Хиландар для русских |
Хиландар (серб. Хиландар, греч. Χιλανδαρου)Хиландарский монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, — один из афонских монастырей, занимающий в святогорской иерархии 4-е место. Принадлежит Сербской православной церкви и является одной из величайших сербских религиозных святынь
Свою новую историю монастырь ведет от сербских правителей XII века Стефана Немани и его сына Растко. Оба они отказались от престола, ушли на Афон и приняли монашество - вначале сын, ставший затем великим сербским святителем Саввой, а затем и отец, появившийся в образе простого инока Симеона в Ватопедском монастыре. В 1198 году Ватопед отдал отцу и сыну лавру Хиландар, лежащую тогда в руинах. Дар был скреплен указом императора Алексия III, подтверждавшим, что монастырь навеки переходит во владение сербов. Отец и сын изо всех сил трудились над восстановлением монастыря, практически отстраивая его заново. Преподобный Симеон почил и был погребен в монастыре Хиландар в 1200 году, спустя два года после его основания. В 1204 году Савва решил вернуться в Сербию и забрал с собой тело отца, чтобы перезахоронить его в Студенице. Братия скорбела об утрате мощей, но преподобный явился во сне игумену Мефодию и сказал, что мощи необходимо было вернуть в Сербию, но взамен из его могилы вырастет виноградная лоза. Вскоре после того, как владыка Савва отбыл с мощами, из камня под опустевшей могилой начала расти лоза, на которой с тех пор растет виноград.
Со временем святой Савва, возвратившийся на родину, стал архиепископом Сербским, духовным отцом своего народа. Умирая, святитель оставил братии монастыря Устав, согласно которому в монастыре не должен выбираться игумен, а его место незримо занимает Сама Царица Небесная – Игумения Святой Горы.
http://drevo-info.ru/articles/13830.html
Святыни
В соборном храме обители хранится чудотворная икона Божией Матери «Троеручица» (см.). Именно этот образ занимает игуменское место в храме, являя настоятельство Богородицы над обителью. Иной чтимой иконой Богородицы является Попская.
Также в монастыре сохраняется и древняя лоза, выросшая на месте погребения преподобного Симеона Мироточивого. Ее виноград принимают как лекарство от болезней и бесплодия. В начале XXI века лоза выглядит уже очень древней, но продолжает цвести и плодоносить. Виноград с нее высушивают и раздают паломникам, приезжающим помолиться о даровании детей.
Среди святынь монастыря – фрагменты даров волхвов Младенцу Христу, орудий страстей Господних, значительная часть Животворящего Древа Креста Господня, части тернового венца, крови Христовой, Его трости и пелен, Частицы ладана и смирны из даров волхвов, мощи святого Иоанна Предтечи, пророка Исаии, великомучениц Варвары и Екатерины, нога прп. Симеона Столпника; нога свт. Григория Богослова; нога целителя Пантелеимона и многих других святых
Из ризницы
Плащаница скопльского архиепископа Иоанна в Хиландаре XIVв.
Катапетасма Спас Великий Архиерей, Василий Великий и Иоанн Златоуст
Завеса Царских врат была некогда важной частью церковной утвари, к ее изготовлению относились с особым вниманием, так как древние иконостасы были невысокими и имели только две престольные иконы, а Царские врата такого иконостаса были очень низкими, и поэтому большое внимание уделялось катапетасме, потому что из храма она была видна почти целиком. Между тем, когда были введены высокие иконостасы и высокие Царские двери, завесы потеряли свое прежнее значение.
Фрагмент Хиландарской завесы. 1399 г.
Хиландарская катапетасма сделана из тяжелого красного шелкового атласа, а вышита золотными, серебряными и шелковыми нитями. В более позднее время она была обшита вокруг широкой каймой из шелковой цветной ткани. Композиция и рисунок прекрасны, тема чисто литургическая. Возможно, вышивальщица хотела изобразить то, что совершается в алтаре во время Божественной Литургии. Спаситель как Великий Архиерей, облаченный в полное архиерейское богослужебное одеяние XIV века, совершает Литургию и благословляет. Всё в этом изображении есть свидетельство старины, здесь видим и древний способ двуперстного благословения, а не именословного, как сейчас. Видим форму старых саккосов, украшенных византийскими орнаментами, с широкими и очень короткими рукавами; видим облик старого омофора; видим древние большие поручи, которые доходят почти до локтя и были тогда еще принадлежностью только архиерейского облачения, а никак не иерейского, и, тем более, не диаконского; видим епитрахиль из двух половин, переброшенных одна на другую; видим стихарь с источниками (реками) на рукавах и внизу на подоле. По сторонам Спасителя Василий Великий и Иоанн Златоуст в архиерейском облачении: полиставрии и омофоре, изображенные сослужащими Литургию вместе с Великим Архиереем Господом Иисусом Христом. Они также облачены в архиерейские одежды, и мы видим на них: тип древнего полиставриона, форму старого омофора и способ его ношения, епитрахиль, вышитую разными орнаментами, состоящую из двух половин, стихарь с реками и палицу. Святители держат в руках свитки с текстами их литургических молитв. За св. Василием и св. Иоанном стоят два ангела в диаконских стихарях и держат древние короткие четырехугольные рипиды с трижды вышитым aгioc. На стихарях по вороту и рукавам идет старый византийский орнамент. Шитье выполнено золотом, серебром и шелком голубого, малинового, коричневого и черного цветов. Прорись волос вышита фиолетовым и пурпурным шелком, а сами власы Спасителя шиты золотисто-светло-желтым шелком, и так же сделаны волосы святителей и ангелов. Нимб Спасителя шит золотом, омофор и саккос серебром, а кресты на саккосе вышиты золотной нитью. Стихарь шит серебром, а поручи золотом. У св. Василия и св. Иоанна омофоры и полиставрии сделаны серебром, а епитрахиль золотом и шелком красного и голубого цвета.
Еще одна Катапетасма -русский вклад В 1556 году первая жена царя Иоанна Грозного жертвует в Хиландарский монастырь на Афоне завесу к Царским вратам, на которой вышита вязью торжественная надпись с упоминанием того, что «…сделана катапетасма сия в преименитом граде Москве… в святую гору в Хиландар монастырь сербский». Завеса исполнена в форме удлиненного прямоугольника; в средней части вышита композиция «Преста царица», окруженная с трех сторон обрамлением, состоящим из 31 поясного изображения различных святых. Фигуры даны в удлиненных пропорциях, их отличает плоскостность, графичность и некоторая условность. Известный исследователь древнерусского искусства Н.П.Кондаков так описывает эту завесу: «Завеса шита по дымчатому брокату венецианских фабрик, затканному густо цветами, золотом, серебром, шелками: голубым, малиновым, красным и золотистым… Работа исполнена в царских мастерских, а знаменили, очевидно, первые иконописцы двора».
"Правительство Ивана IV отдавало предпочтение поддержке трех афонских монастырей: Пантелеймонова, Хиландарского и Ватопедского. Связи России XVI в. с сербским Хиландарским монастырем находились в зависимости от династических связей московских государей с Сербией. «Сербский след» в генеалогии Василия III прослеживается по линии деспота Артского и Сербского Карла III Токко – внучатого племянника Софьи Палеолог и по линии его второй жены Елены Глинской – внучки сербского воеводы Стефана Якшича. Покровительство Москвы Хиландару отразило борьбу за сохранение династии, знаменем которой являлась Елена Глинская. Не случайно гибель царевича Дмитрия 15 мая 1591 г. позволила Борису Годунову уже в августе того же года усилить контакты с Пантелеймоновым монастырем и отказаться от приверженности Русского государства сербской идее. Усиленное внимание к нуждам Хиландара прослеживается начиная с середины XVI в. В это время Ивану IV пришлось вплотную столкнуться с опасностью династического кризиса. В грамотах, сопровождавших отправку даров Хиландарскому монастырю в 1557 г., упомянуты брат царя и его супруга, но обойден молчанием Владимир Андреевич Старицкий – двоюродный брат и соперник Ивана Грозного. Пожалования 1557 г. афонским монастырям делались тогда, когда Иван IV был озабочен идеей получения соборной грамоты о царском венчании, в которой бы признавался его новый титул. Это требовало огромных финансовых затрат, чрезвычайно обременительных в условиях кануна и начала Ливонской войны. В конце правления Иван IV обратил свою милость в сторону Ватопеда. Потрясенный смертью царевича Ивана Ивановича (19 ноября 1581 г.) и занятый покаянием, царь принялся рассылать огромные вклады в русские монастыри. Не были обойдены царской милостью и Афонские монастыри, в особенности Ватопед. Со своим посланником Иваном Мишениным в Константинополь и на Афон Иван Грозный 30 марта 1582 г. отправил по душе старшего сына большое денежное пожертвование. После разбора опричной «рухляди» на монастыри Святой Горы жаловалось 2870 руб. (от 50 до 350 руб. каждому). Пантелеймонов, Хиландарский и Ватопедский получали свои милостыни отдельно. Так, в Ватопедский монастырь было пожаловано 820 руб., в Пантелеймонов – 700."
ttp://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Fkremlmuseum.prod.rbcsoft.ru%2Fru%2Fmain%2Fscience%2Fconferences%2F2009%2Fpower%2Ft
Плащаница Положение во гроб (1346г)
Спаситель лежит у подножия креста на каменной плите. Чтобы было ясно, что Спаситель только что снят с креста, сигнатура IС XС расположена не около Его главы, как обычно, а около креста. С обеих сторон креста в верхней части плащаницы изображены пять плачущих летящих ангелов с убрусами. За одром Спасителя сверху изображены поясные фигуры Богородицы, трех жен-мироносиц и молодого Иоанна Богослова. Сломленная горем Богородица склоняется к Сыну, подперев голову правой рукой и скорбно вглядываясь в Спасителя. Три мироносицы склонили головы от боли, и одна из них ударяет себя в грудь. Иоанн Богослов стоит в той же позе, что и Богородица. По углам плащаницы четыре евангелиста; вверху поясные фигуры Иоанна и Марка с открытыми евангелиями в руках. Иоанн дважды изображен на плащанице: молодым рядом с одром, и второй раз как евангелист. Внизу изображенные до колен фигуры Луки и Матфея, которые держат закрытые евангелия. Между Лукой и Матфеем многоочитые херувимы, два переплетенных колеса с множеством глаз и крыльями, на которых тоже видны глаза, и шестикрылые серафимы. Между последними расположена посвятительная надпись в три с лишним строки, вышитая золотом.
Воздух Благовещение; Рождество Христово 14 в
Воздух Евхаристия (Причащение апостолов) ( Конец 14 - начало 15 в)
К стоящему за престолом Спасителю с двух сторон приближаются по шесть апостолов с Петром и Павлом во главе. Над апостолами изображены ангелы. Они как бы осеняют рипидами самого Спасителя, который является одновременно "и Приносящим и Приносимым". Их склоненные позы отсылают нас к композиции Поклонения Жертве. Шитье личного исполнено очень тонко, по форме мускулов, с притенениями. Одежды, архитектура, фон - все сплошь зашито золотом и серебром с обозначением контуров и складок нитями цветного шелка (красного и темно-коричневого). Все шитье представляет драгоценную, сплошь покрытую металлическими нитями поверхность, но при этом линия рисунка не скована материалом, она остается удивительно пластичной. Идущий же по кайме орнамент сличен с орнаментом кайм охридских аеров.
Воздух Служба Святых Отцов
На воздухе по красному фону цветными шелками, золотом и серебром вышито изображение Службы Святых Отцов: в центре на престоле, осененном киворием, в большом дискосе Богомладенец, покрытый платом, - приносимый в жертву Агнец Божий, взявший на Себя грехи мира. По сторонам два ангела, осеняющие Его рипидами, и отцы-литургисты - Иоанн Златоуст и Василий Великий. Средник обрамляет орнамент
Наверху в центре епитрахили - изображение Спасителя в медальоне. Ниже по обеим сторонам епитрахили в арках вышиты в моленном предстоянии, в трехчетвертном повороте к центру: Богоматерь и Иоанн Предтеча, ниже ростовые апостолы Петр и Павел, святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, Афанасий Александрийский и Григорий Богослов, Николай Мирликийский и Спиридон Тримифунский. Арки отделены друг от друга полосами орнамента.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |