(О мистических истоках одного
«благочестивого» заблуждения).
Приближается юбилей основания
древнего Софийского собора в Киеве. Есть такие храмы и в Великом Новгороде в
России, и на Белой Руси. Но не каждый православный сможет ответить на вопрос: «А
кому они были посвящены при основании - Божией Матери или Христу? Когда отмечать
престольный праздник Софийского собора?» (кликнуть заголовок).
Ответ найти
достаточно просто. Греческое слово «Софиа» означает «Премудрость». Так вот,
кафедральный константинопольский храм Святой Софии - прототип Софии Киевской,
был освящен В ЧЕСТЬ ХРИСТА – БОЖИЕЙ ПРЕМУДРОСТИ И СИЛЫ. Именно так именуется
Христос в благодарственных тропарях после причащения, читаемых после литургии
Святого Иоанна Златоуста – патриарха Константинопольского: «О, Христе, БОЖИЯ
ПРЕМУДРОСТЬ и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем Дне Царствия
Твоего".
Тропарём в честь Святой Софии в Константинополе был не богородичный,
а христологический гимн строителя храма - византийского Императора Святого
Юстиниана - "Единородный Сыне". Позднее, наряду с первым, вторым тропарём храма
стал гимн "Рождество Твое, Христе, Боже наш".
Первый гимн храма Святой Софии
(творчества Святого Царя Юстиниана) было сразу решено петь в чине литургии во
всех храмах Империи - между т.н. антифонами-псалмами: как догмат Церкви,
правильно учащий о Боговоплощении Сына Божьего против христологических
еретических учений. Гимн в честь превечного воплотившегося ЛОГОСА (Слова
Божьего) звучит и ныне во всех православных храмах.
Престольный же праздник
храма Святой Софии в Константинополе отмечался ромеями-византийцами
на
Рождество Христово, а, по аналогии, так было установлено и в Софии
Киевской домонгольского периода.
Таким образом, в центре "Матери городов
русских", в православном Киеве, как и в имперском Константинополе, находился, и
ныне возвышается, величественный Храм в честь превечной божественной СВЯТОЙ
СОФИИ - ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА. В этом свете и Патриарший ХРАМ ХРИСТА-СПАСИТЕЛЯ в
Москве, есть также храм Софийный - первопрестольный Московский Софийский Собор.
Заметим, что и в освятительной литургической молитве-анафоре величайшего
Учителя Церкви - Святого Василия Великого, Господь Иисус Христос именуется
"превечной Софией" - "превечной Премудростью". Вот этот текст: "Сущий
Владыко,...Ты – Отец Господа нашего Иисуса Христа – великого Бога, Спасителя и
упования нашего, Коий есть Образ Твоей Благости, равнообразный Отпечаток,
являющий в Себе Тебя – Отца, (Коий есть) Твое Живое Слово, Бог Истинный,
ПРЕВЕЧНАЯ ПРЕМУДРОСТЬ (ПРЕВЕЧНАЯ СОФИЯ), Жизнь, Освящение, Сила, Истинный Свет,
Коим явился нам Дух Святый – Дух Истины"
http://vladyka-ionafan.ru/liturgy
.
(На алтарном своде Киевской Софии находится древнее мозичное изображение
молящейся Богородицы, с воздетыми к Сыну Божьему руками - "Оранта", что,
по-видимому, и дает некоторым повод, вопреки вышеизложенному, неверно полагать,
что престольным праздником Киевской Софии было Рождество Пресвятой Богородицы, а
Сама Пресвятая Богородица и есть "Святая София - Премудрость Божия").
Как же
получилось, что уже в средние века «Святую Софию» на Руси кое-где стали понимать
как Личность Богородицы? Обстоятельный научный ответ дал покойный
митрополит Ленинградский и Новгородский Антоний (Мельников) в своем исследовании
новгородской средневековой иконографии «Святой Софии – Премудрости
Божией» - фигуры в женском облике и с крыльями за спиной. Его
интереснейший труд был им опубликован в одном из выпусков журнала Московской
Патриархии «Богословские труды».
По изысканиям святителя «мариологическая
софийная» иконография не может претендовать на статус канонической, поскольку ее
«родословная» восходит к небезизвестным тамплиерам, и далее, - в тёмные глубины
древнеегипетского образа и почитания языческой богини Изиды. Через западных
еретиков эта «иконография» была занесена в пределы средневекового Великого
Новгорода, где и ныне можно услышать следующий припев к доморощенному акафисту в
честь Божией Матери: «Премудрость Божия – Софие, моли Бога о нас!». Из
средневековой, зараженной мистическими ересями Польши, «мариологическая софийная
иконопись», вероятно, попала и, в возрожденный после 300-летнего полного
запустения после ордынцев-татар, Киев. Среди европейских масонов феминистические
избражения таинственной "Софии" также пользовались популярностью.
Однако,
следует помнить, что «мариологическая софиология», как одно из «новомодных»
течений в русской богословской мысли конца девятнадцатого-начала двадцатого
столетия (В.Соловьев, о. Сергий Булгаков, о.
Павел Флоренский и др.) была
осуждена как ересь Собором Русской Православной Церкви Заграницей и указом
Святейшего Патриарха Сергия: в ней была усмотрена кощунственная мистическая
"Дева" как "четвёртая ипостась" во Святой Троице.
Святитель Иоанн Шанхайский
и Сан-Францисский, обличая заблуждения "мариологического софианства", писал:
"Если, всё же продолжится
искание новой
веры и новой премудрости, то верные сыны Церкви да останутся
непоколебимы в Православии, воспевая единым сердцем и едиными усты: "Не
мудростью и силою, и богатством хвалимся, но ТОБОЮ - ОТЧЕЮ ИПОСТАСНОЮ
МУДРОСТИЮ, ХРИСТЕ, несть бо свят
паче Тебе, Человеколюбче" (ирмос 3-й песни канона святым первоверховным
апостолам Петру и Павлу).
http://www.pravoslavye.org.ua/index.php?r_type=news&action=fullinfo&id=35668