
Чистое гладкоокрашенное или украшенное узорами яйцо приобрело символическое
религиозно-обрядовое значение еще задолго до принятия христианства. У многих
народов сохранились легенды, в которых яйцо выступает источником жизни, света и
тепла, даже зародышем всей Вселенной. Существуют также многочисленные варианты
легенд, связывающих возникновение традиций писанкарства с евангельскими событиями (страстями Христа).

Ввиду физических особенностей скорлупы яйца, средневековые писанки до наших дней не сохранились.
Однако массовая роспись яиц в Украине существовала в течение веков. В XIX ст. писанкарство в разных
художественных вариантах бытовало на всей территории Украины, о чем
свидетельствуют давние коллекции украинских писанок в музеях Киева, Лубнов, Львова, Кракова, Варшавы, Брно и др.
Самые старинные писанки сохраняются в фондах Музея этнографии и художественного промысла
Института народоведения НАН Украины и происходят из сел Остров (в 1882 г., Львовщина),
Слободка (в 1891 г.,
Подолье) и др.

Своеобразные местные отличия писанок существовали и в начале XX ст. Различают писанки Поднипровъя, Слобожанщины, Полесья, Подолья,
Бойкивщини, Гуцульщини, Лемкивщини и тому подобное. На Слобожанщине и Покутье
распространены крапанки, на
Бойкивщине и Лемковщине — так называемые булавочные и крапанки. Самая большая филигранность орнаментальных
мотивов присуща гуцульським писанкам, выполненным писачком с конусообразной трубочкой.

Писанки изготовляли весной, перед Паской, сельские
девушки и женщины, монастырские монахи и иконописцы, городские барышни пекари и
др. Поэтому и техника декорирования отличалась. На селе яйца красили в один
цвет, иногда процарапывали узоры,
орнаментировали воском и красили в несколько цветов, тогда как в городе
прибегали к разным искусственным способам — наклеивали куски цветной бумаги,
фольги, ткани, нити и тому подобное. Писанки преимущественно изготовляли для
себя и только изредка для продажи на ярмарке.

Когда-то с писанками делали магические действия. Для обеспечения урожая их на весеннего Юрия
катили по зеленой пшенице и закапывали в землю. Пасхальным утром молодежь
умывалась водой, в которую перед тем клали пасхальные яйца и серебряные монеты,
они должны были придать силы и красоты. Свяченые писанки были оберегом для жилья от грома и огня, а людей и животных — от «дурного глаза», их использовали в качестве
лекарств от некоторых заболеваний. Писанки служили объектом забавы для детей и
молодежи. С ними устраивали игры «невбитки», «навкатки» и др.
Из пустых писанок,
добавляя к ним из цветной бумаги хвост, крылья и головку из теста, изготовляли
так называемые голубей. Их, а также писанки, нанизанные на шнурочек (по большей части по три), подвешивали вблизи
икон, украшая таким образом жилье.

В 60-х годах XX ст. в связи с усилением интереса к народному
искусству и национальной культуре возобновилось и писанкарство. В Косове, Коломые и Вижнице
весной, перед Пасхальными праздниками, народные мастера продавали писанки на ярмарках. Так стихийно
возник писанкарский промысел,
однако сначала он не выходил за пределы
Прикарпатья. В 70—80-х годах писанки
как произведения народного искусства экспонировались на выставках. Появились
частные коллекции писанок.
Сегодня писанкарство
сохранилось и развивается благодаря мастерам старшего поколения. Писанки
продаются на ярмарках, в художественных салонах. Оригинальный орнамент писанок не только очаровывает своей изысканностью,
миниатюрностью, гармонией колорита, он несет древнейшие символы миропонимания и
природы, соединяет с традицией прошлого. Украинская писанка в мире является символом народа.



































Фотоподборка из Интернета
Источник

|