На самом деле, сюрикэн (сокр. от 手裏剣術 сюрикэндзюцу) - это общий термин, подразумевающий традиционное островное искусство метания холодного оружия и являющийся дополнением к иным средствам защиты.
Сам термин "сюрикэн" не совсем верно понимать как исключительно название метательного оружия. Слово сюрикэн – 手裏剣, составленное из иероглифов 手 "сю", 裏 "ри" и 剣 "кэн", буквально переводится как "лезвие (меч, клинок), скрытое в руке".
Существует расхожее представление, что эти иероглифы означают "рука, бросающая (выпускающая) лезвие", но иероглиф 裏 "ри" составлен морфемой (смысловой компонент) "и", как в слове одежда, в смысле "покрытия чего-либо", также как и фонема (звуковой составляющей) "ри", вместе представляющих идею "перемены, движения назад, или охвата".
Кунное прочтение иероглифа 裏 "ри" - это "ура", что знакомо и близко к пониманию по выражениям вида ура ваза (внутренняя, обратная, скрытая техника) в противоположность омотэ ваза (внешняя, открытая, прямая техника), или, хотя бы в технике ура гяку из кихон хаппо, в комбинации с первым иероглифом, 手裏 "сю-ри" означает - скрытое в руке, или в ладони.
剣 "Кэн" означает "лезвие" или "меч", и пишется тем же самым иероглифом, что и в словах "боккэн" или "шинкэн". Отсюда вывод, что 手裏剣 сюрикэн - это "лезвие, скрытое в руке", а не "метательное лезвие", что как раз очень часто понимается под этим понятием.
術 "Дзюцу", естественно, означает "искусство", "метод".
Следовательно, 手裏剣術 "сюрикэндзюцу" - это "искусство скрытого в руке лезвия", что изначально предполагает не только "искусство метания лезвий", перекликающегося со стрельбой из лука (кюдзюцу), метанием камней (исинагэдзюцу) и специальных ручных стрел утинэ (утинэдзюцу), но, в гораздо большей степени, "искусство (внезапного применения, например, броска) скрытого (в руке) оружия (клинка)", что также очень тесно перекликается с яйдзюцу (искусством внезапного обнажения меча) и какуси буки дзюцу 隠武器術 (искусством использования тайных (спрятанных) малых видов оружия). В результате правильного понимания названия искусства приходит и верный настрой на то, как используется это оружие.
Как следует из названия искусства, сюрикэн необходимо не просто метнуть, но метнуть неожиданно, незаметно для противника или внезапно использовать его в ближнем бою.
Единственным традиционным упражнением в сюрикэндзюцу является отработка техники броска, или, правильнее, удара, т.к. сюрикэн не бросают, им бьют. Что подтверждается языковыми различиями: "бросок" это "нагэ" 投, а удар (пишется одинаково, произносится по-разному) - это "юти" 打 или "дахо" 打法 ("да" - от "дакэнтай", "хо" - "метод"). Любая техника с использованием сюрикэн - это "юти" или "дахо", но не "нагэ".
Это заблуждение пришло из голливудского кино и от неграмотного дубляжа экранизаций дзидай-гэки и тямбара-эйга, это из них пришли просторечные "бросил сюрикэн", "метнул стрелку" и т.п. Мастер не будет бросаться сюрикэнами, а будет бить - с соответственным отношением как к цели и результату, так и к самой технике или тренировке. Цель - защита. Способ достижения - бить внезапно, точно, сильно. Для того и тренироваться, долго и трудно, а не для того, чтобы просто воткнуть сюрикэн в стену.
Мир сюрикэн причудлив и многообразен. Примеры некоторых форм и стилей представлены в музее Ига-рю (Музее ниндзя клана Ига в городе Ига (Уэно), префектура Миэ):
Принимается, что все это множество можно разделить на два основных типа: 棒手裏剣 бо-сюрикэн (бодзё-сюрикэн - сюрикэн-палочка) - удлиненные, тонкие цилиндрические или граненые стержни различной формы и толщины, и 平手裏剣 хира-сюрикэн (сякэн или курумакэн - сюрикэн-колесо), плоские металлические пластинки разнообразной формы.
Бо-сюрикэн различаются видами
• хасигата сюрикэн – "палочкообразные" сюрикэн (от палочек для еды - хаси),
• кусабигата сюрикэн – клинообразные сюрикэн,
• босуйгата сюрикэн – веретенообразные сюрикэн,
• хэйтёгата сюрикэн – пластинчатые сюрикэн,
• харигата сюрикэн – иглообразные сюрикэн,
• конгогата сюрикэн – сюрикэн в форме "конго",
• хокогата сюрикэн – сюрикэн в форме наконечника копья хоко,
• канкютогата сюрикэн – сюрикэн в форме различных инструментов,
• кугигата сюрикэн – гвоздеобразные сюрикэн,
• кунайгата сюрикэн – сюрикэн в форме кунай,
• тантогата сюрикэн – ножеобразные сюрикэн,
• мацубагата сюрикэн – сюрикэн в форме "ласточкиного хвоста".
Хира-сюрикэн различаются видами
• дзюдзигата сюрикэн – "крестообразные" сюрикэн ("дзю" пишется как "十")
• роппо-но сюрикэн – шестиконечные сюрикэн,
• хосигата сюрикэн – звездообразные сюрикэн,
• хаппо-но сюрикэн – восьмиконечные сюрикэн,
• мандзигата сюрикэн – свастикообразные сюрикэн,
• нагарэ мандзигата сюрикэн – сюрикэн в форме "текущей свастики",
• санко-но сюрикэн – трехлучевые сюрикэн,
• какугата сюрикэн – квадратные сюрикэн,
• тэппан (сэнбан) сюрикэн – квадратные с вогнутыми сторонами сюрикэн,
• кугинукигата сюрикэн – сюрикэн в форме отверстия от гвоздя,
• тэккан сюрикэн – сюрикэн в виде железного кольца,
• тэцумаругата сюрикэн – сюрикэн в форме железного шипастого шарика,
• татами-дзюдзигата сюрикэн – складные (из двух половинок) крестообразные сюрикэн.
Далеко не все пластинообразные сюрикэн имеют отверстия в центре. При наличии отверстий они легче по весу, лучше летят в цель в горизонтальной плоскости и их можно носить в связке на кольце (петле). Выбор формы - это спецификация стиля.
Отличие крестообразного сюрикэн (дзюдзигата или сихогата) от восьмилучевого (хаппогата) - в количестве лучей, и только. Спецификаций по количеству лучей для той или иной цели не было (т.е. ниндзя не использовал с собой крестообразный сюрикэн для одной цели, а восьмилучевой - для другой) - все зависело от личных предпочтений мастера той или иной школы, а также, возможно, простоте изготовления или желания повторить формой определенный ритуальный предмет или использовать готовый бытовой предмет, приспособив его под метательное оружие.
Изготавливать десятки сюрикэн из той же стали, что и хороший меч - очень дорого, а потерять или утратить такое оружие - легче легкого. Поэтому чаще сюрикэн ковали из металла попроще (не из дорогой многослойной оружейной стали, а просто из качественного железа) или изготавливали из уже готовых пластин металла, придавая им ту или иную форму, или же использовали готовые обломки меча или копья - просто перетачивая их, если речь идет о сюрикэн удлиненной плоской формы (танто-гата). Кстати, именно потому, что сюрикэн - оружие недорогое, в прямом смысле "бросовое", до наших дней сохранилась буквально пара исторических экземпляров - их попросту никто не сохранял, потому что ценного в них не было ничего - обычная железка, не более, изготовить которую можно всегда, имея размеры и вес - в отличие от меча работы известного мастера-кузнеца. О формах же сюрикэн и технике их использования нам известно много: как из имеющихся сюрикэндзюцу дэнсё, так и по линиям устной и письменной передачи ныне живущих мастеров.
Kihon no keiko
Сюрикэн на дистанции используют по принципу "большой Ин, малый Йо". Что это такое?
Когда сюрикэн в рукаве (кармане, чехле и т.п.) - это "ин" (его не видно), затем он в ладони, и его видно (йо). Затем он летит, и его снова не видно. Потом он торчит из мишени/цели - это снова "йо". Так вот, "ин" - может быть любым, а "йо" - как можно более коротким - т.е. технику выхвата и изготовки к применению сюрикэн, так же как и собственно выпуск из руки, необходимо свести к минимальному минимуму (малый йо).
Отсюда вывод - если вы тренируетесь, долго примериваясь перед тем, как запустить сюрикэн в мишень - вы вообще не тренируете сюрикэндзюцу. Метание чего-то во что-то - это дартц, но это - не сюрикэндзюцу.
Мастера всегда останавливали своих учеников в желаниях. В сюрикэндзюцу начинать следует только со стрелок (бодзё сюрикэн), а не звезд. Практически во всех школах ученикам сразу говорят о том, что на десятки месяцев следует забыть о звездах, ровно до того момента, пока не сформируется чувство лезвия.
Стрелка должна быть без оперения, балансиров и пр. Обычно для тренировки используются стальные прутки длиной около 18-20 см и диаметром 5-6 мм с заточкой с одной стороны. На период обучения их потребуются сотни, в противном случае все сведется к собиранию камней, а не к их разбрасыванию.
Вначале отрабатываются движения (начинают с хон юти - "удара сверху") без выпуска лезвия. Сюрикэн направлен от себя (хват хонтэ-моти). Затем - с выпуском с расстояния в 1 шаг (обычно до месяца), а затем 3 шага до мишени, методом тёку-дахо (т.е. стрелка летит прямо, без вращения). Тренировки занимают обычно до 150 бросков в день. Большая нагрузка приведет к усталости кисти и размытию техники.
Почему дистанция в шагах? Потому что у каждого своя дистанция для использования сюрикэн, она уникальна для каждого. Поэтому в метрах маай в сюрикэндзюцу измеряют только в балаганных школах и шоу. По мере увеличения мастерства, ученикам увеличивают дистанцию по 3 шага каждые две-три недели, постепенно усложняя и технику броска. Сначала переворачивают сюрикэн в ладони острием к себе (гякутэ-моти). Затем начинают использовать технику вращения хантэн-дахо ("удар с пол-оборота"). Потом еще три шага и переворот стрелки. Сюрикэн описывает полный оборот перед попаданием (кайтэн дахо). Максимально эффективная дистанция для стрелки - 15 шагов, т.е. по мере обучения дистанция увеличивается в 5 раз. На это уйдет от 3 до 5 месяцев. И это только азы.
Очень много времени в традиционных школах уделяется способу удержания сюрикэн и технике броска (отрыва от руки). Это движение и близко не похоже на метание ножа. Рука должна действовать как трубка, из которой взмахом выбрасывается стрелка. Объяснить сложно - нужно почувствовать.
Т.о., сюрикэндзюцу - это весьма и весьма серьезно. Одно дело - метнуть звездочку в забор соседа с криком лишь бы воткнулась, а другое - попасть несбалансированной стрелкой в кружок диаметром 5-7 см с расстояния хотя бы в три метра.