Резные картины Кронида Гоголева |
Работы Гоголева посвящены в основном русскому северу, северной природе, народному быту. Кроме сказочных сюжетов, у художника много работ посвящённых Сортавале, Петрозаводску, Валааму, есть также и библейские сюжеты (работа — «Тайная Вечеря»).
Художник поздно начал свою творческую жизнь - помешала война. Лишь в 1953 году, когда ему было уже под 30, он начал учебу в художественном училище, и только в 40 заочно закончил институт. В 1961 году Гоголев переехал в Сортавалу, где стал работать учителем в местной художественной школе. Именно в Карелии он впервые обращается к работе с деревом. Дочь Гоголева говорит, что ему было уже около пятьдесяти.
Интересно высказывание самого Гоголева: "...деревом я занялся потому, что понял, что в том, чем я раньше занимался - большего мне не достичь, это мой потолок... И переломный ступенькой было то, что я решил свои рисунки сделать в каком-то материале, и когда дерева коснулся, я потерял покой на несколько десятков лет и обрел какой-то смысл."
Резной деревянный рельеф как вид искусства был в те годы почти забыт, и работы Гоголева далеко не сразу получили признание в художественной среде. Только в 1985 году, после выставки в Москве, Гоголева приняли в Союз художников Карелии - ему тогда было уже почти шестьдесят. А в 1989 году в Сортавале открылся персональный выставочный зал Гоголева, который теперь превратился в его музей.
Главные темы работ работ художника - это природа Карелии и Русского севера, святые места, фольклорные сказания, быт и праздники простого русского народа.
Художник редко давал названия своим картинам. Он говорил: "Вы же видите, что там изображено?" – "Видим". – "Что?" – "У реки. На мосту. На берегу". – "Ну, и что, если я тут название напишу “На берегу”, “На мосту”, “У реки”?".
Прекрасны не только сами резные картины, но и их завершающее обрамление - рамами это даже не хочется называть, настолько органична резьба, словно продолжающая и подчеркивающая сюжеты.
Рассказывает дочь Гоголева: "...эту работу он создавал для дачи Ельцина в Шуйской Чупе – наверное, в 1993 году. Это была самая большая на тот момент работа, которую он сделал. На даче была ниша, и к ней Гоголев спроектировал раму, которая была заведомо больше ниши. Когда уже приехали забирать, оказалось, что работа в нишу не влезает. И не забрали. Он так обрадовался! Не хотел её отдавать."
"...А через несколько лет он создаёт ей пару. У меня часто спрашивают, сколько времени уходит на одну работу. Я точно знаю, что на ту работу ушло семь месяцев. Это максимальное количество времени, которое он тратил на одну работу."
Фрагмент картины, показанной выше. Посмотрите, как "выписан" каждый характер, а ведь это далеко не фигуры первого плана
Основным материалом картин Гоголева была липа с ее вязкой неслоистой древесиной. Но некотороый работы вырезаны из более мягкого новозеландского йелотонга, который ему привозили зарубежные друзья-резчики.
Гоголев создавал свои картины не для продажи, в его работе начисто отсутствовала коммерческая составляющая. Это сразу чувствуется и, я бы сказал, "подкупает" меня как зрителя.
Удивительно передана трехмерность пространства. Здесь работает и текстура дальнего плана, и искусная тонировка, и глубокая резьба, зачастую выносящая ближние предметы на отдельный скульптурный план впереди картины. И ведь все это сделано из цельной доски...
Фрагмент объемной резьбы
Калевала
Тайная вечеря
Вещий Олег
Одна из акварелей Кронида Гоголева
Две работы маслом
В залах музея
Кронид Гоголев, 1926 - 2013
Серия сообщений "ИСКУССТВО":
Часть 1 - Красивые композиции из суккулентов
Часть 2 - Hagia Sophia - символ «золотого века» Византии
...
Часть 39 - Ба! знакомые всё лица! – хлёсткие иллюстрации к «Мастеру и Маргарите»
Часть 40 - 10 фактов о Брэде Питте
Часть 41 - Резные картины Кронида Гоголева
Часть 42 - Мария Каллас: «Ты не верил, что я могу умереть от любви
Часть 43 - Разноцветный янтарь
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |