Автор - Денис Швецов. Глава из книги "Тренинг уверенности".
Мы начнем сейчас со спокойствия. Очень удобная техника для тренировки спокойствия – это «спокойное присутствие». Кому-то из присутствующих эта техника знакома. Друзья, поднимите руку, кому знакома…(несколько рук поднимается) Это те, кто был на либо на «Базовом», либо на другом тренинге «Синтон-программы».
Спасибо. Остальные слышат в первый раз.
Те, кто знает про эту технику, те как раз вспомнят еще разик. Потому что мы начнем с простого и потом перейдем к сложным вариантам, чтобы попробовать этот навык в сложной ситуации. В чем суть «спокойного присутствия»? Те, кто поднимал руку, те, кому знакомо, скажите своими словами, как вы понимаете на данный момент эту технику?
- (реплика из зала, Иван) Как видеокамера.
- (уточняю) Эффект видеокамеры.
- Ну да. Я – как видеокамера. Я наблюдаю, все вижу, все фиксирую, но никак не реагирую.
- Ага. Есть у кого-то дополнения?
- (Максим) Безэмоционально.
- Безэмоционально. Просто ровно, спокойно. Да, действительно.
«Спокойное присутствие» – это состояние, когда вы, в основном, своим вниманием находитесь как бы вовне. Привычное состояние для обычного человека – это так называемый внутренне ориентированный транс. То есть когда постоянно идет внутренний диалог, человек думает, в основном, о себе, о своих проблемах.
Которые, кстати, зачастую именно во время этого внутреннего диалога и придумывает.
«Центропупизм» – это, по-моему, неизлечимо в нашей культуре. «А я? А обо мне? Что обо мне скажут?». Человек занят своими мыслями, переживаниями. Некоторые в этих мыслях, переживаниях вообще не замечают, что происходит в окружающем мире.
«Спокойное присутствие» действительно чем-то похоже на состояние видеокамеры. Представьте, что вы – та самая видеокамера, но которая пишет не только звук и изображение, а еще и записывает вкусовые, обонятельные, температурные ощущения. Она это регистрирует, но никак к этому не относится. Видеокамере кто-то показал язык, сказал: «Фу, дура!». Какая будет эмоция у видеокамеры? Никакой. Потому что она просто регистрирует происходящее.
Возьмите видеокамеру и проверьте, так ли это.
Многие люди почему-то предполагают, что «спокойное присутствие» надо себе специально создавать, то есть учиться этому. Я бы здесь по-другому сформулировал: «спокойному присутствию» не надо учить – оно нам всем известно, причем с детства.
У ребенка «спокойное присутствие» получается отлично, он владеет им в совершенстве. Если видели когда-нибудь такое: вот маленький ребенок на ручках у мамы «едет». Он может разглядывать людей, прохожих, смотреть вокруг с любопытством. Люди обычно говорят в таком случае «ах, этот наглый детский взгляд». А он просто смотрит: «А что это тут такое?». А еще бывает, уставится прямо на кого-то и отыгрывает эмоции как у человека на лице. Может прокомментировать что-нибудь. Совершенно спокойно, как чукотский народный хор: что вижу, то пою. «Ой, мам, у дяди штаны порвались…». И все без тени сомнения.
Поэтому «спокойное присутствие» надо лишь вспомнить. Тем более что у многих из нас это получается и так легко, когда не надо ни с кем общаться. Мы видим человека – сразу включается «театр»: надо что-то делать. Когда человек наблюдает какое-нибудь явление природы или просто чем-то поглощен, просто наблюдением, и ни с кем не делится никакими реакциями, у него обычно хорошо получается «спокойное присутствие».
Некоторые для этого на рыбалку едут. Именно чтобы побыть в таком состоянии. Я, поплавок, удочка, просто звуки природы, пение птиц, шорох листвы, ветра и ничего более. Просто разлитое вокруг внимание.
Очень здорово, что это быстро тренируется, быстро вспоминается. Мы сейчас этим и займемся. У нас будет такая задачка. Нам надо будет распределиться на пары, найти себе партнера. (Все находят себе пару для упражнения, располагаются рядом друг с другом). Я расскажу, что сейчас будет происходить. Итак, друзья. Сначала упражнение на «разогревчик», очень простое. Кто-то как раз вспомнит упражнение «спокойное присутствие», если раньше выполняли.
Итак, некоторое время, пока я не остановлю, примерно это будет минуты две-три, ваша задача – сидеть и рассматривать человека напротив. Того человека, который с вами рядом. Не обязательно смотреть в глаза. Не обязательно только на лицо. Просто рассматривайте. Но идеально, конечно, рассмотреть поподробней. И смотреть спокойно. Не надо разговаривать, не надо показывать никаких эмоций. Вы имеете право сидеть без эмоций и просто наблюдать. Почувствуйте это состояние, когда вы не должны реагировать. Лицо спокойно, расслабленно. Вы просто смотрите.
Вы уже нашли себе пару для выполнения упражнения? Вполне подойдет для этой роли любой человек рядом, и Вы можете попробовать просто на него посмотреть. Но лучше будет, если этот человек будет в курсе того, что Вы сейчас выполняете упражнение, а не просто на него «пялитесь» J
Помогает, кстати, состояние художника. Представьте, что вы должны будете потом воспроизвести все, что вы видите. Поэтому не надо себе говорить: «Да, я понял: вот лицо, и я уже все увидел, что надо». Это шаблон восприятия, который позволяет один раз увидеть и потом думать, что мы уже все знаем. Лицо постоянно живет. Глаза всегда в движении. Выражение лица меняется в миллионах вариантов.
Если будете добросовестно и с интересом наблюдать – очень быстро в этом убедитесь. Чувствуйте свое тело, дыхание, слушайте звуки. Если вдруг в голову приходят какие-то мысли, вы просто откладывайте их как книгу в сторону, то есть «подумаю потом», и возвращайтесь опять к наблюдению.
Здесь самая главная задача – сконцентрироваться как можно больше на ощущениях снаружи: вижу, слышу, чувствую. Тогда ресурсов для «лишних» эмоций не останется, все ваше внимание будет занято наблюдением. Попробуйте в мелочах все рассматривать. И Ваши усилия будут вознаграждены сторицей. Хотя, если честно, это и усилиями-то назвать нельзя: так, отдых, расслабуха.
Итак. Можно сесть поудобней, расслабиться. Вы можете по ходу менять позы. Задача – просто понаблюдать… (все выполняют задание, пытаются наблюдать) Попробуйте и вы, а я по ходу дела комментирую, подсказываю, как это можно сделать еще.
Интересным вариантом было бы представить, что бы было, если бы вы прилетели из другой галактики, другой планеты, и не знали бы, то такое человек. И смотрите на это «чудо природы» как будто впервые. Вы не знаете, что означают движения лицевых мышц и мимические рисунки. Вы не знаете ничего этого.
Может, вам понравится тот самый образ камеры, которая просто регистрирует все происходящее… Можно даже, как бы глядя на себя со стороны, отследить поверхностным легким вниманием, насколько у вас расслаблено лицо, по вашим ощущениям. Расслабьтесь, чтобы не тратить лишнюю энергию на зажимы. Глаза просто спокойно и расслабленно смотрят. Губы спокойно сомкнуты. Лоб расслаблен. Щеки расслаблены.
Чувствуете?
Любопытно бывает переключаться между разными видами ощущений: звуки,
Услышьте, что звучит вокруг… Прислушайтесь…
изображение,
Вокруг много интересных деталей, цветов, текстур, объектов.
ощущения.
Ощущайте, осязайте, смакуйте. Мы слишком редко это делаем. Вы чувствуете кончики пальцев правой ноги? Сосредоточьтесь, ощутите, иначе Вы рискуете пропустить мимо полжизни.
Просто наблюдайте. Да, все что вокруг вас и внутри вас - это есть, это происходит. Почувствуйте телом, в каких местах соприкасается тело с одеждой. Как ощущения от опоры, на которой вы сидите. Ощущения в мышцах – какие напряжены, какие расслаблены.
Все выполняют задание, а Вы? Прежде чем перевернуть страницу – проживите в ощущениях хотя бы пять минут. Подарите себе это.
Ну как, сделали то, что я порекомендовал, или в спешке все же перевернули страницу? Не спешите, все там будем. Спасибо. Аплодисменты вам. (Аплодисменты, и я прошу всех повернуться лицом ко мне) Вопрос: что получилось? Что было легко, а с чем возникли затруднения?
- (Вопрос из зала) В глаза смотреть тяжелее всего. Хотя потом проходит время, и как будто привыкаешь и спокойно смотришь. Как в никуда.
- У нас по поводу взгляда в глаза есть много культурных шаблонов. В том числе «глаза – зеркало души» и «взгляд в глаза – это слишком откровенно» и прочее. Поэтому важно знать – это шаблон, прочно укоренившийся в нашем сознании. Если говорить про чистое «спокойное присутствие», взгляд в глаза в этом состоянии ничем не отличается от взгляда на палец, на ухо, да на что угодно другое. Глаза - это такой же орган. Ну да, подвижный, выразительный, но – просто орган. Часть тела.
Вы уже к этому относитесь так же?
Я думаю, что когда вы приходите к офтальмологу, никаких стеснений у вас не возникает. Я уже молчу про гинеколога и уролога. Нормально. У нас есть всякие шаблоны по типу «вот здесь это нормально, а здесь ненормально». Вот, например, люди на пляже: все в порядке, всем хорошо, загорают, в том числе и топлесс, а тут вдруг надо в магазин сходить. Все одеваются - «а то ведь там некультурно будет, если просто в купальнике приду». И они уже чувствуют себя смущенно, потому что там, в магазине, другие культурные обстоятельства.
- (Сергей) Это не только у людей. У животных же тоже, я имею в виду, у приматов, смотреть в глаза друг другу это не просто так. Приматы от наших социальных ограничений, надстроек в животном сознании свободны. Но у них смотреть в глаза тоже не принято. Это инстинкт. Это не обучение.
- Это не совсем природный инстинкт. Животные тоже этому обучаются. Когда маленькие животные рождаются, они спокойно на все смотрят, так же как, и человеческий детеныш, в том числе и в глаза. Но постепенно, когда они получают обратную реакцию от соплеменников, они понимают, что это означает. Разумеется, взгляд в глаза – это открытость, это контакт: у любого животного, и у человека в том числе. И этот контакт, если это дружественное животное или человек, считается нормальным и приемлемым. Если во встречном существе предполагается враждебность – тогда возникает ощущение «смотреть в глаза - запретно и опасно». Потому что тогда возникает ощущение противостояния.
- (Юля) Мне, например, было трудно быть в состоянии спокойного наблюдения. Все равно внутреннее напряжение оставалось. И мысли обращены на себя больше, чем вовне.
- Здесь есть небольшая хитрость, тонкость: как можно больше сосредоточиться на ощущениях. И чем больше восприятие занято именно ощущениями, тем лучше. И тогда легче сосредоточиться на том, что сейчас происходит, без отвлечения на внутренний диалог… Допустим, интересный вариант. Сидя на стуле, попытаться одновременно ощутить, как я соприкасаюсь со стулом, со всем, что меня окружает, какие ощущения (тепловые и тактильные), что я вижу (все миллионы цветов, и увидеть все как можно шире, в том числе и периферийное зрение) и что я слышу при этом. Мыслей в таком случае не остается не потому, что я их гоню, а потому что ресурс внимания все-таки ограничен. И его не хватает на мысли – слишком много наблюдений и ощущений.
То же самое происходит у телохранителей, когда они работают. Может быть, наблюдали – у телохранителей есть специфический взгляд и даже специфическое выражение лица и внутреннее состояние. Вы ему можете хоть кофту задрать и грудь показать – он не отреагирует. Но не потому что не может отреагировать в принципе или не понимает, что это такое. Он просто занят наблюдением, причем по очень широкому периметру. Ему некогда отвлекаться на все остальное. Поэтому он чаще всего безэмоционален – не остается на это ресурсов внимания.
(Опять выполняем задание, уже в новых парах; и вы тоже можете себе это позволить, а я пока продолжаю комментировать)
- Кстати, хороший способ – описывать все происходящее так, как будто вы ведете протокол наблюдений. По крайней мере, для начала, для тренировки. Когда мы начинаем описывать словами все, что происходит, во-первых, мы привлекаем свое внимание именно к деталям, а во-вторых, то место, которое бы заняли всякие лишние мысли, занимает вот этот диалог, то бишь словесное описание: «Маша смотрит на меня, у Маши русые, длинные волосы, она одета в бежевую кофточку, юбку, туфли на каблуке; сейчас Маша посмотрела куда-то в сторону моего уха, а вот перевела взгляд на мое лицо; я слышу собственное дыхание, слышу как говорит Денис, я слышу звук шагов в коридоре, слышу, как кто-то шевельнулся, раздался шорох; я ощущаю тепло, чувствую, как рубашка касается моего тела, чувствую стул, на котором сижу». Да, это помогает. Потом в этом нет необходимости. То есть это отпадает за ненадобностью, но для начала хорошо.
Спасибо. Поблагодарите друг друга. Есть ли вопросы?
- (Максим) Еще комментарий. Я заметил, что мне начинает казаться, что я чувствую чисто эмоциональное состояние другого человека. Как сказать? Вроде как, наверное, другой человек ощущает. Вот это, вот это.
- Да. Это ты сейчас пытался (специально или случайно) сделать то, что называется вчувствованием, когда мы сначала наблюдаем за человеком и его состоянием, а потом еще пытаемся воспроизвести это состояние в себе или понять, что это значит. То есть, как бы проникнуть в человека, в его внутренний мир через его состояние.
Вы так пробовали? Попробуйте, очень увлекательно. И спокойное присутствие Вам здесь в помощь, потому что для вчувствования надо сначала сделать свое внутреннее состояние уравновешенным, спокойным.
В чистом «спокойном присутствии» я просто вижу мир. То есть никак это не интерпретирую. Интерпретация нулевая. Просто вижу: изменились мышцы лица, форма губ, глаза как-то смотрят. Я наблюдаю изменение картинки. Как будто я телевизор смотрю. А вчувствование – это один из возможных дальнейших шагов, который можно сделать после спокойного присутствия, если хочется получше узнать, что у человека происходит. Еще есть вопросы у вас сейчас?..
(Вопросов нет, поэтому снова смена пары, приступаем к более сложному)
Сейчас будет другое задание. Немножко усложненный вариант (хотя – кому как). Я прошу вас в паре выбрать, кто у вас будет первым, а кто вторым номером... Первый номер будет играть роль видеокамеры, которая наблюдает, и поэтому задача первого номера – просто смотреть на любые действия и отслеживать перемещение «объекта» (партнера, то есть). Вторые номера будут играть роль любопытных детей. Прикасаться и разговаривать нельзя. Желательно никаких звуков не воспроизводить. Специально смешить тоже нельзя. Единственное, что можно - это просто рассматривать, причем рассматривать на разном расстоянии, с разных сторон. Допустим, Света – «видеокамера», я – «ребенок»… Я делаю вот что…
(Показываю, что можно делать в состоянии ребенка: приближаюсь к Светлане вплотную, отчего та прыскает со смеха)
Задача первых номеров быть именно в состоянии видеокамеры. То есть вас не волнует, что делает объект. Вы камера, которая отслеживает, наблюдает. Вы взглядом провожаете партнера, настолько, насколько можете. Вы внимательно наблюдаете за тем, что делает ваш партнер. Вы можете даже для начала внутренне это описывать, как мы говорили ранее.
Здесь работа довольно любопытна для обоих номеров. Для первого номера – это спокойно видеть все это движение вокруг себя и просто наблюдать. Не быть оцениваемым, а оценивать самому. Для вторых номеров тоже любопытная задача. Потому что не все осмеливаются приблизиться близко. Есть люди, которые в этом задании смотрят как-то издалека, стараясь особенно не приближаться. Я говорю: «А ближе?». – «Не-а». Потому что есть так называемые «личные зоны». По поводу личной зоны: я бы вам предложил сделать так, чтобы у вас личной зоны не было вообще. По жизни, я имею в виду. Надо ли пояснить, зачем?
- (Иван) Да.
- Есть ощущение, что да, действительно, у человека есть привычное для него расстояние в общении, которое он считает для себя безопасным, комфортным. Здесь есть особенность: когда человек общается в «рамках приличий», то есть когда к нему никто «не вторгается», он спокойно ориентируется в происходящем, адекватно мыслит и принимает решения, достаточно комфортно общается. А вот когда у него возникает ощущение, что кто-то вторгся в эту личную зону, если кто-то нарушил границы - человек начинает действовать дергано.
- (Света) Возникает волнение.
Да. А те люди, которые пытаются спровоцировать человека на конфликт, - первым делом, что они делают? – Правильно, входят в личную зону. Поэтому ваша задача – сделать так, чтобы вы привыкли к тому, что у вас личной зоны нет. Это не значит, что вы будете всех к себе очень близко допускать. Просто одно дело, когда я «политически» человека отодвинул и не подпускаю к себе из каких-то соображений (то есть - «отойди от меня, не хочу с тобой общаться»), и совсем другое дело, если я это сделал потому, что меня «колбасит», когда человек подходит близко. Понимаете разницу? Отошел потому, что так надо, или отошел потому, что иначе просто не могу.
(все кивают головами – поняли)
Как и что нужно сделать, чтобы привыкнуть к тому, что личной зоны нет? Допустим, сейчас, выполняя упражнение, вы чувствуете, когда наблюдаете за первыми номерами, что вам дискомфортно подходить ближе. Вот ближе как раз и идите. Прикасаться нельзя, но быть очень близко – можно.
- (Маша) Есть вопрос еще один. А почему нельзя смешить?
- Ну, не надо пока. Это просто сложнее выдержать тем, кто сейчас в спокойном присутствии. Нам, думаю, сейчас и такой нагрузки хватит, будем добавлять трудности постепенно (улыбаюсь).
(все стараются, выполняют задание; кто-то прыскает со смеху, кто-то стойко держится, у многих уже получается весьма и весьма хорошо, я по возможности сразу подсказываю)
- Камера вся в наблюдении. Просто регистрирует то, что происходит. Лучше без слов. Наблюдаем. Камере все равно. Задача – записывать, фиксировать, отслеживать. Рядом с вами – объект. Объект меняет форму, расположение, траекторию… Спасибо. Аплодисменты. (Аплодисменты. Смена ролей. Все добросовестно выполняют задание, стараются. Кто-то все равно «колется»)
- Друзья, поделитесь, пожалуйста, впечатлениями. Благодаря чему получалось держать спокойствие, какие «фишки» сами обнаружили? И что выбивало из этого состояния?
- (Иван) Я себе представлял этот раз образ камеры, у меня хорошо сработало, получилось. Представил, что я как камера уже записал происходящее. Потом в будущем просто просматриваю эту запись. От меня не требовалось никакой реакции.
- То есть это не сейчас реальное, актуальное событие, а просто запись просматриваешь?