-–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в stewardess0202

 -ѕодписка по e-mail

 

 -»нтересы

во всем мне хочетс€ дойти до самой сутиЕ

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 1) Ўкола_слав€нской_магии
„итатель сообществ (¬сего в списке: 1) Ўкола_слав€нской_магии

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 11.02.2014
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 12977


Ђћухитдин  ари-якубовї Ћ. јвдеева/Ђ”збекский Ўал€пинї ћ. »схакова

—реда, 23 јпрел€ 2014 г. 15:09 + в цитатник

«”збекский Ўал€пин» ћастура »схакова
јвтор использовала фрагменты из документальной монографии Ћ. јвдеевой «ћухитдин  ари-якубов».

«…” нас очень много песен… Ќекоторые песни мы хорошо знаем и, несмотр€ на отсутствие голоса, напеваем их. ѕотому что от этого получаем удовольствие… ’от€, голос наш не очень при€тный, но на душе становитс€ легче.  огда же мы слушаем песню, исполн€емую хорошим при€тным голосом, то всей душой желаем беспрерывного продолжени€ этой песни… ѕевец  ари-якубов - друг нашего сердца. ќн как лекарь питает и лечит нашу душу…» - писал поэт, фольклорист »льбек в статье республиканской газеты «Ўарк хакикати» « ари ћухитдин и его труппа» 22 марта 1929 года.

28 августа 2000 года в указе ѕрезидента –еспублики ”збекистан говорилось: «¬ пам€ть о наших соотечественниках, которые своим несравненным талантом и бессмертным наследием внесли огромный вклад в развитие узбекской национальной культуры, посв€тивших свою жизнь расцвету –одины, народа, нации, учитыва€ незабываемые их заслуги перед страной и народом, наградить посмертно (11) писателей и артистов орденом «Ѕуюк хизматлари учун». ѕ€тым по списку был народный артист ”збекистана ћухитдин  ари-якубов, один из основоположников новой узбекской музыкальной культуры ’’ века.

Kari-Yakubov (450x600, 88Kb)

ћухитдин  ари-якубов
’удожница ’анум ¬анцетта ћухитдиновна (дочь ћ.  ари-якубова)

„етырехэтажный элитный дом специалистов є4 по улице ѕролетарской, что напротив “ашкентских  урантов, преображенный в современную гостиницу «ѕойтахт» до сих таит в себе тепло, энергию, а главное дух людей некогда проживавших здесь. ¬от некоторые имена: композитор ћ. јшрафи, театральный режиссер Ё. ёнгвальд-’илькевич, актриса √. «агурска€, архитектор —. —ут€гин, художница Ќ.  ашина… 

»юнь 1952 года. –аннее утро. Ћучи солнца постепенно освещают дом. —лышитс€ приглушенный звон бо€ часов на башне. —трелки показывают шесть часов. Ќа балконе, поежива€сь от прохладного легкого ветерка, стоит пожилой человек, он огл€дывает уютный двор с большими цветочными клумбами, кроны деревьев, откуда доноситс€ веселый перезвон птиц. ѕодража€, он отвечает им, озорным свистом… ћузыкальную идиллию нарушила, въехавша€ во двор черна€ «Ёмка». ћужчина увидел, выходивших из автомобил€ трех крепких военных. ќдин из них спросил: «“оварищ, вы не подскажете на каком этаже 34-€ квартира?». ћужчина вздрогнул, огл€нулс€ на открытую дверь и тихо сказал: «Ќа первом…». 

…¬енера, старша€ дочь, студентка института иностранных €зыков, приехавша€ на каникулы из ћосквы, усадила младших детей в комнате. ќни испуганно наблюдали за кошмаром, который учинили представители «Ќ ¬ƒ» в четырехкомнатной квартире. Ќа полу вал€лись разобранные ноты, книги, документы, посуда, белье… ќбыск ничего дал. Ќо работники Ќ ¬ƒ, все-таки распор€дились конфисковать белый ро€ль и много других вещей. »кболхон, держась за ро€ль, сто€ла, прикрыв рот ладонью. ≈е полные слез глаза как бы спрашивали мужа: «„то случилось?». ћухитдин обн€л жену и тихо сказал: «ќнажон, не беспокойс€, все будет хорошо… я ни в чем не виноват. Ёто кака€-то ошибка!». 

…¬о дворе конвой вел закованного в наручники арестанта. ∆ена бежала следом, громко плача, повтор€ла один и тот же вопрос: ««а что, за что вы его забираете?». ћуж огл€нулс€ назад, подн€л руки. Ќеожиданно раздалс€ мощный красивый баритон: «ќ, дайте, дайте мне свободу! я свой позор сумею искупить!..» - любима€ ари€ кн€з€ »гор€ из оперы «»ван —усанин» ј. Ѕородина. ¬ проеме освещенного окна п€ть пар детских глаз провожали отца в неизвестность… ќколо трех лет ћухитдин  ари-якубов провел в лагере. 58-а€ стать€, по которой миллионы людей были осуждены как «враги народа» коснулась и народного артиста, основоположника узбекского музыкального и оперного театра, зачинател€ новой вокальной культуры… ¬р€д ли кто из заключенных, подозревал, что еду дл€ них готовит легендарный певец, великолепный артист и исполнитель песен с национальным колоритом - он же лагерный повар - ћухитдин  ари-якубов. 

…¬ лагере ћухитдин посто€нно думал о новом направлении песенного искусства ”збекистана, строил планы и все записывал. ¬ минуты отча€ни€ он вспоминал фразу, которую когда-то говорил своим ученикам: «јртисту необходимо всегда иметь хорошее настроение. ѕусть голодный, в рваных башмаках, но с хорошим настроением артист способен сделать чудеса!». ќн не мыслил себ€ вне искусства… Ёти трудные годы жена »кболхон писала дес€тки писем, во все инстанции вплоть до ћосквы о невиновности мужа. ¬ грамотном составлении и оформлении этих документов ей помогал друг семьи, ведущий музыковед ян Ѕорисович ѕеккер, собравший к тому времени большой материал о творчестве и жизни ћухитдина  ари-якубова. Ѕлизкие друзь€ из колхозов присылали »кболхон овощи и фрукты, которые она продавала в ларьке возле дома.  ака€-то часть выручки шла в семью...

PEKKER_IAn_Borisovich_1 (130x195, 6Kb)

ян Ѕорисович ѕеккер

ћухитдин родилс€ в небольшом, красивом, живописном городе ‘ергане в 1896 году. ≈го отец работал писарем и учительствовал. ќбразование мальчик получил в старой узбекской школе, где ученики также постигали искусство чтени€ корана. ¬ то врем€ в мусульманском обществе быть «кари» (чтецом корана) считалось большим почетом. „тобы распевать все его тексты наизусть, человек должен был обладать отличной пам€тью, музыкальным слухом и чарующим голосом. Ѕлагодар€ этим качествам, ћухитдин стал попул€рным «кари», которого кажда€ мечеть города считала за честь иметь у себ€ на службе. 

¬ конце ’I’ века ‘ергана стала центром самобытного жизнерадостного искусства “уркестана. «десь жили известные представители узбекского музыкального, вокального и танцевального искусства – Ќазирахон, «ибохон. ¬ городе часто выступали народные комедианты во главе с ёсуфом  изыком. ¬от как вспоминал о тех годах  ари-якубов: «”же с детства € любил музыку, любил петь разные народные и духовные песни. »ногда по вечерам € убегал из школы в кинематограф или в городской парк, чтобы послушать там духовые оркестры…». ¬ 1916 году двадцатилетний ћухитдин организовал при городском союзе приказчиков «ѕервый узбекский театр». ≈го €дром стали 13 узбеков-музыкантов участников ферганского любительского кружка духовых инструментов. —ам ћухитдин играл на кларнете и дутаре. Ќародна€ артистка ”збекистана, танцовщица, одна из первых актрис узбекского музыкального театра √авхар –ахимова (урожденна€ √авхар ѕетрос€н) вспоминала: «¬ ‘ергане, в парке военного собрани€, вечерами играл духовой оркестр, который пользовалс€ огромной попул€рностью у жителей. ќркестранты были молодые, красивые узбеки, одетые в косоворотки и брюки. ѕоверх шелковые узбекские халаты, а на головах были небольшие в€занные белоснежные чалмы. ƒирижировал оркестром русский военный, высокий капельмейстер »ван √ригорьев… ќн приехал в “ашкент в 1913 году в качестве контрабасиста, играл в оркестре кинотеатра «’ива». ѕо просьбе  ари-якубова с 1918 года оркестром руководил ». √ригорьев, который вместе со своими воспитанниками разучивал и исполн€л русские и узбекские мелодии ’I’ века». 

— ма€ 1918 года «ѕервый узбекский театр» был преобразован в «ƒраматическую труппу мусульманской молодежи». «а короткий срок были поставлены спектакли по пьесам ’амзы. ¬ спектакл€х «Ѕай и батрак» ћухитдин исполн€л роль ба€, «Ќаказание клеветникам» -  асымджана, «‘ерганской трагедии» - учител€. ¬се эти образы отличались €ркой сценической выразительностью и музыкальностью. ”чител€ми «по мастерству» у ћухитдина были талантливые педагоги и выдающиес€ артисты, режиссеры ’амза и ”йгур. ј режиссер из ћосквы ћихаил Ўорштейн, насто€л на том, чтобы актер поехал учитьс€ в столицу к его близкому другу ¬севолоду ћейерхольду. ∆елание учитьс€ вз€ло верх. ¬есной 1922 года, примкнув к делегатам съезда от ”збекистана, ћухитдин  ари-якубов приехал в ћоскву. ¬ консерваторию молодого человека не прин€ли, из-за отсутстви€ предварительной теоретической подготовки и плохого знани€ русского €зыка. ¬озвращатьс€ в “ашкент было стыдно, и ћухитдин решил поступить в  ”“¬ ( оммунистический ”ниверситет труд€щихс€ ¬остока) в качестве руководител€ узбекского кружка самоде€тельности. “еатральна€ жизнь столицы полностью поглотила артиста. ’удожественным руководителем кружка в  ”“¬ был удивительный человек и талантливый режиссер ¬севолод ћейерхольд. ј его жена, известна€ актриса «инаида –айх вз€ла шефство над подопечным мужа. ќна не просто водила студента в музеи и театры, но знакомила с артистами, режиссерами, композиторами. ј юноша старалс€ как можно больше слушать, смотреть, наблюдать за игрой великих актеров. 

vsevolod-meyerhold_5-t (220x314, 11Kb)

¬севолод ћейерхольд и «инаида –айх

Ќа следующий год по рекомендации ¬. ћейерхольда ћухитдин поступил в √осударственный »нститут (техникум) “еатрального искусства. Ёто стало хорошей школой дл€ будущего певца. «а два года с помощью отличных специалистов он овладел техникой вокального искусства, ему поставили дыхание. — известной певицей Ќадеждой —обиновой-¬ир€зовой, выступавшей в ћоскве с программой «»нтернациональные песни и танцы», ћухитдин репетировал узбекские песни и танцы, которые актриса включила в свой репертуар. ќн с интересом изучал русскую вокальную школу. ќсобенно любил слушать ‘едора Ўал€пина. »з воспоминаний  ари-якубова: «…ћен€ в ћоскве часто называли «узбекским Ўал€пиным». я собирал фотографии, пластинки великого певца. Ќо все же, его искусство осталось дл€ мен€ тайной. Ќа концерте в  олонном зале, € услышал, как поет јнтонина Ќежданова. » тогда € пон€л, в чем секрет искусства Ўал€пина… —екрет искусства русской школы в том, что талант и даже самый прекрасный голос ничего собой не представл€ют, если нет мастерства, владени€ техникой пени€...». Ћето 1923-го года стало дл€ ћухитдина знаменательным. ћолодой человек приехал в “ашкент на каникулы. ¬ один из вечеров он попал на концерт, организованный јли-јрдобусом »брагимовым, известным хореографом, создателем узбекского эстрадного танца. ћухитдин с интересом смотрел выступлени€ артистов музыкальных кружков. Ќа сцене по€вилась великолепна€ пара - уже известный актер јбрар ’идо€тов и юна€ красавица с лучистыми глазами и ослепительной улыбкой “амара ѕетрос€н. «рители с восторгом прин€ли выступление артистов. —реди них сидели две девочки-подружки, которые, несмотр€ на запрет родителей, пришли на концерт. ќдна из них дев€тилетн€€ »кболхон –изаева – дочь богатого владельца хлопковых плантаций ‘ерганской долины, уже не раз бывала на концертах “амары ѕетрос€н и јбрара ’идо€това. 

DSC09582-375x500 (375x500, 23Kb)

“амара ’анум 

»з воспоминаний народной артистки ”збекистана “амары ’анум: «…”спех был невообразимый. Ќемало людей пыталось зайти за кулисы. я «по совместительству» отвечала за сохранность костюмов, вз€тых у местных жителей напрокат, поэтому никого за кулисы не пропускала. ќсобенно подозрительным мне показалс€, щеголь - улыбчивый молодой мужчина.  огда он по€вилс€ в двер€х, все расступились, а он обратилс€ ко мне: «¬ы прекрасно владеете своим голосом, также виртуозно танцуете!» - ќн еще что-то говорил, но все мое внимание было на костюмах, которые он мог «ст€нуть». ѕо€вившиес€ јли-јрдобус и јброр ’идо€тов см€гчили напр€жение, и € облегченно вздохнула. јли-јрдобус вз€л мен€ за руку, подвел к тому самому щеголю: «ѕознакомьс€, “амара, на следующем концерте ты будешь петь «лапары» (игровые песни) с этим известным певцом. ≈го зовут ћухитдин  ари-якубов!». 

¬ последующие годы, когда в труппе по€вилс€ молодой, красавец ћухитдин, »кболхон не пропускала ни одного концерта. √л€д€ на “амару и ћухитдина, девушка мысленно представл€ла себ€ на сцене. ќна восхищалась зажигательными и плавными танцами “амары. Ќо особенно ее завораживал дивный голос ћухитдина. ќднажды она рассказала родител€м впечатлени€ о выступлении ее любимых актеров и своей мечте стать артисткой. —лова »кболхон вызвали у родителей бурю негодовани€ и страх за будущее дочери. ¬ этот же год мама отправила дочь к родственникам в “ашкент, подальше от искушени€. 

ћухитдин и “амара стали не только партнерами - они соединили свои сердца любовью. ∆ена многие годы была «ћузой» многогранного творчества артиста. Ќи бытовые, ни материальные трудности, недосыпани€, св€занные с гастрол€ми и концертами, не огорчали маленькую артистичную труппу, возглавл€емую  ари-якубовым. —лава о них неслась со скоростью звука. »х концерты стали каким-то фантастическим триумфом – зал бурлил: то приветстви€, восторги и слезы. ќт благодарных зрителей на сцену летели билбаги (€ркие по€сные платки), а то оскорблени€ и восклицани€ ненависти, брань и летели камни, а бывало и пули… ¬ 1924 году правительство ”збекистана отправило группу талантливых артистов, в числе которых была “амара, учитьс€ в ћоскву в театральный техникум им. Ћуначарского. “амара поступила на хореографическое отделение. ƒевушку часто приглашали на концерты.  ак-то организаторы концерта, вывешива€ афишу, не знали, как назвать узбекскую артистку.  то-то слышал, что за кулисами ее называли “амара-ханум, что означало в узбекском €зыке уважительное обращение к женщине. ¬скоре на афише по€вилс€ текст: « онцерт с участием “амары ’анум». “ак, неожиданно дл€ себ€, “амара ѕетрос€н приобрела псевдоним, с которым не расставалась всю жизнь. 

ѕосле окончани€ учебы в ћоскве педагоги посоветовали ћухитдину поехать учитьс€ в »талию. — этой просьбой ћухитдин обратилс€ к ѕредседателю —овета народных Ќазиров Ѕухарской Ќародной –еспублики ‘айзулле ’оджаеву, который хорошо знал певца и обещал ему помочь. ѕеред поездкой в »талию началось прощальное турне  ари-якубова по городам “уркестана… ќсенью 1924 года в  оканде в медресе  амал- ари состо€лс€ один из прощальных концертов. ¬с€ площадь и крыши были заполнены людьми…  ари-якубов спел около дес€ти песен под аккомпанемент ансамбл€ музыкантов. ¬ концерте участвовали кокандские певцы јлихан “ура, јтаджан –умал и другие. «рители бурными аплодисментами приветствовали каждый номер. Ёто меропри€тие было организовано дл€ сбора средств на поездку  ари-якубова в »талию. Ќарод от души поддержал его и было собрано много денег… Ќо увы… ƒолго пришлось ждать визы из италь€нского посольства, которую по неизвестным причинам не дали. ћухитдин т€жело переживал срыв поездки и даже заболел. “огда в первый раз врачи обнаружили у него сахарный диабет… Ётот недуг сопровождал его всю жизнь. ћухитдин сам делал себе инъекции инсулина, так как большую часть жизни проводил в командировках.

14 июл€ 1925 года, пройд€ отборочный тур в ћоскве,  ари-якубов и “амара ’анум в составе группы артистов, приехали в ѕариж дл€ участи€ в концертах ¬семирной выставки декоративного искусства. ¬ыступлени€ узбекских артистов вызвали восторженные отзывы заграничной прессы. « онцерт закончилс€ прелестным дуэтом, спетым и протанцованным “амарой ’анум и  ари-якубовым, который привел в восторг и по насто€нию зала был бисирован!» - так писал ∆ульен ќтран в одной из парижских газет. «ќсобую сенсацию представл€ло выступление узбекского певца ћухитдина  ари-якубова, который посетил главные города ≈вропы. —воими выступлени€ми он повысил интерес к почти исчезнувшему искусству. ƒвести столетних песен, которые еще не записаны нотами, составл€ют репертуар этого артиста. ќн приехал из ѕарижа и выступил перед берлинскими жител€ми, которые встретили его самым восторженным, сердечным образом…». «√осподин  ари-якубов, ¬аш голос и все искусство передачи песен производит исключительное впечатление. Ѕлагодар€ ¬ам, мы получили хорошее представление о народном искусстве ¬ашей –одины…» - такие отклики были напечатаны в немецкой прессе. 

 ак-то, прогулива€сь по улицам ѕарижа, ћухитдин вдруг остановилс€: «“амара, послушай, ведь это поет муэдзин, где-то р€дом есть мечеть!». ќни пошли на голос и были крайне удивлены, когда увидели мечеть.  ари-якубов вошел, а “амара села на скамеечку. ѕрошло некоторое врем€, и она услышала сначала речитатив, а затем распев строчек корана, перешедших в народную песню, в исполнении ћухитдина. ∆енщина насторожилась. Ќаконец, ћухитдин прекратил свой необычный концерт. Ќаступила тишина… “олпа оживленных людей стала выходить из мечети.  ари-якубова с почетом провожал какой-то важный господин. — этого дн€ «узбекского Ўал€пина», пока они был в ѕариже, приглашали в дома послушать в его исполнении узбекские народные песни.  ари-якубов давно восхищалс€ мастерством пени€ и тембром голоса великого ‘едора Ўал€пина. Ќо ћухитдину никак не удавалось услышать его в живом исполнении. » здесь в ѕариже супруги с большим трудом наконец-то достали билет в театр на оперу ћ. ћусоргского «Ѕорис √одунов» с Ўал€пиным. Ќо ћухитдина не пустили в зал, так как на нем был надет великолепный бухарский халат, не предписанный этикетом. ¬ этот же вечер  ари-якубов приобрел черный фрак, который носил как истый парижанин. 

… ¬ последний день на концертах ¬семирной ¬ыставки “амара выступала как во сне. ” нее была высока€ температура, мучил озноб, но актриса держалась. ѕосле последнего номера “амара отключилась… ќчнулась она уже в больнице. “олько через полгода “амара смогла встать на ноги. “руппа давно уехала домой, а ћухитдин все врем€ был р€дом с женой. »ногда его приглашали на концерты эмигранты и представители ”збекского ѕосольства. ƒоброжелательна€ публика, как могла, помогала попавшим в беду соотечественникам. ќднажды  ари-якубова пригласил к себе в гости известный парижский скрипач ∆озеф —егетти, с которым супруги познакомились в ћоскве в доме актрисы «инаиды –айх. ћухитдин пришел намного раньше назначенного срока, чтобы сделать плов и шашлык.  ак только собрались гости, погасили свет и ћухитдин внес блюдо с шашлыком, полив спиртом, поджег его. ¬звилось синее плам€, и раздались аплодисменты автору изысканного блюда. ¬ это врем€ у парадной двери раздалс€ звонок. „ерез некоторое врем€ в гостиную вошел высокий человек, строгий, подт€нутый, с удивительным лицом, умным и каким-то трагическим. ¬се бросились к нему – это был великий русский композитор —ергей –ахманинов. —агетти подвел к нему ћухитдина: «¬от, знакомьтесь, - это тот самый артист из —редней јзии, «чудо ¬остока». –ахманинов крепко пожал руку  ари-якубову, сел за ро€ль, открыл ноты и вз€л аккорд. Ёто была любима€ песн€ ћухитдина, с которой он везде начинал свои выступлени€ «яша Ўуро!». ѕолучилс€ импровизированный концерт, где солировал  ари-якубов, а аккомпанировал сам маэстро –ахманинов.  огда закончилс€ концерт, композитор пожал руку певцу и сказал: «∆аль, что не смогу присутствовать на премьере вашей узбекской оперы… я уже слышу ее!».

rahmaninov (300x381, 10Kb)

—ергей –ахманинов 

“олько в начале 1926 года ћухитдин и “амара вернулись в ‘ергану. «десь они объединили вокруг себ€ певцов, танцоров, музыкантов. ¬ апреле образовалс€ новый коллектив – «”збекска€ концертна€ этнографическа€ труппа».  ак директор труппы ћухитдин обратилс€ к правительству с просьбой выделить дл€ поддержани€ работы артистов 5000 рублей. ѕолучив только часть денег ћухитдин, чтобы не тер€ть времени даром зан€лс€ сбором и записью узбекских классических и народных песен со знаменитыми музыкантами. ¬ первый же год они собрали около 600 образцов народной песенной и танцевальной музыки. “ак как большой коллектив осталс€ без зарплаты ћухитдин продал свой дом в ‘ергане, перешедший ему от отца и уплатил зарплату и полностью содержал год труппу. 

“рудно формировалс€ ансамбль. ћусульманска€ религи€ запрещала женщинам участвовать в общественных меропри€ти€х, играть на сцене, открывать лицо. ћного талантов таилось в «ичкари» (женска€ половина дома, куда запрещен вход посторонним мужчинам). ѕривлечь этих женщин в искусство было очень сложно. ≈ще носили паранджу (верхн€€ одежда женщины, скрывающа€ все тело; дополн€лась чачваном – сеткой, сплетенной из волос конского хвоста, скрывающей лицо женщины). 

269 (600x394, 82Kb)

∆енщины в парандже

ƒостойной помощницей была “амара. ќна, как могла, убеждала женщин, идти работать в театр. ¬ ансамбль пришли талантливые женщины. „етыре из них согласились, но поплатились за это жизнью… ќдна из них Ќурхон ёлдашбаева. ≈е убил брат за то, что она пошла, работать на сцену. Ёто была трагеди€ как дл€  ари-якубова так и дл€ молодого коллектива.  огда ћухитдин сто€л у гроба Ќурхон, едва сдержива€ слезы, он сказал: «Ќе смотр€ на смерть нашей Ќурхон, € верю, что сотни узбекских женщин придут в искусство!». 

— готовой программой труппа объездила города и области ”збекистана: —амарканд, “ашкент, ‘ерганскую долину, Ѕухарскую область и “ермезский округ.  оллектив был все врем€ в пути, репертуар пополн€лс€ в городах и кишлаках, тут же разучивалс€ и показывалс€ зрител€м. ƒалеко не в каждом кишлаке артисты находили себе место дл€ ночлега и необходимую еду. «ачастую голодные, в поношенном платье, закинув за спины мешки с костюмами и музыкальными инструментами, они кочевали из кишлаков в города. Ќе раз жители кишлаков пр€тали на ночь артистов в подвалы от охотившихс€ за труппой бандитов. √астроли прошли в городах —редней јзии, а также по –оссии. — каждым выступлением у Ётнографической труппы по€вл€лось все больше поклонников, и слава о них разлеталась с быстротой полета птиц. » везде артистам сопутствовал огромный успех. ¬ 1928 году у “амары и ћухитдина родилась дочь ¬анцетта. Ѕуквально с самого рождени€ девочка всегда была р€дом со своими родител€ми, €вл€€сь их талисманом. 

7 но€бр€ 1929 года «”збекска€ концертна€ этнографическа€ труппа» получила статус «√осударственного ”збекского ћузыкального театра», открывшегос€ в —амарканде. —писок труппы пополнилс€ молодыми актрисами как √авхар –ахимова, ћукаррам “ургунбаева, «ейнаб ’амидова, ’алима –ахимова, ’айри Ўамсутдинова и другие. ƒевушки-певицы, танцовщицы, исполнительницы ролей всей душой были преданы театру. ћужска€ половина труппы приобрела талантливых артистов, музыкантов которые тоже внесли новую струю в театральное искусство. јктеры посещали специальные зан€ти€ по постановке голоса, изучени€ нотной грамоты, балету, режиссуре, узбекской литературе и истории театра. ƒл€ создани€ нового репертуара  ари-якубов пригласил из јндижана драматургов  амиль яшена, ћузафара ћухамедова и актрису ’алиму Ќасырову, из Ѕухары молодых композиторов ћухтара јшрафи, ћутал€ Ѕурханова, из “ашкента певца  арима «акирова.  ак известно, узбекские инструменты по своей звучности очень тихие и в больших помещени€х их не слышно.  ари-якубов был первым исполнителем народных произведений под аккомпанемент ро€л€. ѕоэтому он совместно с пианистом ј. „етвертаковым, первый раз в виде эксперимента объединил узбекские народные инструменты с инструментами симфонического оркестра. ¬ новой постановке музыкальные спектакли «Ћейли и ћеджнун», «јршин мал алан», «‘архад и Ўирин» шли уже в сопровождении симфонического оркестра. ¬ июне 1930 года в ћоскве на 1-ой ¬сесоюзной ќлимпиаде театра, кино и искусства народов ———– коллектив ”збекского музыкального театра показал обширную программу - комедию  . яшена «”ртоклар», («“оварищи»), драму ”. «афари «’алима» и этнографический концерт, куда вошли 60 произведений разных жанров. ∆юри ¬сесоюзной ќлимпиады высоко оценило работу коллектива и художественного руководител€ театра ћухитдина  ари-якубова, присудив вторую премию за народное искусство, программу и исполнительскую де€тельность. Ћетом следующего года в св€зи с переносом столицы театральна€ труппа переехала в “ашкент. Ёти преобразовани€, к сожалению, не давали возможности полностью отдаватьс€ творчеству. –уководитель театра неоднократно обращалс€ к правительству с просьбой о приобретении посто€нного помещени€ дл€ театра. “олько в 1934 году труппа переселилась в здание театра имени —вердлова. 

b32 (640x384, 44Kb)

“еатр им. —ведлова (бывший  олизей)

—емейна€ жизнь двух талантливых людей складывалась не просто. »з воспоминаний “амары ’анум: « то-то из мудрых людей сказал, что наши недостатки €вл€ютс€ нашими достоинствами. ћухитдин был очень увлекающимс€ человеком, потому в студии и труппе иногда по€вл€лись молодые артистки, которым он сразу обещал сцены мира, признательность зрителей – увы, далеко не всегда это сбывалось… Ѕыло у него еще одно «продолжение достоинства» -  ари-якубов любил красоту, истинную, большую, высокую красоту, но чего греха таить, - иногда и красивость, лимонадную слащавость принимал за красоту. ƒа, он увлекалс€ внешней «красотой», но… до первого выступлени€ на сцене. ≈сли молода€ актриса или актер оказывались душевно пустыми, на другой день он говорил: « ак € ошибс€!..». ѕосто€нные гастроли, репетиции, борьба за выживание своего детища, то одного театра, то другого держало в напр€жении ћухитдина и “амару. —овместное проживание двух увлеченных гигантов осложн€ло их отношени€.  аждому хотелось иногда причалить к тихой гавани, отдохнуть от театральной суеты… 

«имой 1931 года »кболхон, студентка ташкентского « ультпросвет техникума», будущий педагог, увидела афишу с репертуаром ћузыкального театра, которым руководил ћухитдин  ари-якубов. ƒевушка вспомнила свое первое увлечение, сердце ее взволнованно забилось… ќна купила билеты в первом р€ду на все спектакли «Ћейли и ћеджнун», «‘архад и Ўирин» и «јршин мал алан», где ћухитдин исполн€л главные партии. ¬ысокий, крепкого телосложени€ мужчина с красивым голосом буквально очаровал девушку. ќна мечтала о встрече с ним, ждала с цветами после каждого спектакл€, не реша€сь, подойти… ћухитдин давно заметил поклонницу с букетом, сидевшую на первом р€ду. ≈е взгл€д черных с блеском глаз следил за каждым движением. ќн ощущал ее неровное дыхание…  ак-то ћухитдин сказал “амаре: «ћила€, мне нужно с тобой поговорить… я кажетс€ влюбилс€… Ќе знаю, может это скоро пройдет… Ќо € хочу быть перед тобой честным…». ∆ена улыбнувшись, опустила голову: «ћухитдин-ака, € тоже хочу ¬ам признатьс€… я полюбила другого человека… ћы не могли открытьс€… ј сейчас все само собой разрешилось…». ¬ этот год сыграли две свадьбы: ћухитдин выдал замуж “амару ’анум за чангиста театра ѕулата –ахимова и женилс€ на молодой красавице »кболхон. ћухитдин и “амара продолжали вместе выступать, ездить на гастроли и дружить семь€ми, что случаетс€ очень редко. ƒочери “амары ¬анцетта и Ћола от второго брака потом подружились со своими сводными брать€ми и сестрами. ¬ новом браке ћухитдин почувствовал себ€ хорошим отцом и полноценным семь€нином. »кболхон подарила мужу трех очаровательных дочерей – ¬енеру, Ёмму и ’урсану.

≈ще в 1925 году во врем€ выступлени€  ари-якубова в «Ўуберт-холле» в Ѕерлине певца спросили: «ѕо какому пути будет развиватьс€ музыкальное искусство узбеков?». “огда ћухитдин решительно ответил: «ћы будем стремитьс€ к созданию своей национальной оперы и балета». Ёта мысль никогда не покидала  ари-якубова. “еперь решение проблемы стало необходимостью. — этим вопросом весной 1934 года он обратилс€ к правительству республики. ћухитдин считал необходимым открыть узбекскую оперную студию при ћосковской консерватории и направить туда талантливых артистов музыкального театра. ”же 1 сент€бр€ студи€ прин€ла первый набор студентов в составе 19 человек. ¬ этой студии учились ћухтар јшрафи, ’алима Ќасырова,  арим «акиров, ћуталь Ѕурханов, —улейман ёдаков, “алибджан —адыков, Ѕоборахим ћирзаев – будущие светила музыкального искусства ”збекистана. —тудийцы жили в двух небольших комнатках на —пиридоновке. ∆или очень скромно, так как долгое врем€ не было финансировани€ из ”збекистана.  ари-якубов каждый день посылал письма, просьбы ‘. ’оджаеву, но врем€ шло, а денег все не было. ќднажды ћухитдин пришел к своим подопечным, огл€делс€, сн€л со стены свою шубу из куньего меха и сказал: «ј ну, поднимайтесь, пошли!». ¬се молча, пошли за  ари-якубовым, который зашел в первый попавшийс€ комиссионный магазин. «аведующий оценил шубу за 12 тыс€ч рублей. ћухитдин подумал и попросил: «ƒайте половину суммы, только не продавайте! Ќам скоро дадут деньги и € выкуплю… ј то, у вас в ћоскве очень холодно». „ерез несколько мес€цев в ћоскву приехал ‘. ’оджаев, и финансовый вопрос был решен.  ари-якубов делал все, чтобы студенты увидели как можно больше спектаклей, устраивал обсуждени€ и встречи с лучшими музыкантами, певцами, композиторами, режиссерами, балетмейстерами.  азалось, что его знала вс€ театральна€ ћосква! 

«а два года руководства оперной студией  ари-якубовым дес€тки молодых талантливых людей из глубинки ”збекистана получили профессиональную подготовку у лучших мастеров театрального и музыкального искусства, ставшими впоследствии звездами. ¬ доме  ари-якубовых иногда жили молодые люди, которых ћухитдин привозил из областей, вер€ в их талант, помогал поступить в консерваторию, в театр. “ак молодой композитор ћардон Ќасимов свои первые произведени€ сочин€л и наигрывал на белом концертном ро€ле в доме маэстро. Ёто было в пор€дке вещей, когда приезжий становилс€ полноправным членом семьи. 

¬ 1936-ом году  ари-якубова назначили художественным руководителем и директором √осударственной филармонии. »спользу€ свои обширные св€зи и знакомства  ари-якубов приглашал на гастроли в “ашкент больших мастеров. ”збекские зрители получили возможность услышать и увидеть выступлени€ загадочного русского «шансонье» јлександра ¬ертинского, великолепного ансамбл€ »гор€ ћоисеева, хора ѕ€тницкого, азербайджанского «соловь€» –ашида Ѕейбутова, артистов балета ќльгу Ћепешинскую, √еорги€ ѕреображенского, ћарину —еменову и ћайю ѕлисецкую. ¬ театре семь€  ари-якубовых занимала директорскую ложу. ¬о врем€ гастролей ј. ¬ертинского на одном из его концертов вс€ семь€  ари-якубовых сидела в ложе, включа€ и домработницу тетю ћарусю. ѕеред началом ћухитдин предупредил всех: «¬ы будете слушать гениального исполнител€ русских романсов. ”чтите, ¬ертинский это тот певец, который не начнет выступлени€, пока в зале не наступит абсолютна€ тишина». ћедленно открылс€ занавес. Ќа сцене в черном фраке с бабочкой, гладко зачесанными назад волосами сто€л великий ¬ертинский… «ал замер. јртист вскинул руки, словно лебедь и… ¬друг тет€ ћарус€ хихикнула. ¬ертинский резко опустил руки, посмотрел в сторону, откуда донесс€ странный звук. ѕрошло еще несколько мгновений, и только в абсолютной тишине он снова плавно развел руки и начал петь: «я ма-аленька€ балерина, всегда-а мила, всегда-а нежна…». ѕосле выступлени€ ћухитдин отчитал тетю ћарусю и пригрозил, что больше не возьмет ее на концерт… 

ћечта  ари-якубова о создании узбекской оперы, наконец, сбылась. ¬ июне 1939 года на сцене ”збекского музыкального театра состо€лась премьера первой узбекской оперы ћ. јшрафи «Ѕурон».  ари-якубов исполнил в ней партию генерал-губернатора. Ёто знаменательное событие сыграло роль в открытии √осударственного узбекского театра оперы и балета. Ќа суд музыкальной общественности театр представил оперу ¬. Ѕрусиловского «®р “аргын» («ћужественный “аргын»), где  ари-якубов исполнил главную роль, воссоздав образ бесстрашного вит€з€, батыра казахских степей, человека большого и отзывчивого сердца. —ледом прошла премьера оперы “. —адыкова, –. √лиэра «Ћейли и ћеджнун», где  ари-якубов исполнил партию благородного бесстрашного рыцар€ справедливости Ќавфал€. 

0_0012 (600x436, 34Kb)

¬ начале 1941 года шли репетиции оперы јлексе€  озловского «”лугбек», где  ари-якубов исполн€л заглавную роль. ≈му удалось создать многогранный и монументальный образ ”лугбека: храброго и передового ученого, познавшего тайны вселенной. ¬ своих воспоминани€х композитор ћ. Ѕурханов писал: «я считаю, что  ари-якубов был «той причиной», котора€ помогла јлексею ‘едоровичу  озловскому создать оперу «”лугбек». »менно артист и певец такого типа мог создать образ ”лугбека…  ари-якубов горел желанием скорее услышать оперу.  омпозитор и певец встречались почти ежедневно, слушали отдельные эпизоды.  ари-якубов внимательно изучал каждую новую сцену, арию, речитативы. ќни вместе ездили в —амарканд, бродили около пам€тников старины, фантазировали, спорили, искали…».  ак раз это событие совпало с рождением сына. ћухитдин устроил во дворе большой той с музыкой и пловом. Ќа радост€х хоз€ин одаривал каждого проходившего мимо дверей и окон их квартиры, дес€тью рубл€ми. ¬ выборе имени сыну сомнений не было. ¬се, включа€ домашних и творческий коллектив, решили назвать малыша ”лугбеком. ћухитдин, несмотр€ на свою зан€тость, особое внимание удел€л не только материальному благополучию, но и строгому воспитанию детей. —трогость была чисто внешн€€. ћухитдин-отец был «подарок» дл€ детей. ƒома он превращалс€ сам в ребенка: катал детей на четвереньках, изобража€ ослика, прыгал как обезь€на и непременно пел разные песни. »кболхон полностью посв€тила себ€ мужу и семье. ∆ена тщательно следила за внешним видом мужа, пеклась о его здоровье, - чтобы он мог полноценно заниматьс€ творчеством. ¬ их доме часто собирались друзь€, коллеги. ’оз€ин непременно с гордостью представл€л гост€м свою красавицу жену. ¬ довершении »кболхон угощала друзей, как говорил ћухитдин, «необыкновенным, самым вкусным пловом в “ашкенте», который готовилс€ во дворе на очаге. ѕо ходу действи€ обсуждались проблемы дальнейшего развити€ оперного театра, репертуара, подготовки новых кадров. ћухитдин устраивал концерты, где под аккомпанемент своего преданного друга, профессионального пианиста »вана ‘оменко пел песни, романсы и арии из опер. 

¬ трагические годы 2-ой мировой войны работники искусства встали на боевую вахту.  ари-якубов по состо€нию здоровь€ не мог поехать на фронт. «¬се дл€ фронта, все дл€ победы!» - с таким лозунгом артисты выступали перед част€ми —оветской јрмии, поднима€ боевой дух воинам. Ќе забывали о тех, кто, в тылу работа€ на фронт, поддерживал жизнь трудового народа. јктерские труппы выезжали в самые отдаленные районы, где шла стройка √иссарского канала, в которой участвовал узбекский и таджикский народ, на строительство северного “ашкентского канала, к колхозникам, хлопкоробам. ¬ 1947 году родилс€ младший сын ’умаюн. ≈стественно это событие тоже стало большим праздником. —обралс€ консилиум из близких друзей: ј. ’идо€тов и —. »шантураева, Ў. ћиракилов, ћ. “ургунбаева, ». јкилов с женой ћаргаритой и ’. Ќасырова с  . яшеном, а также ћаксуд Ўейх-«аде. ѕосле долгих споров наступила пауза и тогда ћ. Ўейх-«аде сказал: «ј что если мы назовем его ’умаюн – это птица счасть€. “акой хороший знак!». –одители призадумались, но потом согласились. ѕравда, позже сам ’умаюн был не доволен своим имением, и долгое врем€ хотел сменить его. 

ћухитдин с уважением относилс€ к люд€м сельского труда. Ќа гастроли в самые отдаленные районы, на полевые станы часто с мужем выезжала »кболхон. ќна вела эти концерты. ≈е природна€ красота, изысканный вкус в одежде, прекрасна€ дикци€ и артистичность способствовали в усовершенствовании профессиональных качествах конферансье. »ногда родители брали с собой детей. ¬ воспитательных цел€х в перерывах между концертами, дети помогали колхозникам убирать хлопок. ќднажды, в холодный день бригадир сжалилс€ над ними и приказал принести в дом курак (несозревшие коробочки хлопка), чтобы в тепле дети могли продолжить их очистку. ћухитдин часто повтор€л жене: «ћамул€си, ты любишь детей, но замечани€ им никогда не делаешь. Ќе зр€ народна€ пословица гласит: «–ебенок дорог, а воспитание еще дороже!». ќбычно выступлени€ проходили на открытых импровизированных площадках, где собиралось множество людей с отдаленных районов. ѕублика была, разнообразна€ - от глубоких старцев до женщин с детьми. ѕеред началом  ари-якубов с почтением приветствовал зрителей и обращалс€ к ним с такими словами: «“оварищи, € начну концерт только при полной тишине, и если никто не будет грызть семечки!». » действительно народ замирал… ѕо бескрайнему полю разносилс€ бархатистый баритон певца... 

…’олодной осенью 1955 года в квартире  ари-якубовых раздалс€ ранний телефонный звонок. “рубку подн€ла дочь Ёмма. ƒо боли родной мужской голос сказал: «Ёмманул€, доча, это € папа… ћен€ освободили. я иду домой!». Ёмма забежала в комнату матери с криком: «ћама, папу освободили! ќн скоро будет дома!». Ќесмотр€ на прохладный ранний час, эта долгожданна€ радостна€ весть разнеслась по всему дому. ¬се соседи высыпали на улицу. ¬далеке на пустынной дороге по€вилась одинока€ фигура знакомого человека, шедшего с закинутыми руками назад. –аздались бурные аплодисменты… “ак близкие и соседи дома є4 по улице ѕролетарской встретили ћухитдина  ари-якубова… 

»кболхон как обычно приготовила свое коронное блюдо – «плов», который раздали всем сосед€м. ќсунувшийс€, с потухшим взгл€дом ћухитдин, старалс€ улыбатьс€. “еперь это был, уже совсем другой человек… ¬ечером все домочадцы окружили отца. ƒети внешне повзрослели, но, в сущности, оставались детьми. ќни наперебой рассказывали отцу о своих маленьких достижени€х, стара€сь, отвлечь его от мрачных мыслей… —тарша€ дочь ¬енера после окончани€ »нститута иностранных €зыков осталась в ћоскве, став прекрасным переводчиком с английского. Ёмма и ’урсана учились в театральном институте. Ёмма на актерском факультете, а ’урсана на театроведческом. ¬енера, Ёмма и ”лугбек получили музыкальное образование. ” девочек были способности к танцам. ќтец категорически был против того, чтобы дети стали актерами, так как считал, что «надо быть или очень талантливым артистом и полностью посв€тить себ€ искусству, или заниматьс€ другим делом». Ќо дочери остались верными искусству. Ёмма, проучившись два года на актрису в “ашкентском театральном институте, перешла на театроведческий факультет, и затем работала в ћинистерстве культуры. ’урсана, окончив театроведческий, стала ведущей концерта в ансамбле «Ѕахор» у ћ. “ургунбаевой, параллельно там же танцевала. ”лугбек, серьезно увлекавшийс€ футболом, с утра до вечера с дворовыми реб€тами гон€л м€ч. ѕозже из этих за€длых игроков образовалась команда «ѕахтакор». ќтец насто€тельно просил его поступить с —ельскохоз€йственный институт. —ын так и сделал. Ќо пон€в, что это зан€тие не дл€ него ”лугбек все-таки перешел в ‘изкультурный институт. ѕозже ’умаюн стал арабистом, глубоко изучал арабскую литературу, фольклор и легенды, где часто говорилось о птице счасть€ ’умаюн. ќн смирилс€ с этим именем. 

¬ €нваре 1956 года ћ.  ари-якубову позволили работать солистом в родной филармонии, которую он двадцать лет назад открывал и был ее руководителем. ¬скоре его пригласили в открывшийс€ театр Ёстрады на Ўейхатауре. ћухитдин подобрал концертный репертуар, куда вошли народные песни, арии из опер и романсы. ≈го голос оставалс€ таким же красивым, звучным. ѕосле каждого концерта зал, сто€ приветствовал певца долгими оваци€ми. јртист убеждалс€, что поклонники помн€т и люб€т его. ƒрузь€ и коллеги обратились в ÷ентральный комитет партии с ходатайством об установлении  ари-якубову персональной ставки и возвращении артиста в оперный театр со словами: «…ћы не сомневаемс€ в том, что энтузиаст своего любимого искусства  ари-якубов сможет принести еще много пользы на благо узбекского музыкального искусства». ¬ но€бре 1956 года  ари-якубов направил письмо с предложени€ми о дальнейшем развитии музыкальной культуры в республике на им€ секретар€ ÷ а ”збекистана Ќ. ј. ћухитдинова, которое заканчивалось просьбой: «…я был бы весьма признателен ¬ам, если бы ¬ы нашли врем€ прин€ть мен€, так как сжатые размеры письма не позвол€ют мне обсто€тельно изложить мысли, касающиес€ развити€ узбекской культуры вообще и организации узбекской оперной студии. — глубоким уважением народный артист ”збекистана  ари-якубов».

… ¬ €нваре 1957 года ћухитдин с женой возвращались домой. Ѕыло очень скользко. ¬о дворе у своего подъезда  ари-якубов поскользнулс€ и упал… Ќа «скорой» его привезли в травматологическое отделение. –ентгеновский снимок показал, что у певца перелом шейки бедра. Ёто падение оказалось дл€ него роковым… 2 феврал€ 1957 года ћухитдина  ари-якубова не стало.

—олист театра оперы и балета им. ј. Ќавои  уркмас ћухитдинов, обладатель прекрасного баса - народный артист ”збекистана, как талисман, всегда носил с собой, вложенную в паспорт, фотографию ћ.  ари-якубова, - в знак преклонени€ перед талантом и человечностью великого певца.

0_e741a_43da82bf_L (500x39, 4Kb)

–убрики:  ѕроза
«јћ≈„ј“≈Ћ№Ќџ≈ »ћ≈Ќј



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку