-–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в stewardess0202

 -ѕодписка по e-mail

 

 -»нтересы

во всем мне хочетс€ дойти до самой сутиЕ

 -—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 1) Ўкола_слав€нской_магии

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 11.02.2014
«аписей: 15021
 омментариев: 924
Ќаписано: 16201



ƒорога, давша€ Ћенинграду жизнь

¬оскресенье, 23 јпрел€ 2017 г. 23:20 + в цитатник

—ергей ¬аршавчик

Ћедова€ ƒорога ∆изни стала спасением дл€ сотен тыс€ч ленинградцев в страшную блокаду. “расса начала работать 22 но€бр€ 1941 года.

upload-RIAN_00058227.HR.ru (700x390, 157Kb)

ѕримеры были, аналогов - нет

«начение этой тонкой "ниточки" до сих пор трудно переоценить. Ёта трасса была единственным шансом дл€ северной столицы, - подчеркнул военный историк јлексей »саев. "Ѕлагодар€ ƒороге ∆изни город выжил, поскольку у него не было абсолютно никакой возможности существовать за счет внутренних ресурсов".

7f0e1ee84521 (500x361, 17Kb)

ќборона Ћенинграда: как высто€л город на Ќеве

Ќадо отметить, что в истории русской армии были примеры успешной переброски войск и грузов по ледовым дорогам. “ак, в марте 1710 года, во врем€ —еверной войны, корпус под командованием генерал-адмирала јпраксина совершил 130-километровый ледовый переход с острова  отлин на финское побережье дл€ осады ¬ыборга. —пуст€ почти 100 лет, во врем€ русско-шведской войны, в конце феврал€ - начале 1809 года русска€ арми€ практически без потерь перешла по льду Ѕотнического залива. ¬ 1940-м, во врем€ войны с финнами, успешный рейд по льду ¬ыборгского залива совершила 70-€ стрелкова€ дивизи€.

ќднако масштабы перевозок через Ћадогу не имели аналогов. »саев рассказал, что в осажденный Ћенинград требовалось ежедневно доставл€ть не менее 1 тыс€чи тонн продовольстви€. ј самолетами ежесуточно можно было перевозить лишь до 100 тонн.

¬первые водна€ ƒорога ∆изни заработала 12 сент€бр€ 1941 года, когда в осажденный Ћенинград прибыли первые две баржи, груженые зерном и мукой. 30-километрова€ ледова€ трасса, ставша€ символом осажденного города, начала работать с 22 но€бр€.

Ќе тормозить, не останавливатьс€

¬ этот день из Ћенинграда на лед въехала колонна 388-го отдельного автобатальона из 60-ти полуторок под командованием капитана ѕорчунова. ѕозднее он вспоминал: "ƒистанцию между полуторками установили в 20-25 метров. ѕочти в темноте подъехали к фарватеру, по которому летом шли суда из озера в Ќеву. Ёто было самое опасное место. Ћед здесь гнулс€ под колесами, словно живой. “акое ощущение, будто все врем€ едешь в гору. ћотор перегревалс€, работа€ на полную мощность, а машина, буксу€, едва ползла по скользкому льду. Ќи тормозить, ни останавливатьс€ было нельз€ - спасало только движение".

”слови€, в которых приходилось действовать военным автомобилистам, были крайне т€желыми. ¬начале лед был непрочным, и трассу приходилось несколько раз переносить из-за трещин. ј в конце но€бр€ сильные морозы принесли с собой свирепый северный ветер, а вместе с ним - и метель с пургой.

¬идимость сократилась до 1-2 метра, а остановить машину и огл€детьс€ было нельз€, иначе из-за мороза она бы быстро замерзла. ћужество и стойкость требовались и сотн€м регулировщиков, в задачу которых входило в любую погоду следить не только за правильностью движени€, но и состо€нием льда.

  тому же враг не дремал. 26 но€бр€ начальник штаба верховного командовани€ сухопутных войск вермахта генерал √альдер записал в своем дневнике: "ѕротивник организовал движение колонн войск и транспорта по льду Ћадожского озера к устью ¬олхова".

83e39d3180c2c56eb62250927f4a8b9a__1440x (700x522, 87Kb)

¬ музее истории хлебопечени€

Ќачались артиллерийские обстрелы с берега и налеты авиации.   29 но€бр€ было потер€но 52 машины, а к 6-му декабр€ потери возросли до 126 автомобилей.   1 феврал€ 1942 года на Ћадоге было уничтожено 327 грузовиков. ќднако, не обраща€ внимани€ на т€желую погодную обстановку, обстрелы и переутомление, водители старались за сутки совершить две поездки. –ечь шла о жизни и смерти сотен тыс€ч людей. Ћозунг тех дней гласил - " аждые два рейса обеспечивают 10 500 ленинградских жителей. Ѕорись за два рейса". Ќекоторые шоферы успевали сделать даже три рейса.

ќборона ƒороги

16 декабр€ 1941 года √альдер с беспокойством констатировал, что "переброска войск противника через Ћадожское озеро привела к усилению группировки противника на Ћадожском участке фронта. ¬ р€де пунктов под Ћенинградом противник вновь усилил свои атаки".

ќт налетов люфтваффе Ћадожскую ледовую трассу защищали малокалиберные зенитные батареи (установить больший калибр не позвол€л вес орудий, которые после выстрела проваливались под лед). ќни вместе с зенитными пулеметами в шахматном пор€дке были расставлены по обе стороны дороги.

Ќа 1 €нвар€ 1942 года на ледовой трассе находились 1437-миллиметровых орудий и 40 пулеметных установок. — воздуха ƒорогу ∆изни прикрывали истребители: с западного берега - ѕ¬ќ Ћенинграда, с восточного - ¬¬— Ѕалтийского флота.

901838866 (638x700, 162Kb)

—трашные 900 дней из жизни Ћенинграда

Ќаземную охрану осуществл€л специально сформированный стрелковый полк под командованием полковника  оролева. Ѕойцы располагались на льду Ћадожского озера, в 8-12 км от берега, зан€того противником. Ѕыли созданы две оборонительные полосы с дотами и снежно-лед€ными окопами. ¬ 1942 году оборона была усилена 4-й отдельной морской бригадой и мощной артиллерийской группировкой. ѕеред передним краем были установлены сотни фугасов нат€жного действи€ и несколько тыс€ч противопехотных мин.

ќднако, по словам »саева, немцы не предпринимали зимой активных боевых действий против ƒороги ∆изни. "ќни понимали, что это бесперспективно. Ќу, сделают они рейд, уничтожат дес€ть грузовиков, даже сто. Ќо это не решило бы проблемы ƒороги ∆изни", - сказал историк, подчеркнув, что зимой враг действовал, в основном, авиацией.

ѕри этом собеседник отметил, что у 1-го воздушного флота немцев, который обслуживал всю группу армий "—евер", и так хватало боевых задач, а потому массированного воздействи€ на ƒорогу ∆изни люфтваффе оказать не смогло. ќднако воздушные бои отличались ожесточенностью с обеих сторон. — декабр€ 1941 года по апрель 1942 года советска€ арми€ сбила 51 вражеский самолет, из которых 20 было уничтожено истребител€ми и 31 - зенитной артиллерией.

»саев рассказал, что активные попытки сорвать перевозки в осажденный Ћенинград нацисты предпринимали, в основном, во врем€ весенне-осенней навигации, когда могли задействовать свои военно-морские силы. ќднако и в этот период они успеха не имели.

“ак, в окт€бре 1942 года силами советской авиации и береговой артиллерии был успешно отражен вражеский морской десант на небольшой остров —ухо в юго-восточной части Ћадожского озера. ѕопытка перерезать важнейшую транспортную коммуникацию Ћенинграда с Ѕольшой землей стоила противнику потери 13-ти десантных паромов и катеров.

¬ первую и самую страшную блокадную зиму ледова€ дорога функционировала 152 дн€, до 24 апрел€ 1942 года, когда колеса грузовиков стали проваливатьс€ под талый лед и со стороны казалось, что машины не едут, а плывут.

«а это врем€ было перевезено 361 109 тонн различных грузов, в первую очередь, продовольстви€. Ѕыло эвакуировано более 550 тыс€ч ленинградцев.  роме того, трасса сыграла важную военную роль - по ней за первую зиму были переброшены п€ть стрелковых дивизий с вооружением и боевой техникой, а также танкова€ бригада с т€желыми танками " ¬".

ѕотом ледова€ дорога действовала еще две военных зимы, вплоть до 27 €нвар€ 1944 года, когда была окончательно сн€та блокада Ћенинграда.

**************************************

»стори€ блокады Ћенинграда

Ќаступление фашистских войск на Ћенинград, захвату которого германское командование придавало важное стратегическое и политическое значение, началось 10 июл€ 1941 года. ¬ августе т€желые бои шли уже на подступах к городу. 30 августа немецкие войска перерезали железные дороги, св€зывавшие Ћенинград со страной.

8 сент€бр€ 1941 года немецко‑фашистские войска овладели Ўлиссельбургом и отрезали Ћенинград от всей страны с суши. Ќачалась почти 900‑дневна€ блокада города, сообщение с которым поддерживалось только по Ћадожскому озеру и по воздуху.

ѕо плану √итлера, этот город должен был быть стерт с лица земли. ѕотерпев неудачу в попытках прорвать оборону советских войск внутри блокадного кольца, немцы решили вз€ть город измором. ѕо всем расчетам немецкого командовани€, население Ћенинграда должно было умереть от голода и холода.

—оветские войска неоднократно пытались прорвать кольцо блокады, но добились этого лишь в €нваре 1943 года. ѕолностью блокада Ћенинграда была сн€та в ходе Ћенинградско‑Ќовгородской операции 1944 года. 27 €нвар€ 1944 года стало днем полного освобождени€ Ћенинграда от блокады.

«а мужество, стойкость и невиданный героизм в дни т€желой борьбы с немецко‑фашистскими захватчиками город Ћенинград 20 €нвар€ 1945 года был награжден орденом Ћенина, а 8 ма€ 1965 года получил почетное звание "√ород‑√ерой".

ria.ru

i (4) (296x150, 8Kb)

–убрики:  —анкт-ѕетербург
»—“ќ–»я


ѕроцитировано 1 раз



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку