-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Habazuka

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.09.2008
«аписей: 8
 омментариев: 9
Ќаписано: 34

Ѕез заголовка

„етверг, 23 ќкт€бр€ 2008 г. 20:40 + в цитатник

јрхитектура и зодчество древней »ндии.

архитектурные —тили индуистских храмов.«начительные    климатические, культурные, расовые и прочие  различи€ между северными равнинами и √ималайскими предгорь€ми  и южными территори€ми, прилегающими к побережью, обусловили  формирование в различных част€х   »ндии  трех  архитектурных стилей в храмовом зодчестве, имеющих весьма значительные различи€.


древние тексты на архитектуре, классифицируют храмы на три стил€ - стил€ Ќагара (Nagara) или 'северный' стиль, что дословно переводитс€ как "городской" или "город",  дравидского или южного стил€   ƒравида , и ¬есара (Vesara)  или гибридного стил€, который отмечен  в ƒекане помимо двух основных.
ƒл€ южного типа индуистского храма характерна шикхара в виде ступенчатой пирамиды с четко выделенными поперечными по€сами, завершенна€ многогранным, колоколовидным перекрытием. ƒл€ северного типа культового индуистского здани€ стала характерна шикхара параболических очертаний с приплюснутым кольцом (амалака) наверху.
 роме того  в периферийных област€х таких как   Ѕенгали€,  ерала и гималайские предгорь€ и   долины развились региональные архитектурные стили. Ќо безусловно большинство храмов выстроено либо в стиле Ќагара либо ƒравида, причем это разделение можно проследить с самых ранних, из сохранившихс€ на сегодн€шний день, храмов.
—тиль Nagara, который развивалс€ в течение п€того столети€, характеризуетс€   башней типа уль€  (названный "shikhara", в северной терминологии) составленной из нескольких слове архитектурных элементов, типа kapotas и gavaksas, завершающихс€  большим круглым подобным подушке элементом, названным "amalaka", а в просторечии "Ѕарабан".  ѕлан храма   основан на квадрате, но стены часто разбиваютс€ элементами декора в результате чего создаетс€ впечатление, что башн€  кругла€.   ¬  более поздних событи€х, в храмах типа    атармала   или  Ѕайджнатха , центральна€ мандапа  окружена несколькими маленькими храмиками,  создава€ визуальный эффект, напоминающий фонтан.
— седьмого столети€ Dravida или южный стиль сформировал пирамидальную башню, состо€щую из прогрессивно уменьшающихс€  €русов, узкого горла, и купола на вершине, названной также  shikhara (в южной терминологии). ѕовтор€ющиес€ горизонтальные  €русы визуально  придают южным храмам приземистость.
ћенее очевидные различи€ между двум€ главными типами храма включают план местности, выбор и расположение камн€, из которого  вырезали фигуры на внешних стенах и интерьере,  диапазоне декоративных элементов.
√овор€ об обширных област€х »ндии во власти 'северного' стил€, то есть от √ималаев до ƒекана, должно упом€нуть про  региональные отличи€. Ќапример все нижеперечисленные храмы классифицировано как принадлежащие к стилю Ќагара, - и простой храм Parasuramesvara в Ѕубанешваре ( в ќриссе), стосто€щий только из св€тилища и зала, и храмы в  аджурахо   с их захватывающими суперструктурами,  и из€щно вырезанный храм Surya в Modhera тоже. — другой стороны 'южный' стиль, будучи ограниченным  меньшей географической областью, был более последователен в  развитии и более предсказуем в архитектурных особенност€х.
¬ пограничных област€х между двум€ главными стил€ми, особенно в современных государствах  арнатаки и јндхра-ѕрадеша, было много стилистического наложени€ так же как нескольких отличительных архитектурных особенностей. “ипичный пример - храмы периода ’ойсала (Hoysala)  с его многочисленными св€тилищами  и замечательным декоративным оформлением стен. ‘актически такие особенности иногда столь существенны, что определ€ют   классифицирующие отличные региональных   групп. Ќе маловажное значение оказывали   местные типы строитльных материалов. “ак, м€гкий мыльный камень, используемый архитекторами ’ойсала двенадцатого- тринадцатого столети€,  позвол€ет скульпторам, работающим в традиции слоновой кости и резьбы по дереву, вопроизвести эти техники в камне и создать  самый причудливый и декорированный   из всех индийских стилей. “рудно обрабатываемые прозрачные гранитные скалы , типичные дл€ области вокруг ћамалапурама (Mamallapuram ) “амил Ќаду  не позволили провести  детализированную проработку поверхностей храмов.   ¬ област€х без камн€, типа  Ѕенгалии, храмы, построенные из кирпича также имели весьма различные стилистические особенности, и т.д.

Ќо самое существенное визуальное различие, сформированное в средневековье,  между   северными и южными стил€ми - ворота. Ќа севере шикхара остаетс€ самым видным элементом храма, и ворота обычно скромны. ¬ южном стиле стены были построены вокруг целого комплекса и по этим стенам, идеально установлены по восток - запад и между севером и югом   сложные, и часто великолепные ворота, названные √опурам. (gopuram), которые открывали проход во   внутренний двор. Ёти√опурами стали  фактически стать самой поразительной особенностью южного индийского храма. ќни станов€тс€ более высокими и более высокими, затмева€ внутреннее св€тилище и его башню и доминиру€ над целым храмовым копплексом.   — периода ¬иджь€нагара (Vijayanagara), столицей которой был    ’ампи,   гопурамы  станов€тс€ очень многочисленными,  высокими,  украшенными скульптурой, и часто раскарашенными.  Ўирина €русов павильонов и других архитектурных элементов была тщательно подобрана, чтобы создать вогнутый контур, который €вл€етс€ отличительной особенностью дравидских   храмов, выстроенных к югу, особенно в “амилнаде.
строение индуистского храма

¬ своей основе  тип индийскогоиндуистского  храма  практически без изменений сохранилс€ с  6-ого столети€ нашей эры до нашего времени.  —троительство храмов и на севере и на юге было подчинено канону, описанному в —амхитах, јгамах и  иной регилиозной литературе, подробно регламентирующей все от выбора места до ритуала. ѕервоначально индийские храмы не были предназначены дл€ большого количества верующих, возможно в числе прочего и из-за кастовых различий, что обусловило в большей степени на севере их незначительный размер.
—оставные части индуистского храма—амой важной частью храма, его сердцем,  €вл€етс€ гарбхагриха (garbhagrha) то есть св€тилище, св€та€ св€тых, sanctum sanctorum на латыни. Ёто обычно квадратное низкое помещение  без дверей и окон за исключением единственного низкого и узкого входа. »зображение Ѕожества размещено в геометрическом центре. Ёто абсолютно   темное место, здесь нет никаого света за исключением света, который проникает через вход,   и света от ламп и свечей. Ќад гарбхагрихой собственно и находитс€  храмова€ башн€ (вимана). Ёта башн€ бывает весьма высока в —еверных индийских храмах и ниже и шире или средней высоты в южно-индийских храмах, подробнее об этом в отдельной статье.

¬округ св€тилища обычно есть круговой проход, точнее закрытый с 3-х сторон проход, называемый прадакшинапатха (pradaksinapatha), по которому верующие обход€т Ѕожество, т.е. совершают парикрама, так этот проход тоже иногда называют. Ётот проход может быть темным и глухим или иметь окна и даже очь большие окна без решеток, похожие на выходы (в ѕаттадакале например).  “олько храмы стил€ весара (vesara) не имеют этого прохода.
ѕеред св€тилищем находитс€ проход в него, соедин€ющий его с большим залом - мукхамандапа (mukhamantapa), иногда называема€  sukanasior ardhamantapa, в зависимости от его пропорции относительно самого gharbhagrha.  роме того функции непосредственного прохода мукхамандапа используетс€ дл€ хранени€ предметов религиозного назначени€, включа€ пищу, подлежащую предложению Ѕогу, и прочих предметов культа.
≈сть еще   antarala, узкий проход, соедин€ющий gharbhagrha и mukhamantapa или mantapa ( зал), он выдел€етс€ в само€то€тельную часто только в больших храмах, в  большинстве храмов antarala идентичен с mukhamantapa или sukanasi, которые  представл€ют собой в небольших храмах лаз из центрального зала в св€тилище.

Mantapa, то есть мандапа (также названный nrttamantapa или navaranga) - большой зал, используемый дл€ относ€щихс€ к прихожанам религиозных действий. »ногда это довольно большое помещение, включающее в себ€ несколько соединенных между собой залов, как например в храме Ўивы в ¬аранаси. —обственно  мандапа представл€ет собой здание между гарбхагрихой и входом в храм. ¬ свою очередь мандапа в зависимости от размера может иметь простой вход, декорированный лишь незначительными орнаменатльными полосками по кра€м двери,  или вход с крыльцом,  ступен€ми,  предвратными   фигурами и скульптурными группами, горельефами и прочими элементами декора.
ѕеред храмом, то есть входом в него располагаетс€ флагшток (dhvajastambha), который находитс€ на центральной оси храма напртив св€тилиша. ‘лаг зависит от Ѕога, которому посв€щен храм, так же как и вахана ( vahana), то есть ездовое животное Ѕога, которое находитс€ здесь же, напратив храма. Ќапртив  храмов Ўивы лицом, т.е. мордой к храму лежит Ќандин ( Nandi), бык. ¬ храмах, посв€щенных Ѕогине-ћатери ( Devi),  это - лев, вахара ƒурги, в храмах ¬ишну это √аруда - человек с птичьей головой.
Ѕалипитха (Balipitha) пьедестил дл€  жертвенных приношений  с лотосом или следами божества установлен р€дом с мурти (изображением) Ѕожества. ≈го можно узнать в любое врем€ по остаткам приношений - красному порошку -куркуме, желтой сандаловой пасте, рису, цветам. ¬ ведический период кровавые жертвы приносились гораздо чаще, чем в наще врем€, поэтому облик жертвенника должен был изменитьс€, на сколько сказать не могу, но очевидно в очень древних храмах он выгл€дит иначе.
’рам   окружен невысокой стеной или забором - по крайней мере в городской черте в ’имачале, ”ттаранчале, ”ттар ѕрадеше, где € была. ¬ центральной и южной »ндии вокруг храма может быть довольно высока€ стена ( prakara) с одним основным и трем€ вспомогательными воротами, над которыми выситс€ храмова€ башн€ - √опурам( Gopuram), то есть ¬орота коровы. √опурамы пока € видела только в ’ампи ( арнатака). ¬ храме ¬ирупакша их было 2 один напротив другого, в боковых входах ворота были без башен. ¬ храмах ¬италла был всего 1 гопурам- центральный, никаких боковых. ¬ прочих храмах ’ампи, так же как и   храмы ѕаттадакала в  артанате, никакой   ограды.
¬ ограде (prakara) могут находитс€ наход€тс€   небольших  храма или св€тыни   божеств, св€занных с главным божеством храма. Ќапример, в храме Ўивы второстепенные  св€тыни посв€щены √анеше (Ganapati), супруге Ўивы ѕарвати (Parvati), Subramanya и Candesvara. ¬ храме ¬ишну соответственно Ћакшми, ’ануману и √аруде.  ¬ храме ƒурги -   Ўиве, √анеше,  Subramanya.
ќкрестности храма включают yagasala   (жертвенный навес), pakasala (навеса   кухни), место дл€ утсавамурти (utsavamurti) -  изображение Ѕожества, которое несут в процессии или везут в храмовой колеснице на фестивале,  саму колесницу, гараж дл€ нее, и прочее. ¬ообще-то храмы прин€то строить на берегу реки, а если реки р€дом нет - то на горе
символика индийского храма

’рам - место, где реализуетс€ св€зь между человеком и Ѕогом, между земной жизнью и божественной жизнью, между фактическим и идеалом. ѕоэтому храм сам €вл€етс€ символом.


антропо-модель индуистского храма. Ќажмите дл€ увеличени€ѕлан храма также очень символичен. √оризонтально гарбхагриха  представл€ет голову и гопурам ноги божества. ƒругие части комплекса здани€ идентифицируютс€ с другими част€ми тела. Ќапример, ardhamantapa (маленькое помещение перед garbhagrha) - нос; antarala (проход р€дом с предыдущим, привод€щий в  главную мандапу) - ше€; различные mantapas - тело; prkaras (окружающий стены) - руки и так далее. ¬ертикально, garbhagrha представл€ет шею, башн€ sikhara  - голова, kalasa (украшение) пучок волос (sikha) и так далее.
’рам также представл€ет Ѕога в космической форме, с различными мирами, расположенными на различных част€х ≈го тела. Bhuloka (земл€) формирует Hisfeet, и Satyaloka (также названный Brahmaloka) формирует ≈го sikha, и т.д.
≈сли храм отображает в символической форме тело Ѕога на макрокосмическом уровне, он так же   отображает в символической форме тело человека на микрокосмическом плане. Ќазвани€ различных частей храма - это названи€, используемые дл€ обозначени€ частей человеческого тела.  Cмотрите на следующие технические названи€: paduka, pada, carana, anghri, jangha, uru, griva, kantha, sira. Sirsa, karna, nasika, sikha. Pada (нога) - колонна,  griva (ше€) - часть между карнизом и еще какой то деталью, Nasika (нос) - архитектурна€ часть и так далее. Garbhagrha представл€ет сердце и изображение. Ёта наука о символах пробует внушить нам потребность искать Ѕога в нас самих, а не только снаружи.

ћанадала - проектци€ индуистского храма. Ќажмите дл€ увеличени€’рам также представл€ет Meruparvata - мифическа€ золота€ гора ћеру, описанна€ в ѕуранах, как центральна€ точка вселенной, вокруг которые крут€тс€ все остальные миры. ѕрототип или тень или напротив проекци€ золотой горы - реальна€ гора ћеру расположена в √архвальских √имала€х и имеет высоту 6666, странно не правда ли?

 ороче говор€, индуистский  храм представл€ет этот мир во всех его аспектах, фактическом и тонком. ¬ходной гопурам создает ощущение и  символизирует   великолепие внешнего мира. Ѕордюры и скульптуры на внешних стенах храма, изображающие мир животных и мирскую жизнь обычных людей, сопровождаютс€ сценами от эпической и мифологической литературы, а также религиозными символами и изображени€ми  богов и богинь, должны напомнить зрител€м о истинной цели существовани€, и  большом культурном и религиозном наследии.

’рам также представл€ет тонкое тело с семью психическими центрами или чакра. Garbhagrha представл€ет anahata чакру (четвертый психический центр в области сердца), и сама€ верхн€€ часть kalasa указывают на sahasrara (седьмой и последний центр, расположенный на макушке  головы). ѕервые три центра (muladhara, svadhisthana и mainpura, расположенные соответственно около заднего прохода, сексуального органа и пупке) - ниже уровн€ земли, visuddha и ajna, расположенные в корне горла и между бров€ми, наход€тс€ на sikhara области - башне.

„асто план  храма представл€ет собой мандалу.  Manadala - геометрическа€ диаграмма с тайными потенциальными возможност€ми. —имметри€ - ее главна€ особенность. —озданный мир, который €вл€етс€ прекрасным образцом творчества —оздател€, может лучше всего быть представлен симметрическим в виде иде€льной мандалы. ƒвижение в manadala, исходит ис наружных частей к внутреннему центру, который €вл€етс€ точкой, творческим ѕринципом. ¬ерующий   должен начать снаружи, пройти окольными пут€ми через  последовательные стадии, чтобы подойти  к центру, подобно тому как человек входит в храм, он должен пройти через несколько ворот, внутренние дворы и проходы, приближа€сь к св€тилищу, отбрасыва€ внешнее, что бы прикоснутьс€ к основам существовани€.








—равнение ƒревней »ндии и ƒревне –уси.
  ¬ажность русской ведической традиции, русской ведической литературы, велика не только дл€ –оссии, но и дл€ всего мирового сообщества, ибо русский ведизм близок к истоку ве- дической веры и ведической культуры, а она во многом определ€ет жизнь современной цивилизации.   также глубокие корни нашей культуры переплетались с корн€ми культуры индийской на запавшем горизонте индоевропейского соседства и близости. Ќо с той поры прошло три тыс€челети€, если не больше. –азделенные просторами степей, неприступными цеп€ми горных хребтов, множеством промежуточных государств, пестрых культурных ландшафтов, разделенные историческими перипети€ми, пережитыми врозь, вовлеченные в сферы далеких и различных очагов культуры, народы –уси и »ндии потер€ли св€зь, потер€ли предани€ и воспоминани€ о былой близости. ќднако научна€ реставраци€ индоевропейского родства в XVIII - XIX вв. опиралась на давнишний интерес, жадное внимание ко всем сведени€м о чудесной, богатой, сказочной »ндии. ¬ русской письменности, как известно ,сведени€ об »ндии накапливаютс€ с XI в. Ћегендарные рассказы постепенно вытесн€ютс€ все более достоверными, переводные источники замен€ютс€ оригинальными. ѕервое записанное путешествие русского человека в »ндию относитс€ к 1466-1472 гг. ќно выдел€етс€ среди более ранних и близких по времени западноевропейских сочинений такого рода лаконичностью и меткостью рассказа, остротой наблюдений, точностью в детал€х, широтой охвата жизни средневековых кн€жеств западной и центральной »ндии .’ождение за три мор€ јфанаси€ Ќикитина восхищает нас не только как захватывающа€ повесть о преодолении великих трудностей и испытаний одиноким путешественником в потустороннее индийское море, но и своей познавательной ценностью, как драгоценный исторический источник, как пам€тник пытливых исканий и раздумий русского человека об »ндии, ее вере и обыча€х, ее государстве и народе.








»спользованы материалы сайтов www.sanathanadharma.com, www.templenet.com, www.hindunet.com, http://artyx.ru/books, http://forum.kursknet.ru, http://www.achadidi.narod.ru

ѕри переводе пользовалась помошью www.translate.ru





¬ывод.
 ультура »ндии — одна из древнейших культур человечества, непрерывно развивающа€с€ в течение нескольких тыс€челетий. Ќа прот€жении этого времени многочисленные народы, насел€ющие территорию »ндии, создали высокохудожественные произведени€ литературы и искусства. ћногие из этих произведений относ€тс€ к древнему периоду истории »ндии, охватывающему промежуток времени с 3 тыс€челети€ до н.э. по 5 в. н.э.
Ќе смотр€ на отсутствие политического единства, различие €зыков и верований народов »ндии, эта страна в течение средних веков и нового времени сохран€ла сложившеес€ в древности единство культуры. √осподствующа€ в »ндии религи€ - индуизм - осв€щала традиционность повседневного уклада жизни.

 

 


   




Kruvaldina   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 04 ќкт€бр€ 2009 г. 05:34 (ссылка)
здесь Ћик —тража —мерти
слабонервным делать нечего
в глаза не смотреть !
ћощнейший гипноз
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку