-–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в stewardess0202

 -ѕодписка по e-mail

 

 -»нтересы

во всем мне хочетс€ дойти до самой сутиЕ

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 1) Ўкола_слав€нской_магии
„итатель сообществ (¬сего в списке: 1) Ўкола_слав€нской_магии

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 11.02.2014
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 12636


„“ќЅџ ѕќћЌ»Ћ». ћаксакова ћари€ ѕетровна

—реда, 04 январ€ 2017 г. 18:52 + в цитатник

639_00001.jpg_max (391x570, 94Kb)

ќперна€ певица
—олистка Ѕольшого театра

639_maksakova2.jpg_max (306x440, 93Kb)

ћари€ ћаксакова родилась 8 апрел€ 1902 года в јстрахани.

≈е отец умер рано, а мать, обремененна€ семьей, не могла удел€ть дет€м много внимани€. ¬ восемь лет девочка пошла в школу. Ќо училась не слишком хорошо из‑за своеобразного характера: то замыкалась в себе, становилась нелюдимой, то увлекала подруг бурными шалост€ми.

¬ дес€ть лет она начала петь в церковном хоре, и там ћарусю словно подменили. ¬печатлительна€ девочка, захваченна€ работой в хоре, наконец успокоилась. «Ќотной грамоте € выучилась сама, — вспоминала певица. — ƒл€ этого € дома на стенке написала гамму и зубрила ее по целым дн€м. „ерез два мес€ца € считалась знатоком нот, а еще через некоторое врем€ имела уже «им€» хориста, свободно читающего с листа».

—пуст€ всего год ћарус€ стала ведущей в альтовой группе хора, где работала до 1917 года. »менно здесь начали развиватьс€ лучшие качества певицы — безупречное интонирование и плавное звуковедение.

639_maxak.jpg_max (278x386, 82Kb)

¬ роли ¬есны. "—негурочка"

ѕосле ќкт€брьской революции, когда обучение стало бесплатным, ћаксакова поступила в музыкальное училище по классу ро€л€. ѕоскольку у нее не было дома инструмента, она ежедневно до позднего вечера занималась в училище. ƒл€ начинающей артистки была характерна в то врем€ кака€‑то одержимость. ќна упивалась слушанием гамм, обычно предметом «ненависти» всех учащихс€.

«ћузыку € очень любила, — писала ћаксакова. — Ѕывало, услышу, ид€ по улице, как кто‑то играет гаммы, останавливаюсь под окном и часами слушаю, пока мен€ не прогон€т.

639_a14332712db7.jpg_max (386x386, 80Kb)

¬ 1917 году и начале 1918 года всех, работавших в церковном хоре, объединили в один светский хор и записали в —оюз –абис. “ак € проработала мес€ца четыре. «атем хор распалс€, и тогда € начала учитьс€ пению. √олос у мен€ был очень низкий, почти контральто. ¬ музыкальном училище € считалась способной ученицей, и мен€ стали посылать в концерты, устраиваемые дл€  расной гвардии и флота. я имела успех и очень им гордилась. „ерез год € стала заниматьс€ сначала с педагогом Ѕородиной, а затем с артисткой јстраханской оперы — драматическим сопрано —моленской, ученицей ». ¬. “артакова. —моленска€ стала учить мен€ как сопрано. ћне это очень нравилось. я занималась не больше года, и так как јстраханскую оперу решили отправить на лето в ÷арицын (ныне ¬олгоград), то, чтобы иметь возможность продолжать зан€ти€ со своим педагогом, € решила тоже поступить в оперу.

639_m.p._maksakova.jpg_max (436x336, 90Kb)

¬ оперу € шла со страхом. ”видев мен€ в коротком ученическом платье и с косой, режиссер решил, что € пришла поступать в детский хор. я за€вила, однако, что хочу быть солисткой. ћен€ прослушали, прин€ли и поручили выучить партию ќльги из оперы «≈вгений ќнегин». „ерез два мес€ца мне дали спеть ќльгу. я никогда раньше не слышала оперных спектаклей и плохо представл€ла себе свое выступление. «а свое пение € почему‑то тогда не бо€лась. –ежиссер указал мне места, где € должна сесть и куда должна уходить. Ќаивна € была тогда до глупости. » когда кто‑то из хора упрекнул мен€, что, еще не уме€ ходить по сцене, € уже получаю первый оклад, то € эту фразу пон€ла буквально. „тобы научитьс€ «ходить по сцене», € сделала отверстие в заднем занавесе и, сто€ на колен€х, смотрела весь спектакль только на ноги актеров, стара€сь запомнить, как они ход€т. я была очень удивлена, убедившись, что они ход€т обыкновенно, как в жизни. ”тром € приходила в театр и с закрытыми глазами ходила по сцене, чтобы таким образом открыть секрет «умени€ ходить по сцене». Ёто было летом 1919 года. ќсенью приехал новый управл€ющий труппой ћ.  . ћаксаков, как говорили, гроза всех неспособных актеров. –адость мо€ была велика, когда ћаксаков поручил мне кроме партии ќльги партии «ибел€ в «‘аусте», ћадлены в «–иголетто» и др. ћ.  . ћаксаков часто говорил, что у мен€ есть сценическое дарование и голос, но петь € совершенно не умею. я недоумевала: « ак же это может быть, если € уже пою на сцене и даже несу репертуар». ќднако эти разговоры мен€ встревожили. я стала просить ћ.  . ћаксакова заниматьс€ со мной. ќн был в труппе и певцом, и режиссером, и управл€ющим театром, и дл€ мен€ у него времени не было. “огда € решила поехать учитьс€ в ѕетроград. ѕр€мо с вокзала € направилась в консерваторию, но мне отказали в приеме на том основании, что € не имела аттестата об окончании гимназии. ѕризнатьс€ же, что € уже артистка оперы, € побо€лась. —овершенно расстроенна€ отказом, € вышла на улицу и горько заплакала. Ќа мен€ впервые в жизни напал насто€щий страх: одна в чужом городе, без денег, без знакомых.   счастью, € встретила на улице одного из артистов хора в јстрахани. ќн помог мне временно устроитьс€ в знакомой семье. „ерез два дн€ мен€ прослушал в консерватории сам √лазунов. ќн направил мен€ к профессору, у которого € должна была начать учитьс€ пению. ѕрофессор за€вил, что у мен€ лирическое сопрано. “огда € решила немедленно вернутьс€ в јстрахань, чтобы учитьс€ у ћаксакова, который находил у мен€ меццо‑сопрано. ¬озвратившись на родину, € вскоре вышла замуж за ћ.  . ћаксакова, который стал моим педагогом».

Ѕлагодар€ хорошим вокальным данным ћаксакова сумела поступить в оперный театр. «” нее был голос профессионального диапазона и достаточной звучности, — писал ћ. Ћ. Ћьвов. — Ѕезупречны были точность интонаций и чувство ритма. √лавное же, что привлекло в пении молодой певицы, это музыкальна€ и речева€ выразительность и активное отношение к содержанию исполн€емого произведени€.  онечно, все это было еще в зачаточном состо€нии, но вполне достаточным дл€ того, чтобы опытный сценический де€тель почувствовал возможности развити€».

¬ 1923 году певица впервые вышла на сцену Ѕольшого в роли јмнерис и сразу была прин€та в труппу театра. –абота€ в окружении таких мастеров, как дирижер —ук и режиссер Ћосский, солисты Ќежданова, —обинов, ќбухова, —тепанова,  атульска€, молода€ артистка быстро пон€ла, что без предельного напр€жени€ сил не поможет никакой талант: «Ѕлагодар€ искусству Ќеждановой и Ћоэнгрина — —обинова € впервые пон€ла, что у большого мастера образ достигает предельной выразительности лишь тогда, когда больша€ внутренн€€ взволнованность про€вл€етс€ в форме простой и €сной, когда богатство душевного мира сочетаетс€ со скупостью движений. —луша€ этих певцов, € начинала у€сн€ть себе цель и смысл своей дальнейшей работы. я уже сознавала, что талант и голос — это только материал, с помощью которого только неустанным трудом каждый певец может заслужить право петь на сцене Ѕольшого театра. ќбщение с јнтониной ¬асильевной Ќеждановой, котора€ с первых дней моего пребывани€ в Ѕольшом театре стала дл€ мен€ величайшим авторитетом, научило мен€ строгости и требовательности к своему искусству».

¬ 1925 году ћаксакова была откомандирована в Ћенинград. “ам ее оперный репертуар пополнилс€ парти€ми ќрфе€, ћарфы в «’ованщине» и товарища ƒаши в опере ««а красный ѕетроград» √ладковского и ѕруссака. „ерез два года, в 1927 году, ћари€ вернулась в ћоскву, в √осударственный академический Ѕольшой театр, остава€сь до 1953 года ведущей солисткой первой труппы страны.

Ќевозможно назвать такую меццо‑сопрановую партию в операх, шедших на сцене Ѕольшого театра, в которой не блистала бы ћаксакова. Ќезабываемыми остались дл€ тыс€ч людей ее  армен, Ћюбаша, ћарина ћнишек, ћарфа, √анна, ¬есна, Ћель в операх русских классиков, ее ƒалила, јзучена, ќртруда, Ўарлотта в «¬ертере», наконец ќрфей в опере √люка, поставленной с ее участием √осударственным ансамблем оперы под руководством ». —.  озловского. ќна была великолепной  лариче в опере «Ћюбовь к трем апельсинам» ѕрокофьева, первой јлмаст в одноименной опере —пендиарова, јксиньей в «“ихом ƒоне» ƒзержинского и √руней в «Ѕроненосце «ѕотемкине» „ишко. “аков был диапазон этой артистки. —тоит сказать, что певица и в годы своего сценического расцвета, и позже, оставив театр, много концертировала.   числу ее высших достижений по праву можно отнести интерпретацию романсов „айковского и Ўумана, произведений советских композиторов и народных песен.

ћаксакова — среди тех советских артистов, которым в 1930-е годы довелось впервые представл€ть наше музыкальное искусство за рубежом, — и она достойный полпред в “урции, ѕольше, Ўвеции, а в послевоенные годы и в других странах. ќднако не все так безоблачно в жизни великой певицы. –ассказывала дочь Ћюдмила, заслуженна€ артистка –оссии: «ћужа моей мамы (он был послом в ѕольше) забрали ночью и увели. Ѕольше она его никогда не видела. » так было у многих… …ѕосле того как посадили и расстрел€ли мужа, она жила под дамокловым мечом, ведь это был придворный театр —талина.  ак в нем могла находитьс€ певица с такой биографией. ≈е и балерину ћарину —еменову хотели отправить в ссылку. Ќо тут война началась, мама уехала в јстрахань, и дело как будто забылось. Ќо когда она вернулась в ћоскву, вы€снилось, что ничего не забыто: √олованова убрали в одну минуту, когда он попробовал ее защитить. ј ведь он был мощной фигурой — главным дирижером Ѕольшого театра, величайшим музыкантом, лауреатом —талинских премий…».

Ќо в итоге все обошлось. ¬ 1944 году ћаксакова получила первую премию на организованном  омитетом по делам искусств ———– конкурсе на лучшее исполнение русской песни. ¬ 1946 году ћари€ ѕетровна получила √осударственную премию ———– за выдающиес€ достижени€ в области оперного искусства и в концертно‑исполнительской де€тельности. ќна получала ее еще дважды — в 1949 и 1951 годах.

ћаксакова — велика€ труженица, сумевша€ неустанной работой умножить и возвысить свой природный талант. ≈е коллега по сцене Ќ. ƒ. Ўпиллер вспоминала: «ћаксакова стала артисткой благодар€ огромному желанию быть именно артисткой. Ёто желание, сильное, как стихи€, ничем нельз€ было притушить, она твердо шла к своей цели.  огда она бралась за какую‑нибудь новую роль, то в работе над ней она никогда не останавливалась. ќна работала (да, именно работала!) над своими рол€ми этапами. » это всегда приводило к тому, что вокальна€ сторона, сценический рисунок, внешний облик — в общем, все приобретало абсолютно законченную техническую форму, наполненную большим смыслом и эмоциональным содержанием. ¬ чем была артистическа€ сила ћаксаковой?  ажда€ ее роль — это была не приблизительно спета€ парти€: сегодн€ в настроении — звучала лучше, завтра нет — чуть хуже. ” нее было все и всегда «сделано» чрезвычайно крепко. Ёто был высочайший профессионализм. я помню, как однажды на спектакле « армен» перед сценой в таверне ћари€ ѕетровна за кулисами несколько раз перед зеркалом приподнимала подол юбки и следила за движением своей ноги. ќна готовилась к сцене, где надо было танцевать. Ќо тыс€чи актерских приемов, приспособлений, тщательно продуманные вокальные фразы, где все было €сно и пон€тно, — в общем, все у нее было дл€ того, чтобы наиболее полно и вокально, и сценически выразить внутреннее состо€ние своих героинь, внутреннюю логику их поведени€ и поступков. ћари€ ѕетровна ћаксакова — большой мастер вокального искусства. ≈е одаренность, ее высокое мастерство, отношение к театру, ответственность достойны самого высокого уважени€».

639_0027.jpg_max (403x600, 93Kb)

ј вот что говорил о ћаксаковой другой ее коллега —. я. Ћемешев: «≈й никогда не измен€ет художественный вкус. ќна готова скорее чуть «недожать», чем «пережать» (а ведь именно это зачастую и приносит исполнителю легкий успех). » хот€ в глубине души многие из нас знают, что такой успех не так уж дорого стоит, отказатьс€ от него способны только большие художники. ћузыкальна€ чуткость ћаксаковой про€вл€етс€ во всем, в том числе и в ее любви к концертной де€тельности, к камерной литературе. “рудно определить, кака€ именно сторона творческой де€тельности ћаксаковой — оперна€ сцена или концертна€ эстрада — завоевала ей такую широкую попул€рность. —реди лучших ее созданий в области камерного исполнительства — романсы „айковского, Ѕалакирева, цикл Ўумана «Ћюбовь и жизнь женщины» и многое другое. я вспоминаю ћ. ѕ. ћаксакову, исполн€ющую русские народные песни: кака€ чистота и неизбывна€ щедрость русской души раскрываютс€ в ее пении, кака€ целомудренность чувства и строгость манеры! ¬ русских песн€х много удалых припевов. —петь их можно по‑разному: и залихватски, и с вызовом, и с тем настроением, которое скрыто в словах: «Ёх, пропади все пропадом!». ј ћаксакова нашла свою интонацию, прот€жную, порой задорную, но всегда облагороженную женственной м€гкостью».

¬от мнение ¬еры ƒавыдовой: «Ѕольшое значение ћари€ ѕетровна придавала внешнему виду. ћало того, что была очень красива и обладала великолепной фигурой. Ќо она всегда тщательно следила за своей внешней формой, неукоснительно придерживалась строгого режима питани€ и упорно занималась гимнастикой… …Ќаши подмосковные дачи в —негир€х, на речке »стре, сто€ли р€дом, и мы свой отпуск проводили вместе. ѕоэтому € встречалась с ћарией ѕетровной ежедневно. я наблюдала ее спокойную домашнюю жизнь в кругу семьи, видела ее любовь и внимание к матери, сестрам, которые ей отвечали тем же. ћари€ ѕетровна любила часами гул€ть по берегу »стры и любоватьс€ чудесными видами, лесами и лугами. »ногда мы с ней встречались и беседовали, но обычно обсуждали только самые простые жизненные вопросы и почти не касались нашей совместной работы в театре. ќтношени€ наши были самыми дружескими и чистыми. ћы уважали и ценили труд и искусство друг друга».

ћари€ ѕетровна к концу своего жизненного пути, уйд€ со сцены, продолжала жить напр€женной жизнью. ќна преподавала вокальное искусство в √»“»—е, где €вл€лась доцентом, возглавл€ла Ќародную певческую школу в ћоскве, участвовала в жюри многих всесоюзных и международных соревнований вокалистов, занималась публицистикой.

”мерла ћаксакова 11 августа 1974 года в ћоскве. ѕохоронена на ¬веденском кладбище.

1280px-Vvedenskoe_cemetery_-_Maksakova (700x466, 143Kb)

639_normal_S6308252.JPG_max (336x436, 122Kb)

639_460098088.jpg_max (336x436, 67Kb)

8 апрел€ 1902 года – 11 августа 1974 года

јвтор текста ƒмитрий —амин 

chtoby-pomnili.com



images (313x161, 7Kb)

–убрики:  „“ќЅџ ѕќћЌ»Ћ»



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку