-Метки

"если судьба вручает вам лимон 20 главных тайн мировой истории 8 великих картин аист - птица с душой ангелы. небесные вестники. андромеды античная мифология в живописи гюстава морро археологические загадки россии ах бремя страстей человеческих владимир куш восточные сказки по омару хайяму главные тайны славянской истории глупцами не становятся живопись. эль греко. ими… рождаются как лев толстой писал «анну каренину» как птицы кассиопеи катаклизмы кита и персея. кошка кудабля на прогулке легенда о нарциссе. (овидий мадам мифология и созвездия цефея мифы и факты о царской россии мне нравится на которых все видят любовь и страсть но там есть кое-что еще новости с телеги ну осенний блюз ох питер пауль рубенс. союз земли и воды постарайтесь сделать из него лимонад" притчи о знаках зодиака продать душу за гениальность садимся на разные ветки и засыпаем в метро саксофон саламандра сэр танго. кумпарсита. уж сколько их упало в эту бездну хасиды. краткий этногенез евреев по льву гумилёву чем отличается православие от католицизма чтобы не попасть впросак чудеса творящая эдит пиаф эксцентричные игры разума льюиса кэрролла

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Stefaniia-Stefa

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.12.2016
Записей: 25554
Комментариев: 23032
Написано: 52175


Житейская мудрость и нравственные принципы. О повести В. Быкова "Сотников"

Понедельник, 26 Февраля 2018 г. 13:19 + в цитатник

Голгофа, на которую  взошел Сотников,  стала  его духовным Олимпом

 

 

 

Повесть "Сотников" (1970) Василия Быкова, где кажутся равноправными два взгляда - Сотникова и Рыбака,  две точки зрения,  столкновение  представлений о  войне, нравственных принципов,  принимаемых  решений. Василь Быков рассказывает, как   разная логика размежевала  вчерашних единомышленников, превратила двух товарищей по борьбе с общим врагом в непримиримых антагонистов. Показано  восхождение  одного к подвигу самопожертвования и погружение другого в бездну предательства.

Так почему же столь непримиримо разошлись пути партизан Сотникова и Рыбака, волею жестоких обстоятельств попавших в руки врага?  У Сотникова, учителя истории, нервы тоже не из стали, и ему "перед концом так захотелось отпустить все тормоза и заплакать".  И  Рыбак - вовсе не трус. "Сколько ему представлялось возможностей перебежать в полицию, да и струсить было предостаточно случаев, однако всегда он держался достойно, по крайней мере, не хуже других". Так  оценивает своего бывшего соратника сам Сотников уже после того, как Рыбак согласился стать полицаем, то есть в тот момент, когда уже нет никаких иллюзий насчет этого человека.


Но корни размежевания Сотникова и Рыбака залегают значительно глубже.  Как случилось, что Сотников не сказал полицаям о координатах партизанского отряда, а Рыбак сказал, рассудив, , что партизанский отряд должен был поменять свои позиции.  В перестрелке Сотникова ранило в ногу...  Рыбак тащил на плечах  овцу, чтобы доставить её голодающим партизанам. И бросил в поле раненого товарища, чтобы тот  отстреливался от полицаев.  Приноравливался человек, чтоб не  убили.  А Сотников принял на себя удар, чтобы спасти товарища с овцой на плечах.  Да,  там, где можно обойтись житейским здравым смыслом, Рыбак совершает  верный выбор.

Но всегда ли можно уповать на здоровый инстинкт, на крепкое "нутро", всегда ли спасителен житейский здравый смысл? Рыбак и Сотников оба попали в лапы полицаев, и до предела обострилась ситуация выбора, и характер выбора, и его "цена" обрели новую значимость. На первом этапе жизнь человека зависела от шальной пули, от случайного стечения обстоятельств, теперь же - от его собственного, вполне осознанного решения, предать или не предать.


Вот тут-то и расходятся пути Сотникова и Рыбака. Рыбак ненавидит полицаев, он хочет вырваться из их лап, чтоб вновь быть со своими. Но продолжает руководствоваться все теми же резонами житейского здравого смысла, солдатской смекалки и изворотливости, которые не раз выручали его в прошлом. "Действительно, фашизм - машина, подмявшая под свои колеса полмира, разве можно бежать ей навстречу и размахивать голыми руками? Может, куда разумнее будет попытаться со стороны сунуть ей меж колес какую-нибудь рогатину. Пусть напорется да забуксует, дав тем возможность потихоньку смыться к своим". Вот образчик логики Рыбака.
 

Рыбак хочет сделать как лучше. Руководствуясь самыми благими намерениями, он начинает вести свою "игру" со следователем Портновым. Чтоб перехитрить врага, - подсказывает житейская мудрость, - "надо немного и в поддавки сыграть", чтоб не дразнить, не раздражать зверя, надо чуток и поступиться... Рыбаку хватает патриотизма на то, чтоб не выдать дислокацию своего отряда, но не хватает - чтоб умолчать о местоположении соседнего отряда, им можно и поступиться. И ведя эту "игру", которая все больше смахивает на торг, Рыбак незаметно для себя все дальше и дальше отступает, отдавая  кого-то в жертву.  А Сотников, в отличие от Рыбака, с самого начала знает, что с фашистами играть в кошки-мышки нельзя. И он сразу отметает все возможности компромисса. Он выбирает смерть.
 

Фашисты и их прислужники  освобождены от морали, ничем не удерживаемая звериная сила хлещет в них через край, они способны на все - на обман, клевету, садизм. А он, Сотников, "обременен многими обязанностями перед людьми и страной", эти обязанности ставят массу моральных запретов. С таким тяжелым бременем заботы о тех, кто вместе с ним попал в страшную беду, Сотников идет на казнь, и чувство долга перед людьми дает ему силы улыбнуться одними глазами мальчонке из толпы - "ничего, браток".  Груз обязанностей перед людьми и страной не ослабляет позиции человека перед звериной силой, вырвавшейся из узды моральных запретов. Наоборот! Чем тяжелее этот груз, тем прочнее, тверже стоит душа, доказывает Василь Быков.

Судьба приготовила Сотникову  еще один страшный удар: пережить предательство вчерашнего товарища. И для него это было такое убожество и мерзость, что буквально не хотелось верить собственным глазам. «Сволочь!» — одно-единственное слово, которое Сотников говорит  Рыбаку.

 

Мир в повести В. Быкова четко делится на две стороны. С одной — Сотников, Демчиха, староста, которых предал Рыбак ,  все жители деревни, которые  ненавидят  палачей, с другой — сами палачи и их пособник Рыбак. За какие-то несколько секунд, за те самые мгновения, когда он, придя в кабинет следователя и взглянув ему в глаза, устрашился и колебнулся, произошла эта «перестановка». Ведь вчера еще Рыбак был на той, далекой и чуждой ему теперь стороне. Он был с теми, кто ненавидел палачей и не подчинялся им. Теперь он шагает в рядах полицаев, и ему не дают выбиться из строя, выпрыгнуть из самого себя, из того что он выбрал,— он навечно и необратимо в этих рядах.

 

Боясь следователя и проклиная его в душе («Чтоб ты издох, сволочь!»), приходит в отчаяние, считает попросту глупым упорство Сотникова, не дающего себя втянуть в ту «игру», в которой Рыбак наивно полагает набрать спасительные для собственной жизни «очки». Стараясь заслужить доверие следователя Портнова, Рыбак не осознает еще, что за это доверие нужно платить потерей своего людского обличья. 

 

Сотников и Рыбак — антиподы не только по своим нравственным качествам, по ответственному отношению к жизни, войне, людям, но и по уровню мышления, по уровню понимания тех последствий, которые с необходимостью должны вытекать из сложившихся для них обстоятельств. В народе издавна бытует поговорка: коготок увяз — всей птичке пропасть.

 

Жажда выжить любой ценой для Рыбака сильнее всех принципов на свете. Убеждая себя в том, что он еще вывернется, Рыбак шаг за шагом сдает позиции. Всякому величию сопутствует крайность, всякой посредственности — склонность к компромиссу. В повести сильна мысль о том, что некоторые поступки могут стоить человеку жизни. Речь идет даже не о физической смерти, а о моральном умирании. Не вняв предостережению Сотникова и всячески заглушая свой внутренний голос в редкие минуты отрезвления, отбрасывая попытки взглянуть на себя со стороны,— Рыбак утрачивает те изначальные человеческие качества, которые, по мысли писателя, должны быть незыблемыми во все времена.

 

В то время, как сохранивший в неприкосновенности свои принципы Сотников уходит во тьму, Рыбак продолжает наполнять легкие воздухом. Но и только. Казнь Сотникова и других — Демчихи, старосты Петра, Баси, к которой он оказался причастным, стала  самоликвидацией его как личности.

 

Именно Рыбак  выбивает стул из-под ног бывшего друга в партизанском отряде, чтобы заслужить доверие фашистов. Голгофа, на которую  взошел Сотников  стала  его духовным Олимпом.

 

Рубрики:  Литература и публицистика


Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю