-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в igorinna

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.09.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 65298


ј¬√”—“-дары принос€щий!

¬оскресенье, 03 јвгуста 2014 г. 15:57 + в цитатник
 
Ќа август, самый плодоносный мес€ц, приход€тс€ три праздника, три —паса с «вкусными» народными именами: ћедовый, яблочный, ’лебный (ќреховый), объединенные общим названием —пасовки.
 
 
¬ эти дни по всей –оссии проход€т красочные €рмарки и фестивали, люди активно посещают церкви, осв€щают дары природы, готов€т дома вс€кие вкусности. » может показатьс€ странным, что св€щенники не слишком люб€т говорить о народных традици€х, св€занных с этими церковными праздниками. Ќародные — значит, €зыческие. ’от€ ни дл€ кого не секрет, что во многих странах христианские традиции и праздники наложились на более древние обычаи, а первые христианские храмы строили на местах €зыческих капищ. ¬ –оссии православна€ культура тоже развивалась не в вакууме и впитала древние народные традиции.
 
 
 
Ќо современным (постсоветским) верующим все труднее объ€снить, где проходит граница между православием и €зычеством, между истинным и искаженным пониманием сути праздников. ¬едь дл€ церкви смысл событий, св€занных с именем —пасител€, состоит вовсе не в осв€щении банок с медом или €блок, которые прихожане потом радостно тащат домой, как после сеанса аграрной магии.
 
 
 
¬ храме ћатроны ћосковской на “аганке нам подтвердили: традици€ осв€щать мед или плоды не церковна€, а народна€. ≈е корни уход€т во времена €зычества, когда первый урожай люди символически приносили в дар божествам, а затем уже вкушали сами. Ќаши предки так благодарили ту высшую силу, котора€ дает им эти плоды и без которой жизнь на земле невозможна. Ёта традици€ сохранилась и в других культурах, только как именовать эту «силу», какой смысл вкладывать в праздники?
 
 
 
«ќни теб€ вспросют, — ну, а сколько, скажут, у нас —пасов? ј ты и не знаешь. “ри —паса. ѕервый —пас … — медовый —пас,  рест вынос€т. «начит, лету конец, мед можно выламывать, пчела не обижаетс€... уж пошабашила. ¬торой —пас, завтра который вот, — €блошный, —пас-ѕреображение, €блоки кроп€т. ј почему? ј вот. јдам-≈ва согрешили, змей их €блоком обманул, а не велено было, от греха! ј ’ристос возшел на гору и осв€тил. — того и стали остерегатьс€. ј который до окропень€ поест, у того в животе червь заведетс€, и холера бывает. ј как окроплено, то безо вреда. ј третий —пас называетс€ орешный, орехи поспели, после ”спень€. ” нас в селе крестный ход, икону —паса нос€т, и все орехи грызут», — поучал ¬аню старый плотник √оркин в романе »вана Ўмелева «Ћето √осподне».
 
 
 
14 августа — ћедовый —пас
 
ћедовый —пас, он же ѕервый, он же ћокрый, он же —пас на воде и ћаккавей... Ќародных названий праздника — бесконечное множество.
 
 
 
» в православной традиции день 1 (ныне — 14) августа знаменателен количеством «уместившихс€» в него важных событий и праздников: и ѕроисхождение „естных ƒрев ∆ивотвор€щего  реста √осподн€, и празднество ¬семилостивому —пасу и ѕресв€той Ѕогородице, и пам€ть мучеников ћаккавейских, и начало ”спенского поста.
 
 
 
ѕервый — «ѕроисхождение честных древ честного и животвор€щего  реста √осподн€». «ѕроисхождение» в данном случае означает «вынос, изнесение». Ётот праздник был установлен в IX веке в ¬изантии — август в жаркой южной стране был временем опасных эпидемий, поэтому возникла традици€ выносить (износить) „естное ƒрево  реста на дороги и улицы дл€ осв€щени€ мест и в «отвращение болезней», призыва€ на помощь силу —пасител€.
 
 
Ќа –уси византийский праздник совпал с днем  рещени€ –уси — 1 августа 988 года, который упоминаетс€ в хронографах XVI века: « рестис€ кн€зь великий ¬ладимир  иевский и вс€ –усь августа 1». ƒо сих пор в этот день по всей –оссии проходит т.н. малое водосв€тие (в отличие от ¬еликого водосв€ти€ на  рещение). ќтсюда и пошло название «ћокрый» или «—пас на воде». ¬ этот день на –уси совершались крестные ходы к водоемам, кресть€не купались дл€ здоровь€ и очищени€ грехов, в последний раз купали лошадей; чинили и св€тили колодцы.
 
 
— XII века на этот день приходитс€ еще одно торжество: празднество ¬семилостивому —пасу и ѕресв€той Ѕогородице. ¬ его основе — исторические событи€, которые параллельно разворачивались в √реции и на –уси. 1 августа 1164 года два властител€, самые €ркие представители православной цивилизации своего времени, одновременно отправились воевать с противниками христианской веры, каждый со своими. ¬изантийский император ћануил  омнин — с сарацинами, владимиро-суздальский кн€зь јндрей Ѕоголюбский — с волжскими булгарами.
 
 
 
» јндрей, и ћануил одержали победу и, как позже вы€снилось в переписке между столичными ¬ладимиром и  онстантинополем, после сражени€ и в русском, и в византийском станах произошло великое чудо: в ознаменование небесной помощи и спасени€ от хоругвей, крестов и икон —пасител€ и Ѕожьей ћатери изошло €ркое си€ние, осветившее войска. ѕам€ть об этом событии и сохранилась в церковных торжествах и молитвах 1 (14) августа.
 
 
 
 
 
— этими праздниками в православном календаре совпадает и день пам€ти ћаккавеев — семи ветхозаветных мучеников из »удеи времен цар€ јнтиоха ≈пифана, пытавшегос€ нав€зать иуде€м поклонение €зыческим (греческим) богам. Ќепокорные ћаккавеи остались верны вере в единого Ѕога и за это казнены в 166 году до –ождества ’ристова.
 
 
Ќо самое важное: 14 августа начинаетс€ ”спенский пост, по строгости почти равный ¬еликому ѕосту. Ќельз€ есть даже рыбу — кроме одного дн€, —паса ѕреображени€ 19 августа. ”спенский пост длитс€ две недели, до дн€ ”спени€ ѕресв€той Ѕогородицы 28 августа, главного праздника почитани€ ƒевы ћарии в православной традиции.
 
 
Ќесмотр€ на всю строгость, ”спенский пост всегда считалс€ самым при€тным: на столе уже присутствовали в изобилии овощи, фрукты и мед. «”спенский пост мужика досыта кормит», «—пасовка — лакомка, а ѕетровка — голодовка». ¬ кафе и ресторанах наверн€ка по€витс€ особое постное меню или «медовое меню», но православным стоит помнить не только о своем животе, но и о смысле ”спенского поста — духовной подготовке к ”спению ѕресв€той Ѕогородицы.
 
 
 
 
Ќо почему этот день в народе больше известен как ћедовый —пас? — сельскохоз€йственной точки зрени€ все просто: наши предки давно заметили, что с этого дн€ пчелы перестают носить медовую вз€тку с цветов, поспевает мед нового урожа€. ¬ это врем€ подрезали (заламывали) пчелиные соты — не только потому, что они полны, но и существовало поверье, что иначе соседские пчелы выкрадут мед из уль€.
 
 
 
 
 
ћного веков назад возник обычай 14 августа вместе с водой осв€щать и медовые соты. ѕрекрасна€ св€зь дохристианских и христианских традиций, но человек, считающий себ€ православным, должен понимать, кого он за этот мед благодарит — некую «высшую силу» или Ѕога. „то есть мед — лакомство или воплощение Ѕожьей благодати? „то делать с осв€щенным медом — нести из храма домой, как из волшебного магазина, или, как было прин€то на –уси, «первый сот» отдавать сиротам, вдовам, больным? ≈сли в вашем окружении таковых никак нет, св€щенники советуют оставл€ть первый осв€щенный мед в церкви — весь или хот€ бы его часть. »менно этой жертвой осв€щаетс€ весь урожай.
 
 
 
–едко, но ћедовый —пас еще называют ћакавеем или ћаковым. –усский народ по-своему соединил день пам€ти иудейских мучеников ћаккавеев и аграрные €влени€.   началу августа поспевает не только мед, но и мак. “ак что церковный праздник переименовали в ћакавей и готовили в этот день вс€ческие кушани€ с маком: маковое молочко (мак, растертый с медом), маканцы и мачники — постные пироги, пр€ники, рулеты…
 
 
 
 стати, в этот же день совершаетс€ осв€щение лекарственных трав. Ќо если относитьс€ к этим традици€м как к магическим обр€дам, вр€д ли выйдет что-то путное дл€ души.
 
19 августа — ѕреображение √осподне, яблочный —пас
 
¬торой —пас, —пас-ѕреображение, —пас-на-√оре — все эти старинные названи€ великого праздника ѕреображени€ √осподн€ затмил яблочный —пас. ’от€ главное в этот день все-таки не €блоки.
 
 огда-то духовна€ значимость этого событи€ была пон€тна даже простым люд€м, читавшим ≈вангели€. ≈го подробно и очень похоже описывают ћатфей, ћарк и Ћука: €вление Ѕожественного величи€ и славы »исуса ’риста перед трем€ ближайшими учениками, ѕетром, »аковом и »оанном, во врем€ молитвы на горе ‘авор в √алилее. “ам во врем€ молитвы »исус «преобразилс€ пред ними: и проси€ло лице ≈го, как солнце, одежды же ≈го сделались белыми, как свет»… » был голос из облака: «—ей есть —ын ћой возлюбленный, в  отором ћое благоволение; ≈го слушайте».
 
 
 
—огласно толкованию ≈вангелий, это событие произошло в феврале, но в православном календаре празднование перенесено на 6 (19) августа, чтобы оно не приходилось на дни ¬еликого поста. ¬еликому празднику ѕреображени€ посв€щены многочисленные соборы и церкви по всей –оссии. ¬ праздник день в храмах совершаетс€ литурги€, цвет одежд св€щенников всегда белый, символизирующий божественный фаворский свет ѕреображени€, способный рассе€ть мрак человеческого отча€ни€ и страха перед одиночеством и смертью.
 
“радици€ благословени€ плодов на праздник ѕреображени€ очень древн€€: в это врем€ в »ерусалиме и — шире — в —редиземноморье созревает виноград, который считаетс€ одним из образов ’риста. ¬ российских широтах винограда мало, зато в августе повсеместно плодонос€т €блони… ¬ соответствии с Ѕогослужебным уставом, €блоки и другие плоды после осв€щени€ разрешаетс€ употребл€ть в пищу. ќсв€щение плодов проводитс€ в конце праздничной литургии, на которой должен присутствовать (и осмысленно в ней участвовать) каждый верующий.
 
 
 
ј когда-то в праздник ѕреображени€ в церковь приносили не только €блоки, но и колось€, и семена нового хлеба (к этому времени на пол€х заканчивалась жатва). ќсв€щенные зерна сберегались к началу посевов.
 
—егодн€ уже забылась поговорка «Ќа второй —пас и нищий €блочко съест». ј ведь это была прекрасна€ народно-христианска€ традици€, на —пас-ѕреображение делитьс€ плодами урожа€ с неимущими. √овор€т, обычай соблюдалс€ так строго, что если кто-то не совершал это доброе де€ние, о таком человеке говорили: «Ќе дай, Ѕоже, иметь с ним дела! «абыл он старого и сирого, не уделил им от своего богатства и малого добра, не призрел своим добром хворого и бедного!».
 
29 августа — ’лебный —пас
 
“ретий —пас, ћалый —пас, —пас на полотне, ’олщовый —пас, ’лебный, ќреховый… ’лебный — потому что в этот день выпекают хлеб и пироги из нового урожа€ зерна, а осв€щенный в церкви хлеб становитс€ главным блюдом на праздничном столе. ќреховый — потому что к этому времени созревают лесные орехи (лещина), их можно собирать.  ресть€нска€ мудрость, вложенна€ в эти названи€ праздника, в современном мире уже плохо считываетс€. “ак же забылось, откуда вз€лось название «’олщовый» — холстами и полотнами в этот день уже давно не торгуют…
 
—пас ћалый — потому что праздник в честь перенесени€ из ≈дессы в  онстантинополь Ќерукотворного образа »исуса ’риста относитс€ к малым церковным праздникам. Ќо особое почитание этого событи€ на –уси выразилось не осв€щении хлебов, а в иконописи. «—пас на полотне» — название не только праздника, но и иконы «—пас Ќерукотворный», одной из самых распространенных в –оссии.  стати, «—пас Ќерукотворный» — первый самосто€тельный образ, который довер€ют писать иконописцу, прошедшему ученичество.
 
 
 
 
¬ отличие от ћедового и яблочного, в деревн€х ’лебный —пас никогда не отмечали большими празднествами и широкими гул€нь€ми: начиналась подготовка к завершению летних полевых работ до наступлени€ дождей. «√ул€ли» только в городах.
 
 
Ќа “ретий —пас уже окончательно вступает в свои права осень: и в наши дни можно наблюдать, как в теплые кра€ улетают последние ласточки и журавли…
–убрики:  ’удожественна€ галере€ живопись, фотографии.
Ёто интересно,чтиво, обо всЄм и ни о чЄм
ћетки:  

ѕроцитировано 12 раз
ѕонравилось: 13 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку