** |
Поклонение волхвов является на римских и равеннских саркофагах IV и V столетий одной из самых обычных, излюбленных тем, или передаваемых в возможно краткой схеме, или обставленных также различными подробностями.
В настенной живописи римских катакомб, а также на византийских мозаиках волхвы предстают в типичном митраистском облачении и в характерных, так называемых фригийских шапках. В западном искусстве Средневековья и Возрождения мы чаще встречаем волхвов, являющихся в обличье царей. При том что упоминание о волхвах как царях имеется в псалме 71:10—11: «(10) Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; (11) и поклонятся ему все цари», на разработку концепции Поклонения волхвов, как на Поклонения царей, более других повлиял Тертуллиан. Не только все возрасты (старик, зрелый муж и отрок), но и все цари мира пришли поклониться Христу. Эта тема была особенно популярна в Европе в церковном искусстве, поскольку утверждала превосходство небесной власти (Церкви) надземной (монархией). Кстати, перечисленные в этом псалме четыре страны, откуда пришли волхвы, были основанием для изображения в раннем христианском искусстве не трех, а четырех волхвов. Встречается также изображение шести и даже двенадцати волхвов.
Символика даров волхвов была разработана Бедой Достопочтенным (ок. 673— 735), хотя об определенном символическом значении даров волхвов говорил уже Тертуллиан: «И те ладан, смирна и золото, которые маги принесли к колыбели Господа, означали как бы завершение священнодействий и мирской славы, которые должен был прекратить Христос» (Тертуллиан Квинт Септимий Флорент. Избранные произведения. М. 1994, с. 255). Согласно же Беде Достопочтенному, символика даров такова (она принята и подтверждена в «Золотой легенде»): ладан — признание божественности Христа; золото — знак уважения к Царству Христову; смирна (миро), употреблявшаяся при бальзамировании, — пророчество смерти Христа. Иными словами, ладан — дар Богу, золото — Царю, смирна — Человеку.
Рельеф на саркофаге церкви св. Трофима в Apле.Франция
Рельеф на саркофаге экз. Исаакия († 643) в церкви св. Виталия в Равенне.
Рельеф на саркофаге Латеранского Музея в Риме.
Рельеф на саркофаге в соборе г. Толентино.
Надгробная плита из катакомб Прискиллы в собрании Латеранского музея в Риме.
Базилика Санта-Сабина, Рим, Италия
Прорись изображения на ампуле Монцы Собор св. Иоанна Крестителя, Монца, Италия
http://www.icon-art.info/topic.php?lng=ru&top_id=17&mode=misc
http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=1497
Амвон из Салоник в Константинопольском музее
Амвон, перенесенный из Салоник в музей Константинополя 2
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |