Назовите соседей буквы Ц.
- А какая бывает буква Ц? А для чего нужна большая буква?
- А маленькая?
4.Чтение текстов с буквой Ц.
1) Чтение слогов. Рифмование.
Читаем:
Цы –цы –цы – вот поспели … (огурцы)
Ца – ца – ца – захотелось …
Ец – ец – ец – мы сорвали …
Цу – цу – цу – дети рады …
Рцы – рцы – рцы – мы пололи …
Вы, ребята, … (молодцы!)
3) Игра «Поднимись по лесенке».
- Бонифаций ждет вас в цирке. Поднимемся по ступенькам.
ЕТ
ЦУ НА
ТАН КА
КАЧ НА
ЦИР ТЕ
1 2 3 4
4) Работа с предложением.
- Что вы прочитали? Какое это предложение?
- Сколько слов в этом предложении?
Физминутка.
-Покажите, как циркач ходит по канату?
- А как надо крутить обруч?
- Как жонглер умеет делать?
74
5. Работа с учебником «Русская азбука», стр. 174, 175.
1) Работа с иллюстрацией – «Цирковое представление»
- Что видели дети в цирке?
2) Чтение – разведка, стр. 175.
- Возьмите карандаш. Прочтите текст о цирке. Подчеркните букву Ц в словах.
- Сколько раз встретилась буква Ц в тексте?
6. Упражнение в чтении.
1) Игра «Волшебный свиток».
- Каких еще артистов цирка вы знаете? Если хотите больше узнать, разверните и прочитайте свиток.
КЛОУН – (англ.) – «смешной»
АКРОБАТ – (греч.) – «хожу на цыпочках»
ФОКУСНИК – (нем.) – «трюк»
ДРЕССИРОВЩИК – (фр.) – «обучать животных»
КАНАТОХОДЕЦ – (русс.) – «ходить по канату»
ЖОНГЛЁР – (фр.) – «шутник»
ГИМНАСТ – (греч.)
АРЕНА – (лат.) – «песок» - круглая площадка с барьером, диаметр которой 13 метров.
- Какое слово лишнее? Почему? (Арена)
2) Загадки клоуна Васи. Игра «Буква потерялась».
(На воздушных шариках написаны слова с пропущенными буквами)
МОЛОДЕ… КОЛЬ … О ТАН … ОР
ОГУРЕ … ОТЕ … МОТО … ИКЛ
Физминутка.
- Объявляется антракт.
Мы веселые ребята,
Мы ребята – акробаты.
Раз – прыжок, два – хлопок,
Можем прыгать весь урок.
3 -4 – руки шире,
5 -6 – тихо сесть.
7.Наблюдение за особенностями написания букв Ы, И после Ц.
1) Тайны фокусника.
- В русском языке много тайн. Одну из них вам откроет фокусник, у которого тоже много своих секретов.
Прочитаем таблицы : ЦЫ и ЦИ
- Кто заметил, когда после Ц пишем Ы, а когда И?
Вывод: в середине слова пишем И, а в конце – Ы
-Но есть такие слова, которые не хотят подчиняться этому правилу. Это слова – исключения. Запомните их! (Таблица слов – исключений)
75
- Как напишем слово «молодцы»? А «Бонифаций»?
8. Работа по учебнику «Русская азбука», стр. 176.
1) Чтение текста.
-Что делает медведь в цирке? Черепаха?
-А слон?
-Посмотрите, какой слон артист. (детский рисунок)
-Как заботятся о животных в цирке?
9. Рекомендации по внеклассному чтению. «Каникулы Бонифация»
10. Подведение итогов. Рефлексия.
-Какую новую букву вы сегодня узнали на уроке?
-Какой звук она обозначает?
-Когда пишется буква Ы, а когда буква И после Ц?
-Кто запомнил слова – исключения? Назовите их.
-Как вы работали на уроке?
-Что вам понравилось на уроке?
-А мне очень понравилось, как вы работали. И я готова повторить слова из рифмовки. Помните? «Вы, ребята, …..» Чуть не сказала «огурцы»!
|
|