Время рождения стиля Футбольного Кажуала пришлось на начало восьмидесятых. Оно пришло вслед за скинс-модой вместе с «кенгурухами» Pringle, ремнями Lois, брюками Farahs и шарфами Burberry. Этикетка была вещью, и чем более дорогой и исключительной, тем лучше. Следующая статья является историей рождения и становления движения кэшлз, которая затрагивала британских фути-парней и относилась к начальному кэшл-периоду (главным образом к 80'ым). Допускаю, что я не достаточно старый, чтобы помнить некоторые из тех модных тенденций ранних 80'ых и в некоторых случаях слава богу, потому что был много ужасной одежды, а также недостаочно хорошего материала. С тех пор как появились первые Моды 60’ых, парни из рабочего класса были счастливы выглядеть модным и аккуратным. Они использовали трибуны стадионов своих местных клубов, как арены для разборок. В течение ранних 80’ых, выбор мужской одежды в большинстве городов был ограничен несколькими большими универсальными магазинами, не то что в наши дни, когда вы можете купить пару Levis в ваших местных лавочках. Вот почему, например, поло, становились выбором для кажуалов (Fila, Lacoste, Tacchini и т.п.). Много одежды и идей приходило из-за границы. Британские клубы были лучшими в Европе в течение этого периода. Следовательно, «скаузерс» Ливерпуля тратили много времени во Франции и Италии, буквально «грабя» магазины с искомыми лейблами (Tacchini/Fila/Ellesse/Lacoste). Как виноградная лоза, стала распространяться новость о новом стиле кэшл по всей стране, тем самым формируя новую униформу для парней. Можно сказать, этот стиль состоял из определенных лейблов, таких как, например, Slazenger, Lacoste, Ellesse, Burberry, Lois, Kappa, Levis и т.п. Ремни и отбеленные джинсы становились регулярным «прикидом» для ICF в уикенд. Хорошая и правильная спортивная обувь также становилась искусством по своей сути. Adidas обычно считался топовой фирмой в течение этого периода для парней, как и например, Diadora. Из всех моделей, обычно выбирались Adidas Samba и Diadora Borg. Как уже говорилось, «кенгурухи» Pringle, были одними из самых распространенных видов одежды кешл. Кроме того, Adidas был одним из популярных изготовителей «кенгурух», но Nike и Kappa также не отставали (особенно Kappa). Когда наступала зима, «кенгурухи» заменялись «лыжными» куртками Pringle и Lyle&Scotts, Fila и Tachini. В то же самое время ремни Lois, брюки Farah и отбеленные джинсы продолжали носиться. В следующий период, когда кэшл-стайл стал популярным, некоторые парни начали носить новые лейблы (Chipie, Stone Island, Henry Lloyd), а парни из Leeds одевать панамы... Мнение, по поводу, что носить, менялось каждую неделю в отличии от наших дней, когда те же самые лейблы, кажется, будут жить довольно долго. Сегодня много «традиционных» и так называемых «новых» кажуалов стали обращаться к элитным маркам. Акцент теперь делается не на спортивную одежду, а на такие бренды, как Paul Smith, John Smedley и Prada. Но есть несколько лейблов, который выдержали тест временем и являются «родоночальниками» стиля. Речь о Lacoste и Burberry. Другой Классический кэшл-пример – «гольф»-куртки Burberry, которые были основными в 80'ых, но потом заменены на Ralph Lauren, который оставался в поле зрения в течение нескольких лет для каждого Тома, Дика и Гарри. Другой классический пример «гольф»-куртки – шотландский (клетчатый) Lacoste. В отличии от одежды, в обуви не прослеживалось больших изменений и Adidas, который продолжает выпускать классический «олдскул», является эталоном обуви для парней (особо три полоски гыгы (прим.переводчика). Самое главное в наши дни - придерживаться всего дорогого, хорошего и аккуратного, делая один шаг вперед и продолжая сохранять традиции, потому что хорошее не бывает дешевым. Кэшл-культура девяностых. Лейблы изменились снова. Новый взгляд на моду был более привлекательным, но по-прежнему сохранял традиции кешл. Ralph Lauren был более ранним и любимым, со своими «гольф»-куртками и теннисками, которые, кажется, должны были иметь все. Впервые 16 и 17 летние юнцы (в России в этом возрасте уже создают «фирмы», в Англии же людей до 27 в «фирмы» в основном не берут (прим.переводчика) носили стопятидесятифунтовые «кенгурухи» и стопятидесятифунтовые ботинки Timberland (кстати, очень хорошего качества (прим.переводчика). Будущее кешл-сцены, «Стоун Айленд», начинал входить в моду к 88’ому году, но он никогда действительно не был популярен до 1990. Фирма стала столь популярна, что можно было бы привести вам сотни рассказов, когда «футбольная интеллигенция» шла в местный магазин и просила владельцев завести одежду этой марки, при том, что ношения т.н.патчей ассоциировалось тогда с образом фаната-расиста. Другой лейбл, который был принят в массы - Hackett. В то время, как сб.Англии участвовала в квалификации на Еuro2000, тенниска Hackett была одета на каждом втором человеке. Эта фирма ассоциировалась с английскими хулиганами и компания Hackett была совсем не рада такому вниманию к своей продукции. Она перестала производить поло в попытке отвязаться от покупателей-хулиганов, носящих ее. Потом, правда, выпуск поло был налажен вновь, но некоторые парни называли ее не иначе как «дерьмо». Другие лейблы, которые стали носиться в 90’ых кажуалами, были моделями компании CP, по качеству и виду походившие на «Стоун Айленд» (и не только по этим показателям, у этих лейблов один производитель (прим.переводчика)), но без патча (не хотите патч? Носите серию Деним (прим.переводчика), Paul&Shark и Нenri Lloyd, который был особенно популярным у футбольных фанатов с севера Англии, и реже, любимицей 80’ых - Burberry (думаете эти лейбы когда-нибуть отойдут?). В этот же период, такой лейбл как Аquascutum, начал появляться на трибунах, в основном в виде бейсболок (вместе с любимыми в этот период Вurberry). Как и большинство лейблов 90’ых, они все еще в ходу у основных масс парней (особенно за пределами Англии (прим.переводчика)) и очень приятно видеть, как фирмы Stone Island, Mandarina Duck, YMC, Aquascutum, Lacoste, Burberry с каждым годом выпускают новые коллекции одежды, претендующей на стиль кешл. Кешл / Переход на рейв Отношение между футболом и наркотиками (наркота-дрянь и ты полное ничтожество если употребляешь ее (прим.переводчика)) - лишь отражение значительно более широкой связи между молодежной культурой и наркотиками. Поставки наркотиков велись докторами и химиками и со временем, не могли больше удовлетворить спрос, например, на амфетамины. Тогда уличные химики начали производить порошок сульфата амфетамина тоннами. В то же самое время было замечено, что футбольное насилие стало затухать. Это было скучное и в тоже время опасное время: ужесточившееся давление полиции означало, что вы должны нанести как можно большее количество ущерба в небольшое по возможности время – следовательно нож Stanley и газ CS – было лучшим оружием! И затем приходит этот Smiley Matey (Эйсид Хаус) и парни обнаруживают новый способ развлечения. Эйсид Хаус, а затем и Рейв шли в ногу с временами полных карманов травы и химических веществ. Перед Рейвом были только два типа клубов. Те, где вы прикидывались в хорошую одежду, пили хорошее спиртное, чтобы потанцевать под музыку, затем искали таких же кажуалов, дрались с ними и ретировались. Другие типы клубов были действительно модными и в них, во всяком случае, не позволялось делать такие вещи. Когда Рейв начинал как Эйсид Хаус, была хорошая музыка, хорошие наркотики (наркотики хорошими быть не могут (прим.переводчика) и никакого насилия. Бывшие кажуалы начинали посещать Рейвы и организовывать продажу наркотиков, а также обеспечивать безопасность на Рейвах и Айсид Хаусе. Молодые же парни приторговывали «пилюлями» на танцполах. Взлет культуры электронной музыки и в частности Рейва, связано с тем, что эта музыка была более уравнительной и революционной, чем когда-либо был панк-рок. Люди, которые еще шесть месяцев назад оторвали бы голову друг другу, теперь танцевали вместе и принимали один и тот же наркотик – «E». Одна из множества аналогичных историй была рассказана одним из лэдс Манчестера, описывающего как он пошел на Рэйв в Йоркшир и обнаружил себя на танцполе, окруженным группой молодых мужчин одетых в старом стиле. Это были знаменитые белые рубашки 1960’ых Leeds: «Я принял "E» и меня не интересовало, где я или кто я. Но затем я обратил внимание на эти рубашки, прыгающие вокруг меня. Мгновенно я осознал – fuck! Мы - в Йоркшире! Эти парни - Лидс! Это они! Вечеринка остановилась для меня на этом моменте! Я смотрел на один из них и его глаза были на обратной стороне его головы, он не понимал происходящего, также как и я минутой раньше. Я колбасился с ними всю ночь – и это было незабываемо, черт возьми! Последняя мода на трибунах В эти дни, мода на трибунах становилась все более и более сложной и исключительной. В течение последних лет, много новых лейблов пришло на террасы, такие, как например, Stone Island и Burberry. Хулиганы старались выглядеть модно и красиво, но в тоже время, эти же лейблы делали их уязвимыми перед полицией. Из-за этого, определенные лейблы были исключены «никакие для футбола». Наилучший пример этого - Burberry. Все больше и больше люде й, относящиеся к футбольному хулиганизму, покупали эту фирму, особенно бейсболки. Это, связанно в первую очередь, с наплывом фальшивого товара, расписавшее по буквам конец для этого лейбла на террасах, так как для парней важна была репутация и они не желали носить что-то, что могло оказаться фейком или же не хотели выглядеть «прыгунами». Основные лейблы в данное время – Stone Island и Aquascutum, но из-за их известного дизайна, существует много подделок и все больше и больше людей стало носить их. Это могло бы послать их по тому же пути, как и Burberry. Другие основные лейблы в данное время - Prada, CP, Henri Lloyd и Paul&Shark. Изначально, ношение кэшл- одежды было необходимо для того, чтобы избегать полицейского обнаружения, но сегодня это - уверенный признак «парня» для «мальчиков» в синем (т.е.копперов). Нет сомнения, что насилие вокруг футбола находится в упадке из-за знания полиции того, как одеваются парни. Это конец для футбольного кажуала? Время покажет. Вместо эпилога Россия пошла по пути английских парней намного позже и в 90-х (примерно с 1995) у нас стали появляться вещи, которые на Альбионе носили в 80-х. Это была как раз та, самая первая волна моды, за исключением, конечно, дорогих марок, таких, как Burberry. В основном продукция с Carnaby Street: «кенгурухи» Fruit of the Loom, Lonsdale, Ben Sherman, Merc, Fred Perry и т.д., причем мода быстро захлестнула трибуны, вытеснив оттуда «бомберы», частично «натовки», тяжелые ботинки стали быстро выходить из футбольной моды. На смену им пришли сначала кеды, а потом и классические кроссовки. В первое время это был фейк, потому что цивилизованной торговли в России не было. Отдельные вещи продавались в таких культовых местах, как подвал на Речном Вокзале, но долго так продолжаться не могло и к 2000 году секондов с английской одеждой почти не осталось (первой ласточкой, убившей «подвалы», стал знаменитый ДМ с его секцией Лонсдейла (да вы и без меня это знаете гыгы). Кроме того, росло понимание того, что надо носить, поэтому люди обратили внимание и на другие бренды, продававшиеся в крупных торговых центрах. Какое-то время пользовалась популярностью спортивная одежда, Reebok, Adidas, Puma, Diadora, Nike, Kappa. Все хотели быть модными, но денег на это катастрофически не хватало (в Англии возраст парней в среднем выше на 5-10 лет, у нас же околофутболом начинают увлекаться со школьной скамьи и понятно, у многих банально нет денег на дорогую и правильную одежду).Следующим периодом можно считать 2003-05 годы. Появились знаменитые бейсболки Burberry, Aquascutum, причем первые быстро сошли на нет, из-за появления их на рынках, а также потому, что любой уважающий себя карлик, считал острой необходимостью иметь такую кепочку (это была просто жесть, наблюдать до 25% сектора в клетке). Также это было время повальной мечты о «патче» – куртках и свитерах фирмы Stone Island. Карлоны срезали их ножами в “Подиуме”, “Остатках”, “Втором дыхании” и лепили на китайские аналоги. На Динамо и ЦСКА продавался польский фейк. Эта же участь постигла Lacoste (с фейком, правда было проще). В свободной продаже и обиходе появились вещи D&G, Prada, Bikkenbergs, Firetrap, Pringle, SI, CP, Evisu, Paul Smith, Henry Lloid, Gant, Tommy Hilfiger, Lacoste, U.S.Polo и др.Русские кажуалы стали следить за последними тенденциями моды, а не тупо скупать Лонсдейл и Мерк. К сожалению, я говорю сейчас о менее чем 50% аудитории стадионов, т.к.некоторые до сих пор ниболта не рубят ни в чем и не желают это делать, считая моду уделом позеров. Для России тема моды неоднозначна. С одной стороны быть не хуже европейских «коллег», с другой – пресловутое желание быть незаметным для полиции. Причем многие действительно уверены в своей незаметности, при этом, нося «штампы» – «олдскул» адидас, «рыцарей», «крокодилов», «патчи» и прочие яркие(!) отличительные признаки своей причастности к околофутболу. Парни, русская полиция уже давно в курсе всех этих шевелений, это не тупорылые ростовские акабы или дровосеки из Ярославля. Стоит вам попасть в поле зрения одного замечательного отдела МВД и за вами будут следить специально обученные люди. Внедрения в мобы давно не миф, так что думайте, с кем кататься. Подводя итоги своего краткого опуса, хочу заметить, что статья не претендует на компетентное и абсолютно правильное мнение о моде на трибунах (это взгляд человека, который знаком со всеми сторонами околофутбола не понаслышке). Хотел бы отметить, что уровень русской фан-сцены сейчас очень высок и пока есть возможность «развлекаться», парни будут это делать (в отличии от той же Англии, где устраивать веселье можно лишь в низших лигах из-за сильного контроля со стороны полиции. Отсюда идет и любовь английских суппортеров к своей сборной – ведь часто похулиганить удается лишь за пределами островов). При этом, по моему мнению, топ-фирмы из Москвы находятся на уровне не ниже, чем многие английские (это касается ЦСКА и Спартак, с некоторой натяжкой Зенит из СПб. Даже крайне непопулярное в Москве Торпедо-Нужники имеет порядка 50-70 неплохих парней). Модный нынче «английский путь» со временем, частично сменит итальянский (элементы перформанса уже заметны на некоторых террасах, а фанаты московского Локомотива пока превосходят всех (кроме суппортеров Зенита) по этому компоненту. Одно точно: российская фан-сцена переживает интересный этап развития и чем дальше,тем интереснее. PS.Если у вас есть интересные соображение по поводу этой статьи или же вы хотите дополнить/написать что-то свое, не стесняйтесь этого делать. Отписать можно прямо здесь или же направить ваши «художества» на
info@ladslife.com. Увидимся на трибуне.
Простите, что пишу это слово по-английски: ведь на русском такого понятия пока нет. (И все-таки, чтобы вам было удобнее, да и мне каждый раз не переключать рус/лат, давайте его введем - кежулз, например.) Слово это происходит от английского "небрежный, случайный", и к сожалению, зачастую очень точно характеризует внешний вид человека, в таком стиле одетого. А зря! - ведь надев джинсы, рубашку с расстегнутым воротом и трикотажный свитер, тоже можно выглядеть хорошо. Если, конечно, выбирать умеючи.
Джинсы или "простые" брюки
Первая проблема выбора, которая стоит перед мужчиной, одевающемся в стиле кежулз - джинсы или "простые" брюки? В принципе, и то и другое не возбраняется, на то этот стиль и "случайный". "Обычные" брюки - это штаны свободные, более-менее традиционного фасона; вы лучше меня знаете, какие вам больше нравятся и идут. Только они должны быть вполне самостоятельной частью гардероба, а не заблудшим "низом" от костюма. Если это джинсы, то они тоже должны быть "без особых примет". Их никак не должно хотеться назвать "стильными": это не трубы, не клеши и уж точно не комбинезон, да и цвет у них не оранжевый. (Если вы больше склоняетесь к чему-либо из этого - ради бога, только это будет уже не кежулз, а что-то другое.)
В общем, при выборе штанов следует помнить одно: они совершенно не должны притягивать взгляд. Штаны в данном случае выполняют ту же функцию, что и хлеб в бутерброде: без него не обойтись, но главное - это все-таки то, что сверху. И еще: они служат цветовым фоном для остального, что на вас будет надето. Так что если брюки черные - верх может быть каким угодно, а если нет - цвета остального следует подбирать очень внимательно. Кежулз, в частности, хорош тем, что отдельные предметы можно именно выбирать, руководствуясь больше личным вкусом и настроением, а не какими-то догмами и правилами. И даже "невозможное" в большинстве других стилей сочетание синего с коричневым здесь вполне может существовать. Например, в виде синих брюк с бежевым пуловером, или голубых джинс со светло-коричневой рубашкой и темно-коричневым жилетом.
В качестве среднего между "цивильными" штанами и джинсами можно использовать и брюки из вельвета. По сравнению с джинсами они, как считается, дольше носятся, да и выглядят не так спортивно, то есть "приличнее". Любимые "вельветовые" цвета - черный, темно-зеленый и коричневый, а для людей стройных и просто худых вполне годятся светло-серый и бежевый. Вельветовые штаны также хороши вместе с такой же курткой или пиджаком, в виде целого костюма.
Обувь
Разнообразие вариантов обуви в стиле кежулз тоже вполне демократично. Ботинки, в принципе, могут быть почти любыми - кроме откровенно принадлежащих к другим стилям. И хотя к не-джинсам больше подходит строгая обувь (почти как для делового стиля), в вопросе подбора обуви к джинсам вы можете более свободно проявить свой вкус. Здесь возможно не все, но многое: и та же деловая "строгость", и платформа; и шнурки, и всяческие застежки; и тупые носы, и квадратные, и даже слегка заостренные, если они вам нравятся. В обуви вы можете себе позволить легкий налет другого стиля, но все-таки не более чем налет. Поэтому не стоит здесь доходить до утрированно-панковско-армейских башмаков, ковбойских сапог или кроссовок. И еще важен цвет: по нему ботинки должны соответствовать хотя бы одному из остальных предметов. (Правда, по последней моде возможен и, наоборот, контраст. Хотя опять же - это будет выход за пределы "повседневного" стиля.) И почти ко всему подходят ботинки черные.
Футболки, майки, рубашки, свитера
Теперь самое интересное - одеваем верхнюю часть туловища. И поскольку живем мы не в Африке, здесь уместно вспомнить о самой основной все-таки функции одежды - защищать от холода. Поэтому бессмысленно-гигиеничной майке мы с чистой совестью предпочтем футболку, и лучше всего с минимумом надписей или вообще без таковых. Поскольку, как мы уже договорились, рубашку до самого верха застегивать не надо, футболка скорее всего будет видна. Ну и пусть!
Та самая пресловутая рубашка сейчас совсем не должна напоминать об офисе (даже если вы именно в нем и находитесь). Пусть она будет практичной и толстой - ковбойкой, джинсовой, трикотажной или любой цветной, годятся и рубашки-поло (это у которых только три пуговицы сверху, и надеваются они через голову). Наконец, можно легко обойтись совсем без рубашки, а можно надеть и сразу две, одну на другую, аккуратно расправив воротнички.
Разнообразные трикотажные изделия - водолазки, пуловеры, свитера и вязаные безрукавки - можно надевать под рубашку, сверху или даже вместо нее! Сейчас в моду вошли и серые вязаные кофты на пуговицах - из тех, что лет пятнадцать назад считались непременным атрибутом учительницы или старой девы (вспомните практически любой советский фильм типа "Самая обаятельная и привлекательная¦ или ?Влюблен по собственному желанию"). Но после того, как года два-три назад в чем-то похожем начал щеголять сам Илья из Мумий-Тру- ля-ля, все стали постепенно привыкать к такой новой трактовке старой вещи.
Верхняя одежда
Сверху можно надеть и трикотажный жилет или жакет, обычно на молнии. Желательно, чтобы он был посажен на хорошую подкладку - так он дольше сохранит форму. А совсем сверху надевается свободный пиджак, либо куртка. Хотя сейчас куртка несколько "опиджачивается" - она может иметь воротник и лацканы, отделку из кожи, замши или вельвета. Да и пиджак теперь совсем не похож на "верх" от делового костюма, а скорее уж напоминает куртку: воротник с лацканами приподнят, материал лучше всего - твид, да и носится все это небрежно, не застегивая на все пуговицы. Можно даже положить что-нибудь в наружные карманы.
Стильные мелочи
Ну, вроде бы и все, остаются мелочи. Вместо ненавистного галстука - живописно и небрежно повяжите шарф; дополните ансамбль перчатками и мягкой кепкой или беретом... Да так ли уж важно, что именно вы наденете: главное в стиле casuals - ощущение свободы и комфорта.
СТИЛЬ CASUAL WEAR Хотя фэйшн на британских стадионах никогда не сравнится с подиумами Парижа, все же он имеет место быть и играет не последнюю роль в жизни фанатов. Все началось еще с дремучих времен. Террасы родных стадионов притягивали тысячи людей в дни больших матчей. Именно здесь ты встречаешь массу людей, знакомых и не очень, именно на футбол ты идешь как на праздник (а зачастую это для кого-то единственный праздник в жизни и есть) и значит, хочешь выглядеть красиво. Не секрет, что люди хотели и хотят всегда выглядеть круче, чем они есть и, по крайней мере, уж лучше своих соседей. Другое дело как развивалась мода… 50-е годы. Вряд ли, большинство фэнов в Англии могло в середине прошлого века позволить купить себе дорогую одежду. Скорее это была нужда аристократов. А футбол, как известно, тогда был игрой народной. В пятидесятых все одевались однообразно и, главное, стремились одеться так же как и сосед. Сохранились архивные фотки пятидесятых, где трибуны Ньюкасла заполнены людьми сплошь в однотипных пальто и кепках. Все в одинаковом, будто рабочие одного предприятия на митинге. Кстати, с тех пор не много изменилось, и Джордис все так же предпочитают "униформу" - черно-белые цвета своей одежды, так что зачастую их трибуну сравнивают с гигантским бар кодом. Отличительной чертой того времени были практичные макинтоши и презентабельные кепки (см. на снимке). А длиннополые плащи и шляпы, наверное, были в гардеробе у любого джентльмена. Между прочим, кожаные плащи оставались визитной карточкой модника вплоть до 70-х годов. Популярные атрибуты поддержки - трещотки и серпантин. 60-е. Шестидесятые годы показали, что мода стадионов не исчезла с горизонта. Наоборот, происходило вокруг как раз то, что в большей степени влияло на культуру фэнов. Связано это с колосальным экономическим подъемом и, одновременно, с развитием бунтарско-молодежной культурой в стране. Молодые люди стремились выглядеть красиво. В моде однобортные пиджаки, галстуки, полупальто. Лояльность к клубу подчеркивают традиционными розетками (эмблемами клуба в окантовке и с ленточками) и эмалевыми знаками на лацканах верхней одежды (см. снимок). Появляются полосатые шарфы - бар скафы (позднее прозванные у нас от незнания "розетками"). Их вязали, как и у нас, бабушки и мамы из подручного материала и никакого стандарта тут не было. Пара ботинок brogues или Chelsea, брюки Levi Sta press и рубашка button down Ben Sherman - вот все что было нужно, чтобы показать, что ты тоже следишь за модой. 70-е. Эра длинноволосых молодых парней. Отцы смеялись, глядя на одежду своих сыновей. В моде расклешенные джинсы, стеганные куртки, джинсовки, расшитые нашивками. Появляются надписи на шарфах. Резко возникает потребность выездов в другие города. Организовываются специальные бас-туры. Народ выезжает тысячами. Каждый житель того или иного города защищает свою территорию от нашествие чужаков. Драки почти на каждом матче. Народ, также, выезжает в Европу, но Европа к этому не готова. Один город падает за другим. Развешанные юнион-джеки с именем своей любимой команды в середине креста на поперечной красной полосе, мощное хоровое пение, растяги и дерзкое поведение впечатляли, смотревших телек фанов других стран. С британцев начинают брать пример. Правительства трубят о национальном бедствии. Вандализм превышает все допустимые нормы. 80-е. Большинство активно выезжающих фэнов сплачиваются в организованные группы. Ношение атрибутики на выезде было просто не безопасно. Начинается другая игра: околофутбол. Всякое ношение цветов клуба отвергается. Связано это с замаскированностью проводимых акций (добраться неопознанным в тыл врага теперь проще) и с нежелательностью палева перед OB (Old Bill - британской полицией). В начале 80-х Ноттингем, Ливерпуль, Арсенал и Вилла частые гости в Европе. Их болельщики наблюдают моду на одежду известных дизайнерских марок. Эта мода, но в приемлемом для корманов большинства виде, перекочевывает в Англию. Рабочий класс не всегда мог позволить себе приобрести что-нибудь эдакое, приближенное к высшему обществу, а тут выбранные лейблы и марки одежды, не засвеченные в UK. В связи с "родом деятельности" популярны в основном спортивные брэнды. Народ предпочитает Fila, Sergio Tacchini, Ellesse, ретро Аdidas, Lois, Lacoste и Pringle. Рождается стиль casuals. И вместе с ним новый виток хулиганизма. Однако, думаю со многими моделями кроссовок и джемперов в начале движения кэшлс переборщили. Ношение некоторых вещей скорее было бы уместным в школах верховой езды и на лужайках гольф клубов, нежели на трибунах.По мере роста в стране движения кэжуалс открывается все больше новых магазинов и появляется новых имен. Постепенно переходят на более цевильные и дорогие компании, чтобы показать свою исключительность. SI, Burberrys, CP, Armani jeans и др. В связи с событиями в Брюсселе на долгое время английские болельщики отлучены от Европы и мы вынуждены наблюдать порнографию в исполненнии макарони. 90-е. Движение кэшлс, несмотря на репрессии властей, не умерло, а лишь затаилось на время. "Бизнес" продолжается в недоступных обзорам СМИ низших дивизионах. Что касается моды, то возводятся в культ: Tommy Hilfinger, Ralph Lauren и его Polo, Schott. Также по прежнему в чести уже ставшие легендой SI и Lacoste. Существует ещё множество схожих с Stone Island, довольно популярных фирм, таких как Massimo Osti, Left Hand, CP Company, Bonevile и.т.д. Большинство одежды этих марок действительно выглядит классно, но многие вещи очень похожи на Stone Island. CP Company всегда делала приличные джемперы с капюшоном, в некоторые из которых даже вшиваются защитные очки! В конце девяностых замечается некий возврат в моде на стиль 60-х. Снова раскручиваются BS и FP. Традиционно популярны продактс оф Burberry, которые, похоже, никогда не выдут из моды. Эта фирма делает прекрасные шарфы, отлично подходящие для холодного времени года. Наряду с классикой кэшлс в моде террас, особенно на севере, появляются не свойственные классики джинсы Loose fit, свободные джемперы и майки нестандартных тканей. Что касается рубашек, свитеров и футболок то, наряду с Lacoste, Ralph Lauren и их классикой - Polo ( которая, скорей всего, черезчур популярна у мещан), это и Armani, Arrow и Dries Van Noten. Безусловно, есть неплохие фирмы, которые становятся всё более и более популярными, и за пределами Великобритании. Это, например, Henri Lloyd, в былые времена, распространенный в Манчестре и Ливерпуле среди местных группировок, а так же Kent & Curwen и Daffer of St. George. Однако, как это ни прискорбно, фанаты иногда одевают и такую левоту, как Tommy Hilfinger, которая в основном носится рэпперами и прочими ченгайчуками. Говоря об обуви, наиболее распространёнными являются, как классические кроссовки от Nike, Reebok и New Balance, так и менее известные, но не уступающие по качеству, Timberland, Rockport, Karrimor, Camper, Berghaus и Solomen. Ещё одним важным атрибутом одежды футбольных фанатов часто являются различного вида кепки и бейсболки. Здесь предпочтение отдаётся Ralph Lauren/Polo, Lacoste и Henri Lloyd. Хотя уж где где, а здесь четких граней нет. Что касается Европы, такие изворотливые фирмы, как Umbro, могут быть там популярны среди местных фанатов, но как уже было сказано выше Европейцы, похоже, не имеют особого представления о хороших вещах, в особенности немцы, которые скорей всего, одеваются вообще хуже всех, со своими лысыми тыквами и низкопробной одеждой из грубой рабочей ткани. Наши дни. Мода на Хай-тек и Urban style. Носится все что комфортно и нравится, но что не слишком позорно. Дизайнеры изобретают новые ткани и используют новые достижения в технологиях. Стиль предыдущих лет сохраняется. Наиболее распространённой маркой фанатской одежды, всё ещё, является Stone Island. Хотя, к сожалениею, сейчас ситуация с этой фирмой обстоит так же, как когда-то с Ralf Lauren, которая стала популярной среди несерьёзных людей детского возраста, подражающим хулиганам, носившим её на протяжении 5-6 лет. Заметно, что многие дома мод перестраиваются на производство повседневной одежды для обычных людей, а ни как раньше только для моделей и звезд шоу бизнеса. Отсюда стал больше выбор и стала доступна одежда многих ранее элитных фирм. Сильные позиции по ходу у DKNY, Aquascutum, CP, Evisu, Rockport и Prada. Вновь молодежь тянется к истокам. В моде винтажи (vintage - производство некогда ранее популярных моделей) коллекций 60-х и 70-х. Подсуетились и FP и Адик, и как всегда BS, и вновь SCHOTT и Pringle. Из пепла возродилась Puma и сразу взлетела в хитах ретро обуви на первые места. Совсем неплохи FAKE LONDON,Firetrap, Boxfresh, Ted Baker и др. Можно найти одежду на любой вкус, уровень (ведь не секрет, что есть некая лестница, переступать ступени которой дело в любой тим-фирме "безнадежное"). Народ предпочетает уже не столько одежду массового спроса, сколько ту что ему подходит по духу и менталитету. Элита британского фанатизма и одевается соответствующе, дорого и красиво. Как бы то нибыло прогресс это то что движится, а ни то что топчется на месте. Хочется верить, что и Россия проснется и сделает шаг в эту круговерть.
Долгое время на международных подмостках доминировали итальянцы и американцы. Но существовали признаки того, что британские дизайнеры ожидали своего времени, совершенствуя свой стиль за кулисами и находя альтернативные способы продвижения своих брендов через голливудские фильмы-боевики, интернет и кабинки ди-джеев. И вот, похоже, час настал.
Откройте сейчас любой модный мужской журнал – да, можно потеряться в массе различных лейблов одежды, но не увидеть общую тенденцию в развитии моды последнего десятилетия невозможно. Британский стиль casual доминирует. Однако чтобы узнать подробнее об этом стиле и проследить какой путь развития он прошел, обратимся к истории, ведь о всяком субкультурном явлении нужно вести речь, начиная с его корней.
В 50-е годы ранние британские модернисты в лице teddy boys стремились подражать социально подвижным элементам американского общества. Стилистически, они брали вдохновение от элегантного, авангардного и минималистки отточенного джазового движения восточного побережья.
Парадоксально, но именно белая рабочая английская молодежь, подвисающая на черных блюзовых певцах, таких как Robert Johnson, Howlin’ Wolf и Leadbelly замутила в 60-е годы целое новое направление в молодежной моде - mods. Музыкальные группы, представители новой волны того времени: The Stones, The Who, The Kinks и The Small Faces, - знали как одеться стильно и броско, не нарушая модернисткой эстетики. Главным в одежде было показать свою исключительность, манерность и изысканный вкус. Как грибы после дождя стали возникать магазины одежды, предлагающие подобающую продукцию. Именно с тех пор Лондон с Carnaby street рулит похлеще Милана и Парижа. В тоже время хороший внешний вид не гарантировал примерное поведение. Looking good – Behaving bad.
Помимо поголовного увлечения ездой на скутерах (откуда впоследствии выйдет направление scooter boys), молодежь того времени была «закручена» на футболе. В Ливерпуле, где гремели «Битлы», трибуна The Kop, заполненная до отказа, часто пела песни этого коллектива. Матчи, транслируемые по телевизору, наблюдала вся страна, другие города перенимали моду, повсюду на террасах (стоячие трибуны того времени) известные хиты переиначивались под своих кумиров.
Скинхеды пришли на смену модам в середине 60-х, в то время когда поп идолы становились все больше богемными хиппи. Клетчатые рубашки и стриженые головы, подтяжки и высокие ботинки – новый взгляд на мир, но скинхеды все же повторяли эстетику teddy boys и mods, основанную на особом значении деталей в одежде и, если хотите, самоуважении и нарцисcизме. Любопытно, что ямайская музыка ska, получившая популярность, прежде всего, у скинхедов пришла на британские дэнсхоллы вместе с черными парнями (среди первых скинхедов встречались чернокожие). В то же время волна иммиграции из Вест-Индии и Азии по природе своей порождала враждебное отношение скорее с социальной подоплекой, нежели расовой.
Футбол тогда был спортом сугубо «белым». Лишь в 70-х появились первые чернокожие футболисты. Поло Fred Perry, рубашка Ben Sherman, джинсы Lois и Levi’s, в купе с ботинками Dr.Martens – стандартная униформа фэнов на трибунах середины 70-х, позаимствованная у скинхедов и их более поздней длинноволосой вариации – boot boys, актуальна в наши дни среди основной массы российских фэнов.
Punk в 70-х изменил практически все. Изменил и сексуально, и музыкально, и политически, и социально. Punk отрицал всю связь с прошлым и был скорее условным, и притом консервативным движением. Построенный на анти-авторитарности и нигилизме, он был по большей части мейнстримом, и крикливые лозунги о полной анархии и классовой несправедливости сопровождались не чем иным, как пустой бравадой и показным внешним видом, а не реальными акциями. Но тем не мене, этот стиль заставил народ думать по-другому, вести себя по-другому, одеваться по-другому.
Знаменитая лондонская вотчина панка – Kings Road в ту пору привлекала туристов с фотоаппаратами как нектар пчел. Ирокезы на головах и дизайнерские бандажи, подаренные массам королевой и королем панковской моды – Vivienne Westwood и Malcolm McLaren, сочетались с прямыми штанами, порванными где только можно и теми же шузами со стальными вставками. Кожаные куртки или порезанные джинсовки обязательно украшались характерным Union Jack (адски эксплуатируемым сейчас многими английскими домами мод) и прочей специфичной символикой. Каждое поколение вносило в UK fashion свои коррективы. Настала очередь сказать свое слово и парням 80-х. Именно тогда появился новый стиль в одежде – terrace casual. Во время игровых сессий в Европе, куда футбольные болельщики клубов и сборной часто выезжали поддержать свои команды, англичане являли абсолютный контраст с их континентальными коллегами. Рабочий класс Великобритании, чьи ряды в массе своей представляли болельщики, получил возможность приобщится к европейской модной культуре. Бренды спортивных фирм (Sergio Tacchini, Ellesse, Fila, Lacoste) были разбавлены патриотичными Pringle, Burberry, Aquascutum (благородными марками с достойной историей).
Явление terrace casual было долгожданным. С одной стороны, спортивные развлечения элиты (охота, теннис, гольф) были всегда связаны с духом мужского товарищества и участием в клубной жизни. А теперь и простые граждане смогли участвовать в позиционировании традиционного для высшего класса стиля жизни, нося такие же марки одежды и размывая тем самым границы классовости. Безупречный внешний вид и дорогие бренды вновь стали модой.
Пресса активно привлекает внимание общества к явлению Нового Британца, подчеркивающего свою личность, уважающего традиции и являющегося частью уличной культуры. Огромный успех имеют журналы Loaded, The Face и FHM, повествующие как о скандальных проделках таких рок-звезд, как братья Gallaсher, так о новом стиле и поведении casuals на трибунах стадионов и вне их.
Вновь модная волна заставляет английских дизайнеров шевелиться. Такие марки, как DAKS, Duffer of SG, Paul Smith, Ted Baker, Kickers, FCUK, Henri Lloyd наравне с европейскими грандами Stone Island, Paul & Shark, CP, Armani, Timberland - в числе top brands.
В 90-е, погоня за модными брендами продолжается, а пресса на время забывает вообще о футболе. Связано это с околофутбольным насилием, часто сопровождавшим матчи в Британии. По истечении некоторого времени, после реабилитации английских футбольных клубов в Европе и проведения в 1996г. в Англии чемпионата Европы, casual снова в моде.
Сегодня новые технологии hi-tech, ткани, материалы дают жизнь новым формам, дизайнам, тенденциям. Однако и ностальгические чувства о бурных 60-х и 70-х в обществе усиливаются. Ретро-бум, продиктованный новыми требованиями, заставил многие фирмы по-новому взглянуть на свои коллекции. Вновь актуальны Fred Perry, Ben Sherman, Dr.Martens. Даже и такие «киты», как Adidas, Reebok, Puma разработали специальные линии: classic, diamond, fashion.
В наше время все хотят индивидуальности. И это порождает еще десятки фирм, стремительно врывающиеся на рынок моды, идет поиск новых дизайнерских решений. Среди самых последних модных брендов британских casuals 6876, Maharishi, Full Circle, Burro, One True Saxon, Silas, Etienne Ozeki, Stone Island denim, Red Ear, Firetrap, Boxfresh, Evisu, Mandarina Duck. Конкуренция на рынке одежды этого стиля огромна и это только на руку прогрессу.
В Москве сейчас отчасти доступны многие из перечисленных выше марок одежды. Отдельные вещи или фрагменты коллекций можно застать в таких местах как , Le Form (Поварская ул.), James, Red Code, UK Style. Уровень цен соответствующе высок и наиболее активно расходятся вещи в период распродаж. Специализированный магазин пока что один - FOTT (Профсоюзная, 12). Нам удалось поговорить с фанатом моды, инициатором проекта Fashion On The Terraces, Олегом Максимовым, весьма уважаемым человеком в среде истинных болельщиков футбола. Он полагает, что: «Имеющиеся в столице stores, торгующие правильными лейблами, даже не задумываются, кто является их клиентами. Под эти модные точки не подведено никакой идеологии и поставки носят зачастую фрагментарный характер».
Что касается интернет ресурсов, то, помимо сугубо музыкальных форумов, где общаются столичные любители ska & related music, на статус специализированного тянет пока что только
www.fott.ru, где собираются поклонники британской культуры и описанных выше стилей. Там вы сможете подробнее узнать о всем, что касается casuals, и просто проверить свой вкус.
Выбрать правильный Casuals совсем не трудно...Много подделок встречаются у нас на пути в связи с выгодной продажей Китайцами и всякими уродами товарами Casuals изделий...
Выбрать настоящий не фейковый (фейк - подделка) или не попсовый Casuals СОВСЕМ легко...Просто едите в магазин в вашем городе и выбираете совершенно из качественного материала Casuals...Главное в не фейковым материале это просто высокая цена, качество изделия и марка выбираемая вами...В основном дорогой Casuals это уже не фейк...