-–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в stewardess0202

 -ѕодписка по e-mail

 

 -»нтересы

во всем мне хочетс€ дойти до самой сутиЕ

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 1) Ўкола_слав€нской_магии
„итатель сообществ (¬сего в списке: 1) Ўкола_слав€нской_магии

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 11.02.2014
«аписей: 13673
 омментариев: 744
Ќаписано: 14668


„“ќЅџ ѕќћЌ»Ћ». “ендр€ков ¬ладимир ‘едорович

„етверг, 22 —ент€бр€ 2016 г. 20:37 + в цитатник

1434_Vladimir_Tendryakov_7.jpg_max (425x600, 91Kb)

ѕисатель

1434_Vladimir_Tendryakov_2.jpg_max (236x306, 33Kb)

«≈сли люди будущего захот€т узнать, как и чем мы жили в середине XX века, то без книг “ендр€кова они этого не поймут».  амил »крамов

«—лушай, будущий читатель: ты вместе со своим временем должен быть умнее и прозорливее мен€, заранее жду твоих сомнений, огорчительно, если не смогу их услышать. Ќе пророк здесь вещал - пыталс€ вдумыватьс€ всего-навсего человек, кому не чуждо самое распространенное человеческое - способность ошибатьс€». ¬ладимир “ендр€ков

1434_Vladimir_Tendryakov_1.jpg_max (303x461, 68Kb)

¬ладимир “ендр€ков родилс€ 5 декабр€ 1923 года в деревне ћакаровска€ ¬ерховажского района ¬ологодской области. 

«я родилс€ в глухой вологодской деревне, котора€ и сейчас-то глуха - сто четыре километра от железной дороги», - писал он позднее. ≈го отца ‘едора ¬асильевича “ендр€кова, как партийного работника, часто перебрасывали из района в район, из одной области в другую. ќн был народным судьей, потом стал прокурором. «а сравнительно короткий срок семь€ проживала в ¬ельске, ¬ологде, √р€зовце и ќпарине, где в 1930 году ¬ладимир пошел в первый класс, а также в  аргополе и ¬ожеге.

≈го детство прошло в деревне. ««акрываю глаза и вижу: на высокой горе, под гор€чим солнцем, стоит деревн€ ћакаровска€ - дл€ мен€ начало всех начал», - позднее писал “ендр€ков. “ам он впервые научилс€ плавать «по-собачьи, здесь набрал первую кружку земл€ники, поймал с моста на удочку первого пескар€». ƒочь писател€ ћари€ “ендр€кова вспоминала, о том, что с первых дней ее осознанного существовани€ отец рассказывал ей о местах, в которых он вырос. Ёто были картины его детства - лес, полный грибов, изумрудна€ трава, река с таинственными омутами, лед€ными ключами и водоворотами. ћакаровские мальчишки ловили в ней рыбу - на самодельные удилища с леской, сплетенной собственноручно из конского волоса. ј о грибной «охоте» “ендр€ков позднее писал: «Ћюблю собирать грибы. Ћюблю душную тишь леса, запах корневой влаги, запах земли и прелой листвы, тонкий, невн€тный, какой-то недоказуемый запах самих грибов. Ћюблю палые желтые листь€ на жесткой приосенней траве, литую дробь черники на кочках, рум€ное полыхание брусники, и в моем сердце каждый раз случаетс€ легкий обвал, когда глаза нащупывают бархатный затылок затаившегос€ гриба». –ассказывал он дочери и о коллективизации, о голоде, об умиравших под тощими плетн€ми сосланных на север: «¬рагам народа» украдкой выносили куски хлеба, подкармливали, кто мог себе это позволить. —ами жили впроголодь. «аготовленные с лета грибы… были не романтикой, а шансом перезимовать. Ќаловленна€ и зажаренна€ на костре рыбешка - не просто развлечение, но лакомство, пир дл€ вечно голодной детворы». 

»менно эти детские впечатлени€ стали основой автобиографического рассказа «’леб дл€ собаки», в котором писатель непредвз€то изобразил жизнь небольшого поселка, и в котором прошли первые годы его жизни. √ерой его рассказа, дес€тилетний мальчик, каждый день видел раскулаченных кресть€н, сосланных с лишением гражданских прав и конфискацией имущества, не добравшихс€ до места ссылки и брошенных умирать в привокзальном березовом скверике на глазах у жителей поселка. ¬зрослые обходили это место стороной. ќ своих сверстниках автор писал: «Ќикакие ужасы не могли заглушить нашего зверушечьего любопытства. ќкаменева€ от страха, брезгливости, изнемога€ от упр€танной панической жалости, мы наблюдали…”же взрослым € долгое врем€ удивл€лс€ и гадал: почему €, в общем-то впечатлительный, у€звимый мальчишка, не заболел, не сошел с ума сразу же после того, как впервые увидел куркул€, с пеной и хрипом умирающего у мен€ на глазах. Ќаверное, потому, что ужасы сквера по€вились не сразу, и у мен€ была возможность как-то попривыкнуть, обмозолитьс€». ѕервым потр€сением в жизни “ендр€кова была картина, когда одета€ в опр€тное, хоть и поношенное, пальто женщина, разбила банку с молоком и, опустившись на колени, черпала его дерев€нной ложкой из гр€зной копытной €мки на дороге. ¬оспоминани€ об этом времени позднее также легли в основу романа «—видание с Ќефертити» и рассказов «ѕара гнедых», «’леб дл€ собаки», «ѕаран€».

¬ 1938 году семь€ “ендр€ковых переехала в  ировскую область, в поселок ѕодосиновец. —оседка Ћ. ». «алесова, живша€ в одном доме с ними вспоминала: «—емь€ “ендр€ковых приехала в ѕодосиновец в 1938 году из ¬ологодской области. ќтец работал прокурором района до начала войны, затем был мобилизован в армию и обратно не вернулс€. ћать “ать€на ѕетровна, была домохоз€йкой, была очень трудолюбива. Ќа гр€дках, что были даны им около квартиры, она первой в ѕодосиновце начала выращивать помидоры, кабачки, тыквы и даже небольшие арбузы. “рудолюбивыми были воспитаны и сыновь€».

”же став известным писателем, “ендр€ков не тер€л св€зи с местами, где прошло его детство, бывал там часто, а в письме в кировскую областную библиотеку писал: «ѕодосиновцу € об€зан своим формированием. »менно через ѕодосиновец €, насколько мог, познакомилс€ с жизнью деревни. ѕодосиновец с его реками ёг и ѕушма, с его живописными холмами (или как там зовут угорами), с его затер€нными среди лесов починками заставил мен€ полюбить природу, ценить ее и в меру своих сил отображать в своей работе. —ловом, ѕодосиновец если официально и не может считатьс€ моей родиной, то уж во вс€ком случае, €вл€етс€ родиной, как человека, как-то научившегос€ мыслить и воспринимать, если хотите, как писател€».

≈го школьным учителем русского €зыка и литературы был человек, ставший впоследствии известным кировским писателем, јркадий јлександрович ‘илев. Ќа экзамене за сочинение он поставил ¬ладимиру “ендр€кову тройку, потому что текст содержал одиннадцать ошибок. Ёто была единственна€ тройка в его аттестате. √оды спуст€, поздравл€€ своего друга и учител€ с п€тидес€тилетним юбилеем, ¬ладимир “ендр€ков с благодарностью написал: «я помню день, когда в нашем классе по€вилс€ стриженый ежиком молодой учитель литературы. ѕомню, как со снобизмом самоуверенного школ€ра и чтобы прощупать «слабину», пробовал надерзить, и при этом учитель осадил мен€. ѕомню окончание экзаменов, разговор в подосиновской роще, о будущем. ѕомню твои слова о высокой профессии писател€. ј тогда € мечтал о другом, € хотел стать художником. Ёто было, кажетс€, за два дн€ до начала войны…».

ƒруг и одноклассник ¬ладимира “ендр€кова јнатолий ”шаков вспоминал: «¬ладимир “ендр€ков был каким-то особенным учеником. ѕо литературе в аттестате, как ни странно, сто€ла «тройка» … ¬се педагоги прочили ему будущее художника. ¬олод€ уходил на берег чистой лесной ѕушмы и рисовал пейзажи дешевыми акварельными красками. „асами мог мечтательно смотреть вдаль, о чем-то думать или вырисовывать на бумаге могучие корни вывороченного половодьем пн€. Ќам, его сверстникам, это зан€тие казалось пуст€ковым. Ќо ¬олодю мы уважали за начитанность и искусство портрета.  огда загремели военные залпы, мы, вчерашние школьники, ушли на передовую…».

¬ июле 1941 года ушел на фронт отец, а в но€бре и сам ¬ладимир “ендр€ков - добровольцем.  огда в 1980-х годах в школе была организована встреча выпускников военных лет, ¬ладимир ‘едорович приехать не смог, но прислал письмо. ќн писал: «ƒорогие друзь€! я, действительно, один из тех, кто окончил вашу школу за несколько часов до войны. 21 июн€ 1941 года мы, дес€тиклассники, собрались на выпускной вечер, он окончилс€ после полуночи, т. е., 22 июн€. ј в 4 часа полетели первые бомбы на наши города. —ейчас считаетс€, что всего каких-нибудь 5 - 10 процентов уцелело мужчин 1923 - 1924 годов рождени€.   ним относимс€ и мы, беспечно праздновавшие 21 июн€ свой выпускной вечер. ѕоэтому с первых дней войны судьба раскидала нас по разным фронтам, разным воинским част€м. “ри года € сидел за одной партой с јнатолием ¬арцовым, он убит. √де-то под —талинградом, в то врем€, в тоже находилс€ там, убит ¬италий ”шаков… √ор€чо надеюсь, что ваше поколение не станет пересчитывать по именам павших в бою одноклассников. Ѕудьте счастливы! ”ченик 1941 года ¬ладимир “ендр€ков».

“ендр€ков окончил школу младших командиров в звании сержанта-радиста, был начальником батальонной радиостанции. ќн участвовал бо€х под —талинградом, там получил первые раны. ѕозднее он написал: ««а все врем€ на фронте € ни разу не был в рукопашной, всего раз или два по случаю выстрелил в сторону противника, наверн€ка никого не убил, зато вырыл множество земл€нок и окопов, таскал пудовые катушки и еще более т€желые упаковки питани€ радиостанции, прополз на животе несчитанные сотни километров под взрывами мин и снар€дов, под пулеметным и автоматным огнем, изнывал от жары, коченел от холода, промокал до костей под осенними дожд€ми, страдал от жажды и голода, не смыкал глаз по неделе, считал счастливым блаженством п€тиминутный отдых в походе. ¬ойна дл€ мен€, маменькиного сынка, неусердного школьника, лоботр€са и белоручки, была, прежде всего - т€желый и рискованный труд, труд до изнеможени€, труд р€дом со смертью. » никогда не ведал, что преподнесет мне нова€ минута...». 

¬ 1943 году под ’арьковом он был т€жело ранен осколком снар€да и после полугода лечени€ в госпитал€х его демобилизовали. “ендр€ков вернулс€ в родные кра€. ѕ€тьдес€т километров от станции до поселка он шел пешком в солдатской шинели с рукой на перев€зи. « ругом та€ло. ѕела капель. » воздух был какой-то особенно родной. Ќадышатьс€ не мог», - писал он спуст€ годы. Ќекоторые факты его военной биографии были отражены в романе ««а бегущим днем», в «–ассказах радиста», новеллах « остры на снегу», «ƒень, вытеснивший жизнь», «ƒень седьмой», «ƒонна јнна», в эссе «Ћюди или нелюди». “акже “ендр€ков “ендр€ков описывал событи€, произошедшие с ним во врем€ войны, в автобиографии: «¬скоре после начала ќтечественной войны по мобилизации как лейтенант запаса был вз€т в  расную армию мой отец. ¬след за ним по призыву пошел и € в р€ды –  ј в декабре 1941 года. ѕо прибытию в г.  иров на формировочном пункте был отправлен € в дивизионную школу младших командиров, котора€ сначала находилась в самом г.  ирове – а потом, следу€ за шефствующей над ней частью, переехала в г. „ереповец. ѕо окончанию школы € был выпущен младшим сержантом-радистом. ¬ июле мес€це 1942 года наша часть была брошена на фронт за реку ƒон, в районе г.  алача. —пуст€ некоторое врем€ мне пришлось попасть из одной части в другую. ¬ составе этой части € участвовал по ликвидации фашистской группировки в —талинграде. ѕосле чего наша часть была переброшена на —тепной фронт (”краина), где € 21 августа 1943 года в наступлении под городом ’арьковым был ранен осколком снар€да в левую руку. ѕролежав некоторое врем€ в госпитале на станции јлексеевка, € был эвакуирован в госпиталь ѕензенской области на станцию ѕочелма, где и пролежал до 17 €нвар€ 1944 года. ¬Ё  этого госпитал€ признала мен€ инвалидом третьей группы, и € был отпущен на дальнейшее лечение по месту жительства. ѕоследнее врем€ работаю военным преподавателем при ѕодосиновской средней школе».

1434_Vladimir_Tendryakov_5.jpg_max (373x600, 100Kb)

Ћист автобиографии ¬ладимира “ендр€кова

ѕосле демобилизации ¬ладимир “ендр€ков работал преподавателем военного дела в родной школе. ѕозднее он вспоминал о том времени и о своем бывшем учителе јркадии јлександровиче ‘илеве, который за врем€ совместной работы стал ему другом: «…в общении с ним, вместе с ним, мы делали свои первые шаги в литературе…“ам мы организовали свой маленький литературный кружок, который называлс€ «√олубой абажур».  онечно, мы в этом названии были плагиаторами, назвали свой кружок по типу ««еленой лампы». 

ј потом ‘илев, ставший секретарем райкома партии, убедил “ендр€кова перейти на работу в райком комсомола. ѕозднее ¬ладимир “ендр€ков говорил: «» € посто€нно с благодарностью о нем вспоминаю, но скорее как о своем товарище, нежели об учителе». —пуст€ 25 лет он написал јркадию ‘илеву: «ѕомню берега реки ёг, закаты над селом Ўoлга, осеннюю могилку твоего школьного учител€ на тихом, знойном, пропахшем земл€никой деревенском кладбище, и первые страницы твоего романа. ѕервые страницы, первые шаги. ќп€ть общие - твои и мои. » в те дни € впервые приобщилс€ к литературной профессии, стал твоим критиком. ѕомню, и ты помнишь, - голубой абажур из лин€лого шелка, он дал название маленькому литературному обществу, самому маленькому и скромному, какие только бывали среди любителей литературы. «√олубой абажур» - вечера над страницами рукописи, рассуждени€ о мастерстве, о долге литератора, и о будущем, о будущем, о таинственном, заманчивом будущем - твоем, моем, о будущем страны пусть это покажетс€ кому-то выспpeнным! », конечно, помнишь, кто был твоим первым иллюстратором - один, неудачливый художник. Ќеудачливый! “ы в том повинен, ты убил во мне художника, заразив литературой. “ебе € об€зан, что заболел хронической и т€желой болезнью, называемой - писательство.  то знает, добралс€ бы € до письменного стола? я считаю себ€ удачником, что встретилс€ с тобой, что шагаю с тобой бок о бок целых четверть века...».

»менно тогда он начал пробовать себ€ в литературе. ѕервую повесть «Ёкзамен на зрелость» ¬ладимир “ендр€ков написал, когда ему было всего 21 год. ≈е прочитал Ќиколай јтаров и отзыв его был таким: «ѕовесть написана человеком, абсолютно не представл€ющим, что такое литература. Ќикакой школы. ѕолное отсутствие технических навыков. ”жасный €зык… Ќо за всеми несуразицами и промахами - редка€ наблюдательность, неподдельна€ искренность, жива€ душа». ¬скоре издательство «ћолода€ гварди€» заключила с молодым автором договор на публикацию повести. 

1434_Vladimir_Tendryakov_4.jpg_max (270x333, 50Kb)

¬ первую послевоенную осень “ендр€ков подал документы на художественный факультет ¬√» а. Ќа экзамене он представил п€ть акварелей - и они понравились приемной комиссии. ѕозднее он говорил: «ѕочему € не стал художником? Ќаверное, это €сно - по причине своей недостаточной даровитости.  ак это потом на мен€ повли€ло? Ќаверное, это во многом мне помогло. ѕообщавшись с художниками, €, наверное, стал несколько иначе видеть мир.  огда € пришел сдавать экзамены по живописи, то вдруг все начали останавливатьс€ около моего холста. √л€дели, рассматривали, потом на мен€ смотрели. » каждый, отход€, произносил: «яичница с луком». Ёто о моем натюрморте. » через некоторое врем€ € вдруг увидел, что действительно написал «€ичницу с луком», что наложил на свой холст какие-то дикие цвета, причем очень быстро. я эту свою картину написал за каких-то полчаса. ј надо было писать много-много дней. ѕосле этого € вдруг начал видеть те цвета, которых никогда раньше не видел. ћне перестали нравитьс€ €ркие цвета, а закаты стали казатьс€ пошлыми. «ато серенькие дни стали казатьс€ удивительно лиричными. “о есть € стал несколько иным, и это мне, наверное, помогло. Ёто не значит, что все это € сумел употребить в литературе. Ќо кое-что все-таки дало пищу дл€ литературной работы».

1434_Vladimir_Tendryakov_8.jpg_max (466x636, 138Kb)

јвтопортрет

”чеба в институте кинематографии разочаровала “ендр€кова, и уже через год он перешел в Ћитературный институт имени √орького. ≈го прин€ли без экзаменов на семинар  онстантина ѕаустовского. ≈го однокурсник, а ныне проректор литературного института јлександр –екемчук вспоминал: «“огда, в сорок шестом, большинство прин€тых по творческому конкурсу студентов были недавними фронтовиками: ¬ладимир “ендр€ков, ёрий Ѕондарев, ≈вгений ¬инокуров, √ригорий Ѕакланов, Ёдуард јсадов - впоследствии именитые писатели… ¬олод€ “ендр€ков в гимнастерке, выгоревшей почти добела, будто именно в ней прошагал он сюда от стен —талинграда». ѕозднее ¬ладимир “ендр€ков писал, что в то врем€ он «по по-северному окал, по-деревенски выгл€дел да и невежествен был тоже по-деревенски». —типенди€ в Ћитературном институте была совсем небольшой, в три раза меньше, чем в технических вузах. ќбщежитие института размещалось в подвале того же здани€. —осед€ми “ендр€кова по комнате в общежитии были Ќаум  оржавин и –асул √амзатов. ѕозднее ¬ладимир “ендр€ков писал: «Ёто, должно быть, самый маленький институт в стране; на всех п€ти курсах нас, студентов, шестьдес€т два человека, бывших солдат и школьников, будущих поэтов и прозаиков, голодных и рваных крикливых гениев. “ам, где некогда ћа€ковский играл на биль€рде, у нас - конференц-зал, где пь€ный ≈сенин плакал слезами и рифмами - студенческое общежитие, в плесневелых сумрачных стенах бок о бок двадцать п€ть коек. ѕо ночам это подвальное общежитие превращаетс€ в судебный зал, до утра неистово судитс€ мирова€ литература, койки превращаютс€ в трибуны, ниспровергаютс€ великие авторитеты, поход€ читаютс€ стихи и поетс€ сочиненный недавно гимн». 

¬ этом общежитии в ночь с 20 на 21 декабр€ 1947 года произошло событие, потр€сшее ¬ладимира “ендр€кова и оставившее глубокий след в его пам€ти. –ассказывал јлександр –екемчук: «Ќочью в этот подвал вошли люди с Ћуб€нки и арестовали студента, поэта Ќаума  оржавина. ≈сть стихотворение, оно достаточно известно, оно называетс€ «16 окт€бр€». ¬ нем написано о том, как 16 окт€бр€ 1941 года население ћосквы бежало из города при приближении немецких войск. ћассовое бегство, исход, а в  ремле оставалс€ у рул€ товарищ —талин. ѕризнатьс€, это стихотворение нам казалось в ту пору даже несколько апологетическим по отношению к —талину. Ќо оказалось, что не всем это кажетс€. Ќаум  оржавин был арестован именно за это стихотворение. ¬ три часа ночи пришли люди в общежитие и сказали ему: «—обирайс€!».  онечно, в маленьком помещении трудно было кому-то сохранить сон в этой обстановке, хот€ некоторые делали вид, что сп€т. ≈го провожали двое - ¬ладимир —олоухин и ¬ладимир “ендр€ков…  огда он шагнул к “ендр€кову, тот отшатнулс€. ќн был настолько чист умом и сердцем, он так верил в справедливость этой жизни, что казалось, веро€тно, ему, что даже если арестовали человека, товарища, наверное, на нем есть кака€-то вина». —пуст€ годы арест Ќаума  оржавина стал основой сюжета повести «ќхота», котора€ была опубликована уже после смерти ¬ладимира ‘едоровича в журнале ««нам€» в июльском номере 1988 года. 

—о временем ¬ладимир “ендр€ков стал одним из лучших студентов  онстантина ѕаустовского, который в письме Ёммануилу  азакевичу даже называл его первым из молодых писателей. “ендр€ков писал больше всех на своем курсе и раньше всех начал публиковать свои произведени€. ѕервый его рассказ «ƒела моего взвода» напечатали в «јльманахе молодых писателей» уже в 1947 году. ѕозднее в интервью он говорил: «я стыжусь своего рассказа «ƒела моего взвода» и старательно пр€чу его. –ассказ «ƒела моего взвода» написан очень плохо, написан человеком, который впервые вз€л в руки перо. Ќеча€нно написав, € неча€нно вдруг его напечатал». Ётот и другие рассказы, написанные в период учебы в институте и вскоре после его окончани€ - «¬ гору», «≈Є оружие», «—реди лесов», “ендр€ков позднее не стал включать в собрание сочинений именно потому, что всегда был необыкновенно требователен, прежде всего, к себе самому. Ёта требовательность осталась у него на всю жизнь. ”же став известным писателем, на встрече со студентами, отвеча€ на вопрос, в чем он видит опору нравственности, ¬ладимир “ендр€ков уверенно сказал: «¬ критическом отношении к самому себе».

Ќа каникулы ¬ладимир “ендр€ков приезжал в ѕодосиновец. ќднажды он приехал не один, а с ¬ладимиром —олоухиным и √ригорием ѕожен€ном. јнатолий ”шаков вспоминал: «¬четвером мы организовали в клубе литературный вечер «Ќачинающие писатели», торжественно восседали за столом, покрытой красной скатертью. я читал стихи —олоухина и ѕожен€на, а потом пр€мо по рукописи только что начатую “ендр€ковым повесть «—реди лесов». ѕричем автор усиленно суфлировал мне в спину…  ак только друзь€ уехали, ¬ладимир сразу же вз€лс€ за дела. –аботал он адски, как одержимый, порой по двадцать часов в сутки. ”пр€мый, на полпути не останавливалс€. —пал иногда всего по четыре часа. √лава не получаетс€ -. идет в лес. Ѕродит, думает, ищет. Ќаконец нашел. —адитс€ и пишет быстро-быстро… ≈го «творческа€ лаборатори€» помещалась над хлевом, в чердачке, где спину нельз€ разогнуть. “ам топчан, столик маленький, точно из детского садика и такой же маленький стульчик дл€ посетителей. „астенько € сидел на нем. «десь ночами мы разбирали рукописи его новых глав, спорили с геро€ми, друг с другом».

ѕосле окончани€ Ћитературного института в 1951 году троих его выпускников - ¬ладимира “ендр€кова, ¬ладимира —олоухина и јлександра –екемчука пригласили работать внештатными корреспондентами журнала «ќгонек». јлександр –екемчук вспоминал: «Ёто было очень кстати, даже можно сказать, что нам несказанно повезло, ибо попасть в прессу было тогда практически невозможно, и мы там работали. “ак что проза началась с «огоньковских» очерков. ’от€ “ендр€ков, конечно, раньше - он же пришел как прозаик в Ћитинститут… Ќам там поручали писать очерк на какую-то тему. ѕосылали, предлагали, куда ехать. —ибирь, там, скажем,  узнецкий металлургический комбинат, или на ”краину, в  расный Ћиман, на —евер... ѕроизводственный очерк. –абочие будни. Ќо это - «ќгонек», это миллионный тираж в то врем€! ћы даже стали известными сначала, как очеркисты «ќгонька». ј потом пошла уже проза».

¬ладимир “ендр€ков писал в основном очерки о проблемах жизни села. Ќекоторые очерки превращались в рассказы и повести. » уже начина€ с первой повести «ѕадение »вана „упрова», написанной в 1953 году, все его произведени€ затрагивали проблему нравственного выбора человека. ѕисатель пыталс€ пон€ть, насколько верны вечные формулы «ложь во благо» или «цель оправдывает средства». “ема эта тревожила “ендр€кова, он возвращалс€ к ней в своих произведени€х в течение всей жизни многократно. Ќа встрече со студентами ћ√ѕ» имени Ћенина в 1980 году он сказал: « ажетс€, никто не может возразить против правила «не лги, не лжесвидетельствуй». Ќо представьте себе, будет ли нравственным, когда врач умирающему больному скажет в лоб: «“ы не будешь жить, ты скоро умрешь». Ётим самым он к физическим страдани€м человека прибавит еще страдани€ духовные. » любой врач с более тонкой духовной конституцией непременно скажет своему больному: «“ы еще подожди, ты, может, еще будешь жить». „то он делает в строгом понимании слова? ќн врет. Ѕезнравственна ли эта ложь? Ќет, не безнравственна... »ли возьмем другой пример из педагогической, скажем, де€тельности. ”читель завышает отметку ученику, ставит отметку, не соответствующую его знани€м. ѕлохо? ƒа, обычно это плохо. ј если ученик совершенно не уверен в себе? » учитель, как истинный педагог, хочет воспитать в ученике уверенность в себе. ћожет он пойти на такую ложь? Ќаверное, может и имеет право. ѕонимаете, искусство жить не укладываетс€ ни в какие трафареты. » поэтому рецепта - как быть нравственным - € вам сказать не могу. я сам его ищу. » о своих поисках пытаюсь рассказывать другим».

ѕервые серьезные шаги ¬ладимира “ендр€кова в литературе были св€заны с журналом «Ќовый мир». “ам в 1956 году был опубликован первый его большой роман «“угой узел», журнальный вариант которого называлс€ «—аша вступает в жизнь». ѕри написании романа “ендр€кову пригодилс€ опыт работы секретарем райкома, были использованы впечатлени€ от поездок по  ировской и ¬ологодской област€м. ¬ 1954 году в журнале «Ќовый мир» была напечатана повесть «Ќе ко двору». ¬алентин ќвечкин писал о повести: «Ёто не шаг, а пр€мо бросок вперЄд. ѕисатель повернулс€ лицом к острым конфликтам, пошЄл бесстрашно навстречу сложным жизненным противосто€ни€м, стал в них по-хоз€йски разбиратьс€ - и вырос как художник на две головы».

Ћеонид ∆уховицкий, выступа€ на вечере пам€ти “ендр€кова в ÷ƒЋ, говорил: «ќн буквально сразу стал знаменит. ѕричем знаменит до такой степени, что когда тогдашние большие честные писатели собрали … редколлегию, чтобы выпустить первый бесцензурный сборник в литературе, это был сборник «Ћитературна€ ћосква», из писателей молодых вз€ли в редколлегию именно “ендр€кова».

ѕо-насто€щему ¬ладимир “ендр€ков впервые за€вил о себе как большой писатель в повест€х «„удотворна€» в 1958 году и «“ройка, семЄрка, туз» в 1960 году. Ќо в газете «ѕравда» по€вилась разгромна€ стать€, в которой “ендр€кова упрекали в том, что он «несправедливо обвинил советского человека». ќткрыто выступить в защиту писател€ осмелилс€ только Ќиколай „уковский, за€вивший: «ƒл€ мен€ €сно, что “ендр€ков очень большой писатель, идущий своим путЄм». –оман «—видание с Ќефертити» впервые был опубликован в журнале «ћосква» в 1964 году. Ёта книга стала дл€ писател€ переломным событием. ∆изнь ее геро€ ‘Єдора ћатерина во многом была похожа на биографию самого ¬ладимира “ендр€кова: окончание школы перед самой войной, т€желое ранение под ’арьковом, деревн€ в послевоенные годы, учеба в институте. –оман получилс€ полемичным. “ендр€ков столкнул своих героев в серьезном конфликте. ¬ 1960-е годы и позднее почти все произведени€ “ендр€кова вызывали гнев цензуры. ¬ 1966 году √лавлит запретил печатать повесть «Ќаходка» в журнале «Ќовый мир», поскольку эта повесть «очерн€ла советский образ жизни».

¬ мае 1965 года ¬ладимир “ендр€ков был командирован газетой «ѕравда» в »ркутск. ÷елью было знакомство с проблемами Ѕайкала и Ѕаргузинского заповедника. —троительство байкальского целлюлозного комбината в то врем€ подходило к концу и между учеными и проектировщиками велись €ростные споры о вли€нии промышленных стоков на озеро. ѕриезд “ендр€кова стал событием в литературной жизни »ркутска.   нему пот€нулись иркутские литераторы с рукопис€ми и книгами. ћаршрут поездки проходил через ”лан-”дэ вдоль восточного побережь€ Ѕайкала с многочисленными остановками и интересными встречами. ¬ ”лан-”дэ жил друг “ендр€кова по Ћитературному институту бур€тский поэт ÷ыден-∆ап ∆имбиев. ≈го произведени€ “ендр€ков переводил на русский €зык. Ѕур€тский —оюз писателей запланировал насыщенную программу. ѕредполагалось, что ¬ладимир “ендр€ков посетит передовые колхозы и промышленные предпри€ти€, встретитс€ с ударниками труда и интеллигенцией, запланированы были визит к староверам с целью антирелигиозной пропаганды и авторский вечер в театре. ѕоездка должна была проходить в сопровождении инструктора обкома партии, корреспондента местной газеты и представител€ —оюза писателей. »з предложенной программы “ендр€ков оставил только посещение буддистского монастыр€ р€дом с ”лан-”дэ и поездку на Ѕайкал, категорически отказавшись от парадных поездок, от встреч в обкоме и от сопровождени€. ѕрирода берегов Ѕайкала настолько потр€сла его воображение, что он говорил: «¬от это € бы нарисовал! Ѕросил живопись не потому, что рука покалечена, с рукой справилс€ бы, тут другое. —традаю от нетерпени€. „увствую, вижу глубже, чем могу передать на холсте. Ќо желание рисовать есть, все еще живет во мне. ’от€ понимаю, что тут Ѕог мне недодал...».

1434_Vladimir_Tendryakov_12.jpg_max (448x636, 150Kb)

–исунок “ендр€кова 

1434_Vladimir_Tendryakov_10.jpg_max (512x600, 109Kb)

–исунки “ендр€кова. ѕушкин. "Ѕур€ мглою небо кроет". 1975

¬ладимир “ендр€ков всю жизнь искал истоки нравственности. «я сам хочу жить и хочу, чтобы другие люди жили. ј это возможно только при нравственных отношени€х. »наче жизнь становитс€ т€жким бременем», - говорил он. » сам он полностью соответствовал своим строгим нравственным канонам. ¬ 1966 году он подписал открытое письмо двадцати п€ти де€телей науки, литературы и искусства против реабилитации »осифа —талина. ¬ 1970 году состав редколлегии журнала «Ќовый мир» был переформирован правлением —оюза писателей ———–. јлександр “вардовский в знак несогласи€ с этим решением ушел с поста главного редактора. ¬. “ендр€ков  . —имонов, ¬.  аверин, Ѕ. ћожаев, ё. Ќагибин, ћ. »саковский, ≈. ≈втушенко, ј. ¬ознесенский выступили с письмом в защиту ј. “вардовского. ¬ том же году ¬ладимир “ендр€ков и јлександр “вардовский добились вызволени€ ∆ореса ћедведева из психиатрической больницы, куда он был помещен насильственно.

¬ладимир “ендр€ков поднимал сложные и неоднозначные вопросы веры и безвери€ в повест€х «„удотворна€», «„резвычайное», «јпостольска€ командировка», ««атмение», а также в последнем романе «ѕокушение на миражи», опубликованном только в 1987 году, уже после его смерти. Ўкольный цикл “ендр€кова - «¬есенние перевертыши», «–асплата», «Ќочь перед выпуском» принес ему заслуженную славу. ¬ «¬есенних перевертышах» автор размышл€л о сложност€х перехода от детства к юности, о времени и вечности. ћного споров вызвала повесть “ендр€кова «Ќочь после выпуска» о воспитании чувств подростков и о роли школы в этом процессе, о том, что школа, дав ученикам знани€, не учит любви и добру. “ендр€кова беспокоил главный недостаток школьного образовани€ - отсутствие духовной и нравственной основы в воспитании.

1434_Vladimir_Tendryakov_11.jpg_max (600x496, 101Kb)

–исунки “ендр€кова. „ехов. "ƒетвора"

∆ена ¬ладимира ‘едоровича журналистка Ќаталь€ √ригорьевна јсмолова-“ендр€кова говорила: «≈сли посмотреть на все его вещи - на повести, на новеллы, на романы - нигде в них нет конца, нет точки. ¬сегда открытый конец. ѕотому что это продолжение того же его разговора. ≈го разговора с собой бесконечного, его разговора с собеседником... ¬о всех его вещах вы найдете этот его бесконечный диалог-поиск».

Ќа встрече со студентами он говорил: «ƒа как может писатель писать бесконфликтно? ћне-то хотелось бы, и надеюсь, что так и получаетс€, чтобы после моих произведений, не принимали мое, а думали над моим». “ендр€ков и в жизни любил интересные дискуссии. ќн писал: «ќгл€дыва€сь назад, € теперь чаще вспоминаю даже не тех, с кем когда-то жалс€ под артобстрелом в одном окопе, жил койка в койку в студенческом общежитии или колесил по экзотическим командировкам, а тех, с кем приходилось содержательно беседовать. Ќадо сказать, мне везло на собеседников». ” него, действительно, были необыкновенно интересные собеседники. ¬ писательском поселке  расна€ ѕахра, в доме “ендр€ковых часто бывали  амилл »крамов, ¬ладимир ¬ойнович, ¬ениамин —мехов, «иновий √ердт, –оман  армен, Ѕелла јхмадулина, Ќаум  оржавин, ёрий “рифонов, ƒинара јсанова, јлександр “вардовский, јндрей и —ергей  апицы, јлексей Ћеонтьев. ¬ениамин —мехов в книге «“еатр моей пам€ти» писал: «¬от математик, вот виднейший психолог, вот поэт и художник - ожесточенна€ полемика, хоккейный темп схватки. я не преувеличиваю, € один из многих свидетелей.  ак все похоже у крупных личностей! —удите сами. ¬близи, то есть лицом к лицу, все его качества - жадна€ пытливость, широта интересов, €рка€ речева€ самобытность, беспощадность в работе, раблезианский аппетит к новым знани€м - все оборачиваетс€ дл€ очередного собеседника атакой на его интеллектуальные рубежи. Ћюба€ беседа через п€ть минут грозит превратитьс€ в корриду…√олос “ендр€кова высок и звонок.  огда он нашел слабину в твоих р€дах, противник - берегись! Ќе только мысль и слово заиграют в раскаленном воздухе - у него будто какой м€чик клокочет в гортани и победно взрывает интонации - вверх! еще выше! - и ты уже тревожно дышишь, ища паузу, а паузы нет, фанфары речи не знают отдыха... “о с левого, то с правого фланга €вл€ютс€ веселые помощники - цитаты из ƒостоевского, из Ћеонтьева, из ћоэма, из Ѕиблии.  аскады статистики - то нашей, то западной, то нынешней, а то и дохристианской... Ѕатюшки-светы, жмуритс€ собеседник! ќтступать пора, да некуда...  оррида в разгаре. ¬змывают полотнища новых аргументов...». ≈му были интересны люди - и современники и давно ушедшие. ѕолучив в подарок от ѕ. Ћ.  апицы книгу очерков о Ћомоносове, ‘ранклине, –езерфорде, Ћанжевене «∆изнь дл€ науки», ¬ладимир ‘едорович написал автору: «Ќо поблагодарить мне хочетс€ не только за подарок, но и за то, что познакомили мен€ с прекрасными людьми... „итал о них, и мне становилось немного стыдно за себ€ - видел изъ€ны своего характера, ловил себ€, что еще недостаточно чуток к другим, что часто суетен и мелочен. «ависть не к их великому уму - что есть, то есть, через себ€ не перескочишь, - зависть к их великой человечности».

— необыкновенной теплотой отзывались о “ендр€кове люди, которым довелось с ним близко общатьс€. јлександр –екемчук вспоминал, что это был «удивительный, бескомпромиссный, максимальный, жесткий и очень добрый к люд€м человек». јлександр јсмолов говорил: «ќн учил мен€ быть человеком, живущим поверх барьеров и презирающим формулу конформизма «чего изволите». ¬ениамин —мехов так писал о ¬ладимире “ендр€кове: «» профессиональна€ замкнутость кабинетного одиночки. » хмура€ отчужденность, антипати€ к публичности, к эстрадной показухе. » горы читаемой литературы. » неумение «вырасти» в общественного де€тел€ - покровител€ себе подобных. » гор€чее любопытство к событи€м планеты. » поиски ответов на сегодн€шние прокл€тые вопросы - во вчерашней истории».

¬ладимир “ендр€ков всегда и во всем оставалс€ верен себе. Ќаталь€ √ригорьевна јсмолова-“ендр€кова рассказывала: «√оворили, что он играет не по правилам. я убеждена, что он этих правил просто не знал. ќн жил, как он жил». “ендр€ков никогда не измен€л своим принципам в литературе. ћногие его произведени€ публиковались, но было и то, что он писал в «в стол». Ћитературовед и педагог “ать€на ”спенска€-ќшанина рассказывала в интервью о том, как ¬ладимире ‘едорович показывал ей свои рукописи, лежащие стопкой, и говорил: «¬от это все не напечатано, и мне безразлично, будет это напечатано или не будет… ѕочти безразлично, но € ни одной строчки здесь не буду мен€ть, а будет так, как € написал!».

¬ениамин —мехов писал: «ќн вычеркнул из своей конституции право на отдых. ћножество эпизодов, любые на выбор - ну, нельз€ вспомнить “ендр€кова расслабленным, благодушным, «каникул€рным». ”тренние бега по холмам и перелескам вокруг писательского поселка - работа на износ». 

3 августа 1984 года ¬ладимир ‘едорович “ендр€ков после традиционной дл€ него утренней пробежки по лесу, вернулс€ на дачу, встал под холодный душ и упал. ќн скончалс€ от инсульта. ѕосле его смерти вдова писател€ Ќаталь€ √ригорьевна опубликовала около двухсот печатных листов художественных произведений “ендр€кова, написанных им «в стол»: «ѕаран€», «ƒонна јнна», «ѕокушение на миражи», «„истые воды  итежа» «ѕара гнедых», «’леб дл€ собаки», «Ќа блаженном острове коммунизма», «ќхота», «Ћюди или нелюди». » еще примерно столько же ждут своего часа. 

ёрий Ќагибин писал: «»звестие о внезапной смерти здоров€ка “ендр€кова мен€ ошеломило. «начит, это может произойти в любой момент, без предупреждени€, без крошечной отсрочки на прощание, слЄзы, на какие-то итоговые признани€. “ендр€ков прожил чистую литературную жизнь… —трогий моралист, он считал себ€ вправе судить всех без разбору. ѕри этом он умудрилс€ не зап€тнать себ€ ни одной сомнительной акцией, хот€ бы подписанием какого-нибудь серьЄзного письма протеста. ќчень осмотрительный правдолюбец, весьма осторожный бунтарь. Ќо было в нЄм и хорошее, даже трогательное. “ем не менее, он был насто€щий русский писатель, а не дел€га, не карьерист, не пролаза, не конъюнктурщик. Ёто серьЄзна€ утрата дл€ нашей скудной литературы».

¬ладимир “ендр€ков был похоронен в ћоскве на  унцевском кладбище.

tendryakov2 (524x700, 179Kb)

1434_Vladimir_Tendryakov_3.jpg_max (286x411, 62Kb)

5 декабр€ 1923 года – 3 августа 1984 года

“екст подготовила ≈лена ѕобегайло

chtoby-pomnili.com

Ѕез названи€ (205x144, 5Kb)

–убрики:  „“ќЅџ ѕќћЌ»Ћ»

ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку