-–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Targar

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 14.05.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 254



≈врей в –оссии

„етверг, 28 ћа€ 2009 г. 15:25 + в цитатник
 (264x390, 30Kb)

≈врей и русский кабатчик одинаково примут заклад и возьмут проценты - еврей несколько меньше, а православный гораздо побольше

≈врей и пь€нство между собою не лад€т. »звестно всем, что между евре€ми нет пь€ниц, как между штундистами, молоканами и некоторыми другими из русских сектантов евангелического духа. ѕь€ный еврей несравненно реже даже, чем пь€ный магометанин. „еловеку трезвому противен самый вид пь€ного, а докучна€, бестолкова€ и часто безнравственна€ беседа пь€ницы - омерзительна. —носить целые дни на своих глазах такое безобразие за грошовую пользу может заставить только сама€ т€жела€ нужда. ѕритом хмельной человек дерзок и буен, и от слов он легко переходит к драке, дл€ которой поводом может служить самое ничтожное обсто€тельство. —реди нескольких таких, вкупе собравшихс€ пь€ниц, еврей нередко остаетс€ один... ѕоложение его посто€нно рискованно, а еврей жизнелюбив; очень нежный отец - он очень любит и жалеет своих бахеров. ѕочему же он все-таки сидит в кабаке? Ќа это стоит ответить.
≈врей сидит в шинке по двум причинам: 1) ѕотому, что при непомерной скученности евреев в черте их оседлости слишком сильна вс€ка€ торгова€ конкуренци€ на малые средства, и еврей хватаетс€ за все, за что только возможно. 2) ≈врей шинкует потому, что он также любит производство, на которое более спроса.
¬ местности, где живет еврей в –оссии, всего более спроса на водку, и еврей €вл€етс€ продавцом этого ходкого продукта. Ќа книгу здесь спрос всего менее, и евреи книгами не торгуют, но в ¬аршаве, в ¬ильне и в ѕетербурге они торгуют и книгами. »х живой коммерческий смысл сейчас же везде прилаживаетс€ к спросу.
ƒвадцать лет тому назад евреи не издавали в –оссии газет, но по€вилс€ спрос на газеты, и сейчас же в ќдессе нашелс€ еврей –абинович, который €вилс€ с предложением своих услуг, теперь их есть уже несколько. ”смотрев в  иеве, сколь прибыльно дело от торговли изображени€ми св€тых, евреи зан€лись даже этим, по-видимому совсем не подход€щим дл€ них издательством. ќни, как известно, заказывают в Ѕерлине хромолитографические изображени€, которые, по правде сказать, значительно лучше и дешевле таких же изображений местного производства.
 (151x182, 7Kb)
≈вреи - люди торговые, а не филантропы, и коммерческий склад их ума всегда стремитс€ изыскать всевозможные средства к тому, чтобы получить заработок посредством удовлетворени€ существующему или возникающему спросу. √де спрашивают только водку, там еврей тем и озабочен, чтобы продать водку. ≈му нельз€ здесь производить иные предметы, которых у него никто не потребует. ¬от отчего еврей и шинкует - не без отвращени€ к этому делу.
ѕолитическа€ экономи€, правда, учит, что "как запрос вызывает предложение, так и предложение вызывает запрос", и законы этой науки, быть может, верны, но только в применени€х более широких, а частный человек с бедными средствами всегда будет старатьс€ примен€тьс€ к запросу, какой существует и дает скорый, немедленный заработок. ј как запрос на водку везде по –оссии очень оживлен, то нет ничего естественнее, чем еврейска€ приспособительность стремитьс€ дать именно на этот живой запрос самое соответственное предложение. Ёто, разумеетс€, не рыцарственно, но и не так возмутительно низко, как то стараютс€ представить враги еврейства, которые забывают или не хот€т знать, что услуги евреев в распродаже питей в черте еврейской оседлости признаютс€ нужными и самим правительством.
Ќесколько лет тому назад евре€м было запрещено держать шинки, но распор€жение это было отменено по представлени€м акцизного ведомства, и отмена эта была необходимою, потому что местные кресть€не не хотели заниматьс€ беспокойным и гр€зным шинкарским промыслом, а от того казне угрожал очень серьезный убыток.
 (327x282, 65Kb)
—ледовательно, пока акциз с вина составл€ет важнейшую статью государственных доходов, еврей даже необходим в шинке во всей той местности, где нет других предприимчивых людей, сродных терпеть этот гр€зный род торговли. ј в таком случае и порицать евреев за то, что они занимаютс€ не почтенным, но в силу условий существующего положени€ необходимым промыслом, - совершенно напрасно, да и непредусмотрительно.
≈сли бы евреи имели то кагальное всевластие над своими единоверцами, о котором довольно много лишнего написал г. Ѕрафман, то они давно бы воспретили шинкарский промысел всем своим единоверцам, ибо всем пор€дочным люд€м из евреев крайне непри€тно, что их соплеменников беспрестанно этим попрекают. ƒл€ евре€ это было бы полезно, но тогда в ћалороссии сейчас же остановилась бы торговл€ вином, и, чтобы сохранить доходы казны, пришлось бы, может быть, делать вызов целовальников из –оссии, из московских людей, "за которых и в тамошнем соборе никто не ручаетс€" (ѕ. —. 3.1603), и "приводить их к вере по св€той евангельской, непорочной заповеди" (103). “ак это было в старину, когда таковых людей "выкликали через бирючей"... » возобновить эту старину наново значит не ун€ть нынешнее пь€нство на –уси, а создать некую последнюю вещь горше первые. Ћучшие люди в еврействе, однако, не могут сделать этого, весьма им желательного, запрета только потому, что в их распор€жении нет такого кагального авторитета и такого террора, о каком с преувеличени€ми говорит Ѕрафман. ѕусть это и было в те времена и в тех случа€х, на кои указывает г. Ѕрафман, но все это более не существует, и то, что мы говорим, - не голословна€ фраза.
≈врейство, живучи между христианами, тоже испытывает на себе вли€ние идей века и тоже чувствует сильное ослабление старых учреждений, основанных на авторитете религии.  агал как религиозна€ община есть своего рода миф, власть его не более сильна, как власть простого общественного мнени€, которое нынче уже нигде не обнаруживает такой силы, чтобы сдерживать человека на идеальной высоте помыслов, когда ему угрожает реальна€ опасность - погибать от голода.
ƒа и стоит ли хлопотать, чтобы не шинкарил еврей, а сидел вместо него орловский или калужский обирала-целовальник?  ака€ польза была бы от такой замены?  ак еврей-шинкарь не может быть филантропом, точно так же никогда таковым не будет и православный кабатчик - точно такой же, если не хуже, ростовщик и обирала. ¬спомним, что сами воеводы и их дети, продава€ чарки кресть€нам, "с иных все платье унимали в заклад" (—оловьев, т. X, 401).
≈сли стоит о чем в этом деле подумать, то это совсем о другом... ѕока брак, крестины, похороны и вс€кое храмовое торжество - им же несть числа - у православных, будто как у €зычников, только и "красны пь€нством" и мужик, прос€ в долг вина, жалобно стонет, что "ему без того нельз€ помолитьс€", - то при жиде ли или православном кабатчике он все равно понесет в заклад шинкарю какую-нибудь нужную в хоз€йстве вещь из тех, что на официальном €зыке удобно называетс€ "кресть€нскими излишками". ≈врей и русский кабатчик одинаково примут заклад и возьмут проценты - еврей несколько меньше, а православный гораздо побольше.
“олько и разницы.
Ќе лучше ли смотреть в другую сторону, где можно видеть кое-что, навод€щее на более плодотворные мысли.
¬от факт: где по€вл€етс€ штунда или, как ее называют, "непитуща€ вера", там православный кабатчик сначала делает доносы, а потом бежит оттуда, ибо видит, что ему "тут уже делать нечего". ќн нащупывает себе место среди людей более православных, а еврей-шинкарь, которому некуда отбежать от еретиков, бросает шинкарство и приспособл€етс€ зан€тьс€ тем, что указывает ему запрос образующегос€ нового культа. —реди штундистов еврей часто начинает с того, что подвозит контрабандным путем дл€ новых христиан русские Ѕиблии лондонской или венской печати (без апокрифов), или он открывает чайную, или, наконец, строит стодол с поместительною залою дл€ собраний нововеров, люб€щих читать вместе слово Ѕожие. ¬ообще еврей сейчас примен€етс€ и делает что-нибудь такое, что подходит к изменившимс€ услови€м жизни окружающей его среды.
» да не очернит ложь уста христиан, - еврей сам уже таковую перемену похвал€ет и сам радуетс€, ибо, повтор€ем, он по натуре своей - как не любит крови, так не любит и пь€ных, с которыми ему в шинке беспокойно и небезопасно.
 (228x345, 50Kb)
—ловом, при первой возможности оставить это ремесло без потери выгод, еврей сейчас же спешит этим воспользоватьс€ и €вл€етс€ перед соседом-христианином с таким новым предложением, какого тот спросит. ј пока дела в околице сто€т так, что дл€ всех всего милее водка, - до тех пор ненарушимо будет исполн€тьс€ экономический закон: " аков спрос - таково и предложение".
¬се нехорошее, что делает еврей, обыкновенно приписываетс€ его злой натуре или его плохой вере, причем, к великому греху христиан, из них и об одном и другом редко кто имеет насто€щие пон€ти€. ƒоказательства налицо: больша€ газета, как "Ќовое врем€", посв€тивши еврейскому "врожденному мошенничеству" многие столбцы, наконец, в июне мес€це 1883 года узнала на всемирной выставке в јмстердаме, что все алмазы и бриль€нты на 33 амстердамских промышленных фабриках гран€т евреи и что они не только искуснейшие в этом деле люди, но что между ними нет также ни одного вора.
≈врей - и не крадет ни алмаза, ни бриль€нта, которые так легко спр€тать и которые могут выпасть!
Ќо это в √олландии. Ќаш русский жид, быть может, иной природы, или инакова природа людей, окружающих жида в √олландии, где ему вер€т, и в –оссии, где ему беспрестанно мечут в глаза, что он плут и бездельник...
ѕоследнее, кажетс€, едва ли не вернее. —тоит ославить человека канальею, относитьс€ к нему как к каналье, и в нем в самом деле €витс€ нечто канальское.
“ак у нас и сделали, и факт, что жид живет честным человеком на берегах јмстел€, не в силах изменить мнение тех, кому хочетс€ настаивать, что на берегах ƒнепра жид может быть только эксплоататором и плутом. (Е)

Ќиколай —еменович Ћесков, Ђ≈врей в –оссии. Ќесколько замечаний по еврейскому вопросуї
–убрики:   ниги
ћетки:  



Lord_Gaw-Gaw   обратитьс€ по имени —уббота, 30 ћа€ 2009 г. 23:13 (ссылка)
Ќадо будет проверить, использовал ли эту статью в своих "200 лет вместе" —олженицын
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку