Недавно умер великий французкий фотограф, говоривший о фотографии, очень близкие для меня слова: "Фотогафия сама по себе меня не интересует. Я просто хочу захватить кусочек реальности. Я не хочу ничего доказывать, ничего подчеркивать. Вещи и люди говорят сами за себя. Я не занимаюсь "кухней". Работа в лаборатории или в студии у меня вызывает тошноту. Ненавижу манипулировать - ни во время съемки, ни после, в темной комнате. Хороший глаз всегда заметит такие манипуляции... Единственный момент творчества - это одна двадцать пятая доля секунды, когда щелкает затвор, в камере мелькает свет и движение останавливается".
Из статьи Юрия РОСТА от 09.08.2004
Долгое время мы о нем только слышали. Великий Анри Картье-Брессон — свидетель двадцатого века. Он так давно фотографировал мир людей, что мы потеряли с ним ощущение времени. Его собственного времени.
Фотография вовсе не останавливает мгновение, как это принято считать. Фотография — это смерть момента.
Не изображение смерти, а собственно смерть: момент умирает в ту секунду, когда ты нажимаешь на спуск.
Но без фотографии ты его просто не заметишь, потому что без нее он перестает быть моментом. Без нее время продолжительно и слитно. Фотография создает момент, убивая его. Остается изображение, украденное у реального мира. Сам фотограф ничего не создает.
После войны было выражение — «снять» бумажник, «снять» часы, то есть украсть. Именно в таком воровском смысле фотограф «снимает» изображение. Он ворует его у человека, который на себе его носит. Ворует у природы, которая тоже ему не принадлежит. Фотография — это то, что не принадлежит никому, в том числе и фотографу.
Единственное право фотографа — это право на взгляд. Взгляд — его собственность, его талант, мастерство и гениальность, если речь идет о Картье-Брессоне.
Анри Картье-Брессон — поразительное сочетание образованного художника (он учился живописи в мастерской А. Лота в двадцатые годы), высокой нравственности последовательного антифашиста (это проявилось в работах времен испанской войны и участии фотографа во французском Сопротивлении), Любви к человеку и понимания, что в реальном масштабе Времени и Пространства все люди достойны удивления и внимания. Все чудесны.