-Рубрики


Лекция С. Н. Булгакова ЧЕХОВ КАК МЫСЛИТЕЛЬ

Воскресенье, 26 Июля 2015 г. 15:59 + в цитатник
magister.msk.ru/library/phi...lgak17.htm

 

 
Сергей Николаевич Булгаков (16 (28) июня 1871, Ливны, Орловская губерния, Российская империя — 13 июля 1944, Париж, Франция) — русский философ, богослов, православный священник.
 
«Отчего так велика сила обыденщины, сила пошлости? Отчего человека так легко одолевает мертвящая повседневность, будни духа, так что ничтожные бугорки и неровности жизни заслоняют нам вольную даль идеала, и отяжелевшие крылья бессильно опускаются в ответ на призыв: горè имеем сердца?
 
Отчего, по слову поэта,
 
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы,
Перед опасностью позорно малодушны,
И перед властию презренные рабы?
 
Отчего?
 
Насколько мы находим у Чехова - не ответ на этот безответный вопрос, - а данные для такового ответа, причину падений и бессилия человеческой личности далеко не всегда можно искать в неодолимости тех внешних сил, с которыми приходится бороться, - быть разбитым и даже исковерканным неодолимой силой после борьбы с ней прекрасно и достойно героя, но увы! ее приходится видеть во внутренней слабости человеческой личности, в слабости или бессилии голоса добра в человеческой душе, как бы в ее прирожденной слепоте и духовной поврежденности. На такие мысли наводит нас Чехов».

«Чеховым ставится под вопрос и подвергается тяжелому сомнению, так сказать, доброкачественность средней человеческой души, ее способность выпрямиться во весь свой потенциальный рост, раскрыть и обнаружить свою идеальную природу, следовательно, ставится коренная и великая проблема метафизического и религиозного сознания - загадка о человеке. Настроение Чехова должно быть поэтому определено как мировая скорбь в полном смысле этого слова, и наряду с Байроном и другими Чехов является поэтом мировой скорби.
 
Это опять звучит парадоксально: Чехов и Байрон! Что общего между автором Ионыча, считающего рубли по возвращении с практики, и певцом Манфреда и Каина, бросающих гордые вызову к небу? И, однако, между ними есть сходство, основывающееся на общечеловеческом и, можно сказать, надысторическом, мировом характере скорби и того и другого, однако немаловажно и различие между ними. Байрон протестует против ограниченности человеческой личности, против могущества мирового зла во имя свободной и богоборческой человеческой личности, сознавшей свои силы и не хотящей признать над собой высшей власти, стремящейся перерасти себя от человека к сверхчеловеку. Подлинные герои у Байрона уже не люди, взятые при обычной реальной обстановке, а Каин и Манфред, или же духи - Люцифер в "Каине", ангелы в мистерии "Земля и небо". Я чувствую в себе стремление к бесконечному, бесконечен in potentia, но не бесконечен in actu, моя сила не знает над собой равной и вызывает на борьбу самого Бога, но однако я не только не всемогущ, но подчинен болезням, старости и смерти, я стремлюсь к абсолютному, полному знанию, хочу обнять в мысли и землю, и небо, и преисподнюю, и я не знаю ни начала мира, ни его конца, ни прошлого, ни настоящего, ни будущего.
 
Таким образом, личность, сознающая себя формально абсолютной, с безмерными и ненасытными желаниями, наталкивается на невозможность эту потенциальность своими силами перевести в актуальность, обжигается об это противоречие, которое существует между беспредельными стремлениями человека и фактическими условиями его теперешнего существования. Люцифер, показав Каину новые миры, отпускает его домой с таким саркастическим напутствием:
 
А я теперь хочу
Перенести в твой мир тебя, где должен
Ты будешь род Адамов умножать,
Есть, пить, терпеть, работать, трепетать,
Смеяться, плакать, спать - и умереть.
 
Человекобог, хотя и с притязанием стать богом, оказывается бессилен, чтобы уничтожить существующее в мире зло и осуществить свои порывы, и - надрывается. Состоянием такого героического надрыва и определяется душевный мир героев Байрона - Манфреда, удалившегося от мира на высокие горы, Каина, который роковым образом приходит к братоубийству, Чайльд-Гарольда, навсегда бросающего свою родину. В мировом мятеже Байрона еще слышатся родившие его громы великой французской революции, в нем отразился порыв вздымающейся волны истории, пламенная тревога времени: человек вдруг освободился от оков политической тирании, но свободен ли он от иной, так сказать, мировой тирании, может ли он перерасти в сверхчеловека, стать человекобогом? Байронизм представляет собою переходный момент, необходимый в историческом созревании человеческого духа, но эта попытка подняться сверх себя необходимо должна была привести к отчаянию, разочарованию, надорвавшейся гордости, которую и воплощает собой любимое создание Байрона - Люцифер.

Как и у Байрона, основным мотивом творчества Чехова является скорбь о бессилии человека воплотить в своей жизни смутно или ясно сознаваемый идеал; разлад между должным и существующим, идеалом и действительностью, отравляющий живую человеческую душу, более всего заставлял болеть и нашего писателя. Но если у Байрона мотивом разочарования является, так сказать, объективная невозможность осуществить сверхчеловеческие притязания, стать человекобогом не в желании только, а и в действительности, если здесь человек почувствовал внешние границы, дальше которых не может идти его самоутверждение, то Чехов скорбит, напротив, о бескрылости человека, об его неспособности подняться даже на ту высоту, которая ему вполне доступна, о слабости горения его сердца к добру, которое бессильно сжечь наседающую пену и мусор обыденщины. Байрон скорбит о невозможности полета в безграничную даль, Чехов - о неспособности подняться над землею.

 

Различие в настроении, имеющем, однако, как видите, одну общую тему - ограниченность человека, ведет и к некоторым второстепенным, но не безынтересным различиям. Байрон по характеру своего основного мотива изображает в своих произведениях верхи человечества, тех, кого он считает героями и кого наделяет высшими атрибутами человеческой личности. Он в этом смысле аристократичен; невзирая на то, что и в поэзии, и в жизни Байрон был пламенным певцом и поборником свободы, он и его герои с презрением, сверху вниз, смотрят на людское стадо. Поэтому дух Байрона, гневный и суровый, не знает снисходительности и прощения.
 
Противоположное у Чехова. Мы уже знаем, что в его произведениях нет героев, а есть заурядные люди, жалкие, смешные, несчастные именно своей заурядностью. Байрон, певец Лары, Корсара, Чайльд-Гарольда, Каина и во всех их самого себя, конечно, не удостоил бы своим вниманием этих муравьев, копающихся в своем муравейнике. Чтобы оказать его, до них нужно заранее снизойти, полюбить и пожалеть их, проникнуться их миром и почувствовать их томление. Это исключительное внимание, оказываемое Чеховым нищим духом, духовным калекам, слепорожденным, паралитикам и расслабленным, неудачникам и побежденным в жизненной борьбе, делает его по чувствам и идеям писателем глубоко демократичным в этическом смысле этого слова. Чехову близка была краеугольная идея христианской морали, являющаяся истинным этическим фундаментом всяческого демократизма, что всякая живая душа, всякое человеческое существование представляет самостоятельную, незаменимую, абсолютную ценность, которая не может и не должна быть рассматриваема исключительно как средство, но которая имеет право на милостыню человеческого внимания.
 
Таким образом, Чехов и Байрон, оба певцы мировой скорби, скорби о человеке, оказываются в художественном и философском трактовании человека антиподами: одного занимали исключительно судьбы сверхчеловека, высших экземпляров человеческой природы, другого - духовный мир посредственности, неспособной даже стать вполне человеком. Еще бóльшую противоположность можно было бы провести между Чеховым и Ницше, которые относятся между собою примерно как огонь и вода или жар и лед, взаимно исключая друг друга. Однако, как ни завлекательна эта параллель, но на подробностях ее я не буду здесь останавливаться. Во всяком случае ясно, как мало отзвука могла найти в душе Чехова мысль о "гордом и трагически-прекрасном" человеке, вообще культ натурального, действительного человека, которым незаметно подменивается первоначально все-таки идеальный сверхчеловек. Вся художественная деятельность Чехова является красноречивым и достаточным ответом на эту проповедь самодовольства, самовлюбленности, говоря прямо, филистерства. <...> Человека облагораживает, делает человеком в настоящем смысле слова не это странное обожание натурального, зоологического сверхчеловека, "белокурой бестии" Ницше, но вера в действительно сверхчеловеческую и всемогущую силу Добра, способную переродить поврежденного и поддержать слабого человека. Только веря в нее, можем мы верить в себя и в своих братьев - человечество. Таков вывод, который, думается нам, неоспоримо вытекает из всего творчества Чехова».

Серия сообщений "Литература":
Часть 1 - Мир спасёт красота. Профессор М. М. Дунаев о Ф. М. Достоевском
Часть 2 - Профессор М. М. Дунаев об Анне Карениной
...
Часть 18 - Профессор М. М. Дунаев о М. Ю. Лермонтове
Часть 19 - Игорь Шафаревич. СОЦИАЛИЗМ КАК ЯВЛЕНИЕ МИРОВОЙ ИСТОРИИ
Часть 20 - Лекция С. Н. Булгакова ЧЕХОВ КАК МЫСЛИТЕЛЬ
Часть 21 - Николай Гумилёв. Патриотические стихи
Часть 22 - Дмитрий Быков. Лекции по литературе
...
Часть 27 - "Балаболка" Ирина
Часть 28 - Дмитрий Быков: Пушкинский лицей - русская педагогическая мечта
Часть 29 - Навигация по аудио- и видеозаписям Дмитрия Быкова

Рубрики:  ПРАВОСЛАВИЕ
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 2 пользователям

ЮРИЙ_КОСАГОВСКИЙ   обратиться по имени Чехов не состоявшийся мыслитель Пятница, 26 Июля 2013 г. 18:28 (ссылка)
.

КАКОЕ ГРЕХОВНОЕ УНЫНИЕ ВИДЕТЬ
МИР ОБЫДЕННЫМ А НЕ ПРАЗДНИЧНЫМ
=======================
Чехов не состоявшийся мыслитель



в заголовке я упрекаю С. Булгакова
он начинает говорить об обыденности!?
- которой нет и не может быть в мире Христа... для верующего
(или в мире Великой Природы для атеиста...)


говоря о Чехове надо вспомнить
что в силу трудного детства
из которого он вынес философию
"надо выдавливать по капле из себя раба"
он в 14 лет стал кормильцем и зарабатывать деньги
и шляться по публичным домам

его философия это философия уныния
все у него и скучно и скверно и не светло

и совсем другое дело лучезарный Пушкин
у него все и радостно и прекрасно
- единственный отрицательный персонаж
бандит Пугачев и тот благородно поступает с молодым барчуком
и в ответ на его оскорбительное обвинение в бунте
отпускает с невестой к на волю к счастью

мы нигде не найдем ощущение раба
разве только одно стихотворение
"сижу за решеткой в темнице сырой..."

а все остальное творчество полно света и радости

у Пушкина даже не состоявшаяся любовь
Онегина к Татьяне - драгоценность
о которой написан роман в стихах

у Чехова мы найдем мелкие пошленькие
насмешки над женщиной
которая самоотверженно помогала
то одному своему мужу то другому...

все это и мелко и подло и не светло
и по сути просто непонимание мира
в котором живет человек

я опустил сравнение с Байроном
т.к. не нашел приличных переводов его поэзии

но достаточно что Пушкин его любил
и носил томик с собой...

достаточно и того что он отдал
свое состояние лорда для освобождения Греции
и сам сражался в походах и погиб...

т.е. Пушкин и Байрон видели свет
благородный и возвышенный
а Чехов остановился на иронии и желчности
как не состоявшийся творец и философ первой величины

как Пушкин... Гоголь... Достоевский
Булгаков... Есенин... Маяковский ... Андрей Платонов...


Чехов это философ и художник
ниже ступенью...


и наиболее сильное его произведение "Сахалин"
( это можно сказать подвиг Чехова...)
написанное без его желчного юмора
а наоборот с любовью к человеку...


=============

*_______________________
Пушкин тоже шлялся "по девкам" с гусарами - но видимо это было не так пагубно как "любовь за деньги" и потом разные люди они совершенно и разные вынесли из этого опыта душевные переживания "остались мне одни страданья плоды сердечной пустоты" - уже осознание пустоты из этих опытов стоит многого о чем промолчит в замкнутой своей душе Чехов



.
Ответить С цитатой В цитатник
Svetlana---   обратиться по имени Пятница, 26 Июля 2013 г. 20:14 (ссылка)

Ответ на комментарий ЮРИЙ_КОСАГОВСКИЙ

Спасибо за отклик!

Вы пишете: "КАКОЕ ГРЕХОВНОЕ УНЫНИЕ ВИДЕТЬ МИР ОБЫДЕННЫМ А НЕ ПРАЗДНИЧНЫМ".

А может быть, это не уныние, а реализм?

"Реализм — направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах.

Во всяком произведении изящной словесности мы различаем два необходимых элемента: объективный — воспроизведение явлений, данных помимо художника, и субъективный — нечто, вложенное в произведение художником от себя. Останавливаясь на сравнительной оценке этих двух элементов, теория в различные эпохи придаёт большее значение то одному, то другому из них (в связи с ходом развития искусства, и с иными обстоятельствами).

Отсюда два противоположных направления в теории; одно — реализм — ставит перед искусством задачу верного воспроизведения действительности; другое — идеализм — видит назначение искусства в «пополнении действительности», в создании новых форм. Причём исходным пунктом служат не столько наличные факты, сколько идеальные представления.

Эта терминология, заимствованная из философии, вносит иногда в оценку художественного произведения моменты внеэстетические: реализм совершенно неправильно упрекают в отсутствии нравственного идеализма..."
(Википедия)


"Святитель Игнатий (Брянчанинов) в числе прочих определяет греховные страсти уныния и печали следующим образом:

ПЕЧАЛЬ — огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение во обетованиях Божиих, не­благодарение Богу за все случившееся, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста, покушение сойти с него.

УНЫНИЕ — леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Оставление церковного и келейного правила... Небрежение. Неблагоговение. Праздность. Излишнее успокоение сном, лежанием и всякого рода негою. Перехождение с места на место. Празднословие. Шутки. Кощунство. Забвение грехов своих. Забвение заповедей Христовых. Нерадение. Пленение. Лишение страха Божия. Ожесточение. Нечувствие. Отчаяние".

http://www.pobedish.ru/main/depress?id=75#ixzz2aAN4Epvp

Но не всякая печаль греховна.

"У апостола Павла, во втором его послании к Коринфянам, есть такие слова: «…печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть».

Все мы, потомки падшего Адама, являемся существами падшими и поврежденными, все удалены от Бога и лишены небесной славы. Различие между Адамом до его падения и после него — как между человеком здоровым, сильным и богатым и каким-нибудь бездомным нищим инвалидом — глухим, слепым и слабоумным от рождения. Адам и Ева родили детей после падения, и это состояние поврежденности, эту страшную болезнь они передали своим потомкам, то есть всему человечеству. Со времени Адама каждый из нас рождается в состоянии глубокой поврежденности и ущербности, в состоянии удаленности от Бога и умерщвленности для всего духовного.

Люди чаще всего не видят этого горестного состояния, не чувствуют своего падения, подобно как не чувствует и не сознает своего состояния человек, лежащий в реанимации в глубокой коме. Здоровые люди, его окружающие, сознают это, переживают и плачут о нем, сам же он не чувствует своей беды. Вот и все мы, являясь живыми и здоровыми для нашего мира и сознавая себя таковыми, не сознаем и не чувствуем, что для мира духовного, для Бога и вечности мы мертвы и непригодны — как не пригоден лежащий в реанимации человек для жизни среди здоровых людей.

Те же, кто увидит и осознает эту свою беду, конечно, будут глубоко скорбеть, сокрушаться и проливать слезы о своем падении, о своей болезни и гибели. Такая скорбь и сокрушение как раз и есть то состояние, которое апостол Павел называет «печалью по Богу», и оно есть состояние спасительное, потому что за ним следуют покаяние и очищение, а за покаянием и очищением — приближение к Богу. Почему и говорят святые отцы, что почувствовавший и увидевший свои грехи лучше тех, кто сподобился видеть Ангелов и молитвой своей воскрешает мертвых…

Печаль по Богу носили в себе все святые и праведники. Сознавая глубину своего повреждения и удаления от Бога, эти люди не предавались отчаянию, но из греховной бездны вопияли к Богу о спасении. «Из глубины воззвал к Тебе, Господи… изведи из темницы душу мою», — так молился, так вопиял к Богу святой царь и пророк Давид. То есть он видел себя погибающим в глубине темной бездны, заключенным в страшной темнице и оттуда взывал к Богу о спасении".

http://www.zavet.ru/b/ipavlov/027.htm
Ответить С цитатой В цитатник
Svetlana---   обратиться по имени Пятница, 26 Июля 2013 г. 20:16 (ссылка)

Ответ на комментарий ЮРИЙ_КОСАГОВСКИЙ

С. Н. Булгаков:

"Вообще говоря, вся литературная деятельность Чехова проникнута весьма своеобразным и трудно поддающимся определению на языке школьной философии идеализмом, и над всею нею господствует одна общая идея, тот Бог, которого не нашел в себе в критическую минуту старый профессор из "Скучной истории" и которого долго не умели распознать у Чехова его критики. Этот идеал и является тем светом, при котором только и можно рассмотреть очертания и краски, опознать хорошее и дурное, различать верх и низ, правую и левую сторону. Только по силе его возможна оценка жизни и осуждение существующего во имя должного, которое - часто молчаливо - совершается в каждом рассказе Чехова.

Мировая скорбь вообще предполагает в качестве само собой подразумевающейся предпосылки, необходимого фундамента, такой, так сказать, пассивный идеализм, признание идеала по крайней мере в качестве нормы при оценке действительности.

Настоящий и последовательный пессимизм не осуждает и не критикует, это бессмысленно, раз все так непоправимо худо, - он убивает всякую жизнедеятельность, так что единственно последовательный из него вывод чисто буддийский квиетизм, справедливо и реставрированный пессимистом Шопенгауэром.

Наоборот, настроение Чехова, все крепнувшее в нем, в высшей степени жизнедеятельно. Он умел любить жизнь, считать ее делом серьезным и важным, требующим подвига и неусыпного труда. Нужно работать, только нужно работать, в один голос повторяют самые разнообразные его персонажи. "Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, добры, не уставайте делать добро! Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!"

Если уж нужен латинский термин для определения мировоззрения Чехова, то всего правильнее назвать его оптимопессимизмом, видящим торжество зла, призывающим к мужественной и активной борьбе с ним, но твердо верящим в грядущую победу добра. У Чехова была, бесспорно, такая вера.

Правда, это не была победная вера, которая видит в едва зарождающихся ростках грядущий расцвет и торжествующе приветствует его, это вера тоскующая, рвущаяся и неспокойная, но, однако, по-своему крепкая и незыблемая. Мы не имеем в чеховских произведениях прямого и положительного художественного обоснования этой веры, Солнце Правды только косыми лучами и отраженным светом освещает чеховский овраг, но вне этой веры невозможна и непонятна была бы вся деятельность Чехова..."
Ответить С цитатой В цитатник
ЮРИЙ_КОСАГОВСКИЙ   обратиться по имени нет-нет это не реализм а поклеп на мир прекрасный Пятница, 26 Июля 2013 г. 20:22 (ссылка)
Исходное сообщение Svetlana---
...А может быть, это не уныние, а реализм?




нет-нет это не реализм
а поклеп на мир прекрасный
===================



откуда идут рассуждения об обыденности
да еще в устах священника?

от неверного понимания христианства

вечно поучать к смирению (!) а по сути к молчанию
- это противоречит
главному уроку Христа "будьте как дети"

а тогда и мир - праздничный


.
Ответить С цитатой В цитатник
Svetlana---   обратиться по имени Пятница, 26 Июля 2013 г. 21:43 (ссылка)

Ответ на комментарий ЮРИЙ_КОСАГОВСКИЙ

Исходное сообщение ЮРИЙ_КОСАГОВСКИЙ
вечно поучать к смирению (!) а по сути к молчанию
- это противоречит
главному уроку Христа "будьте как дети"
а тогда и мир - праздничный



"Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем" (Мф. 11, 29), — говорит Христос.

В Священном Писании нет противоречий. Любой текст, как известно, существует в его истолковании. Один из главных принципов толкования — не следует вырывать фразы из контекста...

"Иисус, призвав дитя, поставил его посреди их и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном"(Мф.18:3,4).

"Видя, что учениками овладевает страсть честолюбия, Господь удерживает их, показывая им чрез скромное дитя путь смирения. Ибо нам должно быть детьми по смирению духа, но не по детству мышления, по незлобию, но не по неразумию..."

Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский.
ТОЛКОВАНИЕ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ
Ответить С цитатой В цитатник
Svetlana---   обратиться по имени Пятница, 26 Июля 2013 г. 23:14 (ссылка)

Ответ на комментарий ЮРИЙ_КОСАГОВСКИЙ

Исходное сообщение ЮРИЙ_КОСАГОВСКИЙ
Откуда идут рассуждения об обыденности
да еще в устах священника?.


С. Н. Булгаков, "Свет невечерний":

"Из чего создан мир? в чем основа тварности? <...>

Мир создан из ничего, — учит христианское откровение. — Между Богом и тварью, Абсолютным и относительным, легло ничто. Ничтожество — вот основа твари, край бытия, предел, за которым лежит глухое, бездонное небытие, "кромешная тьма", чуждая всякого света. Это чувство погруженности в ничто, сознание онтологического своего ничтожества, жутко и мучительно, — бездонная пропасть внуша­ет ужас даже в сказках (этот мотив встречается и в русской народной сказке).

Спастись от ужаса пред небытием можно, лишь отойдя от головокружительной бездны и обратившись лицом к Солнцу, — источ­нику всякой полноты, переместив свой бытийный центр из себя за пределы себя, в Бога. Тогда небытие отходит в небытие, исчезает, как тень, рассеивается, как призрак; небытия уже нет, а есть лишь торжест­вующие, благодатно изливающиеся лучи бытия.

Но когда меркнет в ду­ше солнечный свет, когда тварь замыкается в себе и перестает чув­ствовать себя в Боге, — опять поднимается леденящая дрожь, ничто ощущается как мертвенная, зияющая дыра, как курносая смерть, и тогда себе самому начинаешь казаться лишь пустой скорлупой, не имеющей бытийного ядра.

"Сокроешь лице Твое — мятутся; отнимешь дух их — умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой — сози­даются, и Ты обновляешь лице земли. Да будет слава Господу во-веки!" (Пс. 103:29—31).

Знание о ничто как основе мирового бытия есть тончайшая интуиция твари о своей тварности. Ты сотворен — это значит: все тебе дано, даже ты сам, тебе же принадлежит, от тебя пришло только это подполье, ласково и заботливо прикрытое розами бытия.

Гениальностью и ничтожеством отмечена природа человека. Подполье есть изнанка бытия, мнимая величина, получившая реальность. Тварь вся имеет подполье, хотя может и не знать об этом, в него не опускаться: это неведение есть привилегия детства и достижение святости; опускаясь же в него, всякий переживает жуткий холод и сырость могилы. Хотеть себя в собственной самости, замыкать себя в своей тварности как в абсолютном — значит хотеть подполья и утверждаться на нем.

И поэтому настоящий герой подполья есть сатана, возлюбивший себя в качестве бога, утвердившийся в самости своей и оказавшийся в плену у собственного подполья. В своем ничто он захотел видеть божественное всё, и принужден замкнуться в царстве Гадеса, населенном призраками и тенями, как в чертогах светлого бога.

Красота Люцифера и демона, так манившая к себе Байрона и Лермонто­ва, есть только поза, таит в себе обман и безвкусие, как дорогие и роскошные одежды с чужого плеча, одетые на грязное белье, как роскошествующая жизнь в долг и без всякой надежды расплаты, как гениальничающая бездарность. Под демоническим плащом таится Хле­стаков и Чичиков, и феерический демон обращается в безобразного черта с копытом и насморком. Пошлость есть скрываемая изнанка демонизма.

Две бездны в душе человека: глухое ничто, адское подполье, и Божье небо, запечатлевшее образ Господен. Ведома ему боль бессилия, бездар­ности: стыдясь нищеты своей, брезгливо изнемогает он в завистливом и душном подполье. Но любовь спасающая дает крылья гениальности, она научает стать бедняком Божьим, забыть свое я, зато постигнуть безмерную одаренность травки, воробья, каждого творения Божия. Она научает всему радоваться как дитя, благодарить как сын..."
Ответить С цитатой В цитатник
ka82   обратиться по имени Вторник, 21 Октября 2014 г. 22:52 (ссылка)
интересно. тем более перед началом прочтения подумала - какого чехова ты имеешь ввиду. который написал Три сестры или который основал одну из актерских школ ))
спасибо )))
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку