-–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в stewardess0202

 -ѕодписка по e-mail

 

 -»нтересы

во всем мне хочетс€ дойти до самой сутиЕ

 -—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 1) Ўкола_слав€нской_магии

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 11.02.2014
«аписей: 16644
 омментариев: 1044
Ќаписано: 17944


„“ќЅџ ѕќћЌ»Ћ». ћаксимов ¬ладимир ≈мель€нович

ѕ€тница, 25 ћарта 2016 г. 12:41 + в цитатник

1409_maximov_2.jpg_max (440x536, 174Kb)

ѕисатель и публицист

1409_maximov_1.jpg_max (600x441, 98Kb)

«„еловек бескомпромиссной внутренней честности», — говорил академик —ахаров о писателе, диссиденте, изгнаннике и основателе самиздатовского журнала « онтинент» ¬ладимире ћаксимове

1409_maximov_3.jpg_max (383x635, 180Kb)

¬ладимир ћаксимов (насто€щее им€ - Ћев јлексеевич —амсонов) родилс€ 27 но€бр€ 1930 года в ћоскве. 

≈го родители јлексей ћихайлович —амсонов и ‘едось€ —авельевна —амсонова приехали в ћоскву из “ульской губернии. ѕосле приезда в столицу јлексей ћихайлович включилс€ в революционную борьбу, стал активным участником рабочих кружков и партийных €чеек. ¬ 1935 году его арестовали, после чего вскоре выпустили, и в 1937 году вновь арестовали. Ќакануне ¬еликой ќтечественной войны јлексей —амсонов вернулс€ домой, после начала войны сразу ушел на фронт добровольцем, где вскоре погиб.

»м€ Ћев будущий писатель получил в честь друга отца Ћьва “роцкого. Ћев окончил 4 класса московской школы, после чего ушел из дому и вел брод€жнический образ жизни. ≈го несколько раз возвращали домой, но он оп€ть убегал, сменив во врем€ очередных скитаний им€ на ¬ладимир ≈мель€нович ћаксимов. Ѕрод€жнича€ по стране, и вед€ полублатной образ жизни, ћаксимов в 16-летнем возрасте был осужден на 7 лет лишени€ свободы, безуспешно пыталс€ бежать из заключени€, но вскоре был освобожден по состо€нию здоровь€. ѕосле выхода из тюрьмы он работал на стройках и в экспедици€х в —ибири и на  райнем —евере. ”став от скитаний, позже он перебралс€ на  убань, где стал колхозником в сельхозартели « расна€ «везда».

¬скоре он начал писать стихи, которые впервые были опубликованы в областной газете «—оветска€  убань» в 1952 году. ¬ 1954 году он перебралс€ на —таврополье в город „еркесск, где работал в местных газетах и на радио. ¬ 1956 году в „еркесске ћаксимов издал сборник «ѕоколение на часах», куда вошли стихи и поэмы, а также переводы национальных поэтов —еверного  авказа.  нига не привлекла особого внимани€, и в том же году ћаксимов вернулс€ в ћоскву, где несколько лет занималс€ разнообразной литературной работой, в частности - переводами стихов национальных поэтов ———–. ≈го статьи и очерки в конце 1950-х и начале 1960-х годов печатались в столичных издани€х, в том числе - в «Ћитературной газете». 

ѕервым по-насто€щему значительным произведением ћаксимова стала повесть «ћы обживаем землю». ќна была опубликована в 1961 году в альманахе «“арусские страницы», редактором которого был  онстантин ѕаустовский. ≈й предшествовали эпиграфом горьковские слова: ««наю ли € людей…». “огда же столичный журнал «ќкт€брь» опубликовал другую повесть ћаксимова – «∆ив человек». Ћюди в этих повест€х, как, впрочем, и в последующих произведени€х писател€, описывались с необычной судьбой, живущие часто необустроенно, неприка€нно и трудно – как многие в –оссии, но совсем не так, как большинство героев советской литературы тех лет. ћаксимовские персонажи побуждали вспомнить читател€ дореволюционную прозу. ѕо этому поводу у ћаксимова состо€лс€ разговор с “вардовским. ѕосле нескольких лестных дл€ молодого прозаика слов о его рукопис€х глава «Ќового мира», самого прит€гательного в те годы журнала, посетовал: «–азве ваши герои могли бы вз€ть Ѕерлин?». » услышал в ответ: «ћы этот Ѕерлин, јлександр “рифонович, два раза брали при крепостном праве». “ака€ солидарность автора со своими персонажами была принципиальной: его ранние произведени€ были откровенно автобиографичными. √лавные их герои в непростых житейских коллизи€х лучше узнава€ других, лучше узнавали и себ€. 

¬ 1963 году ¬ладимир ћаксимов стал членом —оюза писателей ———–. Ќе встретив понимани€ в «Ќовом мире», этико-эстетической платформе которого ћаксимов родственно соответствовал, он неожиданно получил предложение войти в редколлегию журнала «ќкт€брь», который возглавл€л убежденный сталинист ¬.  очетов. —егодн€, удивительным выгл€дит как само это приглашение, так и то, что писатель его прин€л. ¬от как комментировал эту ситуацию ¬асилий јксенов: «¬ шестидес€тые годы молодые писатели нашего поколени€ не чувствовали себ€ чужаками в советском обществе. Ѕор€сь со сталинизмом, мы ощущали себ€ не антисоветской, а даже как бы просоветской силой. — наивностью, достойной лучшего применени€, мы тогда еще полагали сталинизм извращением социализма. ¬ражда была не окончательной, ибо общество ошибочно полагалось единым. — этой точки зрени€ пребывание ћаксимова в редколлегии «ќкт€бр€» казалось хоть и странным, но не противоестественным». ќднако, работа ћаксимова в «ќкт€бре» длилась недолго.  огда осенью 1968 года руководство журнала проголосовало за резолюцию, поддерживающую вторжение в „ехословакию войск ¬аршавского договора, ћаксимов отказалс€ поддержать это единодушие, и больше в редакции не по€вл€лс€. ѕозже ћаксимов писал об этом «окт€брьском» периоде: «¬ литературной среде своего поколени€ € с самого начала казалс€ изгоем, пасынком». 

ќппозиционные настроени€ ћаксимов €вно про€вились в конце 1960-х и начале 1970-х годов. ≈го публицистические статьи и открытые письма, содержавшие острую и непримиримую критику существовавшего стро€, распростран€лись в самиздате, и публиковались в русско€зычных эмигрантских издани€х. ¬ первой половине 1970-х годов в самиздате распространились два романа ћаксимова — «—емь дней творени€» в 1971 году и « арантин» в 1973 году. —одержавшеес€ в них резкое непри€тие политических и идейных устоев советского общества, социальна€ критика, христианска€ направленность этих и других художественно-публицистических произведений писател€ вскоре привели его к окончательному разрыву с власт€ми. 

26 июн€ 1973 ћаксимов был исключен из —оюза писателей «за политические взгл€ды... и... творчество, несовместимые с ”ставом —оюза писателей ———– и званием советского писател€». ќказавшись вне рамок профессиональной литературы, ћаксимов был поставлен в трудные услови€. ћежду тем им€ писател€ становилось все более известным на «ападе. Ёмигрантское издательство «ѕосев» напечатало в конце 1971 года роман ћаксимова «—емь дней творени€», а в 1973 году там же вышел « арантин». ќба произведени€ были вскоре переведены в ≈вропе и привлекли внимание общественности. 

«имой 1974 года ¬ладимиру ћаксимову вместе с женой было разрешено выехать во ‘ранцию сроком на 1 год, и он уехал из –оссии после того, как получил повестку на медицинское освидетельствование по поводу своего душевного здоровь€, что вполне грозило заключением в психиатрическую лечебницу. ѕариж спас ћаксимова человечески и творчески. —реди написанного им в изгнании выдел€ютс€ два романа. ќдин из них был написан в 1979 году и называлс€ « овчег дл€ незваных». ¬ нем был создан образ —талина, раскрывающийс€ через контраст между бытовой заур€дностью властител€ и сравнимыми с катаклизмами природы трагическими следстви€ми его политики. ¬торой роман был написан в 1986 году, и называлс€ ««агл€нуть в бездну». ¬ нем непривычно, через историю любви, была показана друга€ историческа€ персона – адмирал  олчак. 

1409_maximov_6.jpg_max (272x443, 51Kb)

Ќо главным созданием эмигрантского двадцатилети€ ћаксимова стал журнал « онтинент». »здавна так сложилось, что фокусирующим зеркалом отечественной словесности и отечественной действительности была литературна€ периодика. “олстые журналы, которым трудно найти аналог в зарубежной практике, с дней пушкинского «—овременника» и некрасовских «ќтечественных записок» воспринимались не просто как страницы с новинками прозы и поэзии, а как общественные ристалища, отражающие и, главное, стимулирующие духовную жизнь национального социума. ѕрогрессивные умонастроени€ «оттепельной» эпохи во многом обусловливали публикации уже упоминавшегос€ «Ќового мира», которые в услови€х идеологического зажима отстаивали идеалы культуры и демократии, подтвержда€ тем самым правомерность содержащегос€ в европейских энциклопеди€х определени€ интеллигенции как «латинского слова из –оссии, означающего свободно мысл€щую часть человечества». ѕротивосто€ние лицемерно-бюрократической трактовке общественных перспектив авторы журнала осуществл€ли с позиций «социализма с человеческим нутром», за что позднее удостоились от јлександра —олженицына («вырвавшегос€ на свет», как известно, именно из «новомировского» гнезда) укоров в чрезмерной осторожности, отдающей компромиссностью. ћаксимализм нобелевского лауреата сегодн€ разделить нетрудно. » все же учтем то, что расширение сферы духовной свободы в тогдашних услови€х достигалось крайне мучительно и возможности легального в ———– печатного органа не были безграничными. ј на исходе 1960-х годов журнал “вардовского был, по существу, задушен (как ранее была пресечена жизнь и самиздатовского «—интаксиса» арестом его редактора јлександра √инзбурга, успевшего выпустить всего три номера этого машинописного журнала). 

¬озникший осенью 1974 года за пределами –оссии « онтинент» подхватил и в иных услови€х развил эту традицию. »де€ такого издани€ возникла у ¬ладимира ≈мель€новича еще до отъезда из –оссии в разговоре с ¬ладимиром Ѕуковским. « онтинент» был задуман и осуществлен как свободный журнал в свободном мире. ќн стал трибуной духовного сопротивлени€ тоталитаризму в самых разных его про€влени€х. ¬ программном материале «ќт редакции», открывавшем первый номер, подчеркивалось, что «впервые в истории на земле возникла ситуаци€, когда во всех странах «победившего социализма» от  ита€ до  убы, где наконец-то восторжествовали «свобода, равенство и братство», художественна€ литература, идуща€ вразрез с идеологическими установками прав€щего аппарата, преследуетс€ как уголовное преступление. »менно поэтому мы видим задачу нашего журнала не только в политической полемике с тоталитаризмом, но прежде всего в том, чтобы противопоставить ему – этому воинствующему тоталитаризму – объединенную творческую силу художественной литературы и духовной мысли ¬осточной ≈вропы, обогащенную горчайшим личным опытом и вытекающим из него видением новой исторической перспективы. “ут же обращалось внимание на концептуальную значимость имени нового журнала. Ќазвани€ периодических изданий зачастую крайне условны, и нередко слова, вынесенные на обложку, не только не подтверждаютс€, но и опровергаютс€ словами, содержащимис€ под обложкой. ѕодсказанное ћаксимову јлександром —олженицыным слово оказалось точным и емким в своей символичности: «ћы говорим от имени целого к о н т и н е н т а культуры стран ¬осточной ≈вропы. «а нашей спиной раскинулс€ огромный к о н т и н е н т, где господствует тоталитаризм с бескрайним а р х и п е л а г о м жестокости и насили€ на всем своем прот€жении. » наконец, мы стремимс€ создать дл€ себ€ объединенный к о н т и н е н т всех сил антитоталитаризма в духовной борьбе за свободу и достоинство „еловека.   тому же мы, ¬осточна€ и «ападна€ ≈вропа, есть две половины одного к о н т и н е н т а, и нам надо услышать и пон€ть друг друга, пока не поздно. »меющий уши - да слышит!». 

ѕожалуй, ни одно заметное лицо из тех, что находились в эмиграции или были представлены в самиздате, не миновало прописки в этом журнале. ќп€ть-таки символично, что среди авторов дебютного выпуска буквально сосед€ми оказались јлександр —олженицын и јндрей —ин€вский (ј. “ерц), јндрей —ахаров и »осиф Ѕродский, Ћюдвиг ѕахман и ћилан ƒжилас. » эта лини€ на многоголосие и диалогичность последовательно продолжалась публикаци€ми последующих номеров, где присутствовали материалы —. јверинцева и ¬. јксенова, √. ¬ладимова и ¬. ¬ойновича, ј. √алича и ѕ. √ригоренко, —. ƒовлатова и ё. ƒомбровского, ». ≈лагина и ¬ен. ≈рофеева, Ќ.  оржавина и ё.  ублановского, Ё. Ћимонова и Ћ. Ћосева, а также многих других авторов. ƒл€ создател€ « онтинента» было крайне важно, чтобы писатели и публицисты, ратовавшие за свободу дл€ себ€ и своих сограждан, имели эту свободу и на страницах журнала: «ћы готовы разговаривать со всеми… ¬с€кий монолог кончаетс€ √”Ћј√ом».

« онтинент» стал ареной обсуждени€ интересов и взгл€дов представителей разных народов, конфессий, социальных и эстетических предпочтений. ¬озникло действительно уникальное издание, где диктат главного редактора ориентировалс€ на реальный плюрализм. Ћичные разногласи€ ¬. ћаксимова с ј. —ин€вским, или с ¬. Ќекрасовым, или с болгарским диссидентом ћ. ћихайловым отнюдь не исключали возможности сотрудничества с ними как авторами журнала. » даже когда размолвка с тем же јндреем ƒонатовичем обернулась окончательным разрывом, ¬ладимир ≈мель€нович был готов печатать любые его материалы, оставл€€, за собой право комментировать их в своей посто€нной « олонке редактора». „еловек сколь принципиальный, столь и импульсивный, он мог надолго прервать контакты с давними своими товарищами – что произошло, скажем, в отношении Ѕулата ќкуджавы или ёри€ Ћевитанского. Ќо, как свидетельствует его друг ёлиу Ёдлис: « огда Ѕулату в јмерике понадобилась дорогосто€ща€ операци€, не кто иной, как ћаксимов, собирал по всему свету, с бору по сосенке, у бывших соотечественников деньги и собрал нужную сумму. Ѕулата прооперировали. » то же с Ћевитанским – устроил ему в √ермании бесплатную сложнейшую операцию на сонной артерии, и потом ёрий ƒавыдович еще мес€ц отлеживалс€, приход€ в себ€, в доме ћаксимова в Ѕрюсселе». 

 ультура по определению существует «поверх барьеров», кто бы их ни устанавливал, и располагает именно к диалогизму. »ными словами, к пониманию и сопоставлению позиций друг друга. Ёта установка на консолидацию нонконформистских усилий, то есть образование того, что позднее получит именование »нтернационала —опротивлени€, подтверждалась и такими посто€нными рубриками в публицистическом отделе журнала, как ««апад – ¬осток», «¬осточноевропейский диалог», «–елиги€ в нашей жизни», «Ќаша почта». ќднако при этом редактор не упускал возможности озвучить собственную позицию по вопросам и общим, и персональным. ∆урнал не был органом эмиграции. »менно « онтинент» первым из русско€зычных изданий задолго до перестройки начал демонстрировать единство отечественной словесности вне делени€ на «тутошнюю» (в –оссии) и «тамошнюю» (в эмиграции). » именно « онтинент» во второй половине 1980-х годов, когда российскую периодику захлестнул вал «возвращенной литературы» (то есть той, что журнал ¬. ћаксимова публиковал с первых своих номеров), начал издавать произведени€ литераторов новой пле€ды – таких, как —ергей √андлевский, јлексей ÷ветков, “имур  ибиров, Ќаум Ќим, јнатолий √аврилов и ёрий ћалецкий. 

1409_maximov_5.jpg_max (285x384, 61Kb)

¬ыходивший ежеквартально журнал многие годы делали по сути три человека – редактор, его самоотверженна€ жена “ать€на ¬икторовна, а также до эмиграции собиравша€ пам€тную по самиздату «’ронику текущих событий» Ќаталь€ √орбаневска€. ќчень выразительно звучало признание последней: «ћы должны, получа€ статью из ћосквы или Ќью-…орка, стихи из Ћенинграда или »ерусалима, прозу из  иева или ѕарижа, каждый раз подумать: «ј та самиздатовска€ машинистка, труд которой мы хотим здесь заменить, – вз€лась бы она за распространение именно этого?». ќни хотели и делали очень много, чтобы их читатели чувствовали себ€ причастными к истории и были прописанными на континенте свободы и культуры. —вободный журнал на русском €зыке, выходивший за пределами –оссии, говор€ о постигших ее недугах, содействовал духовному выздоровлению отечества и потому был вызовом не только тоталитаризму, но и любым про€влени€м русофобии. ”местно сослатьс€ на характеристику журнала, данную одним из его авторов, – поэтом и публицистом Ќ.  оржавиным, который подчеркивал, что « онтинент» противостоит всем попыткам превратить –оссию и русский народ в козлов отпущени€ за грехи всей нашей цивилизации, – попыткам не только обидным и несправедливым, но и опасным, ибо внушают всем остальным, что они ни при чем и в безопасности. ¬от еще одно признание, сделанное в « олонке редактора» в 1991 году: «я, русский писатель ¬ладимир ћаксимов, сын и внук рабочих коммунистов, представитель самого большого народа в тоталитарной системе, готов прин€ть и принимаю самую большую часть вины за ее преступлени€ и сделаю все от мен€ завис€щее, чтобы эту вину искупить. Ќо если мои собрать€ по несчастью – от грузин и украинцев до евреев и арм€н – не захот€т, каждый в свою меру, разделить со мной эту ответственность, то нам просто не о чем разговаривать. » в таком случае любые разговоры о свободе, демократии, независимости и национальном возрождении € буду вправе считать бесстыдной и самоубийственной демагогией, котора€, в чем € убежден, кончитс€ только кровью…».

ѕервые годы журнал финансировалс€ западногерманским издателем јкселем Ўпрингером, имевшим в —оветском —оюзе репутацию чуть ли не экстремиста и фашиста. ќднако в редакционные дела бизнесмен не вмешивалс€. — 1991 года « онтинент» стал выходить, по выражению јлександра —олженицына, «на коренной русской территории», где и жили преимущественные его читатели, хот€ эти четырехсотстраничные покетбуки добывались ими нерегул€рно и вс€кий раз не без риска.  аждый попавший в —оветский —оюз экземпл€р проходил через дес€тки рук. Ќе удивительно, что стартовавшее с семитыс€чного тиража издание на гребне гласности подн€лось до ста тыс€ч экземпл€ров каждого номера. Ќо вскоре эта ажиотажна€ волна улеглась, и, как и у всех серьезных журналов, тираж упал до первоначального, а в последние годы колебалс€ около 3 000 экземпл€ров. ќтдав журнал в «московские руки», ¬ладимир ћаксимов передал руководство им «новомировскому» в прошлом литературному критику »горю ¬иноградову, а сам в дальнейшем предпочел выступать как газетный публицист – причем оп€ть-таки на страницах, совершенно не представимых дл€ недавнего вдохновител€ « онтинента», – в «ѕравде» и в «—оветской –оссии». Ќо происходило такое не от внезапного раска€ни€ вчерашнего антикоммуниста, а оттого, что либеральна€ периодика уклон€лась печатать написанные, как всегда, с душевной болью и потому безогл€дно резкие в отношении уже новых властителей суждени€ того, чь€ позици€ была «всегда с побежденными, никогда – с победител€ми!». 

1409_maximov_8.JPG_max (526x382, 107Kb)

’от€ творчество ћаксимова в последние годы вернулось к русскому читателю, и сам он в 1990-е годы неоднократно посещал –оссию, его резко критическа€ настроенность и оценка современной отечественной жизни осложн€ли его положение на родине. ѕо€вление его публикаций в «ѕравде» противники писател€ оценили как про€вление беспринципности и идейную капитул€цию человека, известного своей антикоммунистической позицией. Ќо ћаксимов, не отступа€ от главного в своих взгл€дах и творчестве, был подлинно патриотичен. ≈го резко полемична€ по духу и тону публицистика последних лет была посв€щена защите интересов –оссии и русского народа. ¬ 1990 годы романы ћаксимова были переизданы в –оссии, а в 1991 году вышло его собрание сочинений в восьми томах. ¬ 1992 году в театре имени ћа€ковского была поставлена пьеса ћаксимова « то боитс€ –э€ Ѕредбери?».

¬ 1990 году писателю было возвращено советское гражданство, которого его лишили после эмиграции за границу. ¬ последние годы жизни он подолгу жил в ћоскве, и наде€лс€ на скорые демократические перемены. ƒействительность показала, что надежды были преждевременны. ¬ выступлени€х ћаксимова все чаще звучали пессимизм и неверие в будущее –оссии. 

¬ладимир ћаксимов скончалс€ 26 марта 1995 года в ѕариже и был похоронен на русском кладбище —ент-∆еневьев-де-Ѕуа.

st-genevieve-25 (558x700, 101Kb)

1409_maximov_7.jpg_max (468x354, 114Kb)

27 но€бр€ 1930 года – 26 марта 1995 года 

“екст подготовила “ать€на ’алина

chtoby-pomnili.com

114124748_i__3_ (167x150, 8Kb)

–убрики:  „“ќЅџ ѕќћЌ»Ћ»

 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку