-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Strannik_Benratha

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.10.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 614


Бенратский трамвай

Вторник, 08 Февраля 2011 г. 02:40 + в цитатник


1 февраля 2011 года, вторник

Бенратский трамвай

Приятного знакомства! Перед вами новая и, представляется, окончательно последняя среди новых рубрика сайта "Паломник", посвящённая красотам и открытиям Бенрата. Бенрат - небольшой город в пределах столичного Дюссельдорфа. Со своим неповторимым укладом жизни, княжеским дворцом и многими другими достопримечательностями, привлекающими к себе внимание путешествующей публики.

Сегодня - первый небольшой рассказик о ... трамвае Бенрата. Нет, не том, который ежедневно тысячами отвозит жителей Бенрата в Дюссельдорф и привозит обратно. Речь о том бенратском трамвае, которого уже нет.

Дело в том, что до 1929 года Бенрат существовал как самостоятельный город и у него была налажена своя собственная сеть трамвайных путей. Немаленькая! Общая протяжённость рельсов равнялась 31 километру. Куда ездили горожане? В три главных города, соседствовавших с Бенратом - Дюссельдорф, Вупперталь и Золинген. Не ищите сегодня трамваев ни в Вуппертале, ни в Золингене. Их там нет, даже воспоминаний осталось по пальцам пересчитать. Разве что в самом Вуппертале известен музей трамваев, где гордо красуется один из первых бенратских под номером 107.

Не прижились трамваи в тех городах, а вот в самом Бенрате они остались, хотя и переродились в уже несамостоятельную линию, соединившую Дюссельдорф и Бенрат маршрутом номер ОДИН (сегодняшний аналог - номер 701).



Итак, 1895 год. Начало строительства Бенратской трамвайной сети. И здесь Бенрат бросил вызов Дюссельдорфу. Нет, чтобы как в большинстве городов, построить нормальную железнодорожную колею, здесь было решено создать свою колею, шириной ровно 1000 мм. Узкоколейка, однако. Вот поэтому и получил бенратский трамвай прозвище "Малая железная дорога" с добавлением слова "Горная", по немецки выходит так: Bergische Kleinbahn. Так и было выведено на его боках. Естественно, в Бенрате никаких гор нет, здесь широкая низменная долина Рейна, но вот название... Да просто колея уводила и в горные районы Золингена и Вупперталя, а не только в медленный степенный провинциальный (хотя и великокняжеский!) город Дюссельдорф.

Кстати, трамвайная узкоколейка была проложена до торговой площади дюссельдорфского Обербилька. Это был ещё ТОТ трамвай. Представьте, за пассажирским следовал грузовой прицепной вагон, чтобы мелкие предприниматели и собственники могли везти с собой всё СВОЁ. Для продажи, скажем, или обмена... Узкая одноколейка была продумана хитрым инженером так, чтобы встречные трамваи могли расходиться (на остановках) через каждые пять минут. Но для практики это было уж слишком. Маленький горный трамвай на самом деле стал ходить очень неспешно раз в час. Да в те времена люди вообще мало куда спешили. Если уж они садились в этот самый бенратский трамвай, то настраивались не только на путешествие, но и приключения. Ой, всякое бывало! Ведь электичество только входило в моду на транспорте, частенько вагоны тянули лошадки (слава Богу, Бенрат избежал такой участи!).

В вагоне, кроме водителя, обязательно присутствовал кондуктор. Ну и типажи были! Старожилы вспоминали двух особенно выделявшихся и запомнившихся своей оригинальностью. Одного звали "Папа Хайе", а другого - "Немец Фриц". Вот, что хотите, то и думайте. Итак, Папа Хайе был мал росточком, но имел длинную чёрную бороду и прокуренный голос. Он с гордостью носил положенную трамвайным кондукторам униформу и специальную фуражку с околышем. Кроме того, обвивая шею, на длинной верёвке висел кондукторский рожок. И если где-то что-то там не так, уже издали слышался этот самый прокуренный голос, предвещавший исключительно правдивое разбирательство. В общем, любили его бенратцы. Добряком слыл Папа Хайе.



А вот "Немец Фриц" - это некто, представлявший военную школу строгого соблюдения законности и порядка времени имеператора Вильгельма II. Ходячая история народа начала XX века. Вспоминают, что он был всегда молодцевато подтянут, зорко следил за всеми остановками, обстановкой, народом и радостно провозглашал очередное замедление трамвайного бега гласом "СТАНЦИЯ!" В эти мгновения даже его длинные "казацкие" усы приобретали иное положение, нежели стандартное вертикальное. Но чтобы народ на долгом пути не дремал, Немец Фриц по несколько раз за маршрут проводил ревизию купленных билетов, хотя народ был ему давным-давно знаком. В общем, его тоже по своему любили.

Иногда, вопреки всем представлениям о графике движения, встречный трамвай отсутствовал и водитель, потеряв терпение, трогался дальше. Но путь-то одноколейный. Встречались трамвати посередине перегона и начиналось выяснение, кому теперь двигаться назад. Здесь для кондуктора начиналась трудная физическая работёнка. "Нарушитель" испытывал муки крушения графика. Кондуктор выходил наружу, хватался за верёвку и оттягивал трамвайную дугу от контактного провода. Таким макаром обходил трамвай и отпускал верёвку для движения трамвая в обратном направлении. Водитель переходил во вторую кабину и начиналось возвращение. Народ, кстати, с любопытством взирал на маневры, но почти не нервничал. Знал, что путь долог и опасен. Ведь из Обербилька до Вупперталя около тридцати километров выходило. Бенрат - почти посередине.

Вагоны, кстати, были классные! Одни бархатные шторы чего стоили...

Продолжение следует.
Всего лучшего! Алексей А. Потупин, Дюссельдорф-Бенрат, 1 февраля 2011 года
(все фотографии в одном и том же месте, но с разных ракурсов и направлений).

Регулярно просматривайте и читайте сайт Паломник
Рубрики:  Дюссельдорф/2011 февраль
Метки:  

Процитировано 1 раз



Elena_Kalusch   обратиться по имени Вторник, 08 Февраля 2011 г. 18:25 (ссылка)
Спасибо, Алексей! Прямо "Роман о Бенратском Трамвае" написал1 Замечательно, лирично и очень интересно! Спасибо! Жду продолжения...)))
Ответить С цитатой В цитатник
TatjanaSch   обратиться по имени Четверг, 10 Февраля 2011 г. 21:46 (ссылка)
Цитирую, чтобы сохранить этот, наверное, шедевр (буду в выходные смаковать)))
Ответить С цитатой В цитатник
Strannik_Benratha   обратиться по имени СПАСИБО ВАМ! Пятница, 11 Февраля 2011 г. 01:48 (ссылка)
Буду и дальше стараться, с усердием.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 12 Февраля 2011 г. 15:01ссылка
Алексей, прочитала внимательно и с большим интересом. У тебя талант рассказчика. Надо начинать книгу. Я эту историю, кажется, в Бенратовском архиве читала. На русском и в такой твоей художественной интерпретации - великолепно! А фото (это открытки, да?) дополняют рассказ очень хорошо. Ах, люблю старину и искать сравнения - было-стало...
Перейти к дневнику

Суббота, 12 Февраля 2011 г. 15:24ссылка
Да, в бенратовском архиве о трамвае было немного. Я сейчас большую статью уже написал в Википедии, называется "Бенратская трамвайная сеть". Очень сухая, но необходимая статья. А по ходу дела "открыл" для себя земельный архив СРВ, где начал работать. Очень замечательное заведение!

Насчёт книги... О чём? Где? и прочее. У меня много в этом отношении сложностей, в первую очередь собственных внутренних.
Перейти к дневнику

И ещё

Суббота, 12 Февраля 2011 г. 15:27ссылка
А вы не подскажите, в каких местах сняты представленнные фотографии? Это вопросы для вас, я-то сам знаю ответы.
Перейти к дневнику

Суббота, 12 Февраля 2011 г. 15:59ссылка
Там, где Дворцовая аллея делает крутой поворот на юг)
 (465x699, 131Kb)
Перейти к дневнику

Книга

Суббота, 12 Февраля 2011 г. 16:04ссылка
Путеводитель по Дюссельдофу. Это моя навязчивая идея уже давно)
Это - собственно - мечтательно...
Очерк красивый у тебя получился, вот и восклиунулось про книгу.
Elena_Kalusch   обратиться по имени Суббота, 12 Февраля 2011 г. 18:26 (ссылка)
Даёшь КНИГУ! )))
Ответить С цитатой В цитатник
Lianozovo   обратиться по имени Понедельник, 04 Апреля 2011 г. 16:46 (ссылка)
С какой любовью написано про трамвай. Поистине замечательное начинаение- написать книгу о Бенрате, его историю, про людей строивших его, живших и живущих тут, ну и многое другое. Алексей!!! Найдите силы ивремя и вам будут благодарны сотни людей.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку