Приготовление и освящение Мира
Святое Миро - благовонный состав, насчитывающий, по разным источникам, от 35 до 75 элементов, среди которых:
елей,
белое виноградное вино (необходимо при мироварении, чтобы предотвратить воспламенение и пригорание масла.),
стиракса;
ладаны - росный, простой белый и черный;
мастика,
сандарак,
розовые цветы,
трава базилика;
богородичная трава (чабрец)
корни - фиалковый, белый, имбирный, калганный, кардамонный;
масло мускатное густое, б
альзам перувианский,
терпентин (скипидар) венецианский;
благовонные масла - бергамотовое, лимонное, лавандовое, гвоздичное, богородской травы, розмаринное, лигниродийное, розовое, коричневое, маиоранное, померанцевое и мускатное жидкое;
смирна,
толченый мрамор
и др.
Перечень и количество благовоний не строго установлены, и обычно использовали вещества, которые были в наличии в то или иное время. Старейшие дошедшие до нас списки веществ для приготовления мира датируются VIII
I веком/ Константинопольская Православная Церковь содержит официальный список 57 веществ. В России в 1671 и 1681 годах для приготовления мира отпускались вещества 53-х наименований, в 1691 году – 55-ти, в реестре чина миропомазания 1894года их 50; на стыке XIX и XX веков называют всего 28; в настоящее время – около 40.
Обилие составляющих миро элементов символизирует многообразие христианских добродетелей. (Примечание: происхождение некоторых перечисленных и не перечисленных составляющих святого Мира сегодня неизвестно. Тем не менее чин мироварения, совершаемый в Русской Православной Церкви, подразумевает использование максимально приближенного к древним образцам состава компонентов.)
Мироварение. Варили и освящали Миро для совершения Таинства только сами апостолы, а несколько позже право мироварения было дано поставленным ими епископам. Те в свою очередь стали рассылать сваренное Миро священникам, использовавшим его при совершении Таинства Миропомазания. Миро стали приготовлять по образцу того благовонного состава, которым в ветхозаветную эпоху помазывались цари и пророки, а также священники для Иерусалимского Храма.
В Русской Церкви были традиционные места приготовления святого Мира.
По постановлению Московского собора 1675 года мироварение совершалось только в Москве. Мироваренный очаг находился ранее Храме Трех Святителей, а , в1763в году для мироварения приспособили Крестовую палату, известную с тех пор также как Мироваренную, куда был перенесен очаг из упраздненного Трехсвятительского храма. В Мироваренной палате и ныне сохраняются печь и сосуды для мироварения.
Освящали Миро в кремлевском Успенском соборе.
В синодальный период вторым, помимо Кремлевских палат, местом освящения Мира стала Киево-Печерская Лавра.
С восстановлением Патриаршества в 1917 году освящение Мира вновь стали совершать только в Москве. С тех пор местом приготовления святого Мира стал Малый собор Донского монастыря. где с этой целью была устроена специальная печь, в центре которой помещается котел из огнеупорного сплава
Освящение Мира совершается в Патриаршем Богоявленском соборе в Елохове. Алавастр со святыней хранится в алтаре кафедрального собора Москвы
В современной практике правом приготовления Мира обладает только глава автокефальной Церкви (Патриарх либо митрополит).
В России чин мироварения совершает Патриарх Московский и всея Руси и затем раздает освященное Миро на приходы Русской Православной Церкви. Таким образом, благословение Патриарха получает каждый, кто через Таинство Миропомазания становится членом Церкви.
Святое Миро в России приготовляется и освящается приблизительно раз в два года.
Частота совершения чина в Русской Церкви - 3-4 года. В последнее время чин совершался патриархами: Алексием II (2003.2007), Кириллом (2009).
Предварительное приготовление всех составляющих начинается с Крестопоклонной Недели (27марта н.с.) и заканчивается к Страстной седмице.
В среду на Крестопоклонной седмице совершается малое водоосвящение, и все приготовленные для мироварения вещества кропятся этой водой.
Часть чистого оливкового масла смешивается с белым виноградным вином, и эта смесь варится в котлах.
Затем благовонные вещества мелко толкутся, заливаются сваренной смесью елея и вина и настаиваются две недели.
Торжественный чин мироварения совершается на Страстной Седмице
Утром Великого Понедельника Патриарх в сослужении клириков полагает начало мироварению.
Окропляет святой водой, освящаемой тут же, все приготовленные на Крестопоклонной седмице компоненты Мира и принадлежности мироварения (серебряные котлы и сосуды).
Он сам с помощью трикирия зажигает под котлами огонь, который поддерживается священниками и диаконами.
В первый день миро доводят до кипения и потом варят на малом огне, постоянно перемешивая его. Миро варится в течение трех дней: в Великий Понедельник до вечера, весь Великий Вторник и утро Великой Среды. Все это время священники непрерывно читают Евангелие по очереди а диаконы перемешивают миро веслами.
В Великую Среду в приготовленное Миро кладут ароматы, и оно разливается в 12 сосудов.
По окончании мироварения для охлаждения его помещали в особую кадь. Сохраняемая в Крестовых палатах серебряная кадь была подарена в 1767 году императрицей Екатериной II, ее крышку венчают литые позолоченные фигуры: пророк Самуил возливает елей на голову царя Давида.
Схема чина мироварения
- «Благословен Бог наш...»
- «Царю Небесный...», Трисвятое по «Отче наш...»
- «Господи, помилуй» (12 раз)
- «Придите поклонимся...» (трижды)
- Псалом 142-й
- «Бог Господь...»
- Тропари: «Благословен еси Христе Боже наш...» (тропарь Пятидесятницы, дважды) и слава и ныне: «В рождестве девство сохранила еси...»
- Псалом 50-й
- Малое освящение воды
- Молитва ко Господу Иисусу Христу о помощи в совершении дела мироварения
- Отпуст
- Окропление святой водой приготовленных для мироварения веществ и котла, вливание в котел немного святой воды.
- Благословение духовенству на вливание в котел масла и вина.
- Патриаршее благословение десницей котла, возжигание трикирием огня под котлом и чтение Евангелия.
- Продолжение непрерывного чтения Евангелия духовенством в течение трех дней.
- В Великий Вторник в мироваренный котел добавляют виноградное вино и благовонные вещества.
- В Великую Среду – виноградное вино и елей, сваренный в четвертую седмицу Великого поста.
- В присутствии архиерея в среду заканчивается мироварение и после остывания священного мира по благословению архиерея в котел вливаются благовонные масла, и все тщательно перемешивается.
Освящение Мира.
Освящение мира совершается патриархом в Великий Четверг за Божественной литургией Освящение бывает после Евхаристического канона при открытых Царских вратах. Ранее сосуды с миром и алавастр переносили из Мироварной палаты торжественным крестным ходом в Успенский собор.
Ныне из Малого Донского собора сосуды с новоприготовленным миром перевозятся клириками в патриарший собор и при пении тропаря Пятидесятницы «Благословен еси, Христе Боже наш...» поставляются по сторонам жертвенника. В то же время из Крестового храма Московской Патриархии в собор перевозится алавастр и поставляется на жертвеннике. На Божественной литургии во время великого входа сосуды с миром переносятся к престолу. Их несут священнослужители северными дверями, предшествуя Цестным Дарам. Алавастр принимает из рук первенствующего иерея патриарх и поставляет его на престол. Остальные сосуды поставляются вокруг престола. По возгласе литургии «И да будут милости Великого Бога...» патриарх освящает миро.

Алавастр, использовавшийся до 1917года , в настоящее время хранится в собрании Музеев московского Кремля и демонстрируется в экспозиции кремлевского Патриаршего дворца.
Алавастр привозят из Крестового храма Московской Патриархии, где хранится Миро, оставшееся в Церкви по преемству от апостолов, и содержащее в себе часть вещества, сваренного и освященного всеми русскими первоиерархами.
После слов: "И да будут милости...", - Патриарх освящает Миро, благословляя трижды крестным знамением каждый сосуд и читая особую молитву.
При освящении нового мира патриарх добавляет в каждый сосуд из алавастра немного древнего мира, а также пополняет алавастр новоосвященным миром.Каждый раз, когда варится новый Елей, то в него вливают священное Масло,
сваренное в предыдущий раз. Таким образом, на протяжении веков святость и
чудотворность Мира не теряется
В Великий четверг миро освящается и передается во все епархии, приходы и обители
Русской Православной Церкви, где бы они ни находились, - в пределах Отечества, в
ближнем или дальнем зарубежье.
Помазание Иисуса миром — общее название эпизодов четырёх Евангелий, повествующих об умащении
Иисуса Христа благовониями, совершённом женщиной. Евангелия от
Марка,
Матфея и
Иоанна включают помазание миром в рассказ о
Страстях Христовых. По месту действия в этих Евангелиях эпизод помазания называют также
Вечерей в Вифании; по месту действия в
Евангелии от Луки —
Пиром в доме Симона Фарисея.
Патриарх Сербский Павел разжигает огонь для мироваренной печи. Белград, 6 апреля 2004 г.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершает чин освящения Святого Мира
Миропомазание – одно из семи таинств, следующее за крещением и знаменующее
сошествие Святого Духа. Еврейское слово «Месиа» или «Мешиах» и его греческий
синоним «Христос» в переводе на русский язык означает «Помазанник», т.е., Божий
Избранник. Это Масло имеет также свою предысторию. Оно было сварено из нарда,
оливкового масла и букета благовонных цветов, которые были собраны Моисеем, во
время получения 10-ти Заповедей (Деколога), на вершине горы Синай. Секрет
состава, а также способ приготовления Мирона пророк вместе с Заповедями
унаследовал от Иеговы: «И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых
лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот [сиклей], корицы
благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного
двести пятьдесят, касии пятьсот сиклей, по сиклю священному, и масла оливкового
гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную,
искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания; и
помажь им скинию собрания и ковчег [скинии] откровения, и стол и все
принадлежности его, и светильник и все принадлежности его, и жертвенник
курения, и жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и умывальник и
подножие его; и освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним,
освятится; помажь и Аарона и сынов его и посвяти их, чтобы они были
священниками Мне. А сынам Израилевым скажи: это будет у Меня миро священного
помазания в роды ваши; тела прочих людей не должно помазывать им, и по составу
его не делайте [сами себе] подобного ему; оно - святыня: святынею должно быть
для вас; кто составит подобное ему или кто помажет им постороннего, тот
истребится из народа своего» (Исх 30:22-33).
Иудеи тщательно
хранили Мирон в Иерусалиме в Соломоновом храме. В 70-м году нашей эры по приказу
римского императора Тита 2-й храм Соломона был разрушен римскими легионерами.
Предвидя разрушение Иерусалимского храма римлянами Елизавета, жена пророка
Захарии, спасла Миро и спрятала его в скалах. Далее, через сына Захарии Иоанна
это Масло попало к Марии Магдалене, а потом и к святому апостолам.